Изучает поведение человека процессы восприятия мышления осознания запоминания: Вариант 3. Онлайн тесты ЕГЭ Обществознание

КИМы в формате ЕГЭ для 10 класса, по теме «Наука и образование»

Тест: «Наука и образование». Вариант 1.

1.Запишитеслово, пропущенное в таблице:

Название науки

Объект изучения

………………….

Изу­ча­ет по­ве­де­ние че­ло­ве­ка, про­цес­сы вос­при­я­тия, мыш­ле­ния, осо­зна­ния, за­по­ми­на­ния

Социология

Изу­ча­ет вза­и­мо­дей­ствие со­ци­аль­ных групп, функ­ци­о­ни­ро­ва­ние со­ци­аль­ных ин­сти­ту­тов, со­ци­аль­ную струк­ту­ру об­ще­ства

2. В приведенном ниже ряду найдите понятие, которое яв­ляется обобщающим для всех остальных представлен­ных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

Дистанционное обучение, международные связи, тен­денция интернационализации, культура общества, взаимопроникновение культур.

3. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, обозначают естественные науки.

1) археология 2) геология 3) физика 4) ботаника 5) химия 6) педагогика

 Найдите два термина, «выпадающих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

4. Найдите в приведенном списке черты, отличающие на­учное знание от других видов познания мира. Запишите цифры, под которыми эти черты указаны. 1) теоретическое обоснование 2) экспериментальная проверка 3) опора на авторитеты 4) использование специальных понятий 5) сложность усвоения 6) опора на повседневный опыт

5. Выберите верные суждения о новых тенденциях в обра­зовании и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Благодаря электронной почте и видеоконференциям школы могут устанавливать и поддерживать между­народные связи. 2) Дистанционное обучение приобретает все более ши­рокое распространение среди обучающихся людей различных возрастов. 3) Гуманизация образования предполагает усиленное внимание к личности учащегося, его интересам, за­просам. 4) Совре-менное образование ориентируется на компе­тенции учащихся, и поэтому знания становятся не­нужными. 5) Раньше внимание уделялось непрерывному образо­ванию, а в настоящее время полная средняя школа обеспечивает достаточную образовательную подго­товку.

6. Установите соответствие между отличительными при­знаками отдельных областей культуры и отраслями культуры, которые они иллюстрируют: к каждой пози­ции, данной в первом столбце, подберите соответствую­щую позицию из второго столбца.

Признаки

Отрасль культуры

А) классификация явлений и типов мышления

1) образование

Б) теоретическое обоснова­ние законов развития природы и общества

2) наука

Тест: «Наука и образование». Вариант 2.

1.Запишитеслово пропущенное в таблице:

Название науки

Объект изучения

Экономика

Си­сте­ма ры­ноч­ных от­но­ше­ний, про­из­вод­ство, обмен, рас­пре­де­ле­ние и по­треб­ле­ние то­ва­ров и услуг

…………………..

На­ро­до­на­се­ле­ние, про­цес­сы рож­да­е­мо­сти и смерт­но­сти, ми­гра­ция, про­дол­жи­тель­ность жизни

2. Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда, и за­пи­ши­те цифру, под ко­то­рой оно ука­за­но.

 На­блю­де­ние, экс­пе­ри­мент, метод по­зна­ния, ан­ке­ти­ро­ва­ние, ин­тер­вью­и­ро­ва­ние.

3. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «наука». 1) гипотеза 2) эксперимент 3) доказательность 4) рацио-нальность 5) чувственность 6) теория 7) концепции 8) субъективность

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

4. Молодые ученые представили на конкурс свои научные работы. Что отличает их от результатов других видов познания? Запишите цифры, под которыми эти отличия указаны.

1) отражение внешних признаков познаваемого объекта 2) обнаружение за видимыми проявлениями внутрен­них связей и отношений 3) теоретическое обобщение полученных результатов 4) опора на методы, соответствующие области исследо­вания 5) формулировка возможных ответов на возникающие вопросы 6) построение предположений, основанных на опыте

5. Выберите верные суждения о науке как отрасли духов­ной жизни и запишите цифры, под которыми они ука­заны.

1) Результаты научных исследований зависят от отно­шения исследователя к обществу, природе и духов­ной жизни в целом. 2) Наука дает теоретическое обоснование законов раз­вития природы и общества. 3) Основой научной деятельности является сбор фак­тов, их постоянное обновление и систематизация. 4) Наука не только описывает природные или общест­венные явления, но и позволяет построить причин­но-следственные связи между ними. 5) Научные выводы базируются на убеждении и вере.

6. Установите соответствие между разновидностями духов­ных ценностей и их конкретными проявлениями: к ка­ждой позиции, данной в первом столбце, подберите со­ответствующую позицию из второго столбца.

Характерные черты

Институты науки и образования

А) главным компонентом деятельности является получение знаний

1) общие черты

Б) имеет социально­ производственную функ­цию

2) отличительные черты

В) является частью духов­ной культуры обществ

Г) важной функцией вы­ступает социализация личности

Д) поддерживается государ­ством

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

А

Б

В

Г

Д

7. Установите соответствие между особенностями позна­ния человеком мира и видами знания, которые они ил­люстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из вто­рого столбца.

Особенности познания

Виды знания

А) добываются специальными методами

1) обыденные знания

Б) предполагают проверку истинности полученных сведений

2) научные знания

В) формируются преимуще­ственно на основе наблю­дений

Г) опираются на теоретиче­ские обобщения

Д) возникают в процессе со­вершения бытовых дейст­вий

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

А

Б

В

Г

Д

8. Прочитайте приведенный текст, вставьте пропущенные слова

«Наука стремится выявить общие и универсальные законы мироздания; наука – это……(А) знаний. Наука изучает общее и…..(Б). ……(В) — систематический, организованный, ориентированный на сущность вид познания, имеющий следующие особенности. Существует два уровня научного познания: эмпиризм и …….(Г), или теоретическая форма познания. В процессе научного развития теоретическое познание может превратится в эмпирическое – опытное. Научное познание отличается от ……(Д) тем, что стремится к максимальной ……(Е) в описании изучаемых предметов и явлений; владеет особым языком, используемым для их описания; владеет специфическими способами обоснования истинности полученных знаний»

Список терминов:

1) рационализм 6) объективность

2) обыденное познание 7) субъективность

3) научное познание 8) толерантность

4) закономерность 9) агностицизм

5) система

А

Б

В

Г

Д

Е

В) приобщение индивида к достижениям цивилиза­ции

Г) освоение сложившейся системы знаний, норм и ценностей

Д) выработка системно ор­ганизованных способов воздействия на окру­жающий мир

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

А

Б

В

Г

Д

7. Установите соответствие между признаками и формами познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Признаки

Формы познания

А) отражение мира в художе­ственных образах

1) наука

Б) выражение и объяснение сущности явлений

2) искусство

В) направленность на удовле­творение потребности че­ловека в прекрасном

Г) обоснованность получен­ных результатов

Д) достоверность выводов

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

А

Б

В

Г

Д

8. Прочитайте текст. Вставьте слова на месте пропусков.

«Люди, которые сами не занимаются наукой, довольно часто полагают, что ………А) всегда дают абсолютно достоверные положения. Эти люди считают, что научные работники делают свои ……..(Б) на основе неоспоримых ………В) н безупречных рассуждений и, следовательно, уверенно шагают вперед, причем исключена возможность ……..(Г) или………(Д) назад. Однако состояние современной науки, так же как и………(Е) наук в прошлом, доказывают, что дело обстоит совершенно не так».

Список терминов:

1) акты

2) ошибка

3) психика

4) выводы

5) науки

6) контакты

7) возврат

8) личность

9) история

А

Б

В

Г

Д

Е

Ключ к тесту «Наука и образование»

Вариант 1

Вариант 2

Баллы

1

психология

демография

1

2

культура общества

метод познания

1

3

1 6

5 8

1

4

124

234

2

5

123

234

2

6

22112

12121

2

7

21211

22121

2

8

541279

543126

2

Критерии оценок:

«5» — 12-13 баллов

«4» — 9-11 баллов

«3» — 6-8 баллов

«2» — 5 и менее баллов

Тест для подготовки к ЕГЭ по обществознанию № 1.

| Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по обществознанию (11 класс) на тему:

Задание 1 № 58 тип 1 

ОБЪЕКТЫ НАУКИ

 

НАУКА

ОБЪЕКТ НАУКИ

Закономерности взаимоотношений социальных субъектов по поводу политической власти

Правоведение

Система основных понятий юриспруденции и основные отрасли российского права

Задание 2 № 95 тип 1 

Запишите слово, пропущенное в схеме.

Задание 3 № 132 тип 1 

Запишите слово, пропущенное в таблице.

СФЕРЫ ОБЩЕСТВА

 СФЕРЫ

УЧРЕЖДЕНИЯ (ОРГАНИЗАЦИИ)

Экономическая

Заводы, фирмы, банки, рынки и др.

Государство, парламент, правительство, судебная система, партии и др.

Задание 4 № 280 тип 1 

Запишите слово, пропущенное в схеме.

Задание 5 № 502 тип 1 

Запишите слово, пропущенное в схеме.


Задание 6 № 650 тип 1 

Запишите слово, пропущенное в таблице.

ФОРМЫ ОСВОЕНИЯ МИРА

ФОРМА

ХАРАКТЕРИСТИКА

Освоение мировоззренческих установок, основанных на вере в сверхъестественное

Искусство

Освоение и воплощение эстетических ценностей

Задание 7 № 761 тип 1 

Запишите слово, пропущенное в схеме.

 

Задание 8 № 798 тип 1 

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

ХАРАКТЕРИСТИКА

Экономические отношения

Отношения, возникающие и воспроизводимые в процессе материального производства

… отношения

Отношения, возникающие в обществе и отражающие отношение государства к своим гражданам и их группам, граждан к существующей государственной власти

Задание 10 № 1020 тип 1 

 

Задание 12 № 1131 тип 1 

Запишите слово, пропущенное в схеме.

 

Задание 13 № 1205 тип 1 

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

ТИП ОБЩЕСТВА

ОСНОВА ПРОИЗВОДСТВА

Земля и ручной труд

Индустриальное

Промышленное производство

Постиндустриальное

Знания, информация

Задание 15 № 1464 тип 1 

Запишите слово, пропущенное в таблице:

 

ЭЛЕМЕНТ СТРУКТУРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ХАРАКТЕРИСТИКА

Субъект

Кто осуществляет деятельность

Объект

На что деятельность направлена

. ..

Идеальный образ желаемого результата

Задание 16 № 2561 тип 1 

Запишите слово, пропущенное в схеме:

 

Задание 17 № 2598 тип 1 

Запишите слово, пропущенное в схеме:

 

 

Задание 18 № 2692 тип 1 

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

 

НАЗВАНИЕ НАУКИ

ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ

Изучает поведение человека, процессы восприятия, мышления, осознания, запоминания

Социология

Изучает взаимодействие социальных групп, функционирование социальных институтов, социальную структуру общества

Задание 19 № 2729 тип 1 

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

 

НАЗВАНИЕ НАУКИ

ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ

Экономика

Система рыночных отношений, производство, обмен, распределение и потребление товаров и услуг

Народонаселение, процессы рождаемости и смертности, миграция, продолжительность жизни

Задание 20 № 3308 тип 1 

Запишите слово, пропущенное в схеме.

Задание 23 № 3725 тип 1 

Запишите слово, пропущенное в таблице

 

ФУНКЦИЯ МОРАЛИ

ХАРАКТЕРИСТИКА

Обеспечивает взаимопонимание и общение людей в социуме

Ценностно-ориентировочная

Формирует способность самостоятельно ориентироваться в нравственных ценностях

Задание 24 № 3799 тип 1 

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

ХАРАКТЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРОЯВЛЕНИЕ

Сознательный

Выдвижение целей и предвидение результатов

Изменение окружающего мира и самого себя

Задание 25 № 3836 тип 1 

Запишите слово, пропущенное в таблице.

ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЦЕЛЬ

Учение

Приобретение знаний

Достижение практически полезного результата, создание продуктов потребления

Задание 26 № 3910 тип 1 

Запишите слово, пропущенное в таблице

 ТИП ОБЩЕСТВА

ОСНОВНОЙ ФАКТОР ПРОИЗВОДСТВА

Аграрное

. ..

Постиндустриальное

Информация

Задание 27 № 4132 тип 1 

Запишите слово, пропущенное в таблице.

МЕТОД ПОЗНАНИЯ

ХАРАКТЕРИСТИКА

Наблюдение

Целенаправленный процесс восприятия явлений окружающего мира, предметов действительности

Выдвижение …

Выдвижение догадок, предположений для объяснения фактов, не укладывающихся в существующие теории

Задание 28 № 4169 тип 1 

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

ФУНКЦИЯ ИСКУССТВА

ХАРАКТЕРИСТИКА

Эстетическая

Воспроизведение действительности по законам красоты

. ..

Отражение действительности при помощи художественных образов

Задание 31 № 4280 тип 1

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

ФОРМА ОСВОЕНИЯ МИРА

ХАРАКТЕРИСТИКА

Религия

Проявление мировоззренческих установок, переживаний и действий, основанных на вере в сверхъестественное, священное

Получение, обоснование и систематизация объективных знаний о мире

Задание 32 № 4319 тип 1

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

ТИП ОБЩЕСТВА

ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

Большинство работающих занято в сельском хозяйстве

Индустриальное

Большинство работающих занято в промышленности

 

 Задание 33 № 4393 тип 1 

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

ФУНКЦИЯ КУЛЬТУРЫ

ХАРАКТЕРИСТИКА

Информационная

Позволяет накапливать и передавать социальный опыт от поколения к поколению

Позволяет людям вступать в общение друг с другом

Ответ:________

 Задание 34 № 4720 тип 1 

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

Задание 36 № 5045 тип 1 

Запишите слово, пропущенное в схеме.


Задание 37 № 5158 тип 1

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

ВИДЫ

ХАРАКТЕРИСТИКА

Ориентация на запросы широкого круга потребителей,

коммерческий характер

Элитарная

Принципиальная закрытость, духовный аристократизм

Что такое познание? | Введение в психологию – Райнке

Цели обучения

К концу этого раздела вы сможете:

  • Описывать познание
  • Различать концепции и прототипы
  • Объясните разницу между естественными и искусственными понятиями

Представьте, что все ваши мысли являются физическими существами, быстро крутящимися в вашем уме. Как возможно, что мозг может переходить от одной мысли к другой организованным, упорядоченным образом? Мозг бесконечно воспринимает, обрабатывает, планирует, организует и запоминает — он всегда активен. Тем не менее, вы не замечаете большую часть активности вашего мозга, когда вы двигаетесь в своей повседневной жизни. Это только одна грань сложных процессов, связанных с познанием. Проще говоря, познание — это мышление, и оно охватывает процессы, связанные с восприятием, знанием, решением проблем, суждениями, языком и памятью. Ученые, изучающие познание, ищут способы понять, как мы интегрируем, организуем и используем наш сознательный когнитивный опыт, не осознавая всей бессознательной работы, которую выполняет наш мозг (например, Канеман, 2011).

ПОЗНАНИЕ

Каждое утро, просыпаясь, вы начинаете думать, обдумывая задачи, которые должны выполнить в этот день. В каком порядке вы должны выполнять свои поручения? Должны ли вы сначала пойти в банк, в химчистку или в продуктовый магазин? Сможете ли вы сделать эти вещи до того, как пойдете в класс, или вам придется подождать, пока школа не закончится? Эти мысли являются одним из примеров познания в действии. Исключительно сложное познание является важной чертой человеческого сознания, однако не все аспекты познания переживаются сознательно.

Когнитивная психология — это область психологии, посвященная изучению того, как люди думают. Он пытается объяснить, как и почему мы думаем именно так, как мы думаем, изучая взаимодействие между человеческим мышлением, эмоциями, творчеством, языком и решением проблем, в дополнение к другим когнитивным процессам. Когнитивные психологи стремятся определить и измерить различные типы интеллекта, выяснить, почему одни люди лучше решают проблемы, чем другие, и как эмоциональный интеллект влияет на успех на рабочем месте, среди бесчисленного множества других тем. Они также иногда сосредотачиваются на том, как мы организуем мысли и информацию, собранную из нашего окружения, в значимые категории мыслей, которые будут обсуждаться позже.

КОНЦЕПЦИИ И ПРОТОТИПЫ

Нервная система человека способна обрабатывать бесконечные потоки информации. Органы чувств служат интерфейсом между разумом и внешней средой, получая раздражители и переводя их в нервные импульсы, которые передаются в мозг. Затем мозг обрабатывает эту информацию и использует соответствующие фрагменты для создания мыслей, которые затем могут быть выражены с помощью языка или сохранены в памяти для будущего использования. Чтобы усложнить этот процесс, мозг собирает информацию не только из внешней среды. Когда формируются мысли, мозг также извлекает информацию из эмоций и воспоминаний ([ссылка]). Эмоции и память сильно влияют как на наши мысли, так и на поведение.

Ощущения и информация принимаются нашим мозгом, фильтруются эмоциями и воспоминаниями и обрабатываются, чтобы стать мыслями.

Чтобы упорядочить это ошеломляющее количество информации, мозг создал своего рода картотеку. Различные файлы, хранящиеся в картотеке, называются концепциями. Концепты — это категории или группы лингвистической информации, образов, идей или воспоминаний, таких как жизненный опыт.

Понятия во многих отношениях являются большими идеями, которые генерируются путем наблюдения за деталями, а также классификации и объединения этих деталей в когнитивные структуры. Вы используете понятия, чтобы увидеть отношения между различными элементами вашего опыта и сохранить информацию в своем уме организованной и доступной.

Понятия основаны на нашей семантической памяти (вы узнали об этом понятии, когда изучали память) и присутствуют во всех аспектах нашей жизни; однако одно из самых простых мест, где можно заметить концепции, — это классная комната, где они обсуждаются в явном виде. Когда вы изучаете историю Соединенных Штатов, например, вы узнаете не только об отдельных событиях, которые произошли в прошлом Америки. Вы усваиваете большое количество информации, слушая и участвуя в дискуссиях, изучая карты и читая рассказы из первых рук о жизни людей. Ваш мозг анализирует эти детали и формирует общее представление об американской истории. В процессе ваш мозг собирает детали, которые информируют и улучшают ваше понимание связанных понятий, таких как демократия, власть и свобода.

Понятия могут быть сложными и абстрактными, как правосудие, или более конкретными, как виды птиц. В психологии, например, стадии развития Пиаже представляют собой абстрактные понятия. С некоторыми понятиями, такими как толерантность, соглашаются многие люди, потому что они использовались по-разному на протяжении многих лет. Другие понятия, такие как характеристики вашего идеального друга или традиции дня рождения вашей семьи, являются личными и индивидуальными. Таким образом, концепции затрагивают каждый аспект нашей жизни, от нашей повседневной рутины до руководящих принципов, лежащих в основе функционирования правительств.

Еще один метод, используемый вашим мозгом для организации информации, — это идентификация прототипов концепций, которые вы разработали. Прототип — лучший пример или представление концепции. Например, для категории гражданского неповиновения вашим прототипом может быть Роза Паркс. Ее мирное сопротивление сегрегации в городском автобусе в Монтгомери, штат Алабама, является узнаваемым примером гражданского неповиновения.

Или вашим прототипом может быть Мохандас Ганди, которого иногда называют Махатма Ганди («Махатма» — почетный титул) ([ссылка]).

В 1930 году Мохандас Ганди возглавил группу мирных протестов против британского налога на соль в Индии.

Мохандас Ганди служил ненасильственной силой за независимость Индии, одновременно требуя, чтобы буддийские, индуистские, мусульманские и христианские лидеры — как индийские, так и британские — мирно сотрудничали. Хотя ему не всегда удавалось предотвратить насилие вокруг себя, его жизнь представляет собой стойкий пример прототипа гражданского неповиновения (Фонд конституционных прав, 2013). Точно так же, как понятия могут быть абстрактными или конкретными, мы можем провести различие между понятиями, являющимися функциями нашего непосредственного опыта взаимодействия с миром, и понятиями, имеющими более искусственную природу.

ПРИРОДНЫЕ И ИСКУССТВЕННЫЕ ПОНЯТИЯ

В психологии понятия можно разделить на две категории: естественные и искусственные. Естественные концепции создаются «естественным образом» благодаря вашему опыту и могут развиваться как на прямом, так и на косвенном опыте. Например, если вы живете в Эссекс-Джанкшн, штат Вермонт, вы, вероятно, имели большой непосредственный опыт работы со снегом. Вы видели, как он падает с неба, вы видели легкий снежок, едва покрывающий лобовое стекло вашей машины, и вы выгребали 18 дюймов пушистого белого снега, думая: «Это идеально подходит для катания на лыжах». ». Вы забросали своего лучшего друга снежками и скатились на санках с самого крутого холма в городе. Короче говоря, вы знаете, снег. Вы знаете, как это выглядит, пахнет, на вкус и на ощупь. Однако если вы прожили всю свою жизнь на острове Сент-Винсент в Карибском море, вы, возможно, никогда не видели снега, а тем более не пробовали его на вкус, не нюхали и не прикасались к нему. Вы узнаете о снеге из косвенного опыта просмотра картинок падающего снега или из фильмов, в которых снег является частью декораций. В любом случае, снег — это естественное понятие, потому что вы можете понять его посредством прямых наблюдений или опыта со снегом ([ссылка]).

(а) Наша концепция снега является примером естественной концепции, которую мы понимаем посредством непосредственного наблюдения и опыта. (b) Напротив, искусственные понятия — это те, которые мы знаем по определенному набору характеристик, которые они всегда демонстрируют, например, что определяет различные основные формы. (кредит a: модификация работы Maarten Takens; кредит b: модификация работы Shayan (USA)/Flickr)

Искусственное понятие, с другой стороны, представляет собой понятие, определяемое определенным набором характеристик. Различные свойства геометрических фигур, таких как квадраты и треугольники, служат полезными примерами искусственных понятий. Треугольник всегда имеет три угла и три стороны. У квадрата всегда четыре равные стороны и четыре прямых угла. Математические формулы, такие как уравнение площади (длина × ширина), являются искусственными понятиями, определяемыми определенными наборами характеристик, которые всегда одни и те же. Искусственные концепции могут улучшить понимание темы, опираясь друг на друга. Например, прежде чем изучать понятие «площадь квадрата» (и формулу для ее нахождения), вы должны понять, что такое квадрат. Как только понятие «площадь квадрата» будет понято, понимание площади других геометрических фигур может быть построено на первоначальном понимании площади. Использование искусственных понятий для определения идеи имеет решающее значение для общения с другими и участия в сложных размышлениях. Согласно Голдстоуну и Керстену (2003), концепции действуют как строительные блоки и могут соединяться в бесчисленных комбинациях для создания сложных мыслей.

СХЕМА

Схема — это умственная конструкция, состоящая из группы или набора связанных понятий (Bartlett, 1932). Существует множество различных типов схем, и все они имеют одну общую черту: схемы — это метод организации информации, который позволяет мозгу работать более эффективно. Когда схема активирована, мозг делает немедленные предположения о наблюдаемом человеке или объекте.

Существует несколько типов схем.

Ролевая схема делает предположения о том, как будут вести себя люди в определенных ролях (Каллеро, 19 лет).94). Например, представьте, что вы встречаете человека, который представляется пожарным. Когда это происходит, ваш мозг автоматически активирует «схему пожарного» и начинает делать предположения, что этот человек смелый, самоотверженный и ориентированный на общество. Несмотря на то, что вы не знаете этого человека, вы уже неосознанно судите о нем. Схемы также помогают заполнить пробелы в информации, которую вы получаете из окружающего мира. Хотя схемы позволяют более эффективно обрабатывать информацию, со схемами могут возникнуть проблемы, независимо от того, насколько они точны: возможно, этот конкретный пожарный не храбрый, он просто работает пожарным, чтобы оплачивать счета, пока учится на детского библиотекаря.

Схема событий, также известная как когнитивный сценарий, представляет собой набор действий, которые могут показаться рутиной. Подумайте о том, что вы делаете, когда входите в лифт ([ссылка]). Сначала двери открываются, и вы ждете, пока выходящие пассажиры покинут кабину лифта. Затем вы входите в лифт и поворачиваетесь лицом к дверям, ища правильную кнопку, которую нужно нажать. Ты никогда не стоишь лицом к задней части лифта, не так ли? А когда вы едете в переполненном лифте и не можете смотреть вперед, вам некомфортно, не так ли? Интересно, что схемы событий могут сильно различаться в разных культурах и странах. Например, хотя в Соединенных Штатах люди довольно часто приветствуют друг друга рукопожатием, в Тибете вы приветствуете кого-то, показывая ему язык, а в Белизе вы стучите кулаками (Cairns Regional Council, n.d.)

Какую схему событий вы выполняете, когда едете в лифте? (кредит: «Гидеон»/Flickr)

Поскольку схемы событий являются автоматическими, их может быть трудно изменить. Представьте, что вы едете домой с работы или учебы. Эта схема события включает в себя посадку в машину, закрытие двери и пристегивание ремня безопасности перед тем, как вставить ключ в зажигание. Вы можете выполнять этот сценарий два или три раза в день. Когда вы едете домой, вы слышите мелодию звонка вашего телефона. Как правило, схема события, которая возникает, когда вы слышите звонок телефона, включает поиск телефона и ответ на него или ответ на ваше последнее текстовое сообщение. Поэтому, не задумываясь, вы тянетесь к своему телефону, который может быть в кармане, в сумке или на пассажирском сиденье автомобиля. Эта мощная схема событий основывается на вашем образце поведения и приятной стимуляции, которую дает вашему мозгу телефонный звонок или текстовое сообщение. Поскольку это схема, нам чрезвычайно сложно перестать тянуться к телефону, даже если мы знаем, что подвергаем опасности свою жизнь и жизнь других, делая это (Нейфах, 2013) ([ссылка]).

Отправка текстовых сообщений за рулем опасна, но некоторым людям трудно сопротивляться такой схеме событий.

Помните лифт? Кажется почти невозможным войти, и , а не стоят лицом к двери. Наша мощная схема событий диктует наше поведение в лифте, и наши телефоны ничем не отличаются. Текущие исследования показывают, что именно привычка или схема событий проверять наши телефоны в самых разных ситуациях делает воздержание от проверки их во время вождения особенно трудным (Bayer & Campbell, 2012). Поскольку текстовые сообщения и вождение в последние годы стали опасной эпидемией, психологи ищут способы помочь людям прервать «схему телефона» во время вождения. Подобные схемы событий являются причиной того, что от многих привычек трудно избавиться после того, как они были приобретены. Продолжая исследовать мышление, помните, насколько мощными являются силы понятий и схем для нашего понимания мира.

Резюме

В этом разделе вы познакомились с когнитивной психологией, изучающей познание или способность мозга думать, воспринимать, планировать, анализировать и запоминать. Понятия и соответствующие им прототипы помогают нам быстро организовать наше мышление, создавая категории, по которым мы можем сортировать новую информацию. Мы также разрабатываем схемы, которые представляют собой кластеры связанных понятий. Некоторые схемы включают в себя рутинные мысли и поведение, и они помогают нам правильно действовать в различных ситуациях, не «думая дважды» о них. Схемы проявляются в социальных ситуациях и рутинах повседневного поведения.

Глоссарий

искусственное понятие понятие, определяемое очень специфическим набором характеристик

познание мышление, включая восприятие, обучение, решение проблем, суждение и память

когнитивная психология область психологии, посвященная изучению всех аспектов мышления людей

понятие  категория или группа лингвистической информации, объектов, идей или жизненного опыта

когнитивный сценарий  набор действий, которые каждый раз выполняются одинаково; также называется схемой событий

схема событий набор действий, которые каждый раз выполняются одинаково; также называется когнитивным сценарием

естественная концепция  ментальные группировки, которые создаются «естественным образом» благодаря вашему опыту

прототип

лучшее воплощение концепции

ролевая схема набор ожиданий, определяющих поведение человека, занимающего определенную роль

схема  (множественное число = схемы) умственная конструкция, состоящая из кластера или набора связанных понятий

 

9.

1 Воспоминания как типы и стадии – Введение в психологию – 1-е канадское издание

Глава 9. Воспоминания и суждения

Цели обучения

  1. Сравните и сопоставьте явную и неявную память, определяя особенности, которые определяют каждую из них.
  2. Объясните функцию и продолжительность эйдетических и эхоических воспоминаний.
  3. Обобщите возможности кратковременной памяти и объясните, как рабочая память используется для обработки содержащейся в ней информации.

Как видно из Таблицы 9.1 «Концептуализация памяти в терминах типов, стадий и процессов», психологи концептуализируют память в терминах типов , стадий и процессов . В этом разделе мы рассмотрим два типы памяти , явная память и неявная память , а затем три основных этапа памяти : сенсорная , кратковременная и долговременная (Аткин сын и Шиффрин, 1968). Затем, в следующем разделе, мы рассмотрим природу долговременной памяти, уделяя особое внимание когнитивным методам, которые мы можем использовать для улучшения нашей памяти. Наше обсуждение будет сосредоточено на трех процессах, занимающих центральное место в долговременной памяти 9 .0084 : кодирование , хранение и поиск .

Таблица 9.1 Память, представленная в терминах типов, стадий и процессов.
Как типы
  • Явная память
  • Неявная память
В качестве ступеней
  • Сенсорная память
  • Кратковременная память
  • Долговременная память
Как процессы
  • Кодировка
  • Хранение
  • Поиск

Явная память

Когда мы оцениваем память, прося человека сознательно запоминать вещи, мы измеряем явную память . Явная память  относится к знаниям или опыту, которые можно сознательно запомнить . Как вы можете видеть на рис. 9.2, «Типы памяти», существует два типа явной памяти: эпизодов 9.0070 и семантические . Эпизодическое воспоминание относится к личному опыту, который у нас был (например, воспоминания о дне окончания средней школы или о фантастическом ужине, который мы устроили в Нью-Йорке в прошлом году). Семантическая память относится к нашему знанию фактов и понятий о мире (например, что абсолютное значение -90 больше, чем абсолютное значение 9, и что одно из определений слова «аффект» — это «переживание чувство или эмоция»).

Рисунок 9.2 Типы памяти.

Эксплицитная память оценивается с помощью показателей, при которых испытуемый должен сознательно пытаться запомнить информацию. Тест вспоминания памяти  – это мера явной памяти, которая включает извлечение из памяти информации, которая ранее запоминалась . Мы полагаемся на нашу память припоминания, когда сдаем тест на эссе, потому что тест требует от нас генерировать ранее запомненную информацию. Тест с множественным выбором является примером тест памяти распознавания , мера явной памяти , которая включает определение того , была ли информация видна или изучена до .

Ваш собственный опыт прохождения тестов, вероятно, приведет вас к согласию с выводами научных исследований о том, что вспомнить сложнее, чем распознать. Припоминание, как это требуется в тестах на эссе, включает в себя два этапа: сначала создание ответа, а затем определение того, кажется ли он правильным. Распознавание, как и в тесте с множественным выбором, включает только определение того, какой пункт из списка кажется наиболее правильным (Haist, Shimamura, & Squire, 19).92). Хотя они включают разные процессы, показатели памяти припоминания и узнавания, как правило, коррелируют. Учащиеся, которые лучше справляются с экзаменом с несколькими вариантами ответов, также в целом будут лучше сдавать экзамен по эссе (Bridgeman & Morgan, 1996).

Третий способ измерения памяти известен как переобучение (Нельсон, 1985). Показатели повторного обучения (или накопления) оценивают, насколько быстрее обрабатывается или усваивается информация, когда она изучается снова после того, как она уже была усвоена, но затем забыта . Например, если вы посещали курсы французского языка в прошлом, вы могли забыть большую часть выученной лексики. Но если бы вам снова пришлось работать над своим французским языком, во второй раз вы выучили бы словарный запас намного быстрее. Повторное обучение может быть более чувствительной мерой памяти, чем припоминание или узнавание, потому что оно позволяет оценивать память с точки зрения «сколько» или «как быстро», а не просто «правильные» и «неправильные» ответы. Повторное обучение также позволяет нам измерять память на такие действия, как вождение автомобиля или игра на фортепиано, а также память на факты и цифры.

Неявная память

В то время как эксплицитная память состоит из вещей, о которых мы можем сознательно сообщить, что мы знаем, имплицитная память относится к знанию, к которому мы не можем сознательно получить доступ. Тем не менее имплицитная память чрезвычайно важна для нас, поскольку она оказывает прямое влияние на наше поведение. Имплицитная память относится к влиянию опыта на поведение, даже если человек не осознает эти влияния . Как вы можете видеть на рисунке 9.2, «Типы памяти», существует три основных типа имплицитной памяти: процедурная память, классические условные эффекты и прайминг.

Процедурная память относится к нашим зачастую необъяснимым знаниям о том, как что-то делать . Когда мы идем из одного места в другое, говорим с другим человеком по-английски, набираем номер мобильного телефона или играем в видеоигру, мы используем процедурную память. Процедурная память позволяет нам выполнять сложные задачи, даже если мы не можем объяснить другим, как мы их делаем. Невозможно рассказать кому-то, как ездить на велосипеде; человек должен учиться, делая это. Идея имплицитной памяти помогает объяснить, как младенцы способны учиться. Способность ползать, ходить и говорить — это процедуры, и эти навыки легко и эффективно развиваются, пока мы дети, несмотря на то, что, будучи взрослыми, мы не помним, как научились им.

Второй тип имплицитной памяти — это классические условные эффекты , при которых мы учимся, часто без усилий или осознания, ассоциировать нейтральные стимулы (например, звук или свет) с другим стимулом (например, едой), что создает естественная реакция, такая как удовольствие или слюноотделение . Память на ассоциацию проявляется, когда условный раздражитель (звук) начинает вызывать ту же реакцию, что и безусловный раздражитель (еда) до обучения.

Последний тип имплицитной памяти известен как прайминг или изменения в поведении в результате событий, которые происходили часто или недавно . Прайминг относится как к активации знания (например, мы можем активировать понятие доброты, предъявляя людям слова, связанные с добротой), так и к влиянию этой активации на поведение (люди, которые настроены на понятие доброты, могут вести себя более доброжелательно). ).

Одним из показателей влияния прайминга на имплицитную память является Тест фрагмента слова , в котором человека просят заполнить пропущенные буквы, чтобы составить слова. Вы можете попробовать сами: сначала попробуйте закончить следующие фрагменты слов, но работайте над каждым всего три-четыре секунды. Какие слова быстро приходят на ум?

_ я б _ а _ г

_ ч _ с _ _ и _ п

_ о _ к

_ ч _ и с _

Теперь внимательно прочитайте следующее предложение:

«Он взял материалы с полок, проверил их и вышел из здания».

Затем попробуйте снова составить слова из фрагментов слов.

Думаю, вы обнаружите, что фрагменты 1 и 3 легче завершить как «библиотека» и «книга» соответственно после того, как вы прочитали предложение, чем до того, как вы его прочитали. Однако чтение предложения не очень помогло вам завершить фрагменты 2 и 4 как «врач» и «фаэтон». Это различие в имплицитной памяти, вероятно, произошло потому, что, когда вы читали предложение, понятие «библиотека» (и, возможно, «книга») было подготовлено, хотя они никогда не упоминались явно. После того, как понятие введено в действие, оно влияет на наше поведение, например, в тестах на фрагменты слов.

На наше повседневное поведение влияет прайминг в самых разных ситуациях. Увидев рекламу сигарет, мы можем начать курить, увидев флаг своей страны, мы можем пробудить в себе патриотизм, а увидев ученика из конкурирующей школы, мы можем пробудить в себе дух соперничества. И эти влияния на наше поведение могут происходить без нашего ведома.

Направление исследования: подготовка внешнего осознания влияет на поведение

Одной из наиболее важных характеристик имплицитных воспоминаний является то, что они часто формируются и используются автоматически , без особых усилий или осознания с нашей стороны. Для демонстрации автоматизма и влияния эффектов прайминга Джон Барг и его коллеги (Bargh, Chen, & Burrows, 1996) провели исследование, в ходе которого они показали студентам бакалавриата списки из пяти зашифрованных слов, каждое из которых они должны были преобразовать в предложение. Кроме того, для половины участников исследования слова были связаны со стереотипами пожилых людей. Эти участники видели такие слова, как следующие:

в Виктории пенсионеры живут люди

человек в бинго забывчивый играет

Другая половина участников исследования тоже составляла предложения, но из слов, которые не имели ничего общего со старческими стереотипами. Цель этого задания заключалась в том, чтобы у одних участников закрепить в памяти стереотипы о пожилых людях, а у других — нет.

Затем экспериментаторы оценили, повлияет ли формирование старых стереотипов на поведение студентов — и действительно. Когда участник исследования собрал все свои вещи, думая, что эксперимент окончен, экспериментатор благодарил его или ее за участие и указывал дорогу к ближайшему лифту. Затем, без ведома участников, экспериментаторы зафиксировали количество времени, которое участник провел, идя от дверного проема экспериментальной комнаты к лифту. Как вы можете видеть на рисунке 9. 3, «Результаты исследований». участники, которые составили предложения, используя слова, связанные со стереотипами пожилых людей, переняли поведение пожилых людей — они шли значительно медленнее, когда покидали экспериментальную комнату.

Рисунок 9.3 Результаты исследования. Барг, Чен и Берроуз обнаружили, что начальные слова, связанные с пожилыми людьми, заставляют людей ходить медленнее (1996).

Чтобы определить, возникли ли эти предварительные эффекты вне сознания участников, Барг и его коллеги попросили еще одну группу студентов выполнить предварительное задание, а затем указать, имеют ли, по их мнению, слова, которые они использовали для составления предложений, какое-либо отношение друг другу или, возможно, каким-либо образом повлияли на их поведение. Эти студенты не знали о возможности того, что слова могли быть связаны с пожилыми людьми или могли повлиять на их поведение.

Стадии памяти: сенсорная, кратковременная и долговременная память

Еще один способ понять память — рассматривать ее с точки зрения стадий, описывающих продолжительность времени, в течение которого информация остается доступной для нас. В соответствии с этим подходом (см. рис. 9.4, «Длительность памяти») информация начинается в сенсорной памяти , перемещается в кратковременную память и, в конце концов, перемещается в долговременную память . Но не вся информация проходит все три стадии; большая часть забыта. Перемещается ли информация из кратковременной памяти в долговременную или же она теряется из памяти, всецело зависит от того, как эта информация воспринимается и обрабатывается.

Рисунок 9.4 Продолжительность памяти. Память можно охарактеризовать с точки зрения стадий — промежутка времени, в течение которого информация остается доступной для нас.

Сенсорная память

Сенсорная память  относится к кратковременному хранению сенсорной информации . Сенсорная память — это буфер памяти, который длится очень недолго, а затем, если на него не обращают внимание и не передают для дальнейшей обработки, он забывается. Цель сенсорной памяти — дать мозгу некоторое время для обработки поступающих ощущений и позволить нам видеть мир как непрерывный поток событий, а не как отдельные его части.

Зрительная сенсорная память известна как иконическая память . Знаковая память была впервые изучена психологом Джорджем Сперлингом (1960). В своем исследовании Сперлинг показал участникам отображение букв в ряды, подобное показанному на рис. 9.5 «Измерение иконической памяти». Однако отображение длилось всего около 50 миллисекунд (1/20 секунды). Затем Сперлинг дал своим участникам тест на запоминание, в котором их попросили назвать все буквы, которые они могли вспомнить. В среднем участники смогли вспомнить только около четверти букв, которые они видели.

Рисунок 9.5. Измерение иконической памяти. Сперлинг показал своим участникам такие изображения всего за 1/20 секунды. Он обнаружил, что, когда он предлагал участникам сообщить об одном из трех рядов букв, они могли это сделать, даже если сигнал был дан вскоре после того, как дисплей был удален. Исследование продемонстрировало существование иконической памяти.

Сперлинг рассудил, что участники видели все письма, но могли вспомнить их очень кратко, что не позволяло им сообщить о них все. Чтобы проверить эту идею, в своем следующем эксперименте он сначала показывал те же буквы, но затем, после того, как дисплей был убран, он давал участникам сигнал сообщать о буквах из первого, второго или третьего ряда. В этом состоянии участники сообщали почти все буквы в этом ряду. Это открытие подтвердило догадку Сперлинга: участники имели доступ ко всем буквам в своих знаковых воспоминаниях, и если задача была достаточно короткой, они могли сообщить о той части дисплея, о которой он попросил их. «Достаточно короткий» — это длина иконической памяти, которая составляет около 250 миллисекунд (¼ секунды).

Слуховая сенсорная память известна как эхоическая память . В отличие от иконических воспоминаний, которые распадаются очень быстро, эхоические воспоминания могут длиться до четырех секунд (Cowan, Lichty, & Grove, 1990). Это удобно, так как позволяет вам, среди прочего, помнить слова, которые вы сказали в начале длинного предложения, когда вы дойдете до его конца, и делать заметки о самом последнем заявлении вашего профессора психологии даже после того, как он или она закончила говорить это.

У некоторых людей иконическая память сохраняется дольше, это явление известно как эйдетические образы (или фотографическая память ), когда люди могут сообщать детали изображения в течение длительных периодов времени . Эти люди, которые часто страдают психологическими расстройствами, такими как аутизм, утверждают, что они могут «видеть» образ спустя долгое время после того, как он был представлен, и часто могут точно описать этот образ. Есть также некоторые свидетельства эйдетических воспоминаний в слухе; некоторые люди сообщают, что их эхо-воспоминания сохраняются необычно долго. Композитор Вольфганг Амадей Моцарт, возможно, обладал эйдетической памятью на музыку, потому что, даже когда он был очень молод и еще не имел большого музыкального образования, он мог слушать длинные произведения, а затем воспроизводить их почти идеально (Соломон, 19).95).

Кратковременная память

Большая часть информации, попадающей в сенсорную память, забывается, но информация, на которую мы обращаем внимание с целью ее запоминания, может переходить в кратковременную память . Кратковременная память (STM) — это место, где небольшие объемы информации могут временно храниться более нескольких секунд, но обычно менее одной минуты (Baddeley, Vallar, & Shallice, 1990). Информация в кратковременной памяти не хранится постоянно, а становится доступной для обработки, и процессы, которые мы используем для осмысления, изменения, интерпретации и хранения информации в STM , известны как рабочая память .

Хотя рабочая память и называется памятью, она не является хранилищем памяти, как STM, а представляет собой набор процедур или операций с памятью. Представьте, например, что вас просят принять участие в таком задании, как это, которое является мерой рабочей памяти (Unsworth & Engle, 2007). Каждый из следующих вопросов появляется отдельно на экране компьютера, а затем исчезает после того, как вы ответите на вопрос:

Является ли 10 × 2 − 5 = 15? (Ответьте ДА ИЛИ НЕТ) Тогда запомните «S»
Является ли 12 ÷ 6 − 2 = 1? (Ответьте ДА ИЛИ НЕТ) Тогда запомните «R»
Является ли 10 × 2 = 5? (Ответьте ДА ИЛИ НЕТ) Тогда запомните «Р»
Является ли 8 ÷ 2 − 1 = 1? (Ответьте ДА ИЛИ НЕТ) Тогда запомните «Т»
Является ли 6 × 2 − 1 = 8? (Ответьте ДА ИЛИ НЕТ) Тогда запомните «У»
Является ли 2 × 3 − 3 = 0? (Ответьте ДА ИЛИ НЕТ) Тогда запомните «В»

Чтобы успешно выполнить задание, вы должны правильно ответить на каждую из математических задач и при этом запомнить букву, которая следует за задачей. Затем, после шести вопросов, вы должны перечислить буквы, встречавшиеся в каждом из испытаний, в правильном порядке (в данном случае S, R, P, T, U, Q).

Чтобы выполнить эту непростую задачу, вам нужно использовать различные навыки. Вам явно нужно использовать STM, так как вы должны хранить письма в хранилище, пока вас не попросят перечислить их. Но вам также нужен способ наилучшим образом использовать имеющиеся у вас внимание и обработку информации. Например, вы можете решить использовать стратегию повторения букв дважды, затем быстро решить следующую задачу, а затем снова повторить буквы дважды, включая новую. Поддержание этой стратегии (или других подобных ей) — задача рабочей памяти.0083 центральный исполнительный часть рабочей памяти, которая направляет внимание и обрабатывает . Центральный исполнитель будет использовать любые стратегии, которые кажутся лучшими для данной задачи. Например, центральный исполнительный орган будет направлять процесс репетиции и в то же время направлять зрительную кору на формирование образа списка букв в памяти. Вы можете видеть, что, хотя STM задействован, процессы, которые мы используем для работы с материалом в памяти, также имеют решающее значение.

Кратковременная память ограничена как по длине, так и по количеству информации, которую она может хранить. Петерсон и Петерсон (1959) обнаружили, что, когда людей просили запомнить список строк из трех букв, а затем сразу же просили выполнить отвлекающее задание (считать в обратном порядке по три), материал быстро забывался (см. рис. 9.6, «СТМ»). Decay»), так что к 18 секундам его практически не было.

Рисунок 9.6 Затухание СТМ. Исследователи обнаружили, что информация, которая не была отрепетирована, быстро улетучивалась из памяти.

Один из способов предотвратить распад информации из кратковременной памяти — использовать рабочую память для ее повторения. Репетиция технического обслуживания   – это процесс повторения информации в уме или вслух с целью сохранения ее в памяти . Мы занимаемся поддерживающей репетицией, чтобы удержать в памяти что-то, что мы хотим запомнить (например, имя человека, адрес электронной почты или номер телефона), достаточно долго, чтобы записать это, использовать или, возможно, перенести в долговременную память.

Если мы продолжим репетировать информацию, она останется в STM до тех пор, пока мы не прекратим ее репетировать, но у STM также есть предел емкости. Попробуйте прочитать каждый из следующих рядов чисел, по одному ряду за раз, со скоростью примерно одно число в секунду. Затем, когда вы закончите каждый ряд, закройте глаза и запишите столько цифр, сколько сможете вспомнить.

019

3586

10295

861059

1029384

75674834

657874104

6550423897

Если вы похожи на обычного человека, вы обнаружите, что в этом тесте рабочей памяти, известном как тест на диапазон цифр , вы довольно хорошо справлялись примерно до четвертой строки, а затем у вас начались проблемы. Бьюсь об заклад, вы пропустили некоторые числа в последних трех рядах и довольно плохо справились с последним.

Размах цифр у большинства взрослых составляет от пяти до девяти цифр, в среднем около семи. Когнитивный психолог Джордж Миллер (1956) называл «семь плюс-минус два» фрагментов информации магическим числом в кратковременной памяти. Но если мы можем удерживать в кратковременной памяти максимум около девяти цифр, то как мы можем запомнить большее количество информации, чем это? Например, как мы можем запомнить 10-значный телефонный номер достаточно долго, чтобы набрать его?

Один из способов, которым мы можем расширить нашу способность запоминать вещи в STM, — это использовать метод запоминания, называемый фрагментация . Разделение на фрагменты  – это процесс организации информации в более мелкие группы (фрагменты), в результате чего увеличивается количество элементов, которые могут храниться в STM . Например, попробуйте запомнить эту строку из 12 букв:

.

XOFCBANNCVTM

Вероятно, у вас это не получится, потому что количество букв больше, чем магическое число семь.

Теперь попробуйте еще раз с этим:

CTVCBCTSNHBO

Вам поможет, если я укажу, что материал в этой строке можно разбить на четыре набора по три буквы в каждом? Я думаю, да, потому что тогда вместо того, чтобы запоминать 12 букв, вам нужно было бы запомнить только названия четырех телевизионных станций. В этом случае разбиение на фрагменты изменяет количество элементов, которые вы должны запомнить, с 12 до четырех.

Эксперты полагаются на фрагментацию, чтобы помочь им обрабатывать сложную информацию. Герберт Саймон и Уильям Чейз (1973) показывали шахматным мастерам и новичкам различные положения фигур на шахматной доске в течение нескольких секунд каждое. Эксперты лучше запоминали позиции, чем новички, потому что они могли видеть «картину в целом». Им не нужно было запоминать положение каждой из частей по отдельности, они разделили части на несколько более крупных макетов. Но когда исследователи показали обеим группам случайные шахматные позиции — позиции, которые очень маловероятны в реальной игре, — обе группы выступили одинаково плохо, потому что в этой ситуации эксперты потеряли способность организовывать раскладки (см. рис. 9)..7, «Возможные и невозможные шахматные позиции»). То же самое происходит и с баскетболом. Баскетболисты гораздо лучше помнят реальные баскетбольные позиции, чем неигроки, но только тогда, когда позиции имеют смысл с точки зрения того, что происходит на площадке или что может произойти в ближайшем будущем, и, таким образом, могут быть разбиты на более крупные единицы (Дидьержан). и Мармеш, 2005).

Рисунок 9.7 Возможные и невозможные шахматные позиции. Опыт имеет значение: опытные шахматисты гораздо лучше запоминают позиции партии справа, чем новички. Но эксперты не лучше новичков запоминают позиции слева, чего не может быть в реальной игре.

Если информация выходит за пределы кратковременной памяти, она может попасть в долговременную память (LTM) , хранилище памяти, которое может хранить информацию в течение дней, месяцев и лет . Емкость долговременной памяти велика, и нет известного предела тому, что мы можем запомнить (Wang, Liu, & Wang, 2003). Хотя мы можем забыть какую-то информацию после того, как узнаем ее, другие вещи останутся с нами навсегда. В следующем разделе мы обсудим принципы долговременной памяти.

Key Takeaways

  • Память относится к способности сохранять и извлекать информацию с течением времени.
  • Для некоторых вещей наша память очень хороша, но наша активная когнитивная обработка информации гарантирует, что память никогда не будет точной копией того, что мы испытали.
  • Эксплицитная память относится к переживаниям, которые можно намеренно и сознательно запомнить, и она измеряется с помощью припоминания, узнавания и повторного обучения. Эксплицитная память включает эпизодические и семантические воспоминания.
  • Показатели повторного обучения (также известные как «сбережения») оценивают, насколько быстрее усваивается информация, когда она изучается снова после того, как она уже была усвоена, но затем забыта.
  • Имплицитная память относится к влиянию опыта на поведение, даже если человек не осознает эти влияния. Три типа имплицитной памяти — это процедурная память, классическая обусловленность и прайминг.
  • Обработка информации начинается в сенсорной памяти, переходит в кратковременную память и, в конечном итоге, в долговременную память.
  • Репетиция технического обслуживания и фрагментация используются для хранения информации в кратковременной памяти.
  • Емкость долговременной памяти велика, и нет известного предела тому, что мы можем запомнить.

Ссылки

Аткинсон, Р. К., и Шиффрин, Р. М. (1968). Человеческая память: предлагаемая система и процессы управления ею. В К. Спенсе (ред.), Психология обучения и мотивация  (Том 2). Оксфорд, Англия: Academic Press.

Баддели, А. Д., Валлар, Г., и Шаллис, Т. (1990). Развитие концепции рабочей памяти: последствия и вклад нейропсихологии. В G. Vallar & T. Shallice (Eds.), Нейропсихологические нарушения кратковременной памяти (стр. 54–73). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.

Барг, Дж. А., Чен, М., и Берроуз, Л. (1996). Автоматизм социального поведения: прямое влияние конструкции черты и активации стереотипа на действие. Журнал личности и социальной психологии, 71 , 230–244.

Бриджмен, Б., и Морган, Р. (1996). Успешная учеба в колледже для учащихся с расхождениями в результатах тестов с несколькими вариантами ответов и эссе. Журнал педагогической психологии, 88 (2), 333–340.

Коуэн, Н., Лихти, В., и Гроув, Т. Р. (1990). Свойства памяти на произносимые без присмотра слоги. Журнал экспериментальной психологии: обучение, память и познание, 16 (2), 258–268.

Дидьежан, А., и Мармеш, Э. (2005). Упреждающее представление визуальных сцен баскетбола новичками и опытными игроками. Визуальное познание, 12 (2), 265–283.

Хейст, Ф., Шимамура, А.П., и Сквайр, Л.Р. (1992). О связи припоминания и узнавания памяти. Журнал экспериментальной психологии: обучение, память и познание, 18 (4), 691–702.

Миллер, Джорджия (1956). Волшебное число семь плюс-минус два: некоторые ограничения нашей способности обрабатывать информацию. Psychological Review, 63 (2), 81–97.

Нельсон, Т. О. (1985). Вклад Эббингауза в измерение удержания: экономия во время повторного обучения. Журнал экспериментальной психологии: обучение, память и познание, 11 (3), 472–478.

Петерсон, Л., и Петерсон, М.Дж. (1959).

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts