Психофизиология — Психофизиология и её определение
Загрузка
СкачатьПолучить на телефон
например +79131234567
txt fb2 ePub html
на телефон придет ссылка на файл выбранного формата
Что это
Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по психофизиологии. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату.
Сообщество
Не нашли что искали?
Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.
Следующий вопрос »
Цели и задачи психофизиологии
Цели психофизиологии человека (а) Изучение естественных принципов управления в психофизиологических
Психофизиология (психологическая физиология) — научная дисциплина, возникшая на стыке психологии и физиологии, предметом ее изучения являются физиологические основы психической деятельности и поведения человека. Термин «психофизиология» был предложен в начале XIX века французским философом Н.Массиасом и первоначально использовался для обозначения широкого круга исследований психики, опиравшихся на точные объективные физиологические методы.
В отличие от физиологической психологии, где предметом является изучение отдельных физиологических функций, предметом психофизиологии, как подчеркивал А.Р. Лурия, служит поведение человека или животного. При этом поведение оказывается независимой переменной, тогда как зависимой переменной являются физиологические процессы. По Лурии, психофизиология — это физиология целостных форм психической деятельности, она возникла в результате необходимости объяснить психические явления с помощью физиологических процессов, и поэтому в ней сопоставляются сложные формы поведенческих характеристик человека с физиологическими процессами разной степени сложности.
Теоретико-экспериментальные основы этого направления составляет теория функциональных систем П.К. Анохина (1968), базирующаяся на понимании психических и физиологических процессов как сложнейших функциональных систем, в которых отдельные механизмы объединены общей задачей в целые, совместно действующие комплексы, направленные на достижение полезного, приспособительного результата. С идеей функциональных систем непосредственно связан и принцип саморегуляции физиологических процессов, сформулированный в отечественной физиологии Н.А. Бернштейном (1963).
Нейропсихология — это отрасль психологической науки, сложившаяся на стыке нескольких дисциплин: психологии, медицины (нейрохирургии, неврологии), физиологии, — и направленная на изучение мозговых механизмов высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга. Теоретической основой нейропсихологии является разработанная А.Р. Лурией теория системной динамической локализации психических процессов. Современная нейропсихология ориентирована на изучение мозговой организации психической деятельности не только в патологии, но и в норме. Соответственно этому круг исследований нейропсихологии расширился; что приводит к стиранию границ между нейропсихологией и психофизиологией.
Хорошо обоснованная методология и богатство экспериментальных приемов физиологии ВНД оказали решающее влияние на исследования в области физиологических основ поведения человека. Благодаря послевоенным новациям существенно преобразилась и зарубежная психофизиология, которая до этого на протяжении многих лет занималась исследованием физиологических процессов и функций человека при различных психических состояниях. В 1982 г. в Канаде состоялся Первый международный психофизиологический конгресс.
3 основых характеристики: активизм(отказ от представлений о человеке как существе, пассивно реагирующем на внешние воздействия) , селективизм (дифференцированность в анализе физиологических процессов и явлений, которая позволяет ставить их в один ряд с тонкими психологическими процессами) и информативизм (отражает переориентацию физиологии с изучения энергетического обмена со средой на обмен информацией)
Современная психофизиология как наука о физиологических основах психической деятельности и поведения, представляет собой область знания, которая объединяет физиологическую психологию, физиологию ВНД, «нормальную» нейропсихологию и системную психофизиологию. Взятая в полном объеме своих задач психофизиология включает три относительно самостоятельных части: общую, возрастную и дифференциальную психофизиологию. Каждая из них имеет собственный предмет изучения, задачи и методические приемы. Предмет общей психофизиологии — физиологические основы (корреляты, механизмы, закономерности) психической деятельности и поведения человека. Общая психофизиология изучает физиологические основы познавательных процессов (когнитивная психофизиология), эмоционально-потребностной сферы человека и функциональных состояний. Предмет возрастной психофизиологии — онтогенетические изменения физиологических основ психической деятельности человека. Дифференциальная психофизиология — раздел, изучающий естественно-научные основы и предпосылки индивидуальных различий в психике и поведении человека.
что это такое, происхождение и основные теории
Недавно компания Coca-Cola представила «говорящую» рекламу, напечатанную на постерах. Конечно, сами по себе постеры ничего не рассказывают. Но изображают моменты, которые ассоциируются с конкретными звуками. Например, при взгляде на изображение с открывающейся банкой газировки, мозг сам генерирует звук щелчка. И это не фантазии маркетологов. Это один из научных феноменов, которыми занимается наука психофизиология.
Что такое психофизиология?
Психофизиология — научная дисциплина на стыке двух фундаментальных наук: психологии и нейрофизиологии. Первая исследует явления нашего ментального мира: память, восприятие, воображение. Вторая изучает инженерию мозга: как мозг обрабатывает информацию, передает команды органам, контролирует сон. Эти две сферы тесно связаны. Психофизиология как раз изучает:
- Как работа клеток мозга (материи) порождает психические и физиологические процессы?
- Как образуются мысли, новые идеи, фантазии?
- Как создаются, формируются и отмирают нейронные связи?
- Как мы анализируем варианты и принимаем решения?
- Почему одни события вызывают слезы, а другие – улыбку?
- Как мозг управляет мышцами, координирует работу органов, настраивает биологические часы?
- Почему один человек легко выучивает несколько языков, а другой не может научиться читать?
- Наконец, самый главный предмет изучения: как внутри материи мозга образовалось сознание?
Психофизиология – одно из направлений нейронауки, внутри которого сложились отдельные направления:
- Дифференциальная – изучает биологические предпосылки для индивидуальных различий.
- Когнитивная – изучает основы познавательной деятельности.
- Профессиональная – изучает конкретные свойства человека, которые пригодятся для профессии.
- Организации движений – изучает основные виды двигательных функций.
- Пограничных состояний – изучает невротические состояния, связанные с облучением.
- Детская – изучает «детские» синдромы и симптомы методами, приспособленными к детскому возрасту.
Психофизиология использует новейшие методы исследования: функциональное сканирование мозга с помощью высокочувствительной томографии и электроэнцефалографии, регистрацию и анализ движения глаз, электрические колебания мышечной ткани и другие. Но все они исследуют только свойства материи. Можно вставить в мозг электроды или «нашинковать» его на пластины нано-толщины, но это не даст информации о происходящих в нем процессах. Так что сегодня способов узнать: что происходит в голове человека во время мышления, откуда берется музыка или сны, еще не существует.
Пройти тест на тип восприятия
История возникновения.
Изучение мозга сегодня чуть ли не самая модная тема. Но интерес к ней возник еще во времена Античности. Проблема соотношения материи и сознания описана в работах Платона, Аристотеля, Фомы Аквинского, Ф. Бэкона, Декарта. Причем мнения ученых имели довольно широкий диапазон: от «особой духовной реальности» до «высокоорганизованной материи».
Новый виток интереса к науке пришелся на 20-е годы XX века. Но наиболее активно ученые начали изучать работу мозга после двух мировых войн, когда появилось много больных с поражениями головы. Сам термин «психофизилогия» впервые был использован в 1949 году в публикации канадского нейропсихолога Дональда Хебба. Знаковыми для этой области науки считаются работы Л. С. Выготского, А. Р. Лурия, Б. В. Зейгарник, П. К. Анохина. Современные результаты исследований сводятся к тому, чтобы попытаться понять, как работает человеческий мозг и создать его машинную аналогию.
Причинно-следственная связь эмоция-действие стала базой для прикладного нейромаркетинга. Эксперты выделили четыре эмоционально-мощных состояния: счастье, грусть, страх, отвращение. Эти базовые эмоции вызывают наиболее предсказуемые физиологические реакции: они побуждают человека сделать вполне ожидаемые действия. Счастье, к примеру, вызывает желание «поделиться», грусть пробуждает сопереживание, а страх повышает лояльность. Этот нейрофизиологический инструментарий крупные компании используют для увеличения продаж.
Но «обратная связь» тело-мозг намного сложнее и прочнее, чем кажется. Так, пациентов после инсульта реабилитируют с помощью экзоскелета. После кровоизлияния в мозг его функции частично нарушаются. Применение экзоскелета дает минимум два преимущества. Во-первых, с его помощью человек может отрабатывать движения, которые у него не получаются. Во-вторых, движения конечностей посылают нервные импульсы в мозг и помогают ему «включиться». Так постепенно может восстановиться речь, координация, положение в пространстве.
Главные теории психофизиологии.
Количество методов и возможностей исследования мозга позволяют ученым регулярно выдавать новые факты о человеке. Одна из шокирующих новостей – опровержение теории Нобелевского лауреата Роджера Сперри об «правополушарных» и «левополушарных» способностях. На самом деле оба полушария задействованы одинаково. Дело не в их «развитости», а в количестве нейронных связей.
Есть и другие теории, которые опровергают устоявшиеся представления о головном мозге. Какие еще интересные факты дает нам нейронаука:
- Нервные клетки на самом деле восстанавливаются – этот процесс называется нейрогенезом.
- Уровень интеллекта не зависит от размера мозга.
- Главное предназначение мозга – обучение.
- Состояние тела влияет на восприятие внешнего мира гораздо сильнее, чем кажется.
- Мозг может фиксировать информацию в обход сознанию.
- Мозг сам принимает решение, а потом «убеждает» нас, что это наш выбор.
- На самом деле мозг использует свой потенциал на 100% (а не на 9-10%, как это считали раньше).
- Развитие мозга в 25 лет не заканчивается, но мыслительные способности зависят от его пластичности.
- Наша память не ухудшается, просто не справляется с таким количеством информации.
- Психика реагирует на словесные оскорбления точно так же, как и на удар палкой по голове.
- Прикладывание ладони к больному месту уменьшает боль примерно в 3 раза.
Один из наиболее показательных психофизиологических процессов – это мотивация. Она управляет поведением человека, придает энергию, усиливает организованность, концентрацию, активность. Один из наиболее удивительных – зеркальные нейроны, управляющие нашей способностью к эмпатии.
Пройти тест на эмоциональный интеллект EQ
Как укрепить зеркальные нейроны и развить эмпатию?
Даже если мы не улыбаемся, мышцы лица реагируют на чужую улыбку – это доказанный факт. Во время исследования, проведенного учеными, человек должен был сжимать в зубах карандаш и наблюдать за другими людьми. Выяснилось, что зафиксированные таким образом мышцы лица не могли реагировать, а человек в результате хуже распознавал чужие эмоции.
Все дело в зеркальных нейронах. Эти особые клетки коры больших полушарий помогают нам «примерить» чужие движения и эмоции. Смысл двигательных зеркальных нейронов в том, чтобы повторять движения другого и учиться самому. Эмоциональные зеркальные нейроны помогают почувствовать то же, что и другой человек.
Эмпатия помогает понимать других людей. Способность сопереживать не передается по наследству и не зависит от уровня интеллекта. Эмпатия – это очень человеческое качество, обусловленное нормами человеческого общежития и нравственными ценностями. Заставить себя сочувствовать невозможно. Конечно, можно сослаться не недостаток зеркальных нейронов. Но можно навык эмпатии развить.
Пройти тест на эмпатию
1. Тренироваться.
Эмпатии можно научиться, читая книги, общаясь, просматривая фильмы или спектакли. Например, просматривать для тренировки психологические фильмы и ставить себя на место главного героя. Можно ставить фильм на паузу в моменты сложного выбора, изменяющихся обстоятельств и подумать, как бы вы поступили в аналогичной ситуации. Это будет полезная тренировка.
2. Искать человека.
Этот прием для обострения эмпатии берет начало в буддийских практиках: проведите день с мыслями о человеке, который приложил руку к вашей повседневности. Наша жизнь напрямую связана с жизнями других, неизвестных людей: продавцами, водителями троллейбусов, мастерами-ремонтниками. Общение с незнакомцами раскрывает эмпатический потенциал. Можно не просто знакомиться с разными людьми, но и преодолевать барьеры: расовые, религиозные, национальные.
3. Учиться слушать.
Это значит не просто присутствовать рядом, а слышать своего собеседника, попытаться понять смысл его суждений. Также полезно «слушать» глазами – обратить внимание на микромимику собеседника. Микровыражения лица длятся мгновения, зато помогают распознать истинные эмоции.
4. Поставить себя на место собеседника.
Этот универсальный прием помогает не только понять собеседника, но реагировать на его слова правильными вопросами и замечаниями. Понимая переживания собеседника, легче ухватить самую суть и реагировать правильно – так, что человеку захочется рассказывать еще больше.
5. Помочь собеседнику чувствовать себя свободно.
В напряженные моменты можно кивнуть собеседнику, сделать подходящий жест, чтобы побудить его говорить дальше. Но при этом устранить любые отвлекающие факторы: не щелкать кнопкой ручки, не шуршать бумагой, выключить звонок телефона.
6. Вслушиваться в общий смысл, а не отдельные слова.
Пожалуй, самое сложное – попытаться уловить общий смысл, а не отвлекаться на отдельные фразы или выражения. Концентрация внимания и отсутствие отвлекающих звуков наверняка помогут увидеть картину целиком.
7. Следить за невербальными сигналами.
Движения глаз, хруст пальцев, нервный смешок, учащенное дыхание – все это внедряется в общий контекст общения. Иногда движения тела могут дать больше информации, чем произнесенные слова. А все потому, что ориентированы на бессознательное и воспринимаются нами на более «тонком» уровне.
8. Сохранять дистанцию.
По мнению З. Фрейда люди с эмпатическими способностями легко пропускают чужие эмоции через себя. Вот здесь нужно быть осторожным. Иногда слишком интенсивное сопереживание подталкивает слушателя к тому, чтобы уберечь собеседника от сильных переживаний. Вместе с переживаниями чужой боли, горя, травмирующих событий это может стать тяжелым испытанием для слушателя.
9. Не перестараться.
Эмпатия, конечно, дело благородное. Но иногда в порыве сопереживания мы забываем спросить собеседника, нужна ли ему активная поддержка. Лучшее, что можно сделать в таком случае – спросить его напрямую. Не давить, не уточнять, не настаивать. И уйти, если другому человеку просто хочется побыть одному.
Психофизиология дает нам много новых фактов относительно того, как мозг устроен. Но в основном – это чрезвычайно занудная работа с цифрами, обработка и анализ хитроумных алгоритмов, перепроверка полученных данных и изобретение новых способов исследования тела человека.
Пройти тест на тип личности
Читать книгу: «Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии.
Учебник»Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по психологическим и биологическим специальностям
Рецензент доктор медицинских наук Л. И. Афтанас Научный редактор доктор биологических наук В. П. Леутин
© Николаева Е. И., 2008
© ООО «ПЕР СЭ», 2008
© «Логос», 2008
Предисловие
Книга, которая находится у вас в руках, выходит за рамки традиционного учебника по психофизиологии. Ее название свидетельствует о том, что авторский взгляд на соотношение психических и физиологических процессов представляет собой тесное переплетение системного подхода, глубоко проработанного отечественными психофизиологами, с концепциями, предлагаемыми в рамках близкого психофизиологии направления – физиологической психологии. Именно поэтому в учебнике представлены темы, ранее не встречавшиеся в подобного типа изданиях, например психофизиология пола, паранатальная психофизиология, психофизиология аддиктивного поведения и психофизиология старения. Тем не менее введение этих разделов в учебник в настоящее время кажется весьма обоснованным, поскольку современный исследователь изучает не просто психические и физиологические процессы усредненного испытуемого, но рассматривает все эти процессы у мужчины или женщины, находящихся на определенном этапе своего индивидуального развития в соответствующем возрастном периоде.
Другой особенностью учебника является введение достаточного количества спорных теоретических представлений, предложение студенту разных точек зрения на один и тот же вопрос, часто без предоставления окончательного единственно правильного ответа. Это встреча не с устоявшимися окончательными истинами, но с живой психофизиологической наукой, и она, встреча, кажется мне знаковой для нашего времени, поскольку отражает тенденции современного общества стремиться к рассмотрению явлений во всей их многогранности.
И, наконец, бесспорным преимуществом учебника, которое заметно любому, взявшему книгу в руки, является обилие иллюстраций и легкий авторский стиль изложения. Большая часть наших весьма глубоких по содержанию учебников, обращенных к студенту, удручающе бедна наглядным материалом, что крайне затрудняет процесс усвоения, и слишком пересыщена терминологией.
Надеюсь, что всякий, кто откроет первую страницу учебника, не сможет не дочитать его до конца, как это случилось со мной.
Доктор медицинских наук заместитель директора по науке Государственного научно-исследовательского института физиологии СО РАМН
Введение
Психофизиология (психологическая физиология) – наука о физиологических основах психической деятельности человека. Она изучает поведение и внутренний мир индивидуума через призму физиологических изменений.
Практическую психофизиологию каждый человек осваивает с детства, обучаясь сопоставлять собственные переживания и ощущения с теми физиологическими реакциями, которыми они сопровождаются. Точно так же мы пытаемся догадаться о движущих силах поступков других людей, наблюдая за изменением их физиологических реакций. Бытует мнение, что такие реакции в большей мере отражают состояние человека, чем его слова. Разговорный язык фиксирует многочисленные связи между эмоциями и поведением в таких выражениях, как «ноги стали ватными», «это его подкосило», «сердце в пятки ушло» и др.
В «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина, созданной на основе народных сказаний, в большом количестве сохранены подобные ассоциации. Так, встреча царицы с царем передается следующим образом: «Восхищенья не снесла и к обедне умерла».
Исторические факты свидетельствуют о многочисленных попытках анализа психологического состояния человека по его физиологическим реакциям, что и составляло багаж практических знаний по психофизиологии во всех уголках мира. Например, Александр Македонский отбирал в свое войско солдат, резко поднося к лицу новобранца зажженный факел. Если лицо вспыхивало румянцем из-за покраснения кожи, претендент становился солдатом, если же лицо бледнело, то у него не было шансов стать воином.
Сейчас мы объясняем эти реакции дифференцированной активацией при стрессе двух отделов вегетативной нервной системы. Активация симпатической нервной системы, мобилизующей организм на борьбу, связана с приливом крови к мышцам, что фиксируется в покраснении лица. Возбуждение парасимпатической нервной системы, поведенчески реализующееся через замирание или расслабление, сопровождается приливом крови к внутренним органам, что проявляется в побледнении лица. Александр Македонский нуждался в победителях, агрессивно реагирующих в бою, поэтому тест его, физиологический в своей основе, позволял выявлять людей, готовых сражаться до победного конца.
Древние народы использовали знания практической психофизиологии для объективизации решений в трудных ситуациях, хотя многие из них не имели под собой реальной основы. Например, в средневековой Европе считалось, что женщина, весящая менее 49 кг вместе с помелом, непременно должна быть ведьмой (Этинген, 1988). На Руси полагали, что праведный человек, брошенный в воду, утонет, а лживый всплывет. В Китае подозреваемого в преступлении заставляли взять в рот пригоршню риса. Если он мог его выплюнуть, значит был невиновен, поскольку считалось, что у преступника пересыхает во рту и у него не наберется достаточного количества слюны. В действительности же пересыхает во рту не у виновного, а у человека, находящегося в стрессе. Эта вегетативная реакция опосредована адренергическими механизмами, уменьшающими слюноотделение.
Попытку применения психофизиологических знаний в практике Московского уголовного розыска в 30-х годах XX века предпринял А. Р. Лурия. Он использовал ассоциативный тест для выявления преступников среди подозреваемых.
Первые систематические наблюдения о связи изменения частоты пульса с эмоциями провел древнеримский врач Гален. Он описал резкое учащение пульса у женщины в тот момент, когда при ней произносили имя ее возлюбленного (Хэссет, 1981).
В настоящее время психофизиология имеет значительный инструментарий для исследования своего предмета – соотношения психических переживаний и мозговых изменений, их обусловливающих. Накоплено значительное количество данных, позволяющих объяснять и предсказывать те психологические изменения, которые должны сопровождать конкретные физиологические сдвиги. В то же время многое еще остается непознанным.
Распространение психофизиологических знаний за пределы узкого круга специалистов представляется крайне важным: оно позволяет заменить ошибочные представления «народной» психофизиологии на реальные знания, имеющиеся в арсенале науки. Эти знания создают необходимую основу для формирования осознанных представлений о здоровом образе жизни каждого человека.
В названии предлагаемого учебника фигурируют две науки: физиологическая психология и психологическая физиология. Термин физиологическая психология ввел В. Вундт в конце XIX века. Он использовал его для названия науки, задачей которой явилось изучение психологических возможностей животных в экспериментальных условиях, направленных на изменение состояния их мозга, а также физиологических основ психической деятельности человека. Термин психологическая физиология предложил А. Р. Лурия (1978) для выделения системного подхода в исследовании психических процессов, сформировавшегося в Советском Союзе. С точки зрения ученого, физиологическая психология акцентируется на отдельных физиологических процессах, лежащих в основе психических явлений, тогда как центральной задачей психофизиологии является анализ целостных форм психической деятельности. Эта наука опиралась на теорию функциональных систем П. К. Анохина (1968). В некоторых источниках психологическую физиологию связывают исключительно с исследованиями психики человека, тогда как физиологическую психологию – с результатами экспериментов на животных. Современные методы, позволяющие неинвазивное (без операционного вмешательства) проведение исследования, постепенно стирают границу в результатах, полученных на человеке и на животных. А потому, рассматривая физиологические процессы, происходящие у человека, мы будем привлекать материалы физиологической психологии, делая выводы более доказательными. Кроме того, современная физиологическая психология так же, как и психологическая физиология, изучает физиологические основы целостного поведения животных и человека.
Появление новых методов исследования стирает рамки не только между психофизиологией и физиологической психологией. Так, физиология высшей нервной деятельности (ВНД), созданная трудами И. П. Павлова и его учеников, также имеет своей задачей изучение физиологических основ психической деятельности. Термин ВНД введен И. П. Павловым для того, чтобы подчеркнуть отличие собственного подхода в исследовании психики, основанного на эксперименте, от интраспективных психологических методов исследования. Современная психофизиология владеет многочисленными объективными методами получения информации, поэтому нет необходимости выделять физиологию ВДН в отдельную дисциплину.
Другая наука – нейропсихология – сформировалась на стыке нескольких дисциплин (нейрохирургии, психологии, физиологии) и базировалась на анализе последствий локальных поражений головного мозга. Значительный вклад в разработку ее основных положений внес А. Р. Лурия, создавший теорию системной динамической локализации психических процессов. Появление томографии расширяет возможность неинвазивного анализа мозга человека в норме и при патологии, тем самым сближая задачи психофизиологии и нейропсихологии.
Наконец, в настоящее время появилась новая дисциплина – нейронаука, задачей которой является объединение не только данных и подходов перечисленных наук, но и биохимии мозга, нейроиммунологии для создания единой концепции взаимосвязи происходящих в мозге процессов с психической жизнью человека. От успехов этой дисциплины будет зависеть то, насколько долго сохранится отдельная дисциплина психофизиология.
Учебник включает в себя тематически традиционные для такого рода руководств разделы. Отличительной его особенностью является наличие глав, посвященных функциональной асимметрии мозга, паранатальной психофизиологии, психофизиологии пола и аддиктивному поведению. Необходимость введения данного материала обусловлена тем, что исследования в этих направлениях в последнее время достигли больших успехов, но не получили адекватного освещения за пределами узкой аудитории специалистов.
Выражаю благодарность за помощь в работе над рукописью научному редактору Виталию Петровичу Леутину и издателю Чернову Алексею Евгеньевичу, без энергии и поддержки которых эта книга вряд ли бы вышла в свет.
Е. И. Николаева
Психофизиология: исследования, измерения и примеры
Наши эмоции не только управляют нашими когнитивными процессами и способствуют памяти, но и наши сознательные убеждения также формируют наше восприятие. Например, простое знание цены вина влияет на то, насколько оно нравится нашим чувствам и какое удовольствие мы получаем от него (1). Человеческий разум сложнее, чем могут охватить Системы 1 и 2, и психофизиология предоставляет нам ценные инструменты для изучения процессов, которые могут быть недоступны для сознательного мышления.
Что такое психофизиология?
Когда речь заходит о биометрических исследованиях, люди чаще всего связывают ее с поведенческой неврологией. Однако когда мы изучаем электродермальную активность, вариабельность сердечного ритма или даже префронтальную асимметрию, более точным термином для использования будет психофизиология.
Психофизиология относится к нисходящему подходу в нейронауках с упором на то, как психологические, социальные и поведенческие явления связаны с физиологическими событиями и принципами и раскрываются через них (2). Другими словами, когда мы измеряем реакцию кожной проводимости респондентов или любую физиологическую реакцию в этом отношении, мы фокусируемся не на изолированных компонентах тела, а скорее на взаимодействии между человеком и окружающей средой, предполагая, что эта информация может передаваться. некоторый свет на человеческий разум.
Психофизиология рассматривает разум как имеющий физический субстрат, и, поскольку он предлагает инструменты для сбора информации о бессознательных и неописываемых процессах, он может существенно способствовать нашему пониманию познания, эмоций и поведения (там же). Интересная демонстрация физических субстратов эмоций связана с темой аффективного слепого зрения, когда пациенты с повреждением первичной зрительной коры не могут сообщать о каких-либо зрительных стимулах, но надежно реагируют на свою эмоциональную валентность (по данным фМРТ и ЭЭГ) ( 3) и даже имитировать выражение лица, которому они подвергаются (4).
Психофизиология, несомненно, является широкой областью, где каждый подход несет в себе важные методологические соображения, а также большое количество литературы. Вместо того, чтобы углубляться в различные методологии, цель здесь состоит в том, чтобы представить некоторые всеобъемлющие принципы и примеры, связанные с этой увлекательной дисциплиной.
Триединый мозг, эмоции и познание
Говоря о чем-то сложном мозге, полезно обратиться к концепции «триединого мозга» Маклина и провести различие между тремя слоями, основанными на эволюции, — мозг рептилий, млекопитающих и мозг приматов ( 5). Мозг рептилий, старейший с точки зрения его эволюционного происхождения, контролирует деятельность по выживанию, такую как дыхание, частоту сердечных сокращений и равновесие (6).
Мозг млекопитающих расположен над мозгом рептилий и состоит в основном из системы областей мозга, называемой лимбической системой. Он развился, чтобы реагировать на эволюционное давление млекопитающих, и, как описано Дж. Панксеппом, включает в себя различные эмоциональные системы, каждая из которых имеет отдельную «схему подключения». Четыре основные системы эмоций, которые появляются вскоре после рождения у всех млекопитающих, включают поиск, страх, ярость и панику, а по мере развития млекопитающего также включаются системы вожделения, заботы и игры (7). В соответствии с эволюционной обусловленностью лимбическая система скорее будет «в безопасности, чем в сожалениях», что объясняет, почему связанные со страхом или иным образом значимые стимулы сразу же привлекают внимание и запускают автоматические телесные реакции (8).
Лимбическая система также играет важную роль в человеческих эмоциях, и ее влияние проявляется в отношении регулирования валентности и значимости. Подобно тому, как голодные люди находят сигналы, связанные с едой, более заметными и позитивно окрашенными, люди с зависимостями имеют более позитивные оценки (9) и повышенную реакцию на стимулы, связанные с наркотиками (10). Однако желание не всегда сочетается с симпатией, особенно когда речь идет о зависимостях. Предвосхищающий компонент вознаграждения (желание) относится к значимости стимула, тогда как завершающий компонент (приятность) связан с гедонистическим воздействием. Эти компоненты вознаграждения фактически диссоциированы как на психологическом, так и на нейробиологическом уровнях (11).
Мозг приматов, также называемый неокортексом, развился совсем недавно в нашей эволюционной истории. Он не только контролирует выражение эмоций, возникающих в лимбической системе, но также позволяет нам адаптироваться к динамичной среде и общаться, используя более тонкий эмоциональный репертуар. Наши сложные когнитивные, лингвистические, двигательные, сенсорные и социальные способности происходят из процессов этого внешнего слоя головного мозга (6), однако на эти процессы более высокого уровня по-прежнему влияют лежащие в их основе эмоциональные системы и телесные процессы.
Гипотеза соматических маркеров Дамасио (12) предполагает, что сложные человеческие рассуждения и принятие решений управляются эмоциональными процессами. Более конкретно, на процессы более высокого уровня влияют маркерные сигналы, возникающие в биорегуляторных процессах и выражающиеся в эмоциях и чувствах. В соответствии с этой теорией Бечара и Дамасио также предложили нейронную теорию экономических решений, согласно которой эмоциональные системы предоставляют ценные неявные или явные знания для принятия быстрых и выгодных решений (13).
Автоматические и контролируемые процессы
Предпосылка, что как явные, так и неявные знания могут влиять на процессы более высокого уровня, указывает на то, что у нас нет сознательного доступа ко всему, что происходит в нашем уме. На самом деле, почти все когнитивные задачи, а также зрение и рабочая память имеют как сознательные, так и бессознательные или отчетливые и нерегистрируемые компоненты. Концепция сознания тесно связана с контролируемыми и автоматическими процессами, где первые можно описать как последовательные и требующие усилий, а вторые — как параллельные и не требующие усилий (14).
Значит ли это, что мы можем рассматривать разум как состоящий из двух противоположных систем, где первую можно охарактеризовать как эффективную, непреднамеренную, неконтролируемую и бессознательную (Система 1), а вторую как неэффективную, преднамеренную, контролируемую и сознательную (Система 2 )?
За последние десятилетия и после публикации бестселлера Д. Канемана «Думая быстро и медленно» эта типология двойного процесса быстро приобрела популярность. Критики двухсистемных теорий, однако, отмечают, что такие схемы не имеют эмпирической поддержки, противоречат общепризнанным выводам и внутренне непоследовательны (15) (16). Еще один аргумент против типологии двойного процесса состоит в том, что невозможно связать воедино все атрибуты, связанные с системами 1 и 2 соответственно (17), а также существует множество свидетельств различных несоответствий между различными функциями обработки (16).
Кроме того, нейровизуализирующее исследование, посвященное выбору и стратегическим предпочтениям в задаче принятия решений, показало, что упрощенный выбор, основанный на эвристике, был связан с когнитивными системами мозга более высокого порядка, тогда как обдуманный выбор, максимизирующий выгоды или минимизирующий потери, был связан с низшим порядком. , эмоциональные системы (18). Эти результаты противоречат предсказаниям двухсистемных теорий, поэтому предполагается, что структура может быть чрезмерно упрощенной или даже вводящей в заблуждение (19).). Таким образом, нам следует остерегаться выводов о том, что обязательно существуют только две системы. Человеческий мозг, вероятно, будет более сложным, чем это.
Чему нас научила психофизиология?
Напомним, что психофизиология основана на рассмотрении взаимодействий организма и окружающей среды, и основное внимание уделяется высшим когнитивным процессам, на которые, в свою очередь, влияют эмоциональные системы. Как же тогда психофизиология способствовала нашему пониманию человеческого разума?
Прежде всего, мы знаем, что избирательное внимание обычно приводит к сознательному осознанию, которое, в свою очередь, позволяет изучать и формулировать эпизодические и декларативные воспоминания. Различные исследования показали, что повышенное эмоциональное возбуждение во время события приводит к более сильным воспоминаниям — это относится к пугающим видеоклипам (21), а также к возбуждающим словам (22).
Определяя внимание как способность выбирать информацию для познавательных целей, мы можем различать произвольное и автоматическое внимание, которые в реальном мире обычно смешиваются. Произвольное внимание участвует в подготовке и применении целенаправленного выбора стимулов и ответов, в то время как система автоматического внимания специализирована на обнаружении релевантных для поведения, существенных и неожиданных стимулов (6). В соответствии с этим было показано, что на самых ранних стадиях зрительной системы мы не можем различать большие буквы Т и Л, но при тех же условиях мы можем обнаруживать животных или транспортные средства в новых сценах (23). Кроме того, при выполнении задачи визуального поиска участники находят такие объекты, как пауки или змеи, намного быстрее, чем цветы и грибы, что позволяет предположить параллельный поиск целей, связанных со страхом, и последовательный поиск целей, не связанных со страхом (24).
Помимо объективных сигналов окружающей среды, наши воспоминания и субъективные убеждения также влияют на то, как мы воспринимаем различные раздражители и реагируем на них. Известное исследование, сравнивающее нейронные корреляты потребления кока-колы и пепси, показало, что воздействие марки кока-колы запускает активацию в областях мозга, которые связаны с предвзятым поведением, основанным на аффекте (25). Точно так же, когда людей заставляют поверить, что они пьют более дорогое вино, они не только сообщают, что оно вкуснее, но и более активны области мозга, которые кодируют ощущение удовольствия (26).
Как упоминалось ранее, психофизиология изучает сознание как имеющее физический субстрат, и по мере развития технологий и исследований также будет увеличиваться глубина и широта понимания. Исследование ЭЭГ, проведенное в 1990 году, уже могло сказать нам, что просмотр настоящих улыбок (Дюшенна) по сравнению с притворными улыбками вызывает более сильную мотивацию приближения (27). Более поздние применения ЭЭГ показали, что мы также можем использовать ее для прогнозирования различных форм поведения, таких как решения потребителей о покупке (28), готовность платить (29). ) и даже кассовые сборы фильмов (30).
Хотите узнать больше об одном из методов, применяемых в психофизиологических исследованиях? Загрузите наш бесплатный карманный справочник по ЭЭГ.
Источники:
[1] Плассманн, Х., О’Доэрти, Дж., Шив, Б., и Рангель, А. (2008). Маркетинговые действия могут модулировать нейронные представления о переживаемом удовольствии. Труды Национальной академии наук , 105 (3), 1050-1054.
[2] Качиоппо, Дж. Т., Тассинари, Л. Г., и Бернтсон, Г. (ред.). (2007). Справочник по психофизиологии . Издательство Кембриджского университета.
[3] де Гелдер, Б., и Тамиетто, М. (2007). Аффективное слепое зрение. Scholarpedia , 2 (10), 3555.
[4] Тамиетто М., Кастелли Л., Вигетти С., Пероццо П., Джеминиани Г., Вайскранц Л. и де Гелдер, Б. (2009). Невидимые выражения лица и тела вызывают быстрые эмоциональные реакции. Труды Национальной академии наук , 106 (42), 17661-17666.
[5] MacLean, PD (1990). Триединый мозг в эволюции: роль в палеоцеребральных функциях. Springer Science & Business Media.
[6] Баарс, Б.Дж., и Гейдж, Н.М. (2010). Познание, мозг и сознание: Введение в когнитивную нейронауку. Академическая пресса.
[7] Панксепп, Дж. (2004). Аффективная нейробиология: основы эмоций человека и животных. Издательство Оксфордского университета.
[8] Оман, А., и Минека, С. (2001). Страхи, фобии и готовность: к развитому модулю страха и обучения страху. Психологический обзор , 108 (3), 483
[9] Могг, К., Брэдли, Б.П., Филд, М., и Де Хаувер, Дж. (2003). Движения глаз к изображениям, связанным с курением у курильщиков: взаимосвязь между искажениями внимания и неявными и явными мерами валентности стимула. Добавление , 98 (6), 825-836.
[10] Каливас П.В. и Волков Н.Д. (2005). Нейронная основа зависимости: патология мотивации и выбора. Американский журнал психиатрии , 162 (8), 1403-1413.
[11] Берридж, К.С., Робинсон, Т.Е., и Олдридж, Дж.В. (2009). Анализ компонентов вознаграждения: «нравится», «желание» и обучение. Текущее мнение по фармакологии , 9 (1), 65-73.
[12] Дамасио, А. Р. (1996). Гипотеза соматических маркеров и возможные функции префронтальной коры. Фил. Транс. Р. Соц. Лонд. B , 351 (1346), 1413-1420.
[13] Бечара, А., и Дамасио, А. Р. (2005). Гипотеза соматических маркеров: нейронная теория экономических решений. Игры и экономическое поведение , 52 (2), 336-372.
[14] Шнайдер, В. (2009). Автоматизм и сознание. У. Бэнкс (ред.), Энциклопедия сознания (стр. 83–92)
[15] Керен Г. и Шул Ю. (2009). Два не всегда лучше, чем один: критическая оценка двухсистемных теорий. Перспективы психологической науки , 4 (6), 533-550.
[16] Мельникофф, Д. Э., и Барг, Дж. А. (2018). Мифическое число два. Тенденции в когнитивных науках , 22 (4), 280–293.
[17] Эванс, Дж. С. Б. (2008). Счета с двойной обработкой рассуждений, суждений и социального познания. год. Преподобный Психолог. , 59 , 255-278.
[18] Венкатраман, В., Пейн, Дж. В., Беттман, Дж. Р., Люс, М. Ф., и Хюттель, С. А. (2009). Отдельные нейронные механизмы лежат в основе выбора и стратегических предпочтений при принятии рискованных решений. Нейрон , 62 (4), 593-602.
[19] Плассманн, Х., Венкатраман, В., Хюттель, С., и Юн, К. (2015). Потребительская нейробиология: приложения, проблемы и возможные решения. Journal of Marketing Research , 52 (4), 427-435.
[20] Корбетта, М., и Шульман, Г.Л. (2002). Контроль целенаправленного и стимулированного внимания в головном мозге. Nature обзоры нейронауки , 3 (3), 201.
[21] Кэхилл, Л., Хайер, Р. Дж., Фэллон, Дж., Алкир, М. Т., Танг, К., Киатор, Д., … & Макго, Дж. Л. (1996). Активность миндалевидного тела при кодировании коррелировала с долговременным свободным воспроизведением эмоциональной информации. Труды Национальной академии наук , 93 (15), 8016-8021.
[22] Шарот Т. и Фелпс Э. А. (2004). Как возбуждение модулирует память: распутывание эффектов внимания и удержания. Когнитивная, эмоциональная и поведенческая неврология , 4 (3), 294-306.
[23] Ли, Ф. Ф., Ван Руллен, Р., Кох, К., и Перона, П. (2002). Быстрая категоризация естественных сцен при полном отсутствии внимания. Труды Национальной академии наук , 99 (14), 9596-9601.
[25] Оман, А., Флюкт, А., и Эстевес, Ф. (2001). Эмоции привлекают внимание: обнаружение змеи в траве. Журнал экспериментальной психологии: общий , 130 (3), 466.
[26] МакКлюр, С. М., Ли, Дж., Томлин, Д., Сайперт, К. С., Монтегю, Л. М., и Монтегю, П. Р. ( 2004). Нейронные корреляты поведенческого предпочтения культурно знакомых напитков. Нейрон , 44 (2), 379-387.
[27] Экман П., Дэвидсон Р. Дж. и Фризен В. В. (1990). Улыбка Дюшенна: эмоциональное выражение и физиология мозга: II. Журнал личности и социальной психологии , 58 (2), 342.
[28] Равая, Н., Сомервуори, О., и Салминен, М. (2013). Прогнозирование решения о покупке: роль асимметрии полушарий в лобной коре. Журнал нейробиологии, психологии и экономики , 6 (1), 1.
[29] Рамсой, Т. З., Сков, М., Кристенсен, М. К., и Штальхут, К. (2018). Фронтальная асимметрия мозга и готовность платить. Frontiers in Neuroscience , 12 , 138.
[30] Боксем, М. А., и Смидтс, А. (2015). Реакция мозга на трейлеры к фильмам предсказывает индивидуальные предпочтения фильмов и их коммерческий успех среди населения. Journal of Marketing Research , 52 (4), 482-492.
Психофизиология | Психофизиологическая запись | Оксфорд Академик
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicPsychophysiological Recording (2nd edn)Психология здоровьяКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicPsychophysiological Recording (2nd edn)Психология здоровьяКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
Cite
Stern, Robert M. , William J. Ray, and Karen S. Quigley,
‘Psychophysiology’
,
Psychophysiological Recording
, 2nd edn
(
New York,
2000
онлайн-издание,
Oxford Academic
, 22 марта 2012 г.
), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780195113594.003.0001,
, по состоянию на 7 октября 2022 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicPsychophysiological Recording (2nd edn)Психология здоровьяКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicPsychophysiological Recording (2nd edn)Психология здоровьяКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Advanced Search
Abstract
Психофизиология — относительно новая дисциплина. В середине 1950-х гг. группа физиологических психологов стала называть себя психофизиологи. Однако предметом психофизиологии — взаимодействие разума и тела — было веками изучались людьми, получившими образование философов, физиков, врачей, физиологов и, совсем недавно, психологов. Джон Стерн (1964) определял работу психофизиолога как «всякое исследование в котором зависимая переменная (реакция испытуемого) является физиологическая мера и независимая переменная (фактор манипулируется экспериментатором) поведенческий». Стерна определение психофизиологии не является неверным, но с прохождением время стало слишком ограниченным. Тип исследования, который он определял изучали физиологические изменения, сопровождающие определенные психологические или поведенческие манипуляции. Более свежие эксперименты проводимые психофизиологами, показывают, что в равной степени манипулировать физиологическими переменными и исследовать поведенческие изменения. Этот В главе обсуждается история психофизиологии Луиджи Гальвани. исследование электрических свойств кожи, теория о том, как электричество могло улучшить здоровье людей, а ранние инструменты использовались для фиксируют психофизиологические изменения.
Ключевые слова: Джон Стерн, психофизиология, Луиджи Гальвани, исследования, разум, тело, кожа, электричество, инструменты, изменения поведения
Тема
Психология здоровья
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Нажмите Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа в систему.
- При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупке
Перспектива: почему организационные исследователи должны учитывать психофизиологию при исследовании эмоций?
- Список журналов
- Фронт Психол
- PMC7396599
Передний психол. 2020; 11: 1705.
Опубликовано онлайн 2020 июля 23. DOI: 10.3389/fpsyg.2020.01705
1, * и 2
Информация о статье. Статья о соображении и лицензии 903
- Амслем Т., Гендрон Ю. (2019). От эмоциональности к культивированию возможности трудоустройства: этнография изменений в опыте социальной работы после распространения количественной оценки в социальном предприятии. Управ. Счет. Рез. 42 39–55. [Google Scholar]
- Ашканасы Н. М. (2003). «Эмоции в организациях: многоуровневая перспектива», в Research in Multi-Level Issues, Vol. 2: Многоуровневые проблемы в организационном поведении и стратегии , ред. Дансеро Ф., Яммарино Ф.Дж. (Оксфорд: Elsevier; ), 9–54. [Google Scholar]
- Ашканасы Н. М., Беккер В. Дж., Вальдман Д. А. (2014). Неврология и организационное поведение: избегание как нейроэйфории, так и нейрофобии. Дж. Орган. Поведение 35 909–919. [Google Scholar]
- Ашканази Н. М., Эштон-Джеймс С. Э. (2005). «Эмоции в организациях: забытая тема в психологии ввода-вывода, но с большим будущим», в International Review of Industrial and Organizational Psychology , Vol. 20 редакторы Ходжкинсон Г. П., Форд Дж. К. (Западный Сассекс: Wiley;), 221–268. [Академия Google]
- Барсаде С., Бриф А. П., Спатаро С. Э., Гринберг Дж. (2003). Аффективная революция в организационном поведении: появление парадигмы. Орган. Поведение Управление Вызов. 1 3–50. [Google Scholar]
- Барсаде С. Г., Рамараджан Л., Вестен Д. (2009). Неявный аффект в организациях. Рез. Орган. Поведение 29 135–162. [Google Scholar]
- Бечара А., Дамасио Х. , Дамасио А. Р. (2000). Эмоции, принятие решений и орбитофронтальная кора. Церебр. Кора 10 295–307. [PubMed] [Google Scholar]
- Becker WJ, Cropanzano R. (2010). Организационная нейронаука: обещания и перспективы новой дисциплины. Дж. Орган. Поведение 31 1055–1059. [Google Scholar]
- Becker WJ, Cropanzano R., Sanfey AG (2011). Организационная нейронаука: рассмотрение организационной теории внутри черного нейронного ящика. Дж. Манаг. 37 933–961. [Google Scholar]
- Качиоппо Дж. Т., Тассинари Л. Г., Бернтсон Г. Г. (2007). Психофизиологическая наука: междисциплинарные подходы к классическим вопросам о разуме. Справочник. Психофизиол. 3 1–16. [Google Scholar]
- Чи Н. В., Чанг Х. Т., Хуан Х. Л. (2015). Могут ли личностные качества и ежедневное позитивное настроение смягчить пагубное влияние ежедневного негативного настроения на выполнение задач и саботаж обслуживания? Перспектива самоконтроля. Орган. Поведение Гум. Реш. Процесс. 131 1–15. [Google Scholar]
- Джордж Дж. М., Чжоу Дж. (2007). Двойная настройка в поддерживающем контексте: совместный вклад позитивного настроения, негативного настроения и контролирующего поведения в креативность сотрудников. акад. Управление Дж. 50 605–622. [Google Scholar]
- Гранжан Д., Сандер Д., Шерер К. Р. (2008). Сознательный эмоциональный опыт возникает как функция многоуровневой, управляемой оценкой синхронизации ответов. В сознании. Познан. 17 484–495. [PubMed] [Google Scholar]
- Гранжан Д., Шерер К. Р. (2008). Распаковка когнитивной архитектуры эмоциональных процессов. Эмоции 8:341. [PubMed] [Google Scholar]
- Генен-Парачини Х., Мальш Б., Пайе А. М. (2014). Страх и риск в процессе аудита. Счет. Орган. соц. 39 264–288. [Google Scholar]
- Канеман Д. (2011). Мышление быстрое и медленное. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Макмиллан. [Google Scholar]
- Келтнер Д. , Гросс Дж. Дж. (1999). Функциональные счета эмоций. Познан. Эмот. 13 467–480. [Google Scholar]
- Лаянте М., Друлерс О., Дондайн Т., Амарантини Д. (2012). Открытие «черного ящика» электродермальной активности в исследованиях потребительской нейробиологии. J. Neurosci. Психол. Экон. 5 238–249. [Google Scholar]
- Лаянте М., Ладхари Р. (2019). Перспективы и опасности периферической психофизиологии эмоций в розничной торговле и потребительских услугах. Дж. Розничная торговля. потреблять. Серв. 50 305–313. [Google Scholar]
- Лаянте М., Люкс Г. (2018). Ouvrons la boîte noire des émotions pour comprendre le processus d’appropriation des outils de gestion! [Откроем черный ящик эмоций, чтобы понять процесс присвоения!]. Ревю Финанс. контр. Стратег. 21 103–127. [Google Scholar]
- Лаянте М. М., Друлерс О., Амарантини Д. (2017). Насколько надежны «современные» методы обработки ЭМГ лица? рекомендации по улучшению оценки эмоциональной валентности в рекламных исследованиях. J. Объявление. Рез. 57 28–37. [Google Scholar]
- Линдебаум Д., Джордан П. Дж. (2014). Критика нейробиологических методологий в исследованиях организационного поведения и управления. Дж. Орган. Поведение 35 898–908. [Академия Google]
- Линдквист К. А., Вагер Т. Д., Кобер Х., Блисс-Моро Э., Барретт Л. Ф. (2012). Мозговая основа эмоций: метааналитический обзор. Поведение. наук о мозге. 35:121. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
- Lux G., Lajante M. (2017). Введение эмоций в присвоение средств управления: пропедевтика. Интерн. Дж. Рабочий орган. Эмот. 8 213–233. [Google Scholar]
- Мурс А. (2014). Ароматы оценочных теорий эмоций. Эмоции. Откр. 6 303–307. [Google Scholar]
- Рафаэли А., Земмер Н., Чан Ф. (2009). «Эмоции в рабочих условиях», в Oxford Companion to the Affective Sciences , ред. Шерер К., Сандер Д. (Оксфорд: издательство Оксфордского университета;). [Google Scholar]
- Рассел Дж. А., Барретт Л. Ф. (1999). Основной аффект, прототипические эмоциональные эпизоды и другие вещи, называемые эмоциями: препарирование слона. Дж. Перс. соц. Психол. 76:805. [PubMed] [Google Scholar]
- Сандер Д., Гранджин Д., Шерер К. Р. (2005). Системный подход к механизмам оценки эмоций. Нейронная сеть. 18 317–352. [PubMed] [Google Scholar]
- Шерер К., Зентнер М. (2008). Музыка вызывала разные эмоции — чаще эстетические, чем утилитарные. Поведение. наук о мозге. 31 595–596. [Google Scholar]
- Шерер К. Р. (2004). Какие эмоции можно вызвать с помощью музыки? Каковы основные механизмы? И как мы можем их измерить? Дж. Новая музыка Res. 33 239–251. [Google Scholar]
- Шерер К. Р. (2009). Динамическая архитектура эмоций: свидетельство модели компонентного процесса. Познан. Эмот. 23 1307–1351 гг. [Google Scholar]
- Шерер К. Р., Эллгринг Х. (2007a). Являются ли выражения эмоций на лице генерируемыми категориальными аффективными программами или динамически управляются оценкой? Эмоции 7 113–130.
. в настоящее время получает широкое признание в науке об организациях и исследованиях управления, некоторые важные вопросы остаются без ответа и могут препятствовать развитию так называемой организационной нейронауки. В частности, представляется, что полезность и применение методов нейронауки в науке об организациях до сих пор неясны. Таким образом, статья решает эту проблему, исследуя роль психофизиологии в исследовании имплицитного эмоционального опыта в организационном поведении и обсуждая, как концепции аффективных наук и психофизиологических методов могут дать более полную картину эмоций в организации. Наконец, мы обсудим некоторые важные моменты, которые следует тщательно рассмотреть, прежде чем использовать психофизиологические измерения в науке об организациях.
Ключевые слова: психофизиология, эмоции, наука об организации, неврология, аффективная наука, организационное поведение, электрофизиология
Неявная гипотеза большинства доминирующих теорий в науке об организации состоит в том, что люди могут сознательно сообщать о своих эмоциях и последующих установках. Однако экспериментальные данные подтверждают, что такие психологические процессы могут быть более неявными (обзор см. в Lindquist et al., 2012). Нейробиологи (например, Bechara et al., 2000), поведенческие экономисты (например, Kahneman, 2011) и более поздние организационные исследователи (например, Ashkanazy and Ashton-James, 2005) указали, что человеческое сознание ограничено, что должно поощрять организацию. наука также рассматривает имплицитные аффективные процессы (Barsade et al., 2009).). Тем не менее лишь в нескольких исследованиях применялся экспериментальный подход к различению скрытых и явных эмоциональных эпизодов на рабочем месте. Поэтому мы предполагаем, что психофизиология, определяемая как «научное изучение социальных, психологических и поведенческих явлений, связанных с физиологическими принципами и событиями в функциональных организмах и раскрываемых через них» (Cacioppo et al. , 2007, стр. 4), может улучшить наши понимание эмоций в организациях – это точка зрения, которую мы представляем в этой перспективной статье.
Психофизиология направлена на исследование психологических процессов (например, эмоций) посредством наблюдения за физиологическими коррелятами (например, выражением лица) (Lajante and Ladhari, 2019). Психофизиологическое исследование эмоций помогло бы организационным исследователям изучить роль событий на рабочем месте в выявлении эмоций и то, как эти эмоциональные эпизоды формируют как физиологический опыт, так и тенденции действий, которые влияют на формирование отношений и поведения последующих людей.
Несколько психофизиологических методов удобны для исследования эмоций. Периферические электрофизиологические методы, такие как электромиография лица (неявное измерение эмоциональной валентности) и реакции проводимости кожи (неявное измерение эмоционального возбуждения), или центральные электрофизиологические методы, такие как асимметрия ЭЭГ (неявное измерение эмоциональной вовлеченности и мотивационных тенденций), подходят для исследования эмоций людей на рабочем месте и широко используются в психологии и маркетинге. А как же организационная наука?
Есть как минимум два основных объяснения сдержанности в отношении использования психофизиологии в этой области. Во-первых, исследователи могут быть незнакомы со всеми доступными психофизиологическими методами и тем, как эти методы можно применять в науке об организациях. Во-вторых, заявление о психофизиологическом подходе в науке об организациях в значительной степени опирается на методы визуализации мозга, которые могут затмить другие психофизиологические методы.
Таким образом, основная цель этой перспективной статьи состоит в том, чтобы обсудить, как психофизиология может дать более полную картину эмоций в науке об организациях. Он состоит из ответов на три вопроса, связанных с имплицитными эмоциональными эпизодами организационного поведения: Что такое эмоция? Почему эмоции важны в организации? И что следует учитывать организационным исследователям, применяя психофизиологию для изучения эмоций людей на рабочем месте?
Психофизиологическое исследование эмоций в организациях требует соответствующей концептуальной основы для интерпретации результатов и обсуждения выводов. Поскольку любое событие может вызвать широкий спектр эмоций на рабочем месте (Ашканази и Эштон-Джеймс, 2005), базовые теории эмоций — категориальные или пространственные — могут быть слишком узкими для исследования эмоций в организации, учитывая их ограниченный набор дискретных эмоций или измерений. Шерер и Эллринг, 2007а, б). Напротив, теории когнитивной оценки (Moors, 2014) формируют соответствующую теоретическую основу для психофизиологических исследований эмоций в науке об организациях. В частности, модель компонентного процесса (CPM; Scherer, 2009 г.).), придает особое значение быстрому, эфемерному и динамическому характеру эмоций и рассматривает «возможность бесконечного числа различных типов эмоциональных эпизодов […], обусловленных рекурсивно генерируемыми результатами оценки» (Шерер, 2009, стр. 1316). ).
CPM опирается на утилитарный подход к эмоциям, чтобы предсказать детерминанты, запускающие и различающие отдельные эмоциональные эпизоды (Grandjean and Scherer, 2008). Эмоция здесь представляет собой «динамический эпизод в жизни организма, который включает в себя процесс непрерывного изменения всех его подсистем (например, познания, мотивации, физиологических реакций, двигательных выражений и чувств — компонентов эмоции) для гибкой адаптации к события высокой значимости и потенциально важные последствия» (Grandjean et al., 2008, стр. 485). Триггер и природа эмоционального эпизода зависят от оценка , непрерывный рекурсивный процесс субъективной оценки события. Четыре основных критерия определяют этот процесс оценки: (1) релевантность — обнаружение значимого события в окружающей среде; (2) последствия – потенциальные последствия и результаты идентифицированного события; (3) копинг – оценка способности человека справиться с событием; и (4) нормативное значение – оценка интерпретации адаптивных действий другими членами референтной группы (Сандер и др., 2005, стр. 319).). Результат этого процесса оценки, основанного на четырех критериях, описывает модель индивидуальных физиологических и моторно-экспрессивных реакций, а также субъективных ощущений, лежащих в основе поведенческой готовности (т. е. тенденций приближения/избегания). Во время эмоционального эпизода физиологические изменения соотносятся с соответствующим событием и стимулируют организм к подготовке адаптивной поведенческой реакции. Соответственно, CPM предполагает, что процесс оценки всех четырех основных критериев оказывает прямое влияние на активацию физиологических компонентов эмоций (т. е. активацию автономной, соматической и центральной нервной системы).
Здесь следует учитывать два важных момента. Во-первых, предполагается, что критерии оценки обрабатываются бессознательно и последовательно, в фиксированном порядке. Кроме того, результат процесса оценки весьма субъективен. В ходе этого процесса принимается во внимание несколько факторов, таких как индивидуальные различия, переходные мотивационные состояния, культурные ценности или давление со стороны референтной группы. Во-вторых, CPM не предназначен для тестирования в целом за один раз. Скорее, он обеспечивает последовательную аналитическую основу для психофизиологического изучения эмоций, в которой можно сосредоточиться только на одном этапе когнитивной оценки. Таким образом, он допускает некоторую гибкость, чтобы соответствовать особенностям стимулов и экспериментальных контекстов, характерных для науки об организации.
Наконец, есть как минимум три основные причины рассматривать CPM как руководящую теоретическую основу для психофизиологических исследований эмоций в науке об организациях. Во-первых, CPM напоминает нам, что эмоция представляет собой многомерный, многокомпонентный, эпизодический, биологически обоснованный паттерн восприятия (Keltner and Gross, 1999), который нуждается в дополнительных измерениях изменений в эмоциональных компонентах (а именно, вегетативных, соматических, экспрессивных, субъективных, эмоциональных). и мотивационные компоненты). Поэтому необходимо адаптировать методологический подход к исследованию всех компонентов эмоции и тогда получить более полную картину эмоций. Во-вторых, CPM делает определенные предположения о детерминантах, которые вызывают и дифференцируют эмоциональные эпизоды. Таким образом, одно и то же событие может вызвать две разные эмоции у одного и того же человека в зависимости от контекста, преследуемых целей и т. д. В-третьих, CPM предлагает «конкретный механизм, лежащий в основе формирования паттернов эмоциональной реакции, что позволяет выдвигать очень специфические гипотезы (прогнозирование реакции, основанной на оценке, на основе функциональные соображения)» (Grandjean and Scherer, 2008, стр. 341). Следовательно, учитывается богатство дифференциации эмоций, что позволяет организационным исследователям моделировать индивидуальные различия.
Эмоции имеют значение в организационном поведении. Согласно Теории аффективных событий (AET; Weiss and Cropanzano, 1996), рабочие ситуации играют роль «эмоциональных праймов» — любых событий, которые оцениваются как способствующие или препятствующие достижению личных целей (Ashkanazy and Ashton-James, 2005). В частности, AET предполагает, что поведение человека на работе определяется тем, как он/она себя чувствует в данный момент; эмоциональный эпизод человека в отношении дискретных «аффективных событий» определяет последующее отношение и поведение (Ашканази и Эштон-Джеймс, 2005, стр. 224).
После введения AET «аффективная революция» (Barsade et al., 2003) заставила исследователей организаций признать, что одним из основных источников эмоциональных эпизодов является социальное и физическое окружение людей. Эмоциональный эпизод «может возникать из собственного внутреннего предыдущего опыта или истории людей, особенно когда они взаимодействуют с физическими или межличностными «праймами», с которыми они сталкиваются в определенных организационных условиях» (Barsade et al., 2009, стр. 146). Ашканази и Эштон-Джеймс (2005), с. 225) отметил, что «поскольку цели человека субъективны и зависят от ситуации, практически любое событие на рабочем месте может вызвать эмоциональные эпизоды, если сотрудники воспринимают его как влияние на их способность достигать своих личных целей, какими бы они ни были» — что соответствует определению эмоций в CPM (Scherer, 2009).).
«Аффективная революция» (Barsade et al., 2003) также побудила исследователей организаций признать, что эмоции могут иметь место «на каждом уровне организационного функционирования, простираясь от вершины организации до самого фундаментального уровня — повседневный опыт членов организации» Ашканасы (2003, стр. 42). Эмоциональные эпизоды на уровне 1 (т. е. внутри человека) имеют особое значение по сравнению с последующими организационными уровнями — между людьми, межличностными взаимодействиями, группами и в масштабах всей организации, — где имеют место эмоции. На уровне 1 (т. е. внутри человека) «нейронные структуры получают и интерпретируют аффективные стимулы в рабочей среде и инициируют физиологические изменения, лежащие в основе переживания и выражения аффекта и эмоций на рабочем месте» (Ашканази и Эштон-Джеймс, 2005). , стр. 231). Впоследствии эмоциональные эпизоды влияют на суждения людей, поведенческую мотивацию (например, приблизиться или уйти) и действия в организации. В частности, «эмоции, которые люди испытывают на уровне 1, распространяются через другие уровни модели, включая то, как члены организации взаимодействуют друг с другом, и средства, с помощью которых эмоции распространяются по группам, в конечном итоге влияя на культуру и климат организации как единое целое» (Ашканази и Эштон-Джеймс, 2005, с. 253).
В настоящее время имеется обширная литература о роли эмоций людей в организациях (Rafaeli et al., 2009). Однако экспериментов, исследующих причины и последствия эмоциональных эпизодов 1-го уровня с помощью психофизиологических показателей, немного, что свидетельствует о методологической близорукости. Использование только методов самоотчета рискованно, поскольку эмоциональный эпизод не может быть сведен к его сознательному и вербальному аспекту (Russell and Barrett, 1999) — это лишь высветит верхушку айсберга. Ashkanasy (2003) уже подчеркивал проблему измерения эмоций в организационной науке. В своем обзоре он заметил, что «одна из причин того, что наука об организациях так запоздала с исследованием эмоций, заключается в изначально эфемерной и идиосинкразической природе эмоций» (стр. 10). Таким образом, мультиметодный подход, сочетающий психофизиологические методы с поведенческими методами и методами самоотчета для исследования эмоций, а также имплицитные психологические измерения, имеет решающее значение для успеха в изучении эмоций в организации.
Например, предлагаемый нами подход может принести пользу исследованиям в области человеческих ресурсов, касающимся настроения сотрудников и его влияния на производительность (Tsai et al., 2007; Chi et al., 2015). Действительно, в этих исследованиях эмоция используется как «маркер» настроения (George and Zhou, 2007). Наш подход также может принести пользу аудиторским исследованиям, касающимся различий в эмоциональных состояниях аудиторов (Guénin-Paracini et al., 2014), а также исследованиям в области бухгалтерского учета, которые подчеркивают важность эмоций среди медицинских работников для объяснения эмоциональных состояний. отношение к количественной оценке (Амслем и Гендрон, 2019 г.). Наконец, предлагаемый нами подход может также принести пользу исследованиям контроля, в которых основное внимание уделяется роли аффективных процессов в процессе присвоения инструментов контроля (Lux and Lajante, 2017; Lajante and Lux, 2018).
Психофизиологическая перспектива может предоставить организационным исследователям новые возможности для осмысления и исследования ранее невидимых эмоциональных движущих сил организационного поведения (Ашканасы и др. , 2014). Таким образом, психофизиология стремится понять природу эмоций и распутать взаимосвязь между эмоциональными эпизодами и последующими установочными и поведенческими реакциями, адаптированными к рабочему месту, с помощью мультиметодического подхода (Becker et al., 2011; Ashkanasy et al., 2014). ). Тем не менее, мы считаем, что организационные исследователи должны следовать четырем последовательным условиям для разработки и реализации психофизиологических исследований эмоций ().
Открыть в отдельном окне
Четыре последовательных условия для разработки и проведения психофизиологических исследований эмоций в науке об организациях. Эти четыре последовательных условия работают как контрольный список, чтобы помочь организационным исследователям оценить уместность проведения психофизиологического исследования эмоций, проверить осуществимость такого исследования и предвидеть распространенные ошибки и заблуждения при применении психофизиологических измерений в науке об организациях.
Кроме того, при принятии психофизиологических исследований эмоций в науке об организациях следует тщательно учитывать пять моментов.
Как избежать вопроса «Ну и что?» Issue
Психофизиологические методы не всегда подходят для исследования всех аффективных феноменов в науке об организациях. Метод следует выбирать в соответствии с вопросом исследования (вопрос « ну и что? ») следующим образом: (1) постановка вопроса исследования, (2) определение целей исследования, (3) уточнение плана исследования и затем (4) выбор подходящей методологии. Например, если исследовательский вопрос касается роли эмоций в удовлетворенности работой, необходимо определить, что такое эмоция, и определить, какой компонент следует измерить, чтобы получить ответ. Как мы указывали, многокомпонентная природа эмоций требует использования различных мер для максимально полного охвата эмоциональных эпизодов (Russell and Barrett, 19).99). Более того, различные меры не взаимозаменяемы, а дополняют друг друга в той мере, в какой они не затрагивают одни и те же основные компоненты эмоций. Наконец, ни один инструмент измерения не может считаться «Святым Граалем». Таким образом, четкая постановка вопроса исследования поможет определить лежащий в основе интересующий процесс, а затем оправдать использование психофизиологии (например, если изучаемый процесс ненаблюдаем и/или подразумевается), избегая любых авторитетных аргументов, таких как «мозг является уникальным, объективным источником информации».
Охватывая весь спектр психофизиологии
Методы визуализации мозга находятся на переднем крае ожиданий, связанных с психофизиологией в науке об организациях (например, Becker and Cropanzano, 2010; Becker et al., 2011; Ashkanasy et al., 2014; Линдебаум и Джордан, 2014). Однако это узкое понимание психофизиологии не улавливает всех сложностей человеческого познания. Во-первых, ошибочно сводить психофизиологию к «набору инструментов». Скорее, психофизиология предлагает содержательные теории, которые могут помочь понять предпосылки и последствия эмоций в организациях. Во-вторых, ошибочно сводить психофизиологию только к мозгу (и визуализации мозга). Психофизиология опирается на физиологические симптомы, относящиеся ко всей нервной системе — центральной нервной системе (т. е. головному мозгу, мозжечку и спинному мозгу) и периферической нервной системе (т. е. соматической нервной системе и вегетативной нервной системе). Следовательно, активация мозга сама по себе не может научить нас всему, что касается (эмоционального) значения определенных паттернов реакции (особенно когда они неосознанны). В дополнение к измерениям центральной нервной системы исследование периферических реакций с помощью электрофизиологических измерений, таких как электромиография лица или реакция проводимости кожи, также может предоставить чувствительные индикаторы для исследования эмоциональных процессов (Cacioppo et al., 2007).
Внимание к надежности и достоверности измерений
Надежность и достоверность измерений, а также уверенность в результатах зависят от соблюдения методологических стандартов при регистрации, обработке и количественной оценке физиологических сигналов. Такие методологические соображения могут показаться чрезмерно техническими и выходящими за рамки того, что могут переварить организационные исследователи, но они являются необходимым условием для развития психофизиологических методов в науке об организациях: во-первых, потому что они обеспечивают гарантию прозрачности в отношении надежности и обоснованности для тех, кто сомневается в психофизиологическом подходе. быть неясным, неэффективным и ненадежным; во-вторых, потому что это способствует повторению и расширению исследований. Связь между методологической строгостью и распространением психофизиологии была подчеркнута Уайлсом и Корнуэллом (19).91, стр. 266–267), который заявил, что «прогресс в разработке надежных физиологических показателей тормозится, когда применяются сомнительные процедуры. […] Более четкое понимание и принятие психофизиологических методов произойдет только после того, как исследователи задокументируют доказательства их достоверности и надежности». Например, критические обзоры психофизиологических исследований в маркетинге показали, в какой степени методологическая предвзятость в регистрации и анализе электрофизиологических сигналов могла отрицательно сказаться на результатах и, следовательно, на достоверности их возможных интерпретаций (Lajante et al. , 2012, 2017).
Отличие утилитарных эмоций от эстетических
В CPM событие последовательно оценивается по четырем основным критериям. Однако этот дорогостоящий процесс оценки и последующая поведенческая готовность происходят «только в том случае, если событие касается важной цели или потребности или когда обнаруживается заметное несоответствие ожидаемому состоянию» (Scherer, 2009, стр. 1318). Это предположение о последовательности приводит к различению эстетических и утилитарных эмоций. Если процесс оценки завершен (т. е. все четыре основных критерия были оценены), то эмоциональный эпизод приведет к склонности к действию. В этом случае эмоция является утилитарной «в том смысле, что она выполняет основные функции по адаптации и приспособлению людей к событиям, которые имеют важные последствия для их благополучия» (Scherer, 2004). Однако, если оценка события неполная, поскольку считается, что оно не имеет отношения к целям и потребностям человека, тогда эмоциональный эпизод приведет к установкам, а не тенденциям к действию. В этом случае эмоциональный эпизод является эстетическим, поскольку он «запускается в ситуациях, которые обычно не имеют очевидного материального воздействия на благополучие человека и лишь изредка приводят к конкретным целенаправленным реакциям» (Шерер и Зентнер, 2008, с. 59).6).
Различение сознательных и бессознательных эмоциональных переживаний
Наконец, важно не сравнивать сознательные и бессознательные эмоциональные переживания напрямую. Субъективные ощущения, соответствующие сознательной части эмоционального эпизода, составляют один из компонентов эмоции, так же как физиологические и экспрессивные компоненты, и имеют особый статус, так как интегрируют и регулируют процессы компонентов. В частности, Гранжан и др. (2008, стр. 486) предположили, что «субъективный опыт выполняет функцию мониторинга, интегрируя всю информацию о непрерывных паттернах изменений во всех других компонентах, а также об их согласованности, а затем выстраивая интегративный анализ». сознательное представление. Таким образом, чувство представляет собой необычайно сложный конгломерат информации из разных систем». Измерения самоотчета и оценки субъективных ощущений могут быть легко применены в психофизиологическом исследовании эмоций. Он предоставляет информацию о субъективных эмоциональных переживаниях людей, которую нельзя получить с помощью других психофизиологических методов, и отражает «эмерджентную закономерность синхронизации различных подкомпонентов эмоционального эпизода» (Scherer, 2004, стр. 49).3). Следовательно, даже несмотря на то, что методы самоотчета не являются «нейронаучными» per se , исследования, направленные на получение полной картины эмоций в организации, должны всегда включать субъективные рейтинги чувств — и избегать ловушки сравнения эмоциональных показателей самооценки с психофизиологические.
Хотя нейронаука в настоящее время получает широкое признание в науке об организациях, некоторые важные вопросы остаются без ответа и могут препятствовать развитию так называемой организационной нейронауки. В частности, представляется, что полезность и применение психофизиологии в науке об организациях все еще неясны. Следовательно, эта перспективная статья обращается к этому, напоминая о роли эмоций в организациях и обсуждая, как психофизиология может дать более полную картину эмоций. Мы думаем, что взгляд, который мы предлагаем на модель компонентного процесса эмоций и центральную роль эмоций в организационном поведении — их динамичный, имплицитный и многокомпонентный характер — может преодолеть нежелание исследователей организаций применять психофизиологические методы, и мы убеждены, что будущее результаты будут способствовать расширению знаний об эмоциях в науке об организациях. Наконец, мы убеждены, что наша дискуссия из пяти пунктов о том, что следует тщательно рассмотреть, прежде чем использовать психофизиологию в науке об организациях, побудит исследователей рассмотреть широкий спектр имеющихся в их распоряжении методов для изучения причин и последствий эмоционального эпизода людей на рабочем месте.
Оригинальные материалы, представленные в исследовании, включены в статью/дополнительный материал, дальнейшие запросы можно направлять соответствующему автору.
Оба перечисленных автора внесли существенный, непосредственный и интеллектуальный вклад в работу и одобрили ее для публикации. Оба автора внесли одинаковый вклад и перечислены в алфавитном порядке.
Авторы заявляют, что исследование проводилось при отсутствии каких-либо коммерческих или финансовых отношений, которые могли бы быть истолкованы как потенциальный конфликт интересов.