К какому направлению относится психолог бандура: По горизонтали По вертикали 1

По горизонтали По вертикали 1

По горизонтали По вертикали 1

Скачать 15,58 Kb.

Дата16.04.2020
Размер15,58 Kb.
#145247

Связанные:
возрастная психология кроссворд


По горизонтали

По вертикали

1 Основателем какой психологии является В.Вундт

экспериментальная



1 Как назвал свою теорию Э. Эриксон, которая основывается на том, что психосоциальные стадии развития предопределены природой, но содержание каждой зависит от условий жизни.

эпигенестическая



6 К какому направлению психологии относятся труды психолога Карла Роджерса.

гуманистическое



2 Каким методом пользовался американский психолог Арнольд Гезелл, когда попытался установить нормы развития детей от рождения до 15 лет.

наблюдение



7 Как называется психосексуальная стадия З.Фрейда: «от 6 до 12 лет, когда сексуальные влечения притупляются, и ребенок сосредоточен на усвоении знаний и навыков».

латентная



3 К какому направлению относится психолог А. Бандура

Бихевиоризм



10 Как называется деятельность, которая служит главной характеристикой возраста.

ведущая


4 Как называется самая ранняя психологическая теория, которая была создана ученым Стенли Холлом.

рекапитуляции



11 Сколько этапов психосоциального развития выделил Э. Эриксон.

восемь


5 К какому направлению психологии относятся труды психолога Ж. Пиаже.

когнитивная



13 Какие методики являются наиболее актуальными в гуманистической психологии.

проективные



8 Кто из психологов открыл понятие: зона его ближайшего развития — это то, что ребенок может делать и понимать с помощью взрослого или более знающих сверстников.

выготский



14 Кто создал первую методику тестов для диагностики интеллектуального развития всех детей от 3 до 18 лет

Бине


9 Назовите фамилию психолога, который выделил врожденные чувства неполноценности и стремление к превосходству.

Адлер


12 Сколько стадий развития интеллекта обозначил Ж.Пиаже

четыре


Начало формы

Начало формы

Скачать 15,58 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница

Автореферат

Анализ

Анкета

Бизнес-план

Биография

Бюллетень

Викторина

Выпускная работа

Глава

Диплом

Дипломная работа

ქეთი მასწავლებელი: Теория социального научения Альберта Бандуры

Теория предложена А. Бандурой в 1969 году и позволила отойти от идей классического бихевиоризма, предложив новый взгляд на процесс научения и основные детерминанты поведения человека.

Теория социального научения была предложена канадским психологом Альбертом Бандурой в 1969 году. Он критиковал разные теоретические подходы в психологии, за то, что они объясняли поведение человека через влияние отдельных факторов внутри личности или со стороны внешней среды, но не учитывали все существующие детерминанты поведения человека и их взаимодействие. Согласно теории социального научения поведение человека обуславливается постоянным взаимным влиянием поведенческих, когнитивных и средовых факторов. Это означает, что не только среда или личностные факторы влияют на поведение человека, но и сам человек играет активную роль в создании условий окружающей среды.

От рождения человек наделен ограниченным числом рефлекторных реакций, на основе которых у него в течение жизни постепенно образуются новые формы поведения. Ведущий механизм, благодаря которому становится возможным расширение поведенческого репертуара человека — это научение. Согласно теории социального научения человек может учиться не только на собственном опыте, но и через наблюдение за поведением других людей, что является принципиальным отличием этой теории от радикального бихевиоризма.

Обучение через собственный опыт осуществляется за счет положительного или отрицательного подкрепления действий, которые совершает человек — происходит отбор эффективных форм поведения. При научении через наблюдение у человека формируется представление о том, каким образом должно реализовываться новое поведение, он приобретает символическое представление о поведении модели. В дальнейшем такая информация служит для него руководством к действию. Бандура делает основной акцент на роли научения через наблюдение в приобретении навыков поведения.

  •  вниманием, 
  •  сохранением, 
  •  моторно-репродуктивными процессами
  •  мотивационными процессами.  

Процессы внимания определяют, что избирательно наблюдается и что конкретно отбирается из множества модельных влияний.

Процессы сохранения отвечают за запоминание и сохранение наблюдаемого поведения в долговременной памяти посредством символов.

Процессы моторно-репродуктивные обеспечивают преобразование символических представлений в соответствующие действия. На начальной фазе моделируемое поведение реакции отбираются и организуются на когнитивном уровне. Затем действие выполняется уже в реальности.

Идеи из когнитивного уровня редко переходят в реализацию действии сразу. Нужны корректирующие усилия, чтобы добиться правильного выполнения действия.

Мотивационные процессы. Человек с большей вероятностью будет воспроизводить то поведение, которое приводит к положительным результатам. Мы стараемся действовать так, чтобы получать самоудовлетворение, и отбрасываем то, что лично не одобряем. Поэтому то, к какому результату приводит поведение модели, будет влиять на мотивацию человека к её дальнейшему освоению.


Косвенное подкрепление

Косвенное подкрепление осуществляется каждый раз, когда наблюдатель видит действие модели с их последующим результатом. Важно, чтобы наблюдатель не только видел, но и осознавал результат предшествующих действий модели. Косвенное позитивное подкрепление будет побуждать человека повторять ранее наблюдаемое поведение модели, а косвенное наказание, наоборот, снижает тенденцию вести себя подобным образом.

А.Бандура отмечает, что наблюдатели действия обычно научаются быстрее, чем его исполнители. Наблюдатели могут полностью уделить свое внимание поиску правильного решения, в то время как исполнитель ищет связь между действием и результатом.


Самоподкрепление

А.Бандура выделяет особый вид подкрепления — самоподкрепление. Изучение социальных взаимодействий показывает, что люди твердо придерживаются идеологической позиции, поэтому можно прийти к выводу о существовании персонального источника контроля за поведением. Люди устанавливают для себя стандарты поведения и реагируют на них в духе самовознаграждения и самонаказания. Данные стандарты устанавливаются либо при научении, либо при моделировании. Люди учатся оценивать своё поведение частично на основании того, как другие реагируют на него, а затем критерии этой оценки переходят во внутренний план и становятся внутренним регулятором поведения человека.

После того, как формируются системы самоподкрепления, каждое действие будет иметь два вида последствий — внешние результаты и самооценочные реакции. Баланс между двумя видами оценок может быть разным, и в каких-то случаях он может приводить к конфликту, если самооценочные реакции будут сильно расходиться с внешними результатами действия. В этом случае человек может либо усилить самооценочное подкрепления действий, которые считает верными, либо пересмотреть свои внутренние критерии оценки.

Эксперименты с куклой Бобо

В 1961 году Альберт Бандура вместе со своими коллегами провел эксперимент с куклой Бобо, целью которого было выявление влияния агрессивных моделей поведения, которые дети наблюдали у взрослых, на их последующее поведение в условиях свободы действий. В исследовании приняли участие 36 мальчиков и 36 девочек, воспитанники детского сада Стэнфордского университета, в возрасте от 37 до 69 месяцев, средний возраст по выборке — 52 месяца. Двое взрослых, мужчина и женщина, выполняли роль поведенческой модели для детей, и одна женщина контролировала ход эксперимента.

Испытуемые были разделены на восемь экспериментальных групп по 6 человек в каждой и контрольную группу из 24 человек. Фактор индивидуальной склонности детей к агрессивному поведению контролировался. Половине испытуемых демонстрировалась агрессивная модель, а другой половине — подавленная и неагрессивная. Группы потом были разделены на мальчиков и девочек. Половина испытуемых наблюдала агрессивные и неагрессивные модели поведения одного с ними пола, другая половина — противоположного пола. Контрольная группа тестировалась лишь в последующей общей ситуации, никаких моделей поведения ей не предъявляли.

Эксперимент делился на первую часть, в которой детям демонстрировали модели поведения, а во второй части эксперты наблюдали за их поведением в игровой комнате, когда им предоставлялась свобода действий.

В первой части эксперимента испытуемых приводили в экспериментальную комнату и предлагали заняться творческой деятельностью. В это время с ними в комнате находился взрослый, являющийся в эксперименте поведенческой моделью для испытуемых. Детям не давалось специальных указаний следить за поведением взрослого и воспроизводить в дальнейшем его действия.

В экспериментальных группах, где демонстрировалась агрессивная модель, взрослый сначала 1 минуту играл с куклой Бобо, а затем до конца этой части эксперимента проявлял к ней специфические агрессивные действия (бил игрушку молотком, пинал, подбрасывал по комнате, использовал вербальные формы агрессии: «Дадим ему по носу», «Подбросим его вверх», «Ударим его» и т. д.).

В экспериментальных группах, где демонстрировались подавленная и неагрессивная модель, взрослый на протяжении всего времени просто играл с куклой, не проявляя агрессии по отношению к ней.

Через 10 минут испытуемого переводили в другую комнату, где уже не было модели. Там были представлены игрушки, призванные вызывать агрессивные и неагрессивные формы поведения. К неагрессивным относились чайный набор, мелки, раскраски, машинки, грузовички, пластиковые животные; к агрессивным — трехфутовая кукла Бобо, колотушка, два лука, подвешенный к потолку мячик с нарисованным лицом. Испытуемый находился в комнате 20 минут, и на протяжении этого за ними следили два наблюдателя — одному были известны условия эксперимента, другой наблюдатель не знал об условиях. Категории, в которых фиксировалось поведение детей, были даны наблюдателям заранее и включали специализированные выделенные классы поведения. Оценивались как физические, так и вербальные проявления агрессии.

Сравнение поведения испытуемых показало, что испытуемые, которым демонстрировалась агрессивная модель, показывали большее количество агрессивных реакций, нежели испытуемые, которым демонстрировались неагрессивные или подавленные модели поведения, или испытуемые из контрольных групп. Также у первых было замечено значительно больше имитирующих и неимитирующих форм агрессивных реакций. Помимо этого было отмечено, что дети чаще подражали в поведении моделям одинакового с ними пола.

Таким образом, данный эксперимент стал подтверждением теоретических положений теории социального научения А.Бандуры о возможности научения через наблюдение за поведенческой моделью.

В 1963 году Альберт Бандура провел эксперимент с куклой Бобо, в котором изучалось научение агрессивным формам поведения через просмотр фильмов. В нём приняли участие 48 мальчиков и 48 девочек, воспитанники детского сада Стэнфордского университета, в возрасте от 37 до 69 месяцев, средний возраст по выборке — 52 месяца.

Испытуемые были разделены на 3 экспериментальные группы и одну контрольную группу. Первая экспериментальная группа наблюдала агрессивное поведение в реальной жизни, вторая — в фильме, третья — в мультфильме. Контрольной группе не предъявлялись модели поведения, она тестировалась только в последующей общей ситуации. Фактор индивидуальной склонности детей к агрессивному поведению контролировался.

Для первой группы испытуемых в ходе эксперимента повторялись те же условия, что и в эксперименте с куклой Бобо в 1961 году. Во второй группе испытуемых провожали в игровую комнату и давали творческое задание. В это время в углу комнаты работал телевизор, в котором на протяжении 10 минут шел фильм, в котором мужчина или женщина (те же, что и в реальной жизни у первой группы испытуемых) совершали агрессивные действия по отношению к кукле Бобо. Поведение модели в жизни и поведение модели в фильме были практически идентичными. В третьей группе аналогично второй в углу комнаты был включен телевизор, только на нём воспроизводился мультфильм на протяжении 10 минут: чёрный кот совершал агрессивные действия по отношению к кукле Бобо. Во всех трех группах агрессивные действия модели были представлены как физическими, так и вербальными проявления.

Потом испытуемых провожали в другую комнату, где были представлены потенциально агрессивные и неагрессивные игрушки. На протяжении 20 минут за испытуемыми следили наблюдатели, фиксировали категории, соответствующие специализированному выделенному классу поведения.

Результаты показали, что испытуемые из 2 и 3 группы, которые смотрели фильм и мультфильм с агрессивным поведением, в 2 раза чаще демонстрировали агрессивное поведение по сравнению с детьми из контрольной группы. Испытуемые из 1 и 2 группы гораздо чаще имитировали агрессивные действия модели по сравнению с испытуемыми из 3 группы, которым показывали мультфильм.

Данные результаты позволили А.Бандуре предполагать, что телевидение может влиять на поведение человека, так как данный эксперимент показал, что социальное научение возможно через просмотр определенного поведения модели на экране.


Критика теории социального научения

Критиками теории социального научения отмечалось, что данная относится к социально-когнитивному направлению, но когнитивная составляющая слабо проанализирована в данной теории. Эксперименты с куклой Бобо, которые стали практическим подтверждением положений теории социального научения, включали испытуемых в возрасте от 37 до 69 месяцев, что задает определенную специфику когнитивной сферы, которая в исследовании никак не обсуждалась. Существуют данные лонгитюдного исследования, которое проводилось с 1960 по 1982 годы, которые показывают разные корреляционные связи между просмотром фильмов с агрессивным содержанием и агрессивным поведением испытуемого в возрасте 8, 19 и 30 лет. Таким образом, теория социального научения А. Бандуры не выделяет различия в процессе научения у разных возрастных групп.

В качестве критики теории социального научения также отмечалось, что она не объясняет индивидуальных различий между людьми. В одной и той же ситуации разные люди могут наблюдать одинаковые модели поведения, однако в дальнейшем поступать по-разному, и данная теория не объясняет, с чем это связано. Теория социального научения не рассматривает особенности взаимосвязей таких внутренних переменных как чувства, мысли, желания человека с его поведением, поэтому нельзя говорить о том, она является исчерпывающей моделью, учитывающей все детерминанты человеческого поведения.

Социально-когнитивная теория

В 1986 году была опубликована книга А. Бандуры «Социальные основы мышления и поведения: социально-когнитивная теория», в которой понятие теории социального научения было расширено и преобразовано. Новая теория получила название социально-когнитивной теории. А.Бандура изменил название для того, чтобы подчеркнуть, что когнитивность играет значительную роль в поведении человека. [8] В своей книге А.Бандура особо подчеркивает влияние поведенческих, когнитивных и средовых факторов на человеческое поведение.


  • ИСТОЧНИК
  • სოციალური დასწავლის თეორია
  • Альберт Бандура — психолог
  • ალბერტ ბანდურას დასწავლის სოციალურ-კოგნიტური თეორია– მიბაძვით დასწავლა

სოციალური დასწავლის თეორია

სოციალური დასწავლის თეორია — პერსპექტივა, რომელიც აცხადებს, რომ ადამიანი სწავლობს, იძენს ცოდნას სოციალურ კონტექსტში, ადამიანის მიერ მოვლენათა დაკვირვების და მისი უშუალო გამოცდილების საფუძველზე. აღნიშნული თეორია შემოგვთავაზა ფსიქოლოგმა ალბერტ ბანდურამ (დაიბადა 1925წ. კანადაში). ეს თეორია აგებულია შემდეგ ძირითად პრინციპებზე:


ურთიერთდეტერმინიზმის პრინციპი

ა.ბანდურას მიხედვით, ადამიანი არც ავტონომიურ და არც მხოლოდ გარედან მართვად სისტემას წარმოადგენს, მას მომავალში განსახორციელებელი მოვლენების გათვალისწინების და მასზე მოქმედი სტიმულების კონტროლის უნარი გააჩნია. ადამიანი მხოლოდ შინაგანი ფსიქიკური აქტივობით არ იმართება, ამავე დროს, ის გარე ზემოქმედებაზე უშუალოდ არ რეაგირებს. მისი ქცევა მასში მიმდინარე შემეცნებითი პროცესების და გარემოს მახასიათებლების ურთიერთმოქმედებით განისაზღვრება. ა.ბანდურას ადამიანის ქცევის მადეტერმინირებელ ფაქტორებად ურთიერთდაკავშირებული შინაგანი და სიტუაციური ცვლადები მიაჩნია. პიროვნული (მრწამსი, მოლოდინი, თვითაღქმა) და სიტუციური (წახალისება, დასჯა) ცვლადები არა მხოლოდ ქცევას განსაზღვრავენ, არამედ, როგორც მთლიანი სისტემის ნაწილები, ერთმანეთზეც გავლენას ახდენენ. ქცევაზე გარემო მოქმედებს, ამავე დროს, გარკვეულ ფარგლებში, ის მისივე მოქმედების შედეგს წარმოადგენს. ადამიანი თავისი საქციელით გარკვეულ სიტუაციას ქმნის, რომელიც, თავის მხრივ, მისივე ქცევის მარეგულირებელ ფაქტორად გვევლინება. გარემოს ქცევა ცვლის. გარდა ამისა, ადამიანს სიმბოლოების გამოყენების უნარი გააჩნია, მას მომავლის დაგეგმარება შეუძლია, რაც მის ღია ქცევაში მჟღავნდება. რეალური ქცევის შიგა და გარე პირობების ურთიერთქმედების შედეგად, ადამიანი ერთდროულად სიტუაციის პროდუქტიცაა და შემქმნელიც.

განმტკიცების სპეციფიკის პრინციპი

ა.ბანდურა ქცევის დეტერმინაციაში გარე განმტკიცებას სათანადო ანგარიშს უწევს, მაგრამ მას ერთადერთ ფაქტორად არ მიიჩნევს. ადამიანის შემეცნებით აქტივობას (კითხვა, მოსმენა, სხვათა ქცევაზე დაკვირვება) დასწავლის პროცესში უდიდესი მნიშვნელობა გააჩნია. წარსული გამოცდილების საფუძველზე ადამიანი განსახორციელებელი ქცევის დადებით და უარყოფით შედეგებს ითვალისწინებს, რაც მისი ქცევის ძირითად განმსაზღვრელ ფაქტორს წარმოადგენს.

თვითკონტროლის პრინციპი

ა.ბანდურას მიხედვით, ადამიანს თვითკონტროლის უნიკალური უნარი გააჩნია.ითვალისწინებს რა ქცევიდან გამომდინარე შედეგებს, ამით ადამიანი თავის ქცევაზე მნიშვნელოვან გავლენას ახდენს. სიმბოლოებით ოპერირების უნარი გარემოზე გავლენის უნიკალურ საშუალებას წარმოადგენს.მეხსიერებითი და წარმოსახვითი წარმოდგენების მეშვეობით ადამიანში მისივე გამოცდილება აისახება. სასურველი შედეგების გათვალისწინება მათი მიღწევის ქცევითი სტრატეგიების შემუშავებას ედება საფუძვლად. სიმბოლოებით ოპერირების უნარი ცდისა და შეცდომის მოქმედებების გამეორების გარეშე, ადამიანს პრობლემების გადაჭრის, ქცევის მოდიფიკაციის საშუალებას აძლევს.

მოდელირების პრინციპი

სოციალური დასწავლის თეორიის თანახმად, ადამიანის ახალი ქცევის ფორმირება გარე განმტკიცების გარეშეც შეიძლება მოხდეს. ადამიანის მიერ გამოვლენილი ქცევის შინაარსს გარკვეული ნიმუში, ანუ მოდელი განსაზღვრავს. ის სხვების ქცევას აკვირდება და მას შემდგომ წაბაძვის მექანიზმის გამოყენებით იმეორებს. ბანდურას აზრით, დასწავლა არაეფექტური იქნებოდა, ადამიანი მხოლოდ საკუთარი ქცევის შედეგებით რომ შემოფარგლულიყო და სხვისი ქცევის შედეგებიც არ გაეთვალისწინებინა. რასაც პიროვნება აქტივობის პროცესში ქცევითი გამოცდილების სახით იძენს, სხვებზე დაკვირვების შედეგს წარმოადგენს. მოდელირების პროცესს შემდეგი ფაქტორები განსაზღვრავენ:

  1. ყურადღების ფაქტორი — სხვისი მოქმედების მოდელირებას მისი შინაარსისადმი და მისგან გამომდინარე შედეგებისადმი ყურადღების მიპყრობა განაპირობებს. მოდელი ადამიანზე დიდ გავლენას მაშინ ახდენს, როდესაც ის მისთვის მნიშვნელობის მქონეა და მასთან ურთიერთობა შედარებით ადვილი ხელმისაწვდომია.  
  2. მეხსიერების ფაქტორი — მოდელის ზემოქმედების შედეგი მნიშვნელოვნად არის დამოკიდებული იმაზე, თუ რამდენად შესწევს დამკვირვებელს მისი ქცევის დამახსოვრება იმ შემთხვევაშიც კი, როდესაც მას მასთან რეალური ურთიერთობა არ ჰქონია. 
  3. მოტორული რეპროდუქციის ფაქტორი — მოდელებზე დაკვირვების შედეგად მიღებული ინფორმაცია დამკვირვებლის მიერ წარმოსახულ მოქმედებაში უნდა გარდაიქმნას, ხოლო ეს უკანასკნელი, შემდგომ, მისი რეალური ქცევის განხორციელებას დაედება საფუძვლად. 
  4. განმტკიცების ფაქტორი — ადამიანს მოდელის ქცევის გამეორების მოტივაცია მაშინ გააჩნია, როდესაც ის ამისთვის დადებით წახალისებას იღებს. ქცევა, რომელსაც დაჯილდოება თან ახლავს, ადამიანის ყურადღებას იპყრობს, დასწავლას უფრო ადვილად ექვემდებარება და ხშირად ხორციელდება. 

სოციალური დასწავლის თეორიის თანახმად, მოდელის ქცევაზე დაკვირვების მეშვეობით, ადამიანი საკუთარი ქცევის კოგნიტურ ხატს ქმნის, შემდგომ ეს კოდირებული ინფორმაცია, რომელსაც ხანგრძლივი მეხსიერება ინახავს, მისი ღია ქცევის ორიენტირი ხდება.


Albert Bandura’Work — Academic Master

Josh Townsley

Abstract

Не говоря уже о том, что Альберт Бандура — один из величайших психологов, живущих до сих пор. Многие знают его за его вклад в область социальной когнитивной психологии, включая его теорию социального обучения (когнитивную), которая в настоящее время является краеугольным камнем психологии. Не говоря уже о его работе по изучению детей в экспериментах с куклами бобо или концепциях самоэффективности. Хотя бандура и его произведения являются относительно «новой» концепцией в психологии, она обыгрывает многие концепции, формировавшиеся на протяжении тысячелетий. Очевидно, что концепции классического и оперантного обусловливания были основной точкой построения, но многие теории вступают в игру, а добавленные им этапы опосредования и наблюдения переопределяют то, как мы видим обучение и поведение, особенно у детей. Концепции обучения, умственного развития и даже некоторые концепции воспитания в стихах природы можно объяснить с помощью теорий, которыми сейчас хорошо известен Бандура. Его концепции в теории социального научения (когнитивной теории) стали отправной точкой для многих других психологов и даже ученых, которые до сих пор пытаются понять, почему мы делаем то, что делаем. Хотя это, возможно, и не была идеальной теорией, объясняющей все, что когда-либо происходило в психологии и истории, в этом отношении Бандура делает его одним из самых важных открытий, процесса обучения, откуда берется поведение и как люди думают, когда-либо.

Введение

Социальная когнитивная теория Альберта Бандуры представляет нео-бихевиористские аспекты человеческого поведения. Теория имеет междисциплинарные последствия. С момента публикации социальной когнитивной теории Альберт Бандура приобрел влиятельное положение благодаря своим работам в области психологии, социального обучения и массовой коммуникации. Ученые из всех этих областей берут понятия из теории социального познания. Хотя эта теория — не единственная веха, представленная бандурой, она привлекла самое широкое внимание ученых и практиков из разных областей. Его эксперименты с куклами бобо известны в области психологии и коммуникации. По результатам опроса, проведенного в 2002 году, он занял четвертое место среди самых влиятельных психологов ХХ века9. 0003

Бандура родился в Канаде и живет в маленьком городке примерно в 50 милях от Эдмонтона. Он был последним среди шести братьев и сестер, его раннее образование было в маленькой школе с двумя учителями. Однажды он сказал: «Студенты должны были взять на себя ответственность за свое образование» из-за ограниченного доступа к образовательным ресурсам. Далее он добавил, что понял, что «содержание большинства учебников скоропортящееся… инструменты самоуправления со временем хорошо служат». Его упор на самоэффективность и личную свободу действий, возможно, был вызван такими экспериментами в его ранней жизни, поскольку его интерес к области психологии был чисто случайным. Он приходил в школу еще до начала занятий, и это несмотря на то, что он работал по ночам и ездил в школу. Он начал посещать дополнительные занятия, чтобы скоротать время в эти ранние часы в школе, что пробудило в нем интерес к изучению психологии. Бандура во время интервью рассказал, что однажды он впустую проводил свои ранние часы в школьной библиотеке» Кто-то забыл вернуть каталог курсов, и я пролистал его, пытаясь найти дополнительный курс, чтобы занять раннее время. Я заметил курс психологии, который послужил бы отличным наполнителем. Это пробудило во мне интерес, и я нашел свою карьеру». Он получил степень магистра психологии в 1951 году и докторскую степень. в 1952 году из Университета Айовы проживает ряд известных ученых в области поведенческих наук. Бандура поступил в Стэнфордский университет в 1952 году и продолжает работать там по сей день. Работая над агрессией у подростков, Бандура обнаружил интерес к замещающему обучению, подражанию и моделированию. В своей теории социального обучения Бандура подчеркивает важность обучения через наблюдение. Моделирование и имитация. Объясняя предмет социального обучения, он написал в своей книге «Обучение было бы чрезвычайно трудоемким, не говоря уже об опасностях, если бы людям приходилось полагаться исключительно на последствия своих собственных действий, чтобы информировать их о том, что делать», Он разработал модель взаимодействия между поведением, познанием человека и окружающей средой. в теории социального научения.

Бандура утверждает, что эти три фактора обучения взаимодействуют друг с другом, определяя социальное обучение человека. В ходе своих знаменитых экспериментов с куклами бобо Бандура обнаружил три элемента, влияющих на социальное поведенческое обучение людей, особенно на обучение детей. Эксперимент с куклой Бобо был основан на фильме, в котором взрослая модель играла с куклой Бобо, избивая ее и используя агрессивные слова. В обстановке наблюдения группе детей показали фильм, а затем им дали возможность поиграть в комнате, в которой находилась кукла Бобо. Дети, которые смотрели фильм, с большей вероятностью подражали модели из фильма, избивая куклу Бобо и произнося оскорбительные слова. Они явно подражали жестокой модели из фильма. Эксперимент дал очень важные результаты для поведенческого обучения, поскольку он сломал настойчивое требование бихевиоризма об обучении, подкрепляемом наградами и стимулами. Группе детей, игравших с куклой Бобо, не давали подарков или наград, но они научились вести себя определенным образом, который основывался на простом подражании тому, что они наблюдали. Бандура дал этому феномену научения название «научение через наблюдение» и описал четыре элемента, характеризующие это явление: внимание и запоминание. Взаимопонимание и мотивация.

Обучение через наблюдение

Обучение через наблюдение, сформулированное Бандурой вслед за его Теорией социального обучения, опубликованной в 1977 году, основано на экспериментах с куклами Бобо, которые продемонстрировали, как дети учатся на основе того, что они наблюдают. Людей, за которыми наблюдают, называют моделями, и дети в обществе наблюдают за многими влиятельными моделями, такими как члены семьи, особенно родители, друзья и их семьи, учителя и инструкторы в школах, а также модели, представленные в СМИ на телеэкранах и в кино. Эти модели представляют собой примеры поведения, которое дети могут повторить. Они помогают детям воспринимать социальные персонажи и роли, такие как мужественность, женственность, просоциальное и антиобщественное поведение. Дети наблюдают за ними, кодируют их поведение как примеры и подражают им в социальных ролях, которые они должны выполнять.

Отходя от бихевиоризма из когнитивной психологии, Бандура соглашается в теории социального научения с теориями оперантного обусловливания и классического обусловливания, однако к обоим этим явлениям он добавил важные новые концепции. Во-первых, он постулирует, что между стимулом и реакцией происходит когнитивный процесс, во-вторых, посредством научения через наблюдение поведение усваивается из окружающей среды. Согласно теории наблюдательного обучения, основанной на исследованиях кукол бобо в 1961 году, дети внимательно наблюдают за социальными моделями вокруг них в различных ролях и когнитивно кодируют свое поведение, которое они позже демонстрируют в своих действиях в своих социальных ролях. Весьма вероятно, что они могут не осознавать, было ли такое поведение соответствующим полу или нет. Однако существует множество факторов и процессов, повышающих вероятность того, что дети будут воспроизводить поведение, которое социальные сверстники считают приемлемым для своего пола.

Научение через наблюдение предполагает, что дети склонны обращать внимание и подражать тем поведенческим примерам, которые больше им подходят, поэтому вполне вероятно, что ребенок будет подражать смоделированному поведению людей того же пола. Во-вторых, социальные сверстники реагируют на демонстрируемое или имитируемое поведение детей либо наказанием, либо подкреплением. Если имитация смоделированного поведения получает оценку или вознаграждение, ребенок с большей вероятностью будет продолжать это поведение на постоянной основе, как и в любой соответствующей ситуации. Например, если девочка играет с сочувствием и любовью к своей игрушке, а ее пациенты говорят ей, что она была доброй и хорошей девочкой, девочка, скорее всего, будет продолжать вести себя так, потому что она получила определенное вознаграждение за такое поведение. Такое подкрепление, однако, может быть во внутренней или внешней форме и быть положительным или отрицательным 9.0003

Бандура занимает противоречивую позицию среди сверстников и ученых в зависимости от того, является ли он бихевиористом или не-бихевиористом. Во всех его работах и ​​теориях, помещенных среди работ бихевиористов, он сам отметил, что он «никогда не соответствовал бихевиористской ортодоксии». На протяжении всех своих работ, начиная с первых, Бандура утверждал, что поведенческое обучение, сведенное к стимулам и циклу реакции, слишком упрощенно. В своих работах, используя поведенческие термины, такие как подкрепление и обусловливание, он объяснял, что концептуализировал их как действующие действия в процессе познания. Он жалуется, что ученые-психологи в своих текстах постоянно неверно характеризуют его подход, укорененный в бихевиоризме, тогда как его работы имеют перспективу социального когнитивизма.

Вклад Альберта Бандуры в психологические исследования и разработку теории огромен, его работы признаны революционными в когнитивной психологии, которая началась во второй половине 1960-х годов. Выдвинутые им теории оказали огромное влияние на такие отрасли психологии, как когнитивная психология, психотерапия, образование и психология личности. Он признан одним из величайших ученых-психологов, чьи работы являются вехами в науке и практике в области психологии.

Агентный взгляд на позитивную психологию

Бандура представляет свои взгляды на позитивную психологию в «Агентном взгляде на позитивную психологию» (Bandura, 2008). Он излагает свою точку зрения на агентную позитивную психологию. Он подчеркивает человеческие пределы, а не человеческие недостатки и сломленность. Бандура разъясняет, как можно повлиять на эффективность и создать ее, и как она решительно влияет на все аспекты человеческого опыта.

Как сказал Альберт Бандура, самоэффективность — это не то качество, которое есть у одних, а у других нет (или где-то посередине). Скорее он предполагает, что любой, мало обращая внимания на свое прошлое или настоящее состояние, может практиковать и укреплять свою самоэффективность.

На протяжении всей своей письменной работы Бандура изучает преимущественно негативные, ориентированные на патологию взгляды в рамках психологии, отличая их от гениального подхода к самоэффективности позитивных исследований мозга. Он также обращается к «патологии надежды», которая будет объяснена ниже, в отличие от подлинности при успешном продвижении к жизненным обстоятельствам. Следствием этой части является убедительный и побуждающий толчок к продолжению поиска исследований человеческой организации, эффективности и точек зрения позитивной психологии в целом. Для этого он предлагает четыре подхода, в которые мы сейчас углубимся: опыт мастерства, социальное убеждение, социальное моделирование и физиологическое состояние человека.0003

Теория социального познания является важной основой для понимания обучения с помощью средств массовой информации и каналов социальных сетей. Социальная когнитивная теория Бандуры (2001) дает интригующую точку зрения на социальные сети, концентрируясь на том, как обнаруживаются и санкционируются практики. Одно из предложений теории состоит в том, что люди учатся, демонстрируя практики, которые они наблюдают. Демонстрация воздействия, например, заместительные искры и социальные помощники, имеют серьезные поведенческие последствия для людей. Композиция Бандуры об искрах социальных разрешений может помочь нам понять нынешний рост цифровых мучений.

Как указывает Бандура (2001), два заслуживающих внимания источника санкций – социальное разрешение и замаскированное самосанкционирование – прямое трансгрессивное поведение. Люди избегают противоправного поведения, поскольку они ожидают, что их партнеры отреагируют на такое поведение противоположным образом. Скрытые меры направляют лидерство человека. В любом случае, такие рекомендации работают только тогда, когда они применяются, и различные процедуры могут заставить моральные реакции прогрессировать в направлении отказа от бесчувственного поведения (Bandura, 1991b, 19).99б).

Например, в случаях киберзапугивания саморегулирование пренебрегает тем, чтобы удержать призраков от применения этически непростительных действий из-за дегуманизации, происходящей из-за онлайн-установки соединений. В сети люди не являются «людьми», они также разъединены. Они регулярно очерчены в основном именами клиентов, символами или фотографиями профиля. Несмотря на то, что онлайн-сотрудничество использует потоковое видео, люди по-прежнему проявляют себя как «говорящие головы» без мгновенности и близости, которые люди имеют при общении с глазу на глаз. В результате онлайн-сотрудничество дегуманизирует участников.

Из социальной когнитивной теории Бандуры мы понимаем, что люди регулярно испытывают значительные трудности, жестоко обращаясь с адаптированными людьми, не играя в самосуд с дикими характеристиками» (2001).

Теория социального познания представляет собой чрезвычайно увлекательный фокус, с помощью которого можно взглянуть на использование социальных сетей. В тот момент, когда в сочетании с «традиционными» идеями теории медиа, лежащими в основе теории использования и удовлетворения, теория социального познания открывает еще одну вселенную вещей, которые следует учитывать в отношении использования социальных сетей. Когда мы говорили о теории использования и удовлетворения в классе, одна из основных тем, которая всплыла на поверхность, заключалась в том, что (как правило, без внимания) нужно немного использования и удовлетворения (рассуждение в классе, 11 сентября). Разумно в этом направлении, поскольку Теория использования и удовлетворения в основном утверждает, что люди используют определенные средства массовой информации в определенных подходах для удовлетворения определенных потребностей. Таким образом, несомненно возникают вопросы о том, что представляют собой эти потребности и откуда они (свободно) берут начало. Представляется, что социальная когнитивная теория может служить в качестве ментального фокуса, с помощью которого можно рассмотреть, откуда возникают такие потребности и почему они могут проявляться определенным образом.

Это значительное расширение более традиционных широких коммуникативных рассуждений, поскольку Социальная когнитивная теория рассматривает влияние того, что я бы назвал «человеческими» построениями, а не только более бездумными «частями» традиционных гипотез. Чтения для этого раздела, по-видимому, рекомендуют, чтобы использование медиа было закреплено в социальной когнитивной теории в таких направлениях, как связь между саможизнеспособностью и использованием медиа, и, кроме того, самоуправление и медиа используют контроль (Bandura, 2001b; LaRose и Истин, 2004). Тем не менее, я бы поместил, что теория социального познания связана с использованием средств массовой информации, и особенно с развитием теории использования и удовлетворения, на значительно более глубоких ментальных уровнях. Учитывая, что социальная когнитивная теория описывает влияние таких факторов, как социальные стандарты и саможизнеспособность, на отдельный офис (Bandura, 2001a), можно предположить, что в отношении использования средств массовой информации социальная когнитивная теория может прояснить влияние таких факторов, как социальные стандарты. и самодостаточность в отношении конкретных решений об использовании средств массовой информации, которые люди принимают для удовлетворения своих потребностей.

Соответственно, продвигаясь вперед в изучении социальных сетей, система Социальной Когнитивной Теории может быть использована в качестве начальной стадии для изучения особого ментального вдохновения, которое люди имеют для использования СМИ для удовлетворения определенных потребностей (таким образом, Социальная Когнитивная Теория прочно связывает использование и удовлетворение теория) как подход к выявлению конкретных потребностей, которые люди могут попытаться удовлетворить. Это расширило бы систему теории социального познания за пределы в основном стремления к вопросам самодостаточности и самонаправления (среди различных вопросов) на территории действительного стремления к конкретным потребностям, предшествующим теории использования и удовлетворения — благоприятной теме в социальных сетях. узнать о.

SCT может использоваться как для дополнения, так и для исследования существующей теории, и исследователям следует учитывать ее способность улучшать и расширять их непрерывную работу. Во-первых, это может дать ценные умственные построения, помогающие прояснить человеческие практики. Во-вторых, это дает возможность перейти от базовой детерминистической перспективы воздействия СМИ к той, которая воспринимает должность человека и, кроме того, взаимосвязь между многочисленными детерминантами. Таким образом, это может, наконец, добавить к более далеко идущему способу рассмотрения воздействия СМИ, особенно в отношении прогрессирующего состояния СМИ, поскольку исследователи получают возможность прояснить примеры восприятия и использования социальных сетей. Теория социального познания использовалась, чтобы исследовать менее сложные модели управления, подобные теории использования и удовлетворения. Бандура написал замечательные работы по психологии, которые помогли ученым из других областей, таких как коммуникация, понять взаимодействие окружающей среды, личные восприятия и черты, а также поведение.

Социально-когнитивные теории личности Бандуры и Мишеля

Английский язык

Бандура и Мишель

Бандура и Мишель

Как развивается личность? Существует множество теорий, пытающихся дать нам ясный и логичный ответ на этот фундаментальный вопрос. Одной из категорий этих теорий являются социальные когнитивные теории Бандуры и Мишеля. Рассмотрим взгляды каждого из теоретиков на личность.

Откройте для себя еще 10 статей по этой теме

Не пропустите эти связанные статьи:

  1. Культура
  2. Психодинамические теории
  3. поведенческий поведен
  4. Теория признаков
  5. Гуманистическая перспектива

Личности и бандита

. наблюдательное обучение как один из основных теоретических моментов. Он утверждал, что подкрепление работает не просто как механизм, но на самом деле является источником информации о следующем подкреплении, которое должно быть дано после повторения поведения.

Бандура указал, что для того, чтобы человек мог повторить приятное поведение, он должен включить свои интеллектуальные процессы, в отличие от убеждения Скинера, что мышление происходит только внутри «черного ящика». В этом смысле Бандура соглашался с тем, что среда вызывает поведение, но поведение также может вызывать среду. Это главное понятие в его теории называется реципрокным детерминизмом. Подход Бандуры к личности можно понять из следующей ситуации: предположим, подросток проявляет свою агрессивную черту личности, потому что с ним жестоко обращаются сверстники. Когда этот человек выражает свою агрессию посредством насильственных действий, он может вызвать либо более высокий уровень агрессии, либо страха в сознании своих сверстников, тем самым изменяя свое окружение.

Выдвинув теорию о том, что личность, проявляющаяся в ее поведении и окружающей среде, относится к двустороннему процессу, Бандура позже предположил, что существует третий фактор, который необходимо учитывать в такого рода взаимодействиях, — психологические процессы человека. Он сказал, что наша способность обрабатывать язык, изображения и другие сенсорные стимулы в нашем сознании влияет на то, как мы себя ведем, как развиваем свои личностные черты и, таким образом, как мы влияем на окружающую среду. Когда он ввел эту концепцию, он стал членом бихевиористско-когнитивистского круга психологов.

Личность и Мишель

Теория личности Уолтера Мишеля, чем-то похожая на предложение Бандуры, утверждает, что на поведение человека влияют две вещи: специфические атрибуты данной ситуации и то, как он воспринимает эту ситуацию. В отличие от традиционных социальных когнитивных теорий, Мишель утверждал, что человек ведет себя подобным образом только тогда, когда эти действия с высокой вероятностью приведут к одинаковым результатам. Он подчеркнул, что у нас есть индивидуальные различия, поэтому наши ценности и ожидания должны учитываться при прогнозировании поведения и личности человека.

Согласно Мишелю, есть пять личностных переменных, влияющих на условия конкретной ситуации. Они используются для предсказания того, как человек, скорее всего, поведет себя.

  1. Компетенции — наши интеллектуальные способности, а также социальные навыки.

  2. Когнитивные стратегии — различное восприятие конкретного события. Например, то, что может быть «угрожающим» для вас, может быть «вызовом» для другого человека.

  3. Ожидания — ожидаемые результаты различного поведения, которые реализуются человеком внутри его сознания.

  4. Субъективные ценности — соответствующая ценность каждого возможного результата различного поведения.

  5. Системы саморегулирования — группы правил и стандартов, к которым люди приспосабливаются для регулирования своего поведения.

В конце концов, Мишель считает, что личности как таковой не существует, и что наши черты — это просто когнитивные стратегии или действия, которые мы делаем для того, чтобы получить желаемое вознаграждение.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts