К механизмам социальной перцепции относят: Механизмы и эффекты социальной перцепции

эффекты и механизмы социальной перцепции

Перцепция — это познавательная функция психики, формирующая индивидуальное восприятие мира. Данная функция представляет собой отражение явления или объекта целиком при его прямом влиянии на рецепторные поверхностные части органов чувств. Одним из стержневых биологических процессов психики, определяющих сложнейшую операцию приема и трансформации информации, приобретаемой через органы чувств, которые формируют персонализированный целостный образ предмета, оказывающего влияние на анализаторы посредством комплекса ощущений, вызываемых этим объектом, считается функция восприятия или перцепция.

Перцепция в психологии это процесс прямого активного отображения познавательной сферой субъекта внутренних объектов и внешних предметов или явлений. В виде формы чувственного отображения предмета, перцепция объединяет в себе выявление предмета как нераздельного, различение в нем отдельных качеств, обнаружение информативного содержания в нем, соответствующего цели действия, выработку чувственного образа. Перцепция является процессом осознания стимуляции сенсорных рецепторов.

Социальная перцепция

Зарождение и дальнейшее успешное развитие межличностного коммуникативного взаимодействия возможно исключительно при условии, что между участвующими лицами в данном процессе существует взаимопонимание. То, насколько субъекты отражают чувства и качества друг друга, понимают и воспринимают окружающих, а при помощи них и собственную личность, во многом обуславливает процесс коммуникации, отношения, формирующиеся между участниками, и методы, посредством которых они реализуют совместную деятельность. Поэтому процесс познания и постижения одним субъектом другого выступает в качестве обязательной составляющей общения. Такую составляющую условно можно назвать перцептивным аспектом общения.

Социальная перцепция являет собой одно из особо серьезных и наиболее важных явлений социальной психологии. Было введено впервые определение социальная перцепция Д. Брунером после формирования качественно другого взгляда на восприятие субъектом субъекта.

Перцепция в психологии это действие, которое зарождается в ходе взаимодействия индивидуумов друг с другом и объединяет в себе восприятие, прохождение, уразумение и оценку индивидами социальных объектов.

Понятие перцепция объединяет в себе:

  • индивидуальный процесс восприятия наблюдаемых действий;
  • трактовку воспринимаемых причин действий и ожидаемых последствий;
  • построение стратегии персонального поведения;
  • эмоциональное оценивание.

Социальная перцепция восприятие является процессом восприятия в социальном смысле социальных объектов. Это процесс, зарождающийся при личностном взаимодействии, базирующийся на естественных коммуникациях и протекающий в виде восприятия и постижения индивида индивидом.

Межличностная перцепция характеризуется зависимостью от эмоциональных реакций, взглядов, установок, представлений, увлечений и предубеждений. Природа отношений межличностного характера значительно отличается от сущности отношений общественной направленности. Так как специфической чертой межличностного взаимодействия является наличие эмоционального базиса. Поэтому взаимодействие межличностного характера следует рассматривать в качестве причины психологического «микроклимата» коллектива. Эмоциональный фундамент межличностных отношений объединяет в себе все виды эмоциональных реакций личности, такие как чувства, аффекты, эмоции.

Выделяют определенные механизмы социальной перцепции. В первую очередь, следует к ним отнести идентификацию, аттракцию и эмпатию.

Процессы социальной перцепции имеют существенную разницу в восприятии объектов несоциального характера. Данное отличие состоит в том, что объекты социального характера не обладают пассивными и безразличными чертами в отношении к персоне восприятия. К тому же, социальные модели всегда характеризуются наличием оценочных интерпретаций и смысловых суждений. В некотором смысле перцепция является интерпретацией. Однако интерпретация другого лица или группы лиц всегда имеет зависимость от прошлого социального опыта воспринимающего субъекта, поведенческих реакций объекта восприятия в конкретный момент, системы ценностных ориентиров воспринимающего лица и других факторов.

Существуют основополагающие функции перцепции, к которым можно отнести: познание себя, партнера по коммуникации, организацию коллективной деятельности, основанной на взаимопонимании и установлении необходимого эмоционального взаимоотношения.

Функции перцепции необходимы для лучшего понимания сути восприятия. В ходе коммуникативных действий необходимо наличие взаимопонимания с целью эффективного усвоения информации. Восприятие участника коммуникации называется перцептивной стороной коммуникативного взаимодействия. Данный процесс можно представить в качестве внутреннего фундамента процесса общения, достигшего довольно высокого уровня развитости.

Феномен социального восприятия основан на взаимопонимании субъектов. Поэтому необходимо отметить, что существует несколько уровней взаимопонимания. Первый уровень наступает при совпадении системы социальных значений и индивидуальных смыслов у общающихся индивидов, и отсутствуют совпадения в степени взаимного оценивания личностных качеств.

Примером этого уровня перцепции может служить профессиональное коммуникативное взаимодействие. Следующий уровень наблюдается при совпадении не только смысловых систем, но и степени взаимного оценивания личностных качеств. Наблюдается он при взаимной удовлетворенности субъектов собственными эмоциями, которые возникают по отношению одного лица к другому. Третий уровень – это когда имеется высокая степень взаимно направленного доверия индивидов и их открытости. Общение на данном уровне предполагает отсутствие друг от друга секретов, в значительной мере затрагиваемых интересы партнера.

Как и любой другой психический процесс, перцепция характеризуется своими свойствами.

Свойства перцепции включают предметность (восприятие объектов не в качестве бессвязного комплекса ощущений, а в качестве образов, составляющих определенные предметы), структурность (воспринимается предмет сознанием в качестве смоделированной структуры, абстрагированный от ощущений), апперцептивность (воздействует содержание психики), константность (неизменность восприятия предмета при изменении стимула), осмысленность (объект воспринимается посредством сознания, затем мысленно называется и относится к классу) и избирательность (выделение одних предметов над другими). Свойства перцепции развиваются зависимо от возрастного периода личности.

Механизмы социальной перцепции

Индивидуум вступает в коммуникативное взаимодействие всегда как личность, аналогично с этим он и воспринимается товарищем по общению как личность.

Общение как перцепция предполагает наличие межличностного восприятия – выработку первоначального впечатления и межличностное восприятие в целом. Поэтому можно выделить механизмы социальной перцепции, которые представляют собой специфические способы, обуславливающие интерпретацию, понимание и оценивание индивидом партнера по коммуникативному взаимодействию. К наиболее распространенным механизмам причисляют каузальную атрибуцию, идентификацию, эмпатию, аттракцию, социальную рефлексию. Ниже представлено более подробное описание данных механизмов.

Каузальная атрибуция представляет собой приписывание субъекту причин поведенческого реагирования. Каждый индивид непреднамеренно выстраивает собственные предположения о причинах действий воспринимаемого индивида, почему именно он ведет себя подобным образом. Приписывая партнеру различные причины поведения, наблюдающий делает это, основываясь на сходстве его поведенческих реакций либо с каким-либо известным ему лицом либо известным образом личности, или основываясь на анализе собственных мотивов, которые могли бы проявиться у индивида в подобной ситуации.

Казуальная атрибуция действует по принципу аналогии и зависит от некоторых аспектов самоощущения личности, которая воспринимает и подвергает оценке другого.

Способ постижения другого, при котором гипотеза о его душевном состоянии выстраивается, основываясь на попытках поставить на место товарища по коммуникации себя, называется идентификацией. Другими словами, происходит сопоставление себя со вторым индивидом. В ходе идентификации усваиваются нормы партнера, его ценностные ориентиры, поведенческие реакции, привычки и вкусы. Идентификация обладает особым личностно-значимым смыслом на конкретном возрастном этапе, примерно в переходном периоде и юношеском возрасте. Так как на этом этапе идентификация во многом обусловливает характер взаимоотношений между молодым человеком и значимым окружением.

Общение как перцепция заключается в понимании общающимися лицами друг друга и опосредуется не только исключительно наличием общей системы шифровки либо дешифровки информации и совместно направленным действием, но и специфическими особенностями восприятия индивидом индивида.

Эмпатия представляет собой сопереживание эмоциональной направленности другому индивиду. Посредством эмоциональных откликов индивид постигает внутреннее состояние партнера. Эмпатия основывается на умениях верно представлять и понимать, что происходит у другого индивида внутри, как он оценивает окружающую среду, что он переживает. Эмпатийность во взаимодействии со вторым участником общения нередко рассматривается в качестве одной из наиболее нужных профессиональных черт психолога, социального работника и педагога.

Аттракция переводится, как привлечение, и может быть выражена в качестве особой формы постижения другого субъекта, основанной на выработке в отношении его стабильного позитивного чувства. В этом случае понимание товарища по взаимодействию возникает вследствие формирования к нему привязанности, приятельского или более глубокого отношения интимно-личностного характера.

Посредством перцепции и последующей интерпретации среды и социального окружения, также субъект воспринимает, а затем и интерпретирует собственную личность, действия и мотивы.

Социальной рефлексией именуют процесс и следствие самовосприятия индивидом в социальном контексте. Под социальной рефлексией в качестве инструмента социальной перцепции имеется в виду осмысление личностью собственных индивидуальных характеристик и то, каким образом они выражаются во внешнем реагировании, а также постижение того, какой она воспринимается окружением.

Межличностная перцепция восприятие, как правило, управляются всеми вышеперечисленными механизмами.

Эффекты социальной перцепции

Определенные особенности, которые препятствуют адекватному восприятию друг друга взаимодействующими партнерами, называются эффектами социальной перцепции. К ним относят: эффект ореола, проекции, первичности, новизны, средней ошибки.

Межличностная перцепция предполагает взаимное оценивание участниками коммуникативного взаимодействия, но по прошествии времени наблюдается отсутствие изменений в оценочных суждениях партнеров. Это происходит вследствие естественных причин и именуется эффектом ореола. Другими словами, сложившееся однажды суждение одного участника о другом не видоизменяется, несмотря даже на то, что новая информация о субъекте коммуникации накапливается и возникает новый опыт.

Эффект социальной перцепции может наблюдаться в ходе формирования об индивиде первого впечатления, когда общее хорошее впечатление ведет в целом к позитивному оцениванию и, наоборот, неблагоприятное впечатление провоцирует преобладание негативных оценок.

С подобным социальным эффектом имеют тесную связь такие эффекты, как первичность и новизна. Во время восприятия незнакомого индивида преобладает эффект первичности. Противоположным данному эффекту считается эффект новизны, состоящий в том, что информация полученная последней, является более значимой. Эффект новизны работает при восприятии ранее знакомого индивида.

Также выделяют эффект проекции, который являет собой приписывание приятному собеседнику собственных достоинств, а неприятному – собственных недостатков, другими словами наиболее отчетливо выявлять у собеседников именно те качества, которые ярко выражены у воспринимающего индивида. Эффект средней ошибки выражается в тенденции смягчать оценивание наиболее ярко выраженных черт партнера в сторону среднего.

Перечисленные эффекты следует рассматривать в качестве выражения особого процесса, сопутствующего восприятию индивида индивидом. Такой процесс носит название стереотипизация.

Таким образом, понятие перцепция представляет собой отражение вещей и ситуаций действительности во время их воздействия на органы чувств людей. При этом важную роль играет возрастной период, в котором находится воспринимающий индивид.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

«Основные механизмы социальной перцепции»


База данных защищена авторским правом ©dogmon. org 2023
обратиться к администрации

«Основные механизмы социальной перцепции»

Содержание.

ВВЕДЕНИЕ———————————————————————————-3

Глава I. Понятие социальной перцепции———————————————-8

1. 1.Общение: понятие, функции, структура——————————————10

1.2.Понятие социальной перцепции—————————————————14

1.3.Восприятие и понимание в процессе общения———————————18

Глава II. Основные механизмы социальной перцепции—————————22

2.1.Стереотипизация———————————————————————-24

2.2. Идентификация, эмпатия, рефлексия, аттракция——————————28

2.3. Каузальная атрибуция—————————————————————36

2.4. Факторы ошибки восприятия——————————————————39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ—————————————————————————-41

ЛИТЕРАТУРА——————————————————————————44

Введение.
Социальная психология является относительно молодой гуманитарной наукой, динамично развивающейся в последнее время.

Социально-психологические знания имеют богатейшую и интереснейшую историю и широкое прикладное значение в самых различных областях жизни современного общества.

Социальная психология — это «наука, изучающая механизмы и закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включенностью в социальные группы и общности, а также психологические особенности этих групп и общностей» [11]. И первый эмпирический факт, с которым сталкивается эта наука – факт общения и взаимодействия людей.

Категория общение является базовой для социально-психологической теории. Общение – это «форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнёрами и приводящая к возникновению психического контакта» [6, стр.39]. Психический контакт обеспечивает в общении взаимный обмен эмоциями. Этот контакт характеризует общение как двустороннюю деятельность, взаимную связь между людьми.

В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Само взаимопонимание можно истолковывать по-разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но и приятие, разделение этих целей, мотивов, установок, что позволяет не просто согласовывать действия, но и устанавливать особого рода отношения: близости, привязанности, выражающиеся в чувствах дружбы, симпатии, любви.

В социальной психологии общение определяется как «сложный процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией познавательного или эмоционально-оценочного характера» [9, стр.34].

ГЛАВА I. Cущность социальной перцепции.


Общение – это «процесс установления и развития контактов между людьми» [3, стр.178].

Общение – сложный и весьма многогранный процесс. Так профессор Б.Д. Парыгин отметил, что «этот процесс может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного влияния друг на друга, а как процесс их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга» [6, стр. 39]. Это определение ориентирует на системное понимание сущности общения, его многофункциональность и деятельностную природу.

В процессе общения происходит обмен информацией, её интерпретация, взаимопонимание, взаимовосприятие, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий и антипатий, психологическое воздействие, осуществление регулирования совместной деятельности и др. Специфика общения состоит в том, что в его процессе происходит взаимораскрытие субъективных миров партнёров. В общении самоопределяются и самопредъявляются.

При исследовании общения выделяется три уровня анализа.

На первом уровне (макроуровне) анализа рассматривается общение индивида с другими людьми как важнейшая сторона его образа жизни. При этом анализируются общественные институты, этнические и семейные традиции и нормы. Этот уровень является основным при изучении направленности деятельности личности, мотивационной сферы и межличностных отношений. Общение здесь выступает как сложная развивающаяся сеть взаимосвязей индивида с другими людьми и социальными группами.

Второй уровень анализа (мезоуровень) предполагает изучение отдельных контактов, в которые вступают люди, когда совместно решают ту


    1. Общение: понятие, функции, структура.

Потребность в общении относится к числу основных, базовых потребностей человека. Социальный смысл общения состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта. Психологический смысл общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого человека и происходит изменение чувств, поведения взаимодействующих людей. Исходя из этого можно дать такое определение общения. Общение — это «социальное взаимодействие между людьми посредством знаковых систем в целях передачи общественного опыта, культурного наследия и организации совместной деятельности» [2, стр.148].

Общение – это «форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнёрами и приводящая к возникновению психического контакта» [6, стр.

39]. Психический контакт обеспечивает в общении взаимный обмен эмоциями. Он характеризует общение как двустороннюю деятельность, взаимную связь между людьми.

Рассмотрение понятия общение имеет различные трактовки самого понятия «общения». Так, А.С. Золотнякова понимала общение как «социально- и личностно-ориентированный процесс, в котором реализуются не только личностные отношения, но и установки на социальные нормы». Т.е. она видела общение как процесс передачи нормативных ценностей и подавала общение как «социальный процесс, через который общество влияет на индивида» [6, стр.40].

А.А. Бодалёв предлагает рассматривать общение как «взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми» [6, стр.40].

Существует масса трактовок сущности понятия общения. Мы их конечно все рассматривать и раскрывать не будем. Но остановим внимание

1.2. Понятие социальной перцепции.
В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Само взаимопонимание может быть здесь истолковано по-разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, установок. Однако имеет тот факт, как воспринимается партнер по общению, иными словами, процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.

Весьма часто восприятие человека человеком обозначают как социальная перцепция. Термин «»социальная перцепция» впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г.» [1, стр.117]. Социальной перцепцией стали называть «процесс восприятия так называемых социальных объектов, под которыми подразумевались другие люди, социальные группы, большие социальные общности

» [1, стр.117].

Многие исследователи предпочитают в этом случае обратиться к французскому выражению «connaissanse d’autrui», что означает не столько восприятие другого, сколько познание другого. В отечественной литературе также весьма часто в качестве синонима «восприятие другого человека» употребляется выражение «познание другого человека» [1, стр.119].

Н.Р. Битянова определяет социальную перцепцию как «восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретацию и прогнозирование на этой основе его поступков» [10]. Социальную перцепцию нельзя рассматривать как чисто рациональный акт запечатления внешних свойств воспринимаемого человека. В ней обязательно присутствуют и оценка другого, и формирование отношения к нему в эмоциональном и поведенческом плане. В целом в ходе социальной перцепции осуществляется: эмоциональная оценка

1.3. Восприятие и понимание в процессе общения.
Восприятие в социальной психологии рассматривается как «формирование целостного образа партнёра по общению на основе оценки его внешнего вида, поведения и его (партнёра по общению) понимание» [2, стр.151]. При этом понимание рассматривается с двух сторон:


  • как отражение в сознании партнёров по общению целей, мотивов, установок друг друга;

  • как принятие этих целей, позволяющее установить взаимоотношения.

Поэтому в общении целесообразно говорить не о социальной перцепции вообще, а о межличностной перцепции, или межличностном восприятии.

В качестве субъекта и объекта восприятия могут выступать не только отдельные личности, но и целые группы людей. При восприятии людьми друг друга можно выделить несколько возможных ситуаций:



  1. «Я – Он» — восприятие одним индивидом другого как отдельной личности;

  2. «Я – Они» — восприятие индивидом группы как единого целого;

  3. «Мы – Они» — восприятие одной группой другой группы;

  4. «Мы – Он» — восприятие группой индивида [2, стр.151].

При формировании образа партнёра человек зачастую сталкивается с неким количеством фрагментарной информации о нём и оценивает её с учётом многих психологических и эмоциональных факторов. Вполне вероятно, что он примет во внимание только те сведения, которые соответствуют его представлениям и лучше всего подходят для его целей.

Кроме недостатка информации и его пристрастного отбора процесс восприятия искажают также ошибочные заключения. Когда информации мало, человек строит свои выводы о собеседнике на основе того немногого, что успел узнать, а когда его представление сформировано, он пренебрегает полученными позже дополнительными сведениями.


Глава II. Основные механизмы социальной перцепции.
Под восприятием в социальной психологии понимают целостный образ другого человека (партнёра по общению), формируемый на основе оценки его внешнего вида и поведения. На основе внешней стороны поведения, по словам С.Л. Рубинштейна мы «словно читаем другого человека, расшифровываем значение его внешних данных» [5, стр.21]. В ходе познания одновременно осуществляются эмоциональная оценка собеседника и попытка понять его поведение, а также основанные на этом стратегии изменения его поведения и формирование своего собственного поведения.

Поясним сказанное на примере. Человек, стоящий поздним вечером на автобусной остановке, замечает приближающегося пешехода. Тот одет в темную одежду, держит руки в карманах и двигается быстрой, решительной походкой. Если стоящий на остановке человек спокоен и уверен в себе, он может подумать приблизительно так: «Этот человек, видимо, замерз и очень спешит. Наверное, опаздывает домой или на свидание. Сейчас он спокойно пройдет мимо». Подумав подобным образом, наблюдатель спокойно продолжит свое ожидание. Если же человек на остановке встревожен или мнителен, он может рассудить по-другому: «Почему у него руки в карманах? Как он быстро надвигается на меня! У него может быть худое на уме. Вид больно подозрительный…» Подумав таким образом, человек скроется в тень («от греха подальше»).

Процесс социальной перцепции представляет собой деятельность его субъекта (наблюдателя) по оценке внешнего вида, психологических особенностей и поступков наблюдаемого лица, в результате которого у него складывается конкретное отношение к наблюдаемому и формируется определённые представления о возможном его поведении. В зависимости от этих представлений сам наблюдатель прогнозирует и строит свои отношения и поведение в общении.

2.1. Стереотипизация.
Социальный стереотип (от греч. stereos – твёрдый и tupos – отпечаток) – это «относительно устойчивый, упрощённый образ социального объекта, в качестве которого может выступать группа, человек, явление» [9, стр.44]. Т.е. можем сказать, что стереотип — это устойчивый образ или устойчивое представление о каких-либо явлениях, людях, событиях, свойственное представителям той или иной социальной группы.

Впервые термин «социальный стереотип» был введен У. Липпманом в 1922 г. [1, стр.128]. В более же широком смысле слова стереотип — это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным сокращением при взаимодействии с этим явлением. Стереотипы в общении, возникающие, в частности, при познании людьми друг друга, имеют и специфическое происхождение, и специфический смысл. Как правило, стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате стремления строить выводы на базе ограниченной информации. Очень часто стереотип возникает относительно групповой принадлежности человека, например принадлежности его к какой-то профессии. Тогда ярко выраженные профессиональные черты у встреченных в прошлом представителей этой профессии рассматриваются как черты, присущие всякому представителю этой профессии («все учительницы назидательны», «все бухгалтеры — педанты» и т.д.). Здесь проявляется тенденция извлекать смысл из предшествующего опыта, строить заключения по сходству с этим предшествующим опытом, не смущаясь его ограниченностью.

Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к двум различным следствиям. С одной стороны к определенному упрощению процесса познания другого человека; в этом случае стереотип не обязательно несет на себе оценочную нагрузку: в восприятии другого человека не происходит сдвига в сторону его эмоционального принятия или

2.2. Идентификация, эмпатия, рефлексия, аттракция.
Как мы отметили выше, что к механизмам познания и понимания относятся, прежде всего, идентификация, эмпатия, рефлексия и аттракция. Рассмотрим их.

Идентификация (от лат. Identifigare — отождествлять), т.е. уподобление себя другому. В социальной психологии идентификация рассматривается как «важнейший механизм социализации, проявляющийся в принятии индивидом социальной роли при вхождении в группу, в осознании им групповой принадлежности» [9, стр.46].

Через идентификацию дети усваивают нормы поведения, эмоциональные состояния, мораль значимых окружающих, используя их в качестве эталона. Важной особенностью этого процесса является то, что на первых порах он происходит независимо от сознания ребёнка и не контролируется в полной мере родителями и воспитателями.

Это попытка понять состояние, настроение человека, его отношение к миру и себе, поставив себя на его место, слившись с его «Я». При этом неизбежен пусть временный, но отказ от собственного «Я». При идентификации с другим человеком усваиваются его нормы, ценности, поведение, вкусы и привычки. Человек ведет себя так, как, по его мнению, строил бы в данной ситуации свое поведение этот человек. Идентификация имеет особое личностное значение на определенном этапе развития, чаще всего в старшем подростковом или юношеском возрасте, когда она во многом определяет характер отношений между юношей и значимыми для него взрослыми или сверстниками (например, отношение к кумиру).

Идентификация может иметь двойное воздействие на развитие личности. С одной стороны, формирует способности к установлению положительных отношений с людьми, с другой – может привести к растворению индивида в другом человеке, выхолащиванию индивидуального.

2.3. Каузальная атрибуция.
Обращаясь к следующей группе механизмом социальной перцепции, обеспечивающих прогнозирование поведения партнера по общению, выделим наиболее важный, можно даже сказать универсальный механизм интерпретации поступков и чувств другого человека – механизм каузальной атрибуции.

Каузальная атрибуция (от лат. causalis – причинность и attributio – приписывание) – это «интерпретация одним человеком причин и мотивов поведения других людей» [9, стр. 49], т.е. это механизм интерпретации поступков и чувств другого человека.

В ходе общения люди не ограничиваются получением внешне наблюдаемых сведений, а стремятся к выяснению причин поведения других людей. Т.к. информация о человеке, получаемая в результате наблюдения, чаще всего недостаточна для надёжных выводов, наблюдатель находит вероятные причины поведения и приписывает их наблюдаемому человеку.

Исследования каузальной атрибуции направлены на изучение попыток рядового человека, как бы «человека с улицы», понять причину и следствие тех событий, свидетелем или участником которых он является. Это включает также интерпретацию своего и чужого поведения, что и выступает составной частью межличностного восприятия. Если на первых порах исследования атрибуции речь шла лишь о приписывании причин поведения другого человека, то позже стали изучаться способы приписывания более широкого класса характеристик: намерений, чувств, качеств личности. Сам феномен приписывания возникает тогда, когда у человека есть дефицит информации о другом человеке: заменить ее и приходится процессом приписывания.

Это соответствует идее Ф. Хайдера, который сознательно ввел в социальную психологию правомерность ссылок на «наивную психологию «человека с улицы»», т.е. на соображения здравого смысла. Согласно Хайдеру, людям вообще свойственно рассуждать таким образом: «плохой

2.4. Факторы ошибки восприятия.
Социальные психологи выделили факторы, мешающие правильно воспринимать и оценивать людей:


  1. Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у наблюдателя задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека.

  2. Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми наблюдаемые люди заранее относятся к определённой категории и формируется установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней чёрт.

  3. Стремление сделать преждевременные заключения о личности оцениваемого человека до того, как о нём получена исчерпывающая и достоверная информация. Некоторые люди, например, имеют готовое суждение о человеке сразу же после того, как в первый раз повстречали или увидели его.

  4. Безотчётное структурирование личности другого человека проявляется в том, что логически объединяются в целостный образ строго определённые личностные качества, и тогда всякое понятие, которое не вписывается в это образ, отбрасывается.

  5. «Эффект ореола» проявляется в том, что первоначальное отношение к какой-то одной частной стороне личности переносится на весь образ человека, а затем общее впечатление о человеке – на оценку его отдельных качеств.

  6. «Эффект проецирования» проявляется в том, что другому человеку приписываются по аналогии с собой свои собственные качества и эмоциональные состояния.

  7. «Эффект первичности» проявляется в том, что первая услышанная или увиденная информация о человеке или событии является очень

Заключение.
Таким образом, в данной работе нами была рассмотрена проблема общения в социальной психологии. Как нами было показано, общение связано и с общественными. и с личными отношениями человека.

Оба ряда отношений человека, и общественные, и личные реализуются именно в общении. Таким образом, общение и есть реализация всей системы отношений человека. В нормальных обстоятельствах отношения человека к окружающему его предметному миру всегда опосредованы его отношением к людям, к обществу, то есть включены в общение.

Кроме того, общение неразрывно связано с человеческой деятельностью. Само общение между людьми происходит непосредственно в процессе деятельности, по поводу этой деятельности.

Общение, являясь сложным психологическим явлением, имеет свою структуру. В межличностном общении могут быть выделены три стороны.

1. Коммуникативная сторона общения связана с обменом информацией, обогащением друг друга за счет накопления каждым запаса знаний.

2. Интерактивная сторона общения служит практическому взаимодействию людей между собой в процессе совместной деятельности. Здесь проявляется их способность сотрудничать, помогать друг другу, координировать свои действия, согласовывать их. Отсутствие навыков и умений общения или недостаточная их сформированность отрицательно сказываются на развитии личности.

3. Перцептивная сторона общения характеризует процесс восприятия людьми других людей, процесс познания их индивидуальных свойств и качеств.

В данной работе мы выяснили, что социальная перцепция – это восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов, прежде всего самих себя, других людей, социальных групп.

Список используемой литературы.


  1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 376 с.

  2. Каменская Е.Н. Социальная психология: Конспект лекций: Учебное пособие/Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 192 с.

  3. Котова И.Б. Основы психологии: экзаменационные ответы. Серия «Сдаём экзамен». Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 448 с.

  4. Петерс В.А. Психология и педагогика в вопросах и ответах: учеб. Пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 304 с.

  5. Романова И.А. Шпаргалки по психологии и педагогике: Учебное пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 32 с.

  6. Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1998. – 224 с.

  7. Социальная психология: конспект лекций/сост. И.В. Андреева. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005. – 94 с.

  8. Степанов С. Популярная психологическая энциклопедия. – М.: Эксмо-Пресс, 2003. – 640 с.

  9. Чернобай В.А. Сдаём социальную психологию. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 160 с.

Каталог: sites -> default -> files
files -> Вопросы для вступительного экзамена в аспирантуру по специальности
files -> Пояснительная записка Настоящая программа является программой вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 19. 00. 01. «Общая психология, психология личности, история психологии»
files -> 1. Предмет философии и структура философского знани
files -> Міністерство освіти і науки України Державний заклад „Луганський національний університет імені Тараса Шевченка”
files -> 12 грудня 2014 р. ІV всеукраїнська науково-практична конференція “Андріївські читання”
files -> Методичні рекомендації для проведення виховних заходів в загальноосвітніх навчальних закладах
files -> Перечень вопросов, по которым участники образовательного процесса (дети, родители, педагоги) могут получить консультации
files -> Что такое агрессивность?
files -> А. Зайцев Научный редактор А. Реан Редакторы М. Шахтарина, И. Лунина, В. Попов Художник обложки В. Шимкевич Корректоры Л. Комарова, Г. Якушева Оригинал-макет


Скачать 136.34 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

механизмов мозга для социального восприятия: движение к пониманию аутизма | Наблюдение за людьми: социальные, перцептивные и нейрофизиологические исследования восприятия тела

Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Наблюдение за людьми: социальные, перцептивные и нейрофизиологические исследования восприятия телаКогнитивная психологияКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Наблюдение за людьми: социальные, перцептивные и нейрофизиологические исследования восприятия телаКогнитивная психологияКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

Процитируйте

Пелфри, Кевин и Сара Шульц,

«Мозговые механизмы социального восприятия: движение к пониманию аутизма»

,

в Керри Джонсоне и Мэгги Шиффрар (ред. )

,

Люди, смотрящие: социальные, восприятия и нейрофизиологические исследования восприятия тела

, серия Оксфорда в визуальном познании

(

2012;

, серия визуальных познаний

(

2012;

. онлайн-издание,

Oxford Academic

, 24 января 2013 г.

), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780195393705.003.0019,

, по состоянию на 9003

, 8 февраля 20023 г. Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Наблюдение за людьми: социальные, перцептивные и нейрофизиологические исследования восприятия телаКогнитивная психологияКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Наблюдение за людьми: социальные, перцептивные и нейрофизиологические исследования восприятия телаКогнитивная психологияКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

Уровни социальных нарушений у разных людей с расстройствами аутистического спектра сильно коррелируют со степенью дисфункции верхней височной борозды (ВВБ) каждого человека, ключевой области социального восприятия в целом, и в восприятии биологического движения, в частности. С точки зрения развития, в то время как у типичных детей реакция СС становится все более избирательной в отношении человеческих движений, наблюдатели с аутизмом проявляют менее избирательную настройку. Рассмотрены исследования визуализации мозга, которые поддерживают интерактивную модель развития социального мозга и социального восприятия.

Ключевые слова: аутизм, расстройство аутистического спектра, генетическая этиология, фенотипическое выражение, верхняя височная борозда (sts), функциональная магнитно-резонансная томография (FMRI), социальное восприятие, социальная сеть мозга

Субъект

Когнитивная психология

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Войти с помощью личного кабинета

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

Социальное восприятие и восприятие личности | Восприятие

РЕКЛАМА:

Прочитав эту статью, вы узнаете о социальном восприятии и восприятии личности.

Социальное восприятие:

Термин социальное восприятие очень свободно используется психологами. Тем не менее, это очень сложный термин для определения. Иногда он используется как синоним восприятия человека, что может быть не совсем правильным. Точно так же можно также иметь в виду, что восприятие любого стимула или события, которое имеет либо социальное происхождение, либо значение, составляет социальное восприятие. Это контекстный подход.

С другой стороны, можно также использовать каузальный подход, который означает, что любой акт восприятия, на который влияют или могут влиять социальные и культурные факторы, может быть отнесен к социальному восприятию. При таком определении почти каждый акт восприятия может быть классифицирован как социальное восприятие, потому что очень часто даже на восприятие физических стимулов влияют социальные факторы.

Все мы знакомы с классическими экспериментами, в которых было показано, что богатые и бедные дети значительно различаются в своих оценках размеров монет. Тем не менее, хотя это определение может привести к тому, что мы охватим большое количество и разнообразие социальных фактов, оно имеет то преимущество, что оно является более всеобъемлющим и всеобъемлющим.

Таким образом, для целей нашего обсуждения социального восприятия мы можем принять позицию, согласно которой любой акт восприятия, на который влияют социальные и культурные факторы, можно рассматривать как конституирующий социальное восприятие, и рассматривать предмет личного восприятия отдельно.

Изучение и анализ социального восприятия выполняет две функции с точки зрения психологов. Во-первых, это помогает нам понять роль социальных, культурных и эмпирических факторов, ведущих к индивидуальным и групповым различиям в восприятии одной и той же ситуации или объекта в разных культурах, обществах, классах и сообществах. Такие исследования могут объяснить сходство социального восприятия внутри однородной социальной группы и в то же время различия и вариации между группами.

Вторым и, вероятно, более важным моментом является то, что было показано, что на процессы нашего восприятия влияют потребности, ценности, интересы и т. д., а не только физические характеристики стимулов. Вышеперечисленные факторы, а их, вероятно, гораздо больше, приводят к избирательности в восприятии.

Далее, эти факторы влияют на элементы стимульной ситуации, которые выбираются индивидуумом не только для восприятия, но и для интерпретаций. Процесс восприятия включает в себя осознание стимулов, а также их интерпретации.

Показано, что на обоих этих этапах, индивидуальном и культурном. вариации играют определяющую роль, тем самым подчеркивая роль «мотиваций» и намерений в формировании процессов восприятия. Многие из социальных факторов являются мотивационными факторами, приобретаются и могут найти удовлетворение только в социальном контексте. Таким образом, с обеих этих точек зрения мы можем видеть влияние социальных и культурных факторов на восприятие.

Психологи, изучая социальное восприятие, расширили значение термина восприятие, чтобы обозначить многие процессы и поведенческие события, выходящие за рамки традиционного использования этого термина. Используемый в контексте социального восприятия, этот процесс включает сложные процессы, такие как вывод, суждение, категоризация и т. д.

На самом деле, многие теории были в первую очередь связаны с процессами суждения, категоризации, умозаключения и т. д., которые, как правило, строго не подпадают под термин «восприятие». В каком-то смысле в таком расширенном использовании термин «восприятие» фактически стал синонимом термина «познание». Тем не менее такое расширенное использование термина «восприятие» помогло понять, как взаимосвязаны различные виды и уровни перцептивных и других когнитивных процессов.

Традиционные психологи долгое время придерживались мнения, что одни и те же законы, принципы, динамика и механизмы, задействованные в восприятии физических объектов, должны быть достаточно адекватными для объяснения того, что мы называем социальным восприятием.

Но очень скоро эта точка зрения столкнулась с трудностями, поскольку исследователи начали приводить доказательства того, что социальные факторы и опыт в значительной степени влияют на восприятие в социальной ситуации и, кроме того, что социально детерминированное восприятие влияет даже на несоциальные акты поведения.

В классической книге «Теории и проблемы социальной психологии» Креча и Кратчфилда это направление мышления ярко просматривается. Это была одна из первых явных попыток преодолеть разрыв между восприятием несоциального типа и восприятием в контексте социального поведения или социального взаимодействия, или, другими словами, социальным восприятием.

Были проведены эксперименты для изучения влияния таких факторов, как суждения и нормы, на восприятие и того, как эти факторы влияют на достоверность восприятия. Результатом этого стал растущий акцент на исследованиях предубеждений, искажений, норм и т. д., особенно в социальных ситуациях.

Но были и другие взгляды, также способствовавшие увязыванию социального восприятия с восприятием вообще. Брунер заметил, что «если восприятие в целом обязательно включает в себя процессы категоризации, а также эволюцию или достижение адекватной системы категоризации, которая служила бы в качестве системы отсчета или опорной точки для восприятия, суждения и сопоставления видов стимулов, то существует нет оснований сомневаться в том, что такая система категоризации повлияет на случаи восприятия социальных объектов, вопросов и событий, которые являются более сложными и одновременно требуют и допускают большое количество возможностей и поддаются более поддающейся классификации».

Подразумевается, что явления социального восприятия, такие как формирование стереотипов, могут быть подвергнуты категориальному анализу как обычные входные сенсорные стимулы.

Из этого мы можем видеть, что термин социальное восприятие стал включать три основных типа перцептивных явлений или действий:

Во-первых, он относится к восприятию людей или других лиц;

Во-вторых, он также включает процессы искажения, которые, как предполагается, являются результатом социально детерминированных факторов, таких как ценности, потребности, нормы, установки и т. д.

И, наконец, также были проведены исследования, которые могли бы рассказать нам больше о когнитивных явлениях, а также о связях и отношениях между различными типами когнитивных процессов, таких как вывод, суждение, категоризация и т. д. Вопрос определения социального восприятия становится более сложным, если мы принимаем во внимание интересы антропологов, таких как Клакхон, в культурных различиях в восприятии и мышлении даже относительно физических факторов, таких как пространство и время.

Восприятие человека:

Интерес к изучению восприятия человека, вероятно, получил научное внимание благодаря работе Чарльза Дарвина. Возможно, именно его наблюдения над эмоциональным поведением людей и животных, вероятно, дали толчок к изучению восприятия других.

Позже, ближе к началу этого века, интерес расширился до изучения процессов и механизмов, связанных с познанием характеристик других. Естественно, это было расширено для изучения возможных вариаций и ошибок в суждении о характеристиках других и анализа различных факторов, которые способствуют таким ошибкам.

Ожидалось, что с помощью таких исследований мы сможем получить какое-то описание или характеристику людей, которые могут хорошо судить о людях. В дальнейшем также были предприняты попытки изучить отношения таких представлений к реальному поведению по отношению к судимому. Таким образом, были предприняты попытки изучить, насколько наше восприятие другого человека влияет на наше фактическое взаимодействие.

Давайте рассмотрим различные факторы, которые могут повлиять на наше восприятие другого человека. Прежде всего, мы можем сказать, что на процесс восприятия человека влияют определенные характеристики воспринимающего человека или воспринимающего. Затем есть факторы ситуации или контекста, в которых происходит восприятие другого человека.

Наконец, перцептивные или когнитивные факторы, используемые воспринимающим, и, возможно, некоторые другие факторы также влияют на воспринимающего, и, возможно, некоторые другие факторы также влияют на восприятие. Обозначим воспринимающего символом «X», а воспринимаемого человека символом «Y». Таким образом, в игру вступают характеристики «X», характеристики «Y» и другие ситуационные контекстуальные факторы.

а. Если их можно перечислить, то это характеристики и состояния «Y», такие как его интеллект, его эмоциональные состояния, его намерения, его привлекательность и т. д.

б. Сопровождение или сопутствующие характеристики.

в. Сигналы от «Y» — это поведенческие сигналы, которые доступны «X», сигналы из внешней среды, вне человека «Y», эти характеристики могут быть далекими или близкими к «X»,

d. Когнитивные процессы, связанные с использованием этих сигналов.

эл. Точно так же восприятие суждения «X» о «Y».

Исследования в области восприятия человека в целом сосредоточены вокруг вышеуказанных вопросов и взаимосвязей между ними.

Некоторые из этих вопросов:

1. Во-первых, многие исследователи пытались проанализировать степень постоянства и проявления внутренних состояний и процессов в объекте человека, который воспринимается. Если это непротиворечивые формы внешнего выражения внутренних состояний, то какие из них используются воспринимающим при вынесении суждения о человеке?

2. Любой воспринимающий в своем суждении очень редко использует все сенсорные сигналы; некоторые из них более полезны, а другие менее полезны. Приходя к своему суждению или восприятию, воспринимающий использует ряд поведенческих перцептивных процессов. Исследователи были заинтересованы в анализе процесса, а также в обнаружении различий, если таковые имеются, в процессе, связанном с восприятием человека и восприятием объекта.

3. Наконец и естественно, исследователей интересовала также степень правильности или достоверности суждений воспринимающего о воспринимаемом лице. Если удастся получить достоверную информацию о последнем пункте, тогда, возможно, можно будет научить людей наблюдать за другими и выносить о них суждения.

В отличие от суждения или восприятия физического объекта, когда очень мало и слишком явные и физические сигналы управляют восприятием, восприятие человека включает в себя множество сигналов, которых гораздо больше, они более разнообразны, и многие из них являются неявными и скрытыми. Несомненно, воспринимающий использует внешне наблюдаемые физические сигналы, такие как жесты, степень воспринимаемой тревоги, выражение лица и т. д., но на этом дело не заканчивается.

Актер может очень хорошо изобразить эти вещи без соответствующего внутреннего состояния. Именно из-за этого восприятие реального человека зависит от использования других типов сигналов, которые не так заметны, зависят от контекста и обстоятельств, которые различаются и не очень согласуются.

Если мы воспринимаем человека как нечестного, это основано не только на физических или физиологических признаках, но и на ряде других признаков, которые прямо или косвенно определяют наш процесс восприятия человека. Более того, воспринимающие могут использовать разные сигналы в разных ситуациях и с разными людьми.

Если мы хотим понять процесс восприятия человека, то первым шагом является понимание видов и природы сигналов, используемых воспринимающим в процессе восприятия человека. Здесь можно использовать разные подходы. Например, мы можем использовать технику жюри, иметь несколько судей и получать их консенсус.

Чуть более изощренный метод заключается в использовании мнения экспертов. Мы также можем использовать «самоотчеты» воспринимаемых, чтобы понять природу сигналов. Мы можем на основе его сообщений попытаться определить характеристики, которые могли бы помочь воспринимающему.

Наконец, когда суждение включает сложные психологические переменные, можно использовать даже психометрическую оценку. Другая возможность, открывающаяся перед нами, состоит в том, чтобы начать с настоящего стимула, а затем экспериментально изучить условия и попытаться установить связи между ними и различными формами когнитивных суждений, которые они вызывают.

Именно такой подход был впервые применен Heider and Jones & Davis. Этот подход возник и развился и привел к тому, что называется «теорией атрибуции». Конечно, среди разных психологов существуют различия, которые, в целом придерживаясь подхода атрибуции, тем не менее выступают за разные типы атрибуции. Эти различные версии уже вызвали значительное количество исследований и споров.

Сигналы, используемые при восприятии человека:

Брансуик утверждал, что различные сигналы, используемые воспринимающим при восприятии другого человека, взаимозаменяемы, и различные сигналы могут использоваться для приписывания определенной черты или качества воспринимаемому человеку. Именно это приписывание скрытой предрасположенности или черты играет решающую роль в последующем действии и взаимодействии. Но и здесь одни приписываемые диспозиции и условия, быть может, важнее других. Джонс и Дэвис подробно обсудили это в своей работе «От диспозиции к действию».

Одним из важных элементов, который приписывается, является «намерение» человека, особенно те, которые относятся к воспринимающему. По большому счету люди склонны смотреть на других как на ответственных за действия или как на агентов действия.

Кроме того, две другие предполагаемые переменные, по-видимому, играют важную роль. Это общие хорошие и плохие качества, с одной стороны, и его сила, с другой. К первым относятся такие качества, как искренность, доброта и т. д., а ко вторым — сила другого по отношению к себе.

Для того, чтобы прийти к таким выводам и суждениям, есть два основных источника информации, один из которых — это выражение лица, жесты и действия человека, а другой связан с контекстуальными факторами или условиями, при которых происходит поведение.

По-видимому, существует общее мнение, что внешний вид и другие характеристики человека, независимо от контекста, могут помочь в получении определенных выводов или выводов о диспозициях. Таким образом, по выражениям можно судить о внутренних, эмоциональных и психических состояниях.

Ряд исследований, проанализированных Брунером и Гогуайром, показал, что таким образом можно судить о широких эмоциональных категориях. Эти характеристики личности очень часто приводят судей или воспринимающих к двум или трем возможным выводам.

Точно так же может помочь ситуационная и контекстуальная информация. Таким образом, если мы знаем, что человек только что получил приз или награду, то с этой контекстуальной информацией нам даже не нужно смотреть на него, чтобы сделать вывод о его внутреннем статусе. Таким образом, поведение человека, а также «контекстные сигналы» имеют свое значение и помогают в восприятии другого человека.

Однако эти два источника информации взаимодействуют и помогают придать реальности суждению. Наблюдатель или воспринимающий комбинирует эти два набора сигналов, сигналы от человека и сигналы от ситуации, и приходит к суждению, которое очень часто является реалистичным и функциональным.

Именно здесь мы обнаруживаем, что в картину вступает третий набор характеристик или признаков. Сигналы, полученные от поведения и действий воспринимаемого человека, а также контекстуальные сигналы просеиваются и систематизируются воспринимающим, который, таким образом, выступает в качестве третьего фактора. Здесь мы часто можем видеть, что судья работает над тем, «каким могло бы быть внутреннее состояние воспринимаемого индивида», и в этом процессе он думает, каким было бы внутреннее состояние, если бы он сам оказался в этой ситуации.

Судья ставит себя на место предполагаемого человека. Большинство судей предполагают сходство между собой и воспринимаемым человеком в данной ситуации. Таким образом, принципы сходства и эмпатии в значительной степени способствуют вынесению суждения. Точно так же тенденция приписывать устойчивые склонности или характеристики приводит к приписыванию или приписыванию изменчивости социальному или личному восприятию.

Эта тенденция приписывать инвариантность, возможно, является результатом общей тенденции когнитивных процессов поддерживать и максимизировать «когнитивный баланс и минимизировать диссонанс». Некоторые теории, известные как теории баланса, подчеркивают этот момент. Таким образом, воспринимающий приходит к целостному тоталистическому восприятию человека, который последовательно и однородно воспринимается как относящийся к определенному типу — хорошему, плохому, яркому, скучному, раздражительному, приятному и т. д. Именно здесь проявляется то, что обычно называют гало. эффект и логический эффект вступают в действие.

Ошибка или эффект ореола относится к тенденции обобщать наши суждения от известной ситуации до неизвестной ситуации. Таким образом, если мы воспринимаем человека как раздражительного индивидуума, то это впечатление может быть обобщено и расширено, чтобы воспринимать его как неприятного, трудного в общении и т. д.

С другой стороны, логическая ошибка или эффект основан на представлении воспринимающего о отношения между различными характеристиками. Таким образом, мы часто считаем, что человек, который честен в денежных делах, будет честен и в рабочей ситуации, и ввиду этого он будет очень пунктуален. Эти отношения в сознании воспринимающего между различными чертами также способствуют формированию общего устойчивого восприятия.

Еще один процесс, который вступает в действие в нашей попытке понять другого человека и его поведение, — это тенденция приписывать намерения или интенциональность. Намерения, как правило, устойчивы, и если мы можем понять намерения другого человека, это может привести к стабильности и согласованности значений.

Очень часто этот процесс запускается даже тогда, когда объективное поведение человека этого не требует. Эта склонность приписывать намерения помогает нам видеть в другом человеке источник или инициатора действия. На самом деле, одним из основных процессов, ведущих к комплексному взгляду на другого человека и его действия, является тенденция судить о том, находится ли причина действия внутри человека, что возлагает на него ответственность, или же причина находится вне и вне его контроля.

Таким образом, местонахождение причины в конечном счете определяет, как поведение другого человека воспринимается и выводится. В связи с этим неудивительно, что очень часто одинаковые типы поведения оцениваются как разные, а также разные типы поведения часто оцениваются как сходные по смыслу. На самом деле намерение является важным компонентом даже при решении суда о размере правонарушения.

Важная особенность, на которую не обращали особого внимания, заключается в том, что при непрерывных взаимодействиях наблюдатель или воспринимающий сначала пытается прийти к базовым или минимальным характеристикам и атрибутам другого человека, а затем все последующие действия оцениваются по этому базовой линии и как отклонение или вариации этого.

Таким образом, человек, оцененный как строгий, если он оказывается снисходительным к кому-то, то эта снисходительность получает более высокую оценку. Очень часто, говоря о поступках человека, мы говорим: «Я не ожидал от него этого». Я ожидал чего-то другого». Эти ожидания показывают, как действия человека оцениваются по ранее сформировавшемуся о нем основному впечатлению.

Таким образом, можно увидеть, что на наше восприятие других влияет ряд наших предположений, таких как устойчивые предрасположенности, интенциональность, базовая линия, образ и т. д. Все это можно рассматривать как часть типичной имплицитной личностной изменчивости. Таким образом, эти предположения влияют на наше восприятие других людей точно так же, как наши отношения, концепции и потребности влияют на наше восприятие любой ситуации, проблемы или события.

Концепция когнитивного стиля :

В то время как концепция стиля обучения возникла в основном из феноменологически ориентированных исследований и исследований процесса обучения, концепция когнитивного стиля, с другой стороны, возникла из теорий личности, исследования личности, исследования восприятия, а также клинические исследования.

Согласно Мессику, термин «когнитивный стиль» представляет собой типичные для человека способы обработки информации и усвоения привычек обработки информации, представляющие типичный для человека способ представления, восприятия, мышления, решения проблем и запоминания. Стиль, безусловно, придает индивидуальность и последовательность когнитивному поведению человека. Таким образом, они почти становятся похожими на когнитивное поведение.

Следует, однако, четко отметить, что когнитивный стиль человека во многом не зависит от его способностей. В то время как способности связаны с качеством содержания познания, стиль говорит нам о том, как человек получает, обрабатывает и интегрирует информацию. Термин «способность» имеет оценочное значение, чего нельзя сказать о термине «стиль».

Были предприняты попытки проанализировать концепцию когнитивного стиля, некоторые аспекты стилей восприятия в первую очередь связаны с восприятием и анализом данных, а также стили формирования и удержания, относящиеся к индивидуальному стилю решения проблем, процессам запоминания и т. д.

Мессик и его партнеры классифицировали измерения по двум основным категориям.

Две основные категории:

(1) стили восприятия стимулов и

(2) стили формирования понятий.

К первой категории относятся предпочтения модальности восприятия, независимость или зависимость зрительного и слухового полей, сканирование, сужение или гибкость, терпимость к несоответствующему опыту и т. д. импульсивность, раннее обобщение в сравнении с постепенным обобщением, разделение, сложность в сравнении с простотой и нивелирование в сравнении с обострением

Возможно, сейчас нет необходимости вдаваться в подробное объяснение этих различных категорий. Но легко заметить, что некоторые из этих вариаций в стилях познания могут оказывать значительное влияние на социальное восприятие и поведение.

Например, люди-уравнители склонны интегрировать новый опыт с прошлым опытом и в результате не расстраиваются из-за необычного опыта. С другой стороны, те, кто точит, склонны подчеркивать даже небольшие различия и отделять новый опыт от предыдущего опыта.

Значение этого можно увидеть в контексте формирования стереотипов. Те, кто занимается нивелированием, как правило, усваивают и усваивают стереотипы намного быстрее, чем те, кто занимается оттачиванием. Последние медленнее приобретают и закрепляют стереотипы.

Точно так же те люди, которые быстрее формируют понятия, чаще прибегают к стереотипному мышлению и чрезмерным обобщениям, чем те, кто медленнее. Кроме того, есть люди, которые из соображений стиля склонны разделять опыт и характеристики других на жесткие категории.

Такие люди, опять же, более склонны легко прибегать к стереотипам. Схожую тенденцию можно обнаружить у тех, кто предпочитает простоту когнитивной организации в противоположность тем, кто склонен к когнитивной сложности. Человек с простым когнитивным стилем неизменно стремится к последовательности, порядку и регулярности, в отличие от человека, более склонного к сложности. Иногда этот вариант также называют конкретным и абстрактным.

Типы когнитивного стиля:

Одной из популярных классификаций людей по когнитивным типам является классификация Уиткина. Уиткин классифицирует людей на два широких когнитивных типа: зависимые от поля и независимые от поля. Эти два типа отражают противоположные средства и способы обработки информации.

Хотя в своих экстремальных формах они могут показаться контрастными, тем не менее можно увидеть континуум от крайней зависимости от поля до независимости от поля. В целом, человек, который больше зависит от поля, как правило, подвержен влиянию контекстуальных факторов по сравнению с человеком, который более независим от поля.

В попытке провести различие между типом, зависящим от поля, и типом, независимым от поля, Пэт Берк, Гильдия и Гаргер представляют следующую таблицу характеристик: ибо социальное восприятие и взаимодействие очевидны, и нет нужды в длинных объяснениях того же самого.

Феноменологический подход Грегора :

Применяя феноменологический подход, основанный на анализе собственного опыта, Грегор утверждает, что люди по своим когнитивным и обучающим стилям различаются по двум параметрам. Первое измерение варьируется от предельно конкретной ориентации до предельно абстрактной ориентации.

Второе измерение варьируется от последовательного до случайного подхода. Здесь люди варьируются от чрезвычайно систематического и последовательного подхода с одной стороны до случайного подхода с другой. Во взаимодействии эти два измерения помогают нам классифицировать людей по четырем типам или стилям. Конкретные последовательные, Конкретные случайные, Абстрактные последовательные и Абстрактные случайные.

Согласно Грегору, эти соответствующие ориентации или стили, безусловно, отражают хорошо различимые мотивы, мыслительные процессы и установки. Также было обнаружено, что, хотя многие люди обычно работают с одним или двумя стилями, другие более адаптируются и гибки, демонстрируя то, что он называет «гибкостью стиля».

Вкратце описания четырех когнитивных стилей следующие:

(а) Конкретный последовательный:

Это отражает предпочтение упорядоченной точности, деталей, фактического опыта и т. д.

(б) Абстрактно-случайная:

Абстрактно-случайная ориентация характеризуется предпочтением эмоциональности, чувствительности и гибкости во времени, крепкими отношениями с другими и т. д. предпочтение интеллектуального процесса и логики ценностей, рациональной, аналитической и теоретической.

(d) Concrete Random:

Этот стиль подходит к физическому миру, включая других, как к среде или возможности, с помощью которой можно расширять и развивать свои собственные творческие таланты. Эти люди любопытны и любознательны и думают сами за себя.

Колб и его модель экспериментального обучения :

Согласно Колбу, когнитивные стили различаются по двум параметрам: от конкретного к абстрактному и от активного к рефлексивному. Основываясь на этих моделях, Гильдия и Гаргер указывают, что может быть четыре стиля худеющих. Первый тип ученика, который полагается на конкретное ощущение и опять же рефлексивен.

Они поднимают вопрос «почему». На них также очень сильно влияют их собственные личные ценности, и они интегрируют когнитивный опыт со своими убеждениями, чувствами и т. д. Этот тип можно назвать когнитивно-рефлексивным (К-Р). Вторая категория, которую можно охарактеризовать как абстрактно-рефлексивную (А-Р), в первую очередь ориентирована на интеграцию опыта с тем, что они знают.

Их упор делается на факты, точность, познание и правильные ответы. Третий тип учащихся. Абстрактно-активный (А-А) снова в первую очередь ориентирован на мышление и абстрагирование. Акцент делается на активном обучении. Они хотят делать и участвуют. В первую очередь они прагматичны и ориентированы на ценности.

Четвертый тип, Concrete-Active (C-A), в значительной степени зависит от ощущения и ощущения бетона. При этом они активны. Они ориентированы на оценку отношений и связей между различными элементами. Они стремятся облегчить познавательный процесс у других. Таким образом, феноменологический подход различает разные когнитивные стили, исходя из общей направленности и установки личности.

Влияние когнитивных ориентаций, включая стили обучения, на социальное восприятие очевидно. В целом стили людей одинаковы независимо от того, является ли обучающая ситуация социальной или несоциальной.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts