Метод опроса | это… Что такое Метод опроса?
Ме́тод опро́са — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и опрашиваемыми посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение интервьюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.
Содержание
|
Общие сведения
Опрос можно рассматривать как один из самых распространённых методов получения информации о субъектах — респондентах опроса. Опрос заключается в том, что респонденту задают специальные вопросы, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что психологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя.
Опросы разделяют на стандартизированные и не стандартизированные. Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие прежде всего общее представление об исследуемой проблеме. Не стандартизированные опросы менее строгие в сравнении со стандартизированными, в них отсутствуют жёсткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы.
При создании опросов сначала формулируют программные вопросы, соответствующие решению задачи, но которые доступны для понимания лишь специалистам. Затем эти вопросы переводятся в анкетные, которые сформулированы на доступном неспециалисту языке.
Виды опросов
- Анкетирование
- Личностные тесты
- Метод лестницы
Интервью относят как и к методу опроса, так и к методу беседы.
- Личные опросы. Проведение таких опросов проходит при прямом контакте исследователя с респондентом.
- Дистанционные опросы. Проведение таких опросов возможно при опосредованном участии исследователя, либо же вовсе без его участия.
Одними из наиболее активно используемых в современном мире дистанционных методов являются телефонный[1] или интернет-опрос.
Вопросы
Правила составления вопросов
- Каждый вопрос должен быть логичным и отдельным и совмещать отдельные подвопросы.
- Запрещено употребление малораспространённых, малопонятных слов и специальных терминов.
- Вопросы должны быть краткими.
- При необходимости вопрос может сопровождаться пояснением, но сама формулировка должна оставаться лаконичной.
- Вопросы должны быть конкретными, а не абстрактными.
- Вопросы не должны содержать подсказку. Если в нём упомянуты возможные варианты ответов, то их список следует дать полным.
- Формулировка вопроса должна предотвратить получение шаблонных ответов.
- Вопрос не должен принуждать респондентов к неприемлемым для них ответам.
- Язык вопросов не должен вызывать отвращение (к примеру, быть слишком экспрессивным).
- Недопустимы вопросы суггестивного (внушающего) характера.
Виды вопросов в соответствии с решаемыми задачами
- Закрытые — открытые
- Закрытые (структурированные) вопросы предполагают выбор ответа из списка. Закрытые вопросы могут быть дихотомическими («да/нет») или же с множественным выбором, то есть предоставлять более двух вариантов ответа. Ответы на закрытые вопросы легко поддаются обработке; недостатком же можно считать высокую вероятность необдуманности ответов, случайный их выбор, автоматизм у респондента.
- Открытые (неструктурированные) вопросы не содержат никаких заготовленных ответов, а респондент отвечает в свободной форме. Данные, полученные из ответов на такие вопросы, обрабатывать труднее, чем в случае с закрытыми вопросами.
- Субъективные — проективные
- Субъективные вопросы спрашивают респондента об его отношении к чему-либо или о его поведении в определённой ситуации.
- Проективные вопросы спрашивают о третьем лице, не указывая на респондента.
По материалам: Никандров В. В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. СПб.: Речь, 2002.
См. также
- Вербально-коммуникативные методы
- Метод беседы
- Психодиагностика
- Экспериментальная психология
- Систематическая ошибка отбора
Примечания
- ↑ Глоссарий терминов по телемаркетингу
Литература
- Никандров В. В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. — СПб.: Речь, 2002. — ISBN 5-9268-0140-0
- Ильясов Ф. Н. Репрезентативность результатов опроса в маркетинговом исследовании // Социологические исследования. — 2011. — № 3. — С. 112-116.
Метод опроса | это.
.. Что такое Метод опроса?Ме́тод опро́са — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и опрашиваемыми посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение интервьюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.
Содержание
|
Общие сведения
Опрос можно рассматривать как один из самых распространённых методов получения информации о субъектах — респондентах опроса. Опрос заключается в том, что респонденту задают специальные вопросы, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что психологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя.
Опросы разделяют на стандартизированные и не стандартизированные. Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие прежде всего общее представление об исследуемой проблеме. Не стандартизированные опросы менее строгие в сравнении со стандартизированными, в них отсутствуют жёсткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы.
При создании опросов сначала формулируют программные вопросы, соответствующие решению задачи, но которые доступны для понимания лишь специалистам. Затем эти вопросы переводятся в анкетные, которые сформулированы на доступном неспециалисту языке.
Виды опросов
- Анкетирование
- Личностные тесты
- Метод лестницы
Интервью относят как и к методу опроса, так и к методу беседы.
Классификация опросов по способу взаимодействия с респондентом:
- Личные опросы. Проведение таких опросов проходит при прямом контакте исследователя с респондентом.
- Дистанционные опросы. Проведение таких опросов возможно при опосредованном участии исследователя, либо же вовсе без его участия.
Одними из наиболее активно используемых в современном мире дистанционных методов являются телефонный[1] или интернет-опрос.
Вопросы
Правила составления вопросов
- Каждый вопрос должен быть логичным и отдельным и совмещать отдельные подвопросы.
- Запрещено употребление малораспространённых, малопонятных слов и специальных терминов.
- Вопросы должны быть краткими.
- При необходимости вопрос может сопровождаться пояснением, но сама формулировка должна оставаться лаконичной.
- Вопросы должны быть конкретными, а не абстрактными.
- Вопросы не должны содержать подсказку. Если в нём упомянуты возможные варианты ответов, то их список следует дать полным.
- Формулировка вопроса должна предотвратить получение шаблонных ответов.
- Вопрос не должен принуждать респондентов к неприемлемым для них ответам.
- Язык вопросов не должен вызывать отвращение (к примеру, быть слишком экспрессивным).
- Недопустимы вопросы суггестивного (внушающего) характера.
Виды вопросов в соответствии с решаемыми задачами
- Закрытые — открытые
- Закрытые (структурированные) вопросы предполагают выбор ответа из списка. Закрытые вопросы могут быть дихотомическими («да/нет») или же с множественным выбором, то есть предоставлять более двух вариантов ответа. Ответы на закрытые вопросы легко поддаются обработке; недостатком же можно считать высокую вероятность необдуманности ответов, случайный их выбор, автоматизм у респондента.
- Открытые (неструктурированные) вопросы не содержат никаких заготовленных ответов, а респондент отвечает в свободной форме. Данные, полученные из ответов на такие вопросы, обрабатывать труднее, чем в случае с закрытыми вопросами.
- Субъективные — проективные
- Субъективные вопросы спрашивают респондента об его отношении к чему-либо или о его поведении в определённой ситуации.
- Проективные вопросы спрашивают о третьем лице, не указывая на респондента.
По материалам: Никандров В. В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. СПб.: Речь, 2002.
См. также
- Вербально-коммуникативные методы
- Метод беседы
- Психодиагностика
- Экспериментальная психология
- Систематическая ошибка отбора
Примечания
- ↑ Глоссарий терминов по телемаркетингу
Литература
- Никандров В. В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. — СПб.: Речь, 2002. — ISBN 5-9268-0140-0
- Ильясов Ф. Н. Репрезентативность результатов опроса в маркетинговом исследовании // Социологические исследования. — 2011. — № 3. — С. 112-116.
Обзор исследований | Определение, примеры и методы
Автор: д-р Джессика Дж. Миллс
Опубликовано: 13 сентября 2021 г.
Опрос Исследование Определение
Опросное исследование относится к определенному типу плана исследования, при котором основным методом сбора данных является опрос. В этом дизайне исследования опросы используются исследователями в качестве инструмента для лучшего понимания индивидуальные или групповые взгляды на конкретную концепцию или интересующую тему. Опрос обычно состоит из набора структурированных вопросов, каждый из которых предназначен для получения определенной части информации.
Опросное исследование может проводиться по разным причинам, но общей чертой опросов является то, что они представляют собой легкодоступный способ для респондентов поделиться или продемонстрировать свои знания или взгляды на конкретную тему. Такой подход, в свою очередь, может позволить исследователям лучше понять различные группы населения или группы людей, помочь выявить любые проблемы или опасения респондентов и/или привести к выявлению или разработка решений на основе выявленных проблем. Опросы также являются хорошим способом оценить общие тенденции или взгляды на тему среди определенной группы населения, прежде чем проводить более углубленное исследование.
Методы исследования методом опроса
Дизайны исследований в опросах можно в целом разделить на количественные и качественные. Количественный дизайн опроса обычно проводится во время крупномасштабных исследований и в основном основан на использовании закрытых вопросов для получения информации, которая могут быть проанализированы относительно быстро, например, ответы с множественным выбором или дихотомические ответы. Данные, полученные в ходе количественного опроса, носят числовой характер и обычно анализируются с помощью статистики. Количественные планы и данные позволяют исследователей, чтобы получить общее представление о тенденциях в интересующей вас популяции.
Напротив, качественный дизайн опроса обычно применяется во время исследования меньшего масштаба. Качественные опросы, как правило, основаны на открытых вопросах в формате интервью, чтобы предоставить участникам возможность объяснить или разработать ответы или концепции, которые труднее поддаются количественной оценке, такие как отношения или мысли. Данные, собранные в качественном контексте, анализируются и сообщаются на языке респондентов, например, в формате цитаты. Качественные схемы и данные позволяют проводить более глубокий анализ мотивов, лежащих в основе ответов.
Под количественными и качественными зонтиками исследования могут быть применены несколько дизайнов и методов. Однако важным фактором, который необходимо учитывать при выборе дизайна и связанного с ним метода обследования, является время.
Во-первых, вам нужно будет решить, в какие сроки вы хотите провести опрос. Продольный опрос включает в себя изучение ответов на опрос в течение определенного периода времени, чтобы выяснить, есть ли какие-либо изменения в интересующих вас переменных. В таком дизайне ваш опрос необходимо проводить как минимум дважды — один раз в начале и в конце периода времени. Вы также можете выбрать администрирование в середине таймфрейма. Напротив, поперечное сечение Опросное исследование включает в себя оценку ответов на опрос в определенный момент времени, чтобы выяснить, что актуально/актуально в этот момент. В перекрестном обзорном исследовании опрос проводится только один раз.
В планах продольного и поперечного сечения можно использовать несколько методов проведения обследования. Однако здесь также важно время, потому что одни методы легче и быстрее применять, чем другие; особенно когда также в сочетании с продольными или поперечными конструкциями. Электронные методы, такие как онлайн-анкеты, становятся все более популярными методами проведения опросов, поскольку они легко доступны большему количеству людей, и, как правило, их быстрее администрировать, потому что участник выполняет их самостоятельно. Телефонные или личные интервью также могут быть быстрыми в зависимости от того, сколько у вас вопросов, однако обычно они занимают больше времени. потому что в них участвует второй человек (исследователь), а также требуется больше времени для анализа, потому что вам нужно будет расшифровать все ответы перед анализом.
Полезные советы по проведению опросов:
При проведении опросов рекомендуется делать их короткими и четкими, если только у вас нет особой причины делать их длиннее. Хотя более длинные опросы предоставят вам больше информации для анализа, иногда, когда опросы слишком длинные, это увеличивает вероятность того, что ваши участники потеряют интерес и либо откажутся от опроса, либо ответят чем-нибудь, чтобы закончить его раньше. что, в свою очередь, повлияет на достоверность или точность ваших выводов. Также полезно помнить о цели опроса на всех этапах планирования исследования и процесса сбора данных. Опросы часто заполняются многими людьми, поэтому легко почувствовать как будто вы немного «теряетесь» в процессе. Помнить о цели — это полезный способ сфокусировать опрос, что, в свою очередь, поможет сфокусировать и ваши результаты.
Полезные ссылки
- Австралийское статистическое бюро (2021 г.). Дизайн анкеты.
Как сделать опрос Как писать вопросы для опроса Как увеличить процент ответов на опросы Что такое демография? Коэффициенты корреляции Что такое выборка? Что такое размер выборки? Открытые и закрытые вопросы Как проводить исследования с помощью опросов Количественные данные Статистическая значимость Вопросы с несколькими вариантами ответов
Методы и приемы формирования выборки для обследования
Определение вашей выборки или группы людей, участвующих в вашем обследовании, является одним из наиболее важных этапов его проведения.
Существует два основных вида методов выборки — вероятностная и невероятностная выборка. Узнайте о конкретных типах выборки в этих категориях, чтобы помочь вам в следующем опросе.
Методы вероятностной выборкиПри вероятностной выборке каждый элемент генеральной совокупности имеет определенную ненулевую вероятность быть использованным в выборке. Этот метод гарантирует, что в выборке представлена вся популяция. Существует несколько типов методов вероятностной выборки, в том числе:
Простая случайная выборка
Простая случайная выборка — самый чистый тип вероятностной выборки. С помощью этого метода люди выбираются случайным образом, что дает каждому члену населения равные шансы быть выбранным в качестве субъекта.
Систематическая выборка
В систематической выборке отдельные лица отбираются через равные промежутки времени. Например, каждый 10-й человек в списке населения может быть выбран для участия. Этот метод обеспечивает равномерную выборку населения.
Стратифицированная выборка
Перед формированием стратифицированной выборки население делится на группы на основе характеристик, имеющих отношение к исследованию, таких как возраст или пол. Затем население случайным образом отбирается в пределах этих конкретных слоев. Этот сложный метод выборки гарантирует, что каждая категория населения представлена в выборке.
Кластерная выборка
При кластерной выборке каждый член совокупности относится к группе, известной как кластер. Выборка кластеров выбирается с использованием вероятностного метода, такого как случайная выборка, и опрашиваются только лица в пределах отобранного кластера.
Многоступенчатая выборка
Многоступенчатая выборка использует несколько различных методов вероятностной выборки. Например, процесс выборки может начаться с кластерной выборки. Затем вы используете простую случайную выборку, чтобы выбрать подмножество участников из каждого кластера для создания окончательной выборки.
Методы невероятностной выборки
При использовании методов невероятностной выборки выборка собирается на основе определенных критериев, поэтому не у каждого члена совокупности есть шанс быть отобранным. Эти методы выборки часто используются для онлайн-опросов. Различные типы невероятностной выборки включают:
Удобная выборка
В удобной выборке люди отбираются по тому, насколько легко они доступны для исследователя. Этот метод обычно используется на этапах предварительного исследования.
Выборка по квоте
Выборка по квоте аналогична стратифицированной выборке, за исключением того, что она назначает квоту каждому подмножеству населения, что означает, что выборка должна включать определенное количество лиц из каждой группы.
Оценка/целевая выборка
При оценке или целенаправленной выборке исследователь выбирает людей по определенному качеству, имеющему отношение к исследованию. Например, если вы хотите изучить, что нужно для того, чтобы получить высшее образование с отличием, вы должны опросить лиц, получивших такое отличие.