К постоянным факторам профессионального общения относятся: Вопрос: К постоянным факторам профессионального общения относятся: : Смотреть ответ

Профессиональная этика — ответы часть 1

Главная / Ответы на новые тесты / Профессиональная этика / Страница 1

Упражнение 21147:


Номер

«Джентльмен» всегда выражает почтение старшему по возрасту

Ответ:

&nbspесли «разрыв» в их статусах не слишком велик&nbsp

&nbspесли это не повредит его репутации&nbsp

&nbspнезависимо от его общественного или служебного положения&nbsp

&nbspесли это не противоречит его общественному или служебному положению&nbsp



Упражнение 21148:


Номер

«Ничто не обходится так дешево и не ценится так дорого, как вежливость», — сказал

Ответ:

&nbspВыготский&nbsp

&nbspД.

Карнеги&nbsp

&nbspАвиценна&nbsp

&nbspСервантес&nbsp



Упражнение 21149:


Номер

«Политика» в переводе с греческого означает

Ответ:

&nbsp«власть имущих»&nbsp

&nbsp«город-государство»&nbsp

&nbsp«право на власть»&nbsp

&nbsp«искусство управлять государством»&nbsp



Упражнение 21150:


Номер

«Чтобы поступать морально, надо исходить из своих эгоистических интересов, но только при этом следует эти интересы понимать разумно» — принцип

Ответ:

&nbspутилитаризма&nbsp

&nbspпрагматизма&nbsp

&nbspэволюционной этики&nbsp

&nbspразумного эгоизма&nbsp



Упражнение 21151:


Номер

Авторитет родителей

Ответ:

&nbspуважительно-доверительное отношение ребенка к мнению отца и матери&nbsp

&nbspуважительное отношении ребенка к мнению отца&nbsp

&nbspуважительное отношение к властным связям в семье&nbsp

&nbspдоверительное отношение ребенка к мнению матери&nbsp



Упражнение 21152:


Номер

Будучи модным, костюм должен

Ответ:

&nbspсоздаваться исключительно ради красоты&nbsp

&nbspбыть оригинальным и вызывающим&nbsp

&nbspсоответствовать конкретной ситуации, своему функциональному назначению&nbsp

&nbspв первую очередь, подчеркивать индивидуальность человека&nbsp



Упражнение 21153:


Номер

В каких из перечисленных ситуациях знакомства категорически воспрещены?

Ответ:

&nbspпохороны&nbsp

&nbspпребывание в церкви&nbsp

&nbspбракосочетание&nbsp

&nbspвизит для выражения соболезнований&nbsp

&nbspрегистрация младенца&nbsp



Упражнение 21154:


Номер

В период становления информационной цивилизации на первый план выдвигаются вопросы

Ответ:

&nbspквалификации работников, профессионализма и деловых качеств&nbsp

&nbspколичества и качества труда наемного работника&nbsp

&nbspполучения сверхприбыли в экономической сфере&nbsp

&nbspусиления контроля за результатами труда&nbsp



Упражнение 21155:


Номер

В функции стандартной визитной карточки не входит:

Ответ:

&nbspрекламная функция&nbsp

&nbspфункция письма&nbsp

&nbspпредставление партнеров&nbsp

&nbspсопровождение подарка&nbsp



Упражнение 21156:


Номер

Вежливость представляет собой моральное качество

Ответ:

&nbspопределяющее обычную любезность человека в цивилизованном обществе&nbsp

&nbspхарактеризующее поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими&nbsp

&nbspкоторое должно проявляться только в общении со знакомыми, близкими, сослуживцами&nbsp

&nbspпоявляющееся в повышенной любезности хорошо воспитанного человека&nbsp



Упражнение 21157:


Номер

Великая французская революция свершилась в

Ответ:

&nbsp1910 г. &nbsp

&nbsp1640 г.&nbsp

&nbsp1814 г.&nbsp

&nbsp1789 г.&nbsp



Упражнение 21158:


Номер

Вера, надежда, любовь — это смысложизненные идеалы

Ответ:

&nbspфилософские&nbsp

&nbspличностные&nbsp

&nbspобщественные&nbsp

&nbspправовые&nbsp



Упражнение 21159:


Номер

Все удовольствия Эпикур разделил на

Ответ:

&nbspчетыре класса&nbsp

&nbspдва класса&nbsp

&nbspпять классов&nbsp

&nbspтри класса&nbsp



Упражнение 21160:


Номер

Гармония мыслей, чувств и поведения, выраженная в этикете, предполагает

Ответ:

&nbspошибочно совершенные действия&nbsp

&nbspмаксимально совершенные действия&nbsp

&nbspпринципиальное поведение, оформленное по правилам этикета&nbsp

&nbspраскрытие отрицательных последствий неправильных действий с точки зрения этикета&nbsp



Упражнение 21161:


Номер

Деловой этикет – это:

Ответ:

&nbspсвод правил поведения на деловых встречах&nbsp

&nbspумение вести себя в обществе&nbsp

&nbspисполнение требований, необходимых в деловых отношениях&nbsp

&nbspстройность и строгость правил поведения&nbsp



Упражнение 21162:


Номер

Длительное удовлетворение жизнью называется

Ответ:

&nbspсовестью&nbsp

&nbspсвободой&nbsp

&nbspсчастьем&nbsp

&nbspответственностью&nbsp



Упражнение 21163:


Номер

Дружба — форма межличностных отношений, основанная на

Ответ:

&nbspпривязанности и симпатии&nbsp

&nbspвзаимной чувственности&nbsp

&nbspобщности интересов и взаимной привязанности&nbsp

&nbspкорысти&nbsp



Упражнение 21164:


Номер

Задачей профессиональной этики является:

Ответ:

&nbspобновление моральных ориентиров общества&nbsp

&nbspунификация моральных норм&nbsp

&nbspвыработка норм, стандартов, требований деловых отношений&nbsp

&nbspанализ нравственного состояния общества&nbsp



Упражнение 21165:


Номер

Идеалы истины, добра, красоты были впервые предложены

Ответ:

&nbspПлатоном&nbsp

&nbspГуссерлем&nbsp

&nbspФалесом&nbsp

&nbspПифагором&nbsp



Упражнение 21166:


Номер

Иерархические отношения и титулы в России были введены:

Ответ:

&nbspНиколаем II&nbsp

&nbspПетром I&nbsp

&nbspИваном IV&nbsp

&nbspАлександром III&nbsp



Упражнение 21167:


Номер

Имя и отчество подчиненных руководителю

Ответ:

&nbspжелательно помнить только у пожилых сотрудников&nbsp

&nbspне целесообразно помнить&nbsp

&nbspжелательно помнить только у «передовых» сотрудников&nbsp

&nbspжелательно помнить&nbsp



Упражнение 21168:


Номер

Искусство ценить других

Ответ:

&nbspнеобходимо для лучшей ориентации среди людей&nbsp

&nbspдолжно осуществляться лишь в рамках этикета&nbsp

&nbspэто важнейший ценностный ориентир для человека&nbsp

&nbspнужно для извлечения пользы, выгоды&nbsp



Упражнение 21169:


Номер

Исповедовать сегодня общечеловеческие ценности — значит

Ответ:

&nbspпропагандировать ценности своей культуры&nbsp

&nbspбыть гуманистом&nbsp

&nbspпринадлежать к одной из мировых религий&nbsp

&nbspоберегать все то, что создано народом своей страны&nbsp



Упражнение 21170:


Номер

К категориям добра и зла стоики добавили категорию

Ответ:

&nbspнравственно безразличного&nbsp

&nbspнравственного выбора&nbsp

&nbspнравственного идеала&nbsp

&nbspнравственного долга&nbsp



Упражнение 21171:


Номер

К основным видам этикета относятся:

Ответ:

&nbspслужебный&nbsp

&nbspобщегражданский&nbsp

&nbspдипломатический&nbsp

&nbspвоинский&nbsp

&nbspпридворный&nbsp

&nbspпрофессиональный&nbsp



Упражнение 21172:


Номер

К постоянным факторам профессионального общения относятся:

Ответ:

&nbspправила внутреннего распорядка&nbsp

&nbspзанимаемая должность&nbsp

&nbspсобственные представления об этике&nbsp



Упражнение 21173:


Номер

Каждый день думай о том, что мог бы равнодушно распрощаться с жизнью, считал

Ответ:

&nbspГегель&nbsp

&nbspКант&nbsp

&nbspМаркс&nbsp

&nbspСенека&nbsp



Упражнение 21174:


Номер

Какие из социальных норм относятся к поведенческим:

Ответ:

&nbspпрагматические&nbsp

&nbspязыковые нормы&nbsp

&nbspправовые&nbsp

&nbspморальные&nbsp

&nbspканоны искусства&nbsp



Упражнение 21175:


Номер

Коммерческие связи с испанскими фирмами традиционно строятся по иерархическому принципу; бюрократия обладает здесь большой автономией в принятии решений.  Это означает

Ответ:

&nbspнеобходимость выхода на ответственных руководителей, принимающих соответствующие решения&nbsp

&nbspчто бюрократия весьма редко действует по собственной инициативе&nbsp

&nbspчто не имеют влияния на коммерцию те, кто обладает политической властью&nbsp

&nbspчто заметное влияние и вес могут иметь только состоятельные финансисты, промышленники и коммерсанты&nbsp



Упражнение 21176:


Номер

Конкретно-социологические исследования морали в различных типах общества относятся к области ...... этими

Ответ:

&nbspаскриптивной&nbsp

&nbspнормативной&nbsp

&nbspдескриптивной&nbsp

&nbspприкладной&nbsp



Упражнение 21177:


Номер

Культурой поведения является

Ответ:

&nbspсовокупность форм повседневного поведения человека, в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения&nbsp

&nbspэстетическая выразительность человеческих взаимоотношений, межличностного общения&nbsp

&nbspмежличностное общение, принятое в среде интеллигентных людей&nbsp

&nbspпроявление моральных норм на высоком эстетическом уровне&nbsp



Упражнение 21178:


Номер

Мимо своего счастья обычно проходит

Ответ:

&nbspэкстраверт&nbsp

&nbspинтроверт&nbsp

&nbspпессимист&nbsp

&nbspоптимист&nbsp



Упражнение 21179:


Номер

Моральное чувство, в котором человек выражает осуждение своих действий, мотивов и моральных качеств — это

Ответ:

&nbspстрах&nbsp

&nbspнеравенство&nbsp

&nbspраскаяние&nbsp

&nbspстыд&nbsp



Упражнение 21180:


Номер

Мысль, что человеку свойственно стремиться к наслаждению и избегать страданий, принадлежит

Ответ:

&nbspПлатону&nbsp

&nbspСократу&nbsp

&nbspЭпикуру&nbsp

&nbspАристотелю&nbsp



Упражнение 21181:


Номер

Недопустимой формой общественного порицания является:

Ответ:

&nbspотказ в общении&nbsp

&nbspштраф&nbsp

&nbspосуждение&nbsp

&nbspкритическое замечание&nbsp



Упражнение 21182:


Номер

Недопустимой формой регулирования поведения человека являются:

Ответ:

&nbspнормируемые наказания&nbsp

&nbspнормы морали&nbsp

&nbspправовые нормы&nbsp

&nbspтрадиции, обычаи&nbsp



Упражнение 21183:


Номер

Нравственный смысл этикета проявляется в том, что с его помощью можно выразить

Ответ:

&nbspсвой имидж для установления полезных контактов и связей&nbsp

&nbspлишь внешние, формальные проявления вежливости, не более того&nbsp

&nbspпризнание самоценной значимости человека, уважение к нему&nbsp

&nbspнегативное отношение к неприятному вам человеку, используя «убийственные приемы» холодной вежливости&nbsp



Упражнение 21184:


Номер

Общегражданский этикет – это:

Ответ:

&nbspсумма традиций, условностей и правил, соблюдаемых государством по отношению к гражданам&nbsp

&nbspсумма, традиций, условностей и правил, соблюдаемых официальными лицами по отношению к частным&nbsp

&nbspсумма традиций, условностей и правил, соблюдаемых в обществе частными лицами по отношению друг к другу&nbsp

&nbspсумма традиций, условностей и правил, соблюдаемых гражданами по отношению к государству&nbsp



Упражнение 21185:


Номер

Одним из основателей этического рационализма был

Ответ:

&nbspДиоген&nbsp

&nbspГераклит&nbsp

&nbspЭмпедокл&nbsp

&nbspСократ&nbsp



Упражнение 21186:


Номер

Основные уровни трудовой дисциплины

Ответ:

&nbspпроизводственный, распределительный, потребительский и стимулирующий&nbsp

&nbspэкономический, социальный, моральный, воспитательный и административный&nbsp

&nbspматериальный, духовный, естественный и биологический&nbsp

&nbspэкономический, политический, натуральный и физический&nbsp



Упражнение 21187:


Номер

Основой духовных мотивов поведения человека выступает

Ответ:

&nbspмировоззрение&nbsp

&nbspвина&nbsp

&nbspзакон&nbsp

&nbspобязанность&nbsp



Упражнение 21188:


Номер

Ответственность

Ответ:

&nbspправильный в материальном отношении выбор и желание выполнить его&nbsp

&nbspспособность личности взять на себя право ответа за любые действия других людей&nbsp

&nbspрешение личности в обеспечении защиты других людей&nbsp

&nbspхарактеристика личности с точки зрения выполнения нравственных требований, предъявляемых обществом&nbsp



Упражнение 21189:


Номер

Очиститься от несправедливости, по мнению древних греков, важно

Ответ:

&nbspперед смертью&nbsp

&nbspв Аиде&nbsp

&nbspне важно&nbsp

&nbspпосле смерти&nbsp



Упражнение 21190:


Номер

Патриотизм — категория этики, выражающая

Ответ:

&nbspпостоянную готовность служить и работать на благо человечества&nbsp

&nbspнациональную исключительность&nbsp

&nbspнеразрывную связь личных интересов с интересами страны&nbsp

&nbspобособленность своей страны от всего мира&nbsp



Упражнение 21191:


Номер

Патриотизм как нравственная ценность

Ответ:

&nbspхарактерен для слабых государств&nbsp

&nbspприсущ большим народам&nbsp

&nbspстоит у истоков всей европейской цивилизации&nbsp

&nbspостался в наследство от империй&nbsp



Упражнение 21192:


Номер

Передача моральных ценностей осуществляется в сфере

Ответ:

&nbspдуховных ценностей материальных ценностей&nbsp

&nbspиндивидуально выгодной трудовой деятельности&nbsp

&nbspчастной собственности&nbsp



Упражнение 21193:


Номер

Петр I учредил ассамблеи:

Ответ:

&nbspчтобы увеличить круг людей, общающихся друг с другом&nbsp

&nbspдля привлечения иностранцев в Россию&nbsp

&nbspдля увеличения товарооборота&nbsp



Упражнение 21194:


Номер

Платон выделял в душе три части

Ответ:

&nbspразумную, вегетативную, чувствующую&nbsp

&nbspразумную, вожделеющую, яростную&nbsp

&nbspсправедливую, вожделеющую, яростную&nbsp

&nbspразумную, умеренную, расточающую&nbsp



Упражнение 21195:


Номер

Политические свободы предоставляют личности и обществу действовать в соответствии с системой

Ответ:

&nbspморальной ответственности граждан&nbsp

&nbspправ и обязанностей граждан и государства&nbsp

&nbspнеограниченных прав граждан&nbsp

&nbspюридических норм государства&nbsp



Упражнение 21196:


Номер

Понятия: «честь», «совесть», «долг» относятся к:

Ответ:

&nbspэстетике&nbsp

&nbspэтике&nbsp

&nbspэтикету&nbsp

&nbspюриспруденции&nbsp



Главная / Тесты 2 / Профессиональная этика / Страница 1

Вопросы для подготовки к зачету по дисциплине «Психология профессионального общения»

  1. Понятие общения, структура общения и его виды.

    Социально-психологические закономерности профессионального общения.

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Общение является составной частью профессиональной деятельности юриста независимо от его специализации.

Профессиональное общение – это общение юриста в процессе профессиональной деятельности. Единство деятельности и общения определяет место общения в юридической практике.

Коммуникативная сторона – обмен информацией между людьми. Интерактивная сторона – заключается в организации взаимодействия между людьми, обмен не только знаниями и идеями, но и действиями. Перцептивная сторона – процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой почве взаимопонимания.

Констатирующая информация выступает в форме сообщения, она имеет место в различных образовательных системах, она не предполагает непосредственного изменения поведения, хотя в конечном счете и в этом случае общее правило человеческой коммуникации действует. Сам характер сообщения может быть различным: мера объективности может варьироваться от нарочито «безразличного» тона изложения до включения в сам текст сообщения явных элементов убеждения. Вариант сообщения задается коммуникатором, то есть тем лицом, от которого исходит информация.

Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее, знаковых систем. Существуют несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе, соответственно им можно построить классификацию коммуникативных процессов. При грубом делении различают вербальную коммуникацию (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную коммуникацию (используются различные неречевые знаковые системы). [6]

Вербальная коммуникация, как уже было сказано, использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, то есть систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощью речи менее всего теряется смысл сообщения. Правда, этому должна соответствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса, о которой речь шла выше.

При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию. Для коммуникатора смысл информации предшествует процессу кодирования (высказыванию), так как он сначала имеет определенный замысел, а затем воплощает его в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием. В этом последнем случае отчетливо проявляется значение ситуации совместной деятельности: ее осознание включено в сам процесс декодирования, раскрытие смысла сообщения немыслимо вне этой ситуации.

Точность понимания слушающим смысла высказывания может стать очевидной для коммуникатора лишь тогда, когда произойдет смена «коммуникативных ролей» (условный термин, обозначающий «говорящего» и «слушающего»), то есть когда реципиент превратится в коммуникатора и своим высказыванием даст знать о том, как он раскрыл смысл принятой информации. Диалог, или диалогическая речь, как специфический вид «разговора» представляет собой последовательную смену коммуникативных ролей, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения, то есть и происходит то явление, которое было обозначено как «обогащение, развитие информации».

Однако, коммуникативный процесс оказывается неполным, если мы отвлекаемся от невербальных его средств.

Первым среди них нужно назвать оптико- кинетическую систему знаков, что включает в себя жесты, мимику, пантомимику. Эта общая моторика различных частей тела отображает эмоциональные реакции человека, поэтому включение оптико- кинетической системы знаков в ситуацию коммуникации придает общению нюансы. Эти нюансы оказываются неоднозначными при употреблении одних и тех же жестов, например в различных национальных культурах. Значимость оптико- кинетической системы знаков в коммуникации настолько велика, что в настоящее время выделилась особая область исследований- кинетика, которая специально имеет дело с этими проблемами.

Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков представляют собой также «добавки» к вербальной коммуникации. Паралингвистическая система- это система вокализации, то есть качество голоса, его диапазон тональность. Экстралингвистическая система- включение в речь пауз, других вкраплений, например, покашливания, плача, смеха наконец, сам темп речи.

Пространство и время организации коммуникативного процесса выступают также особой знаковой системой, несут смысловую нагрузку как компоненты коммуникативных ситуаций. Так, например, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему, в то время как окрик в спину также может иметь определенное значение отрицательного порядка. Экспериментально доказано преимущество некоторых пространственных форм организации общения как двух партнеров по коммуникативному процессу, так и в массовых аудиториях.

В целом все системы невербальной коммуникации, несомненно, играют большую вспомогательную (а иногда самостоятельную) роль в коммуникативном процессе. Вместе с вербальной системой коммуникации эти системы обеспечивают обмен информацией, который необходим людям для организации совместной деятельности.

3.2. Интерактивная сторона общения

Интерактивная сторона общения- это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.

Важность интерактивной стороны общения привела к тому, что в истории социальной психологии сложилось специальное направление, которое рассматривает взаимодей­ствие исходным пунктом всякого социально-психологи­ческого анализа. Это направление связано с именем Г. Мида, который дал направлению и имя—«симво­лический интеракционизм». Концепцию Мида иногда называют «социальным бихевиоризмом», и это значи­тельно запутывает дело. Мид действительно употреб­лял термин «бихевиоризм» для характеристики своей позиции, но у него термин приобретал совершенно осо­бое значение. Для Мида бихевиоризм лишь синоним такого метода анализа сознания и самосознания, кото­рый не имеет ничего общего с интроспекцией и построен целиком на фиксировании наблюдаемого и контро­лируемого поведения. В остальном же весь арсенал бихевиористской аргументации у Мида отсутствует. Выясняя социальную природу человеческого «Я», Мид вслед за Джемсом пришел к выводу, что в ста­новлении этого «Я» решающую роль играет общение. Мид использовал также идею Ч. Кули о так называе­мом «зеркальном Я», где личность понимается как сум­ма психических реакций человека на мнения окружаю­щих. Однако у Мида вопрос решается значительно сложнее. Становление «Я» происходит действительно в ситуациях общения, но не потому, что люди есть про­стые реакции на мнения других, а потому, что эти си­туации есть вместе с тем ситуации совместной деятель­ности. В них формируется личность, в них она осозна­ет себя, не просто смотрясь в других, но действуя со­вместно с ними. Для Мида ситуация общения раскры­вается как ситуация прежде всего взаимодействия. Мо­делью таких ситуаций является игра, которая у Мида выступает в двух формах: play и game. В игре человек выбирает для себя так называемого «значимого дру­гого» и ориентируется на то, как он воспринимается этим «значимым другим». В соответствии с этим у человека формируется и представление о себе самом, о своем «Я». Вслед за У. Джемсом Мид разделяет это «Я» на два начала (здесь за неимением адекватных рус­ских терминов мы сохраняем их английское наимено­вание): «I» и «me». «I»—это импульсивная, творческая сторона «Я», непосредственный ответ на требования ситуации; «me»—это рефлексия «I», своего рода нор­ма, контролирующая деятельность «I» от имени соци­ального взаимодействия, это усвоение личностью отно­шений, которые складываются в ситуации взаимодейст­вия и которые требуют сообразовываться с ними. Посто­янная рефлексия «I» при помощи «те» необходима для зрелой личности, ибо именно она способствует адекват­ному восприятию личностью себя самой и своих соб­ственных действий. (Внешне эти идеи Мида имеют не­которое сходство со схемой Фрейда относительно взаи­моотношений «ид» и «эго». Но содержание, которое при­давал Фрейд этому отношению, сводилось к сексуаль­ному контролю, у Мида же при посредстве этого отно­шения контролируется вся система взаимодействий лич­ности с другими.)

Таким образом, центральная мысль интеракционистской концепции состоит в том, что личность формирует­ся во взаимодействии с другими личностями, и механиз­мом этого процесса является установление контроля действий личности тем представлением о ней, которое складывается у окружающих. Несмотря на важность постановки такой проблемы, в теории Мида содержатся существенные методологические просчеты. Главными из них являются два.

Во-первых, непропорционально большое значение уделяется в этой концепции роли символов. Вся обри­сованная выше канва взаимодействия детерминирует­ся системой символов, т. е. деятельность и поведение человека в ситуациях взаимодействия в конечном счете обусловлены символической интерпретацией этих ситуа­ций. Человек предстает как существо, обитающее в мире символов, включенное в знаковые ситуации. И хотя в известной степени с этим утверждением можно согла­ситься, поскольку в определенной мере общество, дей­ствительно, регулирует действия личностей при помощи символов, излишняя категоричность Мида приводит к тому, что вся совокупность социальных отношений, культуры — все сводится только к символам.

Отсюда вытекает и второй важный просчет концепции символического интеракционизма: интерактивный аспект общения здесь вновь отрывается от содержа­ния предметной деятельности, вследствие чего все бо­гатство макросоциальных отношений личности по суще­ству игнорируется. Единственным «представителем» со­циальных отношений остаются лишь отношения непо­средственного взаимодействия. Поскольку символ оста­ется «последней» социальной детерминантной взаимо­действия, для анализа оказывается достаточным лишь описание данного поля взаимодействий без привлечения широких социальных связей, в рамках которых данный акт взаимодействия имеет место. Происходит известное «замыкание» взаимодействия на заданную группу. Ко­нечно, и такой аспект анализа возможен и для социаль­ной психологии даже заманчив, но он явно недостато­чен.

3.3. Перцептивная сторона общения

Как отмечалось выше, в процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Само взаимопонимание может быть здесь истолковано по- разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но принятие, разделение этих целей, мотивов, установок, что позволяет не просто «согласовывать действия», но и устанавливать особого рода отношения: близости, привязанности, выражающиеся в чувствах дружбы, симпатии, любви. В любом случае большое значение имеет тот факт, как воспринимается партнер по общению, иными словами, процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.

Термином «Социальная перцепция» исследователи, в том числе и в социальной психологии, называют процесс восприятия так называемых «социальных объектов», под которыми подразумеваются другие люди, социальные группы, большие социальные общности. Однако этот термин не является для нашего случая точным.

Для того, чтобы более точно обозначить о чем идет речь в интересующем нас плане, целесообразно говорить не вообще о социальной перцепции, а о межличностной перцепции, или межличностном восприятии. Именно эти процессы непосредственно включены в общение в том его значении, в каком оно рассматривается здесь.

Но кроме этого возникает необходимость и еще в одном комментарии. Восприятие социальных объектов обладает такими многочисленными специфическими чертами, что само употребление слова «восприятие» кажется здесь не совсем точным. Во всяком случае, ряд феноменов, имеющих место при формировании представления о другом человеке, не укладывается в традиционное описание перцептивного процесса, как он дается в общей психологии. В отечественной литературе весьма часто в качестве синонима «восприятие другого человека» употребляется выражение «познание другого человека».[7]

Другая попытка построить структуру взаимодействия связана с описанием ступеней его развития. При этом взаимодействие расчленяется не на элементарные акты, а на стадии, которые оно проходит. Такой подход пред­ложен, в частности, польским исследователем Я. Щепаньским. Для Щепаньского центральным понятием при описании социального поведения является понятие со­циальной связи. Она может быть представлена как по­следовательное осуществление: а) пространственного контакта, б) психического контакта (по Щепаньскому, это взаимная заинтересованность), в) социального кон­такта (здесь это совместная деятельность), г) взаимо­действия (что определяется, как «систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вы­звать соответствующую реакцию со стороны партне­ра. ..»), наконец, д) социального отношения (взаимно сопряженных систем действий). Хотя все сказанное от­носится к характеристике «социальной связи», такой ее вид, как «взаимодействие», представлен наиболее полно. Выстраивание в ряд ступеней, предшествующих взаимо­действию, не является слишком строгим: пространствен­ный и психический контакты в этой схеме выступают в качестве предпосылок индивидуального акта взаимо­действия, и потому схема не снимает погрешностей пред­шествующей попытки. Но включение в число предпосы­лок взаимодействия «социального контакта», понятого как совместная деятельность, во многом меняет карти­ну: если взаимодействие возникает как реализация сов­местной деятельности, то дорога к изучению его содер­жательной стороны остается открытой. Однако нестро­гость схемы снижает ее возможности для познания структуры взаимодействия. Практически в эксперимен­тах исследователи пока имеют дело с феноменом взаи­модействия как таковым, без удовлетворительных попы­ток отыскания его анатомии.

Таким образом, для социальной психологии весьма значимым является исследование не только кооператив­ной формы взаимодействия.

Кроме того, при абсолютном принятии лишь одного типа взаимодействий снимается принципиально важная проблема содержания деятельности, в рамках которой даны те или иные виды взаимодействия. А это содержа­ние деятельности может быть весьма различным. Мож­но констатировать кооперативную форму взаимодейст­вия не только в условиях производства, но, например, и при осуществлении каких-либо асоциальных, противо­правных поступков — совместного ограбления, кражи и т. д. Поэтому кооперация в социально-негативной деятельности не обязательно та форма, которую необ­ходимо стимулировать; напротив, деятельность, конф­ликтная в условиях асоциальной деятельности, может оцениваться позитивно. Кооперация и конкуренция лишь формы «психологического рисунка» взаимодействия, со­держание же и в том и в другом случаях задается бо­лее широкой системой деятельности, куда кооперация или конкуренция включены. Поэтому, не оспаривая важ­ности исследования кооперативных форм взаимодейст­вия, вряд ли правильно игнорировать и другую форму, а самое главное, вряд ли правильно рассматривать их обе вне социального контекста деятельности.

Виды общения.

Профессиональное общение в ряде случаев имеет процессуальный характер как особый вид профессиональной деятельности – это ситуация допроса в ходе предварительного следствия или в судебном заседании, при постановлении приговора составом суда в совещательной комнате, в ходе публичных выступлений перед судебной аудиторией, при встречах с представителями средств массовой информации, общественностью. При этом общение формализовано, регламентировано соответствующими законодательными актами. Эти процедуры детально описаны в законе, начиная с оснований, без которых не может состояться сам факт общения, и заканчивая процессуальными формальностями, завершающими диалог сторон с его особым порядком протоколирования.

Помимо процессуального существуют и другие процедуры коммуникативного характера, включающие в себя акты общения, которые подробно не описаны в законе, к примеру, привлечение экспертов, понятых к участию в процессе. Общение в ходе выполнения разных других указанных видов деятельности не формализованное и нерегламентированное является непроцессуальным. При этом от юриста кроме знания закона требуются и способности устанавливать взаимоотношения с людьми, умение убедить человека, пробудить у него интерес к общению в связи с обстоятельствами, имеющими правовое значение.

Юрист как субъект общественных отношений активно участвует в различных видах профессионального общения. Он вступает в контакты с различными должностными лицами, руководителями органов власти, предприятий и учреждений. Процесс и результат общения опосредованно влияют на деятельность юриста в целом. Таким образом, в профессиональном общении юриста важны как процессуальные, так и непроцессуальные формы, в основе которых лежат принятые в обществе правила речевого поведения, устойчивые этикетные формулы обращения, отражающие внешние проявления отношения любого человека к людям и социальным ценностям.

В зависимости от средств и механизмов воздействия участников общения друг на друга общение классифицируется на вербальное – с помощью языка речи, слов, и невербальное – когда средствами передачи информации являются поза, жесты, мимика, интонации, расположение в пространстве.

По характеру и содержанию общение бывает формальным (деловое, профессиональное) и неформальным (обыденное, бытовое). Деловое (профессиональное) общение – это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели.

Социально-психологические закономерности профессионального общения.

В ходе профессиональной деятельности юристам независимо от их специализации постоянно приходится общаться с разными людьми, устанавливать с ними взаимопонимание, поддерживать коммуникативно-психологический контакт, при необходимости управляя процессами общения. Для эффективного ведения общения и в конечном итоге деятельности в целом, необходимо учитывать закономерности, лежащие в основе коммуникативных процессов. Знание этих закономерностей и свободное владение ими в процессе общения составляют профессионально важное качество юриста – коммуникативную компетентность. Рассмотрим эти закономерности.

А) В процессе общения юрист всегда выступает в строго определенном социальном контексте, который выражается системой его отношений с обществом, правовыми институтами, отдельными гражданами. Такие отношения обусловлены заданной ему социальной ролью (следователя, юрисконсульта и т.п.). Социальная роль – это общественно необходимый вид социальной деятельности и нормативно одобренный образец поведения личности.

Определенная социальная роль формирует у окружающих в отношении ее носителя систему ролевых ожиданий, которые реализуются в ситуациях общения.

Такой же расклад свойствен другим людям, с которыми юристу приходится вступать в профессиональное общение. И хотя ролевые отношения в общем безличны, поскольку заданы социальными ролями, они имеют личностную специфику их носителей – стиль исполнения конкретным лицом заданной ему социальной роли. Этот стиль исполнения зависит от особенностей личности, речи, поведения, характера носителя социальной роли и положительно или отрицательно влияет на протекание процессов профессионального общения.

Нарушение правил ролевого поведения юристом, его поступки, не свойственные данной ситуации общения, вступают в противоречие с ролевыми ожиданиями окружающих и партнеров по общению, что отрицательно отражается на последующей коммуникации, рождает непонимание, антагонизм, вплоть до открытого конфликта.

На ролевые отношения сторон большое влияние оказывает социальный статус носителей социальных ролей. Социальный статус – это положение, авторитет человека в обществе. Социальный статус определяется его должностным положением, профессиональным опытом, служебным авторитетом, опытом, возрастом и т.д. Эти факторы также активно влияют на процесс профессионального общения.

С развитием профессионального опыта у юриста появляется социальная установка доминировать. В то же время установка доминировать одновременно может проявиться и со стороны различных должностных лиц, компетентных в своей работе и с высоким социальным статусом, имеющим завышенную самооценку. Таким лицам небезразлична коммуникативная ситуация, в которой юрист указывает на нарушения в работе и законодательстве. В таких ситуациях при одинаковой доминантности партнеров по общению при отстаивании каждым из них своей позиции только из-за этого могут возникать неустойчивые, конфликтные взаимоотношения. Для предотвращения конфликта необходимо прогнозировать поведение партнера, не допускать подмены ролевого поведения статусным. В таких случаях полезно отказаться от опоры на внешне декларируемое доминирование, от стремления навязать свою точку зрения и подчинить ей позицию партнера по общению. Целесообразно в корректной, статусно равноправной форме продемонстрировать свое желание понять доводы противоположной стороны и показать, что точка зрения, которую отстаивает юрист, не его личное мнение, а требование закона.

Ясно, лаконично, последовательно – три «С» эффективного общения

Развитие карьеры

Редакция Журнал

Автор: Коринн Импи

24 января 2020 г.

Фото: Photobuay/iStock/Getty Images

Не пропустите предстоящую сессию Коррин Импи «Теперь ты меня слышишь? Лучшая коммуникация для удаленных и гибридных команд» на PD Nexus: Business and Leadership Insights, 7 июля. Забронируйте место сегодня!

Коммуникация, безусловно, является одним из самых ценных навыков в наборе инструментов любого профессионала. Независимо от того, начинаете ли вы свою карьеру или являетесь опытным ветеринаром, эффективное общение на работе является ключом к вашему успеху.

Я считаю, что есть три принципа общения, которые помогут любому стать более эффективным и влиятельным коммуникатором на рабочем месте:

  1. Стремиться к ясности

    Определение ваших ключевых сообщений — основных идей, которые вы хотите внедрить в сознание своей аудитории, — важная часть четкого общения. Вот несколько советов, которые помогут вам начать работу:

    • Перед общением запишите основную мысль. Какие ключевые сообщения вы хотите, чтобы ваша аудитория услышала и поняла?
    • Потратьте время на размышления о своей аудитории и знаниях, которые они могут иметь или не иметь о контенте, которым вы будете делиться. Если вы сомневаетесь, будьте готовы предоставить контекст и краткий обзор, чтобы устранить любые пробелы в знаниях.
    • Когда вы записываете свои ключевые моменты, избегайте жаргона и других выражений, которые могут запутать вашу аудиторию или отвлечь их от вашей основной идеи. Технический язык или высокий уровень детализации могут показаться вам важными, но они могут стать препятствием для вовлечения аудитории.

    Разработка ключевых сообщений перед коммуникацией поможет вам сосредоточиться на том, что вы хотите сказать, и четко донести свой контент.

  2. Будьте лаконичны

    Стремитесь к коротким, прямым предложениям. Меньшее количество слов заставляет вас сосредоточиться, и чем больше вы сосредоточены, тем выше ваши шансы донести свое сообщение. Не забудьте точно определить, что вы хотите, чтобы люди поняли, и что вы просите их сделать.

    Меньше слов имеет еще одно преимущество. Общаетесь ли вы по электронной почте, по телефону или лично, слишком много слов может навредить вашим усилиям. Попробуйте эти советы для лаконичного общения:

    • Выньте наполнитель.  Запишите свое сообщение, а затем просмотрите его на предмет краткости. Требуется ли каждый бит, чтобы донести свою точку зрения или вставить ненужные слова? В частности, следите за чрезмерным использованием слов-заполнителей, таких как «очень» и «действительно».
    • Будьте проще.  Закрыть thesaurus.com. Причудливые слова только смутят вашу аудиторию или, что еще хуже, оттолкнут ее. Придерживайтесь знакомого и доступного языка.
    • Форматирование — ваш друг.  Чем дольше обновление, тем больше вероятность того, что важные детали будут потеряны. Используйте форматирование в письменном сообщении (например, маркеры, заголовки или выделение жирным шрифтом), чтобы выделить важную информацию. Мне нравится выделять важные даты, призывы к действию и ключевые решения жирным шрифтом, чтобы их почти невозможно было пропустить.
  3. Будьте последовательны

    Постоянство в общении обычно означает две вещи: повторение и частоту.

    • Не бойтесь повторять свои ключевые сообщения — людям трудно упустить момент, когда они видели или слышали его несколько раз.
    • Убедитесь, что вы общаетесь на регулярной основе. В зависимости от проекта или ситуации это может включать создание установленного графика связи для предоставления обновлений. Или это может просто означать проактивность и отзывчивость с точки зрения того, как вы общаетесь по электронной почте, по телефону или на собраниях.

Статьи по теме

  • Эффект первенства: как его использовать, чтобы произвести благоприятное первое впечатление
  • Умные стратегии общения с трудными людьми

Готово!

Помните об этих трех принципах, и вы сможете эффективно доносить свои идеи, общаться с аудиторией и уверенно общаться.

Презентации AudioWeb и архивы трансляций

  • Презентация Корин «Четко, лаконично, последовательно — три элемента эффективного общения» доступна для просмотра в Интернете.
  • Корин также ранее совместно с Грантом Смитом, дипломированным бухгалтером, Калифорния, представляла «Гибкие маркетинговые планы и стратегии для занятых фирм CPA» на конференции PD Nexus: Public Practice Insights. Эта сессия была записана, и архивная трансляция доступна для просмотра.
  • Вас также может заинтересовать «Что лидеры знают о коммуникации».

Автор

В качестве основателя и директора Six Words Communication Corp. Коринн Импи предоставляет стратегические коммуникации, управление изменениями и маркетинговые услуги компаниям и организациям, выступающим за социальные и экологические изменения и инновации.  

Первоначально опубликовано в январском/февральском выпуске CPABC’s In Focus.


В других новостях

3 ключа к общению: аудирование, невербальное общение и письмо

«Связь работает для тех, кто над ней работает».

— Джон Пауэлл

Коммуникация является частью основы любых успешных рабочих отношений. Эффективное общение включает в себя ясность, краткость и согласованность между всеми сторонами. Однако эта ясность, лаконичность и последовательность не всегда естественным образом проявляются в отношениях.

Чтобы развить эффективные коммуникативные навыки, вы должны сосредоточиться на том, что еще входит в сообщение помимо используемых слов. Вот три ключа к общению:

1. Прослушивание

Слушание — это активный, а не пассивный навык. Активное слушание устанавливает взаимопонимание и закладывает основу для прочных межличностных отношений. Активное слушание требует внимания слушателя не только к словам, но и к чувствам и движениям тела отправителя.

Когда дело доходит до прослушивания, важно убедить говорящего, что вы вовлечены в разговор. Существует пять методов разъяснения: резюмирование, перефразирование, систематизация, открытые вопросы и конкретный пример.

  • Подведение итогов: слушатель обобщает посылаемое сообщение о фактах или чувствах в несколько основных мыслей.
  • Парафраз: слушатель переформулирует точное значение сообщения говорящего другими словами.
  • Организовать: слушатель реструктурирует отправленную информацию по категориям, основным идеям или мыслям и чувствам.
  • Открытые вопросы: слушатель запрашивает дополнительную информацию у говорящего.
  • Конкретный пример: слушатель запрашивает конкретный пример или иллюстрацию.

2. Невербальный

Невербальное общение относится к сообщениям, которые люди отправляют, не разговаривая. Сообщение доставляется посредством движений тела, позы, тона, использования пространства и объектов. Невербальное сообщение часто оказывает большее влияние, чем вербальное или устное слово.

На самом деле, исследование доктора Альберта Мехрабяна показало, что только 7% общения осуществляется вербально, а 93% — невербально (55% язык тела, 38% тон голоса).

Чтобы эффективно общаться, вы должны знать о различных элементах, которые входят в ваше невербальное общение. Примеры элементов невербальной коммуникации включают кивки головой, зрительный контакт и выражение лица.

3. Написано

Наличие хорошо развитых навыков письменного общения чрезвычайно важно для делового общения, особенно в нашем цифровом мире, наполненном электронной почтой и текстовыми сообщениями.

Дженис Фишер Чен, автор книги «Электронная почта : руководство по правильному написанию — как писать и управлять электронной почтой на рабочем месте », рассказала журналу Broker Magazine: «Слова, которые мы пишем, очень реально представляют наши компании и нас самих. Мы должны быть уверены, что наши сообщения электронной почты отправляют правильные сообщения о нас».

Независимо от того, составляете ли вы электронное письмо, отправляете текстовое сообщение поставщику для обновления или отправляете материалы клиенту, важно убедиться, что нет места для неправильного толкования.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts