Качества мышления в психологии: Качества мышления и индивидуальные стили мышления

Качества мышления и индивидуальные стили мышления

3.10.2014

Широта мышления — это способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей. Глубина мышления выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов. Качеством, противоположным глубине мышления, является поверхность суждений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного.

Самостоятельность мышления характеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей. Гибкость мысли выражается в ее свободе от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способов решения задач, в умении быстро менять действия при изменении обстановки.

Быстрота ума — способность человека быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение.

Торопливость ума проявляется в том, что человек, не продумав всесторонне вопроса, выхватывает какую-то одну сторону, спешит дать решение, высказывает недостаточно продуманные ответы и суждения.

Определенная замедленность мыслительной деятельности может быть обусловлена типом нервной системы — малой ее подвижностью.

«Скорость умственных процессов есть фундаментальный базис интеллектуальных различий между людьми» Айзенк

Критичность ума — умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. К индивидуальным особенностям мышления относится предпочтительность использования человеком наглядно-действенного, наглядно-образного или абстрактно-логического вида мышления.

Можно выделить следующие индивидуальные стили мышления (А. А. Алексеев, Л. А. Громова).

Синтетический стиль мышления проявляется в том, чтобы создавать что-то новое, оригинальное, комбинировать несходные, часто противоположные идеи, взгляды, осуществлять мысленные эксперименты. Девиз Синтезатора: «Что если…». Синтезаторы стремятся создать по возможности более широкую, обобщенную концепцию, позволяющую объединить разные подходы, «снять» противоречия, примирить противоположные позиции.

Это теоретизированный стиль мышления, такие люди любят строить теории и свои выводы строят на основе теорий, любят замечать противоречия в чужих рассуждениях и обращать на это внимание окружающих людей, любят заострить противоречие и попытаться найти принципиально новое решение, интегрирующее противоположные взгляды, они склонны видеть мир постоянно меняющимся и любят перемены часто ради самих перемен.

Идеалистический стиль мышления проявляется в склонности к интуитивным, глобальным оценкам без осуществления детального анализа проблем. Особенность Идеалистов — повышенный интерес к целям, потребностям, человеческим ценностям, нравственным проблемам, они учитывают в своих решениях субъективные и социальные факторы, стремятся сглаживать противоречия и акцентировать сходство различных позиций, легко, без внутреннего сопротивления, воспринимают разнообразные идеи и предложения, успешно решают такие проблемы, где важными факторами являются эмоции, чувства, оценки и прочие субъективные моменты, порой утопически стремясь всех и все примирить, объединить.

«Куда мы идем и почему?» — классический вопрос Идеалистов.

Прагматический стиль мышления опирается на непосредственный личный опыт, на использование тех материалов и информации, которые легко доступны, стремясь как можно быстрее получить конкретный результат (пусть и ограниченный), практический выигрыш. Девиз Прагматиков: «Что-нибудь да сработает», «Годится все, что работает». Поведение Прагматиков может казаться поверхностным, беспорядочным, но они придерживаются установки: события в этом мире происходят несогласованно, и все зависит от случайных обстоятельств, поэтому в непредсказуемом мире надо просто пробовать: «Сегодня сделаем так, а там посмотрим…». Прагматики хорошо чувствуют конъюнктуру, спрос и предложение, успешно определяют тактику поведения, используя сложившиеся обстоятельства в свою пользу, проявляя гибкость и адаптивность.

Аналитический стиль мышления ориентирован на систематическое и всестороннее рассмотрение вопроса или проблемы в тех аспектах, которые задаются объективными критериями, склонен к логической, методичной, тщательной (с акцентом на детали) манере решения проблем. Прежде чем принять решение, Аналитики разрабатывают подробный план и стараются собрать как можно больше информации, объективных фактов, используя и глубокие теории. Они склонны воспринимать мир логичным, рациональным, упорядоченным и предсказуемым, поэтому склонны искать формулу, метод или систему, способную дать решение той или иной проблемы и поддающуюся рациональному обоснованию.

Реалистический стиль мышления ориентирован только на признание фактов, и «реальным» является только то, что можно непосредственно почувствовать, лично увидеть или услышать, прикоснуться и т. п. Реалистическое мышление характеризуется конкретностью и установкой на исправление, коррекцию ситуаций в целях достижения определенного результата. Проблема для Реалистов возникает всякий раз, когда они видят, что нечто является неправильным и хотят это нечто исправить.

Таким образом, можно отметить, что индивидуальный стиль мышления влияет на способы решения проблем, способы поведения, личностные особенности человека.

Ключевые слова: Мышление

Источник: Столяренко Л.Д., Основы психологии

Материалы по теме

Нарушения и расстройства мышления: что относится, какие есть по форме

Психиатрия: Учебник — Под редакцией В. К. Шамрея, А. А. Марченко: Санкт-Петербург, СпецЛит…

Формирование и развитие мышления

Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.

Мышление и творчество, как ценности культурной деятельности

Культурология: учебное пособие / А.В. Кучина. — Москва : ИИУ МГОУ, 2016. — 328 с.

Мыслительные операции

Еникеев М.И., Общая и социальная психология

Мышление дошкольников

Абдурахманов Р.

А., История психологии

Методы активизации мышления

Столяренко Л.Д., Основы психологии

Методы исследования мышления

Саенко Ю.В., Общая психология. Часть 3

Понятие мышления и теории умственной логики

Пашук Н. С. Психология речи. Мн., Изд-во МИУ, 2010

4.Качества мышления.

Индивидуальные различия в мыслительной деятельности людей проявляются в разнообразных качествах мышления. Рассмотрим наиболее существенные из них.

Самостоятельность мышления — характеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей.

Это не означает, что самостоятельно мыслящий человек не опирается на знания, мысли и опыт других людей. Просто эти знания и опыт они усваивают сознательно и творчески применяют. Человек, не обладающий самостоятельным мышлением, ориентируется только на чужие знания и опыт, не ищет собственные пути и способы решения проблем.

Широта ума — это способность охватить весь вопрос целиком, не упуская необходимых для дела частностей.

Человек с широтой ума любознателен, с широким кругозором, включается в различные области деятельности. Противоположное качество — узость ума.

Глубина ума – это умение проникнуть в сущность сложных вопросов, увидеть главное.

Человек с глубоким умом может понять причины возникновения проблемы, проявляет умение предвидеть дальнейшее развитие ситуаций. Противоположное качество — поверхностность мышления, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного.

Гибкость ума выражается в свободе мысли от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способов решения задач, в умении быстро менять действия при изменении обстановки.

Противоположное качество — стереотипность. Трудно перестроиться на новый способ решения.

Быстрота ума — способность человека быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение.

Быстрота зависит от знаний, от степени развития мыслительных навыков, от индивидуального темпа мыслительной деятельности (подвижность нервных процессов). Противоположное качество — медлительность. От быстроты надо отличать торопливость. Когда выводы делаются быстро, на основе поверхностного рассмотрения вопроса, не продумав всесторонне вопрос. Ученик спешит дать ответ.

Критичность ума — умение объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы.

Человек с критичным умом никогда не расценивает свои высказывания как абсолютно верные, непогрешимые и исчерпывающие. Если его идеи противоречат факты, он от нее отказывается и будет искать новые пути.

Противоположное качество — некритичность ума.

Большое значение имеет соединение этих качеств ума с активностью личности, с готовностью применять свои умственные силы в полезной деятельности. Бывают умные, но очень пассивные люди, у которых ум, как мертвый капитал, остается без должного применения. Кроме этого, особое значение имеют особенности функционирования и уровень развития всех познавательных процессов. А также влияние на индивидуальное своеобразие мышления оказывают темперамент, характер, способности.

По форме

По характеру решаемых задач

По степени развернутости

По степени оригинальности и новизны

Наглядно-действенное

Теоретическое

Дискурсивное

Репродуктивное (воспроизводящее)

Наглядно-образное

Практическое

Интуитивное

Продуктивное (творческое)

Словесно-логическое (абстрактное)

Человек в процессе мышления в большей или меньшей степени опирается на восприятие, представления или понятия. В зависимости от этого различают такие виды мышления: предметно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое (абстрактное).

Предметно-действенное (наглядно-действенное) — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий с предметами.

Свойственно для детей раннего возраста. Для них мыслить о предмете — значит действовать, манипулировать ими. Взрослые тоже используют этот вид (ключ в замке).

Наглядно-образное мышление — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы.

Человек может представить ситуацию и изменения в ней, которые он хочет получить в результате своей деятельности. Характерно для дошкольников и младших школьников.

Словесно-логическое —вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. В основе данного вида мышления лежит использование слов без непосредственной наглядности, присущей восприятию и представлениям.

По характеру решаемых задач выделяют: теоретическое и практическое мышление.

Теоретическое мышление связано с постижением законов, закономерностей, свойств предметов и явлений.

Практическое мышление связано с постановкой целей, выработкой планов, их практической реализацией, изменением действительности.

Б.Теплов в книге «Ум полководца» показал, что практическое мышление — это не начальная форма мышления ребенка, а зрелая форма мышления взрослого человека. Высшие проявления человеческого ума мы наблюдаем в одинаковой мере и у великих практиков (Петр I, А. Суворов) и у великих теоретиков (М.Ломоносов, К. Циолковский). Оптимальным вариантом является гармоничное сочетание теоретического и практического мышления.

По степени развернутости выделяют два вида: дискурсивное, поэтапно развернутый процесс, и интуитивное, характеризующимся быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, минимальной осознанностью.

С точки зрения новизны и оригинальности выделяют: репродуктивное (воспроизводящее) мышление — вид мышления, при котором человек использует имеющиеся способы решения задачи, и творческое (продуктивное) — мышление, связанное с созданием новых, до этого неиспользуемых подходов, способов.

Кроме этого продуктивное мышление имеет два подвида: дивергентное продуктивное мышление и конвергентное продуктивное мышление.

Дивергентное — служит средством порождения оригинальных творческих идей. Оно допускает существование нескольких правильных ответов на один и тот же вопрос.

Конвергентное — связано с решением задач, имеющих единственный правильный ответ.

Критическое мышление и решение проблем | Университет Теннесси в Чаттануге

Что такое критическое мышление?

При изучении обширной литературы по критическому мышлению появляются различные определения критического мышления. Вот некоторые примеры:

  • «Критическое мышление — это интеллектуально дисциплинированный процесс активного и умелого осмысления, применения, анализа, синтеза и/или оценки информации, собранной или полученной в результате наблюдения, опыта, размышлений, рассуждений или общения. как руководство к вере и действию» (Скривен, 1996).
  • «Большинство формальных определений характеризуют критическое мышление как преднамеренное применение рациональных навыков мышления более высокого порядка, таких как анализ, синтез, распознавание и решение проблем, вывод и оценка» (Angelo, 1995, стр. 6).
  • «Критическое мышление — это мышление, которое оценивает себя» (Центр критического мышления, 1996b).
  • «Критическое мышление – это способность обдумывать свое мышление таким образом, чтобы 1. распознавать его сильные и слабые стороны и, как следствие, 2. переделывать мышление в улучшенной форме» (Центр критического мышления, 1996с).

Пожалуй, самое простое определение предлагает Бейер (1995): «Критическое мышление. .. означает вынесение обоснованных суждений» (стр. 8). По сути, Бейер рассматривает критическое мышление как использование критериев для оценки качества чего-либо, от приготовления пищи до заключения исследовательской работы. По сути, критическое мышление — это дисциплинированный способ мышления, который человек использует для оценки достоверности чего-либо (утверждений, новостей, аргументов, исследований и т. д.).

Назад       


Характеристики критического мышления

Уэйд (1995) выделяет восемь характеристик критического мышления. Критическое мышление включает в себя задавание вопросов, определение проблемы, изучение доказательств, анализ предположений и предубеждений, избегание эмоциональных рассуждений, избегание чрезмерного упрощения, рассмотрение других интерпретаций и терпимость к двусмысленности. Стром и Баукус (1995) также рассматривают работу с двусмысленностью как неотъемлемую часть критического мышления: «Двусмысленность и сомнения выполняют функцию критического мышления и являются необходимой и даже продуктивной частью процесса» (стр. 56).

Еще одна характеристика критического мышления, выявленная во многих источниках, — это метапознание. Метапознание — это размышление о собственном мышлении. Более конкретно, «метапознание — это осознание своего мышления при выполнении определенных задач, а затем использование этого осознания для управления тем, что он делает» (Jones & Ratcliff, 1993, стр. 10).

В книге «Критическое мышление» Бейер подробно объясняет, что он считает важными аспектами критического мышления. Это:

    • Характер: Критически мыслящие люди скептичны, непредубеждены, ценят беспристрастность, уважают доказательства и рассуждения, уважают ясность и точность, рассматривают разные точки зрения и меняют позицию, когда разум побуждает их к этому.
    • Критерии: Чтобы мыслить критически, необходимо применять критерии. Нужно иметь условия, которые должны быть соблюдены, чтобы что-то было оценено как правдоподобное. Хотя можно утверждать, что каждая предметная область имеет разные критерии, некоторые стандарты применимы ко всем предметам. «…утверждение должно… быть основано на релевантных, точных фактах, основано на достоверных источниках, точно, беспристрастно, свободно от логических ошибок, логически последовательно и сильно аргументировано» (с. 12).
    • Аргумент: Утверждение или предложение с подтверждающими доказательствами. Критическое мышление включает выявление, оценку и построение аргументов.
    • Рассуждение: Способность делать выводы из одной или нескольких предпосылок. Для этого необходимо изучить логические связи между утверждениями или данными.
    • Точка зрения: то, как человек смотрит на мир, который формирует его смысловое построение. В поисках понимания критические мыслители рассматривают явления с разных точек зрения.
    • Процедуры применения критериев: Другие типы мышления используют общую процедуру. Критическое мышление использует множество процедур. Эти процедуры включают в себя задавание вопросов, вынесение суждений и выявление предположений.

Назад       


Зачем учить критическому мышлению?

Oliver & Utermohlen (1995) считают, что студенты слишком часто являются пассивными приемниками информации. Благодаря технологиям объем информации, доступной сегодня, огромен. Этот информационный взрыв, вероятно, продолжится и в будущем. Студенты нуждаются в руководстве, чтобы прополоть информацию, а не просто пассивно принять ее. Учащимся необходимо «развить и эффективно применять навыки критического мышления в своих академических исследованиях, при решении сложных проблем, с которыми они столкнутся, и при важном выборе, который им придется сделать в результате информационного взрыва и других быстрых технологических изменений» ( Oliver & Utermohlen, стр. 1).

Как упоминалось в разделе «Характеристики критического мышления», критическое мышление включает в себя вопросы. Важно научить студентов задавать правильные вопросы, критически мыслить, чтобы продолжать продвигаться в той области, которую мы преподаем. «Каждое поле остается живым только в той мере, в какой возникают и воспринимаются всерьез свежие вопросы» (Center for Critical Thinking, 1996a).

Бейер считает преподавание критического мышления важным для самого состояния нашей нации. Он утверждает, что для успешной жизни в условиях демократии люди должны уметь критически мыслить, чтобы принимать обоснованные решения в личных и гражданских делах. Если учащиеся научатся мыслить критически, то они смогут использовать хорошее мышление в качестве ориентира в своей жизни.

Назад       


Стратегии обучения, способствующие развитию критического мышления

Том 22, выпуск 1 журнала «Преподавание психологии» за 1995 г. . Большинство стратегий, включенных в этот раздел, взяты из различных статей, составляющих этот выпуск.

      • CATS (методы оценивания в классе): Анджело подчеркивает важность использования непрерывного оценивания в классе как способа контроля и содействия критическому мышлению учащихся. Примером CAT может быть просьба к учащимся написать «Протокол», отвечая на такие вопросы, как «Что было самым важным, что вы узнали на сегодняшнем уроке? Какой вопрос, связанный с этим занятием, остается в вашем уме?» Учитель выбирает некоторые из работ и готовит ответы к следующему собранию класса.
      • Стратегии совместного обучения: Купер (1995) утверждает, что размещение учащихся в ситуациях группового обучения — лучший способ развить критическое мышление. «В правильно структурированной среде совместного обучения учащиеся проявляют больше активного критического мышления при постоянной поддержке и обратной связи со стороны других учащихся и учителя» (стр. 8).
      • Пример из практики/метод обсуждения: McDade (1995) описывает этот метод как представление учителем случая (или истории) классу без вывода. Затем, используя подготовленные вопросы, учитель ведет учащихся к обсуждению, позволяя учащимся сделать вывод по делу.
      • Использование вопросов: Кинг (1995) определяет способы использования вопросов в классе:
      • Взаимный опрос сверстников: после лекции учитель показывает список основ вопросов (например, «Каковы сильные и слабые стороны…»). Студенты должны написать вопросы по лекционному материалу. В небольших группах студенты задают каждому другие вопросы Затем весь класс обсуждает некоторые вопросы от каждой небольшой группы
      • Вопросы читателей: Требуйте, чтобы учащиеся написали вопросы по назначенному чтению и сдали их в начале урока. Выберите несколько вопросов, которые послужат стимулом для обсуждения в классе.
      • Обучение в стиле конференции: Учитель не «учит» класс в смысле чтения лекций. Преподаватель является ведущим конференции. Студенты должны тщательно прочитать весь необходимый материал перед занятием. Заданные показания должны находиться в зоне ближайшего развития. То есть чтение должно быть не только понятным для учащихся, но и сложным. Класс состоит из студентов, задающих вопросы друг другу и обсуждающих эти вопросы. Учитель не остается пассивным, а скорее помогает «направлять и формировать дискуссии, задавая стратегические вопросы и помогая учащимся основываться на идеях друг друга» (Underwood & Wald, 19).95, с. 18).
      • Используйте письменные задания: Уэйд считает, что использование письма является основой для развития навыков критического мышления. «Письменными заданиями преподаватель может стимулировать развитие диалектического мышления, требуя от студентов аргументировать обе [или более] стороны проблемы» (стр. 24).
      • Диалоги: Робертсон и Ране-Шостак (1996) определяют два метода стимулирования полезных дискуссий в классе:
        • Письменные диалоги: Дайте учащимся письменные диалоги для анализа. В малых группах учащиеся должны определить различные точки зрения каждого участника диалога. Необходимо искать предубеждения, наличие или исключение важных доказательств, альтернативные интерпретации, искажение фактов и ошибки в рассуждениях. Каждая группа должна решить, какое мнение является наиболее разумным. Придя к заключению, каждая группа разыгрывает свой диалог и объясняет свой анализ.
        • Спонтанный групповой диалог: одной группе учащихся назначаются роли, которые они будут играть в обсуждении (например, лидер, информатор, искатель мнения и несогласный). Четыре группы наблюдателей формируются с функциями определения того, какие роли кто играет, выявления предубеждений и ошибок в мышлении, оценки навыков рассуждения и изучения этических последствий содержания.
      • Двусмысленность: Стром и Баукус выступают за создание большей двусмысленности в классе. Не давайте студентам четкий материал. Дайте им противоречивую информацию, которую они должны обдумать.

Назад       


Ссылки и ресурсы

      • Анджело, Т.А. (1995). Начало диалога: Мысли о развитии критического мышления: Оценка критического мышления в классе. Преподавание психологии, 22(1), 6-7.
      • Бейер, Б.К. (1995). Критическое мышление. Блумингтон, Индиана: Образовательный фонд Phi Delta Kappa.
      • Центр критического мышления (1996а). Роль вопросов в мышлении, преподавании и обучении. [В сети]. Доступный HTTP: http://www.criticalthinking.org/University/univlibrary/library.nclk
      • Центр критического мышления (1996b). Структуры самооценки учащихся. [В сети]. Доступный HTTP: http://www.criticalthinking.org/University/univclass/trc.nclk
      • Центр критического мышления (1996c). Три определения критического мышления [Онлайн]. Доступный HTTP: http://www. criticalthinking.org/University/univlibrary/library.nclk
      • Купер, Дж. Л. (1995). Совместное обучение и критическое мышление. Преподавание психологии, 22(1), 7-8.
      • Джонс, Э.А. и Рэтклифф, Г. (1993). Навыки критического мышления для студентов колледжа. Национальный центр послесреднего обучения, обучения и оценки, Юниверсити-Парк, Пенсильвания. (Эрик Служба воспроизведения документов № ED 358 772)
      • Кинг, А. (1995). Разработка учебного процесса для улучшения критического мышления в учебной программе: Пытливые умы действительно хотят знать: Использование вопросов для обучения критическому мышлению. Преподавание психологии, 22 (1), 13-17.
      • McDade, SA (1995). Педагогика тематического исследования для развития критического мышления. Преподавание психологии, 22(1), 9-10.
      • Оливер, Х. и Утермолен, Р. (1995). Инновационная стратегия обучения: использование критического мышления для предоставления учащимся ориентира в будущее. (Eric Document Reproduction Services № 389 702)
      • Робертсон, Дж. Ф. и Ране-Шостак, Д. (1996). Использование диалогов для развития навыков критического мышления: практический подход. Журнал подростковой и взрослой грамотности, 39(7), 552-556.
      • Скривен, М. и Пол, Р. (1996). Определение критического мышления: проект заявления для Национального совета передового опыта в области критического мышления. [В сети]. Доступный HTTP: http://www.criticalthinking.org/University/univlibrary/library.nclk
      • Стром, С.М., и Баукус, Р.А. (1995). Стратегии развития навыков критического мышления. Педагог журналистики и массовых коммуникаций, 50 (1), 55-62.
      • Андервуд, М.К., и Уолд, Р.Л. (1995). Обучение в стиле конференции: метод развития критического мышления сердцем. Преподавание психологии, 22(1), 17-21.
      • Уэйд, К. (1995). Использование письма для развития и оценки критического мышления. Преподавание психологии, 22(1), 24-28.

Назад       


Другое Показание

      • Бин, Дж. К. (1996). Привлекательные идеи: руководство профессора по интеграции письма, критического мышления и активного обучения в классе. Джосси-Басс.
      • Бернштейн, Д. А. (1995). Модель переговоров для обучения критическому мышлению. Преподавание психологии, 22(1), 22-24.
      • Карлсон, Э. Р. (1995). Оценка достоверности источников. Недостающее звено в обучении критическому мышлению. Преподавание психологии, 22(1), 39-41.
      • Facione, P.A., Sanchez, CA, Facione, N.C., & Gainen, J. (1995). Склонность к критическому мышлению. Журнал общего образования, 44 (1), 1-25.
      • Халперн, Д.Ф., и Наммедал, С.Г. (1995). Заключительные мысли о том, как помочь учащимся улучшить свое мышление. Преподавание психологии, 22(1), 82-83.
      • Исбелл, Д. (1995). Обучение письму и исследовательская деятельность неразделимы: преподаватели-библиотекари. Обзор справочных служб, 23(4), 51-62.
      • Джонс, Дж. М. и Сафрит, Р. Д. (1994). Развитие навыков критического мышления у взрослых учащихся с помощью инновационного дистанционного обучения. Доклад, представленный на Международной конференции по практике образования взрослых и социального развития. Цзинань, Китай. (Служба репродукции документов Эрика № ED 373 159)
      • Санчес, Массачусетс (1995). Использование принципов критического мышления в качестве руководства к обучению на уровне колледжа. Преподавание психологии, 22(1), 72-74.
      • Спайсер, К.Л. и Хэнкс, В.Е. (1995). Множественные меры навыков критического мышления и предрасположенность к оценке критического мышления. Документ представлен на ежегодном собрании Ассоциации речевой коммуникации, Сан-Антонио, Техас. (Служба репродукции документов Эрика № ED 391 185)
      • Терензини, П. Т., Спрингер, Л., Паскарелла, Э. Т., и Нора, А. (1995). Факторы, влияющие на развитие навыков критического мышления учащихся. Исследования в области высшего образования, 36(1), 23-39.

Назад       


В Интернете

      • Карр, К. С. (1990). Как научить критическому мышлению. Эрик Дайджест. [В сети]. Доступный HTTP: http://ericps.ed.uiuc.edu/eece/pubs/digests/1990/carr90.html
      • Центр критического мышления (1996). Домашняя страница. Доступный HTTP: http://www.criticalthinking.org/University/
      • Центр критического мышления (1996a). Роль вопросов в мышлении, преподавании и обучении. [В сети]. Доступный HTTP: http://www.criticalthinking.org/University/univlibrary/library.nclk
      • Центр критического мышления (1996b). Структуры самооценки учащихся. [В сети]. Доступный HTTP: http://www.criticalthinking.org/University/univclass/trc.nclk
      • Центр критического мышления (1996с). Три определения критического мышления [Онлайн]. Доступный HTTP: http://www.criticalthinking.org/University/univlibrary/library.nclk
      • Эннис, Боб (без даты). Критическое мышление. [On-line], 4 апреля 1997 г. Доступен по протоколу HTTP: http://www.cof.orst.edu/cof/teach/for442/ct.htm
      • .
      • Государственный университет Монклера (1995). Учебный ресурсный центр. Ресурсы критического мышления: аннотированная библиография. [В сети]. Доступный HTTP: http://www.montclair.edu/Pages/CRC/Bibliographies/CriticalThinking.html
      • Без автора, Без даты. Критическое мышление — это… [On-line], 4 апреля 1997 г. Доступно по HTTP: http://library.usask.ca/usstudy/critical/
      • .
      • Скривен, М. и Пол, Р. (1996). Определение критического мышления: проект заявления для Национального совета передового опыта в области критического мышления. [В сети]. Доступный HTTP: http://www.criticalthinking.org/University/univlibrary/library.nclk
      • Шеридан, Марсия (без даты). Страница горячей ссылки на темы интернет-образования. [On-line], 4 апреля 1997 г. Доступен по протоколу HTTP: http://sun1.iusb.edu/~msherida/topics/critical.html

Назад       

Критическое мышление | Педагогическая психология

Критическое мышление требует навыков анализа надежности и достоверности информации, а также отношения или склонности к этому. Навыки и отношение могут проявляться в отношении определенного предмета или темы, но в принципе они могут проявляться в любой области знаний (Halpern, 2003; Williams, Oliver, & Stockade, 2004). Критический мыслитель не обязательно имеет негативное отношение в повседневном смысле, постоянно критикуя кого-то или что-то. Вместо этого его или ее можно рассматривать как проницательный : критический мыслитель задает ключевые вопросы, оценивает доказательства идей, причины проблем как логически, так и объективно, а также ясно и точно выражает идеи и выводы. И последнее (но не менее важное): критический мыслитель может применять эти привычки ума более чем в одной сфере жизни или знания.

При таком широком определении неудивительно, что педагоги предложили множество конкретных когнитивных навыков, способствующих критическому мышлению. В одном исследовании, например, исследователь обнаружил, как критическое мышление может отражаться в отношении опубликованной статьи, стимулируемой аннотация — написание вопросов и комментариев на полях статьи (Liu, 2006). В этом исследовании студенты были первоначально проинструктированы о способах аннотирования материалов для чтения. Позже, когда учащиеся выполнили дополнительные чтения к заданиям, выяснилось, что некоторые учащиеся на самом деле использовали свои навыки аннотирования гораздо больше, чем другие — некоторые просто подчеркивали отрывки, например, маркером. Когда позднее были проанализированы сочинения, написанные о чтениях, оказалось, что сочинения, написанные аннотаторами, более аргументированы — более критически проницательны, — чем сочинения, написанные другими студентами.

С другой стороны, в другом исследовании исследователь обнаружил, что критическое мышление может также включать устное обсуждение личных проблем или дилемм (Hawkins, 2006). В этом исследовании студентов попросили устно описать недавний личный инцидент, который их обеспокоил. Затем одноклассники вместе обсудили инцидент, чтобы определить точные причины, по которым инцидент вызвал беспокойство, а также предположения, которые студент сделал при описании инцидента. Первоначальный студент — тот, кто первым рассказал историю, — затем использовал результаты группового обсуждения, чтобы сформулировать тему для исследовательского эссе. В одной истории о тревожном происшествии студент рассказал о случае, когда продавец магазина оскорбил или отверг студента во время недавнего похода по магазинам. В ходе обсуждения одноклассники решили, что предположением, лежащим в основе беспокойства ученицы, было ее подозрение в том, что она стала жертвой расового профилирования на основании цвета ее кожи. Затем студент использовал эту идею в качестве основы для исследовательского эссе на тему «расовое профилирование в розничных магазинах». Таким образом, устная дискуссия стимулировала критическое мышление у студента и одноклассников, но также и 9В то же время 0251 полагался на на свои прежние навыки критического мышления.

Обратите внимание, что в обоих этих исследованиях, как и в других, подобных им, «критическим» мышление сделало использование учащимися метапознания — стратегии мышления о мышлении и для контроля за успехом и качеством своего собственного мышления. мышление. Это понятие обсуждалось в главе «Процесс обучения» как особенность конструктивистских взглядов на обучение. Там мы указывали, что, когда учащиеся приобретают опыт построения собственных знаний, они также приобретают навыки как в знании, так и в0251 как они изучают, и зная хорошо ли они чему-то научились. Это два определяющих качества метапознания, но они также являются частью критического мышления. Развивая критическое мышление, учитель на самом деле развивает у ученика способность конструировать или контролировать свое собственное мышление и избегать нерефлексивного контроля идей.

Вопрос о том, как лучше обучать критическому мышлению, остается предметом споров. Один из вопросов заключается в том, внедрить ли критические навыки в существующие курсы или преподавать их через отдельные, автономные блоки или курсы. Первый подход имеет потенциальное преимущество интеграции критического мышления во все образование учащихся. Но это рискует ослабить понимание и использование учащимися критического мышления просто потому, что критическое мышление принимает другую форму в каждом учебном контексте. Его детали и внешний вид варьируются в зависимости от курсов и преподавателей. Автономный подход имеет противоположные качества: у него больше шансов быть понятым ясно и связно, но за счет затемнения того, как он связан с другими курсами, задачами и действиями. Эта дилемма является проблемой — опять же — перевод , рассмотренный в главе «Процесс обучения». К сожалению, исследования по сравнению различных стратегий обучения критическому мышлению не решают этот вопрос. Исследование просто предполагает, что как вводный, так и автономный подходы могут работать, если они применяются тщательно и учителя привержены ценности критического мышления (Halpern, 2003).

Связанный с этим вопрос, связанный с обучением критическому мышлению, заключается в том, чтобы решить, кому больше всего необходимо освоить навыки критического мышления. Должны ли это быть все студенты или только некоторые из них? Обучение всех учащихся кажется более демократичной альтернативой и, следовательно, подходящей для педагогов. Опросы, однако, показали, что учителя иногда отдают предпочтение обучению критическому мышлению только наиболее успешных учащихся — тех, кто уже хорошо успевает, кто происходит из семей с относительно высоким доходом или (для старшеклассников), кто изучает курсы, предназначенные для поступления в университет. вход (Warburton & Torff, 2005). Предположительно, причина этой предвзятости заключается в том, что учащиеся с высокими показателями могут извлечь пользу и / или понять и использовать критическое мышление лучше, чем другие учащиеся. Тем не менее, существует мало научных данных, подтверждающих эту идею, даже если она не вызывает сомнений с этической точки зрения. Исследование Хокинса (2006), описанное выше, например, показало, что критическое мышление развивалось даже у учащихся, считавшихся неблагополучными.

Хокинс, Дж. (2006). Доступ к мультикультурным проблемам посредством критического мышления, критического исследования и исследовательского процесса студентов. Городское образование, 41 (2), 169–141.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts