Как будда стал просветленным: Буддизм. Особенности учения и история Будды

Буддизм. Особенности учения и история Будды

Главный принцип буддизма — следовать за учением, а не за учителем. Узнаем о человеке, который открыл это учение людям и разберемся в главных особенностях буддизма.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока

Виктор Горбатов

Тренер по аргументации и критическому мышлению, автор более 30 научных статей и 2 учебных пособий по логике

Буддизм — самая старая из трех мировых религий. Он возник в 6-м веке до нашей эры, христианство появилось на 5 столетий позже а ислам — еще через 6 веков. Сегодня в мире насчитывается около 500 миллионов буддистов (это больше, чем последователей конфуцианства и даосизма вместе взятых).

Несмотря на то, что буддизм возник в Индии, буддистов там очень мало — даже меньше, чем христиан.

☸️ Буддизм — следование за учением, а не за учителем. Термин «буддизм» придумали в середине 19-го века европейцы, так до конца и не понявшие суть этой экзотической религии. Ведь в ней один из главных принципов — «следовать за учением, а не за лидером». Поэтому правильное название буддизма — «Дхарма» (закон, учение) или «Буддадхарма» (учение Будды), и строго говоря, мы неправильно называем это учение.

🌏 Буддизм — единственная из мировых религий, которая не является теистической: она не утверждает существование бога-творца и бессмертной души.

💎 В буддизме существует несколько направлений —тхеравада, махаяна и ваджраяна — и множество школ. Но всех буддистов объединяет вера в «три драгоценности»: Будду, дхарму (учение Будды) и сангху (монашескую общину).

🙅🏻‍♂️ Буддисты исповедуют ненасилие, но им дозволено использовать боевые умения для того, чтобы предотвратить насилие и не дать ему распространиться.

Отсюда в восточных единоборствах масса защитных техник и приемов, когда энергия нападающего используется против него.

👤 У буддистов нет единого духовного лидера. Далай-лама может считаться лидером только тибетских буддистов.

🌕 Самый большой праздник буддистов — Весак, день майского полнолуния. Именно в этот день, хотя и в разные годы, Будда родился, достиг просветления и покинул этот мир, окончательно перейдя в нирвану.

Буддизм — одна из трех мировых религий. Почему мы говорим о нем, как о философии?

Буддизм — философия? С одной стороны, буддизм содержит в себе многие признаки философского мышления: постановку вопросов, аргументацию, мысленные эксперименты, метафоры и афоризмы, знакомые нам по европейской философии. С другой, из-за культурных особенностей восточные учения не стоит сравнивать с европейской философией. Чем глубже мы вникаем в восточную философию, тем сильнее она удивляет нас, меняя наше привычное представление о философии и философах.

🙏 Буддизм — религия? Существует ли персонифицированный бог? Существует ли бессмертная душа? Существует ли мир? В буддизме нет ответов на эти привычные для религий вопросы. В этих трех вопросах Будда принципиально остается на позиции радикальной неопределенности. Он будто бы намекает, что именно эти главные вопросы неправильно поставлены. Искать определенный ответ на них уже означает идти по неверному пути.

Буддизм — духовная практика? В центре буддизма духовные и телесные практики (медитации, успокоение, преодоление привязанностей), которые могут помочь уменьшить страдания, выйти из иллюзорного бытия в более подлинное. Бессмертна ли душа, переродится ли человек в будущем в другое существо — теоретические вопросы, которые не должны волновать буддистов. Главное — это духовная практика.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Поговорим о легендарном основателе буддизма — Будде.

Родоначальником буддизма является Сиддхартха из рода Гаутама (563–483 до н. э.) племени шакьев и известный под именем Будда.

Будде с рождения пророчили стать великим. По легенде, в ночь зачатия Сиддхартхи царице приснилось, что через ее правый бок в ее чрево вошел белый слон с шестью белыми бивнями и он нес цветок лотоса. Приглашенный благословить младенца отшельник-провидец Асита, живший в горной обители, обнаружил на его теле 32 признака великого человека. На их основании он заявил, что младенец станет либо великим царем (чакравартином), либо великим просветленным (Буддой) — все зависит от того, будет ли он жить дома или странствовать. Отец Сиддхартхи оберегал его от лицезрения несчастий и страданий, чтобы у него не возникла мысль о странничестве.

🌳 В 29 лет, столкнувшись с человеческими страданиями, Сиддхартха решил стать аскетом. Несколько лет царевич обучался под руководством лесных отшельников различным аскетическим практикам, пока не понял, что таким образом он не достигнет желаемого просветления. Он осознал, что истина лежит между миром чувственных удовольствий и жестокой аскезой — это стало основой его «срединного пути».

🙌 Царевич Гаутама достиг Пробуждения (бодхи) и стал Буддой («просветленным») после 49 дней медитации

в ту же ночь, когда он был рожден, в возрасте 36 лет.

📣 Первая проповедь Будды была о четырех благородных истинах и восьмеричном пути. Со временем у Будды появились ученики, которые и положили начало буддийской общине.

В возрасте 80 лет Будда объявил, что скоро он достигнет паринирваны — абсолютного покоя. После этого Будда съел последнюю свою трапезу, которую он получил от кузнеца Кунда. По легенде, он не смог нарушить законы гостеприимства и отказаться от еды, предложенной хозяином.

🌅 Будда — не только основатель буддизма. Так называют всех, кто достиг просветления.

Чтобы лучше представить, каким был Будда, давайте прочтем три буддийские притчи.

📜 Открытие срединного пути. Когда Будда впервые пустился в духовные искания, он практиковал аскетизм. Однажды мимо дерева, под которым он медитировал, случайно проходили два музыканта. Один сказал другому: «Не перетягивай сильно струны своего ситара, чтобы они не лопнули. Не позволяй им свободно висеть, а то не сможешь воспроизвести звук. Выбери золотую середину». Эти слова ударили Будду с такой силой, что просто перевернули его подход к духовности. Он был уверен, что слова предназначались лично ему. С той минуты он отказался от аскетизма и стал вести простой, легкий, умеренный образ жизни.

📜 Искушение Будды. Когда Будда стал просветленным, подступил к нему злой дэв Мара со словами: «Погрузись теперь в нирвану, Великий; погрузись в нирвану, совершенный; время нирваны наступило теперь для тебя». Будда ответил: «Я до тех пор не погружусь в нирвану, пока не приобрету себе учеников в среде монахов, мудрых и сведущих, вещих слушателей… Я до тех пор не погружусь в нирвану, злой дух, пока не приобрету себе последовательниц в среде монахинь.

Я до тех пор не погружусь в нирвану, пока святое, мною преподанное, учение не окрепнет, не упрочится, не усвоится всеми народами и, распространяемое все далее и далее, не станет достоянием всего человечества».

📜 Есть ли жизнь после смерти? Будде не нравилась определенность. Он знал, что часто в определенности таится западня, как, впрочем, и вообще в словах. Однажды ученики спросили его, будет ли он пребывать с ними после смерти. Вот что он им ответил: «Если я скажу “да”, это будет неверно, если скажу “нет” — тоже неверно, только по-другому. После смерти Татхагата станет безбрежным, как океан». Он сам называл себя «Татхагата» и хотел, чтобы так его называли другие. Это означает «Пришедший тем же путем». Этим он хотел подчеркнуть, что он не исключение, не первый и не последний Просветленный, что он не бог, а просто человек, такой же, как и другие, и что к просветлению могут прийти все, кто следуют за ним по Пути.

курс Level One

Философия для жизни: как найти опору в сложные времена

Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
2900₽ 1450₽

подробнее о курсе

Жизнь Будды

 

Рождение и юность при дворе

Взгляд на жизнь Будды приблизит нас к его Учению. Будда родился около 2560 лет назад в королевской семье, и хотя большинство изображений представляет его азиатом, он больше походил на европейца: его род несколькими веками раньше – в эпоху великого переселения народов – перебрался в Северную Индию с территории нынешней Украины. Будда принадлежал к касте воинов, и в текстах говорится, что он был высоким, сильным человеком с голубыми глазами.

Cтрана его родителей располагалась у южных границ современного Непала, вокруг города Капилавасту. Это была удивительно богатая область Индии, не страдавшая от перенаселенности. Судя по раскопкам, здесь имелась подземная система канализации и центральное отопление, что большая редкость даже в современном Непале. Будда появился на свет не в результате непорочного зачатия – для своих родителей он был последним шансом обрести престолонаследника и спасти страну от исчезновения.

Весьма необычный, яркий сон возвестил матери о том, что она беременна, и как же велика была радость, когда на свет появился чрезвычайно крепкий красивый малыш. Однако постепенно отца и мать начали одолевать сомнения: много необъяснимого происходило вокруг их сына. Например, когда он делал свои первые шаги, там, где его нога касалась земли, вырастали цветы – такое было под стать поэту, мечтателю или философу, но никак не молодому воину или полководцу, державшему в руках будущее государства.

И вот на помощь призвали трех мудрецов, чтобы предсказать судьбу королевского сына, которому родители дали имя Сиддхартха Гаутама. Мудрецы проявили единодушие в своем суждении: «Мальчик действительно особенный. Если он не соприкоснется со страданиями мира, то исполнится все, чего вы от него ждете. Воин и герой, он покорит соседние королевства, и вы будете им гордиться. Однако если ему доведется узнать, что мир обусловлен и в нем нельзя найти настоящее, вечное счастье, то он от всего отречется и откроет новое, просветляющее видение».

Родителям нужен был как раз правитель, а не чудак или гений искусства, поэтому они не замедлили принять меры к тому, чтобы обеспечить сына всем, что по нраву любому здоровому юноше. Принца окружали пятьсот женщин самой утонченной красоты, в его распоряжении было все для занятий спортом и боевыми искусствами, любые развлечения и лучшие условия для образования, и он быстро все осваивал. Стоило юному наследнику лишь указать на какую-то вещь, как он тут же ее получал. И поскольку в его подсознании не было ничего тревожащего из прошлых жизней, то и изнутри не всплывало никаких неприятных впечатлений. Так королевский сын провел первые 29 лет, переживая лишь сменявшие друг друга уровни радости.

Но в один прекрасный день его мир перевернулся. Разочарование и поиски смысла Молодого Сиддхартху Гаутаму на протяжении всего времени тщательно оберегали от тех вещей, которые могли его омрачить, пока в 29 лет он не очутился за пределами дворца. Довольно поздно столкнулся принц с неприятными сторонами жизни, но зато он узнал все и сразу. За три дня ему попались на глаза сначала безнадежно больной человек, охваченный страданием, затем совершенно дряхлый и немощный старик и, наконец, – мертвец. Осознание того, что эти страдания являются неотъемлемой частью жизни, лишило принца покоя.

Ночью, по возвращении во дворец, ему не спалось, он все время думал о прибежище, которое можно было бы дать своим близким. Ни на что нельзя по-настоящему положиться: слава, род, друзья, богатство – все это когда-нибудь исчезнет. И снаружи, и внутри одно лишь непостоянство, нет ничего действительно и вечно существующего.

На следующее утро Сиддхартха увидел человека, который сидел в состоянии глубокого самопогружения. Когда встретились их глаза, будущего Будду, словно молнией, поразило: он сразу понял, что напал на след, – в глазах незнакомца отражалось то, что было вне времени. Так принц приблизился к светящемуся зеркалу за картинками, к океану под волнами. «Обязательно должен быть воспринимающий. Конечно, только ум способен охватить как мысли и чувства, так и внешние ситуации и миры!» Вдруг стало ясно, что должно быть что-то между представлениями и впечатлениями.

Теперь в руках принца была нить: он начал догадываться, что доверять можно лишь этому воспринимающему, а не тому, что воспринимается; постоянному, а не изменчивым объектам восприятия; зеркалу, а не картинкам. Вид медитирующего пробудил понимание того, что воспринимающий ум неразрушим, делает все возможным и все знает и что его сияющая сила, свободно играя, позволяет всему происходить, а его неограниченная любовь все скрепляет. Вот оно!

В одно мгновение к Сиддхартхе пришло осознание, что необусловленная истина, которую он искал, есть не что иное, как его собственный ум. Но просто знать об этом было недостаточно. Будда видел цель – нужно было найти путь к ней. В то время еще не существовало полос обгона, позволяющих включать в духовный путь обстоятельства жизни: любовь, сон, учебу, езду на автомобиле и все остальное, – такие мощные средства дал миру уже сам Будда после своего Просветления. Поучения, благодаря которым сегодня можно использовать все ситуации как зеркало для ума, называются «Великая печать» (на санскрите – «Махамудра») – это ядро Алмазного пути.

Итак, поскольку тогда не было возможности жить интересной жизнью и, оседлав тигра непосредственного опыта, мчаться к постижению, выбора у принца не оставалось. Ему пришлось пойти гораздо более медленным путем отречения: имело смысл ограничить количество впечатлений, поступавших в ум. Он резко оборвал свою богатую жизнь в обществе, однажды ночью тайно бежав из дворца в леса и холмы Северной Индии. Теперь у него была великая цель – постичь вневременную природу ума.

Будущий Будда горячо желал полностью познать ум для блага всех существ и не боялся никаких упражнений – учился всему без малейшей гордости. Следующие шесть лет оказались очень тяжелыми, но зато они принесли зрелость. Например, как-то раз Сиддхартха впал в крайность: посчитав, что тело плохое, постился до тех пор, пока от него не остался один только скелет. Ослабление чувственных впечатлений должно обострить ясность ума. Однако вместо ожидаемого результата принц обнаружил, что в таком состоянии невозможно быть полезным ни для себя, ни для других, – тогда он снова начал нормально питаться, и его тело обрело былую силу.

В то время в Северной Индии, как и в Греции, примерно тогда же переживавшей духовный расцвет, уже существовали все известные ныне философские течения. Сиддхартха не только учился у выдающихся учителей, но и быстро превосходил своих наставников. Однако их дуалистические воззрения не приближали его к цели. Во всех культурах даже самые одаренные учителя выдвигали бессчетное множество недоказуемых причин происхождения мира и всех событий в нем, и только Будда, а также его европейский современник Гераклит нащупали единственное убедительное решение: само пространство радостно играет и содержит в себе все возможности.

Поэтому когда выяснялось, что очередной учитель ничего не знает о вневременной природе воспринимающего и не может показать нечто постоянное и достойное доверия, Будда говорил ему «спасибо» и шел дальше – к следующему знаменитому лесному гуру.

Северная Индия 2500 лет назад

В Индии той поры царила атмосфера необычайной духовной открытости – как в Древней Греции, Италии эпохи Возрождения или в 60-е годы на Западе. Конечно, многие лучшие представители последней волны поиска смысла стали жертвами наркотиков, однако их широкое наступление на власти, запреты и материализм не прошло бесследно и до сих пор продолжает влиять на развитие общества. Настроение 60-х – это искренность, стремление, даже если и не всегда дальновидное, привести всех существ к счастью. Высокие идеалы, вера в изначальную доброту человеческой природы затмевали материализм и снобизм. И пусть во времена Будды еще не изобрели противозачаточных средств и люди не знали такой раскованности в сексуальном плане, однако в том, что касается глубины и ясности мировоззрения, многие слушатели той далекой эпохи были гораздо более внимательными и сосредоточенными.

Широкое распространение имели материализм и нигилизм, а также все известные сегодня воззрения, которые пытаются объяснить происходящее внешними причинами, например, богами. Однако в любом случае и при любом выборе индийцы прежде всего ожидали, что их духовный настрой позитивно скажется на их повседневной жизни.

Представление о том, что мировоззрение может пронизывать все аспекты жизни до самых мелочей, сделалось чуждым западной культуре во времена инквизиции и сопутствовавших ей невообразимых пыток и казней. Взамен начали появляться такие умозрительные дисциплины, как логика и этика, которые скорее приносили интеллектуальное удовлетворение, нежели улучшали повседневную жизнь.

Апофеозом этого процесса стало декартовское разделение тела и ума, до сих пор сохраняющее значительное влияние на западную культуру. Дальнейшее дробление гуманитарных наук на дисциплины породило невероятное количество экспертов в различных узкоспециальных областях, но лишь немногие удерживали в фокусе все человеческие устремления и обладали пониманием путей, приносящих счастье, равно как и осмысленных целей.

В эпоху Будды, напротив, люди еще не были отмечены клеймом абсолютизма или религиозного давления и поэтому ожидали от мировоззрения чего-то большего: оно должно было являть собой жизненную философию и, выводя за пределы личных желаний и ожиданий, давать доступ к вневременной истине. Учение должно было иметь логичную основу, применимые средства и достижимую цель. Кроме того, все крайне осторожно обращались с различными заявлениями: если чье-то воззрение оказывалось опровергнутым, проигравший становился учеником победившего – такова была духовная честность эпохи.

Просветление

Через шесть лет изучения и медитации в этой тогда еще приятной, поросшей лесом низменности Северной Индии у молодого принца созрели обещания из бесчисленных жизней. Он хотел наконец познать суть ума для блага всех существ. Для осуществления задуманного Сиддхартха выбрал место под названием Бодхгая, которое сегодня представляет собой оживленную деревню, полную азиатских храмов, западных туристов, последователей буддизма и индийских нищих, но где до сих пор сохраняется мощное поле силы.

В последнее время окрестности Бодхгаи стали весьма опасными, так что посещать святые места лучше только в светлое время суток и в составе больших групп, поскольку здесь могут убить просто ради вещей и денег. Бодхгая находится на юго-востоке от Дели в двух третях пути до Калькутты в штате Бихар, который в настоящее время безнадежно перенаселен. Придя туда, Сиддхартха сел под большим деревом с пышной кроной, твердо решив оставаться в состоянии самопогружения до тех пор, пока не будет достигнута цель – пока он не станет способным приносить пользу всем существам.

После шести полных самых разных переживаний дней и ночей, на утро седьмых суток принц достиг Просветления. Это майское полнолуние – примерно 2525 лет назад – было его тридцать пятым днем рождения, а через 45 лет стало днем его смерти. В уме мгновенно растворились последние завесы жестких представлений, и осталось только всеобъемлющее «здесь и сейчас». Исчезли все разделения во времени и пространстве – и прошлое, настоящее и будущее слились в состоянии сверкающего блаженства, содержащего в себе все. Сиддхартха стал светящимся осознаванием – знал все и был всем каждой клеткой своего тела.

В уме мгновенно растворились последние завесы жестких представлений, и осталось только всеобъемлющее «здесь и сейчас». Исчезли все разделения во времени и пространстве – и прошлое, настоящее и будущее слились в состоянии сверкающего блаженства, содержащего в себе все. Первые семь недель после окончательного постижения Будда продолжал сидеть под деревом – очевидно, для того, чтобы тело привыкло к огромным потокам силы Просветления.

В этот период к нему приходили боги – получали от него благословение и принимали в нем Прибежище. Как впоследствии и самые одаренные из людей, они видели в нем не человека, но зеркало своей собственной Будда-природы. Благодаря примеру Будды они получили возможность обратиться к ценностям, на которые действительно можно положиться.

Прибежище

Позднее Будда учил своих учеников опираться на три столпа и принимать Прибежище в так называемых Драгоценных и Редких, или в Трех драгоценностях: в Будде, Дхарме и Сангхе. Это внешнее Прибежище является общим для всех направлений буддизма: оно необходимо для узнавания ума. Не важно, дается ли оно очень подробно или человек просто повторяет несколько коротких фраз за Учителем, в результате возникает связь и мы оказываемся на пути к Постижению. С этой поры растет убежденность в том, что мы, как и Будда, несем в себе все просветленные качества и сможем обнаружить их с помощью его средств. Хотя впервые полное осознание смысла Прибежища приходит лишь в момент Просветления, его сильное позитивное влияние начинает сказываться с самых первых минут.

Прибежище дает ясное направление в жизни и значительно усиливает все наши действия, а медитации, на которые оно нас уполномочивает, эффективно устраняют болезненные впечатления в сознании-хранилище. И в силу того, что наш ум тогда функционирует уже без помех и более гибко, мы начинаем больше думать о других.

Итак, мы принимаем Прибежище в Будде как в цели – полном раскрытии ума и воплощении Просветления. Это состояние – неразрушимая, вневременная природа истины, или Будда-природа, – внутренне присуще всем, даже если не все это осознают. Кроме того, мы открываемся Учению Будды – Дхарме – как пути, который ведет к цели. А еще нам нужно по возможности находиться в окружении людей с похожими ценностями, ведь лучше всего мы развиваемся, когда у нас есть связь с освободившимися от страданий или стремящимися к этому близкими друзьями на пути – их называют «Сангха». Это тоже Прибежище.

В тех школах, или линиях передачи, где основной акцент делается на медитации, самым главным Прибежищем считается Будда. Здесь мы пытаемся найти доступ к состоянию, в котором уже нет изменений, и учимся (прежде всего с помощью Учителя) этому состоянию доверять. Что же касается буддийских школ, опирающихся в первую очередь на концептуальный подход, то они особо выделяют Прибежище в Учении, поскольку оно ведет к Просветлению. Их последователи приближаются к совершенству постепенно и очень осмотрительно.

Чем выше уровень методов, тем большее значение приобретают друзья на пути – во-первых, потому, что они дают нам доступ к Учению. Без них мы едва ли смогли бы использовать путь и достичь цели. Со временем такие друзья становятся еще и полезным примером – в этом случае их называют стремящимися к Просветлению, или Бодхисаттвами. Они ставят развитие других выше собственного, одновременно обретая власть как над обусловленным миром, так и над своим умом.

Можно выделить два типа друзей: непоколебимых и бесстрашных, на которых всегда можно положиться и которые выводят нас из обусловленных состояний к Освобождению и Просветлению, и тех, кто пока еще на пути. И хотя ум последних может быть по-прежнему весьма спортивным и скакать вверх-вниз, их настрой ничем не отличается: они тоже хотят стать просветленными для блага всех.

Если такие друзья готовы к неличностному восприятию событий своей жизни, то мы легко можем принять их в качестве попутчиков, и тогда каждый будет учиться благодаря развитию других. Для всех школ буддизма принципиально необходимы цель, путь и помощники. Более чем десяти процентам населения мира они приносят то, что требуется для осмысленной и независимой жизни.

Многие школы принимают Прибежище и в Учителе – это главное Прибежище в Алмазном пути, той разновидности буддизма, которая передавалась в Тибете, а также в японском Дзэн– и китайском Чань-буддизме. Учитель дает непосредственный доступ к богатству Просветления. Его также называют «Лама» – он должен испытывать ко всем существам ту же любовь, что чувствует мать к своему ребенку.

От Учителя кроме Прибежища в Будде, Учении и друзьях на пути мы получаем «Три корня» быстрого роста: благословение, которое пробуждает доверие; средства, открывающие ум; и защиту, наделяющую активностью и превращающую все в шаги на пути. Таким образом, Учитель воплощает собой практически все Прибежище. Чем глубже воздействие методов, тем важнее Учитель. Бегать умеет всякий, учиться водить машину стоит с помощью учителя, но полететь точно никто не сможет сам. Для всех школ буддизма принципиально необходимы цель, путь и помощники. В буддизме, как и вообще в жизни, нет ничего важнее ценностей, на которые мы ориентируемся. И преемники Будды сообщают другим – в той степени, в какой ученики способны это понять, – что неизменным Прибежищем может быть только ум.

Из книги Ламы Оле Нидала «Каким все является: психология свободы – опыт буддизма»

Жизнь Будды | Эссе | The Metropolitan Museum of Art

Согласно традиции, исторический Будда жил с 563 по 483 год до нашей эры, хотя ученые предполагают, что он мог прожить столетие спустя. Он родился у правителей клана Шакья, отсюда и его прозвище Шакьямуни, что означает «мудрец клана Шакья». Легенды, которые сложились вокруг него, утверждают, что его зачатие и рождение были чудесными. Его мать, Майя, зачала его, когда ей приснилось, что белый слон вошел в ее правый бок (1976.402). Она родила его стоя, держась за дерево в саду (1987.417.1). Ребенок появился справа от Майи полностью сформированным и сделал семь шагов. Вернувшись во дворец, его представили астрологу, который предсказал, что он станет либо великим царем, либо великим религиозным учителем, и ему дали имя Сиддхартха («Тот, кто достигает своей цели»).

Его отец, очевидно, думая, что любое соприкосновение с неприятностями может побудить Сиддхартху искать отречённую жизнь в качестве религиозного учителя, и не желая потерять сына из-за такого будущего, ограждал его от реалий жизни.

Поэтому Сиддхартхе были неизвестны разрушительные последствия бедности, болезней и даже старости, который вырос в окружении всех удобств в роскошном дворце. В возрасте двадцати девяти лет он совершил три последовательные поездки на колеснице за пределы территории дворца и впервые увидел старика, больного и труп. В четвертом путешествии он увидел странствующего святого человека, чей аскетизм вдохновил Сиддхартху пойти тем же путем в поисках свободы от страданий, вызванных бесконечным циклом рождения, смерти и возрождения. Зная, что отец попытается остановить его, Сиддхартха тайно покинул дворец посреди ночи (28.105) и отправил все свое имущество и драгоценности вместе со своим слугой и лошадью. Полностью отказавшись от роскошного существования, он шесть лет провел в подвижничестве (1987.

218.5), пытаясь победить врожденную тягу к еде, сексу и комфорту, занимаясь различными йоговскими дисциплинами. В конце концов, на грани смерти от своего неусыпного поста, он принял миску риса от молодой девушки. Поев, он осознал, что физические аскезы не являются средством достижения духовного освобождения. В месте, ныне известном как Бодх-Гая («место просветления»), он сидел и медитировал всю ночь под деревом пипал. Победив силы демона Мары, Сиддхартха достиг просветления (1982.233) и стал Буддой («просветленным») в возрасте тридцати пяти лет.

Будда продолжал сидеть после своего просветления, медитируя под деревом, а затем стоя рядом с ним в течение нескольких недель. В течение пятой или шестой недели его преследовали проливные дожди во время медитации, но он был защищен капюшоном царя змей Мучилинды (1987.424.19ab). Через семь недель после своего просветления он покинул свое место под деревом и решил научить других тому, чему научился, поощряя людей следовать по пути, который он назвал «Средним путем», который является путем баланса, а не экстремизма. Он произнес свою первую проповедь (1980.527.4) в оленьем парке в Сарнатхе, на окраине города Бенарес. Вскоре у него появилось много учеников, и следующие сорок пять лет он провел, бродя по северо-востоку Индии, распространяя свое учение. Хотя Будда представлял себя только учителем, а не богом или объектом поклонения, говорят, что за свою жизнь он совершил много чудес (1979. 511). Согласно традиционным источникам, он умер в возрасте восьмидесяти лет (2015.500.4.1) в Кушинагаре, проглотив испорченный кусок гриба или свинины. Его тело было кремировано, а останки распределены среди групп его последователей. Эти святые мощи находились в больших полусферических курганах (19 в.85.387), некоторые из которых стали важными местами паломничества.

В Индии к периоду Пала (ок. 700–1200 гг.) жизнь Будды была систематизирована в виде серии «Восьми великих событий» (1982. 233). Эти восемь событий в порядке их возникновения в жизни Будды: его рождение (1976.402), его поражение от Мары и последующее просветление (1982. 233; 1985.392.1), его первая проповедь в Сарнатхе (1980.527.4), чудеса, которые он совершил. исполненный в Шравасти (1979,511), его нисхождение с Небес Тридцати Трех Богов (28,31), его укрощение дикого слона (1979.511), дар обезьяны в виде меда и его смерть (2015.500.4.1).


Цитата

Браун, Кэтрин Селиг. «Жизнь Будды». В Хайльбрунн Хронология истории искусств . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2000–. http://www.metmuseum.org/toah/hd/buda/hd_buda.htm (октябрь 2003 г.)

Дополнительное чтение

Пал, Пратападитья и др. Свет Азии: Будда Шакьямуни в азиатском искусстве . Каталог выставки. Лос-Анджелес: Музей искусств округа Лос-Анджелес, 1984.

.

Снеллгроув, Дэвид Л., изд. Изображение Будды . Токио: Коданша, 1978.

.
Дополнительные эссе Кэтрин Селиг Браун
  • Браун, Кэтрин Селиг. «Непальская живопись». (октябрь 2003 г.)
  • Браун, Кэтрин Селиг. «Непальская скульптура». (октябрь 2003 г.)
  • Браун, Кэтрин Селиг. «Тибетское буддийское искусство». (октябрь 2003 г.)

Как Будда достиг просветления

Юный Сиддхартха отрекся от всего мирского в поисках высшей истины и просветления, став одним из величайших религиозных лидеров мира — Гаутамой Буддой.

Автор: Соня Мехта

Блуждая днями и ночами, Гаутама оказался возле большого дерева пипул.

Что-то в дереве звало его. Он принял решение. «Я буду сидеть под этим деревом и размышлять над своими вопросами. И я не сдвинусь с места, пока не получу ответы. Даже если моя кожа сгниет и мое тело разложится, я не сдвинусь с места, пока не увижу свет», — решил он.

Он сел в позу лотоса, закрыл глаза и сосредоточился на дыхании. По прошествии ночи он испытал много разных чувств.

Знаете ли вы? Сидение в медитации со скрещенными ногами и закрытыми глазами называется позой лотоса. Он был назван так в честь позы Будды.

Искушение Мары (Источник: Puffin Books)

Сначала к нему пришла злобная демоница Мара. Мара изо всех сил старался отвлечь Гаутаму от его погони. Он рисовал картины богатства и красоты. Он пытался напугать его ужасными образами голода и смерти. Но Гаутама оставался непоколебимым, не искушенным и не испуганным. Наконец Мара сдалась и ушла.

Гаутама погрузился в глубокую медитацию. Ему казалось, что он плывет.

Внезапно он увидел мир как бы издалека. Он видел себя. Он видел, что уже много раз умирал и каждый раз возрождался. Он видел все свои прошлые жизни. Он видел все, что он сделал в своей жизни, как хорошее, так и плохое. И, наконец, он кое-что понял.

Реклама

Просвещение (Источник: Puffin Books)

Гаутама понял, что люди рождаются заново, когда чего-то желают. В частности, плохие поступки, которые они совершают в прежней жизни, заставляют их вернуться на землю в новой жизни, как бы для их исправления. Но люди, которые осознают это и освобождаются от желаний, — те, кто ничего не хочет от жизни, — в конце концов освобождаются от круговорота рождения и смерти. Именно тогда они достигают нирваны, совершенного рая.

Конечно, все это было в уме Гаутамы, пока его тело неподвижно сидело, которое, казалось, ярко светилось изнутри. В этот момент Гаутама стал Буддой. Он увидел свет.

О, правда? Дерево пипул, под которым Гаутама увидел свет, называется деревом Бодхи. Он до сих пор возвышается в современном Бихаре, в месте под названием Бодхгая. Буддисты со всего мира продолжают посещать его, так как для них это одно из самых святых мест.

Что такое Нирвана

?

Нирвана, согласно буддизму, это состояние, в котором разум пребывает в полном покое, а душа слита со вселенной. Это достигается, когда все желания и страдания человека уходят, и он ничего не хочет и не хочет.

Реклама

Следующие семь недель

В течение следующих семи недель Будда продолжал сидеть в тишине, позволяя своему разуму и духу понять, что он только что видел.

В течение первой недели Будда был счастлив и доволен, впервые почувствовав истинный покой.

ДА ПРАВДА? Даже сейчас у буддистов принято отдавать дань уважения дереву Бодхи, укрывавшему Будду, а также его ответвлениям.

На второй неделе он почувствовал глубокую благодарность к дереву пипул, которое приютило его, когда он искал свет.

На третьей неделе Будда увидел дэвов. Не уверенный, что они действительно были богами, он построил в воздухе золотой мост и прошел по нему к небесам.

На четвертой неделе он создал специальную комнату, в которой медитировал. Его ум и тело стали настолько чистыми, что, как говорят, они излучали яркие лучи шести различных цветов — синего, оранжевого, красного, белого, желтого и комбинации этих пяти цветов. Эти цвета означали чистоту, уверенность, мудрость, отсутствие желаний и святость. Пять цветов вместе означали все эти качества.

Знаете ли вы? Буддийский флаг состоит из этих шести цветов.

Реклама

На пятой неделе появились три красивые девушки, которые изо всех сил старались отвлечь Будду и отвлечь его от мыслей. Их звали Рага, Рати и Танха. Но как бы они ни старались, Будда оставался непоколебимым.

(Источник: Puffin Books)

На шестой неделе Будда отправился медитировать к подножию дерева Мукалинда. Начался дождь, и воздух стал ледяным. Именно тогда появилась огромная королевская кобра по имени Мукалинда и семь раз обвилась вокруг Будды. Затем он поднял свой капюшон и накрыл Будду, согревая и согревая его.

Реклама

На седьмой неделе появились два торговца по имени Тапусса и Бхаллика. Будда, сидящий под деревом Раджаятана, к тому времени постился уже сорок девять дней. Они принесли рисовые лепешки и мед, чтобы помочь ему разговляться.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts