Как быстрее запомнить стихотворение: Как учить стихи наизусть быстро. Советы учителя литературы — Преподавание в начальных классах — Преподавание — Образование, воспитание и обучение

Как запомнить и быстро выучить стихи

Как выучить стих быстро и правильно?

Учить стихотворения – не всегда самое любимое занятие для школьников. Но, зная некоторые правила, вы сможете даже в рекордно короткое время выучить довольно большое поэтическое произведение.

Как правильно учить стихи

Рассмотрим для начала, как правильно следует учить стихи.

Предлагаемый способ считается классическим и позволяет запоминать стихотворения надолго, что непременно пригодится в дальнейшем, например, при написании сочинения.

1. Учить стихотворение следует начать заранее, когда в запасе есть дня 2-3.

2. Для начала прочитайте все стихотворение вслух и желательно не один раз.

3. Мысленно нарисуйте себе картину описываемых в произведении событий. В любом стихотворении, даже в описании пейзажа, есть сюжет. Если есть способности к рисованию, можно даже набросать эскиз.

4. Выделите главных героев стихотворения, проникнетесь теми чувствами, которые старается передать поэт.

5. Перепишите стихотворение. Так вы задействуете еще один вид памяти.

6. Прочитайте стихотворение еще раз вслух, но медленно, мысленно представляя себе героев и события и акцентируя внимания на словах, их форме и времени.

7. Теперь переходим непосредственно к заучиванию. Читаете первую строчку несколько раз и запоминаете. Потом к первой добавляете вторую строку. Запоминаете уже две. Так, постепенно, заучиваете все стихотворение, каждый раз добавляя по одной строке.

8. Напишите шпаргалку, в которой будут обозначены первые слова каждой строфы.

Как выучить стих быстро наизусть

Бывает, что требуется срочно выучить стихотворение. Конечно, за 5 минут вы его не осилите, если память не натренирована. Но за относительно короткий промежуток времени запомнить несколько рифмованных строк не сложно.

Советы:

1. Задействуйте сразу все виды памяти. Прочитайте стихотворение несколько раз вслух, перепишите его, запишите на диктофон и слушайте, пока не надоест. Этот прием работает, если нужно заучить и стихотворение на английском, смысл которого вы не улавливаете.

2. Разбейте стих на циклы по две строки и запоминайте их поочередно.

3. Повторяйте запомненные строки через короткие промежутки времени. Не важно, если вы пропустите несколько строк. Восстановите пробелы позже, прочитав стих еще раз. И продолжайте эти действия, пока не выучите все стихотворение.

Как выучить очень большое стихотворение

  • — Любые стихотворения, а тем более объемные, лучше учить перед сном. Прочитайте стихотворение вслух перед сном несколько раз. Чем больше, тем лучше.

  •  

  • — Выпишите первые слова каждой строки. Теперь попробуйте рассказать стихотворение. Постепенно убирайте слова-подсказки. Например, сначала оставьте только первые слова каждой второй строки, затем – каждой четвертой и так далее.

  •  

  • — Учите вслух! Не шепотом, не про себя, не бормоча, а именно вслух, громко и сразу с выражением.

  •  

  • — Многим помогает, если стихотворения заучивать, читая их как рэп – речитативом. Можно и биксов добавить, чтобы уловить ритм поэтической сроки. Единственная опасность – есть риск перейти на речитатив, когда вы рассказываете стих перед учителем.

Самые распространенные ошибки

  • — Никогда не старайтесь запомнить все стихотворение сразу. Лучше разбивать стих построчно, и повторять, каждый раз добавляя по строке. Метод «снежного кома» – очень действенный.

  •  

  • — А вот читать стихотворение перед заучиванием следует полностью, иначе потеряется связь между строфами.

  •  

  • — Не напрягайтесь и не пытайтесь вспомнить забытое слово или строку самостоятельно. Подобные паузы мешают. Сразу подсмотрите, чтобы не прерывать декламирование.

И самый главный совет – тренируйте память. Чем больше стихов вы знаете, тем легче запоминать новые.

Как учить с ребенком стихи

Искусство учиться

Как учить с ребенком стихи

25 октября 2018 33 322 просмотра


Олеся Ахмеджанова

«Опять стихи задали, — делится со мной мама школьника. — Чувствую, будем учить всей семьей». Странное дело: многие дети хорошо учатся и любят читать, но стихи им не даются. На два четверостишия уходит день-два, а то и три. Рассказываем, как быстро и безболезненно учить стихи, используя лишь одно средство — воображение.

Итак, нам нужен стих. Возьмем что-нибудь популярное. Например, произведение Александра Сергеевича Пушкина из поэмы «Руслан и Людмила»:

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Мы наверняка помним его наизусть до сих пор.

Но как же выучить «У Лукоморья» с ребенком? Вот несколько приемов, которые помогут запоминать стихи быстрее.

Рисовать

Виктория Тараканова — педагог, психолог, специалист по эйдетике (методике развития образной и ассоциативной памяти через специальные упражнения), автор развивающего набора «Азбука. Живые буквы» — советует.

Самое простое и очень эффективное — заучивание стихов с помощью ассоциативных рисунков. Причем для малышей до 4-5 лет рисунки рисуют, а чаще и сами ассоциации придумывают взрослые. Начиная с 4-5-летнего возраста дети сами способны подобрать ассоциацию и нарисовать ее. Ассоциации поначалу подбираются практически к каждому слову стихотворения. Позже их количество можно уменьшать, рисуя одну картинку-ассоциацию к целому четверостишию.

С нашим стихотворением проделать такой трюк проще простого:

  1. Распечатайте стих.
  2. Прочтите его вслух.
  3. Поначалу зарисовывайте строчку целиком. Не обходите стороной предлоги — их дети чаще всего путают или забывают.

Я попробовала нарисовать четверостишие сама. Лукоморье выглядит как лук у моря.

  1. Пусть малыш прочитает стих, глядя на картинки.
  2. Затем — расскажет стих, не подглядывая в текст и используя только картинки.

Помогайте ребенку: что-то можете нарисовать вы, что-то — он сам. Здесь вовсе не нужен талант художника.

Картинки должны быть понятны — это единственный критерий мастерства.

Когда ребенок станет быстрее запоминать стихи, выбирайте только ключевые слова. Например: дуб, цепь, кот, кругом. Некоторым проще рисовать целые картины, где виден и кот, и цепь, и русалка на ветвях. Пробуйте разные способы, чтобы понять, какой из них подходит вашему ребенку.


Источник

Расставлять

Одним из самых проверенных временем способ запомнить информацию — метод Цицерона. Его называют по-разному: метод комнаты или создание локаций. Смысл в том, чтобы выбрать место, например, комнату ребенка, кухню, гостиную (что больше нравится), и расставлять там кодовые слова.

Как работать со стихотворением:

  • Прочтите его в быстром темпе 5–6 раз.
  • Выберите в каждой строчке образы: дуб, кота, цепь, круг (кругом).
  • Расставьте их по местам в том порядке, как идут строчки в стихотворении. Обязательно по часовой стрелке. Один образ — одно место.

Можно использовать первые слова каждой строчки — как легче ребенку. Приведем пример с Лукоморьем.

У лукоморья дуб зелёный. Посмотрите на подоконник и представьте, что из него растет огромный зеленый дуб.

Златая цепь на дубе том. К примеру, рядом стоит тумбочка. А по ней ползет толстая цепь.

И днём и ночью кот учёный. Ну тут совсем просто. Видите стол? Пусть за ним сидит кот и учится — читает много-много книг.

Всё ходит по цепи кругом. Сделаем кодовым словом «кругом» и представим, что на полу нарисован мелом гигантский круг.

  • Пусть малыш попробует, подглядывая в текст, рассказать стихотворение пару раз.
  • Дайте ему отдохнуть некоторое время. А затем попросите его пересказать стих снова.
  • Если ребенок забыл одну или две строчки, не страшно. Подберите образ для каждого забытого слова и разместите его на той локации, где уже расположен первый образ этой строки.

Например, малыш хорошо запомнил слово «цепь», но забыл строчку:

Златая цепь на дубе том

Наша цепь ползла по тумбочке. Представим, что тумбочка вдруг стала златая — из золота. Золотые ручки, ножки, дверки — всё-всё. По ней ползет цепочка. И для пущей верности рядом вырастает ещё один малюсенький дуб.

Придумать ассоциации

Заметили, как мы подбирали визуальные образы? Кот у нас читал, цепь ползла, тумбочка вся переливалась золотом. Все они — необычные, забавные, несуразные. Чем ярче образ, тем проще его запомнить. Но не все дети (да и взрослые тоже) могут представить красочную картинку. Чтобы научиться этому, используйте 4 простых правила. Выбирайте любое.

  1. Правило замены. Представьте один предмет на месте другого. Например, не кот у Лукоморья гуляет по цепи кругом, а дуб гуляет вокруг кота.
  2. Нарушение пропорций. Представьте предмет удивительно большим. Гигантский, не помещающийся в дом и возвышающийся до неба дуб.
  3. Преувеличение. Вообразите не одного, а тысячи котов!
  4. Вводите действие. Предмет, человек, животное не могут просто идти или лежать. Они должны непременно что-то делать: действие лучше запоминается. Пусть кто-то машет крыльями, падает, прыгает, обедает, бежит или танцует.

У детей воображение работает в разы лучше, чем у взрослых. Очень скоро визуализация войдет в привычку.


Почему бы не представить ученого кота таким? — Источник

Эти методы работают не только со стихами. С помощью них можно запоминать слова, списки, цифры, тексты. Советуем также присоединиться к ребенку и тоже что-нибудь позапоминать забавы ради. Вы удивитесь, как быстро неподъемная задача что-то учить превратится в увлекательное и веселое времяпрепровождение.

По материалам книг «Как запоминать почти всё и всегда», «Помнить всё», «Развитие памяти».

Обложка поста отсюда

Как (и зачем) помогать маленьким детям запоминать стихи

ByJenae

Гостевой пост Чарити Хокинс из The Homeschool Experiment: A Novel


Когда ваши дети запоминают стихи, вы знаете, что они изучают словарный запас, правописание, навыки чтения и грамматику. Все, что они знают, это то, что это весело.

В частной начальной школе, которую я посещал, требовалось заучивать двадцать стихотворений каждый год с первого по шестой классы. Какой замечательный способ научить чтению и грамматике! Я думаю, что богатая литературная среда этой школы была частью того, что помогло мне полюбить красивое письмо. Я хочу сделать то же самое для своих детей.

Вот как мы это делаем дома.

1. Повесьте стихотворение на стену.  Раньше я приклеивал его на стену. Теперь я пользуюсь буфером обмена, потому что его проще отключить, и я могу снять его со стены, чтобы раздать другим, если это необходимо.

2. Произносите стихотворение вместе с детьми несколько раз в неделю. Обычно мы читаем ее вместе за едой, когда я вешаю ее в первый раз. Потом я забываю об этом на неделю, потом мы снова говорим и так далее.

Иногда дети меня проверяют, что им очень нравится, особенно когда я ошибаюсь, и они меня поправляют. Потом они хотят, чтобы я их проверил.

  3. К концу месяца они, вероятно, узнают об этом. Если они еще этого не знают, я могу оставить это на несколько дополнительных дней или недель и попытаться поработать над этим еще. Я не требую от них идеального чтения. Я просто хочу, чтобы они погрузились в богатство слов.

Обычно они могут это сказать.

 

Вот метод:  Наклейте стихотворение на стену. Ваши дети учатся этому. Удивительно, как много всего просто впитывается. Если бы вы захотели, вы могли бы записать для них на пленку, как вы читаете стихи, и они бы впитывались еще быстрее. Но если нет, и если вы едва вспомните, как прочитать с ними стихотворение, они все равно узнают очень много.

В этом году я преподаю урок рисования и поэзии в нашем кооперативе домашнего обучения, поэтому мне нужно было составить наш годовой список заранее. Если вы не знаете, с чего начать, можете воспользоваться этим списком.

Наши стихи на этот год (6-летняя дочь и 8-летний сын, а также 3-летний ребенок собирают все, что с ним случается)
(Я бы сказал, что дети в возрасте от четырех лет и старше могут сделать это довольно легко. Если они младше или у вас проблемы, начните только с первых строф. О, и с младшими детьми мы добавляем движения.

)

Август — Друзья, Дороти Алдис
Сентябрь — Дни босиком, Рэйчел Филд
Октябрь — Винкен, Блинкен и Нод ( частичное) ; Юджин Филд
ноября — Пришли пилигримы, Аннет Винн 900:16 Декабрь — Бог дал мне глаза, Олив Берт
Январь — Остановка у леса (частично), Роберт Фрост – Little Things, Ebenezer Cobham Brewer

Word Format (чтобы вы могли что-то изменить, если хотите)
PDF Format

И помните, если вам нравится эта идея, но сейчас вы перегружены жизнью, просто помните об этом на будущее годы. Всегда есть еще один год.

Какое ваше любимое стихотворение детства? Вы учите стихи со своими детьми?

 

Гостевой пост Чарити Хокинс, автора книги

The Homeschool Experiment: роман . Вы можете узнать больше о книге и прочитать первые три главы на сайте www.TheHomeschoolExperiment.com/order.

 

Как запомнить то, что вы читали

Почему некоторым людям кажется, что они способны прочитать книгу один раз и запомнить каждую ее деталь на всю жизнь, в то время как другие с трудом могут вспомнить даже название через несколько дней после того, как отложили книгу?

Ответ прост, но не прост.

Это не то, что они читают. Это , как они читают . Хорошие привычки чтения не только помогут вам читать больше , но и помогут вам читать лучше .

«Я не могу вспомнить ни прочитанных книг, ни еды, которую я ел; тем не менее, они сделали меня».

— Ральф Уолдо Эмерсон

Active Vs. Пассивные читатели

Пассивные читатели забывают информацию почти так же быстро, как и читают. Активные читатели, с другой стороны, сохраняют большую часть прочитанного. Еще одно различие между этими двумя типами читателей заключается в том, как количество прочитанного влияет на них по-разному. Пассивные читатели, которые много читают, ненамного опережают пассивных читателей, которые читают мало. Однако если вы активный читатель, все обстоит иначе.

Чем больше читают активные читатели, тем лучше они становятся. Они создают решетку ментальных моделей, на которую можно навешивать идеи, еще больше увеличивая их запоминание. Активные читатели учатся отличать хорошие аргументы и структуры от плохих. Активные читатели принимают более взвешенные решения, потому что они знают, как заставить мир сделать за них основную часть работы. Активные читатели избегают проблем. У активных читателей есть еще одно преимущество: Чем больше они читают, тем быстрее они читают.

Вспомните книги, которые вы изучали в школе. Несмотря на прошедшее время, большинство из нас многое о них помнит. Даже если детали размыты, мы, несомненно, можем вспомнить основные сюжеты, главных героев, примечательные темы и мотивы. Почему? Ну, во-первых, мы не просто пассивно читали эти книги. Мы активно читали их вместе с обсуждениями в классе, где мы по очереди читали части вслух, разыгрывали сцены или, возможно, даже смотрели экранизации. Независимо от того, сколько времени прошло с тех пор, как мы ступали в классную комнату, мы все, вероятно, помним Скотный двор.

Эффективные привычки к чтению

Разумным подходом является наличие продуманной стратегии, направленной на то, чтобы стать лучше во всем, на что мы тратим много времени. Хотя мы можем тратить много времени на чтение и потребление информации, лишь немногие из нас сознательно улучшают эффективность нашего чтения.

Чтобы получить максимальную отдачу от каждой прочитанной книги , крайне важно иметь план записи, анализа и воплощения в жизнь выводов, которые мы делаем на основе информации, которую мы потребляем . В этой статье мы покажем вам, как извлечь максимальную пользу из каждой прочитанной вами страницы.

Во-первых, давайте проясним некоторые распространенные заблуждения о чтении. Вот что я знаю:

  • Качество важнее количества. Если вы читаете всего одну книгу в неделю, но полностью цените и усваиваете ее, вы будете намного лучше, чем тот, кто просматривает половину библиотеки, не уделяя особого внимания.
  • Скорочтение — это чушь собачья. Единственный способ читать быстрее — это читать больше.
  • Услуги сводки книг упускают главное . Многие компании берут смехотворные цены за доступ к резюме, написанному каким-то 22-летним парнем с нулевым опытом в предмете книги. Это упускает из виду не только смысл чтения, но и то, как мы учимся.
  • Модные приложения и инструменты не нужны. Блокнот, каталожные карточки и ручка вполне подойдут. (Для тех из вас, кому нужен простой онлайн-инструмент с возможностью поиска, ответом будет Evernote.)
  • Не читайте то, что нам скучно.
  • Завершение книги необязательно. Вы должны начать много книг и закончить лишь несколько из них.

«Каждый раз, когда я читал великую книгу, мне казалось, что я читаю что-то вроде карты, карты сокровищ, и сокровище, к которому меня направляют, на самом деле было мной. Но каждая карта была неполной, и я мог найти сокровище только в том случае, если прочитал все книги, поэтому процесс поиска своего лучшего «я» был бесконечным поиском. И сами книги как бы отражали эту идею. Вот почему сюжет любой книги можно свести к фразе «кто-то что-то ищет».

— Мэтт Хейг, Причины остаться в живых

Во многом успех чтения сводится к подготовке. То, что вы делаете перед чтением, имеет гораздо большее значение, чем вы думаете.

Фильтруйте свое чтение

При выборе книг не существует правил. Нам не нужно читать бестселлеры, классику или книги, которыми все остальные восхищаются. На самом деле, есть преимущество, которое можно получить, читая то, что другие люди не читают. Это не школа, и обязательных списков для чтения нет. Сосредоточьтесь на сочетании книг, которые: (1) выдержат испытание временем; (2) вызвать у вас интерес; или (3) резонировать с вашей текущей ситуацией.

Чем интереснее и актуальнее мы находим книгу, тем больше шансов, что мы вспомним ее содержание в будущем.

Для старых книг или тех, которые были переведены, проверьте, какая версия считается лучшей. Например, перевод Хейса «Размышлений Марка Аврелия» считается наиболее верным оригинальному тексту, но при этом имеет современный (доступный) вид.

Получить некоторый контекст

Для начала неплохо провести предварительное исследование книги. Некоторые книги – например, Конфедерация болванов и The Palm Wine Drinkard — имеют совершенно другое значение, если мы немного узнаем о жизни автора.

Для старых книг постарайтесь понять исторический контекст. Для книг, написанных в незнакомой стране, постарайтесь понять культурный контекст. Вот несколько полезных вопросов:

  • Почему автор написал это? (У них была повестка дня?)
  • Какова их предыстория?
  • Что еще они написали?
  • Где это было написано?
  • Какой была политическая, экономическая и культурная ситуация на момент написания?
  • Была ли книга переведена или переиздана?
  • Произошли ли какие-либо важные события — война, экономическая депрессия, смена руководства, появление новых технологий — во время написания книги?

Знай, почему

Для чего ты читаешь эту книгу? Развлечение? Чтобы понять что-то или кого-то, кого вы не знаете? Чтобы стать лучше в своей работе? Чтобы улучшить свое здоровье? Чтобы научиться навыку? Помочь построить бизнес?

Вы должны иметь некоторое представление о том, что вы хотите получить от книги. Вы не просто хотите собирать бесконечное количество бесполезной информации. Это никогда не приживется.

Интеллектуальный беглый просмотр

Прежде чем начать читать книгу (особенно научную), просмотрите предметный указатель, оглавление, предисловие и внутреннюю часть обложки, чтобы получить представление о предмете. (Эта статья о том, как читать книгу, является блестящим введением в беглый просмотр.) Библиография также может указывать на тон книги. Лучшие авторы часто читают сотни книг для каждой написанной ими книги, поэтому хорошо проработанная книга должна иметь библиографию, полную интересных текстов. После прочтения книги просмотрите библиографию и отметьте книги, которые хотите прочитать в следующий раз.

Сопоставьте книгу с вашим окружением

Хотя это не всегда практично, сопоставление книг с нашим местоположением и обстоятельствами может быть эффективным. Книги будут иметь больший резонанс, поскольку они станут частью опыта, а не просто дополнением к нему.

При выборе книг взгляните на свою ситуацию и определитесь с жанрами или авторами, которые могут помочь вам преодолеть любые текущие трудности. Каким бы ни было ваше положение, кто-то был в одном и том же месте. Кто-то испытал те же чувства и подумал о тех же мыслях и написал об этом. Вы должны найти эту книгу.

Например:

  • Путешествуете или отдыхаете? Сопоставьте свою книгу с местоположением — Джек Керуак или Джон Мьюир для Америки; Макиавелли для Италии; « эссе » Монтеня, Эрнеста Хемингуэя или Жоржа Перека для Франции; и так далее. Особо никуда не идешь? Почитайте Владимира Набокова или Генри Торо.
  • Справиться с горем? Прочтите Когда дыхание становится воздухом Пола Каланити, Факел Шерил Стрэйд , или что-нибудь Тара Брач.
  • Кризис по поводу собственной смертности? (Это случается со всеми нами.) Прочтите «» Сенеки «О краткости жизни » или «» Теодора Зельдина «Скрытые удовольствия жизни».
  • Как справиться с невзгодами? Потерять работу? Прочтите « Медитации » Марка Аврелия или « Препятствие — это путь» Райана Холидея.
  • Недовольны своей работой? Чтение Стержень Сета Година, Мастерство Роберта Грина или В поисках потока Михая Чиксентмихайи.

Если бы я был доктором, я бы прописывал книги. Они могут быть такими же сильными, как наркотики.

Вспоминая прочитанное

Вы запомните больше прочитанного, если во время чтения будете делать следующие семь вещей.

Делайте заметки

Создание заметок является важной основой для отражения и объединения прочитанного в уме.

Лучшая техника ведения заметок — та, которая работает для вас и которой легко придерживаться. Хотя в Интернете есть сотни систем, вам нужно взять одну из них и адаптировать ее, пока у вас не будет собственной системы. Некоторые люди предпочитают делать заметки на каталожных карточках или в обычном блокноте; другие предпочитают цифровую систему. Заметки особенно полезны, если вы пишете на регулярной основе, хотя каждый (не только писатели) может получить пользу от их создания.

Начните с краткого изложения каждой главы и расшифровки всех значимых отрывков или фраз. Если вы не знаете, как упростить свои мысли, представьте, что кто-то только что похлопал вас по плечу и попросил объяснить главу, которую вы только что закончили читать. Они никогда не читали эту книгу и не имеют никакого представления о предмете. Как бы вы объяснили это им?

В книге «Три секрета, которые помогают мне писать и думать» Роберт Грин описывает свой процесс ведения заметок следующим образом:

Когда я читаю книгу, я ищу основные элементы в работе, которые можно использовать для создания стратегий и историй, которые появляются в моих книгах. Когда я читаю книгу, я подчеркиваю важные отрывки и разделы и делаю примечания… сбоку.

После того, как я закончу читать, я часто откладываю его на неделю и глубоко обдумываю уроки и ключевые истории, которые можно было бы использовать в моем книжном проекте. Затем я возвращаюсь и помещаю эти важные разделы на карточки для заметок.

Дэвид Фостер Уоллес рекомендует похожую форму активного чтения (дополнительную информацию см. в Quack This Way: David Foster Wallace & Bryan A. Garner Talk Language and Writing):

Не просто много читать, но и обращать внимание на как предложения составлены, предложения соединены, как предложения идут, чтобы составить абзац. Упражнения такие же тупоголовые, как вы берете книгу, которая вам действительно нравится, вы читаете ее страницу три-четыре раза, откладываете ее, а затем пытаетесь имитировать ее слово в слово, чтобы вы могли почувствовать, как ваши собственные мышцы пытаются достичь некоторых из них. эффекты, которые произвела страница с понравившимся текстом. Если вы похожи на меня, именно в вашей неспособности воспроизвести это вы действительно узнаете, что происходит. Звучит очень, очень глупо, но на самом деле вы можете прочитать страницу текста, верно? И «О, это было довольно хорошо…», но вы не почувствуете бесконечность выбора, сделанного в этом тексте, пока не начнете пытаться воспроизвести его.

Когда вы читаете книгу, напишите краткое содержание главы прямо в конце главы. Если ваш сеанс чтения закончился, это поможет обобщить то, что вы только что прочитали. Когда вы возьмете книгу завтра, начните с чтения двух предыдущих глав, чтобы лучше понять, где вы находитесь в книге.

Сосредоточьтесь

Решите, что во время чтения вы будете сосредоточены на книге и ни на чем другом. Никаких быстрых проверок Twitter. Никаких электронных писем. Нет мобильного телефона. Нет телевизора. Не глядя в воздух. Чтобы понять и усвоить книгу, требуется глубокая концентрация, особенно если предмет насыщенный или сложный. Помните, мы стремимся к активному чтению. Активное чтение требует сосредоточенности и способности взаимодействовать с автором.

Говоря о временах до появления Интернета, Николас Карр пишет в «Отмели»: «В тихих местах, открытых длительным чтением книги без отвлечения, люди создавали свои собственные ассоциации, делали свои собственные выводы и аналогии, взращивали свои собственные идеи. Они глубоко думали, когда глубоко читали».

Если вы изо всех сил пытаетесь сосредоточиться на особенно сложной или длинной книге, решите читать всего 25 страниц в день. Чтобы откусить сложный текст, требуется всего несколько минут. На то, чтобы закончить длинную книгу таким образом, могут уйти месяцы, но, по крайней мере, вы прочитаете ее, не переутомившись и не заскучив.

Делайте пометки в книге

Большинство из нас в детстве учили относиться к книгам как к чему-то священному – никогда не загибать уголки страниц и не писать на полях. Однако, если вы хотите запомнить прочитанное, забудьте о сохранении чистоты книг. Я провел много времени, помогая своим детям отучить правило, согласно которому книги не должны быть написаны на маргиналиях. Чем больше вы пишете, тем активнее будет ваш ум во время чтения.

Записывайте связи и второстепенные мысли, подчеркивайте ключевые моменты и заведите привычку строить диалог с автором. Некоторые люди рекомендуют сделать свой собственный индекс ключевых страниц или использовать сокращения (например, Мария Попова из Brain Pickings пишет «BL» рядом с любым красивым языком).

Первый раз, когда вы пишете книгу, это может нервировать, но в долгосрочной перспективе это приводит к глубокому пониманию и ощущению связи с автором.

Билли Коллинз написал прекрасное стихотворение о радостях маргиналии: «Мы все ухватились за белый периметр как за свое / И потянулись к ручке, только чтобы показать / мы не просто бездельничали в кресле, перелистывая страницы; / мы мысль на обочину вдавили / посадили отпечаток по краю. /… «Прошу прощения за пятна от яичного салата, но я влюблен».

Создание ярких мысленных картинок

Создание ярких мысленных картинок — один из наиболее эффективных методов запоминания чего бы то ни было, не в последнюю очередь того, что мы читаем. Когда вы столкнетесь с важным отрывком или концепцией, сделайте паузу и визуализируйте ее. Сделайте изображение максимально заметным и отличительным.

Книги не существуют в вакууме. Каждое понятие или факт можно связать с бесчисленным множеством других . Попытки сформировать собственные ссылки — плодотворный способ лучше запомнить прочитанное.

Николас Карр пишет в «Отмели»:

Связь между читателем книг и писателем всегда была тесной симбиотической, средством интеллектуального и художественного взаимообогащения. Слова писателя действуют как катализатор в сознании читателя, вызывая новые озарения, ассоциации и восприятия, иногда даже прозрения. И само существование внимательного, критического читателя дает толчок творчеству писателя. Это дает автору уверенность в том, что он исследует новые формы выражения, прокладывает трудные и требовательные пути мысли, отваживается на неизведанные, а иногда и опасные территории.

Помните о ментальных моделях

Ментальные модели позволяют нам лучше понимать и синтезировать книги. Вот некоторые из ключевых способов их использования:

  • Предвзятость подтверждения: Какие части этой книги я игнорирую? Подтверждает ли эта книга мое мнение? (Хорошо, но действительно ли это подтверждает ваши убеждения или вы просто видите то, что хотите видеть? Если вы не можете вспомнить ни одного пункта в книге, с которым вы не согласны, предвзятость подтверждения, возможно, искажает ваши рассуждения. )
  • Байесовское обновление: Какое мнение я должен изменить в свете этой книги? Как я могу обновить свое мировоззрение, используя содержащуюся в нем информацию? Вспомните слова Джона Мейнарда Кейнса: «Когда факты меняются, я меняю свое мнение. Чем вы занимаетесь, сэр?
  • Принцип Парето: Какие части этой книги наиболее важны и содержат больше всего информации? Если бы мне пришлось вырезать 99% слов из этой книги, что бы я оставил? Многим авторам приходится набирать определенное количество слов или страниц, в результате чего страницы (или даже целые главы) содержат лишнее и отступы. Даже лучшие научно-популярные книги часто длиннее, чем необходимо для передачи их идей. (Обратите внимание, что принцип Парето менее применим к художественным книгам.)
  • Кредитное плечо: Как я могу использовать уроки из этой книги, чтобы получить непропорциональное преимущество? Могу ли я использовать эти новые знания ощутимым образом?
  • Стимулы: Что движет персонажами или автором? Что они ищут? Какова их цель? Вот как Курт Воннегут описал важность стимулов в книгах: «Когда я преподавал творческое письмо, я говорил студентам, чтобы их персонажи сразу же чего-то захотели — даже если это всего лишь стакан воды. Героям, парализованным бессмысленностью современной жизни, все же время от времени приходится пить воду».
  • Смещение доступности: Влияют ли книги, которые я недавно прочитал, на то, как я воспринимаю эту? Как мой неотерический опыт влияет на мое чтение? Не придаю ли я чрезмерного значения частям этой книги, потому что они бросаются в глаза и запоминаются?
  • Склонность к стереотипам: Я бессознательно отношу автора, персонажей или книгу в целом к ​​определенной категории? Или автор стереотипирует своих персонажей? Помните, что хороших стереотипов не существует.
  • Социальное доказательство: Как социальное доказательство — количество проданных копий, статус бестселлера, мнения других — влияет на мое восприятие этой книги? Использует ли автор социальное доказательство, чтобы манипулировать читателями? Авторы нередко покупают себе место в списках бестселлеров, предоставляя социальное доказательство, которое затем приводит к значительным продажам. В результате посредственные книги могут стать популярными. Это классический случай, когда у императора нет одежды, на что умные читатели должны обратить внимание.
  • Инстинкт повествования: Автор искажает реальные события, чтобы сформировать связное повествование? Это часто встречается в биографиях, мемуарах и исторических текстах. В книге «Ценность повествования в представлении реальности» Хейден Уайт объясняет нашу склонность превращать историю в нарратив: «Настолько естественен импульс повествования, настолько неизбежна форма повествования для любого отчета о том, как все происходило на самом деле. , что нарративность могла казаться проблематичной только в культуре, в которой она отсутствовала… нарратив — это метакод, человеческая универсалия… Нарратив становится проблемой только тогда, когда мы хотим придать реальным событиям форму рассказа… Эта ценность, придаваемая нарративности в репрезентация реальных событий возникает из стремления к тому, чтобы реальные события отображали связность, целостность, полноту и замкнутость образа жизни, который есть и может быть только воображаемым. Представление о том, что последовательности реальных событий обладают формальными атрибутами историй, которые мы рассказываем о воображаемых событиях, могло иметь своим источником только желания, мечты, мечты. Действительно ли мир представляется восприятию в виде хорошо сделанных историй с центральными сюжетами, правильными началами, серединами и концами и связностью, которая позволяет нам видеть «конец» в каждом начале? Или оно предстает скорее в тех формах, которые предполагают анналы и хроники, либо как простая последовательность без начала и конца, либо как последовательность начал, которые только заканчиваются и никогда не заканчиваются? И действительно ли мир, даже социальный мир, приходит к нам как уже нарративизированный, уже «говорящий сам» из-за горизонта нашей способности придать ему научный смысл? Или фикция такого мира, мира, способного говорить о себе и проявлять себя в форме рассказа, необходима для установления того морального авторитета, без которого было бы немыслимо понятие специфически социальной реальности?»
  • Систематическая ошибка выжившего: Является ли эта (документальная) книга отражением реальности или автор не учитывает базовые показатели? Предвзятость выжившего широко распространена в книгах о бизнесе, самопомощи и биографических книгах. Конкретный случай успешного человека или бизнеса может считаться правилом, а не исключением.
  • Полезность: Если книга предлагает совет, имеет ли она практическое применение? В какой момент начинается убывающая отдача?

Остановись, когда скучно

Как правило, люди, которые любят читать, никогда не дочитывают дрянную книгу.

Как писал однажды Шопенгауэр, «никогда нельзя читать слишком мало плохих или слишком много хороших книг: плохие книги — интеллектуальный яд; они разрушают разум». Жизнь слишком коротка, чтобы закончить плохую книгу.

Нэнси Перл защищает Правило 50. Это влечет за собой чтение первых 50 страниц книги, а затем решение, стоит ли ее закончить. У правила 50 есть интересная особенность: когда вам исполнится 50 лет, вычтите свой возраст из 100 и прочитайте столько же страниц. Перл пишет:

И если внизу страницы 50 все, что вас действительно интересует, это кто на ком женится или кто убийца, тогда откройте последнюю страницу и узнайте. Если его нет на последней странице, откройте предпоследнюю или предпоследнюю страницу, или как бы далеко вы ни зашли, чтобы узнать то, что вы хотите узнать… Когда вам 51 год или больше, вычтите свой возраст из 100. , а полученное число (которое, конечно, с каждым годом становится меньше) — это количество страниц, которые вы должны прочитать, прежде чем сможете без вины отказаться от книги… Когда вам исполняется 100 лет, вы уполномочены (согласно Правилу 50) судить о книге по обложке.

Нассим Талеб также подчеркивает важность того, чтобы никогда не заканчивать некачественную книгу:

В ту минуту, когда мне надоедала книга или предмет, я переходил к другому вместо того, чтобы вообще отказаться от чтения — когда вы ограничены школьный материал, и вам становится скучно, у вас есть склонность сдаваться и ничего не делать или прогуливаться из-за разочарования… Хитрость заключается в том, чтобы вам наскучила конкретная книга, а не сам процесс чтения. Таким образом, количество поглощенных страниц может расти быстрее, чем в противном случае. И вы находите золото, так сказать, без особых усилий, как и в рациональном, но ненаправленном исследовании, основанном на пробах и ошибках.

«Вещи, которые вы ищете, Монтэг, существуют в мире, но обычный человек может увидеть девяносто девять процентов из них только в книге».

— Рэй Брэдбери, Фаренгейт 451

Процесс обучения

Большинство людей думают, что потребление информации — это то же самое, что и изучение информации. Никакая идея не может быть дальше от истины.

Основной процесс обучения состоит из размышлений и обратной связи. Мы усваиваем идеи, полученные благодаря опыту — нашему или чужому, — которые остаются неоспоримыми, если мы не уделяем время их осмыслению. Если вы что-то читаете и у вас нет времени подумать о прочитанном, ваши выводы будут шаткими.

Одна из причин, по которой мы читаем книги, заключается в том, что они предлагают богатое разнообразие деталей, позволяющих нам увидеть мир как автора и отправиться в путешествие по мере того, как они устанавливают связи и размышляют. Это позволяет нашему мозгу изучать не только абстракции автора, но и узнавать, когда эти абстракции, скорее всего, сработают, а когда нет (благодаря огромному количеству деталей).

Применяйте то, что вы узнали

Итак, вы прочитали книгу. Что теперь? Как вы можете использовать полученные знания? Не уходите со смутным чувством «о да, я должен полностью делать то, что говорит этот автор». Потратьте время, чтобы составить план и решить, как реализовать ключевые уроки из книги.

Одного чтения недостаточно. Мы должны контекстуализировать знания. Когда это работает? Когда это не работает? Где я могу его применить? Каковы ключевые переменные? Список можно продолжить. Если вы можете взять что-то из прочитанного и немедленно применить, это укрепит знания и добавит контекст и смысл.

Метод Фейнмана

Метод Фейнмана назван в честь лауреата Нобелевской премии по физике Ричарда Фейнмана. Вы можете думать об этом как об алгоритме гарантированного обучения. Всего четыре простых шага: выберите концепцию; научите этому малыша; выявить пробелы и вернуться к исходному материалу; и пересмотрите и упростите.

Обучение других — это эффективный способ закрепить информацию в своем уме. Это часть техники Фейнмана.

После завершения книги возьмите ближайшего (желающего) человека и расскажите ему о том, что вы узнали. Вам придется убрать или объяснить жаргон, описать, почему эта информация имеет значение, и пройтись по логике автора. Звучит просто. После того, как вы попробуете это в первый раз, вы поймете, что это не так просто.

Если рядом нет интересующихся, попробуйте поговорить сами с собой. Это то, что я делаю … но, возможно, я сумасшедший.

А если это не сработает, напишите отзыв на Amazon или Goodreads, опубликуйте об этом на Reddit или где-нибудь еще, где люди могут быть заинтересованы.

Одним из преимуществ нашей виртуальной группы чтения является то, что люди вынуждены думать о том, что они изучают. Мы еженедельно задаем вопросы по назначенному чтению, и ответы разнообразны и вдумчивы. Жаргон уходит, и люди устраняют белые пятна. Это невероятно смотреть. В результате, прочитав вместе с нами книгу, люди говорят: «Я запомнил гораздо больше, чем мог бы, если бы делал это самостоятельно».

Еще Шопенгауэр сказал: «Когда мы читаем, другой человек думает за нас: мы просто повторяем его мыслительный процесс». Чтобы избежать этого, вам нужно подумать о своих взглядах и посмотреть, насколько они противостоят обратной связи.

Сделайте ваши заметки доступными для поиска

Существует бесконечное количество способов организации ваших заметок — по книгам, по авторам, по темам, по времени чтения. Неважно, какую систему вы используете, если вы сможете найти заметки в будущем.

Наличие каталога всего, что вы узнаете из чтения, создает бесценный ресурс, к которому можно обращаться, когда вам нужна идея, вдохновение или желание подтвердить мысль. С годами вы создадите банк мудрости, к которому можно будет обращаться во времена кризиса, неопределенности или нужды. Трудно передать, насколько ценным это может оказаться.

Как писал генерал Мэттис: «Благодаря тому, что я читал, я никогда не был застигнут врасплох какой-либо ситуацией, никогда не терялся в догадках о том, как раньше решалась какая-либо проблема (успешно или безуспешно). Это не дает мне ответов на все вопросы, но освещает то, что часто бывает темным путем впереди».

Варианты каталогизации ваших заметок включают:

  • Коробка учетных карточек, идеально упорядоченных по темам, авторам или времени чтения. Каталожные карточки можно перемещать.
  • Обычная книга (опять же, идеально организованная по теме, автору или времени чтения).
  • Цифровая система, такая как Evernote, OneNote или старый добрый Microsoft Word. Дополнительным преимуществом цифровых систем является возможность поиска, что может сэкономить много времени, если вы регулярно обращаетесь к своим заметкам.

Запланируйте время, чтобы прочитать и просмотреть эти заметки.

Перечитать (при необходимости)

Великие книги нужно читать не один раз. Хотя перечитывание их может показаться пустой тратой времени, потому что есть так много других книг, которые нужно прочитать, это неправильное понимание процесса обучения. Лучшее время, чтобы начать перечитывать хорошую книгу, — сразу после прочтения. Цель не в том, чтобы прочитать как можно больше книг; Я пробовал это, и это не работает. Цель состоит в том, чтобы обрести как можно больше мудрости.

Перечитывание хороших книг имеет огромное значение, если мы хотим сформировать длительные воспоминания об их содержании. Повторение имеет решающее значение для создания воспоминаний. Как писал Сенека: «Вы должны продлевать свое пребывание среди писателей, гениальность которых не вызывает сомнений, получая от них постоянную пищу, если вы хотите извлечь из своего чтения что-то такое, что займет прочное место в вашем уме».

Нет лучшего способа закончить эту статью, чем мудрыми словами Генри Торо:

Книги — бесценное богатство мира и достойное наследие поколений и народов.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts