Новости Коломны — «Ругается, как сапожник»: почему дети матерятся и как это прекратить
2022-11-17T17:22:00.000Z
2022-11-17T17:22:00.000Z
https://kolomna-spravka.ru/news/45371
https://kolomna-spravka.ru//storage/news/45/45371/b_63738a59d20510.80170967.jpg
ООО Медиахолдинг Ять
https://kolomna-spravka.ru/design/images/logos/logo.png
140410, г. Коломна, ул. Фрунзе, д. 46, 3 этаж, офис 273
+74966124009
ООО Медиахолдинг Ять
https://kolomna-spravka.ru/design/images/logos/logo.png
140410, г. Коломна, ул. Фрунзе, д. 46, 3 этаж, офис 273
+74966124009
Старшее поколение помнит времена, когда материться в общественном месте, тем более при женщине или ребенке, было просто немыслимо. А если грубое выражение вырывалось из уст несовершеннолетнего, любой взрослый мог наградить наглеца крепким подзатыльником. Сегодня брань — привычный фон городских улиц. Да что там улиц, мат звучит на переменах в школах и даже в группах детского сада. Разбираемся, почему дети сквернословят и как их от этого отучить.
В начале октября в топ новостей попал инцидент, произошедший в одной из кубанских школ. В Интернете распространилась запись, на которой педагог моет мылом рот школьнику. Так педагог боролась со сквернословием ученика. 71-летняя учительница русского языка услышала мат в коридоре. Выяснив, кто этот юный сквернослов, она в присутствии других учеников решила рассказать ему историю о писателе Хемингуэе, которого за нецензурные слова мать заставляла мыть рот с мылом. В шуточной форме учитель предложила ученику сделать то же самое, и тот согласился.
Вполне ожидаемо, что за советские методы воспитания 71-летняя учительница русского языка и литературы поплатилась, причем вместе с директором — оба были уволены. Родители ребенка просили не возбуждать уголовное дело в отношении педагога, но сотрудники прокуратуры в этом вопросе заняли иную позицию: в отношении учительницы решается вопрос о возбуждении уголовного дела по статье 156 УК РФ («Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего»). В данном конфликте правоохранители усмотрели проявление непедагогических мер воздействия. Интересно, как оценили бы сотрудники надзорного ведомства методы классика советской педагогики Антона Макаренко, который тоже особо не церемонился с трудными подростками? Или, может быть, хамское отношение ученика к педагогу — это норма? К тому же публичное употребление нецензурных выражений приравнивается к мелкому хулиганству, и за мат можно понести административное наказание… Но в этом случае, конечно, виноват только учитель.
К сожалению, с тех пор, как в законе «Об образовании» появился термин «образовательная услуга», права педагогов отошли на второй план. В любом конфликте закон встает на защиту детей — трогать их нельзя, повышать голос нельзя, мобильники отнимать нельзя, выгонять за дверь тоже. Чуть что не так, к директору с жалобами бегут родители. Можно ли в условиях вседозволенности, которые созданы для детей в современной школе, говорить об эффективности воспитания, вопрос спорный.
КСТАТИ! Сквернословие — отражение нашего внутреннего духовного и нравственного состояния. По словарю Даля, скверна — это «все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление».
Если «подцепил» в садике
Проблемой матерщины в детсадах и школах всерьез озабочены учителя и психологи. Смешение социокультурных слоев привело к тому, что нецензурную брань сегодня используют в абсолютно разных слоях общества. В итоге ругательства появляются и в детской речи. Реакция взрослого на детский мат напрямую должна зависеть от возраста ребенка. Если малыш лет трех-четырех принес с улицы или из детсада плохое слово, самое разумное — не заметить. Если не будет реакции, слово не зафиксируется в памяти.
В четыре — шесть лет дети используют плохие слова более осознанно. К пяти годам они отличают плохое от хорошего и мат используют в зависимости от реакции взрослого на этот факт. В младшем школьном возрасте посредством мата обычно выражается протест и отстаивание своей «взрослости».
«Я уже взрослый!»
В 12 — 14 лет и более старшем возрасте подростки самоутверждаются. Они хотят быть взрослыми, сильными, независимыми, а нецензурная лексика, по их мнению, отличный способ стать такими. Используя нецензурную брань, подростки доказывают, что они крутые. На самом деле крепкое словцо — это не самое худшее по сравнению с алкоголем или табаком. Пушкин, Есенин и другие поэты в этом возрасте писали матерные и не очень приличные стихи. Художники рисуют эротические картины. Потом все успокаиваются, взрослеют и понимают, как глупо доказывать окружающим свою «взрослость». То есть этот период нужно просто пережить. Конечно, брань не стоит поощрять, нужно обязательно поговорить с подростком. Но есть и другая причина употребления мата — бедный словарный запас, неумение выражать свои эмоции красивыми словами. А возможно, что ребенок таким образом снимает внутреннее напряжение от непонимания в семье, после ссор с друзьями или из-за плохих оценок в школе.
Елена Белоус, заведующая кафедрой психологического и социально-педагогического образования ГСГУ:
«Если родители ругаются матом, скорее всего, и ребенок будет им подражать. В этом случае переучивать подростка крайне сложно. Если же в семье не ругаются, то причиной может быть желание подростка выделиться, показать свою взрослость, или ребенок попросту не умеет передать словами то, что чувствует и переживает. Скорее всего, он мало читает и вокруг него мало детей, которые говорят полными предложениями и могут показать достойный пример. Что можно сделать? Обратиться к чувствам ребенка — например, так: «Я понимаю, что ты сейчас очень расстроен. Расскажи, что случилось, что вызвало у тебя такие эмоции?» Так мы учим ребенка распознавать свои эмоции и описывать их на вполне цензурном языке. Еще одна реакция может быть с некоторой долей сарказма. Например: «Ты уверен, что только так я пойму, что ты хотел сказать?» Родитель может наказать своего ребенка за брань, изменив отношение к нему.
Например, сказать: «Я не хочу с тобой разговаривать, потому что ты ведешь себя недостойно», «Ты сегодня готовишь кушать себе сам», «Тебе нужна помощь с уроками? Но ты же такой взрослый, делай сам». Ребенок должен почувствовать, что за использование матерных слов последует реакция от родителей».
Как отучить ребенка материться
Как говорится, воспитывать надо, пока чадо лежит поперек лавки. С молодыми людьми в середине второго десятка жизни работать придется уже системно.
1. Можно заинтересовать подростка наукой о ненормативной лексике. Ведь когда мы знаем о каком-то явлении много, оно перестает действовать на автоматическом ипримитивном уровне. Возникает ситуация: «Эти слова можно знать, но необязательно их применять».
2. Важно укреплять личность молодого человека, помогать ему развиваться.
3. В общении важно подчеркнуть взросление подростка, его большую ответственность, силы и способности. На этом фоне стоит задать эстетический критерий: «Некрасиво сквернословить, у тебя достаточно возможностей и без этого чувствовать себя нормально». Наши речь и мышление связаны, и если мы огрубляем свой язык, то огрубляем всю эмоционально-интеллектуальную сферу личности.
Школьные учителя тоже имеют в своей копилке разные приемы: дают ученикам за матзадания, например, придумать десять литературных синонимов за одно ругательство, а если нарушений несколько, то будь добр, пиши эссе, иначе «двойка». Это тоже приносит свои плоды.
Надежда Мозголова, учитель русского языка и литературы школы № 10:
«Некоторые дети просто разговаривают на матерном языке. Все потому, что мат льется из речи родителей. Причем для детей из семей, где мат — обычное средство общения, настолько привычно использовать ненормативную лексику, что они искренне не понимают, что делают что-то не так. Эта проблема школой почти нерешаема. Но есть другая часть детей, которая отдает себе отчет, где можно, а где нельзя ругаться матом. Эти дети умеют сдерживаться. У учителей сейчас осталось мало инструментов для борьбы со сквернословием — это убеждение, личный пример и юмор, доходящий до сарказма. Приведу пример из практики: я захожу в кабинет и каждый раз рискую услышать неприличные выражения. На замечания дети мне отвечают: «Ну вы же внезапно вошли!». Тогда я стала каждый раз стучаться в дверь, прежде чем войти в класс. Сначала было смешно, а потом дети привыкли. На родительском собрании я рассказала об этом родителям, и они стали использовать мою методику дома — стучались, прежде чем зайти в комнату к ребенку. И знаете, эффект был. Дети поняли, что семья и школа заодно. Когда мат несется отовсюду — из Интернета, с экранов телевизора, из песен, этому сложно противостоять. Для начала надо добиться хотя бы того, чтобы дети четко понимали, где можно ругаться, а где нельзя».
P. S. Самая действенная защита от нецензурных ругательств для наших детей — не материться самим. Лучшая педагогика — личный пример.
Нам интересно Ваше мнение о материале
«Дети ругаются матом, а стыдно мне»: можно ли делать замечания чужому ребенку?
СемьяВопрос эксперту
- Фото
- Shutterstock/Fotodom.ru
Педагог, психолог-консультант, дефектолог, преподаватель блока развития интеллекта, стаж — 27 лет
Личный сайт«Школьники на улице ругаются матом — меня коробит. Матерятся в присутствии взрослых — и хоть бы хны. Один раз мы с 8-летним сыном шли по улице. Сзади нас бодро шагала компания школьников, которые наперебой, один громче другого, ругались матом. В конце концов мое терпение лопнуло и я сделала им замечание. Что тут началось! Они стали огрызаться, спорить, доказывать, что все так общаются».
Вероника, 44 года
Употребление бранных слов и выражений порицается общественной моралью, и школьники это знают. Но поведение ребенка неустойчиво, у него может наблюдаться высокая зависимость от внешних влияний. Он может отлично знать, как себя вести в обществе, но из-за различных факторов поступать по-другому.
Есть несколько причин, почему дети ругаются матом:
Желание ребенка самоутвердиться среди сверстников, показаться более «крутым», взрослым.
Запретный плод всегда сладок: чем больше запретов взрослые ставят ребенку, тем больше ему хочется их нарушать.
Проблема использования бранных слов и выражений может идти из семьи. Если кто-то из родных постоянно употребляет ругательные слова, ребенок будет неосознанно их воспроизводить. Такая речь является для него нормой.
Ребенок может копировать полюбившегося киногероя (артиста, героя комиксов и т. п.), повторять слова из песен модных исполнителей.
Соцсети и телевидение часто показывают детям аморальные и агрессивные примеры поведения, в результате при общении между собой дети не стесняются в выражениях и даже не задумываются о смысле сказанного.
Самое сложное для взрослых — правильно отреагировать, услышав отборный мат из уст маленького ребенка, школьника или подростка.
- Фото
- Shutterstock/Fotodom.ru
Не оставляйте без внимания ситуацию, которая вас коробит. Позиция страуса («ничего не произошло», «не страшно») будет способствовать уверенности ребенка в его безнаказанности. Раз никто не обращает внимания, значит, так можно. Тем более не нужно умиляться, когда ваше чадо произносит матерные слова. Малыш может решить, что вы поощряете его поведение.
До совершеннолетия всю ответственность за поступки ребенка несет его родитель. Поэтому если рядом с ребенком есть взрослый, то правильнее будет адресовать свои слова сопровождающему.
Если вы решили переговорить с детьми или своим ребенком, не действуйте путем запрета и нравоучений. Это только вызовет ответное сопротивление.
Спросите детей, знают ли они историю происхождения произносимых слов, понимают ли их смысл. Если вы достаточно подготовлены, проведите экскурс в историю русского мата, расскажите о том, как нецензурные выражения использовали поэты, например А. С. Пушкин, В. В. Маяковский.
Предложите ребятам или своему малышу поиграть в игру. Те матерные выражения, которые они употребили, заменяем на цензурные. Выигрывает тот, кто предложит больше вариантов замены нецензурных выражений.
После игры и доверительной беседы с ребенком обязательно проинформируйте его о том, что в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации (статья 20.1) публичное употребление мата может расцениваться как мелкое хулиганство и наказываться штрафом или административным арестом (если речь идет о подростке).
Не нужно стыдиться того, что малыш использует нецензурные слова и выражения. Наша задача — сформировать правильную грамотную устную речь. Только терпеливое, уважительное отношение к ребенку может принести нужные плоды.
Елена Леммерман
Сегодня читают
Семейный выход: Кейт Миддлтон и принц Уильям взяли Джорджа, Шарлотту и Луи на авиашоу
Законы эргономики: обустраиваем комнату школьника
Стали известны актеры, которые сыграют в российской версии сериала «Постучись в мою дверь»
Стала известна настоящая причина смерти Лизы-Марии Пресли
Когда шестеро из 12 детей сошли с ума, мать продолжала делать вид, что все хорошо
Ругань — HealthyChildren.org
Авторизоваться | регистр
Семейная жизнь
Семейная жизнь
Мой сын начал ругаться. Это признак того, что впереди беда?
Нецензурная брань — использование ненормативной лексики или «грязных» слов — почти нормальное поведение для детей среднего и раннего подросткового возраста.
К счастью, такое явление, как ругань, кажется, теряет свою привлекательность и ослабевает по мере того, как дети взрослеют. До тех пор, однако, дети часто с удовольствием шокируют своих родителей бранными словами, которые они выучили вдали от дома. (Имейте в виду, что родители, которые ругаются в семье, учат своих детей делать то же самое, и не должны удивляться, когда их дети копируют их поведение.)
Ясно, что существует меньшая группа «неисправимых» детей, которые ругаются матом. Помимо проклятий, у них есть много других трудностей, личных и социальных. Эти подростки могут быть более склонны ругаться и злиться на других людей — это другое явление, чем использование нескольких ругательств во время разочарования.
Ни в коем случае нельзя допускать ненормативной лексики, направленной против другого человека.Что могут сделать родители
Вот несколько советов, которые помогут вам решить проблему нецензурной брани:
Если вы считаете это уместным, установите правило, согласно которому «в нашем доме не будет ругани». Ни при каких обстоятельствах не терпите ругательств, направленных против кого-то в гневе. В этом случае ребенок может быть немедленно отправлен в свою комнату на тайм-аут.
Незначительная ругань в отчаянии — почти естественное поведение человека. Хотя, возможно, это и неуместно, в некоторых семьях это обычное дело. Если это ваш личный стиль, вам будет трудно научить ребенка чему-то другому.
Когда ваш ребенок ругается, не стоит слишком остро реагировать на собственные вспышки ярости и ругани. Кроме того, мыть рот ребенка с мылом явно неправильно, крайне и неэффективно.
Иногда вам может казаться, что ваш ребенок использует ненормативную лексику, пытаясь спровоцировать вашу реакцию. В этих случаях игнорирование ее может быть наиболее эффективной стратегией.
Вознаградите ребенка за правильное выражение своего разочарования без ругани. Карты звездного неба и деньги являются полезными подходами. Например, используйте банку пятицентовых монет, которую она может заработать через две недели; за каждый день, который она не ругается в течение этого времени, в банку кладут два дополнительных пятака; но каждый раз, когда она ругается, пятаки будут сниматься. Ваш ребенок быстро сообразит.
Когда обращаться за дополнительной помощью
Сама по себе ругань не является признаком эмоционального расстройства. Однако если есть другие проблемы — хроническая ложь, хроническое воровство или трудности со сверстниками, то ругань может быть просто еще одним симптомом психологического или социального расстройства. В этой ситуации поговорите со своим педиатром о консультировании – индивидуальной или семейной терапии.
Дополнительная информация:
Нормальное поведение ребенка
Как формировать поведение вашего маленького ребенка и управлять им
- Последнее обновление
- 19.10.2018
- Источник
- Уход за ребенком школьного возраста: от 5 до 12 лет (Copyright © 2004 American Academy of Pediatrics)
Информация, содержащаяся на этом веб-сайте, не должна использоваться в качестве замены медицинской помощи и рекомендаций вашего педиатра. Могут быть варианты лечения, которые ваш педиатр может порекомендовать в зависимости от индивидуальных фактов и обстоятельств.
Подписывайтесь на насНаверх
Есть ли вред от ругани в присутствии детей?
Дети могут быть чертовски головной болью, как бы мы их ни любили. Несмотря на это, ругаться на них, вероятно, никогда не бывает хорошей идеей. Но как насчет использования ругательств в отношении ваших детей? Есть ли какой-то вред в том, что они растут в среде, которая иногда звучит как матросская столовая?
Для меня вопрос насущный; у нас только что родилась девочка, и склонность моего репортера к ругательствам не уменьшилась за неделю с тех пор. Но прежде чем предпринимать какие-либо кардинальные меры, например, вытирать рот куском мыла или учиться быть более респектабельным членом общества, я решил сначала посмотреть, что говорит наука.
Родители всегда были обеспокоены нецензурной бранью в присутствии детей по ряду причин. Некоторых беспокоит то, что если вы бросите несколько бомбочек, дети пойдут по спирали, что создаст другие проблемы в их поведении — что-то вроде идеи наркотика-воротника. «Возможно, это марихуана языков», — говорит Бенджамин Бергин, когнитивист из Калифорнийского университета в Сан-Диего и автор книги «Что за F: что ругательства говорят о нашем языке, нашем мозге и нас самих». «Это может привести к жесткому и агрессивному поведению».
Другие родители могут беспокоиться о социальных последствиях того, что их дети учатся ругаться матом. Дети – это губки, отражающие то, что они слышат дома. Они не всегда знают тонкости правильного времени и места для взрослого языка. Берген говорит, что несколько несвоевременных слов в классе могут поставить вашего ребенка не на ту сторону учителя, что может иметь последствия для обучения или оценок.
Берген тоже был обеспокоен этим, когда у него родился первый ребенок, и обратился к науке за ответами. Но он нашел мало исследований, подтверждающих негативные последствия ругани в присутствии детей, с несколькими ключевыми оговорками.
Плохие новости
Одним из немногих исследований, связанных с этой темой, была статья 2011 года, посвященная учащимся средних школ штата Миссури. Исследователи опросили более 200 детей о ругательствах, которые они слышали в видеоиграх или по телевидению, что они думают об этих бранных словах и были ли они агрессивны по отношению к другим людям.
«Результаты выявили положительную связь между воздействием ненормативной лексики в различных средствах массовой информации и представлениями о ненормативной лексике, использовании ненормативной лексики и вовлечении в физическую и реляционную агрессию», — заявили авторы исследования, опубликованного в журнале Pediatrics. Но Сара Койн, первый автор исследования и в то время ученый из Университета Бригама Янга в Юте, отметила в пресс-релизе, что «в целом это умеренный эффект». «Ненормативная лексика похожа на ступеньку», — продолжила она. «Вы не идете в кино, слышите плохое слово, а затем идете стрелять в кого-то. Но когда молодые люди и слышат, и затем пробуют ненормативную лексику на себе, это может привести к более агрессивному поведению».
Но Берген говорит, что это исследование только корреляционное и показывает результаты только одной школы. Он говорит, что, возможно, дети, которые более агрессивны, обычно ищут больше ненормативной лексики. Также возможно, что дети с более агрессивным мышлением будут больше ругаться.
Нецензурная брань в контексте словесных оскорблений также, безусловно, может привести к негативным последствиям. Например, исследование 2007 года, опубликованное в Журнале ранней юности, выявило корреляцию детей, подвергшихся более оскорбительным гомофобным оскорблениям, с повышенным стрессом, тревогой, депрессией и сниженным чувством принадлежности.
Но Берген не нашел веских доказательств того, что ругань сама по себе, если она не используется в контексте жестокого обращения, оказывает негативное влияние на детей. Учитывая, что тема потенциальных негативных последствий нецензурной брани — это очень важный вопрос, можно подумать, что было бы много доказательств, если бы это было правдой. «Все опасения по поводу того, что родители ругаются со своими детьми, необоснованны», — говорит он.
Удивительный поворот
Вместо этого Берген обнаружил доказательства того, что ругань на самом деле может оказывать положительное влияние на детей. Некоторые исследования показывают, что дети студенческого возраста, которые ругаются матом, могут иметь более свободный словарный запас.
Берген также отмечает, что ругань может помочь детям узнать о нюансах общества. Родители часто обеспокоены тем, что их дети могут быть недостаточно опытными, чтобы справиться с этим, но слушание этого типа языка может действительно помочь прояснить эти тонкости. И во многих случаях нас больше беспокоит то, что ругань наших детей может рассматриваться как отражение наших родительских навыков. «Если трехлетний ребенок ругается с воспитателем в детском саду, ребенок, скорее всего, будет винить не столько ребенка, сколько родителя», — говорит Берген.