Как лечить гиперактивность: Новости — ЮниМед

Содержание

Лечение синдрома дефицита внимания с гиперактивностью с помощью ТЭС-терапии

Применение транскраниальной электростимуляции в лечении синдрома нарушения внимания с гиперактивностью и коморбидными расстройствами у детей и подростков

ЧУТКО Л. С.1, КРОПОТОВ Ю.ДЛ ЛЕБЕДЕВ В. П.2, ЯКОВЕНКО Е.А.1, ГРИНЬ-ЯЦЕНКО В.А.1, СУРУШКИНА СЮ.1

1Институт мозга человека РАН,

2Институт физиологии им. И.П.Павлова РАН, Санкт-Петербург

Изучалась эффективность лечения синдрома дефицит внимания с гиперактивностью (СДВГ) у детей и подростков с помощью транскраниальной электростимуляции (ТЭС). Курс ТЭС проведен у 102 пациентов, среди которых были выделены 3 группы пациентов с преобладанием разных компонентов СДВГ — невнимательности, гиперактивности и импульсивности, а также со смешанным типом заболевания.

Результаты проведенных исследований показывают, что метод обладает более высокой эффективностью при лечении СДВГ с преобладанием гиперактивности и импульсивности и патологии смешанного типа, но менее эффективен для коррекции внимания. Метод оказался также эффективным при лечении коморбидных СДВГ синдромов — тиков, головных болей напряжения, тревожных расстройств. Данные катамнестических исследований свидетельствуют о сохранении эффекта у большинства пациентов в течение 6 месяцев.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ — синонимы: дефицит внимания с гиперактивностью, гиперактивное расстройство) является одной из наиболее важных проблем детской неврологии. Данная патология составляет большую социальную проблему, т.к. этот синдром встречается у 5—17% детей в общей популяции [1, 2, 7].

В этиопатогенезе СДВГ играют роль генетические факторы, а также органическое повреждение головного мозга в перинатальном периоде, ведущее к появлению нейроморфологических изменений, затрагивающих, главным образом, лобную кору и базальные ганглии головного мозга (хвостатое ядро, бледный шар), больше правого полушария [8, 9, 11].

Наиболее частыми коморбидными СДВГ заболеваниями являются тики и синдром Жиль де ля Туретта [7, 8]. При лечении СДВГ чаще всего используются психостимулирующие средства: амфетамины, метилфенидат и пемолин [6,8]. Использование психостимуляторов позволяет достичь высоких результатов в 60—70% случаев. Однако при их приеме может наблюдаться ряд побочных эффектов: бессоница, раздражительность, ночные кошмары, головные боли, тики [14].

В нашей стране для лечения СДВГ применяются ноотропные и вазоактивные средства: церебролизин, инстенон и др. Эффективность их использования достигает 60% [1, 2]. В последнее время в клинической медицине большое применение нашел метод транскраниальной электростимуляции (ТЭС). Было установлено, что в формировании анальгетического эффекта ТЭС участвует опиоидный нейрохимический механизм — усиливается выделение опиоидного пептида — бета-эндорфина в мозге [2]. Кроме этого в реализации терапевтического воздействия ТЭС играют роль серотони-нергические механизмы.

Экспериментальные исследования с использованием маркера C-FOS показали, что под влиянием ТЭС число нейронов головного мозга (главным образом таламуса и гипоталамуса), находящихся в состоянии избыточного возбуждения у стрессированных животных, существенно уменьшалось [3]. Целью данного исследования является разработка метода лечения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью и коморбидных расстройств (в первую очередь тиков) с помощью применения транскраниальной электростимуляции.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Под нашим наблюдением находилось 102 ребенка (84 мальчика и 18 девочек) в возрасте от 8 до 15 лет, страдающие СДВГ. Диагностика синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, а также сопутствующих тикозных гиперкинезов осуществлялась на основании критериев DSM-IV [10]. Оценка степени тяжести заболевания производилась с помощью шкалы SNAP-IV, которая представляет собой опросник для родителей, состоящий из 43 вопросов, позволяющих оценить степень невнимательности, гиперактивности и импульсивности [15]. Средняя частота тиков вычислялась по пятибалльной шкале Tourette’ Syndrome Global Scale (TSGS) [16].

Диагностика цефалгий осуществлялась в соответствии с классификацией международного общества по изучению головной боли (IHS — 1988) [13]. Оценка тяжести цефалгий производилась с помощью Визуальной Аналоговой Шкалы (ВАШ) [12]. Неврологическое обследование проводилось по общепринятой схеме. Нейрофизиологическое обследование включало в себя электроэнцефалографическое обследование, выполняемое с помощью компьютерного 24-х канального электроэнцефалографа «Телепат-104». Кроме этого, проводилось психофизиологическое исследование с помощью теста TOVA (Test of Variables of Attention), представляющего собой тест непрерывной деятельности, основанный на предъявлении испытуемому в случайном порядке значимых и незначимых стимулов в виде геометрических фигур и позволяющий оценить состояние внимания по отношению к нормативным данным.

С помощью TOVA оцениваются 3 показателя: степень невнимательности (ошибки пропуска значимых стимулов), уровень импульсивности (ошибки реагирования на незначимые стимулы), время ответа. Уровень тревожности оценивали у детей с помощью опросника тревожности, разработанного С. М. Зелинским и В. Е. Каганом на базе шкал Тейлора и Сарасона [5].

Сеансы ТЭС осуществлялись при помощи аппарата «ТРАНСАИР-02» (монополярные импульсы) по стандартной методике с использованием парных электродов с лобной и сосцевидной локализацией (частота импульсов — 77,5 Гц, длительность импульса — 3.5 мс, сила тока — 1—2 мА) [2]. Основными критериями подбора индивидуального уровня тока являлись переносимость процедур и появление положительного клинического эффекта. В большинстве случаев величина стимулирующего тока колебалась в пределах 1,4—1,7 мА. Длительность сеанса составляла 20—30 минут. Курс лечения состоял в среднем из 10 сеансов. Первый сеанс ТЭС осуществлялся длительностью 5— 7 минут, силой тока 0,3—0,5 мА. Во время прохождения лечебного курса ТЭС другой терапии пациенты не получали.

РЕЗУЛЬТАТЫ

В соответствии с критериями DSM-IV из исследуемой группы были выделены пациенты с различными типами синдрома дефицита внимания с гиперактивностью: 13 детей с преобладанием невнимательности (12,7%), 24 — с преобладанием гиперактивности и импульсивности (23,5%), 65 — со смешанным типом заболевания (63,8%).

В Табл. 1 отражены показатели клинического состояния пациентов с помощью шкалы SNAP-IV. У пациентов из исследуемой группы тики имели место в 47 случаях (46,1%). Из них: преходящие тики регистрировались в 14 случаях (29,8%), хронические тики — в 27 случаях (57,4%), синдром Жиль де ля Туретта — в 6 случаях (12,8%). Головные боли напряжения (ГБН) у пациентов из наблюдаемой группы имели место в 38 случаях (37,3%). При этом эпизодические ГБН регистрировались в 23 случаях, а хронические ГБН в 15 случаях. У 88 детей (86,3%) из исследуемой группы наблюдалась неврологическая микросимптоматика в виде дискоординации движений, умеренной диспраксии.

При электроэнцефалографическом исследовании у всех пациентов обнаружены различные отклонения от возрастной нормы: увеличение спектра мощности тета-колебаний в лобных областях, уменьшение представленности бета-активности в передних отделах коры. Данные изменения могут свидетельствовать о снижении активирующих влияний ретикулярной формации, нарушении зонального распределения компонент.

По данным теста TOVA у всех пациентов в основной группе выявлено в разной степени выраженное увеличение по сравнению с нормой показателя невнимательности, в 76 случаях (74,5%) найдено повышение уровня импульсивности, у 43 пациентов (42,2%) увеличено время реакции. Значения различных показателей теста представлены в Табл. 2.

Средний уровень тревожности в исследуемой группе составляет 21,6 + 7 (при диапазоне нормативных показателей 4—16). После курса ТЭС клиническое улучшение наступило у 66 детей, что составляет 64,7% всех получавших лечение пациентов. Значительное улучшение получено в 28 случаях (27,5%), незначительное улучшение в 38 случаях (37,2%). Положительная динамика не отмечалась у 36 пациентов (35,3 %). В 4 случаях (3,9%) на фоне курса ТЭС отмечается появление головных болей, непосредственно после сеанса. В качестве побочного эффекта можно было отметить появление сон¬ливости непосредственно после сеанса у 26 пациентов (25,5%).

Данные проявления проходили через 3—4 часа после процедуры. Следует подчеркнуть, что улучшение отмечалось у 22 пациентов с преобладанием гиперактивности и импульсивности (91,7%) и 44 пациентов со смешанным типом заболевания (67,7%)). В то же время у пациентов с преобладанием невнимательности положительной динамики не отмечалось. Оценка состояния с помощью шкалы SNAP-IV показывает значительное снижение показателей импульсивности и гиперактивности. Значимой динамики показателей внимания не отмечается (Табл. 1).

После курса ТЭС уменьшение тиков отмечалось у 40 пациентов из исследуемой группы (85%). Уменьшение преходящих тиков регистрировалось во всех случаях, хронических тиков — в 21 случаях (77,8%), тиков при синдроме Жиль де ля Туретта в пяти случаях. Регистрировалось уменьшение средней частоты тиков на 2.7 баллов, что свидетельствует о достоверном улучшении (р < 0.01). Средняя частота тиков по пятибалльной шкале Tourette’ Syndrome Global Scale (TSGS), после проведения курса ТКМП составляла 1.1 баллов (при максимальной частоте 5 баллов).

После курса ТЭС наблюдается значительное уменьшение головных болей напряжения у 33 пациентов из наблюдаемой группы (86,8%). При этом уменьшение эпизодических ГБН регистрировалось в 20 случаях (87%), а уменьшение хронических ГБН в 13 случаях (86,7%). При оценке головной боли с помощью Визуальной Аналоговой Шкалы определяется снижение средней интенсивность боли на 5.2 баллов, что свидетельствует о достоверном улучшении (р < 0.01).

Повторное психофизиологическое исследование, проведенное с помощью теста TOVA, выявило статистически достоверные изменения: снижение импульсивности в среднем на 13,9% (р < 0.01). Значимой динамики показателей внимания и времени ответа не отмечалось. Таким образом, результаты психофизиологического исследования подтверждают клинические данные об уменьшении импульсивности после курса ТЭС. Повторное психологическое исследование показывает уменьшение показателей тревожности в среднем до 12.2 ± 5 (р < 0.01).

Результаты ЭЭГ-исследования после курса ТЭС показывают поло-жительную динамику в виде увеличения выраженности и нормализации зонального распределения альфа-ритма. Подобные изменения от-мечась у 58 пациентов (56,9%). В 20 случаях (19,6%) отмечалось появ¬ление эпох высокоамплитудной гиперсинхронной низкочастотной альфа-активности. После окончания курса ТЭС под наблюдением в течении 12—24 месяцев находилось 66 пациентов с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

Наблюдение за этими пациентами на протяжении 5—6 месяцев показало, что полученные клинические результаты не снижались у 74,2% детей. Катамнестические исследования показывают, что положительные изменения, появившиеся после курса ТЭС, в 36,4% случаев сохранялись на протяжении 12 месяцев. Под наблюдением в течении более 24 месяцев находилось 22 пациента с СНВГ, прошедших курс ТЭС. Катамнестические исследования показали, что положительные изменения появившиеся после курса ТЭС, сохранялись на протяжении 24 месяцев в 18,2% случаев.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о высокой эффективности безлекарственного лечения с помощью ТЭС детей, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью с преобладанием гиперактивности и импульсивности, а также со смешанным типом заболевания.

Применение ТЭС неэффективно в случаях преобладания невнимательности. Метод также эффективен при лечении коморбидных СДВГ тиков, головных болей напряжения, тревожных расстройств.

Наиболее вероятным механизмом полученных в ходе процедур ТЭС клинических изменений, является транквилизирующий эффект, возникающий в ходе выделения эндогенных опиатов.

Данные катамнестических исследований свидетельствуют о сохранении эффекта у большинства пациентов в течение 6 месяцев. В целом, полученные результаты позволяют рекомендовать применение ТЭС в лечении синдрома дефицита внимания с гиперактивностью смешанного типа и особенно СДВГ с преобладанием гиперактивности и импульсивности, с коморбидными расстройствами. Курсовое лечение с использованием ТЭС необходимо проводить 2 раза в год.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бадалян JI. О., Заваденко Н. Н., Успенская Т. Ю. Синдромы дефицита внимания у детей; (обзор). Обозрение психиатрии и мед. психологии им. В.М.Бехтерева. 1993, №3: 74—90.

2. Заваденко Н. Н., Петрухин А. С. и др. Лечение гиперактивности с дефицитом внимания у детей: оценка эффективности различных методов фармакотерапии. Инстенон: Опыт клинического применения. СПб., 1999: 91-97.

3. Лебедев В. П. Транскраниальная электростимуляция: новый под¬ход. В сб.: Транскраниальная электростимуляция. Экспериментально-клинические исследования. СПб., 1998: 22—38.

4. Лебедев В. П., Козловски Дж. П. Транскраниальная электростимуляция угнетает вызванную стрессом экспрессию C-FOS в отдельных областях мозга крыс. В сб.: Транскраниальная электростимуляция: экспериментально-клинические исследования. СПб., 1998: 163—182.

5. Психодиагностические методы в педиатрии и детской психоневрологии. СПб., Изд. ЛПМИ 1991, 80 с.

6. Уэндер П., Шейдер Р. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью. Психиатрия. Ред. Р. Шейдер. М., 1998: 222—236.

7. August G. J., Braswell L., Thuras P. Diagnostic stability of ADHD in a community sample of school-aged children screened for disruptive behav¬ior. J.Abnorm. Child Psychol. 1998, 26 (5): 345—356.

8. Barkley R.A. Attention deficit disorder with hyperactivity: A handbook for diagnosis and treatment. N.Y., 1990, 256 p.

9. Castellanos F. X, Giedd J. N., Eckburg P. et al. Quantitative morphology of the caudate nucleus in attention deficit hyperactivity disorder. Am. J. Psy¬chiatry. 1994,. 151 (12): 1791-1796.

Лечение перинатальных поражений нервной системы. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью

Вы сталкивались с ситуацией, когда ребенок, успешно выдержавший собеседование (тот же конкурс) в продвинутую школу, вдруг оказывается неспособным усваивать школьную программу? Зачастую случается, что эти проблемы — результат невыявленной еще в период новорожденности, а значит и непролеченной вовремя детским неврологом неврологической патологии.

 

Одной из самых актуальных проблем детской неврологии является диагностика и лечение перинатальных, т.е. относящихся к периоду внутриутробного развития и периоду новорожденности, поражений нервной системы, о чем неоднократно говорилось на конференциях и симпозиумах специалистов — детских неврологов.

 

В структуре детской инвалидности 50 % составляют заболевания нервной системы, 70 – 80 % из них имеют истоки в перинатальном периоде. Кроме того, перинатальные факторы нередко играют ведущую роль в развитии различных дезадаптационных синдромов, социальных и биологических.

 

Опытный детский невролог знает, что синдром минимальной мозговой дисфункции (или синдром дефицита внимания с гиперактивностью): ребенок не способен сосредоточиться, плохо успевает в школе, импульсивен, раздражителен — становится типичным явлением. В более позднем периоде перинатальные поражения нервной системы могут проявлять себя моторной неловкостью, заболеваниями опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, плоскостопие), энурезом, тиками, синдромами вегетативной дисфункции, снижением способности переносить физические и умственные нагрузки, упорными головными болями и т.д.

 

Детский невролог предупреждает родителей, что в первые месяцы и годы жизни активно продолжается созревание отдельных структур головного мозга ребенка, а также психоневрологических функций: движения из хаотичных становятся целенаправленными, более дифференцированными, осуществляется переход из горизонтального положения в вертикальное, происходит становление речи и формирование интеллекта. Именно в этот период правильно назначенное лечение будет наиболее эффективным. Опоздать – значит упустить возможность. Именно в этот период все новые и новые, ранее «молчавшие» участки коры головного мозга приобретают ведущее функциональное значение.

 

Может случиться, что ребенок, расцененный в родильном доме, как «неврологически здоровый» — начинает отставать в психо-речевом и двигательном развитии, а при повторных осмотрах детский невролог выявляет неврологический дефицит. В то время как последствия недооценки состояния новорожденного очевидны, существует и проблема гипердиагностики перинатального поражения головного мозга.

 

Причины гипердиагностики разнообразны, одна из них — нарушение условий осмотра. Новорожденный ребенок воспринимает непривычную обстановку при осмотре (например, холодное помещение, длительный перерыв между кормлениями, неожиданное и быстрое пробуждение ребенка), как стрессовую ситуацию. Реакция на осмотр врача будет соответствовать такой именно ситуации, а оценена как нормальная реакция.

 

Другая причина — некорректная оценка некоторых физиологических состояний, так тремор подбородка, беспокойство языка, скрещивание ног на уровне нижней трети голеней до трех месяцев жизни могут быть физиологической нормой. Неправильно расценив данные, неопытный детский невролог ребенку назначает избыточно агрессивное медикаментозное лечение, электролечение, дополнительные методы обследования. Одним из самых «безобидных» последствий неадекватной терапии является развитие синдрома лекарственной и пищевой аллергии, дисфункция кишечника. А ведь иногда приходится сталкиваться с назначением сильнодействующих лекарственных препаратов «на всякий случай»! Детский невролог обычно против того, чтобы увеличивалась продолжительность пребывания ребенка в медицинском учреждении из-за вероятности контакта с инфекционными больными.

 

Детский невролог доводит до сведения родителей, адекватная диагностика перинатальных поражений нервной системы требует индивидуального подхода к каждому ребенку, тщательного изучения истории беременности и родов, соматического статуса, изучения наследственных особенностей, выявления соответствующих факторов риска, вероятности их реализации в различные возрастные этапы.

 

Осмотр должен осуществляться в комфортных, привычных для маленького пациента условиях (желательно домашних), в период спокойного бодрствования ребенка. В терапии должны использоваться препараты с доказанной клинической эффективностью для детей данного возраста, а при синдроме двигательных расстройств ведущую роль приобретают физические методы воздействия: массаж, лечебная физкультура, физиотерапия.

Синдром дефицита внимания/гиперактивности у взрослых (СДВГ) — Диагностика и лечение

Диагностика

Признаки и симптомы СДВГ у взрослых трудно обнаружить. Однако основные симптомы появляются в раннем возрасте — до 12 лет — и продолжаются во взрослом возрасте, создавая серьезные проблемы.

Ни один тест не может подтвердить диагноз. Постановка диагноза, скорее всего, будет включать:

  • Медицинский осмотр, для исключения других возможных причин ваших симптомов
  • Сбор информации, , например, вопросы о любых текущих медицинских проблемах, личной и семейной истории болезни и истории ваших симптомов
  • СДВГ оценочные шкалы или психологические тесты для помощи в сборе и оценке информации о ваших симптомах

Другие состояния, похожие на

СДВГ

Некоторые медицинские состояния или методы лечения могут вызывать признаки и симптомы, сходные с симптомами

СДВГ . Примеры включают:

  • Расстройства психического здоровья, такие как депрессия, тревога, расстройства поведения, трудности в обучении и речи или другие психические расстройства
  • Медицинские проблемы, которые могут повлиять на мышление или поведение, , такие как нарушение развития, эпилептические припадки, проблемы с щитовидной железой, нарушения сна, черепно-мозговая травма или низкий уровень сахара в крови (гипогликемия)
  • Наркотики и лекарства, такие как злоупотребление алкоголем или другими психоактивными веществами и некоторые лекарства

Лечение

Стандартные методы лечения СДВГ у взрослых обычно включают медикаментозное лечение, обучение, обучение навыкам и психологическое консультирование. Их комбинация часто является наиболее эффективным методом лечения. Эти методы лечения могут помочь справиться со многими симптомами СДВГ , но они не лечат его. Может потребоваться некоторое время, чтобы определить, что лучше всего подходит для вас.

Лекарства

Поговорите со своим врачом о преимуществах и рисках любых лекарств.

  • Стимуляторы, такие как продукты, содержащие метилфенидат или амфетамин, обычно являются наиболее часто назначаемыми лекарствами для
    СДВГ
    , но могут быть назначены и другие лекарства. Стимуляторы, по-видимому, повышают и уравновешивают уровни химических веществ мозга, называемых нейротрансмиттерами.
  • Другие лекарства , используемые для лечения СДВГ , включают нестимулирующий атомоксетин и некоторые антидепрессанты, такие как бупропион. Атомоксетин и антидепрессанты действуют медленнее, чем стимуляторы, но они могут быть хорошим вариантом, если вы не можете принимать стимуляторы из-за проблем со здоровьем или если стимуляторы вызывают серьезные побочные эффекты.

Правильное лекарство и правильная доза зависят от человека, поэтому может потребоваться время, чтобы выяснить, что подходит именно вам. Расскажите своему врачу о любых побочных эффектах.

Психологическое консультирование

Консультирование для взрослых СДВГ обычно включает психологическое консультирование (психотерапию), информирование о расстройстве и обучение навыкам, которые помогут вам добиться успеха.

Психотерапия может помочь вам:

  • Улучшить ваши навыки тайм-менеджмента и организаторские способности
  • Узнайте, как уменьшить свое импульсивное поведение
  • Развить лучшие навыки решения проблем
  • Справиться с прошлыми академическими, рабочими или социальными неудачами
  • Повысьте свою самооценку
  • Узнайте, как улучшить отношения с семьей, коллегами и друзьями
  • Разработайте стратегии контроля своего темперамента

Общие виды психотерапии для СДВГ

включают:

  • Когнитивно-поведенческая терапия. Этот структурированный тип консультирования обучает конкретным навыкам управления своим поведением и изменения негативных моделей мышления на позитивные. Это может помочь вам справиться с жизненными проблемами, такими как проблемы в школе, на работе или в отношениях, а также помочь справиться с другими психическими расстройствами, такими как депрессия или злоупотребление психоактивными веществами.
  • Семейное консультирование и семейная терапия. Этот тип терапии может помочь близким справиться со стрессом, вызванным проживанием с человеком, страдающим СДВГ и узнайте, чем они могут помочь. Такое консультирование может улучшить навыки общения и решения проблем.

Работа над отношениями

Если вы похожи на многих взрослых с СДВГ , вы можете быть непредсказуемым и забывать о встречах, срывать сроки и принимать импульсивные или иррациональные решения. Такое поведение может привести к истощению терпения самого снисходительного коллеги, друга или партнера.

Терапия, которая фокусируется на этих проблемах и способах лучше контролировать свое поведение, может быть очень полезной. То же самое можно сказать о занятиях по улучшению общения и развитию навыков разрешения конфликтов и решения проблем. Терапия для пар и занятия, на которых члены семьи узнают больше о СДВГ может значительно улучшить ваши отношения.

Дополнительная информация

  • Когнитивно-поведенческая терапия
  • Семейная терапия

Запись на прием в клинике Майо

Из клиники Мэйо на ваш почтовый ящик

Зарегистрируйтесь бесплатно и будьте в курсе научных достижений, советов по здоровью и актуальных тем, связанных со здоровьем, таких как COVID-19, а также экспертных знаний по управлению здоровьем.

Чтобы предоставить вам наиболее актуальную и полезную информацию, а также понять, какие информация полезна, мы можем объединить вашу электронную почту и информацию об использовании веб-сайта с другая информация о вас, которой мы располагаем. Если вы пациент клиники Майо, это может включать защищенную информацию о здоровье. Если мы объединим эту информацию с вашей защищенной медицинской информации, мы будем рассматривать всю эту информацию как информацию и будет использовать или раскрывать эту информацию только так, как указано в нашем уведомлении о практики конфиденциальности. Вы можете отказаться от получения сообщений по электронной почте в любое время, нажав на ссылка для отписки в письме.

Образ жизни и домашние средства

Поскольку СДВГ представляет собой сложное расстройство, и каждый человек уникален, трудно дать рекомендации для всех взрослых с СДВГ . Но некоторые из этих предложений могут помочь:

  • Составьте список задач , которые нужно выполнять каждый день.
    Расставьте приоритеты по пунктам. Убедитесь, что вы не пытаетесь сделать слишком много.
  • Разбейте задачи на более мелкие, более управляемые шаги. Рассмотрите возможность использования контрольных списков.
  • Используйте липкие блокноты , чтобы писать себе заметки. Повесьте их на холодильник, на зеркало в ванной, в машине или в других местах, где вы будете видеть напоминания.
  • Ведите книгу встреч или электронный календарь, чтобы отслеживать встречи и сроки.
  • Носите с собой блокнот или электронное устройство , чтобы вы могли записывать идеи или вещи, которые вам нужно запомнить.
  • Уделите время настройке систем для хранения и систематизации информации, как на ваших электронных устройствах, так и для бумажных документов. Выработайте привычку постоянно использовать эти системы.
  • Соблюдайте режим
    , который повторяется изо дня в день, и храните такие предметы, как ключи и бумажник, в одном и том же месте.
  • Попросите помощи у членов семьи или других близких.

Альтернативная медицина

Существует мало исследований, подтверждающих, что методы альтернативной медицины могут снизить СДВГ симптомы. Тем не менее, исследования показывают, что медитация осознанности может помочь улучшить настроение и внимание у взрослых с СДВГ , а также у тех, у кого нет СДВГ .

Прежде чем использовать альтернативные методы лечения СДВГ , поговорите со своим врачом о рисках и возможных преимуществах.

Преодоление и поддержка

В то время как лечение может иметь большое значение для СДВГ , принятие других мер может помочь вам понять СДВГ и научиться справляться с ним. Некоторые ресурсы, которые могут вам помочь, перечислены ниже. Спросите у своей медицинской бригады дополнительную информацию о ресурсах.

  • Группы поддержки. Группы поддержки позволяют вам встречаться с другими людьми с
    СДВГ
    , чтобы вы могли поделиться опытом, информацией и стратегиями преодоления. Эти группы доступны лично во многих сообществах, а также в Интернете.
  • Социальная поддержка. Вовлеките своего супруга, близких родственников и друзей в лечение СДВГ . Вы можете испытывать нежелание сообщать людям, что у вас СДВГ , но информирование других о том, что происходит, может помочь им лучше понять вас и улучшить ваши отношения.
  • Коллеги, руководители и учителя. СДВГ может затруднить работу и учебу. Вам может быть неловко говорить своему начальнику или профессору, что у вас
    СДВГ
    , но, скорее всего, он или она будет готов пойти на небольшие уступки, чтобы помочь вам добиться успеха. Спросите, что вам нужно для повышения производительности, например, более подробные объяснения или больше времени на определенные задачи.

Подготовка к приему

Скорее всего, вы начнете с того, что сначала поговорите со своим лечащим врачом. В зависимости от результатов первоначальной оценки он или она может направить вас к специалисту, например к психологу, психиатру или другому специалисту в области психического здоровья.

Что вы можете сделать

Чтобы подготовиться к приему, составьте список:

  • Любые симптомы, которые у вас были, и проблемы, которые они вызвали, например, проблемы на работе, в школе или в отношениях.
  • Ключевая личная информация, включая любые серьезные стрессы или недавние изменения в вашей жизни.
  • Все лекарства, которые вы принимаете, включая любые витамины, травы или добавки, а также дозировки. Также укажите количество кофеина и алкоголя, которые вы употребляете, и употребляете ли вы рекреационные наркотики.
  • Вопросы к врачу.

Принесите с собой все прошлые оценки и результаты формального тестирования, если они у вас есть.

Основные вопросы, которые следует задать врачу, включают:

  • Каковы возможные причины моих симптомов?
  • Какие анализы мне нужны?
  • Какие методы лечения доступны и какие вы рекомендуете?
  • Какие альтернативы основному подходу вы предлагаете?
  • У меня есть другие проблемы со здоровьем. Как я могу лучше всего справиться с этими условиями вместе?
  • Должен ли я обратиться к такому специалисту, как психиатр или психолог?
  • Есть ли непатентованная альтернатива лекарству, которое вы прописываете?
  • Какие типы побочных эффектов я могу ожидать от лекарства?
  • Могу ли я получить какие-либо печатные материалы? Какие сайты вы рекомендуете?

Не стесняйтесь задавать вопросы, если вы что-то не понимаете.

Чего ожидать от врача

Будьте готовы ответить на вопросы, которые может задать врач, например:

  • Когда вы впервые помните, что у вас возникли проблемы с концентрацией внимания, концентрацией внимания или сидением на месте?
  • Ваши симптомы были постоянными или случайными?
  • Какие симптомы беспокоят вас больше всего и какие проблемы они вызывают?
  • Насколько серьезны ваши симптомы?
  • В каких условиях вы заметили симптомы: дома, на работе или в других ситуациях?
  • Каким было твое детство? Были ли у вас социальные проблемы или неприятности в школе?
  • Каковы ваши текущие и прошлые успехи в учебе и работе?
  • Каковы часы и режим сна?
  • Что, по-видимому, ухудшает ваши симптомы?
  • Что, по-видимому, улучшает ваши симптомы?
  • Какие лекарства вы принимаете?
  • Вы употребляете кофеин?
  • Вы пьете алкоголь или принимаете легкие наркотики?

Ваш врач или специалист по психическому здоровью задаст дополнительные вопросы, исходя из ваших ответов, симптомов и потребностей. Подготовка и предвосхищение вопросов помогут вам максимально эффективно использовать время, проведенное с врачом.

Персонал клиники Майо

Связанные

Связанные процедуры

Товары и услуги

6 натуральных средств от СДВГ, триггеры, которых следует избегать, и многое другое

Поделиться на PinterestYasser Chalid/Getty Images

читатели. Если вы покупаете по ссылкам на этой странице, мы можем получить небольшую комиссию. Вот наш процесс.

Чрезмерно предписано? Есть и другие варианты

Производство лекарств, используемых для лечения синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), резко возросло за последние десятилетия. Центры по контролю и профилактике заболеваний (CDC) сообщают, что количество диагнозов СДВГ у детей увеличилось примерно на 41 процент в период с 2003 по 2011 год. Было подсчитано, что 11 процентов детей в возрасте от 4 до 17 лет были диагностированы с СДВГ. 2011 года. Всего 6,4 миллиона детей.

Если вам неудобно лечить это расстройство лекарствами, есть другие, более естественные варианты.

Лекарства от СДВГ могут помочь облегчить симптомы, усиливая и балансируя нейротрансмиттеры. Нейротрансмиттеры — это химические вещества, передающие сигналы между нейронами мозга и тела. Существует несколько различных типов лекарств, используемых для лечения СДВГ, в том числе:

  • стимуляторы, такие как амфетамин или аддерол (которые помогают вам сосредоточиться и игнорировать отвлекающие факторы)
  • нестимуляторы, такие как атомоксетин (Strattera) или бупропион (Wellbutrin), можно использовать, если побочные эффекты от стимуляторов слишком велики, или если другие медицинские условия не позволяют использовать стимуляторы

Хотя эти препараты могут улучшать концентрацию, они также может вызвать некоторые серьезные потенциальные побочные эффекты. К побочным эффектам относятся:

  • проблемы со сном
  • перепады настроения
  • потеря аппетита
  • проблемы с сердцем
  • суицидальные мысли или действия

Не так много исследований рассматривали долгосрочные эффекты этих лекарств. Но некоторые исследования были проведены, и это вызывает опасения. Австралийское исследование, опубликованное в 2010 году, не выявило значительного улучшения поведения и проблем с вниманием у детей в возрасте от 5 до 14 лет, которые принимали лекарства от СДВГ. Их самовосприятие и социальное функционирование также не улучшились.

Вместо этого в группе, принимавшей лекарства, наблюдался более высокий уровень диастолического артериального давления. У них также была немного более низкая самооценка, чем в группе, не принимавшей лекарства, и их результаты были ниже возрастного уровня. Авторы исследования подчеркнули, что размер выборки и статистические различия были слишком малы, чтобы делать выводы.

Альтернативные методы лечения могут помочь справиться с некоторыми симптомами, связанными с СДВГ, в том числе:

  • трудности с концентрацией внимания
  • организационные проблемы
  • забывчивость
  • частые прерывания

Некоторые дети. Избегайте продуктов, содержащих следующие красители и консерванты:

  • бензоат натрия, который обычно содержится в газированных напитках, заправках для салатов и продуктах из фруктовых соков
  • Желтый цвет FD&C № 6 (желтый закат), который можно найти в панировочных сухарях, хлопьях, конфетах, глазури и безалкогольных напитках
  • Желтый цвет D&C № 10 (желтый хинолин), который можно найти в соках, сорбетах и копченая пикша
  • FD&C Желтый № 5 (тартразин), который можно найти в таких продуктах, как соленья, хлопья, батончики мюсли и йогурт
  • FD&C Красный № 40 (красный очаровательный), который можно найти в безалкогольных напитках, лекарства, желатиновые десерты и мороженое

Диета, ограничивающая возможные аллергены, может помочь улучшить поведение некоторых детей с СДВГ.

Лучше обратиться к врачу-аллергологу, если вы подозреваете, что у вашего ребенка аллергия. Но вы можете поэкспериментировать, избегая следующих продуктов:

  • химические добавки/консерванты, такие как BHT (бутилированный гидрокситолуол) и BHA (бутилированный гидроксианизол), которые часто используются для предотвращения порчи масла в продукте и могут быть обнаружены в обработанных продуктах. продукты питания, такие как картофельные чипсы, жевательная резинка, сухие смеси для тортов, хлопья, масло и картофельное пюре быстрого приготовления
  • молоко и яйца
  • шоколад
  • продукты, содержащие салицилаты, включая ягоды, порошок чили, яблоки и сидр, виноград, апельсины, персики, сливы, чернослив и помидоры во многих обезболивающих)

Электроэнцефалографическая (ЭЭГ) биологическая обратная связь — это тип нейротерапии, который измеряет мозговые волны. Исследование 2011 года показало, что тренировка ЭЭГ является многообещающим методом лечения СДВГ.

Во время обычного сеанса ребенок может играть в специальную видеоигру. Им будет дано задание, на котором нужно сосредоточиться, например, «удержать самолет в полете». Самолет начнет пикировать или экран погаснет, если они отвлеклись. Игра учит ребенка новым методам фокусировки с течением времени. В конце концов, ребенок начнет выявлять и исправлять свои симптомы.

Некоторые небольшие исследования показывают, что йога может быть полезна в качестве дополнительной терапии для людей с СДВГ. В исследовании, опубликованном в 2013 году, сообщалось о значительных улучшениях гиперактивности, тревожности и социальных проблем у мальчиков с СДВГ, которые регулярно занимались йогой в дополнение к ежедневному приему лекарств.

Некоторые ранние исследования показывают, что тай-чи также может помочь облегчить симптомы СДВГ. Исследователи обнаружили, что подростки с СДВГ, которые занимались тай-чи, не были такими тревожными или гиперактивными. Они также меньше мечтали и проявляли меньше неуместных эмоций, когда два раза в неделю посещали занятия по тай-чи в течение пяти недель.

Проведение времени на свежем воздухе может принести пользу детям с СДВГ. Имеются убедительные доказательства того, что даже 20-минутное пребывание на свежем воздухе может принести им пользу, улучшая их концентрацию. Зелень и природа являются наиболее полезными.

Исследование 2011 года и несколько предшествующих ему исследований подтверждают утверждение о том, что регулярное пребывание на открытом воздухе и в зеленых насаждениях является безопасным и естественным лечением, которое можно использовать для помощи людям с СДВГ.

Для детей с более тяжелыми случаями СДВГ поведенческая терапия может оказаться полезной. Американская академия педиатрии утверждает, что поведенческая терапия должна быть первым шагом в лечении СДВГ у маленьких детей.

Этот подход, который иногда называют модификацией поведения, работает над устранением определенных проблем в поведении и предлагает решения, помогающие предотвратить их. Это может также включать установление целей и правил для ребенка. Поскольку поведенческая терапия и медикаментозное лечение наиболее эффективны при совместном использовании, они могут оказать мощную помощь вашему ребенку.

Родительская терапия может помочь предоставить родителям инструменты, необходимые для достижения успеха их ребенку с СДВГ. Оснащение родителей методами и стратегиями преодоления поведенческих проблем может помочь как родителю, так и ребенку в долгосрочной перспективе.

Лечение добавками может облегчить симптомы СДВГ. Эти добавки включают:

  • цинк
  • L-карнитин
  • витамин B-6
  • магний

Магазин цинковых добавок.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts