Предмет и задачи психофизиологии: Тема 1. Предмет, задачи и методы психофизиологии

Тема 1. Предмет, задачи и методы психофизиологии

Психическая реальность не есть нечто обособленное от процессов мозга. Мы говорим, что психический процесс и мозговой процесс неотделимы друг от друга, а потому, изучая мозговой процесс в его высших проявлениях, мы изучаем вместе с тем ход и развитие психического процесса. В. М. Бехтерев

Предмет, задачи методы психофизиологии

Психофизиология — наука, изучающая физиологические механизмы субъективных явлений, состояний и индивидуальных психических различий. Предметом ее изучения являются физиологические основы психической деятельности и поведения человека. Сложнее определить объект, который изучает психофизиология, поскольку им оказывается та часть физиологии человека, которая непосредственно связана с психическими проявлениями (например, инстинкты, динамические стереотипы) и та часть психических процессов, которые связаны и могут быть объяснены с точки зрения физиологии (стрессовые состояния, эмоции и др.

)

Термин «психофизиология» появился в начале 19-го века, его использовал французский философ Н.Массиас для обозначения тех исследований психики, которые опирались на точные объективные физиологические методы. Очень похожий термин «физиологическая психология» использовал в своих работах в конце 19-го века В.Вундт. Наш выдающийся соотечественник А.Р. Лурия в своих работах, опубликованных в 70-е году прошлого века, развел эти два понятия, определив, что физиологическая психология изучает физиологию отдельных сложных психических процессов и функций, а психофизиология ищет физиологические основы целостных форм поведения человека и животного.

Имея одну дисциплину в учебном плане «Психофизиология», мы будем говорить и об отдельных психических процессах и о целостных формах поведения.

Значительный вклад в развитие психофизиологии внесли работы Л.С. Выготского, который впервые сформулировал необходимость исследовать проблему соотношения психологических и физиологических систем.

Эти идеи развил П.К.Анохин в своей теории функциональных систем, базирующейся на понимании психических и физиологических процессов как сложнейших функциональных систем, объединенных в комплексы, действие которых направлено на достижение полезного, приспособительного результата. Одну из главных составляющих это сложного процесса составляет принцип саморегуляции физиологических функций, сформулированный в отечественной физиологии Н.А. Бернштейном. В процессе изложения материала мы встретим ещё немало имен отечественных и зарубежных ученых, которые подарили свои научные открытия миру и, конечно, нам с Вами, уважаемые коллеги, желающие глубже понять механизмы и рычаги психики человека.

Становление психофизиологии как одной из ветвей нейронауки связано с успехами, достигнутыми в области изучения нейронной активности. В 20-х годах в Англии (Кембридж) сложилась сильная школа электрофизиологов во главе с А. Эдрианом. Она внесла большой вклад в изучение электрической активности нейронов и в общую теорию ЭЭГ.

Термин «психофизиология» появился в начале 19-го века, его использовал французский философ Н.Массиас для обозначения тех исследований психики, которые опирались на точные объективные физиологические методы. Очень похожий термин «физиологическая психология» использовал в своих работах в конце 19-го века В.Вундт. Эта была дань тому самому спору о первенстве психики или тела, который продолжается и сейчас. Наш выдающийся соотечественник А.Р. Лурия в своих работах, опубликованных в 70-е году прошлого века, попытался развести предметы психофизиологии и физиологической психологии, определив, что физиологическая психология изучает физиологию отдельных сложных психических процессов и функций, а психофизиология ищет физиологические основы целостных форм поведения человека и животного. В любом из контекстов понятно, что психофизиология является междисциплинарной наукой, объединяющей в себе концепции нейрофизиологии и высшей нервной деятельности и той части психологии, которая оперирует объективными критериями.

Главной задачей П. является причинное объяснение психических явлений путем раскрытия лежащих в их основе нейрофизиологических механизмов. Успехи современной П. связаны с тем, что наряду с традиционными методами (регистрация сенсорных, моторных, вегетативных реакций, анализ последствий повреждения и стимуляции мозга) в исследовательской практике получили широкое распространение электрофизиологические методы (электроэнцефалография и др.) а также математические способы обработки экспериментальных данных. Значительное влияние на развитие психофизиологии оказала теория нервных сетей, сформулированная У. Мак Каллахом и У. Питсом. Ее экспериментальное обоснование было представлено в их публикации совместно с Дж. Летвиным, X. Матураной под названием «Что говорит глаз мозгу лягушки» (1959).

Исследователями впервые был описан особый тип нейронов сетчатки, избирательно реагирующих на некоторые физические свойства зрительных стимулов. Для обозначения этих нейронов они ввели новый термин — детектор. В сетчатке лягушки они открыли несколько групп нейронов-детекторов: движущего угла, контраста, границы и др. Успех этой группы исследователей в значительной мере был обусловлен введением ими новой методики для изучения свойств нейронов. Вместо стандартных точечных раздражителей (пятен света) или включения и выключения диффузного освещения они применили стимулы, встречающиеся в естественной среде обитания лягушки: светлые или темные фигуры разной формы и размера (движущиеся линии, полоски, углы). Кроме того, при регистрации электрической активности отдельных нейронов исследователи отказались от стандартной формы эксперимента с наркозом и обездвиживанием животного.

На развитие детекторной теории сильное влияние оказали работы Д. Хьюбела и Т. Визеля, которые в 60-х годах сформулировали модульный принцип организации нейронов коры больших полушарий, показав существование «колонок» — объединения нейронов в группы со сходными функциональными свойствами (Хьюбел Д. , 1990).

Были открыты многие новые классы нейронов, специфически связанных с различными психическими процессами. Среди них — особый тип сенсорных нейронов — гностические единицы, кодирующие целостные образы.

Концепция гностических единиц

принадлежит Ю. Конорскому, который предположил, что узнаванию знакомого лица с первого взгляда, знакомого предмета, знакомого голоса по первому произнесенному слову, знакомого запаха, характерного жеста и т.п. соответствует возбуждение не клеточного ансамбля, а единичных нейронов, отвечающих отдельным восприятиям. Прямое изучение нейронной активности коры высших животных подтвердило его концепцию гностических нейронов. В нижневисочной коре обезьяны найдены нейроны, избирательно отвечающие на появление лица конкретного человека, обезьяны, на мимику, выражающую определенную эмоцию, на положения руки (жесты), а также на различные неодушевленные предметы.

Описан особый класс нейронов, получивший название нейронов цели. Эти нейроны избирательно реагируют на появление целевого объекта: на вид или запах пищи. Нейроны цели найдены в гипоталамусе, височной коре, хвостатом ядре обезьяны.

А.С. Батуев обнаружил у обезьяны нейроны цели в теменной и лобной коре. Их реактивность зависела от мотивационного возбуждения животного (голода). Только у голодной обезьяны нейроны цели реагируют на вид пищи, с насыщением животного их реакция исчезает.

Нейроны новизны, активирующиеся при действии новых стимулов и снижающие свою активность по мере привыкания к ним, обнаружены в гиппокампе, неспецифическом таламусе, ретикулярной формации среднего мозга и других структурах. В гиппокампе найдены также нейроны тождества, опознающие знакомые (многократно повторяющиеся) стимулы. В.Б. Швырковым выделена группа нейронов поискового поведения, которые становятся активными только во время ориентировочно-исследовательского поведения кролика.

Особую группу составляют нейроны среды, избирательно возбуждающиеся при нахождении животного в определенной части клетки.

Нейроны среды найдены Ю.И. Александровым в моторной, соматосенсорной и зрительной коре у кролика. Нейроны среды в коре сходны с нейронами места, найденными О’Кифом в гиппокампе кролика. Нейроны места также активируются лишь при определенном расположении животного в экспериментальном пространстве.

   Данные в психофизиологии могут быть получены в процессе применения множества различных математических, физических, химических, физиологических, психологических, социологических методик. Методика — конкретное воплощение метода в виде частной его реализации при решении конкретной научной теоретической или практической задачи, совокупность конкретных практических приемов выполнения чего-либо. Примеры методик, которые могут использоваться в психофизиологии.

Наука начинается там, где есть определенная проблема. Психофизиологическая проблема — вопрос об активном системном взаимодействии тела и психики. Существуют различные взгляды на то, как соотносятся тело и психика, однако, данный спор до сих пор не решён окончательно. История научного спора о роли тела и психики в жизни человека, а также их взаимосвязи насчитывает не одно столетие. Начавшись с 17-го века с работ Р.Декарта, этот спор привлек таких выдающихся ученых как Т.Гоббс, Г.Лейбниц, Б.Спиноза, Л. Бюхнер, К. Фогт, Я. Молешотт. В середине 20-го века в спор включились ученики И.П.Павлова, пытавшиеся объяснить самые сложные психические процессы простой суммой условных рефлексов. Рациональное непротиворечивое решение психофизиологической проблемы хорошо сформулировано известным отечественным психологом и психофизиологом Ю. Б. Гиппенрейтер: «Имеется единый материальный процесс, и то, что называется физиологическим и психическим, — это просто две различные стороны единого процесса». Однако, проблема полностью не исчерпана и сейчас споры о первенстве психики или телесности вспыхивают с новой силой.

Трудами И. М. Сеченова, И. П. Павлова, В. М. Бехтерева, А. А. Ухтомского были заложены основные представления о движущих факторах поведения. Значительный вклад в развитие психофизиологии внесли работы Л.С. Выготского, который впервые сформулировал необходимость исследовать проблему соотношения психологических и физиологических систем. Эти идеи развил П.К.Анохин в своей теории функциональных систем, базирующейся на понимании психических и физиологических процессов как сложнейших функциональных систем, объединенных в комплексы, действие которых направлено на достижение полезного, приспособительного результата. Одним из главных составляющих этого сложного процесса является принцип саморегуляции физиологических функций, сформулированный в отечественной физиологии Н.А. Бернштейном. Современные тенденции в психофизиологии заложили в своих работах А. Р. Лурия, И. С. Бериташвили, Л. В. Крушинский, М. Н. Ливанов, В. С. Русинов, Е. Н. Соколов. В процессе изложения материала мы встретим ещё немало имен отечественных и зарубежных ученых, которые подарили свои научные открытия миру и, конечно, нам с Вами, уважаемые коллеги, желающие глубже понять механизмы и рычаги психики человека.

Итак, объектом изучения психофизиологии, в конечном счете, является деятельность головного мозга и, связанное с этой деятельностью, поведение человека и животного.

Предмет психофизиологии: физиологические корреляты психической деятельности человека и животного.

Цель изучения психофизиологии: глубокое понимание физиологических механизмов поведения человека и использование их для психодиагностики и психокоррекции.

Задачами психофизиологии как учебной дисциплины являются:

  • Изучение физиологических механизмов получения, передачи и анализа центральной нервной системой информации о внешней и внутренней средах организма

  • Изучение механизмов принятия решений и их реализации на уровне головного мозга и организма в целом

  • Знание физиологических основ внимания, мотивации, памяти, мышления, движения

  • Знание физиологических основ эмоциональных реакций в обычных и стрессовых ситуациях

  • Знание механизмов нарушения физиологических функций, связанных с психикой человека

  • Умение использовать наблюдение динамики физиологических параметров для целей психодиагностики

  • Умение оказывать корректирующее влияние на психику и поведение пациента, используя знания физиологических коррелятов психических процессов.

  • Умение использовать психокоррекцию для положительного влияния на измененные физиологические параметры и состояния организма пациента.

Структурно психофизиология подразделяется на психофизиологию органов чувств, поведения, дифференциальную и возрастную. Фактический и теоретический базис для психофизиологии органов чувств и психофизиологии поведения составляют смежные дисциплины: анатомия центральной нервной системы, нейробиология, нейрофизиология, физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем, психосоматика, психофармакология, нейропсихология, дифференциальная и возрастная психофизиология.

При изучении психофизиологии мы столкнемся с целым рядом научных дилемм. Вот только некоторые из них:

  1. Физиологические раздражения — психическое ощущение;

  2. Физиологические реакции — психическое состояние;

  3. Движения — действие;

  4. Свойства нервной системы — темперамент;

  5. Задатки — способности.

Окажутся ли они истинными или ложными, попробуем разобраться, используя факты, накопленные к настоящему времени физиологией и психологией.

Традиционно психофизиология включает несколько областей исследования.

  • Психофизиология ощущений и восприятий изучает нервные процессы в сенсорных системах, начиная с рецепторов и кончая ассоциативными корковыми центрами.

  • Психофизиология речи и мышления изучает функциональную роль разных областей мозга и их взаимосвязей в осуществлении речевых процессов. Принципиально важным является то, что вербальные функции тесно связаны с мыслительными процессами.

  • Психофизиология эмоций исследует нервные и нейрогуморальные механизмы возникновения эмоциональных состояний. Открыты нервные «центры» удовольствия и неудовольствия, расположенные в промежуточном мозге и других подкорковых структурах. Установлена важная роль в эмоциональном поведении гормонов и биологически активных веществ.

  • Психофизиология внимания исследует нейрофизиологические корреляты внимания (изменение ЭЭГ и вызванных потенциалов, изменение кожно-гальванической и др. реакций).

  • Психофизиология биологических ритмов, сна и бодрствования.

  • Психофизиология памяти

  • Психофизиология произвольных действий вскрывает физиологическую структуру и механизмы их осуществления.

  • Дифференциальная психофизиология изучает зависимость индивидуальных особенностей психики и поведения от индивидуальных и возрастных различий в деятельности мозга.

  • Клиническая психофизиология раскрывает особенности проявления физиологических и психических коррелятов при различных заболеваниях и состояниях организма.

Психофизиология – надежная научная опора для психолога, который отважится вторгнуться в душевный мир пациента, понять его проблемы, помочь ему понять самого себя, совместно найти правильное решение проблемной ситуации. Умение восстановить и сохранить психофизиологический гомеостаз, то есть постоянство и гармонию психических и физиологических компонентов, свойственных пациенту, свидетельствует о высокой компетентности практикующего психолога.

 

1.1. Предмет, задачи, история становления психофизиологии как отрасли психологической науки . Основы психофизиологии

Психофизиология – научная дисциплина, возникшая на стыке психологии и физиологии. Предметом ее изучения являются физиологические механизмы психических процессов и состояний.

К задачам современной психофизиологии относят:

1) причинное объяснение психических явлений путем раскрытия лежащих в их основе нейрофизиологических механизмов;

2) исследование физиологических механизмов психических процессов и состояний на системном, нейронном, синаптическом, молекулярном уровнях;

3) изучение нейрофизиологических механизмов организации высших психических функций человека.

У современной психофизиологии два дня рождения – неофициальный и официальный. Первый связан с именем В. Вундта (1832–1920), поделившего в 1879 г. всю психологию на «психологию народов» и «физиологическую психологию». Второй день рождения ознаменован учредительным съездом (Первым Международным конгрессом) психофизиологов в г. Монреале в мае 1982 г., на котором было дано определение предмета психофизиологии, создана Международная психофизиологическая организация (International Organization of Psychophysiology – ЮР) и сформирован печатный орган «International Journal of Psychophysiology». На I Международном психофизиологическом конгрессе в 1982 г. психофизиология была официально определена как «наука о физиологических механизмах психических процессов и состояний, индивидуальных различий» (Черноризов А. М., 2007, с. 15).

Этому предшествовали многолетние исследования отечественных и иностранных ученых.

Психофизиология (психологическая физиология) – научная дисциплина, возникшая на стыке психологии и физиологии.

Термин «психофизиология» был предложен в начале XIX в. французским философом Н. Массиасом и первоначально использовался для обозначения широкого круга исследований психики, опиравшихся на точные объективные физиологические методы (определение сенсорных порогов, времени реакции и т. д.).

Поскольку психофизиология представляет собой естественнонаучную ветвь психологического знания, необходимо определить ее положение по отношению к другим дисциплинам той же ориентации:

1) физиологической психологии;

2) физиологии высшей нервной деятельности и

3) нейропсихологии.

Наиболее близкой к психофизиологии является физиологическая психология – наука, возникшая в конце XIX в. как раздел экспериментальной психологии. Термин «физиологическая психология» был введен В. Вундтом для обозначения психологических исследований, заимствующих методы и результаты исследований у физиологии человека. В настоящее время физиологическая психология понимается как отрасль психологии, изучающая физиологические механизмы психической деятельности от низших до высших уровней ее организации (Марютина Т. М., Кондаков И. М., 2004). Следовательно, при практическом совпадении задач психофизиологии и физиологической психологии в настоящее время различия между ними носят в основном терминологический характер.

Однако в истории отечественной психофизиологии был период, когда терминологические различия использовались для того, чтобы обозначить продуктивность складывающегося в физиологии функционально-системного подхода к изучению психики и поведения человека. Выделение психофизиологии как самостоятельной дисциплины по отношению к физиологической психофизиологии было проведено А. Р. Лурией (1973), согласно представлениям которого физиологическая психология изучает основы сложных психических процессов – мотивов и потребностей, ощущений и восприятия, внимания и памяти, сложнейших форм речевых и интеллектуальных актов, т. е. отдельных психических процессов и функций. Физиологическая психология образовалась в результате накопления эмпирического материала о функционировании различных физиологических систем организма в различных психических состояниях.

В отличие от физиологической психологии, предметом которой было изучение отдельных физиологических функций, предметом психофизиологии, как отмечал А. Р. Лурия, было поведение человека или животного. При этом поведение оказывается независимой переменной, тогда как зависимой переменной являются физиологические процессы. По Лурии, психофизиология – это физиология целостных форм психической деятельности, она возникла в результате необходимости объяснить психические явления с помощью физиологических процессов, и поэтому в ней сопоставляются сложные формы поведенческих характеристик человека с физиологическими процессами разной степени сложности (Марютина Т. М., Кондаков И. М., 2004).

Теоретико-экспериментальные основы данного направления составляет теория функциональных систем П. К. Анохина (1978), базирующаяся на понимании психических и физиологических процессов как сложнейших функциональных систем, в которых отдельные механизмы объединены общей задачей в целые, совместно действующие комплексы, направленные на достижение полезного, приспособительного результата. Принцип саморегуляции физиологических процессов, сформулированный в отечественной физиологии Н. А. Бернштейном (1990), открывшим совершенно новый подход к изучению физиологических механизмов отдельных психических процессов, также непосредственно связан с идеей функциональных систем. В итоге развитие этого направления в психофизиологии привело к возникновению новой области исследований – системной психофизиологии (Швырков В. Б., 1995).

Рассмотрим теперь соотношение психофизиологии и нейропсихологии. Нейропсихология-это отрасль психологической науки, сложившаяся на стыке психологии, медицины (нейрохирургии, неврологии), физиологии, и направленная на изучение мозговых механизмов высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга. Теоретической основой нейропсихологии является разработанная А. Р. Лурией (1973) теория системной динамической локализации психических процессов.

В последние десятилетия появились новые методы (например, позитронно-эмиссионная томография), которые позволяют исследовать мозговую локализацию высших психических функций у здоровых людей. Поэтому можно отметить, что современная нейропсихология ориентирована на изучение мозговой организации психической деятельности не только в патологии, но и в норме. Соответственно этому круг исследований нейропсихологии расширился; появились такие направления, как нейропсихология индивидуальных различий, возрастная нейропсихология что фактически приводит к стиранию границ между нейропсихологией и психофизиологией.

Остановимся на соотношении физиологии ВНД и психофизиологии. Высшая нервная деятельность (ВНД) – понятие, введенное И. П. Павловым, в течение многих лет отождествлялось с понятием «психическая деятельность». Таким образом, физиология высшей нервной деятельности представляла собой физиологию психической деятельности, или психофизиологию.

Обоснованная методология и многообразие экспериментальных приемов физиологии ВНД оказали решающее влияние на исследования в области физиологических основ поведения человека, затормозив развитие тех исследований, которые не укладывались в «прокрустово ложе» физиологии ВНД. В 1950 г. состоялась так называемая «Павловская сессия», посвященная проблемам психологии и физиологии. На этой сессии речь шла о необходимости возрождения павловского учения. За уклонение в сторону от этого учения резкой критике подвергся создатель теории функциональных систем П. К. Анохин и некоторые другие видные ученые.

Официально положение дел изменилось в 1962 г., когда состоялось Всесоюзное совещание по философским вопросам физиологии высшей нервной деятельности и психологии, которое констатировало существенные изменения, произошедшие в науке в послевоенные годы. При характеристике этих изменений подчеркнем следующее.

В связи с интенсивным развитием новой техники физиологического эксперимента, и прежде всего с появлением электроэнцефалографии (ЭЭГ), стало увеличиваться количество экспериментальных исследований мозговых механизмов психики и поведения человека и животных. Метод ЭЭГ дал возможность заглянуть в тонкие физиологические механизмы, лежащие в основе психических процессов и поведения. Развитие микроэлектродной техники, эксперименты с электрической стимуляцией различных образований головного мозга с помощью вживленных электродов открыли новое направление исследований в изучении мозга. Возрастающее значение вычислительной техники, теории информации, кибернетики и т. д. требовали переосмысления традиционных положений физиологии ВНД и разработки новых теоретических и экспериментальных парадигм.

Благодаря послевоенным инновациям значительно преобразилась и зарубежная психофизиология, которая до этого занималась исследованием физиологических процессов и функций человека при различных психических состояниях (Марютина Т. М., Кондаков И. М., 2004).

Интенсивному развитию психофизиологии также способствовал тот факт, что Международная организация по исследованию мозга провозгласила последнее десятилетие XX в. «Десятилетием мозга». В рамках этой международной программы были проведены комплексные исследования, направленные на интеграцию всех аспектов знания о мозге и принципах его работы.

Переживая на этой основе период интенсивного роста, психофизиология вплотную подошла к решению таких проблем, которые ранее были недоступны, например к физиологическим механизмам и закономерностям кодирования информации, хронометрии процессов познавательной деятельности и др.

В облике современной психофизиологии Б. И. Кочубей (1990) выделил три новых характеристики: активизм, селективизм и информативизм.

Активизм – отказ от представлений о человеке как пассивно реагирующем на внешние воздействия существе, и переход к новой «модели» человека – активной личности, направляемой внутренне заданными целями, способной к произвольной саморегуляции.

Селективизм характеризует возрастающую дифференцированность в анализе физиологических процессов и явлений, которая позволяет ставить их в один ряд с тонкими психологическими процессами.

Инфоржативизж отражает переориентацию физиологии с изучения энергетического обмена со средой на обмен информацией (Кочубей Б. И., 1990).

На современном этапе своего развития психофизиология как наука о физиологических основах психической деятельности и поведения представляет собой область знания, которая объединяет физиологическую психологию, физиологию ВНД, «нормальную» нейропсихологию и системную психофизиологию.

Взятая в полном объеме своих задач психофизиология включает три относительно самостоятельных части: общую, возрастную и дифференциальную психофизиологию. Каждая из них имеет собственный предмет изучения, задачи и методические приемы.

Предмет общей психофизиологии – физиологические основы (корреляты, механизмы, закономерности) психической деятельности и поведения человека. Общая психофизиология изучает физиологические основы познавательных процессов (когнитивная психофизиология), эмоционально-потребностной сферы человека и функциональных состояний.

Предмет возрастной психофизиологии – онтогенетические изменения физиологических основ психической деятельности человека.

Дифференциальная психофизиология изучает естественнонаучные основы и предпосылки индивидуальных различий в психике и поведении человека (Марютина Т. М., Кондаков И. М., 2004).

В наши дни происходит взаимное обогащение двух наук о человеке (психологии и физиологии) как теоретическими разработками, так и экспериментальными методами. На сегодня в распоряжении ученых имеется значительный набор методов исследования мозга.

В сферу интересов современной психофизиологии входят такие проблемы, как нейронные механизмы ощущений, восприятия, памяти и обучения, мотивации и эмоций, мышления и речи, поведения и психической деятельности, а также межполушарные отношения, диагностика и механизмы функциональных состояний, психофизиология индивидуальных различий, принципы кодирования и обработки информации в нервной системе, психофизиологические корреляты принятия решения, сознания и бессознательного, мозговые механизмы творчества (Дикая Л. А, Дикий И. С., 2015).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Некоторые основные принципы психофизиологии | Психофизиологическая запись

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicPsychophysiological Recording (2nd edn)Психология здоровьяКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicPsychophysiological Recording (2nd edn)Психология здоровьяКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

CITE

Стерн, Роберт М. , Уильям Дж. Рэй и Карен С. Куигли,

‘Некоторые основные принципы психофизиологии’

,

Психофизиологическая запись

, 2 -й Edn

(

New Hord hordn, 2 -й Edn

(

New Hordn, 2 -е место. ,

2000;

онлайн-издание,

Oxford Academic

, 22 марта 2012 г.

), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780195113594.003.0005,

, по состоянию на 12 ноября 2022 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicPsychophysiological Recording (2nd edn)Психология здоровьяКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicPsychophysiological Recording (2nd edn)Психология здоровьяКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

Основные принципы психофизиологии являются обобщениями, сделанными на основе тысяч психофизиологических экспериментов. Знакомство с этими принципами не только предоставит читателю информацию о некоторых отношениях между психологическим и физиологическим переменных, но также предупредит читателя о факторах — других чем независимая переменная — это может повлиять на данные собранные в психофизиологическом эксперименте. В этой главе рассматривается некоторые базовые отношения, которые представляют интерес сами по себе, но которые иногда мешают увидеть влияние других переменных изучить или правильно интерпретировать результаты. С пониманием эти обобщения, читатель должен быть лучше подготовлен к разработке новые психофизиологические исследования и понять более ранние публикации. Обсуждаются понятия возбуждения и привыкания, а также ориентировочная, защитная и вздрагивающая реакции, гомеостаз и вегетативная равновесие, закон начальных величин, специфичность стимула-реакции и Стереотипность индивидуальной реакции.

Ключевые слова: психофизиология, возбуждение, привыкание, реакции вздрагивания, гомеостаз, вегетативное равновесие, закон исходных значений, стереотипия индивидуальных реакций

Субъект

Психология здоровья

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Войти с помощью личного кабинета

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

Генетическая психофизиология: достижения, проблемы и будущие направления

Обзор

. 2014 авг;93(2):173-97.

doi: 10.1016/j.ijpsycho.2014.04.003. Epub 2014 13 апр.

Андрей П Анохин 1

принадлежность

  • 1 Медицинский факультет Вашингтонского университета, кафедра психиатрии, 660 S. Euclid, Box 8134, Сент-Луис, Миссури 63110, США. Электронный адрес: [email protected].
  • PMID: 24739435
  • PMCID: PMC4077936
  • DOI: 10. 1016/j.ijpsycho.2014.04.003

Бесплатная статья ЧВК

Обзор

Андрей П Анохин. Int J Психофизиол. 2014 авг.

Бесплатная статья ЧВК

. 2014 авг;93(2):173-97.

doi: 10.1016/j.ijpsycho.2014.04.003. Epub 2014 13 апр.

Автор

Андрей П Анохин 1

принадлежность

  • 1 Медицинский факультет Вашингтонского университета, кафедра психиатрии, 660 S. Euclid, Box 8134, Сент-Луис, Миссури 63110, США. Электронный адрес: andrey@wustl. edu.
  • PMID: 24739435
  • PMCID: PMC4077936
  • DOI: 10.1016/j.ijpsycho.2014.04.003

Абстрактный

В этой статье представлен обзор исторических достижений и современного состояния генетической психофизиологии, быстро развивающегося междисциплинарного исследования, связывающего генетику, мозг и поведение человека, обсуждаются методологические проблемы и намечаются будущие направления исследований. Основные цели генетической психофизиологии — выяснить нервные пути и механизмы, опосредующие генетические влияния на познание и эмоции, идентифицировать промежуточные мозговые фенотипы для психопатологии и дать функциональную характеристику генов, обнаруженных в ходе крупных ассоциативных исследований поведенческих фенотипов. С момента появления этого нейрогенетического подхода к индивидуальным различиям человека в XIX в.В 70-х годах многочисленные исследования близнецов и семей предоставили убедительные доказательства наследуемости различных аспектов функции мозга, включая колебания мозга в состоянии покоя, функциональную связность и связанную с событиями нейронную активность в различных когнитивных задачах и задачах обработки эмоций, а также периферических психофизиологических ответы. Эти данные указывают на большие различия в наличии и силе генетических влияний по показателям и доменам, что позволяет выбирать наследуемые характеристики для исследований по поиску генов. Совсем недавно исследования ассоциации генов-кандидатов начали привлекать определенные генетические варианты к различным аспектам нейрокогнитивных функций. Однако при проведении этого направления исследований требуется большая осторожность из-за продемонстрированной склонности к получению ложноположительных результатов. Недавние разработки в области методов анализа физиологических сигналов, гемодинамической визуализации и геномных технологий открывают новые захватывающие возможности для исследования взаимодействия между генетическими факторами и факторами окружающей среды в развитии индивидуальных различий в поведении, как нормальном, так и ненормальном.

Ключевые слова: Мозг; ЭЭГ; ERP; Эндофенотип; генетика; Наследуемость.

Copyright © 2014 Elsevier B.V. Все права защищены.

Цифры

Рис. 1

Основные причинно-следственные связи, связывающие гены…

Рис. 1

Основные причинно-следственные связи, связывающие гены, мозг и поведение. «Восходящие» пути на…

рисунок 1

Основные причинно-следственные связи, связывающие гены, мозг и поведение. «Восходящие» пути слева показывают, что геномная изменчивость влияет на функцию мозга, что, в свою очередь, приводит к индивидуальным различиям в поведении. «Нисходящие» пути справа показывают, что поведение само по себе может привести к изменениям в мозге из-за адаптации и обучения или повреждению мозга из-за воздействия опасных факторов, таких как алкоголь и наркотики. Эти влияния на мозг могут также привести к эпигенетическим модификациям, влияющим на экспрессию генов в клетках мозга и, таким образом, на функцию мозга. Каждая из этих взаимосвязей регулируется факторами окружающей среды (не показаны для простоты).

Рис. 2

Сходство близнецов на ЭЭГ в состоянии покоя…

Рис. 2

Сходство близнецов по мощности альфа-диапазона ЭЭГ в состоянии покоя. A. Диаграмма рассеяния внутрипарной корреляции в…

Рис. 2

Сходство близнецов по мощности альфа-диапазона ЭЭГ в состоянии покоя. A. Диаграмма рассеяния внутрипарной корреляции у монозиготных близнецов. Один брат-близнец находится в заговоре против другого брата-близнеца. B. Диаграмма рассеяния корреляций тест-ретест у неродственных людей. Данные первого сеанса записи ЭЭГ сопоставляются со второй записью ЭЭГ того же человека со средним интервалом между двумя сеансами около 2 недель.

Рис. 3

Фенотипы ЭЭГ у близнецов. Верхний…

Рис. 3

Фенотипы ЭЭГ у близнецов. Верхняя панель: обычный альфа-вариант; нижняя панель: низковольтная ЭЭГ.

Рис. 3

фенотипа ЭЭГ у близнецов. Верхняя панель: обычный альфа-вариант; нижняя панель: низковольтная ЭЭГ.

См. это изображение и информацию об авторских правах в PMC

Похожие статьи

  • Молекулярно-генетическая психофизиология: взгляд на вклад Миннесоты.

    де Геус EJ. де Геус Э.Дж. Психофизиология. 2014 декабрь; 51 (12): 1203-4. doi: 10.1111/psyp.12341. Психофизиология. 2014. PMID: 25387701

  • Полногеномное сканирование генетических вариантов психофизиологических эндофенотипов: введение в этот специальный выпуск журнала «Психофизиология».

    Иаконо РГ. Яконо ВГ. Психофизиология. 2014 декабрь; 51 (12): 1201-2. doi: 10.1111/psyp.12340. Психофизиология. 2014. PMID: 25387700 Бесплатная статья ЧВК.

  • Известные и неизвестные для психофизиологических эндофенотипов: интеграция и реакция на комментарии.

    Яконо В.Г., Вайдьянатан У., Вриз С.И., Мэлоун С.М. Яконо В.Г. и соавт. Психофизиология. 2014 дек;51(12):1339-47. doi: 10.1111/psyp. 12358. Психофизиология. 2014. PMID: 25387720 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

  • Генетика колебаний мозга человека.

    Беглейтер Х., Поржеш Б. Беглейтер Х. и др. Int J Психофизиол. 2006 г., май; 60 (2): 162–71. doi: 10.1016/j.ijpsycho.2005.12.013. Epub 2006 15 марта. Int J Психофизиол. 2006. PMID: 16540194 Обзор.

  • Генетика функций мозга и познания.

    де Геус Э.Дж., Райт М.Дж., Мартин Н.Г., Бумсма Д.И. де Геус Э.Дж. и соавт. Поведение Жене. 2001 ноябрь; 31(6):489-95. doi: 10.1023/a:1013360909048. Поведение Жене. 2001. PMID: 11838528

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Использование многомерных эндофенотипов для выявления психофизиологических механизмов, связанных с полигенными показателями употребления психоактивных веществ, шизофрении и уровня образования.

    Харпер Дж., Лю М., Мэлоун С.М., МакГью М., Яконо В.Г., Вриз С.И. Харпер Дж. и др. Психомед. 2021 март 18:1-11. дои: 10.1017/S0033291721000763. Онлайн перед печатью. Психомед. 2021. PMID: 33731234 Бесплатная статья ЧВК.

  • Теменная P3 и среднелобная тета проспективно предсказывают развитие употребления алкоголя подростками.

    Харпер Дж., Мэлоун С.М., Яконо В.Г. Харпер Дж. и др. Психомед. 2021 фев; 51 (3): 416-425. дои: 10.1017/S00332917158. Epub 2019, 18 ноября. Психомед. 2021. PMID: 31736455 Бесплатная статья ЧВК.

  • PSPH-D-18-00526: Влияние двойного антагониста рецептора орексина (DORA-12) на сон и связанные с событиями колебания у крыс, подвергшихся воздействию паров этанола в подростковом возрасте.

    Элерс С.Л., Бенедикт Дж., Уиллс Д., Санчес-Алавес М. Элерс С.Л. и соавт. Психофармакология (Берл). 2020 окт; 237(10):2917-2927. дои: 10.1007/s00213-019-05371-4. Epub 2019 28 октября. Психофармакология (Берл). 2020. PMID: 31659377 Бесплатная статья ЧВК.

  • CR-19-0950: Связанные с событиями реакции на стимулы, связанные с алкоголем, у молодых людей мексиканско-американского происхождения: связь с возрастом, полом, сопутствующими заболеваниями и симптомами «темной стороны».

    Элерс С.Л., Филлипс Э., Ким С., Уиллс Д.Н., Каррикер-Джаффе К.Дж., Гилдер Д.А. Элерс С.Л. и соавт. Наркотики Алкогольная зависимость. 20191 сент.; 202:76-86. doi: 10.1016/j.drugalcdep.2019.06.001. Epub 2019 6 июля. Наркотики Алкогольная зависимость. 2019. PMID: 31323376 Бесплатная статья ЧВК.

  • Связанные с мишенью теменные P3 и медиальные лобные тета индексируют генетический риск проблемного употребления психоактивных веществ.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts