Как легче всего выучить стих: Учить стихи без слёз и страданий: простой алгоритм и 6 техник запоминания

Учить стихи без слёз и страданий: простой алгоритм и 6 техник запоминания

Задание «выучить стихотворение» редко радует детей. Да и родителей: им же придётся тратить целый вечер на плач Ярославны. Как превратить этот непростой процесс в понятную систему, рассказывает психолог Ломоносовской школы Анна Галунчикова.

Специалисты говорят, что заучивание стихов — прекрасная тренировка памяти. Но все мы помним, как иногда мучительно не желали укладываться в голове строчки какого-нибудь «Медного всадника». Как же сделать процесс не только полезным, но и интересным, а главное — эффективным?

Итак, для начала прочитайте ребенку стихотворение вслух — выразительно, эмоционально, красиво. Обсудите сложные или непонятные для него слова, обратите внимание на их произношение. Поговорите о том, как ребенок понимает смысл стихотворения. И еще раз выразительно прочитайте, расставляя интонационные акценты.

Для запоминания текста существует несколько приемов:

  • Мнемотаблица. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Таким образом, всё стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый может предложить готовую план-схему, а по мере обучения попросить ребенка составить свою.
  • Создание мысленного образа. Взрослый читает вслух медленно и с выражением стихотворение, ребенок сидит с закрытыми глазами, представляя то, о чем в нем говорится.
  • Изображение в действии. Между речевой функцией и моторикой существует тесная связь. Совокупность движений рук и речи ускоряет запоминание стихотворного текста (образуются дополнительные ассоциации). К слову или строке подбираются движения, которые взрослый, а затем и ребенок самостоятельно выполняют по ходу чтения текста.
  • Музыкальное сопровождение. Негромкое звучание музыки во время заучивания стихотворения способствует более эффективному запоминанию.
  • Использование ритма. Стихотворение можно пропевать или во время заучивания отображать ритмический рисунок при помощи хлопков, притопов, качания головой, дирижирования.
  • Совместное чтение тоже поможет, оно может быть очень разным: читаем хором, читаем шёпотом, «кричим» стихотворением друг на друга, начинаем громко и с каждой строчкой понижаем громкость, и наоборот, читаем по очереди по одной строчке.

Выбор приемов запоминания зависит от типа восприятия, который свойственен человеку. Для аудиала нужно по-разному эмоционально проговаривать текст (сначала шёпотом, потом громко, «как медведь», прокричать). Можно зачитать стихотворение на диктофон и слушать вместо музыки. Визуалам обязательно нужно увидеть картинку: в книге, нарисованную на доске или на бумаге. Кинестетикам помогут разнообразные жесты, которые как опоры, напомнят, о чём будет идти речь дальше в стихотворении, прописывание строчек от руки несколько раз.

Пример алгоритма заучивания стихотворения:

  1. Читаем стихотворение вслух. Делаем это три раза.
  2. При чтении выстраиваем ассоциации и стараемся представить описанную ситуацию. Так волей-неволей что-то в голове да отложится.
  3. Четвертый раз читаем максимально медленно, запоминая сами слова: их время, форму и др.
  4. Для подключения зрительной памяти, произведение нужно переписать на бумагу. При этом проговаривайте вслух все, что записываете.
  5. Каждую отдельную строфу или столбик лучше разбить на несколько.
  6. Учить произведение нужно по той бумаге, на которой оно записано. Прочитав первую строчку, повторяем пару раз. Дальше так же поступаем со второй, третьей, читая их вместе. Лучше не учить все разом, а разбить стихи на «циклы».
  7. На стыке циклов часто попадаются места, которые нелегко заучить. В этом случае поможет шпаргалка. На руке напишите то слово, с которого начинается момент, который сложно вспомнить.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Фото: Анита Янкович / Unsplash

Как быстро выучить стих – самые эффективные способы

Содержание

Стихотворения вдохновляют людей, вызывают у них сильные эмоции и пробуждают высокие чувства. Однако для многих эти плюсы исчезают в тот момент, когда рифмованные строки надо не прочитать, а запомнить.

Лирические произведения учат и дети в садике, и школьники, и студенты гуманитарных специальностей. Во взрослом возрасте приходится запоминать рифмованные поздравления и тосты.

Как же быстро выучить любой стих?

Можно сразу сказать – тренировать память. Но не у всех есть свободное время на это. Поэтому сегодня мы поговорим об общих принципах заучивания. Поделимся алгоритмом запоминания коротких и длинных стихотворений, способами восприятия рифмованных и нерифмованных текстов. А также в качестве бонуса дадим советы, которые помогут подсознанию воспроизвести материал даже при волнении.

Ключевые моменты для успешного запоминания стихотворения

1. Запас времени

Чем раньше вы начнете учить произведение, тем легче и проще информация усвоится и закрепится в памяти. Крупные стихотворения лучше начинать запоминать за 5-7 дней до выступления, короткие – за 2-3 дня.

Грамотное распределение времени поможет избежать переутомления и даст возможность в перерывах выполнить другие задания. Помните, что при планировании графика вы должны обязательно включать в него отдых.

2. Интерес к материалу

Если у вас есть возможность выбрать стихотворение самостоятельно, не стоит учить первое попавшееся. Прочитайте несколько вариантов, найдите тот, который больше вам близок.

Если текст подбирали не вы, не стоит отчаиваться. Попробуйте отыскать в нем что-то приятное и понятное. В любом случае стихотворение придется сдавать, а поздравление для начальника произносить.

3. Общий настрой

Если запаса времени нет, главным ключом к успешному заучиванию становится вера в себя. Поставьте цель, работайте над ее выполнением. Результат не заставит ждать. В экстренном случае поможет и сам организм.

Уровень стресса вырастет, откроется «второе дыхание». Однако есть и побочная сторона: быстро заученный стих забудется после сдачи, а вам нужен будет отдых из-за высокой нагрузки на нервную систему.

4. Комфортная обстановка для запоминания

Поймите, как вам будет удобнее учить стихотворение: в тишине или при музыке; в компании с кем-то или в полном одиночестве. Также стоит выбрать время суток. В момент заучивания у вас должен быть пик активности.

Чем меньше раздражающих факторов, тем проще запоминать материал. Только вы можете знать, как и когда начинать учить стихотворение, чтобы сделать это максимально быстро и эффективно.

5. Погружение в текст

Не хватайтесь за зубрежку стиха сразу. Перед заучиванием текста прочитайте его несколько раз полностью про себя и вслух. Иначе вы не поймете суть материала и последовательность повествования.

Нужно понять, о чем стихотворение, кто его герой, какие чувства он испытывает. Важно прочитать произведение эмоционально хотя бы раз, а также разобраться с непонятными словами, ударениями, почувствовать ритм.

6. Поэтапное запоминание стиха

Учить стихотворения следует по принципу «строка за строкой». Как снежный ком: сначала запоминаем первую фразу, повторяем, потом добавляем новую. Так вы закрепляете изученный материал и запоминаете новый.

Если учить каждую строчку отдельно, смысл произведения будет потерян. Связывающие фразы ритм и рифма дают возможность запомнить материал, поддерживать логику текста.

7. Перерывы

Нельзя зубрить стихи без отдыха. Из-за многократного повторения строк мозг устанет, а вы теряете смысл проговариваемых фраз. Активный мыслительный процесс утомляет организм.

Рациональнее всего делать паузы на несколько минут после каждого фрагмента. При возвращении к материалу нужно проговорить заученные фразы, а потом уже приступать к новым строчкам.

8. Повторение изученного

Через некоторое время после запоминания всего стиха повторите его полностью и проговаривайте несколько раз в день. Оптимально делать это с утра, в течение дня и перед сном.

В день сдачи стиха его стоит повторить с утра и перед выступлением. При финальном повторе найдите место, где никто не помешает, или прикройте уши, чтобы не отвлекаться на шум и слышать вибрацию голоса.

Алгоритм быстрого запоминания большого стиха

  1. Читаем несколько раз текст полностью.
  2. Находим главную мысль, определяем рифму и ритм.
  3. Изучаем неизвестные слова и ударения.
  4. Разделяем произведение на удобные для запоминания части.
  5. Читаем первую строчку несколько раз, внимательно глядя в текст.
  6. Повторяем по памяти до идеального воспроизведения.
  7. Проговариваем заученную фразу, добавляем новую по той же схеме.
  8. Наиболее сложные строки несколько раз переписываем на листочек аккуратным, разборчивым почерком, проговариваем их вслух.
  9. Повторяем выписанные фразы несколько раз по тексту и по памяти, соединяем их с предшествующими и последующими строчками.
  10. Делаем небольшие перерывы между заучиванием фрагментов.
  11. Сначала повторяем весь ранее освоенный материал, потом начинаем учить новые строки.
  12. После запоминания полного текста берем паузу, через 15-20 минут воспроизводим весь материал по памяти.

Алгоритм быстрого запоминания короткого стиха (до 3-х строф)

  1. Читаем текст полностью, обязательно вслух и эмоционально.
  2. Понимаем основную идею стиха, тип рифмовки и ритм.
  3. Читаем про неизвестные слова, уточняем ударения.
  4. Учим одну строфу за другой с перерывами.
  5. Несколько раз выразительно произносим первые строки для заучивания, читая с листа.
  6. Повторяем их по памяти, подключаем следующие (также сначала читаем, потом озвучиваем самостоятельно).
  7. Проговариваем первую строфу полностью, делаем перерыв.
  8. Повторяем по памяти старый материал, подключаем к нему новые строчки по описанной схеме.
  9. Сразу после запоминания стихотворения повторяем его, делаем паузу, через некоторое время проговариваем текст снова.

Запоминаем рифмованный стих

1. Определяемся с типом рифмовки

Существует 3 типа: парная, перекрестная и кольцевая рифма. Парная – aabb; первая и вторая, третья и четвертая строчки созвучны. По аналогии: перекрестная – abab, кольцевая – abba.

После определения рифмовки станет понятно, как разделить стих на части для запоминания.

Выучив первую строчку и запомнив рифмованное слово из второй, вы сможете без проблем воспроизвести фразы полностью.

2. Чувствуем ритм

Не все умеют определять стихотворные размеры, часто на это и не бывает времени, когда текст надо выучить быстро. Поэтому поступаем проще: читаем стихотворение вслух, отбиваем его ритм.

Важно чувствовать интонацию и динамику текста. Определив ритмику стихотворения, вы сможете правильно расставить акценты, переносы слов между строками.

3. Напеваем мелодию стихотворения

Попробуйте «промурлыкать» текст или продекламировать его. С соблюдением рифмы и ритма это несложно, даже если вы не занимаетесь музыкой или танцами. Можете поискать песню по стиху, который учите.

Восприятие текста, наложенного на мелодию, дается проще, чем его беззвучное запоминание. Не стесняйтесь на этапе заучивания петь, делать акценты голосом на определенных словах.

Запоминаем нерифмованный стих

1. Не паникуем

В современной поэзии распространены произведения, которые выглядят как проза, но записаны как лирика. В этих текстах нет строго ритма и рифмы, в них все – эмоции. Запомнить такие стихи сложнее, но возможно. Главное в процессе их заучивания – подключить фантазию и ассоциативный ряд.

2. Разгадываем загадки текста

Перечитываем стих вслух до тех пор, пока его смысл не станет понятен. Разбираемся со значениями неизвестных слов. Стоит также почитать биографию автора текста. В ней наверняка найдется информация об основных темах, идеях и образах, которые чаще всего появляются в его творчестве.

3. Запоминаем эмоционально или механически

Начинаем искать связи между текстом и жизнью. Постарайтесь вспомнить ситуацию, когда вы переживали описанные в стихе эмоции. Если не получается, то просто переписывайте от руки текст, при этом повторяйте его четко и с выражением до тех пор, пока не запомните.

Как еще можно упростить процесс запоминания стихов

1. Экспериментируем со способами заучивания материала

Попробуйте запомнить стихотворение нестандартным путем. Например, нарисуйте описанную в тексте сцену или послушайте это произведение в исполнении какого-нибудь музыкального коллектива. Высока вероятность, что подобные экспериментальные методики будут эффективнее зубрежки.

2. Играем в ассоциации

На сложные и трудно запоминаемые фразы или отдельные слова в стихе придумывайте ассоциации. Они могут быть нелогичными и смешными, на иностранном языке или связанные с кем-то из ваших знакомых. Главное, чтобы за счет подобной связи вы смогли запомнить нужные строки.

3. Используем подручные предметы

Держите в руках ручку, карандаш или любой предмет, который можно будет взять с собою на выступление. Крутите его в определенном направлении, раскачивайте из стороны в сторону во время заучивания стиха. Подобные движения помогают не сбиться с ритма при сильном волнении.

4. Чувствуем ритм

Этот совет схож с вышеописанным и подойдет тем, кому нельзя ничего держать в руках во время сдачи стиха. Можно во процессе заучивания материала постукивать себя пальцами, отбивать пяткой ритм. Желательно все делать перед зеркалом, чтобы корректировать мимику и телодвижения.

5. Делаем шпаргалку

Пишем на листочек первые слова из всех строк или трудные словосочетания. Во время заучивания подглядываем в него тогда, когда что-то забывается. Эффективнее всего прочитать слово или фразу, а не пытаться вспомнить. Но на выступление эту бумажку брать нельзя!

6. Используем принцип эха

Записываем произведение на диктофон и слушаем несколько раз в день. Можно попросить кого-то из близких сначала прочитать вам стихотворение, а потом помогать при заучивании. Материал, который мы слышим со стороны, воспринимается иначе.

Учите стихи быстро и с удовольствием! Надеемся, что эта статья подсказала вам новые способы качественного запоминания материала.

Как научиться поэзии | Write Forward

Нужно ли учить поэзию или это приходит само собой?

Искусство часто рассматривается как веселое и неторопливое занятие. Отчасти это связано с тем, что создавать и потреблять искусство на самом деле весело. Лучшие рассказы и стихи льются так естественно, так плавно, что почти невозможно представить, чтобы кто-то трудился над их созданием. Неспециалисты склонны считать, что люди просто взмахивают ручкой, и из них вырывается прекрасное стихотворение. Также существует миф о том, что художники создают все на основе чистого таланта, а не приобретают навыки, необходимые для их ремесла.

Но немногие писатели могут сесть и небрежно сочинить отличное стихотворение. В то время как неподготовленные поэты могут иногда создавать произведения для публикации, большинство хороших стихов — это сочетание природного таланта и приобретенных навыков. Даже процесс чтения стихов может принести пользу от небольшой тренировки.

Когда я начал писать стихи, моей моделью была музыка. Я изучал тексты и следовал мелодиям и ритмам из моих любимых песен. Но со временем мне захотелось более глубоко изучить поэзию и укрепить свои навыки, чтобы я мог создавать еще лучшие стихи. Я решил учить стихи.

Некоторые считают поэзию (и искусство) чем-то, что должно исходить из сердца или чутья, и это нормально. Но если вы хотите создать работу, которая найдет отклик у читателей, изучение поэтических приемов и приемов повысит ваши шансы на успех.

Упражнения, которые помогут вам выучить поэзию

Вот несколько заданий, которые помогут вам выучить поэзию:

Собрать коллекцию:

часто сохраняю стихи, которые мне нравятся. Вы можете распечатать их, если они доступны в Интернете, или сфотографировать их, если они есть в книге, а затем распечатать фотографию. Вы даже можете расшифровать их самостоятельно. Я люблю экономить бумагу, поэтому вместо того, чтобы распечатывать, я держу на компьютере папку с любимыми стихами. Идея состоит в том, чтобы просмотреть множество стихов и найти способ сохранить стихи, которые вам больше всего нравятся, в личной коллекции, к которой вы сможете вернуться.

Изучай и анализируй поэзию:

Когда у тебя есть коллекция стихов, которые тебе нравятся, выбери стихотворение для изучения. Прочтите его несколько раз и прочитайте вслух. Напишите его от руки (или напечатайте), чтобы вы могли изучить его поближе. Затем письменно ответьте на следующие вопросы:

  • Сколько строк и строф в стихотворении?
  • Сколько слогов в каждой строке?
  • Это написано в форме или в свободном стихе?
  • Как поэт подбирал слова?
  • О чем стихотворение?
  • Что тебе в нем нравится?
  • Что можно улучшить?

Изучая поэзию на этом уровне, вы познакомитесь с приемами, которые используют поэты для создания интересующих вас стихов.

Создайте средство обучения: 

Приведенные выше вопросы являются хорошим началом для изучения поэзии, но есть еще много вопросов, которые вы можете изучить. Держите постоянный список вопросов, которые помогут вам выучить поэзию, вопросов, которые вы можете использовать как в качестве читателя, так и в качестве автора стихов. Вам не нужно изучать и анализировать каждое прочитанное стихотворение — иногда стоит просто расслабиться и насладиться поэзией. Но когда вы будете готовы серьезно заняться обучением, вам пригодится ваш список вопросов.

Форма поиска:

Выберите стихотворную форму, такую ​​как сонет, хайку или пантум. Распечатайте (или запишите) руководящие принципы формы, а затем найдите три стихотворения в этой форме. Прочтите каждое из них не менее трех раз, проверяя его соответствие рекомендациям. Наконец, напишите собственное стихотворение в этой форме.

Посмотрите на поэта:

Когда мы оцениваем искусство, мы должны оценивать искусство, а не художника. Как писатели, когда кто-то резко критикует нашу работу, мы должны стараться не принимать это на свой счет — они судят нашу работу, а не нас. Но изучение жизни поэта иногда может лучше понять его творчество. Поэт приносит на страницу свои личные переживания и взгляды на мир. Молодая женщина, пишущая стихи на чердаке своих родителей в девятнадцатом веке, будет иначе смотреть на мир, чем мужчина средних лет, сочиняющий стихи в разгар Первой мировой войны.0003

Подумайте о поэзии, которая вам больше всего нравится. Выделяется ли какой-нибудь поэт? Найдите биографию этого поэта (вам не нужно читать полную биографию или мемуары, достаточно статьи в Википедии) и подумайте, как воспитание этого поэта, обстоятельства и время, в которое он писал, повлияли на его творчество.

Освободи себя

Найдите не менее трех стихотворений, написанных свободным стихом. Распечатайте их. Выделите любые рифмы, аллитерации или другие приемы, которые придают стихотворению музыкальность. Изучите стихи, прочитав их несколько раз. Прочтите их вслух. Запишите их от руки. Затем напишите краткое эссе из 250 слов, описывающее свободный стих. Наконец, напишите стихотворение в свободном стихе.

Что вы узнали о поэзии?

Вы можете выполнять одно из этих действий или все сразу. Вы можете повторить многие из них — изучить пять стихотворений в разных формах или прочитать биографии трех поэтов. Каждое занятие должно научить вас чему-то новому в поэзии, как читателю, так и писателю.

Как вы относитесь к изучению поэзии? Верите ли вы, что поэтические способности можно приобрести, или вы считаете, что природный талант важнее? Чему нельзя научиться? Поделитесь своими мыслями, оставив комментарий, и продолжайте писать стихи!

Узнать | Poetry Foundation

Изучение аудиторией

Поэзия Ресурсы

Как читать стихотворение

Эдвард Хирш

Интересуетесь поэзией, но не знаете, с чего и как начать? Мы перепечатали первую главу из книги Эдварда Хирша «Как читать стихотворение». В его 16 разделах представлены стратегии чтения стихов, и в каждом разделе есть множество ссылок на примеры стихов в нашем архиве, чтобы проиллюстрировать суть.

Читать статью

  • Глоссарий поэтических терминов

    Просмотрите обширный глоссарий поэтических терминов Фонда поэзии, начиная с abecedarian и заканчивая zeugma.

    Посмотреть глоссарий

  • Интернет-ресурсы

    Включает ссылки на общие поэтические сайты, поэтические и аудиовизуальные архивы, онлайн-курсы поэзии и другие ресурсы для учителей и учащихся.

    Просмотр онлайн-ресурсов

Школы и движения

Статьи для учителей

    • Статья для студентов

      Автор: Майкл МакГрифф

      Использование изображений, а не слов, может помочь показать опыт, а не рассказать о нем.

      Читать далее

    • Статья для студентов

      Рэйчел Ричардсон

      История и руководство по использованию знаменитой формы.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts