Урок 1. Логический анализ языка
Первый урок нашего курса мы посвятим сложной, но очень важной теме – логическому анализу языка. Сразу стоит оговориться, что эта тема многим может показаться абстрактной, нагруженной терминологией, неприменимой на практике. Не пугайтесь! Логический анализ языка – это основа любой логической системы и правильного рассуждения. Те термины, которые мы здесь узнаем, станут нашим логическим алфавитом, без знания которого просто нельзя пойти дальше, но постепенно мы научимся пользоваться им с лёгкостью.
Во введении к курсу было сказано, что логика концентрируется только на той части человеческого знания, которая выражена в языковой форме. Всем известно, что язык – это основной канал коммуникации между людьми, главный способ передачи информации и трансляции знаний. При этом язык – настолько тонкий инструмент, что он позволяет не только наилучшим образом выражать и передавать наши мысли, но и скрывать их, запутывать, обманывать. Поэтому логика ставит перед собой задачу прояснить работу языка.
Логики под прояснением работы языка понимают нечто совершенно иное. В отличие от языкознания, логика стремится как можно больше абстрагироваться от конкретной языковой оболочки и содержания высказываний и перейти к независимым от них универсальным логическим законам и правилам рассуждения. Философ и логик Людвиг Витгенштейн говорил, что язык переодевает мысли (Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М.: Канон+, 2008, с. 72). Так вот, задача логического анализа языка снять языковую одежду и выявить тот скелет или каркас, который под ней скрыт. Логики называют этот скелет логической формой.
Если говорить просто, логическая форма – это то, что остаётся от высказывания после того, как мы убрали всё его конкретное содержание. Именно концентрация на логических формах высказываний и логических отношениях между ними делает логику универсальной, применимой к любому рассуждению, независимо от его предмета.Выявление логических форм так важно, потому что оно способно дать нам полезную информацию о рассуждении, даже если мы не разбираемся в теме. Только по форме высказываний можно определить, корректно ли рассуждение, правильно ли дано определение, правильно ли используются понятия, не пытаются ли нас намеренно запутать и т.д. Поэтому главная задача этого урока – научиться отвлекаться от содержания высказываний и выявлять их логические формы.
Содержание
- Язык как система знаков
- Треугольник Фреге
- Виды языковых выражений
- Примеры логического анализа предложений
- Упражнения
- Проверочные вопросы на усвоение материала
Язык как система знаков
Чтобы научиться этому, сначала необходимо понять, что для логиков представляет собой язык. Начнём с того, что они видят в языке, прежде всего, знаковую систему. Буквы, слова, предложения – всё это знаки. Согласно знаменитому определению основоположника науки о знаках – семиотики – Чарльза Пирса, знак – «это нечто, что обозначает что-либо для кого-нибудь в определенном отношении или объеме» (Пирс Ч.С. Избранные философские произведения, М.: Логос, 2000, с. 177). Это довольно запутанное определение можно представить в виде квадрата:
В естественном языке знаками будут слова, словосочетания и предложения. «Авокадо», «тренер сборной Германии по футболу», «Александр Сергеевич Пушкин», «Кошки много спят» – всё это знаки. Я пишу их в кавычках специально, чтобы показать, что речь идёт именно о знаках – сочетаниях букв и звуков, которые нечто для нас обозначают. То, что знак обозначает, называется десигнатом. Десигнатами могут быть предметы, люди, абстрактные сущности, состояния, ситуации, положения дел в мире – в общем, всё что угодно. Слово «апельсин» обозначает для меня конкретный предмет. Слово «Иван» – конкретного человека. Предложение «Сегодня выпал снег» – положение дел. Интерпретатор – это человек, который воспринимает нечто (в случае языка – письменные символы и звуковые сочетания) как знак чего-то. Интерпретанта – это то, как человек реагирует на знак (например, если я вижу на перекрёстке знак «Стоп», то я останавливаю свою машину).
Отношение знаков к десигнатам описывается семантикой. Отношения знаков между собой – синтактикой. Отношение знаков к интерпретатору и интерпретанте – прагматикой. Логика не занимается прагматикой, так как последняя всегда связана с конкретной ситуацией, от которой логика стремится абстрагироваться. Зато изучение семантики и синтактики становятся её важными разделами.
Далее, язык состоит не просто из знаков, но знаков определённого рода – знаков-символов. Знаки-символы связаны со своими десигнатами произвольным образом. Например, буквы произвольным образом связаны со звуками (и это хорошо видно из наличия разных алфавитов), слова произвольно связаны с обозначаемыми предметами и явлениями (по-русски мы говорим «собака», по-английски – «dog», по-французски – «chien»; выбранное слово произвольно и ничего не говорит нам о животном, которое мы так называем), предложения произвольно связаны с выражаемыми мыслями (одну и ту же мысль можно передать с помощью совершенно разных предложений).
Кроме того, помимо знаков-символов есть и другие. Например, если знак копирует объект, это иконический знак 🐶. Иконические знаки также называют знаками-копиями и знаками-изображениями. А если знак указывает на объект, это индексальный знак или просто знак-признак (вспомните значок фирмы Nike или Adidas). Когда же знак символизирует объект, находясь в условной связи с ним, это уже знак-символ (как в примере со словами «собака», «dog» и т.д.)
Каждый тип знака обладает своими преимуществами, способными создать максимальный эффект. Те же иконические знаки и знаки-символы очень легко воспринимаются и создают в сознании наблюдателя конкертный образ и позволяют соотнести его с изначальным объектом без каких-либо усилий.
Треугольник Фреге
Один из основоположников современной логики Готлоб Фреге заметил, что знаки обладают определённой двойственностью. С одной стороны, они обозначают какие-то объекты, а с другой – передают интерпретатору некоторую дополнительную информацию о них. Например, возьмём словосочетание «автор “Войны и мира”». Это знак, обозначающий Льва Толстого. Помимо того, что этот знак указывает на конкретного человека, он также сообщает нам, что этот человек написал определённую книгу. Фреге назвал значением тот объект, который знак обозначает, и смыслом – ту дополнительную информацию, которую он несёт. Так появился треугольник Фреге:
Интересно отметить, далеко не все знаки обладают этими двумя характеристиками. Например, знак «нынешний король Франции» не имеет никакого значения, так как он обозначает несуществующий предмет, зато обладает смыслом. В то же время какой-нибудь знак «а» может обладать значением, которое я хочу ему придать, но не выражает никакого смысла. Помимо этого, различение значения и смысла понятно, когда речь идёт о словах и словосочетаниях. Но как быть с предложениями? Логики считают, что повествовательные предложения тоже обладают значением и смыслом. Поскольку они утверждают нечто о мире, то их значением будет «истина» либо «ложь», а смыслом – собственно описанная ими ситуация. Допустим, дано предложение: «Павлов открыл и описал действие условных рефлексов». Значение этого предложения – «истина». Смысл – тот факт, что Павлов открыл и описал действие условных рефлексов. При этом предложения, как и слова, могут не иметь значения. Например, возьмём предложение «Все дети Джона лысы». По идее, оно должно быть либо истинным, либо ложным. Однако что если у Джона нет детей? В таком случае мы не можем приписать ему никакого значения.
Поскольку знаки произвольны, то для удобства при анализе мы можем заменять их более простыми символами. Они будут иметь то же значение, но будут абстрагироваться от смысла. Соответственно, выражения языка будут рассматриваться в зависимости не от их содержания, а от той семантической функции, которую они выполняют. Выявление семантических функций и замена выражений простыми символами – очень важная процедура, так как по большому счёту она и представляет собой процесс отвлечения от содержания высказываний и переход на уровень логических форм.
Игра на эффект Cтрупа
Чтобы вы смогли понять, насколько иногда нам сложно отделять знак, его значение и смысл, предлагаем сыграть в игру по мотивам эффекта Струпа.
В психологии эффектом Струпа (англ. Stroop effect) называют задержку реакции при прочтении слов, когда цвет слов не совпадает с написанными словами (к примеру, слово «красный» написано синим). Эффект назван в честь Джона Ридли Струпа, впервые опубликовавшего этот тест на английском в 1935 году. До этого этот эффект был опубликован в Германии в 1929 году. Это исследование стало одним из наиболее цитируемых исследований в истории экспериментальной психологии.
Сейчас мы вам предлагаем пройти нашу модификацию данного теста.
Cтатистика На весь экран
Виды языковых выражений
В зависимости от выполняемых ими семантических функций языковые выражения делятся на следующие виды:
Расшифруем, что это всё обозначает. Итак, языковые выражения делятся на два типа: предложения и термины.
Предложение – это знаковая форма для передачи мыслей. Если мысль представляет собой вопрос, то она выражается вопросительным предложением. Если мы имеем дело с императивом, то – побудительным предложением. Если же речь идёт о суждении, то есть мысли об утверждении или отрицании наличия некоторой ситуации в мире, то его выражают с помощью повествовательных предложений. Стоит отметить, что логика в основном концентрируется на изучении как раз повествовательных предложений, так как они выступают главным способом передачи знания о мире. Мы в этом курсе также будем говорить по большей части именно о них.
Термины – это значимые части предложений или, если говорить проще, слова и словосочетания. Они в свою очередь делятся на термины логические, то есть термины, которые что-то говорят о логическом устройстве предложений, и термины дескриптивные, то есть термины, которые что-то описывают, несут какую-то информацию о положении дел в мире. Дескриптивные термины различаются в зависимости от того, что именно они обозначают. Имена обозначают какой-то один единственный объект. Например, «Елизавета II» обозначает ровно одного человека. При этом именем может быть и словосочетание: «нынешняя королева Великобритании» тоже обозначает ровно одного человека. Предикаты обозначают свойства, состояния, отношения: «быть красным», «быть английской королевой», «граничить с», «знать иностранный язык» и т.д. В естественном языке предикатам соответствуют нарицательные существительные, прилагательные, глаголы. Функторы обозначают качественные и количественные характеристики предметов. К ним относятся знаки математических операций, физические величины и т.п.: «корень из», «натуральный логарифм от», «масса», «скорость».
Логические термины – это то, на что, прежде всего, обращает внимание логик, сталкиваясь с какими-то рассуждениями. В этом курсе мы тоже попытаемся научиться видеть их и использовать это умение. Итак, логические термины делятся на предицирующие связки, пропозициональные связки и кванторы. Предицирующие связки – это связки «есть» и «не есть». В естественном языке они могут выражаться разными словами («являться», «выступать» и т.д.) или даже опускаться («Сократ – человек»). Пропозициональные связки выражают отношения между различными предложениями или между компонентами одного предложения. К этим связкам относятся: «и», «или», «неверно, что», «если…, то», «если и только если». Кванторы передают информацию о количестве предметов. Квантор общности выражается словами «все», «ни один», «каждый», «любой». Квантор существования передаётся словами «существует», «некоторые», «большинство», «какой-нибудь».
Примеры логического анализа предложений
Посмотрим, как вся эта теория работает на практике. Возьмём несколько предложений и рассмотрим их компоненты с точки зрения семантических функций.
Начнём с предложения: «Катя пошла в кино, а Люда осталась дома зубрить сопромат». Во-первых, это сложное предложение состоит из двух простых: «Катя пошла в кино», «Люда осталась дома зубрить сопромат». Между собой они соединяются союзом «а», который в логике приравнивается к пропозициональной связке «и». То есть мы получаем два повествовательных предложения, связанных пропозициональной связкой «и». Для удобства мы можем заменить наши простые предложения знаками «р» и «q», тогда логическая форма этого предложения будет выглядеть следующим образом: «р и q».
Теперь посмотрим на предложение: «Петя пошёл на занятия или прогулял их». Хотя это предложение простое, в логике оно будет разбиваться на две части: «Петя пошёл на занятия» и «Петя прогулял занятия», соединённые пропозициональной связкой «или». К тому же предложение «Петя прогулял занятия» эквивалентно предложению «Петя не пошёл на занятия» или «Неверно, что Петя пошёл на занятия». Таким образом, наше предложение будет выглядеть для логика так: «Петя пошёл на занятия, или неверно, что Петя пошёл на занятия». Заменяем предложения на простые знаки и получаем логическую форму: «р или неверно, что р». Кстати, предложения такой формы всегда истинны. Логическая форма предложения «Если бросить камень в окно, то оно разобьётся» – «если р, то q». Логическая форма предложения «Я выйду за тебя, если и только если ты подаришь мне кольцо с брильянтом» – «р, если и только если q». И так далее.
Вы, наверное, уже обратили внимание, что сейчас мы только выделяли простые предложения и пропозициональные связки между ними, но не затрагивали другие термины внутри предложений. Примерно в таком духе работает логика высказываний. В её рамках простые предложения заменяются короткими символами «p», «q», «r», «s» и т.д. и выявляются те пропозициональные связки, которые соединяют их между собой («и», «или», «неверно, что», «если, то»). В принципе даже такой поверхностный анализ может быть очень полезным, так как он помогает прояснить отношения между высказываниями в ходе рассуждения: выявлять парадоксы, тавтологии, противоречия и отсекать ложные высказывания, исходя только из их формы.
Безусловно, логический анализ может идти и глубже и затрагивать не только отношения между предложениями, но и отношения между логическими и нелогическими терминами внутри простых предложений. К логическим системам, которые основаны на таком более детальном анализе, относятся логика предикатов и силлогистика. Попробуем проанализировать несколько простых предложений, определяя семантические функции входящих в них терминов, чтобы получить представление, как они работают.
Возьмём предложение: «Все динозавры вымерли». «Все» – это квантор общности. «Динозавры» – это предикат, так как этот термин обозначает свойство «быть динозавром», которое присуще целому классу объектов. «Вымерли» – это тоже предикат, обозначающий свойство «быть вымершим». Чтобы записать логическую форму этого предложения, мы можем заменить предикаты буквами S и P. Попробуем: «Все S P». Получилось что-то странное и не имеющее особого смысла. Проблема в том, что мы пропустили предицирующую связку «есть». Хотя в естественном языке в этом предложении слова «есть» нет и не может быть, с точки зрения логики предицирующая связка «есть» здесь присутствует. Она связывает между собой два предиката: «быть динозавром» и «быть вымершим». В итоге мы получаем: «Все S есть P».
Теперь возьмём предложение: «Некоторые дети часто плачут, но Аня – плачет редко». В этом предложении две части. Начнём с первой. «Некоторые» – это квантор существования, то есть он как бы говорит нам: «Существуют такие объекты, которым присуще быть детьми и часто плакать». «Дети» и «часто плакать» – предикаты, не забываем о невидимой предицирующей связке «есть». Получаем: «Некоторые S есть P». Перейдём ко второй части. «Аня» – это имя, оно обозначает одного-единственного конкретного человека. «Плакать редко» эквивалентно «не плакать часто». Это значит, что мы имеем здесь тот же предикат, что и в первой части – «плакать часто» и предицирующую связку «не есть». Логическая форма этого предложения: «а не есть P». Союз «но» представляет собой пропозициональную связку «и». В итоге: «Некоторые S есть P, и а не есть P».
Таким образом и происходит логический анализ языковых выражений. Сначала определяются семантические функции предложений и слов, затем предложения, имена, предикаты и функторы заменяются короткими удобными символами, которые позволяют отвлечься от конкретного содержания, и выявляются те логические термины, которые связывают их между собой. Это даёт нам возможность проверить, насколько данное рассуждение корректно с точки зрения его логической формы. Естественно, чем более детальный логический анализ языка проводится, тем более сложной будет логическая система. Но одновременно и тем более тонким инструментом для разбора рассуждений она окажется. Конечно, примеры анализа, приведённые выше, могут показаться сложными и не до конца ясными. В этом нет ничего страшного: когда мы перейдём к конкретным темам, их значение прояснится. На сегодня важно запомнить, что за словами естественного языка нужно научиться видеть их семантические функции, за предложениями – их логические формы. Это станет ключом к умению логично рассуждать.
Напоследок, предлагаем вам несколько несложных логических задач. Попробуйте представить их решение в виде пошагового рассуждения. Где это возможно, абстрагируйтесь от содержания предложений и перейдите на уровень логических форм.
Упражнения
«Живописная» экспертиза (Из книги Сергея Быльцова «Логические головоломки и задачи»)
Одному коллекционеру принесли картину, якобы принадлежащую перу кисти Антонио Канале, прозванному Каналетто. Коллекционер не был большим знатоком живописи и потому пригласил на экспертизу трёх специалистов. Эксперты высказали о картине следующие суждения:
- Первый: Это не только не Каналетто, но даже и не Гварди.
- Второй: Это не Каналетто, но это настоящий Алессандро Маньяско.
- Третий: Конечно, это не Маньяско, это, несомненно, Антонио Канале.
Впоследствии объективными методами авторство картины было установлено, и оказалось, что один из экспертов сказал правду, другой ошибся, а третий был прав наполовину. Кто автор картины?
Принцесса и Иванушка
В этом упражнении вам необходимо найти принцессу, исходя из имеющихся данных на табличках. История такова: в поисках принцессы, похищенной Кощеем, Иванушка оказался в старинном замке. Преодолев массу препятствий, он очутился в помещении, из которого вели три двери. Иванушка знал, что за какой-то из них находится принцесса, за другой сидит тигр, а за оставшейся дверью никого нет.
Cтатистика На весь экран
Предлагаем вам также пройти упражнение, которое отлично показывает, что наш мозг может находить и понимать смысл слов, даже если его пытаются намеренно запутать. Это происходит потому, что мы читаем не по буквам и слогам, а слова целиком и кроме того, смысл слов мы понимаем благодаря соседним словам и словосочетаниям, с которыми наш мозг сталкивался раньше.
Cтатистика На весь экран
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Cтатистика На весь экран
Ксения Галанина
← Логическое мышление2 Понятие в логике →
6 способов развить логическое мышление, если ты гуманитарий | GeekBrains
«Перепрошить» можно любой мозг.
3 минуты
129828
Автор статьи
Юлия Фролова
Автор статьи
Юлия Фролова
https://gbcdn. mrgcdn.ru/uploads/post/1623/og_cover_image/ec98f22ccd4cc9ae9a0bdd6ff0345abc
«Перепрошить» можно любой мозг. Всё благодаря нейропластичности — свойству меняться под воздействием опыта. И да, заголовок — кликбейт. Нет прирожденных «гуманитариев» и «технарей», есть только лень. Мы уже рассказывали, как развивать логическое мышление. В этой статье — ещё несколько советов.
Спорьте!
Всегда ли вы можете доказать мнение, подобрав нужные аргументы? Бывало ли, что не получалось объяснить — чем фильм, который вы предлагаете посмотреть, лучше варианта друзей? Умение доказывать свою позицию не только полезно и выгодно (если речь о том, чтобы торговаться или аргументировать повышение зарпалты), но и развивает логику. Подбирая аргументы, анализируешь причины и следствия.
Постоянно нарываться на спор в бытовых ситуациях не нужно. Пойдите на лекцию, мастер-класс, в клуб-любителей-чего-угодно и участвуйте в горячих дискуссиях. Попробуйте мысленно или вслух, в дружеской компании, доказывать случайные тезисы. Например, аргументируйте, что «Дэдпул-2» — интеллектуальное кино. Для тренировки. Участвуйте в рэп-баттлах и спорьте с людьми в интернете, в конце концов.
Спрашивайте себя «что?», «как?» и «почему?»
Упражнение, которое можно делать где и когда угодно:
- Выбираете случайный объект и задаете эти три вопроса относительно него;
- Четко и логично отвечаете на них. Если не получается — гуглите. Эта привычка — отдельный бонус, который увеличивает шансы стать крутым айтишником;
- Переходите к следующему объекту.
Слишком просто? Попробуйте! Удивитесь, сколько интересного не замечали.
Практикуйте SWOT-анализ
SWOT — это оценка сильных (Strengths) и слабых (Weaknesses) сторон, а также возможностей (Opportunities) и угроз (Threats) чего бы то ни было: идеи, предложения, объекта.
Как это делается, проще объяснить на примере. Допустим, вы подумываете поужинать в фаст-фуде. Сильные стороны: быстро, дешево, вкусно. Слабые: вредно, калорийно. Возможности: не надо готовить, освободится время на изучение программирования. Угрозы: можно отравиться или просто объесться, и ничего делать уже не захочется. Можно так же проанализировать вариант «писать код сейчас» или «взять ещё один фриланс». И сделать рациональный выбор.
Играйте в видеоигры
Чтобы развивать логику, не обязательно упражняться в скучных специализированных приложениях — решать головоломки и складывать пазлы. Прокачивать мозг можно, играя практически в любую стратегию, — например, «Starcraft» или «Civilization». Даже «Call of Duty» развивает способность к решению задач. Главное, чтобы игры не были единственным занятием — для тренировки мозга достаточно играть 3 раза в неделю по 20 минут.
Изучайте логику
Не спешите звать Капитана Очевидность. Многие забывают, что логика — наука, и её можно изучать. Олег Иванов, психолог, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, советует начать с трудов Рене Декарта: «Изучение научных трудов мыслителей и философов способствует развитию логического мышления. Полезно и самому писать научные статьи. Использование индукции и дедукции в такой работе позволяет выработать алгоритм. Обобщение, анализ, вывод — всё это способствует развитию логического мышления».
От себя (ура, диплом философа пригодился!) рекомендую почитать Аристотеля. А тем, кто хочет поставить сложность на максимум, советую «Науку логики» Гегеля. Ещё можно разобраться, что такое круги Эйлера:
Шутка, основанная на кругах Эйлера.
Измеряйте неизмеримое — решайте задачи Ферми
Великий математик Энрико Ферми (тот самый, что знаменит парадоксом) считал, что за 60 секунд можно оценить абсолютно всё. Нужно знать лишь несколько фактов, чтобы примерно посчитать, сколько селфи делается в день на Земле, сколько раз в среднем люди нецензурно выражаются или ответить на другой подобный вопрос.
Объясню на примере. Допустим, вас спросили: «Сколько женщин подрабатывает, делая маникюр в Питере?». Чтобы дать приблизительный ответ, можно использовать такую логику:
- Помню, что в Москве население около 12 миллионов. Питер где-то в 2 раза меньше — пусть будет 6 миллионов;
- Половина знакомых девушек делает маникюр у специалиста, около 50% населения — женщины. Значит, в Питере потенциально 1,5 миллиона женщин «делают ноготочки» в салоне;
- На маникюр ходят примерно раз в 2 недели — около 26 раз в год. Значит, за год в Питере это будет 1,5 млн * 26 раз = 39 миллионов раз;
- На маникюр уходит примерно час — значит, один мастер может за день обслужить 8 клиенток;
- Теперь нужно узнать, сколько требуется мастеров, чтобы успеть сделать маникюр 39 миллионов раз за год, при «производительности» 8 клиентов в день на одного специалиста. 39 млн / 365 дней / 8 раз в день = 13 356 мастеров маникюра в Питере.
Конечно, это примерная цифра. Ведь мастера не работают каждый день, и в расчёте не учтены мужчины, которые делают маникюр, дети, а также мужчины-мастера. Наверняка, что-то ещё упущено или перепутано. Но в решении подобных задач важен сам подход.
Кстати, такие вопросы любят задавать в крупных компаниях на собеседованиях, чтобы проследить, как человек размышляет, думает ли вообще или сразу сдается и говорит, что задачу решить нереально.Поэтому предлагаю начать тренироваться. Подумаем логически, сколько людей отказалось от своей мечты в пользу лени?
web-designer, логика, самообразование, саморазвитиеНашли ошибку в тексте? Напишите нам.
Как быть менее эмоциональным и более логичным
Эмоции — мощная вещь. Нет ничего плохого в том, чтобы быть эмоциональным человеком. Однако эмоции не всегда должны быть движущей силой или единственным фактором в том, как вы принимаете решения. Вы не можете изменить то, кем вы являетесь как личность, и вам это не нужно, но может быть полезно научиться ненадолго откладывать свои эмоции в сторону, чтобы принимать более логичные решения.
Эмоции могут быть трудными для навигации
Мы здесь, чтобы помочь — начните работу с ReGain
Что-то не так с эмоциями?
Нет ничего плохого в том, чтобы быть эмоциональным. Однако, если вы придаёте слишком большое значение своим эмоциям при принятии определённых решений, вы можете упустить важные детали. В этой статье речь пойдет о том, как вы можете принимать решения менее эмоционально, но вы не хотели бы принимать решения, вообще не задействуя свои эмоции.
Могут ли эмоции быть опасными?
Эмоции помогают нам безопасно и счастливо ориентироваться в мире. Однако некоторые люди никогда не учатся контролировать свои эмоции или учитывать эмоции других. Это может помешать вам ладить с другими людьми и принимать решения, которые окупятся в долгосрочной перспективе. Если вы не можете отбросить свои эмоции и повлиять на свою способность жить здоровой и продуктивной жизнью, специалисты по здоровому образу жизни могут помочь вам лучше сбалансировать свои эмоции.
Этос, Логос и Пафос
Эмоции настолько важны для принятия нами решений, что древние философы выделяли их в особый класс. Древние греки считали, что когда мы принимаем решение, основываясь на чужом аргументе, в игру вступают три основных момента.
«Этос» — это большая идея, которая не очень хорошо переводится на английский язык, но это как бы означает «личность» или «характер». Древние греки считали, что люди с меньшей вероятностью будут слушать их, если кто-то не будет жить по их советам. Скажем, например, что ваша вторая половинка хочет, чтобы вы похудели. Если ваша вторая половинка — здоровый человек, то их «этос» подтверждается — они, вероятно, выдвигают аргумент, что вам следует похудеть, потому что это будет полезно для вас, и, возможно, вам следует их выслушать. Если ваша вторая половинка хочет, чтобы вы похудели, и ведет нездоровый образ жизни, то ее идеалы не соответствуют действительности, и вы можете сказать ей, чтобы она держала свои кроссовки там, где ее рот.
«Логос» хорошо переводится — это значит «логика». По сути, если чей-то аргумент имеет смысл, это, вероятно, хороший аргумент, а если он не имеет смысла, то, скорее всего, это не так. Логику легко понять, но трудно жить по ней, особенно когда это означает немного пострадать сейчас, чтобы потом получить большую награду.
«Пафос» — ваша сильная сторона — это относится к эмоциональной привлекательности аргумента. Если аргумент не имеет большого смысла, но кажется, что он сделает вас по-настоящему счастливым, можно легко проигнорировать его бессмысленность и сосредоточиться на том, что он заставляет вас чувствовать. Когда мы верим во что-то, потому что хотим верить, а не потому, что это очень правдоподобно, мы действуем пафосно и позволяем эмоциям управлять нами.
Более поздние философы добавили время в качестве критерия. Идея состоит в том, что контекст влияет на эффективность аргумента. Если вы выкуриваете сигарету с друзьями на вечеринке, и кто-то предлагает вам бросить курить, это может не очень хорошо закончиться. Если вы и ваши друзья опоздаете на рейс, потому что не смогли пробежать достаточно быстро, чтобы успеть к выходу на посадку, выбор времени для обсуждения отказа от курения будет немного более убедительным.
Жить более логичной жизнью
Когда древние греки писали об Этосе, Пафосе и Логосе, они писали не столько о том, как жить, сколько о том, как убеждать других людей. Тем не менее, вы можете использовать модель, чтобы понять аргументы других. Однако их можно применить и к вашей жизни, когда никто не пытается вас ни в чем убедить.
В следующий раз, когда вы примете решение, представьте, что вселенная пытается вам что-то продать. Спросите себя, как вы думаете о ситуации. Что имеет больше смысла делать? Думаете ли вы хотя бы о том, какой смысл имеет что-либо, или вы думаете о том, какие чувства это вызывает у вас?
В этой ситуации вы не можете провести проверку духа вселенной, но вы можете проверить себя. Соответствует ли действие ситуации вашим ценностям? Сталкивались ли вы с подобными ситуациями раньше? Как вы поступили тогда и чем это обернулось для вас?
Почему логика так сложна?
Некоторым людям логика дается легче, чем другим. Иногда логика — это то, что вам нужно проработать, в то время как доверять своим эмоциям или «следовать своей интуиции» гораздо более естественно.
Кроме того, логика иногда требует делать прогнозы или принимать трудные решения сейчас в обмен на возможную большую награду позже. Скажем, например, что вам нравится ваша работа, но у нее нет определенных преимуществ, таких как пенсионный пакет, и у другой, более напряженной работы, есть эти преимущества. Эмоциональное решение будет состоять в том, чтобы остаться на своей работе, потому что вы хорошо с ней справляетесь, и она не бросает вам вызов. Логичным решением было бы взяться за более сложную работу, потому что это лучше для вас в долгосрочной перспективе.
Кроме того, эмоции — это вещи, с которыми вы знакомы, в то время как логическое мышление иногда требует размышлений о других людях. Вам не нужно быть эгоистичным человеком, чтобы с трудом понимать, как ваши действия могут повлиять на других людей. Например, направление этики под названием «утилитаризм» утверждает, что каждое принимаемое нами решение должно сделать счастливыми как можно больше людей. Таким образом, утилитаризм принимает во внимание все эмоции, кроме ваших. Итак, в приведенной выше ситуации, с утилитарной точки зрения, вы больше не думаете о том, какая работа доставляет больше удовольствия или какая работа имеет больше конкурентных преимуществ; вы думаете о том, какая работа оказывает более положительное влияние на общество.
Эмоции могут быть трудными для навигации
Мы здесь, чтобы помочь — начните работу с ReGain
Однако некоторые люди утверждают, что чистый утилитаризм оправдывает такие понятия, как рабство, потому что в нем участвует меньшее число людей, страдающих на благо большее количество людей. Вот тут-то и появляются наши эмоции.
В поисках баланса
Итак, мы установили, что не стоит принимать решения, используя только свои чувства или только калькулятор. Итак, как вы уравновешиваете эмоции с логикой? Одним из забавных упражнений является просмотр старой телевизионной программы.
В оригинальном StarTrek, космическим кораблем Enterprise командовали капитан Кирк и мистер Спок. Кирк был энергичным и импульсивным человеком, а мистер Спок — инопланетянином, не испытывающим никаких эмоций и принимающим все свои решения на основе логики. В программе были времена, когда Кирк доставлял себе и команде неприятности, делая то, что он считал правильным в данный момент, даже если это означало делать вещи опасные или даже незаконные. Однако были также ситуации, когда Спок рекомендовал план действий, с которым команда не соглашалась, потому что это означало не помогать людям или даже не приносить их в жертву, чтобы избежать риска. спасение экипажа Предприятие с последними словами «Потребность многих перевешивает потребность немногих или одного». Однако, когда Кирк и Спок работали вместе, они часто разрабатывали план, чтобы максимизировать пользу и минимизировать риск.
Если вы эмоциональный человек, не волнуйтесь. Принятие правильных решений — это не игнорирование эмоций и следование логике. Однако вам, возможно, придется мыслить более логически, чтобы сбалансировать Кирка и Спока внутри себя.
Помощь
Что делать, если не удается найти баланс? Когда вы понимаете, что ваши эмоции мешают вам принять лучшее решение для себя и тех, кого вы любите, или даже когда это вредит вашим отношениям? Один из вариантов — обратиться за консультацией по отношениям.
Консультанты по взаимоотношениям могут помочь вам понять, как вы принимаете решения, как принимает решения ваш партнер и как вы двое можете пойти на компромисс. Иногда компромисс означает, что никто не получает именно то, что он хочет в интересах справедливости. Однако, если проблема в том, что один из вас принимает эмоциональные решения, а другой — логические, компромисс с вашим партнером может привести вас обоих к лучшему процессу принятия решений.
С онлайн-консультацией по отношениям вы и ваш партнер можете встретиться с лицензированным и профессиональным терапевтом или консультантом, чтобы узнать больше о том, как вы принимаете решения вместе, и даже сообщить своему консультанту или терапевту, когда вам нужна особая поддержка в данный момент. Для получения дополнительной информации о том, как онлайн-консультирование пар может помочь вам, посетите https://www.regain.us/start/.
Движение вперед
Скорее всего, это правда — вы могли бы принимать решения более логично, если бы стали менее эмоциональными. Однако помните, что ваши эмоции — при правильном использовании — являются ценным инструментом, помогающим вам принимать правильные решения.
Часто задаваемые вопросы (FAQ)
Что такое навыки логического мышления?
Навыки логического мышления включают способность к самоанализу и активному использованию критического мышления и логики, а не только эмоций и чувств, для нахождения решения, которое не только осуществимо, но и хорошо работает для вас и ситуации. Логическое мышление включает в себя использование смеси рассуждений, фактов, прошлого и настоящего контекста, анализ деталей, понимание цели, которая должна быть достигнута с помощью критического мышления, и даже творческого мышления для достижения желаемой цели или решения конкретной проблемы. Это означает, что вы должны мыслить вне своей точки зрения — думать о вещах исходя из собственного восприятия и чувств — это не совсем логическое мышление; Навыки логического мышления включают в себя способность мыслить вне себя, своих чувств и эмоций, а также своего текущего окружения.
Можно ли научиться логически мыслить?
Вы можете научиться логически мыслить и развить навыки логического мышления, независимо от того, на каком этапе жизни вы находитесь. Прежде всего, вы должны быть готовы быть непредубежденными и готовы исследовать, учиться и учиться. Если вы не хотите этого делать, вам будет трудно улучшить свои навыки логического мышления. Вы также можете выполнять некоторые другие действия, связанные с левым полушарием (сторона мозга, участвующая в логическом мышлении), такие как головоломки, кроссворды, поисковые игры, изучение нового навыка или изучение новой темы.
Даже если вы не склонны к логическому мышлению, эти занятия могут помочь вам привыкнуть к большему использованию левого полушария и со временем улучшить ваше логическое мышление и логические рассуждения за счет выработки практических повседневных навыков логического мышления. Кроме того, часто спрашивая себя, например: «Почему я так поступаю?» или «Как я могу улучшить то, как я это делаю?» или «Как я могу помочь с этой проблемой?» все это поможет вам со временем рассмотреть эти вопросы, не задумываясь об этом, и, таким образом, способствовать логическому мышлению. Даже просто изучение способов логического мышления и улучшение вашего логического мышления уже само по себе является логическим мышлением!
Что такое пример логического мышления?
Простым примером логического мышления и решения проблем является выбор работы, когда у вас есть несколько предложений. Вы можете создать таблицу с каждой работой в верхней части столбца, а в левой части пометить каждую строку от 5 до 10 вещей, которые вы считаете наиболее важными для вас в работе. Это могут быть такие вещи, как зарплата, место работы, льготы, степень интереса к задачам работы и т. д. Затем оцените каждую из этих категорий по шкале от 1 до 10 для каждой работы и сложите их. Затем у вас будет наглядная конкретная шкала, которая поможет вам определить наиболее подходящую работу и то, насколько хорошо каждая из них соответствует вашим желаниям и потребностям как сейчас, так и в будущем. Он также использует навыки логического мышления, которые помогут вам освоиться со стратегическим мышлением и делать логический выбор.
Как мне стать более логичным и аналитическим?
Спросите себя: «Как я могу улучшить свое логическое мышление и стать более аналитическим?» — это очень полезный вопрос, который стоит задать себе, и изучение того, как развивать логическое мышление, а также творческое и стратегическое мышление, — это то, что сослужит вам хорошую службу практически во всех аспектах вашей жизни, будь то отношения, карьера или даже просто ежедневные задачи, такие как определение того, что приготовить на ужин.
Следуя примерам навыков логического мышления, изложенным в первом разделе часто задаваемых вопросов, а также советам во втором разделе часто задаваемых вопросов, вы будете на пути к тому, чтобы научиться быть более логичным и аналитическим. Другие советы по улучшению ваших навыков логического мышления включают в себя: быть более внимательным к своему окружению (многие из нас настолько увлечены своим внутренним миром, что забывают смотреть вовне), замечать поведение и модели других людей, вести дневник для записей. ваши мысли (это задействует как аналитическое левое, так и творческое правое полушарие), обсуждение с другими более сложных тем, таких как космос, или как виды влияют друг на друга, или как работает автомобиль (все, что вас интересует!), играя в мозговые игры или даже просто решить несколько математических задач! В частности, осознанность активно задействует навыки логического мышления , но также помогает улучшить ваше мышление в целом, поскольку вы учитесь думать и видеть за пределами своего собственного маленького пузыря и сосредотачиваетесь на деталях, которые происходят правильно теперь .
Как развить логическое мышление?
Улучшить навыки логического мышления и сделать логический выбор не так сложно, как может показаться на первый взгляд! Чтобы способствовать развитию логического мышления, следуйте всем советам и примерам, изложенным выше. Разгадывание головоломок, изучение нового навыка, проба нового хобби, практика осознанности, сомнение в обосновании вашего выбора и взвешивание при попытке сделать новый выбор — все это ценные навыки логического мышления, которые вы можете использовать для оттачивания этой части вашего мозга. .
Как мыслить логически
Себастьян Дюбуа /
5 минут чтения
Одним из наиболее важных навыков для работников умственного труда является логическое мышление/рассуждение . Это, конечно, верно и для создателей программного обеспечения. В этой статье я расскажу, что значит мыслить логически.
Этот контент является частью первого тома моей серии книг Dev Concepts.
Почему важны аналитические способности?
Как и наши компьютеры, наш мозг должен иметь достаточную «чистую вычислительную мощность». Аналитические способности помогают нам быстрее анализировать/обрабатывать и понимать информацию. К ним относятся логическое мышление, анализ данных, критическое мышление, исследования, прогнозирование, решение проблем, сбор данных, отчетность, организация и т. д.
Хорошая новость заключается в том, что аналитические способности не являются врожденными. Вы можете тренировать своих и улучшать.
Полезные ссылки:
- Процесс в 4 шага
- Аналитические способности, которые должен знать каждый
Что значит мыслить логически?
Логическое мышление заключается в шагах . Речь идет о том, чтобы исходить из идей/наблюдений/фактов, делать предположения, подтверждать их и делать выводы. Снова и снова и снова.
Cogito, ergo sum. Я мыслю, следовательно, я существую.
Рене Декарт, Рассуждение о методе
Логическое мышление в основном связано с левым полушарием мозга, которое связано с логикой и контролем (факты, закономерности, слова, язык, восприятие, порядок, время, понимание и т. д.). ). Правое полушарие более тесно связано с эмоциями, творчеством и восприятием общей картины. У всех нас есть доминирующая сторона; либо более логичным, либо более творческим. Но, к счастью, мы можем усилить обе стороны по желанию; логическое мышление, конечно, не врожденный талант. Мы все можем учиться и совершенствоваться.
Программирование — отличный способ улучшить свои мыслительные способности, потому что вам нужно постоянно применять логическое мышление . При проектировании вашей системы, ее кодировании и, конечно же, при устранении неполадок.
Аргументы, посылки, идеи, утверждения, логические рассуждения, дедукция, индукция и абдукция
Dubito, ergo cogito, ergo sum. Я сомневаюсь, поэтому я мыслю, следовательно, я существую.
Антуан Леонар Томас
Следующая диаграмма терминологии аргумента, взятая из Википедии, весьма интересна и заслуживает небольшого изучения:
Основываясь на аргументах / предпосылках / идеях / утверждениях, каждое из которых имеет истинностное значение (т. При дедукции выводы следуют из посылок. При использовании индукции выводы следуют из посылок… с некоторым уровнем достоверности.
С помощью дедукции наши выводы могут быть верными или неверными, демонстрируя здравые или ложные рассуждения. При индукции рассуждение может быть убедительным или неубедительным, в зависимости от уровня достоверности нашего рассуждения. Я просто хотел упомянуть их, потому что и дедукция, и индукция являются очень полезными «инструментами» для перехода от проблем к решениям, и полезно обращать внимание на то, какие рассуждения мы используем при решении проблем.
Часто мы также используем похищение для поиска решений. Похищение — это, по сути, умозаключение для достижения наиболее вероятного вывода. Мы часто используем похищение во время разработки, потому что нам не хватает времени, чтобы проверить наши выводы, и вместо этого мы должны использовать наше внутреннее чувство. Еще одна причина использовать похищение — это дешевизна экспериментов. Чаще всего мы можем выбрать хорошее решение-кандидат и быстро его опробовать (т. е. мы используем эмпирические данные). Похищение работает все лучше и лучше по мере того, как вы приобретаете опыт в определенной области. Например, как только вы решите тысячу ошибок с помощью определенного стека технологий, ваши навыки дедукции/похищения должны стать намного сильнее в этой области.
Возьмем пример: я использую Java и Spring несколько лет. Когда я запускаю приложение на основе Spring, и оно вылетает с сообщением об ошибке, мне не требуется много времени, чтобы понять, что происходит, и сделать хорошие предположения о возможных решениях.
Над какой бы проблемой вы ни работали, не забудьте оценить все за и против и протестировать решения, чтобы повысить уверенность в своих рассуждениях
Чем сильнее становятся ваши навыки логического мышления, тем быстрее вы будете выявлять несоответствия и ошибки в рассуждениях. Это поможет вам лучше оценивать аргументы, идеи и предложения и влиять на ситуацию в лучшую сторону. В этом отношении очень важно критическое мышление.
Безумие означает делать одно и то же снова и снова, но ожидать разных результатов.
Альберт Эйнштейн
В ИТ мы часто думаем, что сходим с ума, когда сталкиваемся с проблемой, которую не понимаем. Но все в порядке (правда :р). Программные системы детерминистичны по своей природе, поэтому почти всегда есть очень логичное объяснение; просто существует так много взаимосвязанных частей, что проблемы быстро усложняются для понимания.
Полезные ссылки:
- Ошибка Декарта. Эмоции, разум и человеческий мозг Антонио Р. Дамасио Modus ponens @ Википедия
- Дедуктивное рассуждение @ Википедия
- Индуктивное рассуждение @ Википедия
- Абдуктивное рассуждение @ Википедия
- Вывод @ Википедия
- Правило вывода @ Википедия
- Терминология аргументов @ Википедия
- Эмпирические доказательства @ Википедия
- Cogito ergo sum @ Википедия
- Улучшение памяти @ Википедия
Заключение
В этой статье я обсудил важность развития логический мыслительный процесс. Логика является ключевым фактором для работников умственного труда в целом и разработчиков программного обеспечения в частности. Вот почему я призываю вас тренироваться и улучшать свои аналитические способности.
В будущих статьях я рассмотрю различные подходы, которые мы можем использовать для последовательного и систематического анализа и решения проблем.