Как лучше учить стихи наизусть: Как учить стихи наизусть быстро. Советы учителя литературы — Преподавание в начальных классах — Преподавание — Образование, воспитание и обучение

Как правильно учить с детьми стихи наизусть?

На уроках литературного чтения детям нередко задают выучить то или иное стихотворное произведение наизусть, но далеко не всем ученикам удается быстро и легко справиться с подобным заданием. Многие школьники и вовсе не видят в таком упражнении пользы для развития собственных навыков и интеллектуальных способностей. Так зачем детям нужно учить стихи наизусть и как это правильно делать?

Зачем в школе задают учить стихи

Образование в современных школах направлено не только на привитие ученикам теоретических знаний и практических умений, но и на развитие различных интеллектуальных способностей. Если точные науки тренируют логическое мышление и аналитические способности, то гуманитарные предметы больше направлены на развитие памяти, речевых навыков и умения рассуждать. Не менее важно прививать школьникам способность работать с текстом, ведь именно в текстовом формате им предстоит усваивать большую часть информации в дальнейшем. На это и направлен такой школьный предмет, как литературное чтение.

На этом уроке ребята знакомятся с прозаическими и стихотворными произведениями, учатся их анализировать: выделять главную мысль прочитанного и то, что хотел донести до них автор. Но если чтение и пересказ прозы большинству ребят все-таки удается, то заучивание даже небольших стихов для многих остается трудновыполнимой задачей. А ведь такая работа со стихотворными произведениями очень важна, так как она развивает память и обогащает устную речь ребенка. Так как же правильно учить с детьми стихи наизусть и почему это не всегда удается? 

Почему ребенок не запоминает стихи

«У меня просто плохая память» – именно такой аргумент чаще всего используется детьми, когда у них не получается быстро запомнить стихотворное произведение. Действительно, умение запоминать информацию напрямую влияет на то, как быстро ребенок сможет усвоить и воспроизвести тот или иной материал. Поэтому память и нужно развивать с ранних лет, но не менее важно научить школьника работать с художественным текстом.

Любое стихотворное произведение рассказывает о каких-либо событиях или явлениях, передает чувства и эмоции автора. Но пытаясь выучить стих наизусть, многие ребята не придают особого значения его сюжету, стараются просто зазубрить прочитанное, а не проанализировать его и уже потом запомнить. В итоге отсутствие понимания смысла произведения сказывается и на качестве его запоминания. Чтобы информация усваивалась хорошо, она должна быть понятна.

Существует сразу несколько приемов, которые могут помочь сделать любой стих доступным для понимания и легким для запоминания. Рассмотрим их более подробно.

Учим с ребенком стихи наизусть

Чтобы ребенок мог быстро выучить стихотворение и надолго его запомнить, родители должны научить его:

  • анализировать текст. Прочитайте с ребенком произведение, а затем обсудите с ним прочитанное. Важно научить школьника воспринимать главную мысль, понимать смысл, который вкладывал в стихотворение автор. Осмысление прочитанного позволяет лучше его запомнить.
  • разделять произведение на логические части. Чаще всего дети делят стихотворения на строфы, чтобы поэтапно их запомнить. Но лучше делить произведение по сюжетным признакам: на вступительную часть, основную или несколько основных и на заключительную. Такой подход способствует одновременно целостному и детальному восприятию прочитанного. 
  • воспроизводить произведение выразительно. Большинство детей учат стихи, монотонно читая их про себя или вслух несколько раз подряд. Но так они не столько запоминают прочитанное, сколько просто его заучивают. Ребенку будет легче запомнить стих, если он сразу будет выразительно читать его вслух, уделяя внимание интонациям и ритму.

Как научиться запоминать стихи и прозу

Используя правильные методы, удастся намного легче и быстрее выучить стих наизусть. Но даже с такими приемами многим детям все равно может быть сложно запомнить стихотворное произведение. В таких случаях родителям нужно уделить внимание развитию навыков обработки текстовой информации у своего ребенка. И речь, в данном случае, идет не только о памяти, но и о способности воспринимать прочитанное, понимать его смысл, выделять главную мысль и основные тезисы. 

Научиться осознанному и быстрому чтению поможет Либерика – методика развития навыков работы с текстом от академии развития интеллекта SMARTUM. Этот курс поможет ребятам освоить сразу несколько приемов быстрого чтения с высоким уровнем понимания и запоминания прочитанного, которые пригодятся им и в школьные годы, и во взрослой жизни. Полученные детьми навыки сохранятся навсегда и еще не раз помогут добиться успеха в любых начинаниях. 

Почему не надо учить наизусть

Начну с того, что задания типа «прочитай то-то» или «выучи это», мягко говоря, не имеют ничего общего с образованием, потому что образование начинается в тот момент, когда ученик понимает, зачем он выполняет некоторое учебное действие. Причем это самое «зачем» не обязательно объясняется сугубо практическими, утилитарными причинами.

Часто человек готов делать много бессмысленного в практическом смысле, но довольно важного для него лично – интересного.

Ребенок может упорно и с должным вниманием заниматься чем-то, что вызывает недоумение у взрослого: читать о динозаврах, легко запоминая их названия, искать другую «бесполезную» информацию, настойчиво тренироваться в обращении со скейтом.

Поэтому задание «выучить наизусть» или «прочитай» без объяснения, зачем это нужно сделать – антипедагогичное. (В скобках отмечу, что мотив «получить за это оценку» или «сдать экзамен», строго говоря, мотивом не является, потому что вряд ли влияет на развитие, а образовательный результат получается примерно такой: сдал, получил и забыл; сдал, получил и запомнил, что это «проездной билет»; но самое неприятное, когда не сдал, не получил, поэтому считаешь, что образование не для тебя.)

В жизни мы читаем для чего-то – ищем информацию (прочитай, чтобы найти ответ на вопрос), ищем удовольствия (найди то, что нравится), занимаем время ожидания (возможно, тут пригодятся строчки выученных наизусть стихотворений, но детектив или авантюрный роман почитать лучше).

Мы запоминаем то, что очень нравится или производит сильное впечатление, откликается нашему состоянию или… часто используется.

Для запоминания информации у каждого из нас постепенно складывается определенная стратегия, причем она строится не на том, что мы ищем варианты, как быстрее или надежнее вызубрить, нет. Мы вырабатываем стратегию и тактику работы с нужной информацией (карточки, записи, заметки, закладки, ассоциативные связи и т.п.). И вот эти стратегические и тактические решения – это то, что реально имеет отношение к образованию (и к успешной сдаче экзамена, кстати). Современные исследования показывают, что на качество запоминания влияет интерес к тексту и осознанность. Методики математического образования, основанные на памяти, неэффективны для прохождения испытаний в формате PISA и т.п.

Если глубже исследовать поднятую тему, то можно обнаружить, что и само задание выучить наизусть у разных учителей звучит очень по-разному. Да и отношение к этому заданию у разных учеников разное.

Сравните «выучить наизусть» с вариантом: «найдите несколько стихотворений, в которых присутствует образ птицы, выберите понравившееся, выучите его целиком или несколько полюбившихся строк».

Первое действие – найти стихотворение – работает на то, чтобы научить ориентироваться в литературе (это очень непросто: найти то, чего еще не видел никогда), научить пользоваться поисковыми ресурсами, стимулировать общение по поводу литературы не только с мамой или бабушкой, но и библиотекарем, другими педагогами.

Второе – выбери понравившееся – ориентировано на формулирование личных предпочтений, интересов, вкуса (испытание для учителя – уважительно отнестись и грамотно отработать с любым выбором, найти силы на безоценочное суждение о нем).

Третье – выучи полностью и отдельные строки (прочти выразительно) – работа в поле разных возможностей и способностей учеников, совместный поиск стратегии развития разных мнемонических техник без ущерба для художественного исполнения. Такое задание, связанное с запоминанием стихотворения, ориентировано на субъекта чтения, основано на представлении о том, что чтение любой литературы ведет к личностному росту, если связано с удовольствием, интересом, возможностью быть самостоятельным, активным, свободным.

Люди лучше делают то, что им нравится. Есть даже те, кому удается либо только так и делать, либо уметь любое дело полюбить.

Если выученное стихотворение делает счастливым, то пусть учит. Если нет, то совершенно точно надо искать другой способ присвоения этих знаний.

Есть, кстати, такие, кого легко и навсегда запоминающиеся стихи делают несчастными, так как они навязчиво лезут из памяти, как надоевший мотив.

Несколько ссылок на интересные исследования:

О разнице между заучиванием наизусть (Learning be heart) и зубрежкой (learning by rote)

Кембриджский междисциплинарный исследовательский проект: изучают образовательную и социальную значимость заучивания стихов наизусть; исследовали, какую роль запоминание стихотворений наизусть играет для их лучшего понимания и как в дальнейшем помогает людям в осмыслении своего жизненного опыта.

Статья в «Гардиан»; заучивание стихов наизусть – это хорошо, развивает мозг, причем заучивание наизусть, даже если оно необязательно в школе и многие учителя против, может быть частью семейной культуры.

Статья о пользе осмысленного заучивания наизусть для младших школьников.

Статья на сайте OECD (Организация экономического сотрудничества и развития) о том, что запоминание как стратегия изучения математики привело к высоким результатам при ответе только на простые вопросы в тесте PISA, а для высоких показателей при выполнении сложных заданий стратегии запоминания школьникам оказалось недостаточно.

Статья о том, что заучивание наизусть полезно для мозга.

Кусочек видеолекции о том, что заучивание наизусть – это глупо и бессмысленно.

Запоминать стихи? Почему?

Дорогие запоминающие,

Если бы у вас, как и у меня, был дядя, который пел самые безумные (и часто бесцветные песни), то вы, наверное, так сильно хотели их выучить, что отдали бы левую руку.

Мой дядя пел самые сумасшедшие мелодии. Он был ветераном Второй мировой войны и был похож на канадского актера Лорна Грина. Это были песни, которые пели моряки, и я спешил записать слова, чтобы выучить их.

И я их выучил.

Трудный путь.

Это раздражало и разочаровывало, потому что, хотя они и говорят, что рука строит ум, и я сам их записал (тогда мало у кого были компьютеры, а те, у кого они были, были размером с автомат для игры в пинбол), я до сих пор сделал много ошибок и должен был полагаться на механическое заучивание.

Если бы я только знал тогда то, что знаю сегодня о методах запоминания!

Вот лишь некоторые из причин, по которым я хотел бы изучить эти техники в молодости (даже люди в возрасте шести лет могут использовать их с большим успехом):

Во всяком случае, есть одна песня, о которой я очень сожалею, что больше не держу ее в голове. К сожалению, Ллойда больше нет, поэтому я не могу спросить его, как все прошло.

Я помню только четыре строчки.

Нет, я не могу вам сказать, что это были за четыре строчки (в конце концов, это была матросская песня…) никогда больше не забывать стихотворение — пока я использую эти навыки.

Хорошие новости

… заключаются в том, что этим навыкам памяти очень легко научиться и овладеть ими. Они настолько просты, что ими может пользоваться даже ребенок.

Лучшая новость

… заключается в том, что я также разработал метод, который позволит вам запомнить сотни стихотворений. Это гарантировано.

И лучшая новость…

… это то, что с помощью моей новой техники «Телесиноптического Дворца Памяти» вы можете превратить всего один Дворец Памяти в 500 или более. Я уже рассказывал вам о технике Телесиноптического Дворца Памяти, но с тех пор я значительно улучшил ее. Раньше вы могли получить 150 Дворцов Памяти из 15, но эта новая техника поразит вас своей элегантностью и простотой.

Это гарантирует, что у вас больше никогда не будет недостатка во Дворцах Памяти.

Во всяком случае, я собрал все это вместе в новом курсе под названием «Как выучить и запомнить поэзию». Я не собираюсь продавать вам его, рассказывая вам все о его хлопках и свистках.

Почему?

Мне не нужно. Если перспектива превратить здание, в котором вы сейчас находитесь, в более чем 500 легко организованных Дворцов памяти не убедит вас в ценности этого курса, ничто не убедит вас.

Но…

Это не помешает мне попытаться вывернуть тебе руку… совсем немного.

Во-первых, когда вы инвестируете в Как выучить и запомнить поэзию прямо сейчас, вы получите удивительный опыт обучения от того, кто действительно практикует эти навыки.

Не только это, но когда поэзия навсегда поселилась в вашем уме, вы начинаете думать о ней по-другому. Вы развиваете многослойное и тонкое чувство смысла. Каждое стихотворение, которое вы запоминаете, становится живым и дышащим объектом в вашем уме, потому что вы слились со словами, связующими структурами и значениями строк.

С этого момента значения стихотворения укореняются и растут.

Вы должны испытать это на себе, чтобы действительно понять, насколько это мощный опыт.

Итак…

Возьмите ​ Как выучить и запомнить поэзию сейчас. Каждый день у тебя нет возможности без усилий вспоминать стихи (и свои мечты), ты оставляешь позади столько удовольствия от жизни, одно незаученное стихотворение за раз.

Зарегистрируйтесь сейчас.

С уважением,

Энтони

P.S. Та же техника отлично работает и для песен. Вот я пою известную песню под названием «Луна представляет мое сердце» на китайском языке:

 

‎Легкое запоминание в App Store

Скриншоты iPhone

Описание

Легко запоминайте стихи, речи, тексты песен, стихи из Библии, сценарии, известные цитаты или любой другой текст, который вы хотите запомнить.

В этом приложении используется проверенная временем техника запоминания: отображение первого символа каждого слова с возможностью заглянуть в текст, когда вы застряли.

Простой интерфейс этого приложения не требует обучения, поэтому вы можете сразу приступить к работе.

Просто скопируйте текст, который вы хотите запомнить, в приложение, и он будет сохранен в виде удобного списка элементов для запоминания, которые вы можете практиковать в удобное для вас время.

Версия 1.2

Теперь вы можете уменьшать уровень подсказки во время тренировки по мере необходимости.

Рейтинги и обзоры

29 оценок

Запоминание текста песни

Я использовал это приложение, чтобы запомнить тексты нескольких песен. Приложение отлично подходит для этого.

Я использую это приложение для всех видов запоминания

Это приложение отлично подходит для запоминания стихов, речей, презентаций, текстов песен и библейских стихов.

Работает для меня

Я использовал это приложение, чтобы запомнить многочисленные содержательные высказывания.

Разработчик, Уильям Хауз, указал, что политика конфиденциальности приложения может включать обработку данных, как описано ниже. Для получения дополнительной информации см. политику конфиденциальности разработчика.

Данные не собираются

Разработчик не собирает никаких данных из этого приложения.

Методы обеспечения конфиденциальности могут различаться, например, в зависимости от используемых вами функций или вашего возраста. Узнать больше

Информация

Продавец
Уильям Хаус

Размер
807,9 КБ

Категория
Образование

Возрастной рейтинг
4+

Авторское право
© Уильям Д.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts