Как лучше выучить стихотворение наизусть: Как учить стихи наизусть быстро. Советы учителя литературы — Преподавание в начальных классах — Преподавание — Образование, воспитание и обучение

Содержание

Стихи, которые стоит выучить наизусть взрослым на всю жизнь, для развития памяти

Содержание

  1. Проклятье века — это спешка (Е. Евтушенко)
  2. ПОСЛУШАЙТЕ! (В. Маяковский)
  3. Ты совсем не похожа на женщин других (И. Северянин)
  4. ДОБРОТА (И. Самарина)
  5. Никогда не поздно и не рано (Э. Асадов)
  6. Я НАУЧИЛАСЬ ПРОСТО, МУДРО ЖИТЬ (АННА АХМАТОВА)
  7. ЛЮБВИ ВСЕ ВОЗРАСТЫ ПОКОРНЫ (А.С. Пушкин)
  8. МНЕ НРАВИТСЯ, ЧТО ВЫ БОЛЬНЫ НЕ МНОЙ (М. Цветаева)
  9. Я б навеки пошел за тобой (Есенин)
  10. ПРОРОК (стих Пушкина)
  11. Я пришел к тебе с приветом (А. Фет)
  12. ПЕРВЫЙ СНЕГ (В. Брюсов)
  13. РУССКИЙ ЯЗЫК (К. Бальмонт)
  14. Гой ты, Русь, моя родная (С. Есенин)
  15. Я СЧАСТЛИВ (В. Маяковский)
  16. ОДИНОЧЕСТВО (М. ЛЕРМОНТОВ)
  17. Я помню чудное мгновенье (А. Пушкин)
  18. Есть в близости людей заветная черта (А. Ахматова)
  19. МОЛИТВА (М.Цветаева)
  20. РОССИЯ (К. Бальмонт)
  21. — Где лебеди? — А лебеди ушли (М. Цветаева)
  22. ХОРОШИЙ СТИХ (Э. Асадов)
  23. НЕСБЫВШИЕСЯ МЕЧТЫ (Михалков)

В нашей стране много талантливых писателей и поэтов: Пушкин, Бунин, Есенин, Лермонтов, Маяковский…Также много простых обычных людей, которые пишут красивые удивительные стихи о жизни. Некоторые стихи настолько глубоки и прекрасны, что их должен знать каждый взрослый и образованный человек наизусть. Эти стихи стоит учить и запоминать на всю жизнь.

Не переживайте, такие стихи легко учить, потому что они вам нравятся. Учить стихи очень полезно для развития памяти взрослым. Но наиболее полезно развивать мышление и пересматривать всю свою жизнь через стихи…

Итак, перед Вами стихи, которые стоит выучить наизусть всем взрослым…

Проклятье века — это спешка (Е. Евтушенко)

Проклятье века — это спешка, 
и человек, стирая пот, 
по жизни мечется, как пешка, 
попав затравленно в цейтнот. 

Поспешно пьют, поспешно любят, 
и опускается душа.  
Поспешно бьют, поспешно губят, 
а после каются, спеша. 

Но ты хотя б однажды в мире, 
когда он спит или кипит, 
остановись, как лошадь в мыле, 
почуяв пропасть у копыт. 

Остановись на полдороге, 
доверься небу, как судье, 
подумай — если не о боге — 
хотя бы просто о себе. 

Под шелест листьев обветшалых, 
под паровозный хриплый крик 
пойми: забегавшийся — жалок, 
остановившийся — велик. 

Пыль суеты сует сметая, 
ты вспомни вечность наконец, 
и нерешительность святая 
вольется в ноги, как свинец. 

Есть в нерешительности сила, 
когда по ложному пути 
вперед на ложные светила 
ты не решаешься идти. 

Топча, как листья, чьи-то лица, 
остановись! Ты слеп, как Вий. 
И самый шанс остановиться 
безумством спешки не убий. 

Когда шагаешь к цели бойко, 
как по ступеням, по телам, 
остановись, забывший бога,— 
ты по себе шагаешь сам! 

Когда тебя толкает злоба 
к забвенью собственной души, 
к бесчестью выстрела и слова, 
не поспеши, не соверши! 

Остановись, идя вслепую, 
о население Земли! 
Замри, летя из кольта, пуля, 
и бомба в воздухе, замри! 

О человек, чье имя свято, 
подняв глаза с молитвой ввысь, 
среди распада и разврата 
остановись, остановись! 

ПОСЛУШАЙТЕ! (В. Маяковский)

Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — кто-то хочет, чтобы они были?
Значит — кто-то называет эти плевочки жемчужиной?

И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит —
чтоб обязательно была звезда! —
клянется —
не перенесет эту беззвездную муку!
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
«Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!»
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!

Ты совсем не похожа на женщин других (И.

Северянин)

Ты совсем не похожа на женщин других:
У тебя в меру длинные платья,
У тебя выразительный, сдержанный стих
И выскальзыванье из объятья.

Ты не красишь лица, не сгущаешь бровей
И волос не стрижешь в жертву моде.
Для тебя есть Смирнов, но и есть соловей,
Кто его заменяет в природе.

Ты способна и в сахаре выискать «соль»,
Фразу – в только намекнутом слове…
Ты в Ахматовой ценишь бессменную боль,
Стилистический шарм в Гумилеве.

Для тебя, для гурманки стиха, острота
Сологубовского триолета,
И, что Блока не поцеловала в уста,
Ты шестое печалишься лето.

А в глазах оздоравливающих твоих –
Ветер с моря и поле ржаное.
Ты совсем не похожа на женщин других,
Почему мне и стала женою.

ДОБРОТА (И. Самарина)

Доброта – она не увядает
И не ждёт взаимности в ответ…
Никогда не жжёт, а согревает,
Оставляя в душах яркий свет…

Доброта не судит, не калечит…
От неё не стоит ждать вреда…
Лишь она от злобы мир излечит,
Не завысив цену никогда…

Доброта действительно бесценна.
И старик, что кормит голубей,
Даже сам не зная, постепенно,
Эту землю делает добрей…

И ребёнок, пожалев дворнягу,
И отдав с портфеля бутерброд,
Доброте поступком дал присягу,
Что в беде друзей не подведёт…

Доброта – она всегда богаче
Самых состоятельных людей…
У неё ни джипа нет, ни дачи,
Но Господь поведал нам о ней…

И друг другу веря и жалея,
Не таская в сердце груз обид,
В целом, мы становимся добрее.
Ничего, что там, в груди щемит…

Доброта всегда протянет руку,
Несмотря на сделанное зло…
Не узнать о ней – вот это мука.
С ней не всем столкнуться повезло…

Доброта, как раненая птица,
Что, сломав крыло, стремится ввысь…
И блеснёт слезою на ресницах
Доброта, что верит в нашу жизнь…

Где добро, там свет, а как иначе?
Жизнь без милосердия пуста…
Если от чужого горя плачем,
Значит, не иссякла доброта…

Стихи, которые должен знать каждый

Никогда не поздно и не рано (Э.

Асадов)

В мире столько всяческого зла,
Значит, надо помнить постоянно:
Никогда не поздно и не рано
Совершать хорошие дела.

И чтоб сердцу не было морозно,
Сколько бы ты бед ни натворил —
Никогда не рано и не поздно
Повиниться честно и серьёзно
В зле, что ты когда-то совершил.

Я НАУЧИЛАСЬ ПРОСТО, МУДРО ЖИТЬ (АННА АХМАТОВА)

Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.

Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.

Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь
Пушистый кот, мурлыкает умильней,
И яркий загорается огонь
На башенке озерной лесопильни.

Лишь изредка прорезывает тишь
Крик аиста, слетевшего на крышу.
И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу.

ЛЮБВИ ВСЕ ВОЗРАСТЫ ПОКОРНЫ (А.С. Пушкин)

Любви все возрасты покорны;
Но юным, девственным сердцам
Ее порывы благотворны,
Как бури вешние полям:
В дожде страстей они свежеют,
И обновляются, и зреют —
И жизнь могущая дает
И пышный цвет и сладкий плод.
Но в возраст поздний и бесплодный,
На повороте наших лет,
Печален страсти мертвый след:
Так бури осени холодной
В болото обращают луг
И обнажают лес вокруг.

рекомендуем знать наизусть каждому

МНЕ НРАВИТСЯ, ЧТО ВЫ БОЛЬНЫ НЕ МНОЙ (М. Цветаева)

Мне нравится, что Вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не Вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной —
Распущенной — и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.

Мне нравится еще, что Вы при мне
Спокойно обнимаете другую,
Не прочите мне в адовом огне
Гореть за то, что я не Вас целую.
Что имя нежное мое, мой нежный, не
Упоминаете ни днем ни ночью — всуе…
Что никогда в церковной тишине
Не пропоют над нами: аллилуйя!

Спасибо Вам и сердцем и рукой
За то, что Вы меня — не зная сами! —
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами,
За наши не-гулянья под луной,
За солнце не у нас над головами, —
За то, что Вы больны — увы! — не мной,
За то, что я больна — увы! — не Вами.

Я б навеки пошел за тобой (Есенин)

Я б навеки пошел за тобой
Хоть в свои, хоть в чужие дали…
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить…

ПРОРОК (стих Пушкина)

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, —
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

стихи для взрослых, которые легко учить

Я пришел к тебе с приветом (А. Фет)

Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа всё так же счастью
И тебе служить готова;Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь, — но только песня зреет.

ПЕРВЫЙ СНЕГ (В. Брюсов)

Серебро, огни и блестки,-
Целый мир из серебра!
В жемчугах горят березки,
Черно-голые вчера.

Это — область чьей-то грезы,
Это — призраки и сны!
Все предметы старой прозы
Волшебством озарены.

Экипажи, пешеходы,
На лазури белый дым.
Жизнь людей и жизнь природы
Полны новым и святым.

Воплощение мечтаний,
Жизни с грезою игра,
Этот мир очарований,
Этот мир из серебра!

РУССКИЙ ЯЗЫК (К.

Бальмонт)

Язык, великолепный наш язык.
Речное и степное в нем раздолье,
В нем клекоты орла и волчий рык,
Напев, и звон, и ладан богомолья.

В нем воркованье голубя весной,
Взлет жаворонка к солнцу — выше, выше.
Березовая роща. Свет сквозной.
Небесный дождь, просыпанный по крыше.

Журчание подземного ключа.
Весенний луч, играющий по дверце.
В нем Та, что приняла не взмах меча,
А семь мечей в провидящее сердце.

И снова ровный гул широких вод.
Кукушка. У колодца молодицы.
Зеленый луг. Веселый хоровод.
Канун на небе. В черном — бег зарницы.

Костер бродяг за лесом, на горе,
Про Соловья-разбойника былины.
«Ау!» в лесу. Светляк в ночной поре.
В саду осеннем красный грозд рябины.

Соха и серп с звенящею косой.
Сто зим в зиме. Проворные салазки.
Бежит савраска смирною рысцой.
Летит рысак конем крылатой сказки.

Пастуший рог. Жалейка до зари.
Родимый дом. Тоска острее стали.
Здесь хорошо. А там — смотри, смотри.
Бежим. Летим. Уйдем. Туда. За дали.

Чу, рог другой. В нем бешеный разгул.
Ярит борзых и гончих доезжачий.
Баю-баю. Мой милый. Ты уснул?
Молюсь. Молись. Не вечно неудачи.

Я снаряжу тебя в далекий путь.
Из тесноты идут вразброд дороги.
Как хорошо в чужих краях вздохнуть
О нем — там, в синем — о родном пороге.

Подснежник наш всегда прорвет свой снег.
В размах грозы сцепляются зарницы.
К Царь-граду не ходил ли наш Олег?
Не звал ли в полночь нас полет Жар-птицы?

И ты пойдешь дорогой Ермака,
Пред недругом вскричишь: «Теснее, други!»
Тебя потопит льдяная река,
Но ты в века в ней выплывешь в кольчуге.

Поняв, что речь речного серебра
Не удержать в окованном вертепе,
Пойдешь ты в путь дорогою Петра,
Чтоб брызг морских добросить в лес и в степи.

Гремучим сновиденьем наяву
Ты мысль и мощь сольешь в едином хоре,
Венчая полноводную Неву
С Янтарным морем в вечном договоре.

Ты клад найдешь, которого искал,
Зальешь и запоешь умы и страны.
Не твой ли он, колдующий Байкал,
Где в озере под дном не спят вулканы?

Добросил ты свой гулкий табор-стан,
Свой говор златозвонкий, среброкрылый,
До той черты, где Тихий океан
Заворожил подсолнечные силы.

Ты вскликнул: «Пушкин!» Вот он, светлый бог,
Как радуга над нашим водоемом.
Ты в черный час вместишься в малый вздох.
Но Завтра — встанет! С молнией и громом!

Гой ты, Русь, моя родная (С. Есенин)

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа…
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою». (1914 г.)

стих, которые должен знать каждый образованный человек наизусть

Я СЧАСТЛИВ (В. Маяковский)

Граждане,
у меня
огромная радость.
Разулыбьте
сочувственные лица.
Мне
обязательно
поделиться надо,
стихами
хотя бы
поделиться.
Я
сегодня
дышу как слон,
походка
моя
легка,
и ночь
пронеслась,
как чудесный сон,
без единого
кашля и плевка.
Неизмеримо
выросли
удовольствий дозы.

Дни осени —
баней воняют,
а мне
цветут,
извините,-
розы,
и я их,
представьте,
обоняю.
И мысли
и рифмы
покрасивели
и особенные,
аж вытаращит
глаза
редактор.
Стал вынослив
и работоспособен,
как лошадь
или даже —
трактор.
Бюджет
и желудок
абсолютно превосходен,
укреплен
и приведен в равновесие.
Стопроцентная
экономия
на основном расходе —
и поздоровел
и прибавил в весе я.
Как будто
на язык
за кусом кус
кладут
воздушнейшие торта —
такой
установился
феерический вкус
в благоуханных
апартаментах
рта.
Голова
снаружи
всегда чиста,
а теперь
чиста и изнутри.
В день
придумывает
не меньше листа,
хоть Толстому
ноздрю утри.
Женщины
окружили,
платья испестря,
все
спрашивают
имя и отчество,
я стал
определенный
весельчак и остряк —
ну просто —
душа общества.
Я
порозовел
и пополнел в лице,
забыл
и гриппы
и кровать.
Граждане,
вас
интересует рецепт?
Открыть?
или…
не открывать?
Граждане,
вы
утомились от жданья,
готовы
корить и крыть.
Не волнуйтесь,
сообщаю:
граждане —
я
сегодня —
бросил курить.

ОДИНОЧЕСТВО (М. ЛЕРМОНТОВ)

Как страшно жизни сей оковы
Нам в одиночестве влачить.
Делить веселье — все готовы:
Никто не хочет грусть делить.Один я здесь, как царь воздушный,
Страданья в сердце стеснены,
И вижу, как судьбе послушно,
Года уходят, будто сны;И вновь приходят, с позлащенной,
Но той же старою мечтой,
И вижу гроб уединенный,
Он ждет; что ж медлить над землёй?Никто о том не покрушится,
И будут (я уверен в том)
О смерти больше веселится,
Чем о рождении моём…

Я помню чудное мгновенье (А.

Пушкин)

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

Есть в близости людей заветная черта (А. Ахматова)

Есть в близости людей заветная черта,
Ее не перейти влюбленности и страсти,
Пусть в жуткой тишине сливаются уста
И сердце рвется от любви на части.И дружба здесь бессильна, и года
Высокого и огненного счастья,
Когда душа свободна и чужда
Медлительной истоме сладострастья. Стремящиеся к ней безумны, а ее
Достигшие – поражены тоскою…
Теперь ты понял, отчего мое
Не бьется сердце под твоей рукою.

2 мая 1915, Петербург

МОЛИТВА (М.Цветаева)

Христос и Бог! Я жажду чуда
Теперь, сейчас, в начале дня!
О, дай мне умереть, покуда
Вся жизнь как книга для меня.Ты мудрый, Ты не скажешь строго:
— «Терпи, еще не кончен срок».
Ты сам мне подал — слишком много!
Я жажду сразу — всех дорог!Всего хочу: с душой цыгана
Идти под песни на разбой,
За всех страдать под звук органа
и амазонкой мчаться в бой;Гадать по звездам в черной башне,
Вести детей вперед, сквозь тень…
Чтоб был легендой — день вчерашний,
Чтоб был безумьем — каждый день!Люблю и крест, и шелк, и каски,
Моя душа мгновений след…
Ты дал мне детство — лучше сказки
И дай мне смерть — в семнадцать лет!

РОССИЯ (К. Бальмонт)

Есть слово — и оно едино.
Россия. Этот звук — свирель.
В нем воркованье голубино.
Я чую поле, в сердце хмель,
Позвавший птиц к весне апрель.
На иве распустились почки,
Береза слабые листочки
Раскрыла — больше снег не враг,
Трава взошла на каждой кочке,
Заизумрудился овраг.
Тоска ли в сердце медлит злая?
Гони. Свой дух утихомирь.
Вновь с нами ласточка живая,
Заморского отвергшись края,
В родимую влюбилась ширь.
И сердце, ничего не зная,
Вновь знает нежно, как она,
Что луговая и лесная
Зовет к раскрытости весна.
От солнца — ласка властелина,
Весь мир — одно окно лучу.
Светла в предчувствии долина.
О чем томлюсь? Чего хочу?
Всегда родимого взыскую,
Люблю разбег родных полей,
Вхожу в прогалину лесную —
Нет в мире ничего милей.
Ручьи, луга, болота, склоны,
В кустах для зайца уголок.
В пастушью дудку вдунул звоны,
Качнув подснежник, ветерок.
Весенним дождиком омочен,
Весенним солнцем разогрет,
Мой край в покров весны одет,
Нерукотворно беспорочен.
Другого в мире счастья нет.

— Где лебеди? — А лебеди ушли (М.

Цветаева)

— Где лебеди? — А лебеди ушли.
— А во́роны? — А во́роны — остались.
— Куда ушли? — Куда и журавли.
— Зачем ушли? — Чтоб крылья не достались.

— А папа где? — Спи, спи, за нами Сон,
Сон на степном коне сейчас приедет.
— Куда возьмет? — На лебединый Дон.
Там у меня — ты знаешь? — белый лебедь…

ХОРОШИЙ СТИХ (Э. Асадов)

Когда мне встречается в людях дурное,
То долгое время я верить стараюсь,
Что это скорее всего напускное,
Что это случайность. И я ошибаюсь.

И, мыслям подобным ища подтвержденья,
Стремлюсь я поверить, забыв про укор,
Что лжец, может, просто большой фантазер,
А хам, он, наверно, такой от смущенья.

Что сплетник, шагнувший ко мне на порог,
Возможно, по глупости разболтался,
А друг, что однажды в беде не помог,
Не предал, а просто тогда растерялся.

Я вовсе не прячусь от бед под крыло.
Иными тут мерками следует мерить.
Ужасно не хочется верить во зло,
И в подлость ужасно не хочется верить!

Поэтому, встретив нечестных и злых,
Нередко стараешься волей-неволей
В душе своей словно бы выправить их
И попросту «отредактировать», что ли!

Но факты и время отнюдь не пустяк.
И сколько порой ни насилуешь душу,
А гниль все равно невозможно никак
Ни спрятать, ни скрыть, как ослиные уши.

Ведь злого, признаться, мне в жизни моей
Не так уж и мало встречать доводилось.
И сколько хороших надежд поразбилось,
И сколько вот так потерял я друзей!

И все же, и все же я верить не брошу,
Что надо в начале любого пути
С хорошей, с хорошей и только с хорошей,
С доверчивой меркою к людям идти!

Пусть будут ошибки (такое не просто),
Но как же ты будешь безудержно рад,
Когда эта мерка придется по росту
Тому, с кем ты станешь богаче стократ!

Пусть циники жалко бормочут, как дети,
Что, дескать, непрочная штука — сердца…
Не верю! Живут, существуют на свете
И дружба навек, и любовь до конца!

И сердце твердит мне: ищи же и действуй.
Но только одно не забудь наперед:
Ты сам своей мерке большой соответствуй,
И все остальное, увидишь,- придет!

НЕСБЫВШИЕСЯ МЕЧТЫ (Михалков)

Когда мне было восемь лет,
Мечтал я лишь о том,
Чтоб небольшой велосипед
Ко мне вкатился в дом.
Я утром, вечером и днем
Катался бы на нем.
Обидно было мне до слез,
Когда я слышал: — Нет!
С тобой, малыш, и без колес
Не оберешься бед.
О санках я зимой мечтал
И видел их во сне.
А наяву я твердо знал:
Их не подарят мне.
— Успеешь голову
сломать!—
Мне всякий раз твердила
мать.
Хотелось вырастить щенка,
Но дали мне совет,
Чтоб не валял я дурака
В свои двенадцать лет.
Поменьше о щенках мечтал,
А лучше — что-нибудь читал.
Я редко слышал слово:
«Да!» —
А возражать не смел,
И мне дарили все всегда
Не то, что я хотел:
То — шарф, то — новое
пальто,
То — «музыкальное лото»,
То — Михалкова, то — Барто,
Но это было все не то —
Не то, что я хотел!
Как жаль, что взрослые
подчас
Совсем не понимают нас.
А детство, сами говорят,
Бывает только раз!

Как с ребёнком учить стихи: простые методики

Учить стихи с детьми просто необходимо. И не только потому, что этот навык будет полезен в школе. Заучивание наизусть тренирует память и внимание. А это, согласитесь, необходимо. И родители, которые понимают важность этого занятия, со временем задаются вопросом, как научить ребёнка учить стихи.

СодержаниеРаскрыть

  1. Основные правила
  2. Методы
  3. Увеличивать объём постепенно
  4. Визуализация
  5. Рисунки
  6. Театр
  7. Пересказ
  8. Полезные советы

Ждать до школы не обязательно, и даже вредно. Начинать учить стихотворения наизусть желательно в возрасте 2 лет. Это возраст, когда ребёнок старается запомнить как можно больше информации. Его мозг работает как губка.

Стоит отметить, что детям рекомендуется с рождения рассказывать сказки. Так, у них формируется навык запоминания. И если ваш ребёнок с трудом запоминает стихи, попробуйте для начала учить с ним рассказы и сказки. Позже перейдёте к стихам.

Основные правила

  • Учите стихи небольшими порциями.
  • Не начинайте учить второе, пока не выучили первое. При необходимости повторяйте выученное на следующий день.
  • Не заставляйте и не наказывайте за неудачи.
  • Читайте стихотворения с интонацией.

Методы

Теперь разберём, как правильно учить стихи наизусть. А так как дети все разные, то и методы учить стихотворения наизусть тоже существуют разные.

Увеличивать объём постепенно

Этот метод идеальное решение для первых уроков. Возьмите для первого раза стихотворение, строки которого состоят из 3–4 слов. Для начала подойдёт двустишье или четверостишье.

Сначала прочитайте текст целиком. Потом первую строчку повторите несколько раз и попросите малыша повторить. Когда он запомнит первую, переходите ко второй. Повторяйте с ним уже две строчки. И так постепенно добавляйте по строке, пока он не выучит весь стих целиком.

Визуализация

Если ребёнку сложно запомнить стихотворения по строкам, то можно прибавить к нему метод образов. Когда вы прочитаете ему первую строчку, предложите представить это в виде картинки. Практически любое произведение можно представить в виде образов. Если это даётся с трудом, помогите ему. Поговорите с ним вместе то, о чём говориться в сюжете.

По мере заучивания должна образоваться последовательность. Можно предложить ему закрыть глаза и представить эти образы в виде мультфильма.

Рисунки

Предложите нарисовать стихотворение. Вы читайте ему строчку, а он её рисует. Можно использовать схематические обозначения слов. А можно нарисовать сначала общий сюжет. И потом развить, разбив на части.

Театр

Попробуйте инсценировать стихотворение. Сделать актёров из игрушек или превратить в актёра самого ребёнка. Для большего интереса можно сделать ему костюм и создать импровизированную сцену. Таким образом, будут развиваться и актёрские способности.

Пересказ

Если ребёнку трудно даётся заучивание рифм, переведите стихотворение в прозу. Прочитайте ему произведение целиком и попросите рассказать о чём в нём говориться. Можно помочь, задавая наводящие вопросы. Таким образом, сформируется смысловая последовательность. После такой обработки заучивание стихотворения пройдёт легче и быстрее.

Полезные советы

  • Испробуйте с ребёнком все методы. Потом выберите тот, который подходит именно вам. Можно совмещать какие-то методы. Может быть в процессе вы придумаете свой.
  • Превращайте процесс изучения стихов в игру. Ребёнку должно быть это интересно. Тогда и результат будет налицо.
  • Ни в коем случае не заставляйте, если он не хочет или не в настроении.
  • Делайте перерывы для отдыха, чтобы однообразное занятие не наскучило.
  • Обязательно обращайте внимание на интонации и на чувства, которые испытывает герой стихотворения.
  • Обращайте внимание на то, что малышу нравится или, наоборот, доставляет неудобство.

От вас потребуется терпение и умение вовремя перестраиваться.

Инструктор по развитию памяти рассказывает, — как научить ребёнка выучить стихотворение:

Совершение Пруфрока: Советы по запоминанию стихов и воспоминания


Помимо дат, мест и написания слов, я выучил наизусть Геттисбергский адрес и отрывки из Шекспира в старшей школе. Я не помню, как я это сделал. Но, будучи студентом-медиком, я должен был запомнить двенадцать черепных нервов по порядку. Я до сих пор помню их и довольно неподходящую мнемонику, которую мы использовали.

Мой муж не помнит, чтобы что-то запоминал, и не уверен в его ценности, так как можно найти почти все что угодно. Он сказал мне, что его отец должен был запомнить все 83 округа в Мичигане, начиная с Монро на юго-восточном запястье рукавицы и петляя по штату до Кевино на северной оконечности Верхнего полуострова. Он считает, что, вероятно, все еще мог бы читать их в свои 80 лет. Его отец также преподавал биологию, и через 20 лет после того, как он бросил преподавать, он все еще знал общеупотребительные и латинские названия всех деревьев в штате.

Команда Tweetspeak Poetry рассказала о своих воспоминаниях. Недавно я порылся в Интернете и использовал свою карточку «Позвони другу», чтобы узнать, что другие думают о запоминании.

Глинн Янг говорит, что любил запоминать, когда был моложе. Он спрятал стихи, речи, таблицы умножения, диалоги для пьес и даже презентации для дебатов. У него был учитель английского, который сказал: «Ты не образован, если не можешь прочитать хотя бы один из монологов Шекспира». Для Глинна это была кинжальная речь из «Макбета». Он считает, что его опыт плюс участие в дебатах и ​​что-то вроде «экспрессивной речи» сыграли формирующую роль в становлении спичрайтера. «Я связываю запоминание с обучением», — говорит он. «Мы учим детские стишки, а затем декламируем их. Мы узнаем истории и учимся их рассказывать. . . Это способ выучить язык, ритм и ритм. Сегодня я редко что-то запоминаю, — говорит он, — и это, вероятно, моя потеря».

Рик Мэксон говорит, что для него запоминание зависит от визуализации. Он должен «видеть» людей, предметы или сцены, которые он запоминает, когда произносит слова. За годы работы в Оксфордском театре в Лос-Анджелесе он научился использовать как можно больше органов чувств для запоминания диалогов. «Я согласен с Глинном, что запоминание может быть благом для хорошего письма. А декламация позволяет ушам услышать, как складываются слова, что они заставляют вас чувствовать, когда вы их слышите».

Хизер Эр говорит, что заучивание стихотворения может помочь ученику стать лучшим писателем, а чтение того же стихотворения по памяти учит ученика «плавать в словах». Она выучила наизусть монолог Антония из «Юлия Цезаря» в старшей школе, но задержалась на нем достаточно долго, чтобы получить пятерку за чтение.

Друзья, римляне, соотечественники, послушайте меня;
Я пришел Цезаря хоронить, а не восхвалять. . .

Хизер даже иногда использует Шекспира на уроках естествознания. Она говорит своим ученикам, прежде чем они подумают о том, чтобы попросить разрешения сделать что-то опасное, посмотреть и выучить Акт III, Сцена III, стих 87 из 9. 0004 Гамлет , который просто читается как «Нет». Она надеется, что это станет частью ее наследия. Она также обдумывает #committingprufrock, может быть, попробовав отличный инструмент, такой как Memorizer, хотя она боится начать сильно, а затем запутаться в середине с похожей рифмой, но совершенно другими словами, «как будто я как-то перепутал Prufrock и лирику из песня Рианны. О, позор». (Заходи, Хизер. С водой все в порядке.)

Донна Зукайтис Фальконе признается, что ей трудно запоминать в эти дни, но когда она поет, она считает, что подарок будет лучше, если его запомнить.

Бетани Роде говорит, что кое-что, что немного помогло ей при запоминании, — это выделение ключевых начальных слов строки или стиха или определенных слов, вызывающих затруднения. Она считает, что это дает ее мозгу дополнительный выключатель света.

Лейн Арнольд говорит, что помнит, как запоминала такие вещи, как Геттисбергское обращение Линкольна , Преамбулу к Конституции, «Я блуждал смиренно, как облако» Вордсворта, иерархию потребностей Маслоу, этапы развития Эриксона, отрывки из Шекспира… и имена всех ее 21 двоюродного брата и восьми теток и дядей в порядке возраста, и «когда-то на памяти» все штаты и столицы. Она говорит, что тексты песен обладают выносливостью. Она по-прежнему любит тренировать свой мозг, запоминая Священные Писания, и использует приложение под названием «ScripTyper», которое задействует органы слуха, зрения и осязания. Поскольку вы можете создать свою собственную библиотеку стихов, возможно, вы также сможете вводить другие фрагменты текста.

Я закончил среднюю школу и школу медсестер с Бекки. Она помнит наш мем про черепной нерв, а также то, что миссис Батчер, наша учительница английской литературы, настояла, чтобы мы выучили наизусть 40 строк Гамлета. Она все еще могла читать их, когда ее дети учились в старшей школе. Другая подруга из школы медсестер, Мэри, , до сих пор может процитировать «Поездку Пола Ревира» Лонгфелло.

Слушайте, дети мои, и вы услышите
О полуночной поездке Пола Ревира.
Восемнадцатого апреля семьдесят пятого года:
Вряд ли кто-то сейчас жив
Кто помнит тот знаменитый день и год.

«Я помню все стихотворение, — говорит она, — но не могу вспомнить, куда в последний раз положила телефон».

Самое смешное, что чем больше людей вспоминают и делятся тем, что они помнят, то у меня загорается мозг, и я начинаю вспоминать то, что забыл. С небольшим нажимом Мари-Энн вспомнила несколько строк из «Псалма жизни» Лонгфелло.

Не говори мне, в скорбных числах,
Жизнь — лишь пустой сон!
Ибо мертва душа, что дремлет,
И все не то, чем кажется.

И Рон , еще один школьный друг (который работал смотрителем маяка несколько лет после выхода на пенсию) говорит, что его мать заучивала стихи для развлечения, когда была маленькой девочкой во время Великой депрессии. Он помнит, что она все еще могла декламировать «Маленькую сироту Энни» Джеймса Уиткомба Райли.

Маленькая Сиротка Энни пришла к нам погостить
И помыть чашки и блюдца, смахнуть крошки,
И прогнать цыплят с крыльца, и вытереть пыль в очаге, и подмести,
И все мы, другие дети, когда ужин будет готов,
Мы разожжем огонь на кухне и повеселимся
A-list’nin’ к сказкам о ведьмах, о которых рассказывает Энни,
An’ Съешьте-uns ‘at gits you
Ef you
Не делай этого
Watch
Out!

Карен Суоллоу Прайор говорит, что она «большая поклонница» запоминания. «Но этот старый мозг считает это почти невозможным в наши дни. Я до сих пор помню «Ничто, золото не может остаться» Роберта Фроста из начальной школы».

Первый зеленый цвет природы — золотой.
Ее самый сложный оттенок.
Ее ранний лист — цветок;
Но только так час.
Затем лист опускается к листу.
Так сгинул Эдем,
Так заря сменяется днём.
Ничто золото не может остаться.

Мишель Ринальди Ортега испытывает трудности с запоминанием. «Я склонен запоминать впечатления, а не детали, и подменять то, что есть на самом деле, своими». Она говорит, что ей помогают мультисенсорные сигналы: создание знаков и жестов, сопровождающих их, рисование фигурок пещерных людей и выстукивание ритмов. Ей нравится несколько раз читать вслух, «чтобы укрепить мои более слабые навыки слуховой памяти». Она говорит: «Я увязаю, если слышу, что говорю это неправильно, потому что это тоже может застрять в моем мозгу».

Шэрон Гиббс говорит, что раньше много запоминала, но думает, что с возрастом стала «ленивее». В школе она выучила правописание слов, президентов США в хронологическом порядке, столицы штатов и катехизис. Три года назад она сдавала четырехчасовой сертификационный экзамен по онкологии и использовала ассоциации и истории, чтобы запомнить симптомы, диагностику и побочные эффекты. Она читала их и проигрывала, когда ехала на работу и с работы. Она также использовала каталожные карточки с вопросами на одной стороне и ответами на другой.

Фрэнсис Паттерсон сказала, что в детстве она «довольно ужасно» запоминала. Однажды ее мама, обучающаяся на дому, предложила Фрэнсис и ее брату выучить Геттисбергское обращение к Дню Благодарения, «иначе мы не сможем поужинать в День Благодарения». Ей нравится записывать свое чтение, а затем слушать и произносить слова вместе с собой. Написание текста на карточках и разбрасывание их по дому помогает. Она также пользуется веб-сайтом, который дает ей первую букву каждого слова, чтобы она могла распечатать его и использовать в качестве костыля.

Прасанта Верма Анумолу помнит, как выучил наизусть первые десять строк Кентерберийских рассказов на древнеанглийском языке в старшей школе, и до сих пор может произнести наизусть первые четыре строки.

Когда этот апрель с его берегами сажей
Засуха марша пронзила корень,
И омыла каждую вену в swich licuor
Из которого vertu gengenred является мукой;

Лаура Браун выступает за заучивание, особенно если вы запоминаете музыку и литературу. Сегодня я короную ее королевой запоминания. Единственное, что она запомнила в начальной школе, — это «Клятва верности». Но в шестом классе ради развлечения она выучила наизусть стихотворение Редьярда Киплинга о матери и детеныше тюленя. По ее словам, это было довольно легко, потому что мелодия стихотворения пришла ей в голову, а сочетание слов и музыки помогло «закрепить его в моей памяти».

Колыбельная Печати

О! Тише, мой малыш, ночь позади нас,
И черны воды, что сверкали так зелено.
Луна над гребнями смотрит вниз, чтобы найти нас.
Где вал встречается с валом, там будет мягкой твоя подушка;
Ах, утомленный ластун, валяйся, расслабься!
Не разбудит тебя буря, и не настигнет тебя акула,
Спит в объятьях медленно качающихся морей.

В седьмом классе она сделала немного Пруфрока и немного Т.С. Элиота «Пустошь», чтобы произвести впечатление на своего учителя. В колледже ей пришлось выучить наизусть 12-ю главу Послания к Римлянам, что, по ее словам, было для нее стрессом. Она также взялась за некоторые стихи Роберта Фроста, опять же потому, что «подходящие мелодии представились сами собой». Она запоминала произведения некоторых других поэтов, особенно Вордсворта, потому что ей нравились стихи, и она перечитывала их снова и снова, пока они не «застревали». (Однако некоторые из них, как она признает, с тех пор отклеились.) Она выучила наизусть игровые диалоги и немного из 9 романов Юлия Цезаря.0004 Галльские войны , инструментальная музыка и тексты песен.

«Если вы можете положить стихотворение (или любой текст) на музыку, — говорит она, — даже если вам нужно сочинить мелодию, это помогает. И читать его вслух очень важно». Она также напоминает мне, говоря о моем муже и учителе английского языка Глинн, что в те дни не было Интернета. «Мы строили нейронные пути, — сказала она, — пополняли наши ментальные библиотеки, принимая то, что может быть утешением или инструментом годы спустя, изучая некоторые вещи, которые делают человека образованным».

Говоря о музыке и нервных путях, я должен вернуться к пению вместе с Пруфроком и заучиванию наизусть «Eventide», соло на арфе.

Бонус: мини-манифест от нашего издателя, L.L. Barkat

Как и Карен, я большой поклонник заучивания, хотя и пришел в клуб поздно. Вы спросите, какой огромный? Скажем так, я собираюсь начать массовое движение под названием Commit Poetry. Я совершенно серьезно отношусь к этому, и я считаю, что твоя храбрость, Сандра, стала первой искрой.

Когда мы попросили вас «совершить Пруфрок» (как вы в конце концов это назвали), это было всего лишь развлечение (я имею в виду, смотрите, мы даже сделали для вас «значки на животе»!). Конечно, я хочу повеселиться в центре, но сейчас у меня тихая миссия, потому что то, что началось в шутку, отправило меня в путешествие открытий, и это выходит далеко за рамки того, что я только что выучил наизусть четыре стихотворения за несколько минут. недели, две на испанском!

Так или иначе, я обнаружил, что мастера шахмат не умнее среднего человека — они просто больше времени потратили запоминание ходов . Я узнал, что Петр Равеннский (юрист 15-го века) запомнил 20 000 юридических положений, тысячу текстов Овидия, двести речей и высказываний Цицерона, триста философских изречений, семь тысяч текстов священных писаний и многое другое. Если бы его когда-нибудь посадили в тюрьму или сослали, он мог бы развлекаться годами. (Боже, я мог бы просто читать стихи, пока стою в очереди в продуктовом магазине, чтобы занять себя, и это стоило бы усилий по запоминанию, ты так не думаешь?)

И я согласен с Лаурой в том, что в пожилом возрасте нужно напрягать разум, чтобы сделать его более гибким (или, по крайней мере, для комфорта) — не потому, что мне приятно, а потому, что благодаря научным исследованиям становится все яснее и яснее, что если мы будем стараться поместите вещи в наши умы, тогда наши умы будут работать дольше в наши сумеречные годы. Хорошо, прежде чем я напишу книгу на эту тему здесь, в конце вашего поста, позвольте мне просто сказать: берегитесь мира (по крайней мере, моего мира, для начала). Заучивание стихов идет своим чередом. 🙂

Фото 白士 李, лицензия Creative Commons через Flickr. Сообщение Сандры Хеска Кинг.

Примечание редактора: В ближайшие недели Сандра сообщит нам о своем прогрессе и стратегиях по совершению Пруфрока. Следите за новостями в Facebook и/или Twitter, где она будет публиковать живые видеообновления. Мы предоставили Сандре возможность позвонить другу, так что будьте готовы к тому, что она позвонит вам, чтобы помочь с произношением по-итальянски, узнать немного о части стихотворения или даже прочитать с ней строфу.

Хотите совершить Пруфрок с Сандрой? Загрузите свои собственные печатные значки бариста Committing Prufrock Poetry Dare, которые вы можете вырезать и раскрасить, чтобы отмечать все 15 разделов по мере того, как вы их запоминаете. Отправьте фотографию со своим значком нам на @tspoetry и используйте хэштег #commitprufrock.

Для дальнейшего чтения

Почему мы должны запоминать в The New Yorker

Билли Коллинз наизусть в The Atlantic

Билли Коллинз о жизни, смерти и поэзии в Washington Post

__________________________

Как читать стихотворение способы понимания стихов. Антология включена.

«Отныне это будет основной учебник для раздела поэзии».

— Том Ханли

КУПИТЬ КАК ЧИТАТЬ СТИХОТВОРЕНИЕ СЕЙЧАС

  • Автор
  • Recent Posts

Сандра Хеска Кинг

Я девушка из Мичигана, которая оставила 150-летний семейный фермерский дом на 60 акрах, чтобы построить пустое гнездо размером с колибри во Флориде, рядом с Эверглейдс. Я получаю удовольствие от удачного вызова и считаю, что для приключений не существует возрастных барьеров — будь то каякинг с аллигаторами, езда на велосипеде слишком близко к гремучей змее, катание на американских горках или чтение длинных стихов рядом с сонными игуанами. Я беру уроки игры на рычажной арфе; купить больше книг, чем у меня есть полок, чтобы поставить их; пить чай, чай и еще раз чай; и ешьте M&M’s правильно (по одному сладкому кружку за раз). Еще думаю покрасить входную дверь в шартрез (ТСЖ не говорите).

Последние сообщения Сандры Хеска Кинг (см. все)

  • Журнал пандемии: запись о заботе на расстоянии — 11 июня 2020 г.
  • Вместе: огонь Гренфелла, кулинарная книга и сообщество — 3 января 2019 г.
  • Литературные друзья: Сохраним жизнь Анны Ахматовой — 6 декабря 2018 г.

Заучивать стихи? Почему?

Дорогие запоминающие,

Если бы у вас, как и у меня, был дядя, который пел самые безумные (и часто бесцветные песни), то вы, наверное, так сильно хотели их запомнить, что отдали бы левую руку.

Мой дядя пел самые сумасшедшие мелодии. Он был ветераном Второй мировой войны и был похож на канадского актера Лорна Грина. Это были песни, которые пели моряки, и я спешил записать слова, чтобы выучить их.

И я их выучил.

Трудный путь.

Это раздражало и разочаровывало, потому что, несмотря на то, что они говорят, что рука строит ум, и я сам их записал (тогда мало у кого были компьютеры, а те, у кого они были, были размером с автомат для игры в пинбол), я до сих пор сделал много ошибок и должен был полагаться на механическое заучивание.

Если бы я только знал тогда то, что знаю сегодня о техниках запоминания!

Вот лишь некоторые из причин, по которым я хотел бы научиться этим техникам в молодости (даже люди в возрасте шести лет могут использовать их с большим успехом):

Во всяком случае, есть одна песня, которую я очень сожалею, что больше не имею в виду. К сожалению, Ллойда больше нет, поэтому я не могу спросить его, как все прошло.

Я помню только четыре строчки.

Нет, я не могу вам сказать, что это были за четыре строчки (в конце концов, это была матросская песня…)

Но что я могу вам сказать, так это то, что с годами я развил навыки, которые фактически гарантируют, что я никогда больше не забуду стихотворение — до тех пор, пока я использую эти навыки.

Хорошие новости

… заключаются в том, что этим навыкам памяти очень легко научиться и овладеть ими. Они настолько просты, что ими может пользоваться даже ребенок.

Лучшая новость

… заключается в том, что я также разработал метод, который позволит вам запомнить сотни стихотворений. Это гарантировано.

И лучшая новость…

… это то, что с помощью моей новой техники «Телесиноптического Дворца Памяти» вы можете превратить всего один Дворец Памяти в 500 или более. Я уже рассказывал вам о технике Телесиноптического Дворца Памяти, но с тех пор я значительно улучшил ее. Раньше вы могли получить 150 Дворцов Памяти на основе 15, но эта новая техника поразит вас своей элегантностью и простотой.

Это гарантирует, что у вас больше никогда не будет недостатка во Дворцах Памяти.

Как бы то ни было, я собрал все это вместе в новом курсе под названием «Как выучить и запомнить поэзию». Я не собираюсь продавать вам его, рассказывая вам все о его хлопках и свистках.

Почему?

Мне не нужно. Если перспектива превратить здание, в котором вы сейчас находитесь, в более чем 500 легко организованных Дворцов памяти не убедит вас в ценности этого курса, ничто не убедит вас.

Но…

Это не помешает мне попытаться вывернуть тебе руку… совсем немного.

Во-первых, когда вы вкладываете средства в Как выучить и запоминать поэзию прямо сейчас, вы получите удивительный опыт обучения от того, кто действительно практикует эти навыки.

И не только это, но когда поэзия постоянно поселилась в вашем уме, вы начинаете думать о ней по-другому. Вы развиваете многослойное и тонкое чувство смысла. Каждое стихотворение, которое вы запоминаете, становится живым и дышащим объектом в вашем уме, потому что вы слились со словами, связующими структурами и значениями строк.

С этого момента значения стихотворения укореняются и растут.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts