пошаговая инструкция и советы педиатров
Наверное, каждая мама, особенно, если малыш первый, хоть раз да задавала вопрос педиатру или неврологу на осмотре: ну почему ребенок не хочет ползти, может, есть какие-то проблемы? И каждый раз врач успокаивает родителей, что поводов для беспокойства нет, стоит немного подождать, и малыш обязательно поползет по-пластунски или на четвереньках. Но если маме уж очень хочется, чтобы ее дитя поскорее освоило новый навык, мы собрали небольшую пошаговую инструкцию на этот счет.
Пошаговая инструкция, как научить ребенка ползать на четвереньках
Шаг 1. Оцениваем готовность ребенка поползти на четвереньках
Врачи не устают повторять: все дети развиваются по-разному. Кто-то лихо на четвереньках пересекает комнату на радость родителям в 7 месяцев, кто-то уже в 8 месяцев пытается встать и даже сделать первые шаги, держась за бортик кроватки, а кто-то в этом возрасте даже и сидит плохо, то и дело норовя завалиться куда-нибудь. Не нужно переживать и накручивать себя, если кроха никак не хочет ползать по-пластунски или на четвереньках – некоторые дети вообще минуют этот этап и сразу переходят к первым шажкам.
Как же понять, готов ли ваш ребенок начать ползать? Если малышу уже исполнилось 7-8 месяцев, он активно вертится и стремится поскорее познать мир, то можно спустить его на теплый пол. Только не нужно никаких ходунков или прыгунков, лучше присядьте на пол рядом с ребенком и попробуйте взглянуть на окружающий мир его глазами.
Шаг 2. Создаем мотивацию
Прежде чем приступить к урокам ползания, подготовьте пространство. Уберите все острые и хрупкие предметы, провода, следите, чтобы малыш не стукнулся об угол или не опрокинул на себя что-то тяжелое. Хорошо, если на полу будет теплый ковер, если нет – то позаботьтесь, чтобы по комнате не гулял сквозняк. Не забываем об удобной одежде – если малыш запутается в собственных колготках или с него будет сваливаться кофточка, ничего хорошего не выйдет. Оденьте ребенка в удобный комбинезончик или боди, который не будет сковывать движения и не волочиться по полу. Летом в жаркую погоду и вовсе можно оставить малыша в одном подгузнике или трусиках.
Возвращаемся к мотивации. Чтобы малыш точно захотел поползти, его надо чем-то заинтересовать, увлечь. Отлично подойдет что-то яркое – игрушка, воздушный шарик, погремушка, которые могут привлечь внимание малыша, ему непременно захочется это потрогать, а значит, и немного постараться, чтобы заполучить желаемое. Уложите ребенка на животик, положите перед ним игрушку и постарайтесь его немного подтолкнуть к ней. Главное, не старайтесь поставить игрушку слишком далеко. Если малыш поймет, что не сможет до нее дотянуться, то быстро потеряет интерес.
Кстати, положение лежа на животике – далеко не единственное, из которого малыши пытаются поползти по-пластунски. Малыш может елозить на животе, размахивая руками и ногами, может пытаться отталкиваться одной рукой или ногой. Со временем он обязательно встанет и на четвереньки, не нужно, главное, его торопить.
Шаг 3. Покажем мастер-класс по ползанию
Удивительно, но факт. Нет для малыша лучшего примера для ползания на четвереньках чем родительский. Так что отбросим стеснение и взрослость, опускаемся на четвереньки рядом с ребенком и начинаем активно возле него ползать, объясняя малышу, что именно вы делаете и почему так здорово и весело это делать вместе. Обычно все дети весело включаются в игру и уже скоро начинают ползать. Если на четвереньках стоять у ребенка еще не получается – ничего страшного. Опускаемся на живот и начинаем ползать по-пластунски. Если малышу очень хочется встать на четвереньки, но пока не получается можно аккуратно ему помочь, поддерживая рукой за животик и выжидая, пока ребенок не освоится и не будет падать.
Шаг 4. Обучаем полезным движениям
Чтобы малыш поскорее пополз по-пластунски или на четвереньках, можно в ежедневную гимнастику или во время массажа добавлять новые движения, которые будут имитировать ползание и стимулировать мышечную память. Например, можно уложить малыша на спинку и сначала поочередно, а потом и вместе сгибать и разгибать ему ножки. Можно подложить под животик мягкий валик или маленькую подушку и аккуратно перекатывать малыша, при этом он должен упираться ручками в твердую поверхность.
Еще одно эффективное упражнение – поза лягушки. Для этого нужно уложить малыша на животик на твердую поверхность, а ножки поочередно сгибать в коленях и слегка разводить в стороны (со стороны похоже на плавание «по-лягушачьи»). Постепенно можно подставлять ладонь так, чтобы стопы малыша упирались в нее, тогда кроха будет отталкиваться и пытаться двигаться вперед.
Если малыш устойчиво стоит на локтях, тогда переверните его на животик, слегка приподнимите ножки и чуть подтолкните вперед. Главное, не переусердствуйте, иначе кроха может удариться головой.
Шаг 5. Прибегаем к хитростям
Если малыш по-прежнему ленится и никак не хочет ползать ни по-пластунски, ни на четвереньках, можно прибегнуть к маленьким хитростям. Например, пригласить в гости подругу с маленьким, но очень подвижным и любознательным ребенком, который с радостью покажет вашему малышу, как здорово ползать и познавать мир. Очень часто дети включаются в игру и начинают ползать «за компанию».
Все уроки ползания всегда воспринимайте и подавайте как игру – не стоит требовать от малыша слишком многого сразу и уж тем более ругать его или кричать, если что-то не получается. Еще раз повторимся, все дети индивидуальны, и нет каких-то конкретных волшебных сроков, когда ребенок, словно по мановению волшебной палочки, сразу начинает ползать. Если вас действительно беспокоит, что ребенок не ползет (особенно, если у него отмечается общая слабость ручек и ножек, он плохо сидит и заваливается), тогда лучше обратиться за консультацией к педиатру или неврологу.
Популярные вопросы и ответы
Почему этап ползания на четвереньках важен для развития ребенка?
— На самом деле, все этапы развития движений ребёнка являются отражением созревания нервной системы, чтобы та могла обеспечить человеку прямохождение. Последовательное переставление ног и рук, перенос веса тела то на одну, то на другую сторону – это упрощенная база, на основе которой формируется ходьба. Соответственно, если ребенок может ползать реципрокно (как описано выше), значит, велика вероятность, что его нервная система зреет правильно, и он освоит ходьбу. Если человек способен освоить ходьбу, минуя этап ползания, в этом тоже нет ничего плохого. Ранняя вертикализация здоровых детей, которые не умеют ещё держать равновесие достаточно хорошо, с использованием ходунков, прыгунков и прочего, опасно, прежде всего, рисками травм, в том числе серьезных с долгосрочными последствиями, но данных о том, что это как-то иначе негативно влияет на здоровье, нет. Если говорить о детях с ДЦП, spina bifida, СМА и другими болезнями, то им нужны вертикализаторы примерно с года в рамках реабилитации, но они подбираются специалистами. Ходьба укрепляет спину не хуже ползания — мышцы корпуса работают как стабилизаторы, — отвечает врач-невролог, эпилептолог в EVIclinic и ЦЭН им.А.А.Казаряна Вероника Оранская.
Когда необходимо обращаться к врачу, если ребенок не ползает по пластунски?
— Согласно нормам ВОЗ, верхняя граница нормы для освоения ползания на четвереньках у доношенного ребенка — 13 месяцев. Важно оценивать развитие ребёнка в целом. Если малыш в 3 месяца хорошо контролирует голову, в 5-6 вертится в обе стороны, в 7-8 не падает, если посадили, на спине двигает ножками попеременно, поднимает их вверх, может толкнуть взрослого каждой ножкой — переживать не стоит. В обратном случае желательно обратиться к грамотному врачу, чтобы тот оценил развитие ребёнка. Многие дети ползают, как «раненые партизаны», отталкиваются только одной ногой. Это нормально в большинстве случаев, но если асимметрия в использовании конечностей хорошо заметна во всех движениях, то нужно обратиться к врачу. Если малыш играет с игрушками двумя ручками и болтает одинаково обеими ножками на спине — все в порядке, — подчеркивает доктор.
Нужно ли в принципе учить ребенка ползать на четвереньках?
— Здоровому ребёнку нужно предоставить свободу для движения. Оптимальное решение — освободить пол от опасных предметов (также исключить вероятность падения их сверху, исключить доступ к ним ребёнка и т.п.) и выпустить на него малыша вместе с безопасными игрушками. Ребёнок всему научится сам. Если у ребёнка есть проблемы, с ним должен заниматься реабилитолог, который знает, как научить его с учётом конкретных нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата. Если очень хочется, можно стимулировать ползание, разложив яркие игрушки на отдалении от ребёнка, — объясняет специалист.
Как понять, готов ли ребенок поползти по пластунски?
— Если ребёнок готов поползти, он обязательно поползёт. Вы заметите, что он перемещается, ползая, — заверяет врач-невролог, эпилептолог Вероника Оранская.
Особенности возраста ребенка в 7-8 месяцев. Центр терапии «Пеликан» в Санкт-Петербурге
7–8 месяцев: особенности развития ребёнка.
Косое (боковое) присаживание
К 8 месяцам диапазон движений ребёнка значительно увеличивается, он начинает ползать по всей квартире и учится приподнимать своё тело. Окружающий мир захватывает всё его внимание! По этой причине ребёнку часто бывает трудно уснуть спокойно и расслабленно. Вы можете организовать переход ко сну так, чтобы было интересно и вам, и вашему ребёнку. Сделать это легко с помощью ежедневного ритуала. Это могут быть спокойные ласки и объятия, рассказывание историй («Что мы испытали сегодня?»), песенки или даже музыкальная шкатулка с любимой мелодией. Все эти приёмы можно использовать с самого раннего детства. Постоянно соблюдая ритуал, вашему ребёнку будет проще подготовиться ко сну. Не обязательно, чтобы оба родителя проводили один и тот же обряд, они должны придерживаться своего ритуала.
Важно! Если ребёнок не перевернулся со спины на живот к 8 месяцам, то ему нужна терапия.
Особенности возраста 7–8 месяцев
Движение и подъём
Этот этап полностью связан с движением и подготовкой к подъёму на ножки. Движение — это весело! Ребёнок с лёгкостью переворачивается на живот и обратно, лёжа крутится вокруг собственной оси, быстро и легко ползает по всей квартире. Малыш начинает тянуться к игрушкам, рассматривает их лёжа на спине, или играет с ними в позе на боку с опорой на локоть. И впервые он самостоятельно находит правильное положение для сидения, так называемое косое (боковое) присаживание.
Ребёнок может по-разному сидеть на боку, например, опираясь на предплечье или поднимаясь выше с опорой на кисть. Впервые активно задействованы ягодицы и голени сбоку: ребёнок сидит, тазобедренные и коленные суставы согнуты. Теперь для опоры нужна только одна рука; другая остаётся свободной: можно касаться головы или лица и изучать их, возиться с игрушками или собирать с пола мелкие предметы.
Ещё один способ перейти в эту позу — с четверенек. Ребёнок опирается на руки и настолько хорошо поднимает туловище, что нагружены только бедра, а тазобедренные суставы полностью разгибаются. Если ребёнок толкается ещё выше, мышцы живота и бёдер рефлекторно напрягаются: ребёнок встаёт на четвереньки, и уже из этого положения поворачивает таз и садится, перенося вес на бок.
Косое присаживание асимметрично, и ребёнку по-прежнему нужна опора на руку, но оно является переходным этапом между положением лёжа и вертикальным положением. Боковое присаживание — некий мостик к подъёму, оно помогает ребёнку научиться вставать. Чуть позже ребёнок сможет вставать из этой позы на четвереньки и ползать, а также подниматься на колени, опираясь о мебель. А уже отсюда всё выше и выше. Только из косого присаживания ребёнок самостоятельно научится вытягивать ноги и сидеть ровно без опоры на руки. Первоначально это называется незрелым сиденьем, когда ноги заворачиваются внутрь или слишком вывернуты наружу, а таз и позвоночник все ещё слишком неустойчивы и согнуты.
Пока ребёнок сам не освоил процесс присаживания и сидения без рук с прямой спиной, вам не следует усаживать его насильно.
Еда имеет прямое отношение к движению: это движение во рту, координация орофациальной зоны. Многие дети с этого момента хотят есть самостоятельно. Даже если не вся еда будет попадать в рот, позвольте ребёнку развиваться самому. Ему будет очень весело собрать горох в кулачок или даже пальцами, подобно захвату пинцета, и положить его в рот. Сухарики из хлеба тоже очень вкусное и неожиданное лакомство, их можно жевать или сосать. А вот от употребления кусочков яблок советуют отказаться: они не размягчаются и не растворяются во время проглатывания, а потому существует риск удушья. Только ближе к детсадовскому возрасту, то есть примерно с 3 лет, дети начинают правильно жевать кусочки яблок. До этого момента лучше давать им яблоки в виде вкусного яблочного пюре.
Развитие рук и ног
На этом этапе развития начинает формироваться новый захват пальчиками рук — пинцетный захват. Это точечный захват, где большой и указательный пальцы используются как пинцет: кончики пальцев касаются друг друга, захватывая мелкий предмет. Так, например, ребёнок учится вынимать из банки маленькие жемчужины или собирать крошки.
В начале развития пинцетного захвата большой палец сначала упирается во внешнюю сторону указательного пальца, не доходя до его кончика. Но со временем большой палец все лучше растягивается и становится противопоставленным указательному. Ребёнок постарше (с 3 лет) должен уметь противопоставлять большой палец всем кончикам пальцев и уметь сводить мизинец и большой палец вместе. Если мелкая моторика развита недостаточно, ребёнок будет подносить большой палец только к внешней стороне указательного пальца, как при повороте ключа в замочной скважине, и позже ему будет трудно держать ручку или карандаш.
Щипковый захват — одна из особенностей строения тела человека, которое отличает нас от остальных млекопитающих. Например, обезьяны могут только поднести большой палец к указательному пальцу, но соединить мизинец и большой палец у них уже не получится, а это означает, что людям доступны более разнообразные действия. Эта особенность имеет большое значение для истории развития человека, потому что активное использование рук и развитие мелкой моторики привело к увеличению массы мозга, особенно в области лобной доли. Лобная доля головного мозга позволяет человеку осознавать свои действия, планировать и предполагать последствия своих действий. Это одна из уникальных возможностей человека.
На этом этапе развития не только пальцы, но и руки в целом используются всё более разнообразно и целенаправленно. Малыш учится поддерживать опору, дотягиваться до предметов и хватать. Кроме того, в арсенале ребёнка появляется захват двумя руками. Теперь у него появляется возможность держать небольшой предмет обеими руками и сознательно перекладывать его из одной руки в другую.
Речь
В это время у детей формируются удвоенные слоги, такие как «дадада», «гагага» или «мама». Дети с интересом слушают разговоры взрослых. Они имитируют произносимые звуки и удивляются движениям рта, издающего эти звуки. Рот другого человека непременно должен быть изучен рукой.
Зрение
Зрение обостряется и развивается, и у малыша пробуждается ненасытное любопытство и стремление изучить всё, что попадается на глаза и в руки.
Социальное поведение
У малышей очень живая мимика. Эмоции формируют выражение лица. Ребёнок интересуется своим отражением в зеркале, смотрит в глаза и ощупывает отражение рукой и ртом.
Играть в прятки становится веселее. Игрушки, спрятанные под тканью, уже недолго остаются незамеченными. Всё, что относится к вещам, теперь применимо и к людям: если мама уйдет в другую комнату, у ребёнка уже не будет постоянного желания следить за ней и нуждаться в её присутствии. Это признак развития кратковременной памяти.
Рекомендации по игре и перемещению
Обе руки свободны, так что ваш ребёнок внезапно обнаруживает много новых способов для игры. Дайте ему предметы повседневного обихода, кастрюлю и ложку, чтобы барабанить и перемешивать, или проверенную многими корзину с прищепками. Пустые пластиковые бутылки с разными крышками тоже часто изучаются с большим усердием. Замечательная игрушка — трубка из пластика или картона, через которую вы и ваш ребёнок можете катать небольшие шарики.
Цели ребёнка в 7–8 месяцев
- Ребёнок начинает использовать положение на четвереньках
- Обнаруживает возможность сидеть на боку — так называемое «боковое присаживание»
- Использует захват пальчиками, как пинцетом — щипковый (пинцетный) захват.
Все статьи рубрики «Бобат: развитие в игре»
- 5 месяцев: особенности развития ребёнка. Опора на один локоть
- 7–8 месяцев: особенности развития ребёнка. Косое (боковое) присаживание
- 9 месяцев: особенности развития ребёнка. Ползание и сидение
- 10 месяцев: особенности развития ребёнка. Положение на коленях и подъём на ножки
- 11 месяцев: особенности развития ребёнка. Стоим без опоры
- 12 месяцев: особенности развития ребёнка. Первые самостоятельные шаги
В каком возрасте дети садятся?
Будучи взрослыми, мы можем сидеть, даже не задумываясь об этом. Но для младенцев сидеть без посторонней помощи не так просто! Им может потребоваться некоторое время, чтобы научиться сидеть самостоятельно. Их мышцы нуждаются в развитии и укреплении, и для этого требуется много практики и подготовки.
Давайте рассмотрим, как и когда ваш ребенок начнет сидеть, и посмотрим, как вы можете поддержать его развитие и обеспечить его безопасность, пока он учится и становится более самостоятельным.
Как мой ребенок научится сидеть?
Все малыши уникальны и развиваются в своем собственном темпе, но на временной шкале развития младенцев большинство детей учатся сидеть, прежде чем они смогут ползать. Если ваш ребенок родился преждевременно (до 37 недель), ему может потребоваться немного больше времени, чем другим детям, чтобы достичь определенных вех.
До того, как они овладеют навыком самостоятельного сидения, большинство младенцев:
- Демонстрируют улучшенный контроль головы и могут держать голову
- Выгните шею, поднимите голову и приподнимитесь, используя руки, чтобы осмотреться во время пребывания на животе. Обычно это от трех до четырех месяцев.
- Лягте на спину и возьмитесь за ноги или предметы рядом с ними
- Может переворачиваться самостоятельно
- Поработайте над их балансом и попытайтесь встать на треногу, когда они находятся на полу в сидячем положении.
Как только они смогут сидеть самостоятельно, они смогут увидеть мир с новой захватывающей точки зрения. Они также смогут играть со своими игрушками и взаимодействовать с вами более интересным образом.
Все эти этапы развития укрепляют мышцы и улучшают навыки координации. Это поможет им ползать, подтягиваться до положения стоя и, в конце концов, делать первые шаги.
Когда дети начинают сидеть?
Большинство малышей могут сидеть прямо при поддержке в возрасте от шести до семи месяцев. Однако важно помнить, что два ребенка не развиваются с одинаковой скоростью.
Примерно к восьми месяцам большинство младенцев могут самостоятельно сидеть без какой-либо поддержки.
К тому времени, когда им исполняется девять месяцев, большинство детей могут играть, сидя прямо, и могут поворачивать туловище слева направо, чтобы достать свои игрушки.
Некоторые дети могут отжиматься от живота в положении лежа уже в семь месяцев. Тем не менее, большинству понадобится рука помощи, чтобы занять сидячее положение, пока им не исполнится около 11 месяцев.
Как приучить ребенка садиться самостоятельно?
Давайте рассмотрим несколько главных советов, которые вы можете учесть, помогая своему мини-я научиться сидеть самостоятельно:
Рука помощи
Когда ваш малыш лежит на спине, поддерживайте его руками их голова и плечи. Затем медленно поднимите их в сидячее положение. Как только они справятся с поднятием в сидячее положение, вы можете осторожно взяться за их плечи для поддержки, затем взять их за руки, прежде чем, наконец, направить их к сидению, используя только одну руку.
Время на животе
Лежание ребенка на животе (также известное как время на животе) является важным шагом в его развитии. Это помогает укрепить мышцы живота, чтобы они могли поддерживать туловище, спину, голову и шею — все это играет жизненно важную роль в том, чтобы они в конечном итоге могли сидеть самостоятельно.
Сидение с опорой
Чтобы побудить вашего ребенка сидеть самостоятельно, вы можете сесть с ним на пол, используя свои ноги для дополнительной поддержки. Вы также можете аккуратно поддержать их в сидячем положении, используя подушки. Только не оставляйте их без присмотра.
В качестве альтернативы вы можете посадить их на твердую поверхность — лицом от себя или к себе — и нежно, но твердо держать их за середину.
Наберитесь терпения
Если ваш ребенок сползает на бок, кажется беспокойным или начинает плакать во время практики сидения, вероятно, он устал и ему нужен перерыв. В конце концов, это тяжелая работа по изучению нового физического навыка!
Просто утешьте и уладьте их и помните, что вы всегда можете попробовать позже.
Как обезопасить ребенка, когда он учится сидеть
Маленькие неровности и случайные аварии — все это часть взросления. Но вы должны заботиться о безопасности своего малыша, поскольку он становится более подвижным и учится сидеть без посторонней помощи. Следуйте этим советам, чтобы обеспечить безопасность вашего ребенка:
- Всегда практикуйте время на животе и самостоятельное сидение на полу, чтобы снизить риск падений.
- Если вы поддерживаете ребенка, чтобы помочь ему сесть на подушку, никогда не оставляйте его в этом положении без присмотра.
- Защитите свой дом от детей, чтобы любые потенциальные опасности были вне досягаемости или защищены.
Когда волноваться, если ребенок не садится
Все дети достигают своих основных вех в разном возрасте, поэтому постарайтесь не волноваться. Если вы дадите ребенку множество возможностей попрактиковаться в навыках сидения, он будет делать это в своем собственном темпе.
Но если вы заметили, что ваш ребенок не может сидеть без поддержки к девяти месяцам или вас беспокоит любой другой аспект его роста и развития, вам следует обратиться за советом к семейному врачу.
Почему вы не должны заставлять своего ребенка сидеть или ходить
До того, как он начнет это делать Без поддержки
Здравый смысл может назвать блог-самоубийством отрицательный отзыв о практике, которую 90% родителей, вероятно, делают со своими детьми. Но моя работа как терапевта состоит в том, чтобы рассказать вам правду об этой распространенной практике и предложить вам альтернативы, которые помогут в развитии вашего ребенка. Вот лишь несколько мыслей, которые вы должны рассмотреть.
Дети хотят свободы.
Усадить младенцев и выгуливать их — это препятствие для самостоятельной игры.
Исследования показывают, что свободная самостоятельная игра и стабильный высокий уровень активности в течение всего периода обучения новым двигательным навыкам являются наиболее эффективным способом содействия развитию моторики здорового ребенка.
Хотя мы, вероятно, верим, что наши благонамеренные манипуляции с ребенком помогают им, на самом деле мы их ограничиваем. Преждевременное сидение, стояние и ходьба являются зависимыми — дети не склонны оставаться в таком положении очень долго.
Когда к нам обращаются родители, обеспокоенные тем, что их дети не достигают таких вех, как перекатывание или ползание, обычно выясняется, что они ограничивали свои движения в приспособлениях, таких как детские кресла, прыгунки и блюдца, или сидя на ребенок вверх. Нельзя ожидать, что дети разовьют двигательные навыки без времени и свободы для этого. Если они застревают в сидячем положении, младенцы иногда даже пропускают другие важные вехи (перекатывание, перекатывание и ползание).
Они должны научиться безопасно передвигаться.
Осведомленность и безопасность идут рука об руку. Когда младенца помещают в это положение до того, как он сможет принять его самостоятельно, он обычно не может выбраться из него, не упав, что не способствует чувству безопасности или физической уверенности.
Ходячие младенцы делают их менее внимательными, давая им ложное чувство равновесия и своих способностей. Младенцы, которым предоставлена свобода двигаться и развиваться по-своему, обретают самопознание, что делает их более безопасными. С неповрежденным внутренним чувством равновесия и суждениями их движения тщательно просчитаны, и они, как правило, делают меньше безрассудных движений.
Их тело должно быть готово.
Позвоночник и бедра вашего ребенка очень хрупкие и чувствительные, пока вокруг них не разовьются крупные мышцы. Только младенец точно знает, как должны располагаться его суставы, и будет делать то, что необходимо, когда его тело будет к этому готово. Вы можете поддержать этот процесс укрепления различными безопасными упражнениями, такими как использование фитбола, вместо того, чтобы практиковать движения, к которым ваш ребенок не готов.
Самостоятельное обучение важно.
Младенец узнает о своей способности делать что-то самостоятельно, благодаря терпеливым и настойчивым усилиям. Во время развития моторики они учатся поворачиваться на животе, переворачиваться, ползать, сидеть, стоять и ходить, они не только учатся этим движениям, но и учатся как узнать . Они учатся что-то делать самостоятельно, чем-то интересоваться, пробовать, экспериментировать. Они учатся преодолевать трудности. Они познают радость и удовлетворение, которые можно получить от успеха, являющегося результатом терпения и настойчивости.
Привычка преждевременно ходить и сидеть создает ненужную и непродуктивную зависимость от взрослых в плане развлечений.