от слов к предложениям. Блог Лого-Эксперт
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Блог Лого-Эксперт
начинающему логопеду развитие речи Родителям
Эксперты по раннему развитию утверждают, что умение говорить с ранних лет является важнейшим фактором, который определяет дальнейшее развитие ребенка. Особенно важными считаются первые 2 года жизни, когда происходит понимание того, развивается ли речь согласно установленным нормам или нет.
Умение правильно говорить напрямую зависит от родителей ребенка, т.е. они должны уделять повышенное внимание этому процессу. Сегодня все большее количество мам и пап стремятся научить ребенка говорить как можно раньше, используя для этого советы специалистов.
Но важно понимать, что этот процесс достаточно сложен, и нужно приложить максимум усилий, чтобы ребенок быстро заговорил.
Существует несколько основных стадий развития речи, но это достаточно общие нормы, потому что развитие каждого ребенка происходит сугубо индивидуально. Это значит, что возможны незначительные отклонения от установленной нормы и это не будет считаться какой-то патологией.
Но родители должны быть обеспокоены тем, если на момент поступления в детский сад, ребенок до сих пор не начал произносить целые слова – это является признаком задержки речевого или психомоторного развития.
- Начиная с 6-8 недели в ответ на попытку взрослого вступить в контакт малыш произносит отдельные звуки – гуканье (начальное гуление).
- Истинное гуление или певучее гуление появляется на 2-3-м месяце. В первые два месяца жизни дети произносят только определенный набор звуков, а также отзываются на обращение родителей. Ребенок, находясь в спокойном состоянии, издает протяжные гласные звуки. Период гуления ребенок начинает произносить согласные звуки, сочетая их с гласными. Постепенно рефлекторные звуки заменяются на коммуникативные, т.е. ребенок начинает общаться с окружающими людьми.
- После 6 месяцев считается нормой умение произносить простые слоги, которые к концу первого года жизни должны превратиться в связки, которые заменяют единичные обозначения предметов.
- В 9 месяцев ребенок демонстрирует понимание обращенной к нему речи, реагирует на свое имя, воспринимает некоторые простые словесные инструкции и отвечает на них действием: «открой рот», «дай ручку», прижимаются щекой к матери на просьбу «поцелуй маму», поднимают голову и глаза к лампе на вопрос «где огонек?», ищут спрятанную у них на глазах игрушку, при слове «нельзя» перестают тянуться к какому-либо предмету, или прекращают тянуть его в рот и т.п.
- К 12 месяцам ребенок должен понимать смысл простых фраз, с которыми к нему обращаются. Словарь обычно достигает 8-10, а иногда и большего количества «слов» (баба, киса, му, бэ и др.), которые имеют конкретное значение.
- К 1 году ребенок понимает и выполняет 5-10 простых инструкций: «принеси то-то», «закрой дверь», «дай чашку» и др. Таким образом, на первом году жизни у ребенка происходит подготовка речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно идет активный процесс развития понимания речи.
В период от 1 года до 2 лет у ребенка начинается процесс первоначального развития речевых навыков, потому что ребёнок начинает ходить. С появлением способности передвигаться быстро расширяются представления об окружающем мире, интенсивно развивается речь: малыш спрашивает, что как называется. В речи наблюдаются звуковые искажения, употребляются ударные и начальные слоги, пропускаются трудные звуки, имеются перестановки слогов. В это время для ребенка более важна интонация, с которой он произносит слова, выразительность речи, поэтому он попросту не замечает недостатков при произношении отдельных звуков.
К концу второго года жизни формируется элементарная фразовая речь. В общении со взрослым малыш объединяет 2-3 слова, например, «дай пи» (дай пить), «папа би» (папа уехал) и т.д. Постепенно формируются грамматические категории (число, род, падеж…). На втором году жизни происходит достаточно быстрое накопление словаря, который достигает до 200 слов в пассивном словаре, и в активном порядка 50 слов.
Период с 2-х до 3 лет дети начинают употреблять местоимения и падежные склонения, активно формируется грамматическая сторона речи. Пассивный словарь 250-300 слов. На этом этапе здоровый ребенок показывает пять частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов. Дети могут рассказывать простые стихи. Малыш понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию («пойди в кухню и принеси чашку»), верно, использует местоимения я, ты, мне, предложения строит из двух слов. К двум годам ребенок уже усваивает звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х. Свистящие звуки (с, з, ц), шипящие (ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, л) он обычно пропускает или заменяет.
В этот период освоены все виды грамматических структур, допустимы ошибки употребления сложных предлогов (из-за, из-под). Словарный запас 800 — 1000 слов, ребенок использует предложения из пяти-восьми слов, овладел множественным числом существительных и глаголов. Активно формируется эгоцентрическая речь. Ребенок называет свое имя, пол и возраст; понимает значение простых предлогов — выполняет задания типа «положи кубик под чашку», «положи кубик в коробку», употребляет в предложении простые предлоги и союзы потому что, если, когда. Малыш понимает прочитанные короткие рассказы и сказки с опорой на картинки и без нее, может оценить свое и чужое произношение, задает вопросы когда? почему?
Однако в 3-летнем возрасте ребенок еще не может четко произносить все звуки, это так называемая физиологическая дислалия – расстройство звукопроизношения, наблюдающееся у детей в возрасте до 5-ти лет, обусловленное недостаточным развитием движений органов артикуляции, а также недостаточной сформированностью фонематического слуха. В результате чего ряд звуков оказывается сложным для произношения. Если ситуация не меняется к 5 годам, то в этом случае необходимо обратиться за помощью к логопеду.
Занятия по формированию правильной речи у ребенка не нужно откладывать на потом. В идеале начать заниматься как можно раньше – с 1,5-2 лет.
Но это не значит, что до двух лет не нужно принимать участия в речевом развитии. Напротив, разговаривать с ребенком нужно с первых дней его жизни, показывая и называя ему окружающие предметы. Постепенно происходит расширение словарного запаса, он начинает называть те предметы, которые ему знакомы.
Ниже указаны основные рекомендации, которые помогут научить ребенка хорошо разговаривать с ранних лет его жизни.
Первое, с чем нужно распрощаться как можно скорее – это пустышка. Специалисты заметили, что те дети, которые сосут соску в течение длительного времени (по несколько часов в день), начинают говорить позже своих сверстников, которые перестали это делать.
Объясняется это тем, что длительное сосание может стать причиной неправильного развития органов артикуляционного аппарата.
А недостаточное развитие мышц языка и губ приводят к тому, что ребенок не может правильно выговорить звуки.Необходимо рассказывать ребенку все, что происходит вокруг. В частности, можно говорить ему, чем именно сейчас вы занимаетесь или планируете заняться. Важно делать паузы, чтобы ребенок давал какую-то реакцию на сказанное. При этом необходимо следить за тем, чтобы ваша собственная речь была правильной и четкой.
Это достаточно распространенная ошибка родителей, которые начинают сюсюкаться при разговоре с ребенком, полагая, что так ему будет понятнее. Но это в корне неправильно, потому что дети по мере взросления начинают копировать поведение и речь своих родителей, поэтому он будет считать подобные речевые искажения нормой. Он начнет неосознанно повторять за вами, в результате такое произношение придется исправлять.
Начинать разговаривать с ребенком на нормальном языке нужно уже с 6 месяцев. Необходимо четко, внятно, хорошо артикулируя звуки, многократно произносить названия тех или иных предметов и явлений. Вместо «бибика» и «ава» нужно четко говорить, что это машина-би-би и собака-гав-гав.
В процессе взросления у детей активно развивается интерес к окружающему миру. Естественно, что они задают очень много вопросов своим родителям, потому что им интересно буквально все, что окружает их вокруг. Некоторые родители допускают ошибку, просто отмахиваясь от многочисленных вопросов, не объясняя ему, что значит тот или иной предмет и для чего он нужен. Но так делать нельзя, потому что такие объяснения способствуют расширению словарного запаса. Для объяснения нужно использовать простые слова, которые уже известны ребенку.
Понятно, что в современных условиях у родителей далеко не всегда есть время на это. В этом случае в качестве вспомогательного элемента можно воспользоваться различными обучающими программами, которые можно скачать на планшет. Но злоупотреблять этим не стоит, потому что только живое общение родителей и ребенка способствует его скорейшему развитию.
В головном мозге человека центры, которые отвечают за координацию движений пальцев рук и за развитие речевых функций, находятся рядом. Соответственно, выполняя упражнения на стимуляцию одного центра, вы автоматически развиваете другой. Поэтому для развития речи важно использовать занятия, которые развивают мелкую моторику рук.
В современной практике используется большой комплекс упражнений, которые подходят для домашних условий. Занятия бывают разными:
- Рисование пальцами. Можно рассыпать какую-нибудь крупу на столе и рисовать на ней пальцами. Занятие следует проводить вместе с ребенком, показывая ему примеры того, что можно «нарисовать» на крупе. Можно использовать гипоаллергенные краски, в которые окунаются пальцы и затем на листе бумаги рисуются различные предметы.
- Определение предметов. Суть проста: вы просите ребенка закрыть глаза, после чего кладете ему в руку знакомый для него предмет. Он должен тщательно ощупать его, рассказать, что именно он ощущает, а также сказать, на что похож данный предмет.
- Такие упражнение, как нанизывание бус и пуговиц на веревку (или нитку), лепка из пластилина и глины, также способствуют развитию мелкой моторики.
Даже такие потешки, как «Сорока-ворона» и «Пальчик-пальчик, где ты был?», которые считаются достаточно простыми упражнениями, стимулируют нервные окончания на пальцах и ладошках. Для стимуляции можно использовать и легкий массаж, разминая ладошки и пальцы ребенка между занятиями.
Все маленькие дети любят рассматривать яркие картинки, поэтому не нужно упускать такую возможность в развитии речевых навыков. Чтение книг позволяет правильно произносить слова, поэтому делайте это как можно чаще. Естественно, в книгах должно быть большое количество иллюстраций, чтобы ребенку было интересно читать вместе с вами. Важно, чтобы книги соответствовали уровню развития и возрасту ребенка!
В ходе чтения он будет слышать новые для себя слова, поэтому подробно объясняйте, что именно они значат. Все это способствует расширению словарного запаса, а также правильному произношению.
Пение задействует совсем другие области головного мозга помимо тех, которые используются в момент речи. Поэтому пренебрегать пением не стоит, при этом не имеет особого значения, умеете вы это делать или нет. Одновременно со слухом развивается речевой аппарат, а также корректируется артикуляция.
Артикуляционная гимнастика является важнейшей частью логопедической работы. Большинство из этих упражнений можно проводить дома, поэтому не нужно упускать такую возможность.
Даже выполняя такие простые действия, как цоканье языком как лошадка, надувание щек, сдувание кусочка ваты и слизывание языком невидимого варенья с губ, можно укрепить мышцы органов артикуляционного аппарата.
Ребенку в раннем возрасте гораздо проще изъясняться жестами, но наша задача – научить ребенка говорить, поэтому необходимо всячески стимулировать его к разговору. Когда он показывает на какой-то предмет и говорит: «Дай», вам нужно сделать вид, что вы его не понимаете. Помните о том, что вы должны научить его говорить внятно о своих желаниях, а не просто тыкать пальцем в желанный предмет.
Конечно, не нужно доводить все до абсурда, доводя ребенка до истерики. Уточните у ребенка, что ему нужно дать, назовите предметы словом и звукоподражанием, подключите смысловой жест. Н., «Ты хочешь машину-би-би или мяч-оп-оп?», жестом покажите, как едет машина и как рукой хлопают мяч. Если ребенку сложно сказать целое слово, то он сможет сказать звукоподражание или показать смысловой жест. Но уже с 2-3 лет можно задавать ему наводящие вопросы, вступать с ним в диалог, чтобы он более подробно объяснял, чего он хочет.
Здесь хорошо помогает проговаривание простых действий и называние бытовых предметов, частей тела и т.д. Помните, что если вы хотите услышать что-то от ребенка, то вам нужно самим подавать пример, поэтому вслух проговаривайте все действия: «берем ложку», «кушаем суп», «моем руки», «пришел папа» и т.д.
Убеждайте ребенка в том, что вам интересно все, что он говорит. Постоянно задавайте ему вопросы, проявляйте эмоции, хвалите его. Он должен понимать, что вы действительно проявляете интерес к тому, что он рассказывает – это лучшая мотивация для любого ребенка. При этом не нужно давить на него и заставлять постоянно что-то говорить, чтобы не вызвать у него негатива.
Сказки стишки помогают в изучении новых слов. Поэтому если ребенок хотя бы немного разговаривает, можно использовать простые четверостишия, которые нужно повторять вместе с ребенком.
Важно не переставать разговаривать и заниматься с ребенком. Помните, что только активная роль родителей является залогом успеха в развитии связной детской речи. Если же ваши занятия не дают никакого результата, то имеет смысл обратиться за помощью к специалисту.
Помощь невролога или логопеда необходима в следующих случаях:
- К концу 1 месяца ребенок не кричит перед кормлением
- К концу 4 месяца не улыбается, когда с ним разговаривает мама, не гулит.
- К концу 5 месяца не прислушивается к звукам и музыке.
- К концу 7 месяца не реагирует на интонацию голоса, не узнает голос мамы «комплексом оживления».
- К концу 9 месяца отсутствует лепет, ребенок не повторяет звукосочетания и слоги за взрослым.
- К концу 1 года ребенок не машет ручкой, когда прощается, головой в знак отрицания. Не произносит ни одного слова и не выполняет простые инструкции: «дай», «на», «возьми».
- К 1,5 годам не показывает и не называет маму и папу, не строит башню из кубиков, не дифференцирует звучащие игрушки, не использует указательный жест.
- К 2 годам не показывает части тела, не показывает маму и папу на фотографии, не выполняет двухступенчатую инструкцию (пойди на кухню и поставь тарелку на стол)
- К 2,5 годам не различает «большой — маленький», не общается с детьми.
- К 3 годам не может назвать свое имя и фамилию, рассказать простое стихотворение и сказку.
- Появляется назальность произношения (ребенок гнусавит).
- При разговоре наблюдается повышенное выделение слюны.
- В 4 года наблюдаются явные искажения звуко-слоговой структуры слов при произношении.
Если не предпринимать никаких действий, то проблема со временем только ухудшится. Это чревато тем, что к школьному возрасту ребенок по-прежнему будет разговаривать с дефектами. Все это приведет к проблемам в школе, ему будет очень сложно постигать школьную программу, в результате чего его успеваемость будет на крайне низком уровне.
Роль родителей очень важна, поэтому занятиям с детьми следует уделять как можно больше времени. Ни в коем случае нельзя кричать на него, если у него что-то не получается, потому что такой подход приведет к тому, что он просто начнет замыкаться. Поэтому выстраивайте позитивный эмоциональный контакт с ребенком и результат не заставит себя долго ждать.
1 Нравится
начинающему логопеду развитие речи Родителям
Связанные статьи
- Развитие речи на 1 году жизни
- Взаимодействие психолога и логопеда
- Профессия логопед: как получить профессию и где учиться?
- Социальная адаптация
- Нейрогимнастика для детей: упражнения для мозга
И получите чемоданчик логопеда в подарок
в первом же письме! 🎁
Читать онлайн «Секреты развития речи.
Просто о том, как научить ребенка разговаривать», Эля Шигапова – ЛитРесИллюстратор Диана Чумарина
© Эля Шигапова, 2022
© Диана Чумарина, иллюстрации, 2022
ISBN 978-5-4483-9152-1
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Как родилась эта книга
Когда мой будущий малыш жил у меня под сердцем, я и понятия не имела о том, что буду столько заниматься с детьми. В моей голове рисовалась картинка образцового ребенка-вундеркинда, самостоятельного с рождения. Ведь есть же у малышей врожденные рефлексы, они его и ведут, думала я. Ну, а взрослые просто рядом стоят, любуются и не мешают. Но с нашим первенцем что-то пошло не по этому сценарию. И развивался он вовсе не по таблицам, как положено.
Первые полгода сыночек не слезал с рук и очень много капризничал. С ребенком мы почти не общались словами, только колыбельные, в основном. Ну, а с мужем мы разговаривали, перекладывая любой тест на мелодию колыбельной (помните, в «Операции «Ы»: «Я вам денежку принес за квартиру за январь»? ), ходячий мюзикл! Признаюсь, режима у нас не было – когда малыш уснет, тогда и спали. Поэтому хотелось спать постоянно, а еще хотелось найти кнопку сна у сыночка, но мы так до сих пор ее не нашли.
При этом наш кроха опережал все таблицы по своим физическим навыкам. Переворачиваться, садиться, ползать он начал рано. И в полгода, наконец, стало легче. Мы дружно выдохнули и приступили к занятиям.
Я накупила книг, искала информацию о пальчиковой гимнастике, читала про раннее развитие. Результаты были не сразу, но они были. Месяцев в 10 сыночек стал произносить первые слова, а в свой 1 год и 8 месяцев наш малыш говорил уже полными предложениями. Он говорил больше 200 слов. А позже и у нашей дочки были примерно те же результаты. И мы с мужем этому очень рады.
Но, на самом деле, это не рано и не поздно, это нормально, средний результат. И в то же время, когда видишь вокруг детей, которым в 2 года сложно составить предложение, хочется всем помочь. Так появились сначала мои статьи, в которых я делюсь секретами развития речи. А потом, по вашим просьбам, мои дорогие читатели, я собрала их в эту книгу.
Мне так понравилось заниматься с детьми, играть с ними в игры и читать книги, что мое увлечение укреплялось с каждым днем. Видимо, где-то в душе я – педагог, все-таки. Даже вспомнилось, как в детстве я мечтала стать учителем, но не сложилось тогда. Зато теперь я полностью отдаюсь своей страсти!
У меня двое замечательных детей. Оба они очень разные. К каждому из них нужен свой подход. И в занятиях в том числе. Поэтому некоторый опыт у меня имеется, и я с удовольствием с вами им поделюсь!
Я очень надеюсь, что эта книга поможет вам разговорить своего малыша. Поэтому настоятельно рекомендую применять знания сразу. Ведь практика очень важна! На страницах этой книги вы найдете много интересной информации и разных хитростей, которые помогут малышам заговорить. Вы поймете, что развитие речи – это просто. Верю, что мои советы будут вам полезны.
Приятно чтения, друзья!
Глава 1. Мои секреты развития речи
Перед тем, как приступить ко всем секретам, я хочу сказать несколько слов о самом важном. Любовь мамы и папы к своему драгоценному малышу не измерить ни морями, ни океанами. Она безгранична, но всегда рядом. Это самый главный ваш инструмент на пути к речи малыша. И здесь сразу отмечу несколько основных пунктов.
1. Терпение. Не надо ждать от ребенка сразу много слов или предложений. Потерпите немного. Сначала звуки, потом слоги, позже слова, ну и наконец, предложения! Ждем. Мой сын до 1 года и 4 месяцев говорил слова кусочками. Например, «па» у нас означало и «упал», и «шляпа», и «лампа» – около 10 слов! Я немного переживала, мне хотелось слышать слова целиком, но я подождала, и кусочки волшебным образом выросли в слова. Значит, не торопимся и не подгоняем малыша!
2. Принять ребенка таким, какой есть. И не сравнивать ни с кем! Конечно же, мамы на площадке или подружки с детьми – ровесниками вашего малыша будут рассказывать удивительные истории о своих детях. Петенька в год уже стихи рассказывал, а Анечка в 10 месяцев длинными предложениями разговаривала. Я лично таких детей не встречала, но рассказы слышала. Не исключаю, что где-то и есть такие умнички. Однако это совсем не значит, что ваш – глупый. Ваш ребенок – только ваш! А чужой ребенок – чужой, каким бы вундеркиндом он ни был. Занимайтесь своим любимым малышом и дайте проявиться его талантам.
3. Не критикуйте своего ребенка. Никогда, ни при каких обстоятельствах! Если так сильно хочется отругать (допустим, есть за что), ругайте тогда поведение, поступок. И тем более, не стоит критиковать малыша за то, что он в годик не умеет разговаривать. Пусть даже вам Ленка – мать троих детей сказала, что ребенок в год должен говорить 10—20—30 слов. Ребенок должен быть любимым своими мамой и папой!
4. Хвалите малыша. Восхищайтесь им. Какой он у вас молодец, какой умный и красивый, какой развитый и веселый, бесконечно талантливый и самый лучший для вас! Говорите ему об этом. Каждый день. Целый день. Хвалите за каждую мелочь, восхищайтесь самыми простыми вещами. Ребенок чувствует все и будет развиваться не по дням, а по минутам.
Это самые основы, с них начинается развитие речи и общее развитие ребенка.
Секрет 1. Говорите с малышом!
Когда моему сыну было 6,5 месяцев, он был хорошо развит в плане физических навыков. Наш малыш умел вставать, садиться, ползать и много чего еще. Конечно же, мы очень радовались. Но из речи у нас был только плач и какое-то мычание, и то редко.
Первые полгода он провел у меня на руках, не слезая. Иногда нежился на папе, реже подпускал к себе бабушек – дедушек. И эти полгода я мечтала о тишине, честно! Мой сын постоянно капризничал. Это был первый опыт взаимодействия с ребенком, мне казалось, что так и должно быть. Отсутствие речи (гуление, гласные, простые слоги) меня не смущало, если честно. Я даже и не знала об этом почти ничего. Мы тогда гордились его физическими умелками. А о каких-то занятиях по развитию речи я даже не думала.
И, как обычно, обсуждая с подругой (у которой, кстати, малышка – наша ровесница) очередные навыки, я узнала, что они говорят. Говорят! А им тоже полгодика, кстати. Самое простое – первые слоги: «ба», «ма», чего-то там еще… Сначала я была сильно удивлена, потом немного расстроена. А через пару дней меня вдруг осенило: надо что-то делать!
В общем-то, с этого момента и начинается активное развитие речи моего малыша. А я для себя сделала очень важные выводы: с ребенком надо разговаривать!
Итак, один из важных пунктов – говорите с ребенком. Говорите много, не «сюсюкая» и не «ломая язык». Говорите, как с взрослым. Рассказывайте малышу все – о первых лучиках солнца, целующего его носик, о своей любви к нему и не только. Даже о счете за квартиру можете рассказать. Главное – говорите! Начинайте говорить с ребенком, когда он еще в животике. Об этом подробнее я расскажу чуть позже. И привыкайте с ним разговаривать, ваше с ним общение – основной тренажер для развития речи крохи.
Расскажу про случай на площадке. Гуляет мама с трехлетней девочкой. Точнее, мама с другими мамочками общается, а ребенок сам себе предоставлен, играет во что-то. С другими детьми ведет себя довольно агрессивно, визжит, бросается песком, отнимает игрушки.
При этом мама всем вроде как жалуется на дочь, что та не разговаривает практически, знает 2 слова: «да» и «мама». В 3 года.
Я сначала удивилась, как у такой общительной мамы ребенок может не говорить. Но, когда девочка довела до слез другую малышку, стукнув ее по лбу лопаткой, мне стала понятна причина отсутствия речи. Мама девочки подошла к своей дочке и без слов отвесила ей подзатыльник, совсем не детский такой. Через пять минут ситуация повторяется, ребенок получает от мамы еще и по рукам, и по мягкому месту… Но все происходит молча, без слов! Понимаете?
О чем хочу сказать? Разговаривать надо с малышами! Не только с другими людьми, а еще иногда и со своим ребенком. А еще лучше, когда с детьми занимаются. Про занятия речь пойдет во второй части.
Секрет 2. Массаж для развития речи
Продолжим разговор о том, как научить ребенка говорить. Речь пойдет о массаже.
Но сначала еще раз скажу про терпение. Важно не торопиться! Не надо давить на ребенка, злиться, нервничать, и, не дай бог, критиковать малыша. Помните, не жалуемся и не сравниваем! Все начнется, речь придет сама, когда малыш будет готов. Однако не стоит бросаться из крайности в крайность, не надо забрасывать начатое. Даже если вы уже месяц (или больше) прикладываете усилия, но не видите результата. Занятия с малышом очень важны, пожалуйста, продолжайте!
Следующий пункт, который я считаю важным в развитии речи ребенка – это детский массаж. Так или иначе, каждая мама делает массаж своему малышу. Иногда это просто игра, порой выражение любви, поглаживания во время купания ребенка, ну и сам массаж целенаправленный. Массаж, как правило, делает сама мама (возможно, другие члены семьи) или профессиональный детский массажист.
Я не буду рассказывать о том, как делать массаж ребенку, про техники массажа, что важно знать перед тем, как начать делать массаж ребенку… Информация обо всем этом есть в интернете, поищите видеозаписи. Скажу только, что польза от него действительно есть!
У нас с сыном была такая ситуация. Он почти до 10 месяцев вообще не произносил букву М (не считая, правда, его плач, когда можно было весь алфавит услышать, мне кажется). Я очень переживала, правда. Ведь мне так хотелось скорее услышать уже долгожданное слово МАМА из уст моего малыша! И уже после 2 сеанса общего массажа он, наконец, начал говорить МА! Это было до слез, если честно.
Массаж нам делала массажистка с опытом около 8 лет. Мне понравился результат. Мы повторяли курс несколько раз, больше для укрепления иммунитета. Но каждый раз я отмечала небольшой скачок в развитии. Поэтому, не скидывайте со счетов массаж, он помогает, когда ребенок учится говорить, да и в целом для здоровья полезен.
Как массаж влияет на речь? Массажист работает с мышцами, то есть, массаж позволяет либо снять тонус, либо его повысить, если мышцы слабые. Добавляя телу гибкости и выносливости за счет массажа, мы влияем на моторику, которая связана с речью. Но о моторике чуть позже.
Секрет 3. Остеопат в помощь
В моем арсенале целое море всяких разных секретов о развитии речи ребенка. Сегодня раскрою еще один важный, на мой взгляд, секрет.
Речь пойдет про остеопатию и мой опыт знакомства с ней.
Когда моему сыну был 1 год и 3 месяца, мы с одной мамочкой разговорились про массаж, врачей и прочее. Ну, такой самый обычный «мамский» диалог, думаю, все в курсе. И она начала рассказывать всякие истории о волшебном преображении малышей после посещения остеопата. Кто это и что он делает, я знать не знала тогда, просто краем уха слышала и все. Меня больше беспокоил сон, если честно. А все из-за того, что наш ребенок постоянно просыпался ночью и капризничал.
После разговора, придя домой, я перерыла интернет, перелопатила кучу информации о чудо-враче и записалась на прием (так сказать, протестировать). Пришла я с жалобой на беспокойный сон. Остеопат обещал разобраться. Скрывать не буду, сынулька плакал, а врач-мужчина спокойно продолжал держать его за голову и что-то там «прослушивать». За сеанс я, наверное, похудела минимум на килограмм от стресса (всем, кому срочно надо влезть в узкие джинсы – ведите детей к остеопату. Шучу, конечно). Мой малыш впервые, кажется, такой шок испытал.
В общем, сеанс закончился, поехали мы домой, и я начала ждать резких изменений. Говорю же, меня беспокоил сон. Но в этом плане все осталось, как было. Что касается развития, то сразу, разумеется, ничего не поменялось. Зато спустя 2—3 сеанса, знакомые стали отмечать улучшение физических навыков сына, а я обратила внимание на увеличение его словарного запаса. В общем, ура! Сеансы нам назначали каждую неделю, потом раз в месяц, и раз в 3 месяца. Так мы проходили месяцев 10, дальше у нас все было хорошо, врач сказал приходить раз в год, но мы больше не ходили. Мой малыш прекрасно гармонично стал расти и развиваться.
Что такое остеопатия и с чем ее едят? Остеопатия – это направление в медицине, согласно которому некоторые болезни возникают из-за смещения костей скелета. Чаще это происходит в то время, когда малыш проходит по родовым путям. Например, смещенные кости могут давить на внутренние органы. Или где-то пережаты сосуды, нервные окончания. Бывает, что подобные даже незначительные нарушения могут вести к задержке развития ребенка. Врач-невролог может не заметить таких отклонений, но они проявляются, к примеру, в отсутствии речи.
Я, конечно, не говорю, что всем надо бежать к остеопату. Но, если есть сомнения, то лучше сходить хотя бы на консультацию. Возможно, просто беседа со специалистом поможет вам принять правильное решение.
Говори! Советы о том, как научить собаку лаять по команде
Научить собаку говорить по команде может быть как забавным трюком, так и полезным поведением. Легче научить собаку «молчать», если вы подали лай по сигналу. Вы также можете вознаграждать свою собаку всего за один лай, а не за лай без перерыва в течение нескольких минут. Кроме того, это забавный трюк, который, как правило, пользуется успехом у друзей и семьи!
Приготовьте награду
Первая часть обучения вашей собаки «говорению» — это подготовка к награде, например, угощению или игрушке. Идея состоит в том, что как только ваша собака залает, вы сразу же будете готовы отметить ее поведение командой и наградой.
Научите свою собаку говорить
Некоторым владельцам собак этот шаг будет проще, чем другим. Если у вас есть вокальная собака, может быть много случаев, когда она лает, например, когда вы берете ее за поводок или любимую игрушку. Суть в том, чтобы взволновать собаку настолько, чтобы она залаяла. Если ничего не помогает, попробуйте побегать или попрыгать с собакой, чтобы возбудить ее настолько, чтобы она начала лаять.
Отметить лай
Как только ваша собака залает, немедленно отметьте ее поведение командой, например «Говори!», и вознаградите ее лакомством, игрушкой или похвалой. Если вы используете кликер-дрессировку, обязательно щелкайте, как только ваша собака лает. Продолжайте отмечать и поощрять поведение, пока ваша собака не поймет, как «говорить» по команде.
Добавить сигнал рукой
Как только ваша собака поймет вашу словесную команду «говори», вы также можете добавить сигнал рукой. Обычно используемый сигнал рукой для «говорить» начинается с раскрытой ладони, обращенной ладонью к собаке, а затем многократного смыкания 4 пальцев против большого пальца. Когда ваша собака поймет это, продолжайте использовать словесную команду, сигнал рукой или их комбинацию, чтобы закрепить поведение и заставить собаку последовательно говорить по команде.
Советы по обучению «Говори»
В отличие, скажем, от рукопожатия, лай является инстинктивным поведением собак, поэтому научить его немного сложнее. Последнее, что вам нужно, — это постоянно поощрять неприятный лай. Главное для владельцев — постоянство. Во время дрессировки вы должны вознаграждать лай только тогда, когда вы просите свою собаку лаять.
Кроме того, попробуйте поймать и пометить только одну кору. Вы не хотите, чтобы ваша собака думала, что «говорить» означает «начать безумный лай».
Наконец, помните о своих соседях, обучая этому трюку. Если вы живете в квартире или в непосредственной близости от соседей, знайте, что другим лай вашей собаки может показаться не таким милым, как вам, поэтому практикуйтесь короткими сессиями.
Использование Команда «Говори»
«Говори» часто используется как простой, забавный трюк, которым можно похвастаться перед друзьями и семьей, но она может иметь и более целенаправленное применение. Например, вы можете научить свою собаку говорить, чтобы она знала, что ей нужно выйти на улицу по своим делам. Кроме того, обучая «говорить» и поощряя команду, вы можете изменить технику, чтобы научить собаку «шептать» (т. е. лаять тише).
Возможно, наиболее полезно при обучении «говорить», вы также можете научить свою собаку молчать по команде, используя ту же систему маркировки и поощрения, когда ваша собака перестает лаять.
AKC Trick Dog
«Говори» входит в число более чем 20 команд, перечисленных в контрольном списке AKC Trick Dog для новичков. Ваша собака может получить титул «Собака-трюк», выполнив десять трюков из списка, или пять трюков, если она уже заработала титул «Хороший горожанин». По мере того, как вы и ваша собака становитесь более продвинутыми и изучаете больше трюков, вы можете пройти путь до Trick Dog Intermediate, Advanced и вплоть до Elite Performer, где собаки и владельцы выполняют заданные по сценарию упражнения с использованием реквизита.
В настоящее время титулы AKC Trick Dog можно заработать, отправив видео, поэтому нет оправдания тому, чтобы не начать прямо сейчас!
Как научить собаку говорить или молчать
По
Дженна Стреговски
Jenna Stregowski
Jenna Stregowski — зарегистрированный ветеринарный техник, менеджер больницы и писатель с более чем 20-летним опытом работы в области медицины домашних животных. Она является экспертом в области рутинного оздоровления, профилактической медицины, неотложной помощи и специализированной помощи. Дженна также писала для DMV 360 и DogTime.
Узнайте больше о еловых питомцах Редакционный процесс
Обновлено 26.08.21
Ель / Марго Кавин
Научить собаку «говорить» или лаять по команде может быть не только весело, но и полезно: это забавный трюк, который можно показать семье и друзьям, а также отпугнуть злоумышленников. В то время как чрезмерный лай может быть огромной проблемой, обучение командам «говорить» и «тихо» с самоотверженностью и последовательностью может как обострить естественный инстинкт вашей собаки, так и позволить вам остановить ее от лая, когда это необходимо.
Разные дрессировщики и владельцы собак используют различные методы, но основные методы, описанные ниже, работают для многих собак.
Перед началом работы
Для начала обучения вам понадобятся небольшие вкусные лакомства для собак или любимая игрушка вашей собаки. Награды должны быть немедленными и очень ценными. Вы должны сделать действие стоящим того для вашей собаки. Лучше всего подходят лакомства из маленькой печени, кусочков курицы или аналогичные тренировочные лакомства.
Вам также понадобится лающий стимул, например, дверной звонок или кто-то, кто постучит в дверь.
Приучите собаку к тишине
Рекомендуется начать с тихого сигнала и убедиться, что ваша собака знает его, прежде чем переходить к сигналу лая. Некоторым нравится учить две реплики вместе для начала. Это ваш выбор; речь идет о вашем уровне комфорта, уверенности и способности собаки учиться. Используйте свое лучшее суждение. Собаки со склонностью к «чрезмерному лаю» должны сначала выучить команду «тихо».
Выберите одно простое слово для тихой команды. Это ключевое слово должно легко запоминаться и использоваться постоянно. Хорошие варианты включают «достаточно», «тихо» и «тише».
- Создайте ситуацию, в которой ваша собака начнет лаять. Лучший способ — попросить кого-нибудь позвонить в дверь или постучать в дверь. Или, возможно, вы сможете очень взволновать свою собаку, чтобы вызвать лай. Иногда встреча с другой собакой также может вызвать лай.
- Когда ваша собака лает, ненадолго подтвердите это, проверив источник (посмотрите в окно или дверь). Затем вернитесь к собаке и привлеките ее внимание (можно попробовать подержать лакомство или игрушку).
- После того, как лай прекратится, дайте собаке игрушку или лакомство.
- Повторите эти шаги и постепенно ждите немного более длительных периодов тишины каждый раз, прежде чем давать лакомство.
- После того, как ваша собака несколько раз замолчала, добавьте выбранное вами ключевое слово. Пока ваша собака лает, произнесите тихую команду твердым, слышимым и оптимистичным голосом, держа в руках награду. Дайте собаке вознаграждение, когда лай прекратится.
- Часто практикуйте «тишину». Вы можете делать это в любое время, когда ваша собака лает, но тренировки должны быть короткими.
Совет
Будьте терпеливы, но последовательны. Некоторым собакам могут потребоваться недели, чтобы освоить эти команды.
Как научить собаку говорить
Как только ваша собака, кажется, понимает сигнал «тихо», пора переходить к команде «лай». Выберите одно простое слово для команды лая. Слово также должно легко запоминаться и использоваться последовательно, например, «говорить», «лаять» или «разговаривать». Вы можете придумать собственное слово или короткую фразу, но убедитесь, что она не слишком похожа на другое ключевое слово или имя вашей собаки.
- Еще раз заставьте свою собаку лаять естественно.
- Когда ваша собака лает, произнесите сигнальное слово четким, оптимистичным голосом.