Эти 19 рекомендаций и 10 техник помогут вам научиться слушать собеседника :: РБК Pro
Pro Партнер проекта*
Телеканал
Pro
Инвестиции
Мероприятия
РБК+
Новая экономика
Тренды
Недвижимость
Спорт
Стиль
Национальные проекты
Город
Крипто
Дискуссионный клуб
Исследования
Кредитные рейтинги
Франшизы
Газета
Спецпроекты СПб
Конференции СПб
Спецпроекты
Проверка контрагентов
РБК Библиотека
Подкасты
ESG-индекс
Политика
Экономика
Бизнес
Технологии и медиа
Финансы
РБК КомпанииРБК Life
Материал раздела Основной
Саморазвитие   · Гибкие навыки
Инструкции Business Speech
Многие люди напрасно полагают, что слушание — это всего лишь молчание. Правильное слушание — это тяжелая, активная и утомительная работа, результаты которой — хорошее расположение собеседника, а также близкий и доверительный контакт
Фото: Rina Castelnuovo / Bloomberg
Один из главных показателей результативности продажи — это умение слушать клиента. Иными словами, способность получать информацию. А что может быть эффективнее, чем информация о потребностях и возможностях потенциального покупателя? Только зная, какие возражения могут быть у потребителя, какие у него ожидания в отношении товара или услуги, каковы его покупательские возможности, можно совершить продажу. Те менеджеры, которые освоили техники активного слушания и эффективно использовали их при работе, повысили уровень продаж на 20–30%.
Давайте проанализируем свое поведение в дискуссии. Признайтесь себе: когда есть что сказать на обсуждаемую тему, мы не хотим слушать собеседника, а пытаемся перебить и побыстрее высказать свои мысли. При этом мы не стараемся получить и интерпретировать информацию от собеседника, а заняты лишь мыслью о том, когда же можно будет вставить свое слово.
1. Прежде всего, сдерживайте желание прервать собеседника и высказать свое мнение. Не перебивайте.
2. Слушание бывает активным и пассивным. Активное слушание называется рефлексивным. Рефлексия — это склонность человека анализировать свои действия и переживания.
3. В момент слушания следует полностью забыть о себе, о своих интересах, своих личных проблемах, которые в данный момент вас беспокоят.
4. Развивайте в себе толерантность: дайте собеседнику свободно высказаться.
5. Проявляйте уважение к собеседнику. К сожалению, собеседник не всегда приятен. Дайте себе установку: собеседника нужно уважать уже за то, что он делится с вами информацией, вкладывает в это силы и эмоции. Нужно быть благодарным слушателем.
Как научиться слушать
Если вы замечаете, что люди не очень-то стремятся вступать с вами в доверительный разговор, возможно, вы — плохой собеседник. Умение слушать — важный навык, помогающий эффективно выстраивать отношения, решать проблемы и разрешать конфликты. Это означает — меньше ошибок и потерянного времени. Способность слушать и слышать другого человека укрепляет дружбу, сохраняет семью, дает возможность получать истинное удовольствие от общения.
Умение вести разговор — навык и развить его, как и любой другой, под силу каждому из нас. Вот как это сделать.
Не отвлекайтесь
Слушание — процесс, требующий сосредоточенности. Перед началом разговора уберите из поля зрения, отключите все, что может вас отвлечь. Согласитесь, трудно сконцентрироваться, когда есть вещи, которые также конкурируют за ваше внимание.
- Спрячьте мобильный телефон в карман или сумку, отключив звук.
- Выключите телевизор, компьютер, любое техническое устройство, которое может помешать беседе.
- Найдите тихое место для разговора, например, безлюдное кафе, скамейку в парке. Можно просто прогуляться по тихой улице. Вести разговор на открытом воздухе, где нет электронных гаджетов, телевизионных экранов, гораздо проще.
Установите зрительный контакт
Это самый простой способ показать человеку, что вы его внимательно слушаете. Повернитесь лицом к собеседнику и посмотрите ему в глаза. Ваш взгляд должен быть расслабленным. Не надо смотреть на человека слишком пристально, не отрываясь — это напрягает и выглядит как сеанс гипноза. Время от времени отводите взгляд, но не стоит при этом оглядывать помещение, рассматривать находящихся рядом людей, проверять смартфон. Отводите взгляд от собеседника через каждые 7-10 секунд.
Демонстрируйте интерес
Согласитесь, лицо, на котором не отражается никаких эмоций, выглядит как маска. Время от времени кивайте, улыбайтесь, чтобы показать свою заинтересованность в беседе. Живая, непринужденная реакция на слова собеседника — знак того, что вы его слушаете и слышите, проявляете интерес к тому, что он говорит. Однако не переусердствуйте! Нет необходимости постоянно улыбаться или кивать. Просто не забывайте делать это в ходе диалога. Если тема разговора — предмет серьезный и даже печальный, будет уместнее сохранять нейтральное выражение лица.
Не перебивайте
Если вы чего-то не понимаете, разумеется, лучше попросить собеседника объяснить это. Но вместо того, чтобы прерывать, подождите, пока он сделает паузу, чтобы задать уточняющие вопросы. Спрашивайте лишь для того, чтобы выяснить непонятные для вас моменты. Например, если ваш визави в ходе беседы упомянул общего знакомого, не стоит бросаться тут же задавать множество вопросов об этой персоне, уводя таким образом разговор совершенно в другую сторону. Не забывайте, что вас пригласили поговорить совсем не об этом. Немедленно возвращайтесь к исходной теме, как только почувствовали, что ваши вопросы сбили собеседника с толку.
Сочувствуйте
Умение слушать заключается также в способности сопереживать собеседнику — искренне радоваться, если человек говорит о чем-то приятном и грустить, когда он выражает свою печаль. Постарайтесь поставить себя на место собеседника и подумать, а что бы ощущали сами в такой ситуации. На самом деле, это не так-то просто сделать. Здесь требуется энергия, концентрация и душевные силы. Но это очень полезный труд — ничто так не облегчает общение, как умение сочувствовать другому.
Давайте обратную связь
Покажите, что вы понимаете чувства собеседника, сказав, например, «ты, должно быть, очень рада», «какой страшный удар для тебя», «вижу, что ты просто в отчаянии». Если эмоциональное состояние говорящего не очень понятно, перефразируйте содержание сообщения. Идея в том, чтобы дать собеседнику доказательство того, что вы слушаете, следите за ходом его мыслей, а не предаетесь своим собственным фантазиям в этот момент. В ситуациях, связанных с работой, всегда уточняйте данные вам инструкции, чтобы убедиться, что все правильно поняли.
10 шагов к эффективному слушанию
iStock-izusekДайанн Шиллинг
Вам также может быть полезна эта статья:
Вот 10 советов, которые помогут вам развить навыки эффективного слушания.
Шаг 1. Встаньте лицом к говорящему и поддерживайте зрительный контакт.Разговаривать с кем-то, пока он осматривает комнату, изучает экран компьютера или смотрит в окно, все равно, что пытаться поразить движущуюся мишень. Какую часть разделенного внимания человека вы на самом деле получаете? Пятьдесят процентов? Пять процентов? Если бы этим человеком был ваш ребенок, вы могли бы потребовать: «Смотри на меня, когда я с тобой разговариваю», но это не то, что мы говорим любовнику, другу или коллеге.
В большинстве западных культур зрительный контакт считается основным элементом эффективного общения. Когда мы разговариваем, мы смотрим друг другу в глаза. Это не означает, что вы не можете вести разговор через всю комнату или из другой комнаты, но если разговор продолжается какое-то время, вы (или другой человек) встанете и начнете двигаться. Желание лучшего общения сближает вас.
Окажите любезность своим собеседникам, повернувшись к ним лицом. Отложите в сторону бумаги, книги, телефон и другие отвлекающие факторы. Смотрите на них, даже если они не смотрят на вас. Застенчивость, неуверенность, стыд, вина или другие эмоции, наряду с культурными табу, могут препятствовать зрительному контакту у некоторых людей при определенных обстоятельствах. Извините другого парня, но сами оставайтесь сосредоточенными.
Шаг 2. Будьте внимательны, но расслаблены.Теперь, когда вы установили зрительный контакт, расслабьтесь. Вам не нужно пристально смотреть на другого человека. Вы можете время от времени отводить взгляд и вести себя как нормальный человек. Главное быть внимательным. В словаре сказано, что «посещать» другого человека означает:
- присутствовать
- обратить внимание
- подайте заявку или направьте сами
- обратите внимание
- остаются готовыми служить
Мысленно отбрасывайте отвлекающие факторы, такие как фоновая активность и шум. Кроме того, старайтесь не сосредотачиваться на акценте или манере речи говорящего до такой степени, чтобы они отвлекали внимание. Наконец, не отвлекайтесь на собственные мысли, чувства или предубеждения.
Слушайте, не осуждая другого человека и не мысленно критикуя то, что он вам говорит. Если то, что она говорит, вас тревожит, продолжайте и тревожьтесь, но не говорите себе: «Ну, это был глупый поступок». Как только вы предаетесь оценочным смущениям, вы ставите под угрозу свою эффективность как слушателя.
Слушайте, не делая поспешных выводов. Помните, что говорящий использует язык для представления мыслей и чувств в своем мозгу. Вы не знаете, что это за мысли и чувства, и единственный способ узнать это — прислушаться.
Не хватайся за приговор. Иногда мой партнер не может замедлить свой мыслительный темп настолько, чтобы эффективно слушать, поэтому он пытается ускорить мой, перебивая и заканчивая мои предложения. Обычно это сбивает его с толку, потому что он следует своим собственным мыслям и не понимает, куда направляются мои мысли. После пары таких раундов я обычно спрашиваю: «Ты хочешь поговорить наедине или хочешь услышать, что я хочу сказать?» Я бы не стал так делать со всеми, но с ним это работает.
Шаг 4. Послушайте слова и попытайтесь представить, что говорит говорящий.Позвольте своему разуму создать ментальную модель передаваемой информации. Будь то буквальная картина или набор абстрактных понятий, ваш мозг выполнит необходимую работу, если вы будете сосредоточены, а чувства будут полностью бдительны. При длительном прослушивании концентрируйтесь на ключевых словах и фразах и запоминайте их.
Когда придет ваша очередь слушать, не тратьте время на планирование того, что сказать дальше. Вы не можете репетировать и слушать одновременно. Думайте только о том, что говорит другой человек.
Наконец, сконцентрируйтесь на том, что вам говорят, даже если это вас утомляет. Если ваши мысли начинают блуждать, немедленно заставьте себя перефокусироваться.
Шаг 5. Не перебивайте и не навязывайте свои «решения».Раньше детей учили, что перебивать нехорошо. Я не уверен, что это сообщение доходит до нас. Конечно, в большинстве ток-шоу и реалити-шоу моделируется обратное, где громкое, агрессивное поведение, бросающееся в глаза, одобряется, если не поощряется.
Прерывание отправляет различные сообщения. Там написано:
- «Я важнее тебя».
- «То, что я должен сказать, более интересно, точно или актуально.»
- «Мне все равно, что вы думаете. »
- «У меня нет времени на ваше мнение.»
- «Это не разговор, это соревнование, и я выиграю.»
Все мы думаем и говорим с разной скоростью. Если вы быстро соображаете и ловко говорите, нагрузка лежит на вам , чтобы снизить темп для более медленного и вдумчивого собеседника или для парня, у которого проблемы с самовыражением.
Слушая, как кто-то говорит о проблеме, воздержитесь от предложений решения. Большинству из нас все равно не нужны ваши советы. Если мы это сделаем, мы попросим об этом. Большинство из нас предпочитает придумывать собственные решения. Нам нужно, чтобы вы выслушали и помогли нам сделать это. Где-то в конце концов, если вы буквально взрываетесь блестящим решением, по крайней мере, получите разрешение спикера. Спросите: «Хотели бы вы услышать мои идеи?»
Шаг 6. Подождите, пока выступающий сделает паузу, чтобы задать уточняющие вопросы.Если вы чего-то не понимаете, конечно, вы должны попросить говорящего объяснить вам это. Но вместо того, чтобы перебивать, подождите, пока говорящий сделает паузу. Затем скажите что-то вроде: «Подожди секунду. Я не понял, о чем ты только что сказал…»
Во время обеда коллега увлеченно рассказывает вам о своей поездке в Вермонт и обо всех замечательных вещах, которые она сделала и увидела. По ходу этой хроники она упоминает, что провела некоторое время с общим другом. Вы вскакиваете со словами: «О, я сто лет ничего не слышал об Алисе. Как она?» и, точно так же, обсуждение переходит к Элис и ее разводу, и бедным детям, что приводит к сравнению законов об опеке, и, прежде чем вы это узнаете, прошел час, а Вермонт остался в далеком воспоминании.
Такое оскорбление в разговоре происходит постоянно. Наши вопросы ведут людей в направлениях, которые не имеют ничего общего с тем, куда они думали идти. Иногда мы возвращаемся к исходной теме, но очень часто этого не происходит.
Когда вы заметите, что ваш вопрос сбил говорящего с пути, возьмите на себя ответственность за то, чтобы вернуть разговор в нужное русло, сказав что-то вроде: «Было приятно услышать об Элис, но расскажи мне больше о своем приключении в Вермонте».
Шаг 8. Попытайтесь почувствовать, что чувствует говорящий.Если вы чувствуете грусть, когда человек, с которым вы разговариваете, выражает печаль, радость, когда она выражает радость, и страх, когда она описывает свои страхи, и передаете эти чувства выражением лица и словами, то ваша эффективность в качестве слушателя обеспечена. . Эмпатия — это сердце и душа хорошего слушания.
Чтобы испытать эмпатию, вы должны поставить себя на место другого человека и позволить себе почувствовать, каково это будет ее в этот момент. Это не так просто сделать. Это требует энергии и концентрации. Но это щедрый и полезный поступок, и он облегчает общение, как ничто другое.
Шаг 9. Регулярно давайте докладчику обратную связь.Покажите, что вы понимаете, о чем говорит говорящий, отражая чувства говорящего. «Вы должны быть в восторге!» — Какое ужасное испытание для тебя. — Я вижу, что ты сбит с толку. Если чувства говорящего скрыты или неясны, то изредка перефразируйте содержание сообщения. Или просто кивните и покажите свое понимание соответствующим выражением лица и случайным своевременным «хммм» или «угу».
Идея состоит в том, чтобы дать говорящему некоторое доказательство того, что вы слушаете и следите за ходом ее мыслей, а не потворствуете собственным фантазиям, пока она говорит с эфиром.
В рабочих ситуациях, будь то на работе или дома, всегда переформулируйте инструкции и сообщения, чтобы убедиться, что вы правильно их поняли.
Шаг 10: Обратите внимание на то, что не сказал — на невербальные сигналы.Если исключить электронную почту, большая часть прямого общения, вероятно, будет невербальной. Мы собираем много информации друг о друге, не говоря ни слова. Даже по телефону вы можете узнать о человеке почти столько же по тону и интонации ее голоса, чем по тому, что она говорит. Когда я разговариваю со своей лучшей подругой, неважно, о чем мы болтаем, если я слышу в ее голосе нотки и смех, я чувствую себя уверенным, что у нее все хорошо.
Столкнувшись лицом к лицу с человеком, вы можете очень быстро обнаружить энтузиазм, скуку или раздражение в выражении глаз, сжатых губах, наклоне плеч. Это подсказки, которые вы не можете игнорировать. Слушая, помните, что слова передают только часть сообщения.
Упражнение на навыки слушания: Обобщай, Обобщай, Обобщай!В течение как минимум одной недели в конце каждой беседы, в ходе которой происходит обмен информацией, завершайте кратким заявлением. В беседах, результатом которых являются соглашения о будущих обязательствах или действиях, подведение итогов не только обеспечит точное выполнение, но и будет казаться совершенно естественным. В беседах, которые не включают в себя соглашения, если подведение итогов кажется неудобным, просто объясните, что вы делаете это в качестве упражнения.
Дайан Шиллинг — писатель, редактор, художник-график и дизайнер учебных пособий, специализирующаяся на разработке учебных материалов и индивидуальных учебных программ для бизнеса и промышленности. Она имеет степень магистра в области консультирования и является партнером-основателем WomensMedia.
Вам также может быть полезна эта статья: 9 маленьких шагов, которые сделают вас счастливее, прямо сейчас.
Обучение мозга слушанию: практическая стратегия обучения учащихся и управления классом
Ожидается, что в течение учебного года учащиеся будут слушать и усваивать огромное количество контента. Но сколько времени было посвящено обучению студентов способам отключиться от собственного внутреннего диалога (разговор с самим собой) и полностью сосредоточить свое внимание на представляемом академическом содержании? Слушать — это тяжелая работа даже для взрослых. Когда учащиеся не могут эффективно слушать, возникают проблемы с управлением классом.
Подробные инструкции по когнитивным стратегиям, которые могут помочь учащимся учиться как учиться может оказать положительное влияние как на успеваемость, так и на управление классом, подчеркивая, что учащиеся сами несут ответственность за свое поведение и обучение. Учителя, с которыми мы работали, обнаружили, что проблемы управления классом со временем уменьшаются по мере того, как учащиеся начинают осваивать навыки мышления, которые помогают им стать более самостоятельными учениками.
Научиться хорошо слушать — яркий пример навыка, которому, по мнению многих, не нужно обучать. Стандарты Common Core State Standards for Language Arts признают важность умения слушать как умение, которым учащиеся должны овладеть, чтобы подготовиться к поступлению в колледж и карьере:
Учащиеся должны научиться работать вместе, выражать и внимательно слушать идеи, интегрировать информацию из устных, визуальных, количественных и медийных источников, оценивать то, что они слышат, стратегически использовать медийные и визуальные средства для достижения коммуникативных целей и адаптировать речь к контекст и задача.
С точки зрения развития этот стандарт Common Core тесно связан с приобретением вербальных и социальных навыков, которые имеют решающее значение для успеха учащихся во многих контекстах. Умение слушать — важнейший аспект школы и жизни, но зачастую это ожидал студентов, которых никогда не обучали. Будучи бывшим учителем, школьным психологом и лицензированным консультантом, Донна работала со многими учащимися, чьи трудности в обучении были связаны с неспособностью эффективно слушать, а также с парами и семьями, оказавшимися в бедственном положении по той же причине.
Анатомия и психология слушания
Урок слушания можно начать с того, как мозг обрабатывает окружающие нас звуки. Мы обнаружили, что многие студенты и преподаватели очарованы внутренней работой своего мозга. Процесс получения и декодирования произносимых слов происходит в слуховой коре, которая является частью коры головного мозга человека, обрабатывающей слуховые входные данные. Слуховая кора располагается с обеих сторон головного мозга в верхних отделах височных долей. Его работа состоит в том, чтобы получать сигналы от ушей и передавать эти сигналы другим частям коры головного мозга для декодирования звука в значение. Эта система играет важную роль как в глубоких, так и в повседневных аспектах слуха — от языкового развития младенцев до восприятия потрясающей симфонии.
Самым распространенным препятствием для эффективного прослушивания является шум. Классная комната может быть какофонией разговора учителя и учеников, скрипа стульев по полу, шелеста бумаг, падающих карандашей, открывающихся и закрывающихся дверей. Хотя слуховая система мозга способна блокировать фоновые шумы, чтобы сосредоточиться на определенных раздражителях, тем не менее все эти звуки могут отвлекать.
«Шум» может возникать и в сознании учащихся — настойчивая песня, застрявшая в голове, приятные мечтания или неприятные сомнения в способности понять новую концепцию или выполнить задание. Описанная ниже стратегия СЛЫШАТЬ предназначена для того, чтобы помочь учащимся распознавать и блокировать этот шум, когда они уделяют внимание слушанию.
Обучение учащихся концентрации и слушанию
Подробные инструкции по использованию стратегии HEAR предлагают конкретные шаги, чтобы сосредоточиться на слушании и улучшить его, а также подчеркивают, почему и как развитие этого навыка так важно. Как говорит учитель из Мичигана Аарон Роде: «Просто сказать, что человек собирается стать хорошим слушателем, недостаточно, чтобы это произошло. Нужно много работать, чтобы улучшить такой важный навык».
Стратегия HEAR состоит из следующих четырех шагов:
- Остановка: Остановите все, что вы делаете, завершите свой внутренний диалог на других мыслях и освободите свой разум, чтобы обратить внимание на говорящего человека.
- Задействовать: Сосредоточиться на динамике. Мы предлагаем физический компонент, например, слегка повернуть голову так, чтобы правое ухо было обращено к говорящему, как напоминание о том, что нужно заниматься исключительно слушанием.
- Предвидеть: Ожидая того, что скажет говорящий, вы признаете, что, вероятно, узнаете что-то новое и интересное, что повысит ваше внимание.
- Повтор: Подумайте о том, что говорит говорящий. Проанализируйте и перефразируйте его в уме или в ходе обсуждения с говорящим и другими одноклассниками.