Как новорожденного воспитывать: Воспитание ребенка до года. Ошибки и правила

Содержание

Как совместить работу и воспитание ребенка: истории работающих мам

Семья

Вика Козлова

поговорила с молодыми мамами

Сочетать работу и воспитание ребенка сложно, но не все мамы уходят в долгий декрет, а кое-кто вообще рожает «без отрыва от производства».

Женщины решают отказаться от декрета по разным причинам: у кого-то интересная работа, у кого-то бизнес не подразумевает пауз, а другие не хотят терять деньги.

Я поговорила с женщинами, которые решили не разделять карьеру и материнство. Владелицы собственного бизнеса, пиарщица, художница и астрофизик рассказали о последствиях такого решения и о том, как после родов сохранить работу, доход и рассудок.

Вот что они советуют.

Найти опору

Женя — мама двойняшек. К материнству шла долго, успев по пути создать вместе с подругами блог о поддержке женщин с репродуктивными трудностями и открыть свое рекламное агентство.

К работе Женя вернулась через шесть часов после родов.

Женя
мама двойняшек

Когда свой бизнес только запущен и еще не все процессы отлажены, работы очень много. Мои роды были преждевременными — хотя для многоплодной беременности это считается нормой, поэтому, очнувшись от наркоза после кесарева сечения, я взяла ноутбук и продолжила делать то, на чем остановилась накануне. Дедлайны никто не отменял.

Первый месяц мы с детьми провели в больнице: они «дозревали», много спали, а я сидела рядом, сцеживалась каждые три часа и работала. Дома продолжила работать, пока дети спали или гуляли на балконе.

Помню это ощущение: глубокая ночь, весь дом спит, а я печатаю концепцию под звук молокоотсоса.

Но меня мотивировали новые проекты, цели, деньги, вкус побед. Это был карьерный взлет, было сложно, но я кайфовала от того, что делаю. С детьми мне помогали муж, мама и свекровь, с домом — помощница по хозяйству. А вот няня появилась позже — когда детям исполнился год и восемь месяцев.

Было много страхов: смогу ли я работать, не ухудшить свой уровень жизни, да еще и купить квартиру побольше. Мы с мужем накопили подушку безопасности на год из расчета трат 80 000—100 000 Р в месяц. Расходы после первого года жизни детей сильно выросли: сейчас няня обходится в 60 000 Р в месяц. Плюс врачи, массажи, остеопат, «развивашки», одежда, обустройство квартиры, расходы на путешествия — все в двойном размере, все дублируется.

Уходят деньги и на себя: например, на врачей и обследования, которые я оставила на «после родов». Меняется тело, время идет — я обновила весь гардероб, предварительно потратившись на стилиста, чтобы не наделать бездумных покупок. Сюда же траты на дополнительное образование, курсы, психолога.

Как выйти из декрета

В первый год жизни детей мой доход был 200 000—300 000 Р в месяц. С ростом потребностей растет и наш с мужем доход. Открываются новые возможности, которые, как мне кажется, были недоступны в рамках офиса, стабильности и достаточного сна. Видимо, фраза «Бог даст ребенка — даст и на ребенка» работает именно так. В итоге нам удалось расшириться и переехать в квартиру большей площади.

Помнить, как много вы даете детям

У Фаины, директора по внешним коммуникациям в крупном международном проекте, трое сыновей. Младший родился с пороком сердца и перенес уже две операции. Фаина — мама-одиночка, но она ни разу не выходила в декрет: просто брала двухнедельный отпуск на период родов, а потом плавно возвращалась к работе.

Фаина
многодетная мать

Моим детям сейчас 11, 5 лет и 3 года. Я всегда старалась работать в полную силу, поэтому доход сильно не менялся. Сразу после рождения первого ребенка я села и посчитала, сколько мне нужно работать, чтобы оплачивать няню и комфортно жить. Тогда я работала журналистом. Я прикинула, сколько смогу заработать за одно проведенное интервью, сколько мне нужно времени и сколько надо будет заплатить няне. Зарабатывать удавалось где-то 80 000—90 000 Р в месяц, на няню уходило 25 000—30 000 Р: тогда она брала 200 Р в час.

Я никогда не думала, что работа меня ограничивает. Наоборот, в ней удается черпать силы. Меня подстегивает мысль, что работая, я могу дать детям больше возможностей, хорошее образование. Моя работа трудная, но интересная, я все время развиваюсь и учусь. Этот подход показываю и детям.

С каждым новым ребенком ситуация менялась. Когда родился второй ребенок и я вышла на полный рабочий день, няня перешла на оклад — 45 000 Р. Я выходила на зарплату 150 000 Р, она постепенно росла, потом я завела свое дело — и доход вырос до 250 000 Р. Были месяцы, когда доходы удавалось доводить до 400 000—450 000 Р.

Когда родился третий сын, у него нашли порок сердца и ему поставили инвалидность, я сменила поле деятельности. Сейчас работаю в международном проекте с миссией повысить качество и сервис медпомощи в России. Зарплата стала меньше, но из-за сына я решила вот так изменить свою жизнь. Однажды я сильно заболела и почти умерла. Когда родила первого ребенка, думала, что болезнь вернется.

Тогда врач сказала мне: «Не бойся, матери даются двойные силы».

Я с этой фразой иду по жизни. Матери даются двойные, тройные, четверные силы. Дети дают нам силы на все — в том числе найти каким-то волшебным образом время на то, чтобы заработать денег на них и чтобы быть рядом. А сыновья, в свою очередь, понимают, что мама работает, и стараются проявлять заботу, поддерживают.

Делегировать домашние дела

Ольга — мама двоих детей и астрофизик. Совмещать заботу о двух детях и науку оказалось непросто: когда вопросы «что приготовить на ужин» и «какие памперсы купить» стали возникать в голове чаще, чем «почему Вселенная расширяется», Ольга решила нанять няню, чтобы все успевать.

Ольга
не смогла оставить науку

Астрофизика для меня больше, чем просто работа. Мы пытаемся раскрыть тайны природы, и каждая задача — это постижение неизведанного. Делая новое открытие, я осознаю величие, красоту, гармоничность, логику и сложность этого мира. А когда получаю зарплату, мне становится даже немного стыдно, ведь если честно, это я должна платить за удовольствие.

Чтобы на работу оставалось время, пришлось расставить приоритеты.

Я поняла, что если мыть пол раз в неделю, а не раз в день, то ничего не изменится. Если дети будут вечером есть овощи и фрукты, орехи или омлет, а не кулинарные шедевры, то тоже ничего плохого.

А вот спеть колыбельную, прочитать сказку или просто пообниматься с детьми на ночь, попить вечером чай с мужем, обсуждая прошедший день, — важно.

Ученые могут неплохо получать, но для этого приходится много работать. Ставка ученого в России в зависимости от должности, сферы и университета — 5000—50 000 Р. Статья в научном журнале с высоким рейтингом может стоить 100 000—200 000 Р, которые делят все соавторы: в одиночку пишется мало статей. На статью уходит 3—6 месяцев, если работать каждый день.

Основная прибавка к зарплате — научные гранты. Чем больше статей пишет ученый, тем больше шанс получить грант в будущем. При работе в штатном режиме быть участником 1—3 грантов не проблема. Но к сожалению, если ты, например, женщина, которая ушла в отпуск по уходу за ребенком на два года, получить грант будет сложно, потому что обязательное требование во всех заявках — наличие 6—7 статей за последние 5 лет.

До первого ребенка моя зарплата была 80 000—90 000 Р в месяц. После родов доход резко упал. Чтобы вновь претендовать на грант, мне приходилось работать вдвое больше при ставке 20 000 Р в месяц. Вся зарплата уходила на няню, которая сидела с ребенком по 7 часов 3—4 раза в неделю. Через год мне сильно повезло, я будто выиграла в лотерею — получила сразу несколько грантов в составе разных групп из разных институтов и даже из разных городов. Доход вырос до 150 000—180 000 Р в месяц.

Как остаться на работе после декрета, если работодатель против?

Когда появился второй ребенок, я не смогла позволить себе декрет, потому что у грантов есть сроки и никто их не сдвинет. На няню уходит около 40 000 Р в месяц, еще 10 000 Р — на детский сад и кружки старшего сына.

Я стала заказывать еду вместо готовки, потому что понимала, что мой рабочий час стоит дороже, чем переплата за готовый ужин. Сейчас работы настолько много, что приходится тратить на нее каждую свободную от сна и детей минуту. Это изматывает, и я не могу решать научные задачи, которые мне интересны. Но я рада, что сейчас такой денежный период, ведь неизвестно, повезет ли мне еще раз получить сразу несколько грантов.

Найти мотивацию в работе

У Карины двое детей-погодков, которые ходят в детский сад. Она иллюстратор, владелец бренда одежды, ведет онлайн-школу и пишет книги. Карина из тех людей, для кого работа — образ жизни. Она рассказывает, что, нагуливая схватки, параллельно заказывала партию «размерников» для новой коллекции одежды. Оба раза брала в роддом ноутбук и краски, а вот графический планшет не взяла только ценой волевого усилия.

Карина
все успевает

После рождения малышей я продолжала вести переговоры по телефону, занималась продвижением своего бренда, тем более что новорожденные много спят и во время прогулок с коляской можно спокойно работать. А к недосыпу и странному режиму я привыкла еще с института.

Сейчас дети ходят в частный садик, в доме стала жить няня-филиппинка, которая помогает с хозяйством. Няня с проживанием обходится в 75 000 Р, садик — еще в 45 000 Р. Дети — аллергики, поэтому нужно покупать гипоаллергенное питание: это еще 40 000 Р в месяц. У меня есть хобби, в которое мы вложили много сил и денег, — огород: чтобы на столе всегда была натуральная еда.

Чтобы спокойно работать из дома, проводить совещания и мастер-классы и не бояться, что кто-то из домашних перевернет краски или надышится едким лаком, я устроила на участке отдельную мастерскую. Небольшой домик с окнами в пол обошелся в 800 000 Р.

Моя неделя проходит примерно так. В будни я рисую, работаю в мастерской, отвечаю на письма, веду соцсети, провожу занятия в онлайн-школе. В выходные все время провожу с детьми, но иногда беру няню, чтобы сходить в кино или встретиться с друзьями и отвлечься от напряженного графика.

До рождения детей у меня было ощущение бесконечного количества времени.

Я расходовала его неоптимально. Дети оказались потрясающим мотиватором — теперь каждый мой день подчинен жесткому графику, времени меньше, но успевать я стала больше.

А еще я знаю, что люблю работать и не смогу этого делать, если не оплачивать каждый месяц няню и сад. Это тоже очень подстегивает поддерживать определенный уровень дохода.

С рождением детей я стала работать гораздо больше — и моя прибыль увеличилась. Сейчас доходы от магазина, курсов и картин могут составлять 500 000 Р в месяц. А в первые несколько лет карьеры я почти ничего не зарабатывала, только инвестировала в развитие, обучение, продвижение.

Я счастлива, что интернет и соцсети позволяют творить, работать и совмещать все это с детьми. Карьера только обогащает материнство и не дает соскочить в бесконечный день сурка. Да и детям интересна моя работа: они гордятся, что я написала книгу, и рисуют вместе со мной.

Рассылка только для родителей

Рассказываем, как справиться с родительством и получить максимум от государства. Письма присылаем раз в неделю — подписывайтесь, это бесплатно

Смириться и не искать баланс

Даша — мама маленькой дочки и основательница маркетингового агентства. Она постепенно придумала, как совмещать ведение бизнес-процессов с материнством: муж, бабушка или дедушка гуляют с коляской, пока она защищает стратегию на тендере, встречается с клиентами или едет по делам в офис. Няни пока нет: бабушки против. Рано или поздно она появится, Даша с мужем прикидывают варианты. На няню закладывают 80 000 Р в месяц.

Даша
постоянно на работе

Когда дочка родилась, в голове крутилась мысль: «Я слишком недооценила то, что происходит после рождения ребенка». В беременность я рисовала радужную картину первых месяцев: дочка постоянно спит, внимания не требует, а я в это время спокойно работаю. Как я ошибалась!

Мой доход с рождением ребенка не изменился, потому что он зависит не от моего личного участия в проектах, а от доходности бизнеса. Так как мы в агентстве в основном реинвестируем прибыль, у меня фиксированная ежемесячная зарплата 300 000 Р.

А вот расходы с рождением ребенка увеличились. Я хоть и профессиональный маркетолог, но все равно пала жертвой «малышкового» маркетинга: в первые месяцы материнства я сделала много ненужных импульсивных покупок. Мы купили раскрученные коляски Yoyo и Stokke и вскоре продали их, почти не воспользовавшись. Естественно, потеряли на этом деньги. Если бы я изучала больше отзывов и разумнее относилась к желанию купить то, чем дочке еще рано пользоваться, сэкономила бы не менее 300 000 Р в год.

Сочетать ребенка и работу непросто. Главная психологическая трудность для меня — постоянно давящее чувство ответственности и то, что не хватает времени на себя.

Как рассчитать декретные выплаты

Прежнюю жизнь я иногда сравниваю с песочным замком, который казался нерушимым, пока не пришла дочь и не снесла его слой за слоем железным совочком.

Теперь мы просто живем и работаем по-новому. Баланса уже не будет — я просто решила это признать. Для ориентира использую совет одного из моих клиентов: «Наслаждайся ее младенчеством, такое будет только один раз и только с первым ребенком».

Наслаждаюсь, но не забываю о своей тяге к работе.

6 советов, как воспитывать ребёнка до 3 лет

Дети — это инопланетяне. Взрослым приходится учиться понимать их язык, узнавать потребности и показывать, как жить в нашем мире. На основе книги семейного психолога Людмилы Петрановской «Тайная опора. Привязанность в жизни ребёнка» рассказываем, почему дети не делают ничего назло и что заставляет их плакать, кричать и цепляться за маму.

От 0 до 1 года

Не бойтесь крика младенца — это его защитный механизм

Ситуация: кажется, что новорождённый только и делает, что плачет. Стоит присесть на минуту отдохнуть, как из кроватки снова раздаются вопли и вы уверены, что младенец делает это назло. 

Что происходит на самом деле: новорождённый живёт инстинктами. Младенец не способен ни ходить, ни добывать пищу, ни найти себе убежище. Ему известно только одно: для выживания рядом нужен взрослый. Если о тебе заботятся и защищают — будешь жить и расти. Если нет — увы, попытка не удалась. Поэтому для младенца забота взрослого — это не просто «хорошо, когда мама рядом». Это про жизнь и смерть. Стань чьим-то или умри — третьего не дано.

Чтобы взрослый оказался рядом, его нужно позвать. В борьбе за жизнь младенец использует своё первое и главное оружие — крик. И он не просто кричит — он вопит, орёт. Не потому, что хочет потрепать нервы родителям. Он всерьёз борется за жизнь. Каждый раз, когда хочет есть, мёрзнет, испытывает боль. Так его научила эволюция миллионы лет назад.

Кстати в распоряжении младенца есть и пряник. Обычно на втором месяце жизни он делает то, от чего родители начинают возбуждённо звать друг друга, достают камеру и звонят друзьям и родным, — в первый раз улыбается. У взрослых улыбка младенца вызывает состояние эйфории. И тут снова поучаствовала природа. Это она сделала так, чтобы мы хотели снова и снова ощутить этот кайф. Ребёнок получит всё, что нужно для роста и развития, вознаграждая родителей за труды мгновением неземного блаженства.

Чего не нужно делать: игнорировать крик младенца.

Что лучше сделать: набраться терпения и уделять внимание потребностям малыша. Понять, что он не пытается превратить вашу жизнь в ад, просто сейчас им управляют природные инстинкты, нацеленные на выживание. Со временем младенец научится другим способам коммуникации.

Не отлучайте новорождённого от рук насильно

Ситуация: старшие учат, что от частого ношения на руках у ребёнка искривится спина, что он вырастет избалованным и вообще крик развивает лёгкие.  

Что происходит на самом деле: На нас давят суеверия. Во многих культурах новорождённый не считался полностью пришедшим в этот мир. Ему не давали имени в первые месяц-два, не показывали посторонним, не выносили из дома. С одной стороны, основанием для суеверий был высокий уровень детской смертности. Но если присмотреться, новорождённые и правда выглядят как не от мира сего. Большую часть времени спят, окружающими не интересуются, понять их тоже непросто. Они словно ещё не вполне здесь.

Иногда первые два-три месяца жизни младенца называют четвёртым триместром беременности. Задача взрослых — помочь ему плавно и без стресса перейти из материнской утробы во внешний мир.

Поэтому беременность сменяется периодом донашивания. Младенец всё ещё слит с матерью, он также находится на уровне живота, просто с другой стороны. И ему надо побыть там ещё немного.

Чего не нужно делать: пытаться отучить ребёнка от рук. Особенно когда он плачет и явно зовёт вас. Так в душе родителя укореняются чувства вины и несостоятельности. Они оборачиваются гиперопекой, тревожностью или защитной привычкой отстраняться от боли ребёнка. И потом рождаются фразы «сам разберись, не маленький», «не драматизируй, это пустяк».

А у малыша возникнет «голод привязанности». И тогда вступает в дело правило «борись». Он начинает ненасытно требовать внимания взрослых, капризничать, выматывать своим недовольством и прилипчивостью. И даже получая внимание родителей, ребёнок уже не может насытиться. Это может повлечь за собой и дальнейшие психологические проблемы. Отчаяние остаётся с малышом навсегда, накрывая в трудные моменты невесть откуда взявшимся убеждением, что всё бесполезно и он обречён.

Что лучше делать: брать малыша на руки, сколько нужно. Дети, которые получили достаточную дозу донашивания, более самостоятельны и независимы к двум годам, чем те, кого так боялись избаловать. На вопрос, почему так происходит, есть простой ответ. Если мы наелись, то не будем выходить из-за стола с куском в руке. Если мы выспались, то не будем весь день искать возможность прилечь. Так же и с потребностью ребёнка находиться на руках родителей. 

Unsplash / Aswin

От 1 года до 2 лет

Не заставляйте малыша идти на руки к чужим людям

Ситуация: ребёнку исполнился год, и вдруг он начал стесняться других. И даже тётя, к которой он раньше охотно шёл на руки, теперь воспринимается как страшная незнакомка. Кажется, он стал капризным.

Что происходит на самом деле: ребёнок просто перешёл в следующую фазу роста. Раньше для передвижения ему нужны были взрослые. Теперь ему год, и он пошёл сам. Но система защиты понимает, что маленькому человеку нужно знать, за какими взрослыми следовать, чтобы не попасть в беду. Поэтому у малыша созревают в мозге те участки, которые отвечают за хранение целостных зрительных образов. Он узнаёт маму и папу, отличает их от остальных людей даже на расстоянии в несколько десятков метров. 

Ребёнок начинает создавать круг «своих» взрослых, в окружении которых он чувствует себя в безопасности. А остальные — это чужие. Следовать за ними не стоит и позволять себя трогать — тоже.

Если пятимесячного ребёнка вытащить из коляски, в большинстве случаев он не будет против. Но годовалый будет орать, выкручиваться и вертеть головой в поисках «своего» взрослого. 

Чего не нужно делать: ломать эту установку, чтобы услужить окружающим. Требовать от ребёнка перестать капризничать, ругать или высмеивать за то, что он дичится других. Для ребёнка это неестественно и мучительно.

Что лучше сделать: позвольте малышу спрятаться лицом на вашей груди, успокойте его, дайте привыкнуть к чужому. Обычно, если новый человек ведёт себя правильно, уже через 15–20 минут малыш улыбнётся в ответ, и дело пойдёт на лад. Главное, помнить: ребёнок делает то, что ему велит программа, цель которой — обеспечить его выживание, а не доставить удовольствие общительной соседке.

Чтобы ребёнок слушался, научите его доверять вам

Ситуация: вы идёте с двухлетним ребёнком по супермаркету. Нужно купить всё быстро, вы летите вдоль полок со списком в руке, как вдруг слышите плач. Оборачиваетесь и видите своего малыша, который отстал на пару метров и голосит на весь супермаркет. Попытка позвать его не приносит результата, ребёнок продолжает плакать. Он явно делает всё, чтобы продавцы сочли вас ужасным родителем.

Что происходит на самом деле: после года малыш начинает исследовать мир. Он слезает с рук и следующие пару лет проводит рядом с родителем — «у маминой юбки». Несмотря на обретённую свободу передвижения, всё та же программа сохранения диктует ребёнку не уходить далеко от своего взрослого. У него запускается поведение следования. Им обладают все млекопитающие и большинство птиц: детёныши следуют за мамой, куда бы она ни пошла. Это залог выживания.

Устойчивое поведение следования у человеческих детей формируется только годам к трём, а не отстать от родителя в толпе ребёнок сможет только к шести. Поэтому на прогулке малыш может отвлечься на интересную травинку и отстать. Даже если это всего несколько метров, у ребёнка уже активируется древняя программа выживания. Она смотрит на ситуацию так: драться этот маленький человек не может, хитро спрятаться тоже.

Вся надежда на возвращение родителя. Сам детёныш может только оставить звуковой маяк, чтобы взрослый не тратил время на поиски. Это значит оставаться на месте и кричать.

Чего не нужно делать: кричать, чтобы ребёнок подошёл к вам, ругать его и угрожать, что уйдёте, а его оставите.

Что лучше сделать: подойдите и успокойте малыша, обнимите его. Готовность слушаться определяется не нотациями, не наказаниями и поощрениями, а качеством привязанности. Чем она сильнее, тем естественнее для ребёнка слушать родителей.  

Кризис 3 лет

Научитесь правильно спорить с ребёнком

Ситуация: милый и сладкий крошка превратился в монстра, который закатывает скандал по любому поводу. Он может протестовать полчаса и час и ни на какие уговоры не реагирует. По любому поводу и без: нет, нет, нет. Даже если вы видите, что на самом деле он хочет спать или пить.

Что происходит на самом деле: это наступил кризис негативизма. Да, родителям несладко, но для ребёнка этот период жизни вообще кошмарен. Вся его жизнь до этого строилась на том, что родители приходят на зов и удовлетворяют его потребности. А теперь ребёнок с удивлением обнаруживает, что он и родители иногда хотят разного, и пугается.

В три года ребёнок умеет массу вещей. И у него начинается, так сказать, головокружение от успеха. Ему кажется, что он способен абсолютно на всё. Но критическое мышление ещё не развито, он не видит сложности ситуации и всех обстоятельств. В отличие от родителей, которые уже накопили определённый опыт и не могут разрешать ребёнку делать всё, что он хочет. 

Чего не надо делать: звать «злого дядю, который тебя унесёт» или грозить оставить одного. Ребёнок всерьёз верит словам родителя. Для него остаться одному равносильно смертному приговору. Не нужно также бить ребёнка. Так родитель агрессивным способом запускает реакцию следования, а малыш ничему не учится. 

А если напугать ребёнка ещё сильнее, включится более ранняя программа: оставайся на месте и кричи. С каждым новым криком ребёнок будет всё глубже проваливаться в стресс. С каждым ударом и окриком образ родителя как источника защиты и заботы будет разрушаться.  

Что лучше сделать: запомнить, что ребёнок ничего не делает назло. Ему делать назло ещё очень сложно. Для этого нужно как минимум представлять, как жертва воспринимает те или иные действия. То есть взглянуть на ситуацию со стороны другого человека и продумать стратегию. Мозг ребёнка будет на это способен только к шести-семи годам.

Во время кризиса негативизма с ребёнком нужно спорить. Только делать это не с помощью крика, а выстраивать грамотную дискуссию. Так ребёнок учится конфликтовать и отстаивать своё мнение. Сначала у малыша будет шок и протест от того, что не все хотят того же, что и он. Но со временем он научится жить в мире, в котором его воля порой ограничена волей других людей.

Если наказывать ребёнка за любую попытку протеста или наоборот — никогда с ним не спорить, он не сможет освоить разнообразие стратегий реакции на стресс. Останется только один из двух вариантов: капитуляция или позиция «упрямого барана».

Больше утешайте, а не воспитывайте

Ситуация: у ребёнка не получилось собрать пирамидку. Он вдруг расплакался и полез к вам на руки. «Вот так и вырастают хлюпики, надо отучить его чуть что бежать к маме», — может подумать взрослый.

Что происходит на самом деле: малыш ищет утешения, фактически возвращаясь на стадию донашивания. Психологи называют это «психологическая утроба» — успокаивающие, утешающие отношения, в которых можно укрыться от жизненных невзгод.

Объятия — это универсальное решение трудных проблем. Способность одного человека быть для другого «психологической утробой», дать ему утешение и успокоение называют способностью к контейнированию. В этом есть потребность даже у взрослых. Конечно, в отличие от малышей, взрослые не прибегают к контейнированию по каждой мелочи. Упустить свой автобус неприятно, но никто не побежит из-за этого искать успокаивающие объятия. Однако, если стресс серьёзный, без контейнирования обойтись будет сложно.

Unsplash / Jordan Whitt

Дети более уязвимы. Их нервная система незрела, а способность совладать со стрессом не подкреплена жизненным опытом. Поэтому, если ребёнок чего-то хочет или ему что-то не нравится, ситуация захватывает его целиком. Если у него есть взрослый, который всегда готов принять в свои объятия, контейнирование становится волшебной палочкой возрождения.

Чего не нужно делать: проявлять равнодушие, стыдить, ругать, угрожать. Например, малыш увидел лающую собаку и испугался. А вместо успокаивающих объятий родитель начинает стыдить его, говорит, что собака не страшная. Или сам пугается и убегает. Или идёт ругаться с хозяином собаки, оставляя рёбенка одного.

Испытывая сильный стресс, рёбенок вынужден рассчитывать только на себя. Его не взяли на руки, разрешения ситуации не наступило. Значит, он должен сам держать себя в руках. Выразить чувство невозможно, поэтому его нужно подавить и заблокировать. Заморозить внутри психики тот момент, с которым малыш не смог справиться, а помощи не получил.

Так происходит «запечатывание» травматического опыта. Стресс остаётся в психике, как заноза.

Если ребёнка продолжают воспитывать вместо того, чтобы утешать, или бросают без помощи, с освоением мира возникают проблемы. Ребёнок не понимает, как рваться вперёд, не бояться новых испытаний, если из стресса не будет выхода и никто не придёт на помощь.

Малышу приходится стать контейнером для самого себя. Для взрослых это нормально, мы так поступаем в большинстве случаев. Но рёбенок не готов, у него нет ресурса, чтобы заботиться о себе. И он отращивает «защитный панцирь» — учится терпеть боль и не воспринимать её. Все живые существа делают это: если опасность превышает возможность справиться с ней, разумнее всего притвориться мёртвым. Конечно, это удобно. Ребёнок не плачет, не жалуется. Но рано или поздно «панцирь» даст трещину, из которой вырвутся протуберанцы неконтролируемой ярости. 

Что лучше сделать: утешайте, обнимайте и принимайте чувства ребёнка, чтобы он учился справляться с жизнью. Помогите ему прожить стресс и выходить из него, а не глотать. Пусть ребёнок плачет, боится и протестует. С заботливыми родителями, которые понимают его чувства, он научится принимать несовершенства мира.

Воспитать счастливого ребенка | BabyCenter

Воспитание ребенка — одна из самых важных вещей, которые вам когда-либо приходилось делать, и вам может быть интересно, как обеспечить его стимулирование, развитие и счастье. Это довольно просто, но не легко: заботьтесь об их основных потребностях, дарите им любовь и внимание, разговаривайте и читайте своему малышу, стимулируйте его чувства, развлекайтесь вместе — а также заботьтесь о себе.

Вам не нужно быть экспертом по развитию детей, чтобы дать вашему ребенку отличный старт в жизни. Исследования подтверждают то, что мы знали с самого начала: любовь, внимание и элементарная забота — это то, в чем нуждается и чего хочет ваш ребенок. Чтобы помочь вашему ребенку полностью раскрыть свой потенциал и вырасти счастливым и продуктивным человеком, выполните следующие действия.

Окунитесь в ребенка с любовью и вниманием

Научные данные показывают, что любовь, внимание и привязанность в первые годы жизни оказывают прямое и ощутимое влияние на физическое, умственное и эмоциональное развитие ребенка. Любовь и прикосновения также помогают развитию мозга вашего ребенка.

Как показать свою любовь? Чаще обнимайте, трогайте, улыбайтесь, поощряйте, разговаривайте, слушайте и играйте с малышом.

Физическая близость успокаивает младенцев, и многие любят проводить время, прижавшись к вам в переноске, накидке или слинге.

Также важно отвечать на плач вашего ребенка, особенно в первые шесть месяцев или около того, когда, по мнению экспертов, невозможно избаловать ребенка. Удовлетворяйте физические потребности вашего ребенка как можно скорее и помните об их потребностях, таких как голод, слишком жарко или дискомфорт от мокрого подгузника.

Когда вы реагируете на потребности вашего ребенка, он быстро учится ассоциировать вас с облегчением своего дискомфорта. Например, если ваш ребенок голоден и плачет, а вы сразу подходите к нему, он видит ваше лицо, слышит ваш голос, чует ваш запах, а затем его кормят. Вскоре ваш ребенок будет чувствовать себя комфортно всякий раз, когда он видит, слышит или нюхает вас.

Реакция вашего ребенка, когда он расстроен (а также когда он счастлив), укрепляет доверие и крепкую эмоциональную связь. Это чувство безопасности и доверия будет полезным для вашего ребенка по мере его развития и на протяжении всей жизни.

Позаботьтесь об основах

Ребенок должен быть здоров, чтобы он мог учиться и расти. Регулярно ходите с ребенком на осмотр и регулярно делайте ему прививки.

Сон также важен для вашего ребенка. Клетки мозга вашего ребенка во время сна создают важные связи, которые помогают ему учиться, двигаться и мыслить. Эти связи помогают вашему ребенку понять, что он видит, слышит, пробует на вкус, осязает и обоняет, исследуя мир. Несмотря на то, что младенцы печально известны своим непредсказуемым сном, вы можете помочь своему малышу больше спать, установив согласованные режимы времени сна и сна.

Реклама | страница продолжается ниже

Грудное молоко или смесь обеспечивают все питательные вещества, необходимые вашему ребенку в течение первых шести месяцев. Грудное вскармливание имеет много преимуществ для детей, в том числе снижает риск астмы, диабета, ожирения, респираторных заболеваний, ушных инфекций, диареи и СВДС.

Если грудное вскармливание не подходит вам и вашему ребенку, не нужно чувствовать себя виноватым. Ваш ребенок также может развиваться и быть здоровым на смеси. И когда ваш ребенок будет готов, вы можете начать вводить в его рацион разнообразные твердые продукты по совету педиатра вашего ребенка.

Поговорите со своим ребенком

Исследования показывают, что у детей, родители которых много разговаривают с ними в младенчестве, развиваются более развитые языковые навыки, чем у детей, которые не получают достаточной вербальной стимуляции.

Разговаривайте со своим малышом, пока вы его пеленайте, кормите и купаете. Они лучше отреагируют, если будут знать, что слова адресованы им, поэтому старайтесь смотреть на ребенка, пока говорите. Не беспокойтесь о том, чтобы сказать что-то серьезное. Просто опишите, что вы делаете: «Мама наливает теплую воду в ванну, чтобы мы могли вымыть вас».

Родители и другие взрослые обычно используют «парантезе» — способ говорить с детьми упрощенными предложениями и фразами высоким голосом. Исследования показали, что такая речь помогает детям изучать язык. Однако это не «детский лепет» выдуманных слов и фраз – это грамматически правильная речь, что важно для изучения языка.

Читайте своему ребенку

Возьмите за правило читать ребенку с первого дня. Чтение вслух — один из самых важных способов расширить словарный запас вашего ребенка, стимулировать его воображение и улучшить его языковые и социальные навыки. А еще это просто хороший повод посидеть и потискать малыша!

Выбирайте красочные прочные книжки для малышей. По мере чтения можно говорить об истории и картинках. Когда ваш ребенок подрастет, задавайте ему вопросы о книге, чтобы дать ему возможность подумать о том, что он узнает, и поговорить об этом с вами.

Стимулируйте чувства вашего ребенка

Вашему ребенку необходимо познакомиться с разными людьми, местами и вещами, чтобы узнать о них. Каждое новое взаимодействие дает им информацию о мире и их месте в нем. Даже самые простые ежедневные действия могут стимулировать развитие вашего ребенка. Вот несколько идей:

  • Играйте в интерактивные игры (например, в прятки и пирожки), вместе гуляйте и ходите по магазинам.
  • Выберите для своего малыша игрушки и предметы различной формы, текстуры, цвета, звука и веса.
  • Включите любимую музыку во время игры или пойте колыбельные, когда укладываете ребенка спать.
  • Защита от детей в вашем доме, чтобы ваш ребенок мог исследовать его, не слыша постоянно «нет» или «не трогай». Например, поставить детские замки на все шкафы на кухне, кроме одного. Заполните этот шкаф пластиковыми мисками, мерными стаканчиками, деревянными ложками, кастрюлями и сковородками, с которыми ваш ребенок сможет безопасно играть.
  • Позвольте вашему ребенку попрактиковаться в разговорных навыках в видеочате с бабушкой или другим родственником.

Детей легко перевозбудить, поэтому не думайте, что вам нужно общаться с ребенком 24 часа в сутки или пытаться задействовать все его чувства одновременно. Вашему ребенку может понравиться играть самостоятельно, когда вы рядом.

Американская академия педиатрии не рекомендует проводить время перед телевизором или у экрана для младенцев и малышей младше 18 месяцев, включая включение телевизора в фоновом режиме. Отчасти это связано с тем, что младенцы не так хорошо учатся на цифровых экранах, как в реальном общении. Единственным исключением из правила «не проводить время у экрана» для детей является видеочат с семьей или близкими.

Бросьте вызов своему ребенку

Если какое-либо занятие не дается вашему ребенку легко, ему приходится придумывать новый способ выполнения задачи. Не расстраивайте ребенка игрушками или занятиями, которые ему не по силам, но дайте ему возможность немного размяться, чтобы он овладел новыми навыками.

Если ваш ребенок, например, пытается открыть коробку, не поддавайтесь желанию сделать это за него. Пусть сначала попробуют. Если они продолжают бороться, покажите им, как это делается, а затем верните им закрытую коробку, чтобы они могли попробовать еще раз самостоятельно.

Часто счастливы те, кто овладел навыком. Когда ваш ребенок впервые понимает, как взять ложку в рот или делает первые неуверенные шаги, он учится на своих ошибках, обретает настойчивость и дисциплину и в конечном итоге испытывает радость от успеха благодаря собственным усилиям.

Ваш ребенок также пожинает плоды признания других за свои достижения. Дайте им знать, когда они хорошо поработали. Самое главное, они обнаруживают, что имеют некоторый контроль над своей жизнью: если они попытаются, у них это получится.

Давай поиграем: Еженедельные детские занятия

Найдите два идеальных занятия, способствующих развитию, на каждую неделю первого года жизни вашего ребенка.

Развлекайтесь с ребенком

Хотя красочная кроватка-мобиль и первый вкус яблочного пюре могут вызвать улыбку на лице вашего ребенка, больше всего его радуете вы.

Общайтесь со своим малышом и играйте с ним. Если вы развлекаетесь со своим ребенком, то и они развлекаются. Игра приносит радость, но игра также помогает вашему ребенку развивать навыки, необходимые для счастья в будущем. Когда они становятся старше, игра позволяет им открывать для себя то, что они любят делать — строить деревни из кубиков, делать «зелья» из кухонных ингредиентов, рисовать сложные акварели — все это может указать им на интересы, которые у них останутся на всю жизнь.

Научите своего ребенка делиться и заботиться о нем

По мере взросления вашего ребенка его можно научить – даже в мелочах – тому, как приятно помогать другим. Это поможет им ощутить смысл жизни по мере их взросления.

Вы можете научить своего ребенка получать удовольствие от отдачи и получения удовольствия даже в младенчестве. Если вы дадите им кусочек банана, позвольте им сделать то же самое, угостив вас кусочком. Если вы расчесываете их волосы, дайте им возможность расчесать ваши. Покажите им, как вы счастливы от их щедрости.

Эти маленькие моменты могут воспитать чувствительность к заботе о других. Когда ваш ребенок становится малышом, простые домашние дела, такие как складывание грязной одежды в корзину, могут помочь маленькому ребенку почувствовать, что он вносит свой вклад.

Позаботьтесь о себе

Правду говорят, что счастливый родитель делает ребенка счастливым, так что делайте все возможное, чтобы позаботиться о себе. Делайте физические упражнения каждый день (даже если это просто прогулка с ребенком в коляске), ешьте питательную пищу и старайтесь высыпаться, что вам нужно — будь то ложиться спать раньше или вздремнуть в течение дня. .

Найдите способы разделить домашние и родительские обязанности со своим партнером, а если вы родитель-одиночка, окружите себя людьми, которые могут помочь и поддержать вас.

Найдите время для себя. Быть родителем, особенно вовлеченным и активным, утомительно, и вам нужно время, чтобы перезарядиться.

Если вы перегружены заботой о ребенке или чувствуете себя подавленным, найдите человека, которому вы доверяете, чтобы поговорить с ним. Большинство женщин испытывают бэби-блюз после родов, и примерно у 1 из 8 развивается послеродовая депрессия (ППД). Сообщите своему врачу, если:

  • Вы чувствуете сильную печаль или тревогу.
  • Вы не в состоянии позаботиться о себе или своем ребенке.
  • У вас перепады настроения, сильный гнев или чрезмерный плач.
  • Вам больше не нравятся вещи, которыми вы обычно занимаетесь.

Как воспитать счастливого ребенка

С того момента, как мы впервые видим их слизистые (но совершенно очаровательные) маленькие головы, мы хотим для наших малышей самого лучшего, в том числе и их счастья. Правда в том, что мы, , можем влиять на то, насколько они счастливы сейчас и в будущем. Вот что вам нужно сделать.

Реагировать на плач ребенка

Звучит очевидно, правда? Хитрость заключается в том, чтобы создать шаблон, чтобы ребенок знал, что вы предсказуемы и надежны. Это не означает, что вы должны вскакивать каждый раз, когда ребенок пищит — будут моменты, когда он плачет, плачет и плачет, или когда он успокаивает себя, — но это означает, что вы должны уделять больше внимания его потребностям, чем большинству других.

время.

«Младенцы проходят через эти цунами эмоций», — говорит Харви Карп, доктор медицинских наук, профессор педиатрии Медицинской школы Университета Южной Калифорнии и автор Самый счастливый малыш в квартале и Самый счастливый малыш в квартале . «Для детей это удовлетворенность, спокойствие и безопасность, которые делают их счастливыми. Двадцать раз в день их что-то расстраивает, а потом волшебным образом руки подхватывают их, и они накормлены, или кто-то приходит и качает их». (Мы можем понять. Это немного похоже на ПМС.)

«Дети быстро усваивают: «Мне нравится это место и эти люди. Я доверяю им. Люди заботятся обо мне», — говорит Карп. «Вы вселяете в ребенка чувство уверенности в том, что все получится. Для них есть оптимизм в предсказуемости». И это может окупиться на всю жизнь.

«Это становится основой для других отношений, которые у них будут — они будут строить на этой близости с первых девяти месяцев своей жизни», — говорит он. «Это не значит, что у ребенка не может быть счастливой жизни, если у него ее не было.

Просто это было бы намного сложнее».

Научитесь пеленать

Купите несколько пеленальных одеял, которые легко заворачивать — они вам понадобятся. Это связано с тем, что для большинства младенцев уютное укутывание удобно, напоминает им об их пребывании в утробе матери и вызывает то, что Карп называет «успокаивающим рефлексом».

«По крайней мере, в течение первых четырех месяцев всех детей нужно пеленать, — говорит он. «Для некоторых это все, что им нужно. Другим понадобится [тоже какой-то другой успокаивающий метод]. Если у них колики, им может понадобиться три, четыре или пять одновременно, чтобы вызвать успокаивающий рефлекс». (Не зря мам называют многозадачниками!) Другие успокаивающие методы включают шипящие звуки, покачивания и сосание.

Купите генератор белого шума

Чтобы создать этот шипящий звук, вам понадобится какой-нибудь генератор белого шума. Что лучше? Карп говорит, что высокие звуки (например, пылесос, фен) могут успокоить плачущего ребенка, в то время как более низкие, грохочущие звуки (газонокосилка, двигатель автомобиля) имитируют то, что младенцы слышат в утробе матери, и могут быть использованы для их успокоения. спать. Только будьте осторожны, чтобы не использовать что-то настолько громкое, что это может повредить слух ребенка.

Объятия соски или сосание пальца

Карп говорит, что сосание также вызывает успокаивающий рефлекс. Так что, как бы вам ни хотелось жить без мытья нагрудных принадлежностей или вытаскивания пальца ребенка изо рта, отпустите это сейчас — это делает его счастливым. Вы можете беспокоиться о том, чтобы отказаться от него позже.

Наберитесь терпения

Примерно через восемь или девять месяцев вы можете оглянуться вокруг и понять, что ребенок — это совершенно другой человек, чем он был несколько месяцев назад. Она на пути к младенчеству. «В 8 или 9месяцев, они будут тереть или гладить ваше колено, когда вы плачете. Они понимают, что у людей есть эмоции, и понимают эту эмоциональную связь», — говорит Карп.

Конечно, в это же время начинаются истерики. Карп объясняет, что взрослые используют левое полушарие мозга, чтобы контролировать свои эмоции, но левое полушарие у малышей еще недостаточно развито для этого. Вместо этого они могут кричать, бросать вещи, бить, плевать или царапать — или (если вам действительно повезет) делать все вышеперечисленное.

Чтобы свести публичное смущение к минимуму и научить вашего малыша лучшим навыкам общения и эмоциональной регуляции, важно не поддаваться его требованиям, когда у него истерика. Конечно, если дать ей это печенье, она перестанет кричать, но потом она просто поймет, что крики дают ей то, чего она хочет, и будет продолжать это делать.

Взрастить стойкость

Еще одно нет-нет? Выворачиваешься из себя. Вы хотите подать хороший пример того, как люди общаются и ведут себя. На самом деле это может занять немного (или, если вы похожи на нас, много!) работы над вашими собственными навыками общения и эмоциональной регуляции. Найдите способы поговорить с капризным ребенком, чтобы не опекать его и не пренебрегать его чувствами, а скорее признавать их. И объясните ему, как только он успокоится, почему он не может добиться своего прямо сейчас.

Читайте дальше, чтобы узнать, как это сделать.

Соблюдайте правило фаст-фуда

Итак, ваш малыш полностью выдыхается, а вы сопротивляетесь желанию перевернуться обратно (молодцы!). Что теперь? «Используйте правило быстрого питания», — говорит Карп. «Это способ признать свои чувства. Тот, кто больше всего жаждет внимания, идет первым». Другими словами, прежде чем что-то сказать, проглотите свое смущение и дайте ей истерику — вам, вероятно, не удастся заставить ее сразу успокоиться. Карп объясняет, что если сразу же попросить ребенка успокоиться, это даст ему понять, что испытывать чувства — это нехорошо.

Признавайте чувства своего малыша

Не поддавайтесь желанию читать вашему малышу лекцию в течение 20 минут о том, почему ему нельзя есть печенье перед ужином, потому что оно испортит его ужин, на приготовление которого вы потратили час и который никто не ценит, кроме вы продолжаете делать это день за днем, день за днем… (хорошо, вы можете сказать, что мы были здесь?) и вместо этого признаете, что он чувствует, и говорите ему это в ответ.

Говорите на языке своего малыша

Здесь на помощь приходит то, что Карп называет «языком». , повторение и все такое.

Карп демонстрирует: «Ты очень хочешь печеньку. Ты любишь печенье. Вы говорите печенье сейчас! Печенье сейчас!» Затем, как только она немного успокоится, скажите: «Нет, никакого печенья. Тебе нельзя есть печенье перед ужином».

«Скажи это с чувством в голосе», — добавляет он. «Это заставляет их чувствовать, что вы понимаете. Отражайте около трети своих эмоций. Люди часто совершают большую ошибку, говоря более спокойным голосом». Но держитесь подальше от саркастичного, сердитого голоса мамы — мы знаем, что он есть; у нас тоже! Дети в этом возрасте действительно реагируют на тон вашего голоса, возможно, больше, чем на ваши слова. Показывая ребенку, что вы понимаете эмоции, которые он испытывает, вы, скорее всего, предотвратите перерастание ситуации в еще большую истерику.

Поначалу говорить таким образом может показаться немного странным, но потренируйтесь, и вы обнаружите, что это помогает успокоить вашего малыша, когда он в разгаре истерики. Как только ваш ребенок успокоится, вы можете начать объяснять, почему он не может сделать то, что он хотел сделать, что вызвало суматоху.

Идея в том, что вы не будете так с ней разговаривать, когда ей будет 16 (хотя у вас может возникнуть соблазн), и эта тактика не будет длиться вечно. Вы даете своему ребенку лучшие навыки справляться со своими эмоциями и справляться с ними, а не позволяете им все время брать верх и взрываться.

«Они учатся признавать чувства других людей, когда они расстроены», — говорит Карп. «Они сделают это с тобой. И они сделают это позже со своими друзьями. Позже в жизни они учатся быть лучшими друзьями и лучшими мужьями и женами. Они учатся иметь дело с людьми, когда они расстроены».

А теперь идите и шейте, пеленайте и малыша в счастливое детство!

Обратите внимание: Bump, материалы и информация, которые он содержит, не предназначены и не представляют собой медицинские или иные медицинские рекомендации или диагнозы и не должны использоваться как таковые.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts