Как определить структуру текста: Структура и признаки текста

Как сформировать правильную структуру текста и сделать его удобным для восприятия

С каждым днем в Сети появляются миллионы страниц текста. Сотни тысяч людей описывают события и явления, пишут новости и практические руководства, берут интервью, создают посты в блогах и сочиняют рассказы. Список можно продолжать до бесконечности, однако объединяет всех этих людей одно – все они создают текст с определенной структурой. У одних структура воспринимается легко читателями, а у других – сложнее. Сегодня мы рассмотрим, какие виды структуры материала бывают, а также ответим на главный вопрос: как написать текст, чтобы его было удобно читать и воспринимать.

Разновидности структуры текста

Структура текста может варьироваться в зависимости от задач и определяется автором индивидуально. Одни авторы выбирают правильную структуру, другие – не совсем. Как результат, одни тексты читаются легко: дословно или по диагонали, а другие – путают читателя и погружают его сознание в хаос непонимания.

Для наглядности, давайте разделим структуру текста на несколько частей. В большинстве случаев текст просто обязан иметь:

  1. Привлекающий внимание заголовок
  2. Основную часть, разделенную на абзацы

Разделение на абзацы, использование подзаголовков и списков служит для улучшения читабельности текста, подробнее о которой Вы можете прочитать в статье «Копирайтинг: улучшаем читабельность текста».

Основная часть может иметь свою внутреннюю структуру, в зависимости от выполняемых материалом задач.

Типы внутренней структуры:

1. Логическая (последовательная) структура

Логическая структура характерна для практических руководств, описаний, статей и так далее. Особенность такой структуры: каждый последующий абзац вытекает из предыдущего или связан с ним, прямо или косвенно. Это очень удобно для создания текстов, в которых приводится анализ чего-либо с последующими выводами.

К примеру, в этой статье предыдущий абзац описывает, где используется логическая структура, а этот – дает пример ее использования. Следующий абзац будет рассказывать о другом типе структуры, логически дополняя двух своих предшественников.

2. Пирамидальная структура

Пирамидальная структура наиболее характерна для новостей и пресс-релизов. В ее основу заложен принцип «перевернутой пирамиды», который требует размещение основной информации в самом начале материала и последующее ее раскрытие далее по тексту в деталях.

Пирамидальная структура позволяет пользователю сразу узнать, о чем статья и, при необходимости, узнать больше подробностей. При этом если пользователь прервет чтение, основная мысль до него все равно будет донесена.

3. FAQ-структура

FAQ-структура наиболее характерна для интервью или страниц с наиболее часто задаваемыми вопросами. Каждый абзац такой структуры представляет собой пару вопрос/ответ. Иногда в начале текста присутствует содержание со ссылками, чтобы пользователю было удобнее найти ответ на интересующий его вопрос.

4. Коммерческая структура

Рекламные и продающие тексты решают задачу продажи и продвижения. Они предполагают вызов ответной реакции пользователя: заказе услуги, покупке товара, звонке, регистрации и т.д. Для достижения желаемого результата, большинство коммерческих текстов создается на основе маркетинговой модели AIDA.

Эта модель имеет четыре ступени, исходя из которых и формируется структура материала. При этом стоит отметить, что не всегда структура может быть логичной. В данном контексте главное – это конечный результат, а не эстетика и последовательность.

5. Комбинированная структура

Комбинированная структура текстов наиболее характерна для блогов. Например, если блогер вначале описывает какое-либо событие, используя пирамидальную структуру, а затем делает анализ этого события и делится собственными мыслями, структурируя материал последовательно.

В случае с использованием комбинированной структуры стоит быть особенно внимательным, чтобы не получить анализ вперемешку с новостью. В противном случае получится хаотичная структура.

6. Хаотичная структура

Хаотичная структура не используется в текстах и, как правило, является результатом неумелых манипуляций автора с информацией. Внешне это напоминает текстовый винегрет: элементы различных типов структур, объединенные вместе и перемешанные случайным образом: аналитика с коммерческой жилкой, новости с ответами на вопросы и т.д.

Хаотичная структура путает пользователей и мешает им полноценно воспринимать информацию. Впрочем, иногда авторы прибегают именно к этому типу для дезориентации читателей. Задачей такого подхода может быть саботаж, дискредитация и т.д.

Структура абзацев

Как уже было написано выше, текст, для удобства восприятия, делится на абзацы. Абзацы, в свою очередь, также могут иметь собственную структуру, в зависимости от структуры текста и быть представлены в виде:

  • Вопроса/ответа
  • Одиночных предложений
  • Пласта текста
  • Списка
  • Цитаты

При этом, главное правило абзаца: он должен заключать в себе мысль и иметь смысл, даже будучи обособленных от других предложений.

Примеры правильных абзацев:

Копирайтинг – искусство создавать продающие и рекламные тексты. SEO-копирайтинг – производная копирайтинга, ориентированная не только на пользователя, но и на поисковые системы.

Любой предприниматель заинтересован в продвижении своих товаров и услуг. Чем выше отдача от рекламы, тем больше денег он готов в нее вкладывать.

Примеры некорректных абзацев:

Которая всегда была при нем. Неизвестно, какие у нее возможности, но одно можно сказать точно: без дополнительных финансовых вложений она не сможет полноценно раскрыть свой потенциал.

Даже оказывая на него максимальное воздействие. В итоге эта женщина просто погубит его.

Во втором случае абзацы не являются самостоятельными смысловыми единицами и мешают читателю воспринимать текст при чтении «по диагонали».

Выводы

Структура текста, во многом, определяет его дальнейший успех. В каждом индивидуальном случае структура выбирается исходя из задач, которые ставятся перед материалом. Главное – чтобы читатель имел возможность получать необходимую ему информацию максимально доступно, и при этом не утомлялся и не терялся. В таком случае, он будет благодарен Вам, как автору, и Ваши труды окупятся сполна.

Лучшая структура текста для получения трафика из поисковых систем

Действительно ли структура текста необходима безоговорочно, как утверждается чаще всего в обучающих материалах?  Нет, структурированные статьи нужны не всегда – в этом вопросе между нашими копирайтерами, seo-оптимизаторами и заказчиками наблюдается редкое образцовое согласие. И тем более наши авторы совсем не уверены, что существует некая правильная версия, образец хорошей структуры текста. Применимой к текущей задаче – да, такая формулировка будет предельно точно отражать суть и значение определения, потому как любой шаблон может быть идеальным сам по себе, но не подходить к условиям конкретного техзадания. Начнем с формулировок.

навигация по статье

  1. Что такое структура текста
  2. Когда структурирование в тексте не нужно
  3. Заключительная часть

Что такое структура текста

Структурированный текст это — текст в котором есть порядок, логическая основа, объединяющая его абзацы в единую, цельную информацию, последовательное расположение частей материала, приводящее читателя к определенному выводу.

Кратко: это оглавление. 

Пожалуй так и есть, если не учитывать, что копирайтер, прежде чем написать текст, сначала выстраивает и редактирует его структуру, которая в законченном виде и становится оглавлением.

Кому и зачем нужна структура текстов

Для читателя и поисковой системы структурированный текст равноценно привлекательнее, чем набор предложений без разбиения на блоки, без заголовков, подзаголовков. Оформленные статьи лучше воспринимаются посетителем сайта, поскольку он избавлен от необходимости читать весь материал, прежде чем найдёт в нём наиболее важную информацию.

Поисковики в свою очередь тоже с уважением относятся к текстам, в которых содержание абзацев релевантно заголовкам. Структурированные тексты лучше ранжируются, а если копирайтер будет их писать с правильно подобранными ключевыми словами и фразами, в проектах поисковой оптимизации такие статьи становятся хорошим каналом привлечения целевой аудитории.

  • Чтобы поисковик «понял», где именно в тексте расположен заголовок, а что является наполнением абзаца, применяется HTML-разметка: теги h2-h6.

Читателю такая разметка не видна, мета-теги h2 и далее определяют уровень вложенности заголовков внутри текста. Другими словами, это то, как выглядят заголовки абзацев. Разница в том, что для читающего текст он отображается без мета-тегов, для робота – с ними.

Читайте также: Как составить мета теги

Сколько уровней заголовков может быть в структуре текста

Для большой информационной статьи или для текста в блоге рекомендации индивидуальны – всё зависит от объема материала и его тематики. Немного теории для всех, кто ещё не знаком с этой системой многоуровневой вложенности или подзабыл информацию за ненадобностью: копирайтеры редко работают с мета-тегами, эту работу стоит доверить SEO-специалистам.

h2 – самый главный заголовок, базовый, название всего текста – оно будет отображаться в результатах поисковой выдачи.   
h3 – второстепенный, но тоже важный заголовок абзацев, в которых излагается общая мысль частей статьи.     
h4 – подзаголовок, отражающий суть пояснений к абзацам уровня h3, содержание подразделов вытекает из предыдущих и связано с ними логикой изложения в тексте.

По собственному опыту можем заметить, что уровни h5-h6 используются для формирования структуры материала редко. Такой способ не так уж хорош визуально, больше путает читателя, чем поясняет суть освещаемого в тексте вопроса, и не всегда полезен для SEO-задач.

Присоединяй­тесь к
Rush-Analytics уже сегодня

7-ми дневный бесплатный доступ к полному функционалу. Без привязки карты.

Попробовать бесплатно

Когда структурирование в тексте не нужно

Прежде чем браться за работу и составлять правильную структуру будущего материала, ответьте себе на вопросы:

  • Какого объема планируется текст
  • Каково его назначение

Обратите внимание и на страницу, где будет размещаться статья, поскольку иногда верстка не предполагает возможности разбить материал на абзацы.

В текстах небольшого объема, до 1000-1500 символов, правила формирования абзацев применять не стоит – заголовки и подзаголовки тоже состоят из слов, которые в коротких статьях и без того приходится экономить. Не нуждаются в создании структуры описания товаров, анонсы, полезные советы и подобные виды материала.

Предложения, не разделённые заголовками сливаются для читателя в хаотичный материал, в котором трудно найти основную мысль.

Не спорим. Но если заменить заголовки на многоуровневые, маркированные и/или нумерованные списки, выделить в тексте призыв к действию отличающимся шрифтом, можно получить отличный результат. Вдобавок, с такой работой помогают справиться даже простые инструменты Word.

Читайте также: Как оформить текст на сайте

Заключительная часть

Не было и не предвидится появления единого шаблона для организации порядка в текстах, а жаль, копирайтерам стало бы проще работать. Но читателям такая синхронность во всех статьях гарантированно наскучит быстрее, чем написан этот материал.

Рекомендация авторам – структура, без сомнений, важна, без неё не получится донести до посетителей сайтов и поисковых систем самое важное, что требуется сказать в тексте.

Но на фоне порядка построения статей не забывайте, пожалуйста, о творчестве. Любой шаблон – это только рекомендация вам, как автору, а не пошаговое руководство к действию. Особенно сейчас, когда инструменты маркетолога и копирайтинг позволяют создавать действительно интересный контент для SEO и читателей без потери качества текстов.


Ключ к раскрытию информационного текста » Thinking Maps

Каждое здание, в которое вы входите, имеет структуру, которая помогает вам понять, как перемещаться по нему и каково его назначение. То же самое верно для каждого фрагмента текста. Точно так же, как дверные проемы, коридоры, комнаты и лестницы ведут вас через здание и раскрывают его назначение и атрибуты, структура фрагмента текста помогает читателям ориентироваться в деталях и извлекать смысл. Вот почему обучение структуре текста является таким мощным способом развития навыков понимания прочитанного. С Thinking Maps мы делаем структуру текста видимой и ясной для учащихся.

Как понимание структуры текста способствует пониманию  

Как мы узнаем, на что следует обратить внимание, когда читаем фрагмент текста? Как мы организуем детали того, что мы читаем, в структуру для понимания? Как нам определить цель автора и понять общую мысль, которую он пытается передать? Ответы обычно можно найти, обратив внимание на структуру текста. Успешные писатели структурируют текст таким образом, чтобы это соответствовало их целям. Понимание структуры текста является ключом к раскрытию смысла.

Ранние читатели чаще всего сталкиваются с текстом в виде историй. Большинство историй следуют простой повествовательной структуре, которую можно описать как последовательность: сначала произошло то, затем произошло то и так далее. Но по мере того, как учащиеся начинают читать больше информационного текста, они будут сталкиваться с дополнительными и более сложными текстовыми структурами, такими как сравнение, причина и следствие, проблема/решение, описание (или основные идеи и детали) и классификация. Некоторые тексты могут даже иметь несколько текстовых структур, например причинно-следственные связи, вложенные в общую последовательность событий.

Понимание структуры текста улучшает понимание, помогая учащимся систематизировать основные идеи и вспомогательные детали по мере чтения, видеть, как разные фрагменты информации соотносятся друг с другом, и улавливать «суть» (или основную идею) всего отрывка. Без понимания структуры текста учащиеся часто пытаются понять смысл и увидеть, как все отдельные идеи сочетаются друг с другом, чтобы составить единое целое. Когда их просят резюмировать или интерпретировать отрывок, эти студенты могут просто как попугай повторять те детали, которые привлекли их внимание, не полностью понимая большие идеи, которые пытается донести автор. Когда учащиеся могут определить структуру текста, они могут использовать свое понимание этой структуры для построения смысла.

Четыре источника структуры текста для понимания прочитанного

Структура текста может быть явной, но чаще подразумевается. Хорошие читатели знают, как анализировать фрагмент текста, чтобы найти подсказки, которые говорят им, какой текст они читают. Автор описывает последовательность событий? Классифицирует ли отрывок набор вещей по их атрибутам? Показывает ли он причины или последствия события? Или он просто описывает или утверждает что-то, а затем предоставляет подтверждающие детали?

Существует много способов организации информационного текста, но эти четыре мощных источника текстовой структуры являются одними из самых распространенных.

  • Последовательность: Эта текстовая структура представляет собой порядок событий. Он показывает, что произошло сначала, что произошло позже и чем все закончилось. Историческое повествование, описывающее кругосветное путешествие Магеллана, может использовать структуру последовательности.
  • Причинно-следственная связь: эта структура используется, чтобы показать причины, по которым что-то произошло, последствия события или и то, и другое. Экономический анализ Великой депрессии может использовать причинно-следственную структуру для объяснения событий, приведших к краху Уолл-Стрит, и его последствий.
  • Сравнение и противопоставление: эта структура показывает, чем две или более вещи похожи и чем они отличаются. Например, автор может описать общие свойства растительных и животных клеток и уникальные характеристики каждой из них.
  • Основные идеи и детали/классификация: Это общая структура для описания чего-либо. Писатель, описывающий Тадж-Махал, может начать с общего объяснения того, что это за здание, а затем углубиться в соответствующие детали его конструкции. Или писатель может описать атрибуты различных типов зданий.

Чтобы определить структуру текста, учащиеся могут начать с двух важных вопросов.

  • На какой вопрос отвечает автор? Это еще один способ осмыслить замысел автора. Возможно, они описывают, как испечь пирог (последовательность). Или, может быть, они объясняют последствия законодательного акта (причинно-следственная связь). Когда учащиеся определяют вопрос, на который отвечает автор, они определяют основную идею произведения и цель автора при его написании.
  • Какие сигнальные слова можно выделить в тексте? Поиск в тексте сигнальных слов, таких как «далее», «потому что», «например» или «с другой стороны», также даст ключ к пониманию структуры текста.

Повышение квалификации читателей путем сопоставления структуры текста

Карты мышления дают учащимся основу для понимания и анализа структуры текста. Они также действуют как руководство, когда учащиеся делают заметки из текста. Для учащихся школ Thinking Maps поиск сигнальных слов и организация сложных идей в логические схемы становятся второй натурой.

Например, рассмотрим следующий текст.

Существует четыре основных типа вулканов. Их можно классифицировать по тому, как они образуются, а также по размеру и форме образовавшейся насыпи. Вулкан из шлакового конуса выглядит как тонкий конус и обычно имеет высоту менее 1000 футов. Он сформирован лавой, которая извергается из единственного отверстия в верхней части конуса. Сложный вулкан также имеет конусообразную форму, но он формируется в результате множества событий, произошедших за тысячи или миллионы лет. Эти вулканы могут достигать 8000 футов в высоту и состоят из множества толстых слоев лавы. Щитовой вулкан представляет собой широкий низкий конус, состоящий из множества широких тонких слоев лавы, образовавшихся в результате многократных извержений тонкой маловязкой лавы, которая продвигается дальше, прежде чем остынет. А лавовые купола создаются, когда лава застывает прямо у выхода, образуя округлую форму купола.

Студент, изучающий Thinking Maps, сразу узнает, что это упражнение по классификации, основанное на таких ключевых словах, как «типы» и «классифицировано». Теперь, когда они знают структуру текста, они знают, что ищут: разные типы вулканов. И вот они — шлаковый конус, составной, щит и купол, за каждым из которых стоят какие-то поддерживающие детали. Студенты также точно знают, какую Карту они должны использовать для организации информации, которую они извлекают из отрывка: Древовидную карту.

Карты мышления также помогают учащимся анализировать сложные тексты с несколькими вложенными структурами. Например, глава учебника о Великой депрессии может иметь общую организацию секвенирования. Карта потока будет использоваться для отображения порядка основных этапов Великой депрессии и отдельных событий (подэтапов), происходящих на каждом этапе. Но внутри главы отдельные разделы или отрывки могут иметь причинно-следственную структуру, показывающую, что привело к отдельным событиям и явилось их следствием. Карты нескольких потоков будут использоваться для анализа этих причин и следствий.

Учащиеся также узнают, как извлекать информацию из Карты для написания собственного письма. Карты становятся основой для их письменного изложения, пересказа или объяснения. Создавая карту, учащиеся укрепляют свое понимание информации в тексте. Теперь они могут брать информацию с Карт и комбинировать ее различными способами для создания своих собственных уникальных обучающих продуктов. Хотите узнать больше об использовании Thinking Maps для анализа структуры текста? Обучающее сообщество Thinking Maps (TMLC) 9Пользователи 0058 могут ознакомиться с учебным модулем Text Structures (курс 303) вместе с нашей серией Navigator по текстовым структурам. В феврале Navigator сосредоточился на сравнении и контрасте; в ближайшие месяцы мы изучим выявление причин и следствий, классификацию и последовательность.

Не являетесь подписчиком TMLC? Поговорите со своим представителем Thinking Maps , чтобы разблокировать доступ!

Анализ структуры текста | 6-12

Нужна помощь в чтении веб-сайтов, выступлений и статей, представленных на этом сайте?
Используйте эти основные стратегии для работы даже с самыми сложными информационными текстами.


Писатели организуют информацию в своих текстах в соответствии с целью написания и темой. Если организационный выбор писателя эффективен, читатели могут лучше определить, понять и проанализировать центральные идеи в тексте.

Вот некоторые общие структуры, которые часто используют авторы информационных текстов:

  • Основная идея и детали В этом типе организации писатель вводит самую важную мысль в начале текста, а затем поддерживает эту идею конкретными деталями, такими как факты, статистика и примеры. В некоторых более длинных текстах каждая ключевая вспомогательная деталь указана в подзаголовке или тематическом предложении (которое обычно находится в начале или в конце абзаца).
  • Хронологический порядок С помощью этой структуры писатель описывает события в том порядке, в котором они произошли. Ищите сигнальные слова, такие как до, во время, и позже, и фразы, которые включают дату и время.
  • Последовательность / инструкции Эта структура часто используется для отображения отдельных шагов процесса. Писатель может включить пронумерованный список шагов или использовать сигнальные слова, такие как сначала, затем, затем и , наконец, .
  • Причина-Следствие Когда писатель описывает, как одно событие, идея или тенденция являются прямым результатом другого, текст должен быть организован так, чтобы показать эти отношения. В дополнение к простой причинно-следственной связи вы можете прочитать о том, что одна причина имеет множество следствий, несколько причин приводят к одному следствию или цепная реакция событий, когда каждое событие вызывает следующее. Писатели будут использовать сигнальные слова — потому что, так как, в результате, следовательно, из-за, если . . . затем и , следовательно, — чтобы прояснить эти отношения.
  • Сравнение-контраст При сравнении и противопоставлении двух или более предметов писатель будет систематизировать идеи, чтобы четко определить сходства и различия. Слова и словосочетания типа аналогично, тоже, тоже, однако, но, в отличие от и , еще сигнализируют об этой структуре.
  • Классификация Писатель будет использовать эту структуру текста для описания различных частей или категорий более широкого предмета или темы. Некоторые сигнальные фразы, на которые стоит обратить внимание, включают одна функция, другой тип, и этот вид . В некоторых случаях каждая часть или категория обозначается подзаголовком или разрывом раздела.
  • Проблема-решение В тексте проблема-решение автор анализирует проблему, а затем предлагает или исследует одно или несколько решений этой проблемы. Сигнальные слова включают проблема, причина, предложение, вывод, ответ, и решение .
  • Порядок важности Для создания аргументов или убедительных текстов писатель может использовать порядок важности, начиная или заканчивая наиболее убедительным моментом. Ищите сигнальные слова, такие как самый важный и лучший .
  • Множественные структуры Важно помнить, что писатели часто используют более одной текстовой структуры в одном письме. Возможно, нужно описать несколько видов отношений или изучить более сложную ситуацию. Обратите особое внимание на любые сигнальные слова, которые писатель использует, чтобы указать на изменение структуры.

При анализе структуры любого текста используйте следующие стратегии:

  • Определите тему и цель. Подумайте, о чем в основном текст и почему автор мог его написать.
  • Найдите сигнальные слова. Обратите внимание и выделите любые сигнальные слова, которые могут помочь вам проследить основные идеи автора и определить структуру текста.
  • Отслеживайте идеи. Используйте схему или графический органайзер, чтобы отслеживать основные идеи автора и вспомогательные детали.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts