Технологии критического мышления в начальной школе
1. Использование технологии критического мышления в начальной школе
2. Мышление развивается в проблемной ситуации,когда ребенок сам «собирает» понятия о предмете. Л. Выгодский Если возникшая мысль
сразу принимается, то перед нами некритическое мышление.
Д. Дьюи
Критическое — не значит негативное, критика толерантна,
конструктивна.
К.Поппер
03.11.17
2
3. Цель ТРКМЧП – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в учебной жизни. (умение принимать
взвешенные решения, работать с информацией,анализировать)
Задачи ТРКМЧП :
• Формирование нового стиля мышления
• Развитие базовых качеств личности
• Развитие аналитического, критического мышления
4. Что же такое критическое мышление?
• Критическое мышление есть мышлениесамостоятельное
• Информация является отправным, а отнюдь не
конечным пунктом критического мышления
• Критическое мышление начинается с постановки
вопросов и выяснения проблем, которые нужно
решить
• Критическое мышление стремится к убедительной
аргументации
• Критическое мышление есть мышление
социальное
5.
Критическое мышление• это отправная точка для развитиятворческого мышления
• это способность анализировать
информацию
• это способность задавать вопросы
6. Структура урока в технологии РКМЧП
1 этапВызов
Приемы:
• Верные, неверные
высказывания
• Кластер
• Таблица ЗХУ
• Корзина идей
• Дерево
предсказаний
7. Структура урока в технологии РКМЧП
2 этапОсмысление
Приемы:
• Инсерт
• Зигзаг
• Таблицы
8. Структура урока в технологии РКМЧП
3 этапРефлексия
Приемы:
• Кластер
• Эссе
• Таблицы
• Синквейн
9. Приемы технологии РКМЧП
Верные, неверные высказывания
Игра «Верите ли вы?»
Дерево предсказаний
Корзина идей
Кластер
Инсерт
Таблица ЗХУ
Толстые и тонкие вопросы
Зигзаг
Синквейн
10. Тема урока «Свойства воздуха»
Этапы урокаПриемы РКМЧП
1 Вызов
Верите ли вы?
2 Осмысление
Инсерт
3 Рефлексия
Кластер
Синквейн
11.
Прием РКМЧП «Верите ли вы?»Что воздух имеет определенную форму?
Что воздух невозможно сжать?
Что воздух проводит звуки?
Что воздух имеет массу?
Что у воздуха есть запах?
Что у воздуха есть цвет?
Что воздух не сохраняет тепло?
12. Прием РКМЧП «Инсерт»
«V»— если то, что
вы читаете,
соответству
ет тому, что
вы знаете,
или думали,
что знаете
«+»
— если то,
что вы
читаете,
является
для вас
новым
«-»
— если то, что
вы читаете,
противоречит
тому, что вы
уже знали, или
думали, что
знаете
«?»
— если то,
что вы
читаете,
непонятно,
или же вы
хотели бы
получить
более
подробные
сведения по
данному
вопросу
«!»
— если то,
что вы
читаете,
вас удивило
13. Прием РКМЧП «Кластер»
Без вкусаБез запаха
Без цвета
Неосязаемый
Свойства
воздуха
Без формы
Сжимается
Сохраняет тепло
Имеет вес
Проводит
звуки
Упругий
14.
Прием РКМЧП «Синквейн»Воздух.Прозрачный, упругий,
неосязаемый.
Проводит, сжимается,
сохраняет.
Воздух необходим всем!
Это жизнь.
15. Прием РКМЧП «Синквейн»
-это малая стихотворная форма, используемаядля фиксации эмоциональных оценок, описания
своих текущих впечатлений, ощущений,
ассоциаций.
–это короткое литературное произведение,
характеризующее предмет (тему), состоящее
из пяти строк, которое пишется по
определённому плану
16. Цели проведения «Синквейна»
Обогащает словарный запас.Подготавливает к краткому пересказу.
Учит формулировать идею (ключевую
фразу).
Позволяет почувствовать себя хоть на
мгновение творцом.
Получается у всех.
17. Стихотворение, состоящее из пяти строк
Кто? Что?Предмет
Какой? Какая? Какое?
Два прилагательных, раскрывающие характерные признаки предмета
Что делает?
Три глагола, раскрывающие действия предмета
Суть предмета, усиливающая предыдущие две строки
Существительное, выступающее как итог
18.
Правила составления синквейнаИмя существительноеИмя прилагательное
Глагол
Имя прилагательное
Глагол
Глагол
Предложение из нескольких слов, показывающее отношение к теме
Слово, связанное с первым словом , отражает сущность темы
19. На уроках русского языка
Глагол.Важный, необходимый.
Действует, изменяется,
обозначает.
Глаголом жги сердца людей!
Знание.
Местоимение.
Работящее, разностороннее.
Указывает, не называет, помогает.
Часто употребляется в речи.
Заместитель!
20. На уроках литературного чтения
Щелкунчик.Отважный, добрый.
Щелкает, защищает, побеждает.
Даже игрушки умеют любить!
Живой.
Мари.
Маленькая, решительная.
Умеет видеть, любит, помогает.
У Мари душа поэта.
Любовь.
Кукольное царство.
Сладкое, блестящее.
Манит, соблазняет, восхищает.
Я хочу очутиться там!
Волшебство.
21. На уроках окружающего мира
Земля.Голубая, третья.
Вращается, освещается,
защищается.
Единственная обитаемая планета.
Жизнь.
Колумб.
Смелый, настойчивый.
Путешествовал, открывал,
рассказывал.
Он открыл Америку.
Герой.
22. На уроках развития речи
Зима.Снежная, пушистая.
Морозит, радует, восхищает.
К нам пришла настоящая зима!
Время года.
Снежинки.
Причудливые, танцующие.
Искрятся, украшают, кружатся.
Белоснежный дар небес.
Мотыльки.
23. В работе со словарными словами
Ученик.Умный, воспитанный.
Читает, узнает, умнеет.
Я хочу хорошо учиться.
Школьник.
Товарищ.
Добрый, умный.
Дружит, выручает, советует.
Он в беде поможет.
Друг.
24. Попробуйте составить синквейн
Семинар25. Синквейн
СеминарГородской, обобщающий, познавательный.
Делимся, анализируем, повышаем.
Нет предела совершенству!
Идеи.
26. Синквейн
Каким должен бытьучитель?
Каким не должен быть
учитель?
Учитель.
Душевный, открытый.
Развивает, претворяет,
думает.
Много идей- мало времени.
Призвание.
Учитель.
Суетливый, крикливый.
Объясняет, объясняет,
ждет.
Когда же закончится урок?
Бедолага.
27. Спасибо за внимание
Третья стадия | Студент-Сервис
Здесь основным является: целостное осмысление, обобщение полученной информации; присвоение нового знания, новой информации учеником; формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
Приемы на стадии рефлексии: «Эссе», «Рафт», «Диаманта», «Синквейн», «Хокку» (Хайку), Бортовой журнал, «Двухчастный дневник», «Трёхчастный дневник», «Шесть шляп мышления».
Например, прием «Синквейн». В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам: в первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы). Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой). Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Например, в конце урока можно предложить ребятам составить «Синквейн» на тему «Словарные слова»
- Каникулы
- Весенние, летние…
- Отдыхать, гулять, рисовать….
- Перерывы в занятиях в учебных заведениях в течение учебного года….
- Отдых
Прием «Написание задания – эссе». Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации.
Интересно
Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут. Прием «Шесть шляп критического мышления» Этот прием обычно используется на стадии обобщения и систематизации т.
е. на стадии рефлексии.Суть приема состоит в следующем: класс делится на шесть групп, каждая группа «примеряет свою шляпу», высказывается шесть точек зрения на одну и ту же проблему. «Белая шляпа» – статистическая (констатируются факты по проблеме, без их обсуждения). «Желтая шляпа» – положительная (высказываются положительные моменты).
«Черная шляпа» – негативная (группа констатирует отрицательные моменты по изучаемой проблеме). «Синяя шляпа» – аналитическая (проводится анализ: группа отвечает на вопросы: Почему?, Зачем?, Связи?). «Зеленая шляпа» – творческая (можно высказывать самые «бредовые» идеи и предположения). «Красная шляпа» – эмоциональная (группа формулирует свои эмоции, которые они испытывали при работе с материалом).
Применение технологии «Развитие критического мышления» на уроках:
- способствует активизации мышления, повышает мотивацию; заставляет учеников учиться осмысленно.
- способствует самовыражению учащихся, дает возможность проявить себя, свои творческие способности;
- учит находить пути решения проблемы, сопоставлять свое мнение с другими, с тем, чтобы вынести обоснованное суждение;
- способствует взаимоуважению, поощряет взаимодействия, развивает коммуникативные навыки;
- навыки критического мышления нужны, чтобы обеспечить понимание между людьми, принимать различные взгляды на мир, способствовать самореализации личности учащихся.