Как подростка заставить делать уроки: причины, советы психолога. Что делать, если подросток не хочет учиться

Содержание

причины, советы психолога. Что делать, если подросток не хочет учиться

: Время прочтения:

В нашем журнале психологи, психотерапевты и психиатры отвечают на вопросы читателей. Присылайте свои истории и вопросы во вконтакте.

Здравствуйте!

Сын перестал учиться, уроки не делает. Оценки все хуже и хуже. В этом месяце уже третья двойка, хотя до шестого класса ниже четверки никогда не приносил.

Деньгами поощрять пробовали. На неделю за ум возьмется, а потом опять. Наказывать? Планшет не отберешь. Такие истерики устраивает — мама не горюй, и все равно не учится. Ремень? Меня никогда не наказывали, и я сомневаюсь, что поможет.

Посоветуйте что-нибудь, пожалуйста! Как заставить подростка учиться? Через несколько лет ЕГЭ, а я уже на нервах…

Мария

Здравствуйте, Мария!

Родители мальчиков и девочек с пятого по восьмой класс обращаются ко мне, потому что чувствуют бессилие. Как заинтересовать подростка учебой? Что предпринять, если подросток не хочет учиться, делать уроки и даже отказывается ходить в школу? Давайте разберемся.

Что происходит в голове подростка в средней школе

В средней школе у большинства падает мотивация. Нежелание учиться у подростка — правило, а не исключение. Детей в это время интересует не учеба, а общение между собой. В школу они ходят скорее тусить, чем получать знания.

Психика ребенка десяти-четырнадцати лет напоминает мне планшет из истории читательницы, на котором параллельно работает сразу множество приложений. Что произойдет, если открыть еще одно — «учеба в школе»? Да, гаджет начнет тормозить или совсем зависнет. Поэтому и перегруженный ребенок часто отвлекается, не может усвоить элементарные (на наш взгляд) вещи, а в итоге и совсем отказывается учиться в пользу соцсетей и тусовок.

Детей в это время интересует не учеба, а общение между собой. В школу они ходят скорее тусить, чем получать знания.

Крики, угрозы, запугивания и наказания работе планшета не помогают. Вместо этого включается еще одно приложение — «психологическая защита», которое предохраняет мозг от перегрева. Оно тормозит все процессы еще больше и начинает избавляться от лишнего «тепла» в система — ребенок начинает фонтанировать эмоциями (злостью, обидой, страхом). Учеба снова в пролете.

Может, в старших классах за голову возьмется?

ЕГЭ и поступление в вуз — хорошие мотиваторы, но подготовиться сможет только ребенок, который хоть что-то учил. Если провалов слишком много, или в голове вообще — один сплошной провал, никакие репетиторы не спасут.

Не ждите чуда, сделайте сейчас всё, что от вас зависит.

Что делать, чтобы подружить подростка с учебой? Во-первых, нужно закрыть все «фоновые приложения», во-вторых — зарядить «мозговой планшет» и научиться работать с приложением «учеба» на сто процентов.

Этап 1 Отключить «фоновые приложения» — разобраться с причинами, почему подросток не хочет учиться

Отвлекать от учебы может что угодно — собственное тело, проблемы самоопределения и отношения с людьми вокруг (включая вас). И если подросток не хочет учиться, причина может быть не одна, а сразу несколько.

Следить за здоровьем. В подростковом возрасте тело растет, «гормональная буря» постоянно колышет настроение, обостряются хронические болезни. Если симптомы мешают жить и учиться, сходите к педиатру, но пусть подросток сам расскажет, что его беспокоит.

Поговорите с подростком о диспансеризации — зачем ее проходят, о чем спрашивает врач, какие медицинские специальности существуют. Учите его наблюдать за своим самочувствием и видеть связь между горой чипсов и вздутым животом.

ЕГЭ и поступление в вуз — хорошие мотиваторы, но подготовиться сможет только ребенок, который хоть что-то учил.

Помириться с новым собой. Ребенок ищет ответы на вопросы: «Кто я? Какой я? Какие у меня сильные стороны? Кем я хочу стать в будущем?». Дайте время поразмыслить. Будьте рядом, если ему понадобится помощь.

Найти комфортное пространство внутри семьи. В любом кризисе ребенок стремится проверить родителей на прочность. Отказ учиться — один из признаков, что подросток начинает уходить из-под власти родительского авторитета. Он жаждет сам управлять жизнью. Пусть попробует! Его зону ответственности в учебе, выборе дополнительных занятий пора расширять. Мелочный контроль родителя не работает.

Поделить территорию со сверстниками. В этом возрасте ребенок познает, что значит дружба, отвержение. Как ладить с другими? Конфликты с одноклассниками или травля часто являются причиной, почему у подростков снижается успеваемость и начинаются прогулы.

Чаще беседуйте с подростком о его друзьях. Постарайтесь не осуждать, не давать оценок и готовых советов. Помогите ему вынашивать решения о дружбе внутри себя. Для этого говорите с позиции старшего товарища, доверительно, с уважением к подростку.

Выстроить отношения с учителями. В среднем звене каждый предмет ведет свой педагог. Со всеми учителями подростку приходится выстраивать свои отношения.

Конфликт с учителем, особенно с классным руководителем тоже возможная причина, почему подросток не хочет учиться. Особенно если ребенок отказывается делать один предмет, а по другим ситуация почти не меняется. Стоит сходить в школу поговорить, наметить пути решения конфликта.

Этап 2 «Зарядить» на учебу. Что делать, если подросток не хочет учиться

А теперь о том, как наладить приложение «обучение в школе», о мотивации учиться и том, как объяснить подростку, что нужно учиться.

Психологи различают внешнюю и внутреннюю мотивацию.

Внешняя мотивация (подарки, наказания) работает плохо. Внешняя мотивация не зависит от самого действия, она всегда работает для кого-то и исчезает, когда этого кого-то нет. Поощрения деньгами, лишение гаджета, наказание ремнем — примеры такой мотивации. Они работают, но не долго.

Внутренней мотивации сначала может не быть, но как только появляется — подросток готов к самостоятельности. Внутренняя мотивация включается, когда человек сам вносит смысл в то или иное действие. Вспомним притчу о каменщиках. Один из них «тупо» таскал кирпичи, другой из этих кирпичей строил для людей храм на века — то есть у них была разная внутренняя мотивация. Ее не создашь в одночасье, она вызревает в душе. Поэтому, в отличие от внешней, она прочная.

Внутренние мотивы обучения можно условно поделить на познавательные («хожу в школу, чтобы узнать новое и интересное») и социальные («чтобы общаться с друзьями», «чтобы потом зарабатывать много денег»).

Чтобы в душе ребенка развилось желание узнавать новое, попробуйте следующее. Как мотивировать подростка на учебу — советы психолога:

1 Связать школьные знания с жизнью. Пусть поможет сделать трехпроцентный уксус из девятипроцентной эссенции (задача на пропорции), напишет под диктовку поздравление бабушке в открытке и заполнит все данные на конверте.

2 Вместе представить разные ситуации из будущей жизни — собеседование, день на работе, презентацию важного проекта. Что делать, если подросток не хочет учиться? Рассказать ему, зачем он учится!

Кем ему хочется стать и какое для этого нужно образование? На занятиях я часто шучу с детьми про день выдачи первой зарплаты. Довожу до абсурда: «Придешь получать, а деньги и посчитать надо, и расписаться. ..». Кое с кем мы пишем автобиографию или резюме. Подросток начинает видеть, как это сложно.

Можете даже эксперимент провести, дать полы помыть. И для размышления поле, и для дома вашего польза. А потом спросите, хочет ли он так пять раз в неделю с восьми утра до пяти вечера?

3 Поговорить обо всех профессиях без исключения. А кем можно стать, если не учиться? Дворником? Уборщицей? Вот только не пугайте и не говорите, что это плохо. Профессии нужные, чистоту любят все. Можете даже эксперимент провести, дать полы помыть. И для размышления поле, и для дома вашего польза. А потом спросите, хочет ли он так пять раз в неделю с восьми утра до пяти вечера? Нет? А почему? Неинтересно? А что тебе интересно? И вообще, у кого выбор профессий шире? У того, кто учится, или не учится?

4 Рассказать, как вы выбирали вуз, профессию, где получали опыт. Пример взрослого важен для ребенка. Согласитесь, сложно ожидать, что у родителя, которого вечером хватает только на соцсети, ребенок будет «глотать» русскую классику. Исключения бывают, но гораздо реже, чем нам бы хотелось.

Подросток с удовольствием послушает, как вы учились в школе. Если учитесь сейчас — тем более расскажите. Это будет самый главный пример, что в современном мире нужно всё время учиться.

Внутренняя мотивация учиться формируется не за день и не за два, но любовь к познанию останется у ребенка на всю жизнь. А ради этого стоит стараться, не так ли?

Автор статьи: Лагунова Елена Анатольевна

Как заставить подростка учиться? (спойлер — никак)

18.11.2019

Этот вопрос уже становится риторическим. Одна из причин снижения познавательной мотивации в том, что учеба вследствие многих процессов и обстоятельств жизни ребенка не является ценной и значимой деятельностью.  

 Найти первопричину важнее борьбы с последствиями.  Важно разобраться с причинами снижения интереса к учебе и уменьшить влияние этих событий и обстоятельств на жизнь ребенка. 

Возможные причины 

1. Вы раньше времени отдали ребенка в школу, переоценив его возможности. Теперь ему приходится все время «догонять» своих одноклассников. 

ЧТО ДЕЛАТЬ и КАКУЮ ПОЗИЦИЮ ЗАНЯТЬ? Помнить, что интеллектуальные способности ребенка и зрелость его общих познавательных процессов — не одно и то же! Не ругайте его за его несобранность, невнимательность, неспособность что-то быстро понять или запомнить. Раз вы создали для своего ребенка условия, до которых он не «дозрел», терпеливо принимайте, что он – далеко не первый! Скорее всего, это выровняется уже в старших классах при условии, что вы сейчас будете его поддерживать, хвалить за конкретные успехи, конструктивно разбирать ошибки, доверять. 

2. У ребенка отсутствует четкая организация жизни. Это во многом определяет школьные достижения! Если в повседневной жизни царит хаос, а в планировании дня —спонтанность, вряд ли можно ожидать от школьника организованности и дисциплинированности в учебе.  Стихийный или очень динамичный график приводит к эмоциональному стрессу, утомлению, что вызывает чувство апатии и нежелание вообще что-либо делать.  

ЧТО ДЕЛАТЬ и КАКУЮ ПОЗИЦИЮ ЗАНЯТЬ? Грамотное управление своим временем — залог успешной и интересной жизни. Режим, четкая организация дня: прогулка после школы (мозг требует кислорода), уроки, потом – личные дела, игры, прогулка.  Привычный круг домашних обязанностей помогает почувствовать подростку контроль над своей жизнью и уверенность в завтрашнем дне. 

3. Жизнь ребенка перенасыщена занятиями и событиями. Современные родители нередко стремятся создать для ребенка избыточную развивающую среду, пытаясь так спланировать каждый свободный час, чтобы он работал на развитие. С раннего детства – масса кружков, секций, репетиторов, настольных игр, музеев, развлечений. Ребенок устает от потока информации, от общения, и начинает инстинктивно их избегать.  

ЧТО ДЕЛАТЬ и КАКУЮ ПОЗИЦИЮ ЗАНЯТЬ? Снизить темп и интенсивность занятий, пересмотреть график кружков и загруженность в выходные — найти время, чтобы просто побыть дома, позаниматься любимыми делами или даже вовсе ничего не делать.  

4. Ребенок много времени проводит с гаджетами. В связи с этим у него формируется и закрепляется тип восприятия информации, который сейчас называют «клиповым мышлением» — предпочтение воспринимать информацию короткими фрагментами. Помимо этого, нервная система стремительно истощается, если ребенок не привык делать перерывы, работая за компьютером или «зависая» в телефоне. 

ЧТО ДЕЛАТЬ и КАКУЮ ПОЗИЦИЮ ЗАНЯТЬ? Важно сбалансировать время, проведенное с гаджетами, с прикладной деятельностью, учитывая полезное время за компьютером: обозначая, что находиться у компьютера или телефона можно не более трех часов в день, включать сюда время, проведенное, например, на сайте «Учи.ру» или потраченное на создание презентации для доклада. С возрастом это время может увеличиваться, но важно не забывать, что делать заметки и пользоваться будильником можно не только посредством телефона.  

Полезным будет сделать вместе с ребенком творческий план жизни и учебы с помощью стикеров, умных календарей-планеров, фотоколлажа, символизирующих конкретные события его плана-графика.  В интернете и магазинах есть много ярких и интересных решений, которые понравятся как ребенку, так и требовательному подростку. Пусть он сам выберет стилистику и дизайн этого пространства, чтобы оно его вдохновляло и мотивировало. 

5. Родители по-прежнему воспринимают подростка как маленького ребенка. Если родители не перестроили формат взаимоотношений с подросшим ребенком и по-прежнему решают ЗА него, не давая права планировать, контролировать, принимать решения и т.п., то ребенок входит в позицию «выученной беспомощности» — снижается уровень его инициативности и самостоятельности («Решите за меня. Мне все равно.»). Это не только приведет к тому, что вы будете сидеть НАД НИМ как «плохой полицейский», заставляя делать уроки и, но и в целом сформируете у него модель потребительского отношения к и жизни, и к вам. 

ЧТО ДЕЛАТЬ и КАКУЮ ПОЗИЦИЮ ЗАНЯТЬ? Передавать ребенку ответственность не только за его личные дела, но и за некоторые семейные. Сегодня пусть он сам решит, в какой последовательности сделать уроки, завтра — когда он их готовит и готовит ли вообще, сам исправит или НЕ исправит плохую оценку, договорившись с учителем, сам выберет себе секции на год и т. п.  

Дайте возможность ребенку не только принимать решения за себя, но и спланировать общий семейный день, купить продукты для ужина или выходного дня, подобрать себе одежду на определенную сумму, ища скидки и распродажи в Интернете.  

Если у вас есть вопросы, сомнения, идеи — вы всегда можете позвонить на номер 8 800 2000 122 и получить поддержку и помощь.  

 

Поделиться в соцсетях:

Вернуться к списку статей

Как заставить подростка делать домашнее задание

Будучи родителем, вы, вероятно, много раз спрашивали себя, как вы можете заставить своих подростков делать домашнее задание.

«Я сделаю это позже», «Я достаточно изучил сегодня» или «оставь меня в покое» — нередкие фразы, которые можно услышать, когда подростков спрашивают о статусе их заданий.

Если это похоже на вашу семью, не волнуйтесь — вы не одиноки.

Социальные сети, потоковые платформы и онлайн-игры стали очень популярными. Неудивительно, что подросткам трудно сосредоточиться на учебе, а родители изо всех сил пытаются мотивировать своих подростков.

Если вы хотите узнать, как мотивировать подростков выполнять домашнее задание, то вы попали по адресу. Я описал 9 стратегий, которые вы можете использовать, чтобы заставить своих подростков выполнять школьные задания.

Давайте посмотрим поближе.

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ КНИГА: 

Электронную книгу уже скачали

многие тысячи родителей, так что не пропустите!

1. Создайте распорядок

Жизнь с подростками может быть хаотичной. Таким образом, установление для них режима обучения может значительно повысить их продуктивность.

Подумайте, когда ваши подростки наиболее продуктивны — когда они возвращаются домой из школы или поздно вечером после перерыва.

Учебные кубики — хороший подход к использованию. Поощряйте своих подростков выделять один-два часа каждый день и посвящать их домашней работе.

Это может меняться в зависимости от дня и от того, какие другие дела или обязанности должны выполнять ваши подростки.

Вы можете помочь, настроив календарь, который выделяет доступное время каждый день. Если у ваших подростков есть временные рамки для работы, и они знают, что у них может быть свободное время, это может мотивировать.

2. Обеспечьте свободное от отвлекающих факторов место для работы

Рабочее место подростков со временем загромождается естественным образом.

Но когда дело доходит до мотивации ваших подростков делать домашнее задание, очень важно освободить место и создать среду, свободную от отвлекающих факторов.

Исследования показывают, что поддержание чистоты на рабочем месте может повысить производительность. Освещение, температура и шум также являются факторами, которые следует учитывать при создании благоприятной для учебы среды.

Размещение мотивирующих цитат для учащихся на стикерах, разбросанных по комнате, может помочь вашим подросткам продолжать занятия, если они начинают терять энтузиазм.

3. Не заставляйте подростка делать домашнюю работу

В конце концов, ответственность за выполнение домашней работы лежит на вашем подростке. Как родитель, вы можете сделать только так много, чтобы помочь.

Если вы заставите своих подростков делать домашнее задание, используя угрозы и наказания, они обидятся.

Скорее всего, это приведет к борьбе за власть, и ваши подростки станут более мятежными и дерзкими.

Спокойно обсудите с подростками ожидания, связанные со школьными занятиями, и найдите время, чтобы понять их точку зрения.

Затем вы можете работать вместе с ними, чтобы найти некоторые решения, которые все участники сочтут приемлемыми.

4. Установите, что домашнее задание является обязанностью вашего подростка

Вполне естественно желать, чтобы ваши подростки преуспели, сосредоточившись на учебе и прилагая все усилия.

Вот почему многие родители часто расстраиваются, заставляя подростков делать домашнее задание.

Проблема в том, что это часто приводит к ситуациям, когда родители вкладывают больше времени в учебу своих подростков, чем их подростки. Важно помнить, что домашнее задание — это ответственность вашего подростка, а не ваша.

Хотя вы можете предложить им помощь и руководство, вы никогда не должны брать на себя ответственность за их школьную работу.

Я уверен, что вы хотите воспитать счастливых и успешных подростков, и один из лучших способов сделать это — убедиться, что они понимают свои обязанности.

5. Установите ожидания и последствия

Установление четких ожиданий и последствий может улучшить ваш и вашего подростка опыт школьной работы.

Вам следует избегать жестких ограничений закона, когда речь идет о том, чтобы заставить ваших подростков делать домашнее задание. Такой подход будет иметь неприятные последствия и заставит их восстать.

Вместо этого найдите время, чтобы спокойно пообщаться со своими подростками и активно слушать их.

Ваш разговор должен быть совместным. Проанализируйте свои ожидания, когда дело доходит до домашней работы вашего подростка, и последствия несоответствия этим ожиданиям. Убедитесь, что все четко изложено, и убедитесь, что ваш подросток находит ожидания разумными.

При таком подходе вы избежите — или, по крайней мере, сведете к минимуму — споры о незавершенных заданиях в будущем.

6. Делайте все возможное, чтобы не контролировать своего подростка на микроуровне

Иногда слишком сильное принуждение подростков к выполнению домашних заданий или слишком частая проверка могут иметь неприятные последствия и заставить их сопротивляться.

Возможно, вы обнаружите, что, будучи предоставлены сами себе, подростки могут продуктивно работать и заканчивать то, что им нужно.

Примите осознанное решение предоставить подросткам возможность работать самостоятельно. Ваш подросток увидит в этом доверии признак уверенности, что укрепит ваши отношения.

7. Работайте над своими задачами одновременно с вашим подростком

У взрослых у нас тоже есть некоторая форма «домашней работы», которую необходимо выполнять, например, что-то, связанное со счетами-фактурами, счетами, инвестициями, онлайн-курсами и т. д.

Так что используйте это как возможность подать пример своим подросткам. Если они открыты для этой идеи, сделайте свою «домашнюю работу», пока они делают свою домашнюю работу.

Проводя время вместе и продуктивно, вы можете стать положительным образцом для подражания для своих подростков. Вы можете показать им, каково это — браться за задачи, завершать их и наслаждаться чувством выполненного долга.

8. Сохраняйте спокойствие и общайтесь четко.

Пытаясь мотивировать подростков выполнять домашнее задание, сохраняйте спокойствие и избегайте споров с ними. Крики только отдаляют подростков от вас и делают домашнее задание окрашенным в негатив.

Поддерживайте отношения со своим подростком, разговаривая с ним спокойно и слушая, что он говорит.

Покажите им, что вы цените их мнение, и подчеркните важность их мнения.

9. Помогите своему подростку расставить приоритеты

Как родитель, я уверен, что у вас есть список дел. Не всегда возможно выполнять это каждый день, но расстановка приоритетов для самых важных задач может творить чудеса.

То же самое касается подростков и их домашних заданий.

Если ваши подростки открыты для этой идеи, сядьте с ними, чтобы помочь им расставить приоритеты в своих самых важных задачах. Таким образом, когда уровень их энергии достигает пика, они могут начать с более трудоемких или сложных заданий.

Когда они научатся расставлять приоритеты, они будут менее подавлены и более сосредоточены.

Заключение

Домашнее задание является неотъемлемой частью жизни каждого ученика.

Как родитель, вы понимаете важность того, чтобы ваши подростки старались изо всех сил в школе, чтобы максимально использовать свой потенциал.

Итак, речь идет о том, чтобы найти золотую середину между тем, как заставить подростков делать домашнее задание, и дать им возможность взять на себя полную ответственность за свое образование.

Вы не всегда будете рядом, чтобы подтолкнуть своих подростков, поэтому, применяя советы из этой статьи, они будут на пути к тому, чтобы стать ответственными и эффективными учениками.

(Если вы хотите, чтобы ваши подростки стали более мотивированными, обязательно загрузите бесплатную электронную книгу ниже!)

многие тысячи родителей, так что не пропустите!

5 способов заставить подростка делать домашнее задание

Заставить подростка делать домашнее задание — ежедневная битва для многих родителей, особенно когда есть так много, казалось бы, более важных вещей, которые отвлекают подростка. Есть социальные сети, онлайн-игры и раздутый список наблюдения на их любимом потоковом сервисе. Неудивительно, что домашняя работа часто откладывается на второй план.

Хорошая новость заключается в том, что домашняя работа не всегда должна быть сложной. Используйте эти советы, чтобы мотивировать подростка выполнять домашнее задание, не прибегая к ворчанию или повышенному голосу.

1. Дайте им понять, что выполнение домашнего задания является их обязанностью

В какой-то момент во время ссоры ваш подросток мог переложить ответственность за домашнее задание на вас. В конце концов, если вы так сильно хотите, чтобы это было сделано, то почему бы вам этого не сделать. Убедитесь, что ваш ребенок понимает, что вы готовы оказать ему всю необходимую помощь, но это его домашнее задание и его ответственность.

2. Ожидания и последствия

В начале каждого семестра сообщайте ребенку, чего вы от него ожидаете. Вы не должны выглядеть безжалостным сержантом-инструктором. Вместо этого спокойно обсудите порядок домашних заданий, которого вы ожидаете от них. Таким образом, ребенок разовьет чувство ответственности за свое образование и возьмет на себя ответственность за свои действия.

Ваше выступление должно охватывать несколько ключевых тем, в том числе:

  • Расписание домашних заданий (например, 30 минут, чтобы расслабиться и привести себя в порядок, а затем 2 часа домашнего задания)
  • Телевизор, телефоны, видеоигры и Интернет запрещены до тех пор, пока не будет сделана домашняя работа
  • Указание того, что произойдет, если они нарушат условия
  • Создание периодов без домашних заданий

Укрепите мысль о том, что вы в одной команде и не собираетесь драться. Запишите все в письменной форме и разместите на видном месте, например, на семейной доске объявлений или в холодильнике.

3. Воздержитесь от принуждения детей к выполнению домашнего задания

Родители могут не согласиться с тем, что отказ от принуждения детей к выполнению домашнего задания может действительно сработать. Угрозы, принуждение и крики могут сработать в краткосрочной перспективе, но восстание, которое порождает эта стратегия, будет означать, что успех недолговечен.

Довольно скоро вы вернулись на круги своя и вступили в еще одну кричащую схватку. Вашему ребенку нужны правила, но вы добьетесь гораздо большего, построив лучшие отношения, а не подпитывая его обиду.

4. Избегайте микроуправления

Вам может казаться, что вам нужно постоянно присматривать за своим ребенком, чтобы убедиться, что он все делает правильно. Однако подростки будут раздражаться, если почувствуют, что вы постоянно нависаете над ними. Большинство подростков будут соблюдать соглашение, которое вы изложили, и им не нужно будет, чтобы вы ворчали или постоянно присутствовали через плечо, поэтому дайте им немного свободы.

Сообщите им, что если вы узнаете, что они не сдают домашнюю работу вовремя, их права будут ограничены, и они не вернутся, пока вы не услышите, что они улучшились.

5. Обеспечьте тихое место для учебы

Тихая и свободная от отвлекающих факторов часть дома поможет детям сосредоточиться. Вы также можете иметь место для хранения телефонов и планшетов отдельно от учебной зоны, чтобы уменьшить отвлекающие факторы и искушение.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts