Как научить ребенка букве «Р» в домашних условиях
логопедические упражнения
Автор: Марина Вымязева
Поделимся опытом самостоятельного обучения детей произношению звука «Р». Как поставить правильное произношение, как быстро научить ребенка произносить букву Р правильно.
Постановка звука «р» у детей в домашних условиях
Освоение звука «р» детям в среднем даётся труднее, чем остальных букв, поэтому среди взрослых дефектное «р» встречается чаще, чем неправильное произношение других фонем. В норме ребята должны осваивать произношение этого звука к 5,5-6 годам. Если ваш ребёнок не выговаривает букву «р» к шестилетнему возрасту, то нужно принять незамедлительные меры к исправлению ситуации. Чем раньше вы займётесь этим вопросом, тем больше вероятность достигнуть успеха, ведь с каждым годом неправильное произношение закрепляется в речи всё прочнее. Рассмотрим, как научить ребёнка букве «р» самостоятельно, и как поступить, если домашние занятия не дадут результата.
Как поставить звук «р» у ребёнка
Звук «р» для дошкольников является наиболее трудным из-за того, что он требует хорошего развития артикуляционного аппарата и имеет довольно сложную артикуляцию:
- Губы растянуты, зубные ряды разомкнуты.
- Передний край распластанного языка касается альвеол, боковые – верхних зубов.
- Выдыхаемая струя включает голосовые связки и колеблет кончик языка.
Для постановки звука «р» дошкольнику сядьте с ним перед зеркалом и покажите правильную артикуляцию. Затем произнесите протяжное «р-р» и попросите повторить. Основная трудность, мешающая поставить букву «р» ребёнку в домашних условиях, состоит в том, чтобы заставить дрожать язычок. Если малышу не удаётся «рычать», возьмите ватную палочку, заведите под язык и помогайте ему колебаться при прохождении воздушной струи.
Проще поставить букву «р» в домашних условиях ребёнку, который вообще её не выговаривает, чем тому, кто привык к горловому произношению (картавости).
Упражнение, чтобы научить ребёнка букве «р»
В логопедии существует приём, как научить ребёнка быстро говорить букву «р». Это упражнение называется «Барабан». Артикуляционная позиция – рот в улыбке, конец языка поднят к альвеолам. Малыш быстро говорит «д-д-д», заводит свой палец под язычок и быстро шевелит им из стороны в сторону, колебля кончик. Должен получиться звук, напоминающий «р-р-р». Затем убирает палец, говорит «д-д-д» и, резко выдыхая сильную струю, произносит «др-р-р».
Как научить ребёнка звуку «р»
Мало поставить ребёнку букву «р», нужно еще закрепить её в речи, доведя правильное произношение до автоматизма. В этом помогут многократные повторения слогов, слов, скороговорок с проблемным звуком.
Если, несмотря на следование рекомендациям, как научить ребёнка выговаривать букву «р», добиться этого не удаётся, то самым разумным решением будет обратиться к логопеду онлайн. Вам не придётся возить сына или дочь на занятия, профессионалы будут проводить занятия по скайпу в удобное вам время. Стоимость этой услуги гораздо меньше, чем индивидуальных уроков логопеда на дому. Опытные дипломированные специалисты, работающие на сайте KidBrains, проводят уроки в игровой форме и быстро достигают устойчивых результатов. Запишитесь на бесплатную диагностику по этой ссылке.
Как научить ребенка выговаривать Р?
Как научить ребенка выговаривать Р?
Можно всю жизнь копить вот такие смешные истории…
…А можно воспользоваться нашим гайдом от логопедов Novator и научить ребенка выговаривать звук Р. В этом гайде поделимся упражнениями для постановки и автоматизации Р в домашних условиях.
…А можно воспользоваться нашим гайдом от логопедов Novator и научить ребенка выговаривать звук Р. В этом гайде поделимся упражнениями для постановки и автоматизации Р в домашних условиях.
Содержание статьи
- Досье на звук Р: описание и нормы появления
- Почему ребенок пропускает Р или заменяет на другие звуки?
- Как НЕ правильно произносить Р?
- Чек-лист правильной артикуляции для звука Р
- Готовим язычок к постановке Р в домашних условиях: упражнения от логопеда Novator
- Топ-3 способа постановки звука Р
- Автоматизация звука Р поэтапно
- Дифференциация Р с другими звуками
- Ставим Р в домашних условиях: рекомендации от логопедов Novator
- Досье на звук Р: описание и нормы появления
- Почему ребенок пропускает Р или заменяет на другие звуки?
- Как НЕ правильно произносить Р?
- Чек-лист правильной артикуляции для звука Р
- Готовим язычок к постановке Р в домашних условиях: упражнения от логопеда Novator
- Топ-3 способа постановки звука Р
- Автоматизация звука Р поэтапно
- Дифференциация Р с другими звуками
- Ставим Р в домашних условиях: рекомендации от логопедов Novator
Досье на звук Р: его описание и нормы появления
Досье на звук Р: его описание и нормы появления
Сразу же ответим на самый важный вопрос.
Когда в норме должен появиться звук Р?✅ Звук является одним из самых сложных по произношению и в речи появляется
к 5-ти годам.✅ Звук Р согласный. При произнесении согласных воздушная струя встречает препятствие в виде языка, зубов или губ. Голосовые связки сомкнуты и колеблются воздушной струей, поэтому можно легко услышать вибрацию.
✅ Р – твердый, всегда звонкий звук. Относится к группе сонорных звуков. Это значит, что Р произносится с преобладанием голоса над шумом. Существуют также не сонорные, а шумные звуки. К шумным звукам относится, например, Х. Если произнести звук Х (шумный) и М (сонорный, как и Р) можно ощутить разницу в формировании звука.
✅ В образовании звука участвует кончик языка – звук переднеязычный.
Почему ребенок пропускает Р или заменяет на другие звуки?
Почему ребенок пропускает Р или заменяет на другие звуки?
Звук является одним из самых сложных по произношению и в речи появляется к 5-ти годам. В более раннем возрасте речевой аппарат недостаточно сильный и развитый, чтобы произнести звук правильно. Поэтому, если в 4 года у ребенка отсутствует Р – это норма, а в 5 – это повод обратиться к логопеду.
Однако! Мы, в Novator, рекомендуем обратиться к логопеду раньше, чтобы понять, есть ли шанс, что звук встанет самостоятельно или необходимо начать подготовку артикуляционного аппарата.
В произношении Р активно участвует язык, гортань и легкие. Чтобы овладеть правильным произношением, ребенок должен, прежде всего, четко и правильно воспринимать звуки речи на слух, иметь достаточно подготовленный для их произнесения артикуляционный аппарат и сильное речевое дыхание, а также ребенок должен управлять голосом.
О причинах неправильного Р
О причинах неправильного Р
Как НЕ правильно произносить Р?
Как НЕ правильно произносить Р?
Неправильное произношение звука Р называют ротацизмом.
Существуют разные виды ротацизма, однако наиболее распространены следующие дефекты произношения:
❗ Картавость − нарушение в произношении, при котором задняя часть спинки языка соприкасается с мягким небом. В результате образуется щель и когда воздух проходит сквозь нее стенки неба дают дополнительный шум, что искажает произнесение звука.
❗ Горловой Р, при котором вибрирует не кончик языка, а маленький язычок в гортани. Звук при этом приобретает горловой оттенок.
❗ Боковой Р − вибрация создается боковым краем языка.
❗ Одноударность − кончик языка делает только один удар об альвеолы, а длительных колебаний не получается. Произносимый звук имеет призвук Д, длинный раскатистый Р ребенок не может произнести.
❗ Гортанный − звук Р возникает в результате сильного напряжения голосовых связок.
❗ Параротацизм − это замена одного звука на другой. Звук Р часто заменяют на РЬ, либо заменяют Л, который проще по артикуляции. Также этот звук заменяют следующими звуками: В – «павус» вместо «парус»; Д – «дека» вместо «река»; Г – «кагман» вместо «карман»; Й – «йис» вместо «рис».
Чек-лист правильной артикуляции Р
Чек-лист правильной артикуляции Р
Теперь, когда вы знаете, как правильно можно приступать к постановке!
✅ Сначала подготовьте базу – научитесь выполнять все нужные артикуляционные упражнения для Р. Гимнастика нам нужна для того, чтобы накачать мышцы языка, ведь слабый язычок зарычать не сможет.
✅ Выберите подходящий способ постановки звука Р. Сначала лучше попробовать все способы на себе, так вы лучше сможете объяснить задачу и помочь вашему ребенку.
Далее поделимся подборкой упражнений для постановки Р в домашних условиях от логопеда Novator – Ксении. Выбирайте нужный этап работы со звуком Р и листайте наши методические материалы.
Готовим язычок к постановке Р в домашних условиях
Готовим язычок к постановке Р в домашних условиях
Артикуляционной гимнастике нужно уделять 15-20 минут каждый день:
- Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 5 минут.
- Не следует предлагать детям более 5 упражнений за раз.
- Каждое динамическое упражнение выполняется 5-10 раз, статические упражнения (упражнения на удержание артикуляционной позы) выполняется по 7-10 секунд
Сначала общая разминкаЛистайте ⏩ ⏩ ⏩
Далее следуют артикуляционные упражнения для постановки «Р».
Листайте ⏩ ⏩ ⏩
Топ-3 способа постановки Р
Топ-3 способа постановки Р
Листайте ⏩ ⏩ ⏩
Автоматизация звука Р
Автоматизация звука Р
Если вам подошел один из наших способов и удалось самостоятельно поставить звук Р, можно переходить к следующему этапу – автоматизации. Именно на этом этапе мы вводим звук в речь ребенка и закрепляем его.
Если вам подошел один из наших способов и удалось самостоятельно поставить звук Р, можно переходить к следующему этапу – автоматизации. Именно на этом этапе мы вводим звук в речь ребенка и закрепляем его.
Дифференциация Р с другими звуками
Дифференциация Р с другими звуками
После автоматизации переходим к различению (дифференциации) звуков в речи. Чаще всего, ребенок путает Р с Л. Предлагаем вам воспользоваться чистоговорками для различения звуков в речи.Листайте ⏩ ⏩ ⏩
Ставим Р в домашних условиях:
рекомендации логопеда
Ставим Р в домашних условиях: рекомендации логопеда
Дорогие родители!
Мы понимаем, что очень хочется поставить Р ребенку самостоятельно и не идти к логопеду. Но! Речь ребенка это не тот случай, который надо откладывать, лениться, бояться или хотеть экономить. Причины нежелания могут быть разные, но вы должны помнить: речь это на всю жизнь. Потрудитесь 1 раз и затем улыбайтесь успехам ребенка всю жизнь!
Прежде чем пробовать ставить Р дома самостоятельно, убедитесь:
Случай не самый сложный
Например, горловой Р или ситуацию с укороченной уздечкой нужно прорабатывать только под контролем логопеда. Исправлять неправильный вариант за вами будет сложнее, больнее, дольше и дороже.
У вас есть на это силы и время
Артикуляционную гимнастику нужно выполнять каждый день по 15 минут, повторять все упражнения по 5-10 раз. При этом не срываться на ребенке, помогать, контролировать и поддерживать.
Вы сами умеете выговаривать Р
Ребенок – активный подражатель и если у вас в речи есть ошибки, он с удовольствием их повторит.
Случай не самый сложный
Например, горловой Р или ситуацию с укороченной уздечкой нужно прорабатывать только под контролем логопеда. Исправлять неправильный вариант за вами будет сложнее, больнее, дольше и дороже.
У вас есть на это силы и время
Артикуляционную гимнастику нужно выполнять каждый день по 15 минут, повторять все упражнения по 5-10 раз. При этом не срываться на ребенке, помогать, контролировать и поддерживать.
Вы сами умеете выговаривать Р
Ребенок – активный подражатель и если у вас в речи есть ошибки, он с удовольствием их повторит.
Если вы понимаете, что без помощи логопеда не справиться, начинайте его выбирать! Обращайте внимание на опыт, образование специалиста, а главное, его подход к ребенку. Не нужно «из-под палки», пусть ребенок с удовольствием идет к логопеду.
Вы можете попробовать занятие с логопедом Novator совершенно бесплатно! Мы понимаем, что вы хотите убедиться в эффективности формата онлайн и посмотреть, будет ли ребенок вообще заниматься.
Оставляйте заявку на бесплатное первое занятие здесь
Оставить заявку |
Вы можете попробовать занятие с логопедом Novator совершенно бесплатно!
Мы понимаем, что вы хотите убедиться в эффективности формата онлайн и посмотреть, будет ли ребенок вообще заниматься.
Оставляйте заявку на бесплатное первое занятие здесь
Оставить заявку |
Читайте также другие полезные статьи
Читайте также другие полезные статьи
Логопед – это врач?
Как научить ребенка выговаривать Р?
8 проблем, которые должны быть решены до первого класса
Все об укороченной уздечке языка и звуке Р.
Ребенок не шипит: все о постановке звука Ш.
Всё о звуке Р. Ставим самостоятельно
Коррекционные игры
Коррекция звуков онлайн
Нормы звуков в речи
Что делать, если ребенок пишет с ошибками?
Помощь детям в произношении звуков /r/
Малоизвестный факт: звук /r/ — один из самых распространенных звуков в английском языке. На самом деле, он используется в словах чаще, чем любой другой звук.
А еще это один из самых сложных звуков для воспроизведения!
Речевые ошибки со звуком /r/ очень распространены у детей. Для некоторых детей нарушения звуков речи со временем естественным образом устраняются. Для других эти препятствия могут сохраняться во взрослой жизни.
Дети, которые борются со звуком /r/, могут казаться менее «зрелыми», чем их сверстники. Например, они могут заменить звук /w/ на звук /r/, говоря «крыло» вместо «кольцо». Или они могут издавать искаженные звуки /r/, произнося «fath-uh» вместо «father» или «dee-uh» вместо «deer».
Как вы понимаете, это влияет не только на разборчивость речи ребенка, но и на его уверенность и самооценку. Этот эффект можно усилить, как только они поступят в школу. Дети внимательно наблюдают за своим окружением, и как только они внезапно оказываются в окружении сверстников, они могут начать застенчиво относиться к тому, как они говорят и говорят.
Давайте рассмотрим, когда дети должны быть в состоянии точно воспроизводить звук /r/, почему надоедливый звук /r/ так сложно произнести и как помочь улучшить артикуляцию вашего ребенка.
Когда дети должны правильно произносить звук /р/?
Каждый ребенок развивается по собственной временной шкале. Речевые ошибки и неправильное произношение распространены у всех детей по мере их роста и развития. Однако существуют вехи развития и возрастные диапазоны, когда дети должны овладеть определенными звуками.
Вот хорошее эмпирическое правило: если ваш ребенок пошел в детский сад и испытывает трудности с /r/ постановками, но в целом его могут понять незнакомые люди, есть большая вероятность того, что со временем и с небольшим практики.
Однако с клинической точки зрения дети должны уметь правильно произносить звук /r/ в словах примерно к 7 годам или во втором классе.
Это не обязательно означает, что вам нужно «подождать и посмотреть», пока ему не исполнится 7 лет, прежде чем помогать решать проблему, особенно если ваш ребенок явно испытывает трудности. Целесообразно начинать работать над исправлением звуков /р/ уже в возрасте 5 лет. Во многих случаях, чем раньше ребенок получает профессиональную помощь логопеда, тем большего прогресса он достигает в достижении своих коммуникативных целей.
Почему так трудно произнести звук /р/?
Для правильного воспроизведения звука требуется несколько шагов. Хотя это может быть естественным для вас, на самом деле за кулисами происходит много анатомической координации. Для правильного воспроизведения звука требуется понимание желаемого звука речи, а также способность координировать движения рта (челюсти, языка и губ) с дыханием для получения точной вокализации.
Давайте рассмотрим несколько распространенных причин, по которым звук /r/ может быть таким сложным!
Существуют разные способы воспроизведения звука /r/.
Давайте сделаем быстрое упражнение. Потренируйтесь произносить звуки /b/ и /f/. Обратите внимание, как со звуком /b/ ваши губы соприкоснулись? А со звуком /ф/ ты прикусил нижнюю губу? Независимо от того, где эти звуки расположены в слове, движения рта остаются относительно постоянными. Это облегчает объяснение детям. Кроме того, вы можете обратить пристальное внимание на движения рта, чтобы увидеть, где происходит ошибка.
Звук /r/, однако, может воспроизводиться по-разному в зависимости от положения языка. Обычно они делятся на две категории: ретрофлексные и сгруппированные. При ретрофлексном положении языка кончик языка загибается и указывает назад к горлу. При сложенном положении язык напрягается по направлению к задней части неба. Нет правильного или неправильного пути; все разные. Тем не менее, это немного усложняет объяснение и наблюдение за положением языка вашего ребенка.
На звук /r/ влияет его положение в слове.
Попробуйте последовательно произнести эти три слова: «круглый», «кукуруза» и «лазер». Вы заметили, что /r/ звучит по-разному в зависимости от того, находится ли он в начале, в середине или в конце слова? Теперь попробуйте посмотреть в зеркало и произнести каждое из слов медленно, продлевая звук /р/. Это показывает, как много возможных вариаций звука /r/ существует на самом деле!
На звук /r/ также влияет следующая за ним гласная.
Чтобы добавить еще один уровень сложности, гласный звук, следующий за /r/, также может влиять на его произношение. Попробуйте произнести вслух шесть различных сочетаний вокальных звуков /r/: ar, air, ear, er или ire . Каждый из них издает совершенно разные звуки, причем / r / приобретает характеристики гласного и меняет его произношение в слове.
Все это говорит о том, что не существует одного способа произношения звука /r/ — их много. На самом деле, когда вы объединяете эти вокальные комбинации, а также положение /r/ в слове и несколько других факторов, получается более 30 различных и отдельных звуков /r/. Это много! Это объясняет, почему овладение звуком /р/ приходит намного позже в цикле развития ребенка и почему так много детей испытывают трудности с точным воспроизведением.
Как помочь ребенку со звуком /р/
Поскольку существует более 30 различных вариаций звука /р/, важно сначала определить и выделить, какие из них вызывают проблемы у вашего ребенка. Например, им может быть легко смешивать звук /r/ с согласными, такими как /br/ или /dr/, но у них возникают проблемы с определенными сочетаниями гласных. Без надлежащего скрининга или оценки может быть трудно определить проблему.
Это может быть легко распознано, просто поработав с ребенком в различных сценариях /r/. Тем не менее, обычно рекомендуется, чтобы родители и опекуны обращались за помощью к логопеду. Эти эксперты по коммуникациям проведут всестороннюю оценку, чтобы точно определить, какие продукты /r/ являются неточными. Они также определят, как ваш ребенок координирует движения челюсти, языка и губ. Они будут использовать эту информацию для создания индивидуального плана лечения, который будет направлен на исправление ошибок речи вашего ребенка.
Как только проблема обнаружена, все сводится к практике и повторению. Логопеды будут использовать множество различных техник, подсказок и действий, чтобы помочь детям отличить точное от неточного производства, улучшить их артикуляцию, привить хорошие речевые привычки и достичь своих коммуникативных целей. Как только дети освоят произношение звука /r/ изолированно, они будут работать над его сочетанием с гласными, произношением его в словах, а затем, в конечном счете, включением его во фразы, предложения и разговор.
Как и в случае со всеми навыками речи и языка, чем больше вы практикуете дома и включаете техники в повседневную жизнь вашего ребенка, тем большего прогресса он добьется!
Подпишитесь на нашу рассылку новостей
Веселые и простые советы по речи и языку, которые подаются каждый месяц!
Что делает букву «R» такой сложной и как ее изменить? — Хорошо сказано: Логопедия Торонто
Примерно 1-2% людей вступают во взрослую жизнь с ошибками в произношении речи, оставшимися с детства (Flipsen, 2015), и большое количество этих ошибок связано с неправильным произношением R.
В детстве вероятность того, что эта разница в произношении со временем исчезнет, составляет до 75%. Однако очень маловероятно, что кто-то, у кого есть проблемы с R после окончания средней школы, научится воспроизводить звук без посторонней помощи.
Что делает R таким сложным?
Одна из вещей, которая делает звук R таким сложным, заключается в том, что существует несколько разных звуков, которые составляют то, что мы считаем звуком «R» в английском языке (когда он произносится с североамериканским акцентом). У нас есть согласная R, часто транскрибируемая фонетиками или речевыми патологами как /r/ (как в слове «красный»). У нас также есть ротические гласные, такие как / ɝ / (как в «ее»). Умение произносить букву «R» в слове «красный» может не помочь человеку чувствовать себя уверенно, когда он говорит «ее», и наоборот.
Еще один фактор, усложняющий изучение R, заключается в том, что нет хорошего ориентира, который мог бы помочь при изучении его произношения.
Чтобы еще больше усложнить ситуацию, существует более одного «правильного» способа произношения «Р». Если вы сравните свое произношение «Р» с произношением ваших друзей и членов семьи, они, скорее всего, будут одинаковыми. Однако, если бы вы могли использовать аппарат МРТ, чтобы увидеть форму вашего языка, когда вы произносите R, вы могли бы заметить, что ваше произношение и произношение вашей семьи и друзей могут немного отличаться.
Есть две основные категории способов произношения R: сгруппированные (при которых тело языка выше кончика языка) и ретрофлексные (кончик языка держится высоко во рту). Возможно, вам больше подходит один или оба варианта в разных ситуациях — это означает, что есть больше разных вариантов, которые можно попробовать, чем для другого звука, такого как P, и что первая версия, которую вы попробуете, может оказаться не той, которая лучше всего подходит для этого звука. ты. Для тех, кто хочет узнать больше или увидеть изображения различных форм языка, используемых для произношения R, загляните в Delattre and Freeman (19).68) Таксономия R или более поздняя таксономия, описанная Тиеде и его коллегами в 2004 году. Ниже приведены ссылки на оба исследования.Как мне получить звук R, который я хочу?
Не всегда нужно «исправлять» звук, который произносится иначе, но желающие изменить произношение R могут обратиться за помощью к логопеду. Из-за усложняющих факторов, описанных выше, звук R может быть трудным для изучения.
Замена RЕсли вы хотите изменить то, как вы произносите букву R, для достижения вашей цели потребуется много работы. Ваше участие в этом процессе будет иметь решающее значение, и одного посещения еженедельных занятий с логопедом будет недостаточно для достижения значимых изменений. Будьте готовы проводить часть каждого дня, пытаясь приблизить свой R к вашему целевому произношению, или практиковать свой новый R в разных контекстах, чтобы закрепить свои новые привычки произношения. Одна женщина, с которой я недавно разговаривал, чья R лечилась в подростковом возрасте, рассказала мне, что в конце концов она «выяснила» свою R, сидя в автобусе! Практика ее стратегий для R на занятиях с логопедом казалась глупой неделю за неделей. Только после того, как она попрактиковалась с этими техниками в свободное время, она, наконец, обнаружила, что может позиционировать свой язык так, чтобы хорошо издавать звук.
Традиционные логопедические техникиТрадиционное обучение произношению у логопеда может выглядеть по-разному в зависимости от клиента и того, что ему подходит. Но ваш логопед, скорее всего, будет использовать некоторые или все из этих стратегий, чтобы помочь вам правильно произносить звук «R»:
упражнения, которые помогут вам лучше понять, где находится задняя часть языка во рту и как двигать ею произвольно
использование слов и звуков, которые настраивают вас на желаемое произношение (например, использование гласной «ах», чтобы помочь мышцам вашего рта приблизиться к положению, в котором они сидят для ретрофлекса R)
предоставление именно того уровня обратной связи, который необходим для вашего уровня владения звуком
назначение домашней практики с учетом ваших сильных и слабых сторон
Технологии потрясающие, и исследования показали, что использование МРТ и УЗИ, в частности, может быть очень эффективным для клиентов, изучающих R! Используя эти машины, клиенты могут наблюдать за своим языком в режиме реального времени и регулировать его положение в соответствии с одной из форм R (Bernhardt et al. , 2005). К сожалению, это оборудование является непомерно дорогим для подавляющего большинства логопедических клиник.
К счастью, можно использовать другие виды обратной связи, которые по-прежнему являются объективными показателями того, насколько эффективно клиент производит Rs (Byun & Hitchcock, 2012). Например, логопед может показать вам, как использовать приложение спектрограммы на вашем телефоне, чтобы помочь вам оценить, становится ли ваш R ближе (или дальше) от вашей цели, когда вы тренируетесь дома. Людям, которые не уверены в том, правильно ли они применяют свои стратегии, помощь со своего телефона или компьютера будет держать их на правильном пути, что поможет им быстрее достичь своих целей.
Цитаты:
Бернхардт Б., Гик Б., Баксфалви П. и Адлер-Бок М. (2005). Ультразвук в логопедической работе с подростками и взрослыми. Клиническая лингвистика и фонетика, 19 (6-7), 605-17.
Делаттр, П., и Фриман, округ Колумбия (1968). Диалектное исследование американского r с помощью рентгеновского кинофильма.
Флипсен, П. (2015). Возникновение и распространенность стойких и остаточных речевых ошибок. Семинары по речи и языку, 36(4) , 217-23
Бьюн, Т. М., и Хичкок, Э. Р. (2012). Изучение использования традиционных и спектральных подходов биологической обратной связи к вмешательству при / r / неправильной артикуляции. Американский журнал патологии речи, 21 (3), 207-21.
Тиеде, М., Бойс, С.Э., Холланд, К., и Чоу, А. (2004). Новая таксономия американского английского ∕r∕ с использованием МРТ и УЗИ. Журнал Акустического общества Америки, 115 , 2633–2634.
Звуковые ошибки речи, как правило, не исправляются во взрослом возрасте без непосредственного лечения. Чтобы поговорить с одним из логопедов Well Said: Toronto Speech Therapy о вашем произношении /r/ (или любых других звуков), запишитесь на первичную консультацию, нажав на ссылку ниже или позвонив по телефону (647) 79.