Как проявляется индивидуальный характер потребностей кратко: 1.Что такое потребности? 2.Какие потребности есть у человека? 3. Как проявляется индивидуальный характер потребностей? 4.Что…

§ 4. Потребности и способности человека. Боголюбов 6 класс. Учебник (2019 г)

  • Ответы к учебнику для 6 класса, Боголюбов
  • Все ГДЗ

Вспомним

Что такое деятельность? Каковы отличительные черты деятельности человека?

Деятельность – осознанная последовательность действий человека с целью достижения определённых целей и удовлетворения потребностей.

Из определения видно, что деятельность человека всегда носит осознанный и целенаправленный характер. Это всегда активные действия. В результате бездействия осуществлять какую-либо деятельность невозможно по определению. Цели деятельности зависят от конкретных потребностей людей.

Обсудим вместе

Живёт на свете человек. Всё у него есть. Всё его устраивает, он ни о чём не мечтает, ни к чему не стремится. Он просто живёт и ни­чего не делает. Ситуация выглядит почти фантастически. Почему?

Какой-либо деятельностью человек будет заниматься всегда, пока человек существует. Из-за того, что человек существует в физическом мире и в мире общественном, у него всегда будут потребности (в еде, в одежде, в общении, в семье, в создании комфортных и благоприятных условий существования себя и своих близких, в получении определенного социального статуса и т.д.). Поэтому человеку всегда чего-то не будет хватать и что-то всегда его будет не устраивать.

Для удовлетворения своих потребностей человек просто вынужден будет хоть что-нибудь, да делать. Сидеть и ничего не делать человеку не позволят его инстинкты (особенно, инстинкт самосохранения) и его особенности социального развития.

Вопросы в тексте параграфа

Что заставляло Шампольона действовать? Можно ли сказать, что дешифровка древнеегипетского письма стала для него жизненно важной потребностью? Важной настолько, что он не смог бы спо­койно жить и чувствовать себя счастливым? Представь, что ему не удалось бы достичь намеченного. Как это повлияло бы на его жизнь?

Шампольона, открывшего метод прочтения древнеегипетской письменности, заставила действовать его мечта. Эта мечта появилась у него еще в детстве, когда ему было 11 лет. Можно сказать, что дешифровка древнеегипетского письма стала для него потребностью, но не биологической потребностью, как пища или вода, а социальной либо духовной.

Так, если Шампольон хотел достичь всемирной славы и признания, получить титул первооткрывателя, то расшифровку письменности можно назвать социальной потребностью. Если же учёным двигала жажда открытий и познания нового, то — духовной потребностью. Скорее всего, изучение древних языков и древней истории было для Шампольона духовной потребностью, а социальное признание стало для него приятным бонусом.

Вообще потребность, превратившаяся в главную мечту, всегда имеет для человека большое значение. Это как путеводная звезда, которая показывает путь для дальнейших действий. Достижение своей мечты сделало Шампольона невероятно счастливым, но это не значит, что он не смог бы жить не добившись желаемого. Скорее всего, его жизнь сложилась бы по-другому, но он всё равно испытывал бы и счастливые моменты, и радостные события.

Если же человек живут только одной-единственной мечтой и не обращает внимание ни на что другое, отгораживается от жизни, то говорят, что он одержим этим. Это состояние нельзя назвать хорошим, скорее болезненным. Человек перестаёт обращать внимание на другие жизненно важные потребности и может заболеть или даже умереть. 

Хорошо, если у человека много разнообразных потребностей, которые побуждают его к активным действиям. Если же у человека есть при этом и главная мечта, то он может достичь очень многого.

Рассматривая персонажей на картинках, попытайся их озвучить. Что помогло тебе в этом? Сама ситуация? Выражение лиц героев, их позы? Может быть, ты представил себя на месте каждого из них? Наверное, всё вместе. Так или иначе, различные события собственной жизни, поступки других людей, окружающий мир в целом заставляют человека не только задумываться над происходящим, но и каким-то образом выражать свои чувства, своё от­ношение к чему-либо.

На первой картинке девочка хочет одарить свою подругу и задается вопросом «Что подарить подружке?». Выражение лица у девочки очень задумчивое. Вариантов поздравлений, судя по картинке, всего два – либо ваза с цветами, либо фотоаппарат. По всей видимости, подруга девочки одинаково любит цветы и все, что связано с фотографированием.

На второй картинке изображен мальчик, в замешательстве смотрящий в книгу «Алгебра». Судя по всему, мальчик хотел бы сделать домашнюю работу, о чем говорит ручка или карандаш в его руке. Но на лице мальчика отражено полное непонимание задания и (или) способа его решения. Возможно, в голове у мальчика возникают следующие вопросы: «Как понять это задание?», «Как выполнить это задание?», «Я не понимаю!» и т.д.

Одна из самых печальных страниц истории Великой Отечественной войны 1941-1915 гг. — блокада Ленинграда. Всё это время (почти 900 дней) учёные Всесоюзного института растениеводства оберегали уникальную коллекцию семян, собранную со всего света академиком Н. И. Вавиловым. Бомбёжки и артобстрелы, голод и холод, казалось, испытывали людей на прочность.

Особенно мучительным был голод. А рядом стояли коробки с пшеницей, рисом, фасолью, гречихой. Протяни руку, возьми, брось в котелок, свари и ешь… Но измученные голодом, умирающие люди не съели ни единого зёрнышка. Бесценная коллекция была сохранена.

Что можно сказать об этих людях, об их духовном мире? Какие мысли и чувства вызвал у тебя этот рассказ?

У меня этот рассказ вызвал чувство восхищения и глубокого уважения к этим людям. Духовный мир этих ученых очень богат. Потому что, в крайне трудной для них жизненной ситуации, когда многие другие люди думали бы только об удовлетворении собственных биологических потребностей, для этих учёных потребность сохранить уникальную коллекцию семян стала превыше всего, даже их собственной жизни.

Эти сильные духом люди, как настоящие профессионалы своего дела, понимали истинную ценность коллекции семян для будущих поколений людей и не могли поступить иначе. Этот поступок ученых, без преувеличения, можно смело назвать подвигом.

Проверим себя

1. Что такое потребности?

Потребности  — это ощущение нуждаемости в чем-то важном и необходимом. Потребности выступают в качестве мотивов осуществления человеком той или иной деятельности. То есть потребности заставляют людей действовать ради того, чтобы их потребности были удовлетворены.

2. Какие потребности есть у человека?

У человека потребности можно условно разделить на три группы.

  • Биологические (их еще называют «материальные») потребности происходят из особенностей человеческого организма, который, как и все живые существа, является частью природы (потребность в еде, воздухе, воде, в продолжении рода и т.п.).
  • Социальные потребности появляются у человека потому, что он также является существом социальным (общественным). Это, прежде всего, потребность в общении с себе подобными, потребность в труде и в получении желаемого социального статуса.
  • Духовные потребности проявляются в том, что человек с богатым внутренним миром всегда нуждается в познании окружающего мира, гармонии и красоты.

Авторы учебника еще отдельно подразделяют потребности на подлинные (настоящие) и мнимые. Мнимые потребности тоже побуждают человека к активным действиям, но не потому, что это действительно нужно человеку, а для того, чтобы создать видимость чего-либо (потребность быть модным, желание показать определенный уровень достатка и т.п.). Но, скорее всего, мнимые потребности можно отнести в группу социальных потребностей, которые появляются у человека в связи с его участием в общественной (социальной) жизни.

3. Как проявляется индивидуальный характер потребностей?

Потребности человека всегда индивидуальны потому, что каждый человек – индивидуален. Ведь у каждого человека есть свои особенности физического социального и духовного развития. Кто-то хорошо переносит холод и голод, а кто-то – нет. Один человек духовно развит и стремится к прекрасному, к приобретению духовных ценностей, нуждается в постоянном ощущении гармонии, а другой – не нуждается в этом и для него важны только материальные ценности.

Одни люди не могут жить без общения, а другие – намеренно избегают людского общества.

4. Как проявляются и развиваются способности человека?

Способности не появляются у человека с его рождением, а приобретаются им в течение всей жизни. Но у каждого человека есть определенные задатки, которые передаются ему от родителей (через наследственность).

Задатки – это потенциальные возможности человека, которые зависят от индивидуальных особенностей каждого человека. И если человек с рождения предрасположен к какой-то деятельности, то ему гораздо легче приобрести соответствующие способности.

Способности же надо развивать и работать над ними. Например, человек, у которого есть потенциальные способности (задатки) к рисованию способен стать великим художником, но только в том случае, если он будет учиться и развивать свои способности: посещать художественную школу, изучать различные техники рисования, читать книги о художниках и посещать музеи и выставки, а, главное, регулярно совершенствовать своё искусство.

5. Что такое мышление?

Мышление – это способность человеческого сознания рассуждать над происходящим, сравнивать, анализировать и обобщать различные обстоятельства и делать выводы. Можно сказать, что это самое главное свойство человеческого сознания, так как без мышления не было бы и самого сознания.

6. Чем чувства человека отличаются от его эмоций?

Эмоция – это настроение человека в определенный короткий момент времени, вызванное каким-то конкретным событием или действием других людей. То есть, это эмоциональная реакция человека на те или иные внешние обстоятельства. Эмоции достаточно часто могут быть неконтролируемыми. Особенно это заметно у чересчур эмоциональных людей, которые в эмоциональном порыве способны натворить много дел, о которых потом будут жалеть.

Чувствами человека можно упрощенно назвать осознанные эмоции (или комплекс эмоций) человека, возникающие в отношении какого-либо объекта окружающей действительности. Это более сложный психический процесс деятельности сознания человека, определяющий то, как человек относится к чему-либо (или кому-либо).

7. Что составляет духовный мир человека?

Духовный мир человека представляет собой его внутренний мир мыслей, мировоззрения, эмоций и чувств. Он зависит от особенностей мышления и отношения к миру человека, которые сложились за время жизни человека в обществе. Поэтому духовный мир каждого человека индивидуален.

В классе и дома

1. Первым музеем нашей страны была знаменитая Кунсткамера в Санкт-Петербурге. В первое время работы музея всем посетите­лям по приказу Петра I раздавали бесплатное угощение. Как ты думаешь, почему царь издал такой приказ?

Скорее всего, такой указ Петр I издал потому, что понимал: большинство населения России было небогатым и неграмотным. Понятно, что у таких людей тяга к знаниям сама по себе не появится, т.к. большую часть времени они вынуждены были много работать, чтобы обеспечить пропитание себе и своей семье.

Для того, чтобы развить в людях любознательность, а потом, возможно, и потребность к знаниям, и был издан такой указ.

2. М. Ю. Лермонтов написал в своём стихотворении: «И скучно, и грустно, и некому руку подать…» О какой неудовлетворённой потребности человека идёт речь?

В данном случае речь идет о социальной потребности человека в общении с себе подобными. Люди, у которых эта потребность не удовлетворена, часто находятся в состоянии скуки и грусти.

3. Царь Лидии Крез считался самым богатым человеком в мире. Однажды у него гостил афинский мудрец Солон. Крез спросил, кого тот считает самым счастливым человеком на свете. Каково же было его удивление, когда вместо ожидаемого ответа он услышал следующее: «Самым счастливым на этой земле был афинянин Телл. Он был не слишком богат, но и не слишком беден, спокойно занимался своим делом и не опасался нужды и голода, у него были хорошие, разумные дети, и погиб он в бою, защищая своё государство». Затем Солон добавил, что именно о такой судьбе мечтает каждый грек.

Почему Крез был разочарован этим ответом? Подумай, что больше всего ценили в жизни греки. Как это характеризует их потребности?

По всей видимости, Крез был разочарован ответом Солона потому, что думал, что он, являясь самым богатым человеком в мире, является одновременно и самым счастливым человеком на свете.

Любой народ (а не только греки) мечтает жить так, чтобы каждый человек был свободен в выборе своего образа жизни, чтобы была создана реальная возможность удовлетворения жизненно важных и других потребностей (семья, дети, хорошая работа, достаток, возможность заниматься творчеством и т.д.), и чтобы все это находилось под защитой государства от внешних и внутренних угроз.

Все люди достойны того, чтобы иметь возможность удовлетворить не только свои биологические, но также социальные и духовные потребности.

Комментарий: Лидия в  древности страна в Малой Алии (территория современной Турции).

4. При раскопках дворца одного из фараонов Древнего Египта археологи обнаружили богато украшенное помещение со странной надписью у входа: «Аптека души».

Как ты думаешь, что скрывалось за этой дверью? Объясни такое название. Что ты поместил бы в такой «аптеке»?

Из открытых источников в сети Интернет нам известно, что такая надпись была обнаружена в одном из дворцов Древнего Египта при входе в библиотеку. По всей видимости, люди даже в те далекие времена понимали, что библиотека дает не только знания, но и обогащает духовный мир человека.

Даже древние знали, что духовно богатый человек всегда более спокоен и уверен в себе и в своих знаниях. Поэтому у него и «не болит душа» из-за всяких мелких проблем, которые такому человеку гораздо легче решить.

Но не только книги делают богаче духовный мир человека. Поэтому такой же «Аптекой души», в той или иной степени, можно считать и любое другое место проявления творчества человека (выставка картин, театр, зал для исполнения музыкальных произведений и т. д.). Такие места помогают «вылечить» душу человека и сделать его спокойнее и увереннее в себе.

5. О ком из известных людей нашего времени ты мог бы сказать, что у него богатый внутренний духовный мир? Почему?

В наше непростое время достаточно много примеров известных людей с богатым внутренним духовным миром. Обычно это учёные, исследователи, писатели, художники, артисты, режиссёры и другие творческие люди. В качестве одного из примеров можно привести актера, режиссера, продюсера и сценариста Сергея Безрукова.

Актер известен как по кинофильмам, так и по театральным ролям. Например, он сыграл Сергея Есенина в фильме о великом поэте «Есенин», Александра Сергеевича пушкина в фильме «Пушкин. Последняя дуэль», Владимира Высоцкого в фильме о знаменитом певце и актёре «Высоцкий. Спасибо, что живой». Есть в его фильмографии и отрицательные герои: Саша Белый в фильме «Бригада» или вор в законе Виктор Сумароков в фильме «Каникулы строгого режима».

Еще в детстве отец Сергея, актер Виталий Безруков, открыл ему секрет успеха любого актера. Он сказал, что настоящий артист должен не играть роль, а проживать ее, вживаться в образ. Этому правилу Сергей Безруков следовал на протяжении всей своей актерской карьеры. Готовясь к любой роли этот актёр изучает всё, что связано с его персонажем и старается начать мыслить как его персонаж. Так что каждый воплощённый Сергеем Безруковым на сцене или в кино образ оказывается невероятно точным и реалистичным.

Благодаря наследственным данным, условиям воспитания, богатому жизненному и актерскому опыту, его творческому подходу к любой деятельности, у Сергея Безрукова развился действительно богатый духовный мир. Сегодня он не только актёр, но и генеральный продюсер в собственной «Кинокомпании Сергея Безрукова». Кроме своей основной деятельности, актер участвует во множестве телевизионных проектов: различных передачах, ток-шоу и в рекламе.

КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ — Ф. II. Решетников (1906—1988). Опять двойка. 1952 г. ГТГ

Рассмотри репродукцию картины, представь, что её герои заговорили. Что мог бы сказать каждый из них? Почему ты так решил?

Название картины «Опять двойка» – это, вероятнее всего, слова школьника, получившего в школе двойку и с грустью сообщившего дома это неприятное известие.

Судя по эмоциям других героев картины, они могли бы сказать следующие слова:

  • мать – «Ты же обещал исправить предыдущую двойку. Когда возьмешься за ум?». По выражению лица матери видно, что она очень расстроена новостью об очередной двойке, полученной сыном;
  • сестра – «Говорила я тебе не лениться, а добросовестно относиться к домашнему заданию? А теперь мне из-за тебя даже в школе стыдно появляться». Сестра мальчика, получившего двойку, смотрит на него с укором, поэтому подобные слова она вполне могла сказать;
  • младший брат – «Что, опять двойка? Ну ты и балбес!». Младший брат смеётся над неумением брата учиться. Он считает, что когда сам пойдёт в школу то будет приносить домой одни пятёрки, ведь дошколёнок ещё не понимает, что учёба — это труд, а пятёрку надо заслужить.
  • пёс — «Наконец-то ты пришёл! Я так ждал тебя! Пойдем играть? Ты мой самый лучший друг!» Пёс искренне обрадовался приходу мальчика, ведь ему всё равно какие оценки получает его друг. 

Словарик

Деятельность – процесс активного преобразования человеком действительности и познание окружающего мира с целью  удовлетворения своих потребностей.

Потребность – осознанная необходимость иметь что-либо, ощущение недостаточности чего-либо (нужда).

Способности – это индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения определенной деятельности и которые формируются у человека из задатков в процессе его жизнедеятельности.

Задатки – это врожденные особенности головного мозга, нервной системы и иных органов и тканей  человека, которые необходимы для возможного развития в будущем определенных способностей личности.

Мышление – это процесс деятельности мозга и сознания человека, в результате которого происходит обработка и обобщение полученной извне информации.

Эмоции – это кратковременное переживание (психическая реакция) человека в отношении какого-либо объекта окружающей действительности или в отношении самого себя.

Чувства – это осознанные эмоции (или комплекс эмоций) по поводу чего-либо (кого-либо), которые носят устойчивый характер.

Духовный мир – это индивидуально определенные особенности личности, выражающиеся в совокупности внутренних, душевных процессов: эмоций, чувств, мировоззрения, интересов, ценностей и т.д.

  • Ответы к учебнику для 6 класса, Боголюбов
  • Все ГДЗ

Виды и группы потребностей. Индивидуальный характер потребности

Содержание

    В сегодняшнем уроке мы начнем погружаться во внутренний мир человека. Одной из его неизменных составляющих являются потребности, без удовлетворения которых невозможно наше существование.

    Что такое потребности?

    Еще буквально несколько десятков лет назад мобильные телефоны были настоящей роскошью. Около ста лет назад никто не знал ничего о компьютерах, а полеты совершались на дирижаблях.

    До появления и распространения этих предметов человек мог совершенно спокойно обходиться без них, даже не догадываясь об их существовании.

    Однако постепенно в нашу повседневную жизнь вошли и телевизоры, и смартфоны. Современный человек уже не может представить свою жизнь без всех этих технических новшеств.

    Изменился мир, поменялись и наши потребности. Вместе с тем к человеку приходит понимание того, что есть вещи, без которых ему совершенно не обойтись. А для их получения нужно приложить усилия.

    Потребность — то, в чем нуждается человек.

    Допустим, вы проголодались. Что вы будете делать в этой ситуации? Один вариант — это попросить родителей вас накормить. Второй вариант заключается в том, что можно самому приготовить себе пищу.

    Так или иначе, данная потребность в пище заставит вас совершить определенные действия. Отсюда мы понимаем, что потребности являются побуждающим началом нашей деятельности.

    Они буквально заставляют нас предпринимать усилия для их удовлетворения.

    Однако наши потребности могут быть подлинными и мнимыми. Подлинные потребности — это такие потребности, которые нам действительно нужны.

    Например, у человека может возникнуть желание заниматься бальными танцами. Если он делает это из-за своего собственного интереса — это подлинная потребность.

    Напротив, человек может пойти в секцию бальных танцев потому, что это модно и популярно в его окружении, а на самом деле он не испытывает к ним особого интереса. В данном случае речь идет о мнимой потребности.

    Иными словами, подлинная потребность отличается от мнимой тем, какой мотивацией человек руководствуется.

    Если мотивация навеяна модой, рекламой, желанием продемонстрировать свой достаток или потешить свое самолюбие — это мнимая потребность.

    Если человек движимым объективной нуждой в чем-либо, то тогда можно говорить о подлинных потребностях. О них и пойдет речь в следующем разделе.

    {"questions":[{"content":"Распределите примеры группам[[grouper-1]]","widgets":{"grouper-1":{"type":"grouper","labels":["Подлинные потребности","Мнимые потребности"],"items":[["Петя пошел на секцию баскетбола, потому что мечтает стать профессиональный баскетболистом","Мама приготовила гречку с котлетами, чтобы покормить своего сына","Вася общается с Артемом, потому что у них много общих интересов"],["Егор начал употреблять спиртные напитки, потому что хочет выглядеть старше","Эля записалась на секцию шахмат, чтобы казаться умнее среди сверстников","Василий просит купить новый айфон, чтобы потом хвастаться перед сверстниками"]]}}}]}

    Какие потребности есть у человека?

    На личном примере любого конкретного человека можно увидеть, что его потребности очень разнообразны. Каждому из нас нужны не только вода, пища, воздух, но еще и общение, любовь, дружба.

    Существуют три большие группы потребностей. Первую группу называют биологические потребности. По-другому их еще иногда характеризуют как естественные, физиологические или базовые.

    Такого рода потребности первичны. Иными словами, без их удовлетворения само существование человека находится под угрозой. Каждый из нас заботится о том, как выжить самому.

    К этой группе относят потребности в пище, воде, воздухе, сне, отдыхе, тепле и др.. Согласитесь, невозможно представить свою жизнь без сна. Точно так же невозможно прожить без пищи и воды.

    Данная группа потребностей роднит человека с животными. У животных тоже существует набор базовых потребностей, которые они должны удовлетворять.

    Однако человеческая жизнь не сводится к удовлетворению только базовых потребностей. Помимо своего биологического существования, человеку нужно еще обеспечить и свою социальную жизнь.

    Здесь мы переходим ко второй группе потребностей, которые называются социальными. Для того, чтобы стать личностью и занять свое место в обществе, человеку необходимо удовлетворять эти потребности.

    Согласитесь, сложно представить себе человека, который совсем ни к чему не стремится и ни о чем не мечтает. Он не сможет быть счастливым, если не найдет свое место в жизни.

    Таким образом, к социальным потребностям мы отнесем необходимость в общении, труде, дружбе, социальных связях. Наверняка вам самим очень нравится проводить время с друзьями.

    А представьте, как сложно бывает человеку, который совсем один. Ему грустно и одиноко, поэтому дружба и общение необходимы каждому из нас.

    Третья группа — духовные потребности. Человек испытывает необходимость познания мира, достижения гармонии с окружающими, получения знаний и умений.

    Например, тяга к познанию мира привела мыслителей к открытию многих законов физики, химии, биологии. Ученик, получая знания в школе, тоже удовлетворяет свои духовные потребности.

    {"questions":[{"content":"Потребность в отдыхе относится к [[choice-1]]","widgets":{"choice-1":{"type":"choice","options":["духовной потребности","моральной потребности","биологической потребности","социальной потребности"],"explanations":["","нет такой отдельной группы потребностей, она относится к духовным потребностям","да, без отдыха человек не сможет нормально функционировать","отдых лежит в основе нашей жизнедеятельности как биологического существа"],"answer":[2]}}}]}

    Как проявляется индивидуальный характер потребностей?

    Потребности во многом определяются условиями, в которых человек живет. Это касается как биологических, так и социальных потребностей.

    Например, человек хочет утолить жажду. Одному человеку для этого достаточно выпить воды, а другой предпочтет компот или квас.

    Или совсем противоположный пример. Человек испытывает потребность в самореализации. Один человек будет реализовывать себя в спорте, другой в науке, а третий в искусстве.

    Потребности человека возникают вновь и вновь. Не существует таких потребностей, которые мы бы могли удовлетворить раз и навсегда.

    К примеру, смартфоны мы используем практически каждый день. Едим мы тоже ежедневно, как и спим. Общаемся с друзьями мы тоже довольно часто. В школу ученики ходят минимум пять раз в неделю.

    Таким образом, удовлетворение потребностей — это непрерывный процесс. Более того, он еще и индивидуальный.

    Мы рассмотрели, что существуют определенные общие группы потребностей. Однако каждый человек самостоятельно выбирает то, как именно он будет удовлетворять ту или иную потребность.

    Рассмотрим это на трех различных видах потребностей. Например, биологическую потребность в пище один человек может удовлетворять с помощью мяса, а другой — с помощью рыбы или морепродуктов.

    Одному человеку нужно постоянно находиться в центре внимания и общаться со своими друзьями, тем самым удовлетворяя свою потребность в общении. Другому же человеку достаточно более ограниченного общения, и он предпочитает чаще находиться наедине с собой.

    Духовную потребность в получении знаний один человек может удовлетворять с помощью своего интереса к биологии, а другой — к обществознанию.

    {"questions":[{"content":"М.Ю. Лермонтов написал в своем стихотворении : «И скучно, и грустно, и некому руку подать...» О какой неудовлетворенной потребности человека идет речь?[[choice-1]]","widgets":{"choice-1":{"type":"choice","options":["В отдыхе","В общении","В самореализации","В пище"],"explanations":["","человеку нужно общение, чтобы не чувствовать себя одиноким","самореализация происходит в каком-то деле, профессии",""],"answer":[1]}}}]}

    Таким образом, потребности человека индивидуальны. Каждый сам решает, каким образом он будет удовлетворять свои потребности.

    Наличие социальных и духовных потребностей отличает нас от животных и является частью нашего внутреннего мира.

    14.3 Теории мотивации, основанные на потребностях – Принципы управления

    Цели обучения

    1. Объясните, как сотрудники мотивированы в соответствии с иерархией потребностей Маслоу.
    2. Объясните, как теория ЭРГ устраняет ограничения иерархии Маслоу.
    3. Опишите разницу между факторами, влияющими на мотивацию сотрудников, и чем они отличаются от факторов, влияющих на неудовлетворенность.
    4. Опишите потребности в достижениях, власти и членстве, а также то, как эти потребности влияют на поведение на работе.

    Самый ранний ответ на вопрос о мотивации заключался в понимании индивидуальных потребностей. В частности, ранние исследователи считали, что сотрудники усердно стараются и демонстрируют целеустремленное поведение для удовлетворения потребностей. Например, сотрудник, который постоянно ходит по офису и разговаривает с людьми, может иметь потребность в общении, и его поведение может быть способом удовлетворения этой потребности. В категории основанных на потребностях есть четыре основные теории: иерархия потребностей Маслоу, теория ERG, теория двойного фактора Герцберга и теория приобретенных потребностей Макклелланда.

    Иерархия потребностей Маслоу

    Абрахам Маслоу — один из самых выдающихся психологов 20-го века, и иерархия потребностей, сопровождаемая пирамидой, представляющей ранжирование человеческих потребностей, знакома большинству студентов и менеджеров, изучающих бизнес. Теория Маслоу основана на простой предпосылке: у людей есть потребности, которые иерархически ранжированы (Маслоу, 1943; Маслоу, 1954). Есть некоторые потребности, которые являются базовыми для всех людей, и при их отсутствии все остальное не имеет значения. Удовлетворяя эти основные потребности, мы начинаем стремиться к удовлетворению потребностей более высокого порядка. Как только потребность более низкого уровня удовлетворена, она больше не служит мотиватором.

    Самые основные потребности Маслоу — это физиологические потребности. К физиологическим потребностям относятся потребность в воздухе, пище и воде. Представьте, что вы очень голодны. В этот момент все ваше поведение может быть направлено на поиск пищи. Однако как только вы едите, поиск пищи прекращается, и обещание еды больше не служит мотиватором. Как только физиологические потребности удовлетворены, люди начинают беспокоиться о безопасности. Защищены ли они от опасности, боли или неопределенного будущего? На один уровень выше социальные потребности относятся к потребности связываться с другими людьми, быть любимыми и формировать длительные привязанности. На самом деле отсутствие привязанностей может негативно сказаться на здоровье и благополучии (Baumeister & Leary, 19).95). Удовлетворение социальных потребностей делает потребности в уважении более заметными. Потребность в уважении относится к желанию быть уважаемым среди сверстников, чувствовать себя важным и ценимым. Наконец, на самом высоком уровне иерархии потребность в самореализации означает «стать всем, чем вы способны стать». Эта потребность проявляется в приобретении новых навыков, решении новых задач и в поведении, которое приведет к удовлетворению жизненных целей.

    Рисунок 14.5 Иерархия потребностей Маслоу

    Источник : адаптировано из Maslow, AH (1954). Мотивация и личность . Нью-Йорк: Харпер.

    Иерархия Маслоу представляет собой систематический способ мышления о различных потребностях сотрудников, которые могут возникнуть в любой момент времени, и объясняет различные реакции, которые они могут иметь на одинаковое обращение. Сотрудник, который пытается удовлетворить свои потребности в уважении, может чувствовать удовлетворение, когда его хвалит начальник. Однако другой сотрудник, который пытается удовлетворить свои социальные потребности, может возмутиться похвалой высшего руководства перед коллегами, если похвала выделяет его среди остальной группы.

    Итак, как организации могут удовлетворить различные потребности своих сотрудников? Путем использования различных аспектов функций планирования-организации-руководства-контроля (P-O-L-C). В долгосрочной перспективе физиологические потребности могут быть удовлетворены за счет зарплаты человека, но важно помнить, что оплата может также удовлетворять другие потребности, такие как безопасность и уважение. Предоставление щедрых пособий, включая медицинское страхование и спонсируемые компанией пенсионные планы, а также предоставление определенной гарантии занятости поможет удовлетворить потребности в безопасности. Социальные потребности могут быть удовлетворены за счет дружественной среды, предоставления рабочего места, способствующего сотрудничеству и общению с другими людьми. Корпоративные пикники и другие общественные встречи также могут быть полезными, если большинство сотрудников мотивированы в первую очередь социальными потребностями (но могут вызвать недовольство, если это не так и если им придется пожертвовать воскресным днем ​​ради корпоративного пикника). Предоставление возможностей продвижения по службе, признание достижений человека в устной форме или с помощью более формальных систем вознаграждения, названия должностей, которые сообщают сотруднику о том, что он достиг высокого статуса в организации, являются одними из способов удовлетворения потребности в уважении. Наконец, потребность в самореализации может быть удовлетворена путем предоставления возможностей развития и роста на работе или вне ее, а также путем назначения интересной и сложной работы. Прилагая усилия для удовлетворения различных потребностей каждого сотрудника в данный момент времени, организации могут обеспечить более высокую мотивацию рабочей силы.

    Теория ERG

    Теория ERG Клейтона Альдерфера является модификацией иерархии потребностей Маслоу (Alderfer, 1969). Вместо пяти потребностей, организованных иерархически, Альдерфер предложил сгруппировать основные потребности человека по трем категориям, а именно: Существование, Связанность и Рост (см. следующий рисунок). Потребность существования соответствует физиологическим потребностям Маслоу и потребностям безопасности, связанность соответствует социальным потребностям, а потребность роста относится к уважению и самоактуализации Маслоу.

    Рисунок 14.7 Теория ЭРГ

    Источник : Основано на Alderfer, C.P. (1969). Эмпирическая проверка новой теории человеческих потребностей. Организационное поведение и деятельность человека, 4 , 142–175.

    Основным вкладом теории ЭРГ в литературу является ослабление допущений Маслоу. Например, теория ERG не ранжирует потребности в каком-либо конкретном порядке и явно признает, что в данный момент времени может действовать более одной потребности. Более того, в теории есть гипотеза «фрустрации-регрессии», предполагающая, что люди, которые разочаровываются в своих попытках удовлетворить одну потребность, могут регрессировать к другой. Например, человек, разочарованный отсутствием возможностей для роста на работе и медленным продвижением к карьерным целям, может вернуться к потребности в общении и начать проводить больше времени в общении со своими коллегами. Смысл этой теории состоит в том, что нам необходимо распознавать многочисленные потребности, которые могут побуждать человека в данный момент понимать его поведение и мотивировать его.

    Двухфакторная теория

    Фредерик Герцберг подошел к вопросу мотивации по-другому. Спрашивая людей, что их удовлетворяет в работе и что их не удовлетворяет, Герцберг пришел к выводу, что аспекты рабочей среды, которые удовлетворяют сотрудников, сильно отличаются от аспектов, которые их не удовлетворяют (Herzberg et al., 1959; Herzberg, 1965). . Герцберг назвал факторы, вызывающие неудовлетворенность рабочих, «гигиеническими», поскольку эти факторы были частью контекста, в котором выполнялась работа, а не самой работой. Гигиенические факторы включали политику компании, надзор, условия труда, заработную плату, безопасность и безопасность на рабочем месте. Для иллюстрации представьте, что вы работаете в неприятной рабочей среде. В вашем офисе слишком жарко летом и слишком холодно зимой. Вас преследуют и жестоко обращаются. Вы, конечно, были бы несчастны в такой рабочей среде. Однако, если бы эти проблемы были решены (температура в вашем офисе в самый раз и вас совершенно не беспокоят), была бы у вас мотивация? Скорее всего, вы воспримете ситуацию как должное. На самом деле многие факторы в нашей рабочей среде — это вещи, которые мы упускаем из виду, когда они отсутствуют, но принимаем как должное, если они присутствуют.

    Напротив, мотиваторы — это факторы, присущие работе, такие как достижения, признание, интересная работа, повышенная ответственность, продвижение по службе и возможности роста. Согласно исследованию Герцберга, мотиваторы — это условия, которые действительно побуждают сотрудников прилагать больше усилий. Рисунок 14.8 Двухфакторная теория мотивации Мотивация к работе . Нью-Йорк: Уайли; Герцберг, Ф. (1965). Мотивация к работе среди финских супервайзеров. Психология персонала , 18 , 393–402.

    Исследование Герцберга, обобщенное на рисунке выше, подверглось критике (Cummings & Elsalmi, 1968; House & Wigdor, 1967). Одна критика связана с классификацией факторов как гигиенических или мотивационных. Например, оплата труда рассматривается как гигиенический фактор. Однако оплата не обязательно является контекстуальным фактором и может иметь символическое значение, показывая сотрудникам, что они получают признание за их вклад, а также сообщая им, что они продвигаются в компании. Точно так же качество надзора или отношения, которые сотрудники формируют со своими руководителями, могут определять, поручают ли им интересную работу, признают ли их потенциал и берут ли они на себя больше обязанностей. Несмотря на свои ограничения, двухфакторная теория может быть ценным подспорьем для менеджеров, поскольку она указывает на то, что улучшение среды, в которой выполняется работа, лишь частично мотивирует сотрудников.

    Рисунок 14.9

    Плакетки и другие поощрения могут мотивировать сотрудников, если эти награды соответствуют культуре компании и отражают искреннюю признательность за достижения сотрудников.

    phjakroon – Pixabay – общественное достояние CC0.

    Теория приобретенных потребностей

    Среди подходов к мотивации, основанных на потребностях, теория приобретенных потребностей Дугласа Макклелланда получила наибольшую поддержку. Согласно этой теории, люди приобретают три типа потребностей в результате своего жизненного опыта. Этими потребностями являются потребность в достижениях, потребность в принадлежности и потребность во власти. Все люди обладают комбинацией этих потребностей.

    Те, у кого высокая потребность в достижениях, имеют сильную потребность в успехе. Работник, который получает огромное удовольствие от соблюдения сроков, выдвижения блестящих идей и планирования своего следующего карьерного роста, может быть сильно нуждается в достижениях. Люди с высокой потребностью в достижениях хорошо подходят для таких должностей, как продажи, где есть четкие цели, обратная связь доступна немедленно, а их усилия часто приводят к успеху (Harrell & Stahl, 1981; Trevis & Certo, 2005; Turban & Keon, 19). 93). Из-за успеха на низкоуровневых должностях те, кто остро нуждается в достижениях, часто продвигаются на более высокие должности (McClelland & Boyatzis, 1982). Однако высокая потребность в достижениях имеет важные недостатки в управлении. Менеджмент предполагает выполнение работы за счет мотивации других. Когда продавца повышают до менеджера по продажам, описание работы меняется с активных продаж на подбор, мотивацию и обучение продавцов. Те, кто сильно нуждается в достижениях, могут рассматривать управленческую деятельность, такую ​​как коучинг, общение и встречи с подчиненными, как пустую трату времени. Более того, им нравится делать что-то самим, и им может быть трудно делегировать полномочия. Они могут стать властными или мелочными начальниками, ожидая, что все будут так же преданы работе, как и они, и ожидая, что подчиненные будут делать все точно так, как они привыкли (McClelland & Burnham, 19).76).

    Люди с высокой потребностью в принадлежности хотят, чтобы другие их любили и принимали. Когда у них есть выбор, они предпочитают взаимодействовать с другими и быть с друзьями (Wong & Csikszentmihalyi, 1991). Их акцент на гармоничных межличностных отношениях может быть преимуществом при работе и занятиях, требующих частого межличностного взаимодействия, таких как социальный работник или учитель. На руководящих должностях высокая потребность в принадлежности может снова служить недостатком, поскольку эти люди склонны чрезмерно беспокоиться о том, как их воспринимают другие. Таким образом, им может быть трудно выполнять некоторые аспекты работы менеджера, такие как критическая обратная связь с сотрудниками или дисциплинарное взыскание с плохих исполнителей.

    Наконец, те, кто сильно нуждается во власти, хотят влиять на других и контролировать свое окружение. Потребность во власти может быть разрушительной для отношений, если она принимает форму поиска и использования власти для собственного блага и престижа. Однако, когда это проявляется в более альтруистических формах, таких как изменение способов работы, чтобы рабочая среда была более позитивной, или обсуждение дополнительных ресурсов для своего отдела, это, как правило, приводит к положительным результатам. На самом деле потребность во власти рассматривается как важная для эффективности на управленческих и руководящих должностях (Mccleland & Burnham, 19).76; Спэнглер и Хаус, 1991; Шпрейер, 2006).

    Теория приобретенных потребностей Макклелланда имеет важное значение для мотивации сотрудников. В то время как тот, кто имеет высокую потребность в достижениях, может реагировать на цели, люди с высокой потребностью в принадлежности могут быть мотивированы получить одобрение своих коллег и руководителей, в то время как те, кто имеет высокую потребность во власти, могут ценить влияние на руководителя или приобретение должность, наделенная полномочиями по принятию решений. И когда дело доходит до успеха на руководящих должностях, люди, которые осознают недостатки своей ориентации на потребности, могут предпринять шаги для преодоления этих недостатков.

    Key Takeaway

    Теории, основанные на потребностях, описывают мотивированное поведение как индивидуальные усилия по удовлетворению потребностей. Согласно этой точке зрения, работа менеджера состоит в том, чтобы определить, в чем нуждаются люди, а затем убедиться, что рабочая среда становится средством удовлетворения этих потребностей. Иерархия Маслоу классифицирует потребности человека на физиологические потребности, потребности в безопасности, социальные потребности, потребности в уважении и потребности в самореализации. Теория ERG — это модификация иерархии Маслоу, в которой пять потребностей сведены к трем категориям (существование, родство и рост). Двухфакторная теория проводит различие между факторами, которые делают людей неудовлетворенными работой (гигиенические факторы), и факторами, которые действительно мотивируют сотрудников. Наконец, теория приобретенных потребностей утверждает, что люди обладают устойчивыми и доминирующими мотивами для достижения, приобретения власти или присоединения к другим. Каждая из этих теорий объясняет характеристики рабочей среды, которые мотивируют сотрудников.

    Каталожные номера

    Альдерфер, CP (1969). Эмпирическая проверка новой теории человеческих потребностей. Организационное поведение и деятельность человека, 4 , 142–175.

    Баумайстер, Р.Ф. и Лири, М.Р. (1995). Потребность в принадлежности: желание межличностных привязанностей как фундаментальная человеческая мотивация. Психологический бюллетень, 117 , 497–529.

    Каммингс, Л.Л., и Эльсалми, А.М. (1968). Эмпирическое исследование оснований и коррелятов управленческой мотивации. Психологический бюллетень, 70 , 127–144.

    Харрелл, А.М., и Шталь, М.Дж. (1981). Подход к теории поведенческих решений для измерения трихотомии потребностей Макклелланда. Журнал прикладной психологии, 66 , 242–247.

    Герцберг, Ф. (1965). Мотивация к работе среди финских супервайзеров. Психология персонала , 18 , 393–402.

    Герцберг Ф., Мауснер Б. и Снайдерман Б. (1959). Мотивация к работе . Нью-Йорк: Уайли.

    Хаус, Р. Дж., и Вигдор, Л. А. (1967). Двухфакторная теория Герцберга об удовлетворенности работой и мотивации: обзор доказательств и критика. Психология персонала, 20 , 369–389.

    Маслоу, А. Х. (1943). Теория мотивации человека. Психологический обзор, 50 , 370–396.

    Маслоу, А. Х. (1954). Мотивация и личность . Нью-Йорк: Харпер.

    Макклелланд, округ Колумбия, и Бояцис, Р. Э. (1982). Модель мотива лидерства и долгосрочный успех в управлении. Журнал прикладной психологии, 67 , 737–743.

    Макклелланд, округ Колумбия, и Бернхэм, Д.Х. (1976). Власть — великий мотиватор. Harvard Business Review, 25 , 159–166.

    Spangler, WD, & House, RJ (1991). Эффективность президента и профиль мотива лидерства. Журнал личности и социальной психологии, 60 , 439–455.

    Spreier, SW (2006). Руководство в бешенстве. Harvard Business Review, 84 , 72–82.

    Тревис, К.С., и Черто, С.К. (2005). В центре внимания предпринимательство. Business Horizons, 48 ​​, 271–274.

    Тюрбан, Д.Б., и Кеон, Т.Л. (1993). Организационная привлекательность: интеракционистская точка зрения. Журнал прикладной психологии , 78 , 184–193.

    Вонг М.М. и Чиксентмихайи М. (1991). Мотивация принадлежности и повседневный опыт: некоторые вопросы гендерных различий. Журнал личности и социальной психологии, 60 , 154–164.

    Манифестация Определение и значение — Merriam-Webster

    мужчина·​i·​fes·​ta·​tion ˌma-nə-fə-stā-shən 

    -ˌfe-ˈstā-

    1

    а

    : акт, процесс или случай проявления

    требовал проявления раскаяния

    б(1)

    : то, что проявляется или проявляется

    (2)

    : ощутимое, внешнее или видимое выражение

    внешние проявления пола

    с

    : одна из форм проявления личности

    Ненависть во всех ее проявлениях — зло.

    г

    : оккультное явление

    конкретно : материализация

    2

    : публичная демонстрация силы и цели

    митингов, парадов и других подобных манифестаций — Х. М. Паршли

    Синонимы

    • реферат
    • аватар
    • воплощение
    • вариант исполнения
    • воплощение
    • экстернализация
    • гений
    • значок
    • значок
    • изображение
    • воплощение
    • регистрация
    • экземпляр
    • объективация
    • персонификация
    • personifier

    Просмотреть все синонимы и антонимы в тезаурусе 

    Примеры предложений

    портрет матери и ребенка, который считается проявлением материнской любви

    Недавние примеры в Интернете Может это тоже повышенная проявление готических черных французских ногтей? — Фиона Эмблтон, Гламур , 6 февраля 2023 г. Являясь ранним проявлением болезни Паркинсона и связанных с ней заболеваний, RBD может помочь ученым проследить пути распространения токсического синуклеина по телу и мозгу. — Дайана Квон, Scientific American , 13 января 2023 г. Например, гингивит — заболевание, вызывающее воспаление десен — может быть проявление типа васкулита, называемого гранулематозом с полиангиитом. — Килтеш Патель, STAT , 5 января 2023 г. Итак, куртки просто стали частью нас и были проявлением того, как пройдет остальная часть этой встречи. — Cnt Editors, Condé Nast Traveler , 20 октября 2022 г. В колледжах и университетах ненависть — и ее 9Проявление 0027 — травля — особенно распространено. — Мэрибет Гасман, Forbes , 19 декабря 2022 г. Часть удовольствия от видеоигр заключается в обитании и управлении цифровым телом, которое мало похоже на ваше физическое воплощение . — ПРОВОДНАЯ , 5 декабря 2022 г. Но известные промоутеры токена были просто внешними проявление более распространенного заболевания. — Джон Хаятт, Forbes , 11 ноября 2022 г. Итак, это было начальным проявлением этого проекта. — Крис Гарднер, The Hollywood Reporter , 7 марта 2022 г. Узнать больше

    Эти примеры предложений автоматически выбираются из различных онлайн-источников новостей, чтобы отразить текущее использование слова «проявление». Мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв.

    История слов

    Первое известное использование

    15 век, в значении, определенном в смысле 1a

    Путешественник во времени

    Первое известное использование проявление было в 15 веке

    Посмотреть другие слова из того же века манифестант

    проявление

    явный

    Посмотреть другие записи рядом 

    Процитировать эту запись

    Стиль

    MLAChicagoAPAMMercriam-Webster

    «Проявление». Словарь Merriam-Webster. com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/manifestation. По состоянию на 12 февраля 2023 г. существительное

    мужчина·​i·​fes·​ta·​tion ˌman-ə-fə-stā-shən 

    -ˌfes-ˈtā-

    1

    а

    : действие или пример проявления : выражение

    б

    : то, что проявляется : доказательство

    2

    : публичная демонстрация силы и цели

    Медицинское определение

    проявление 5 5 сущ.

    мужчина·​i·​fes·​ta·​tion ˌman-ə-fə-stā-shən, -ˌfes-

    : ощутимое, внешнее или видимое выражение (болезни или ненормального состояния)

    проявления шока

    Еще от Merriam-Webster на

    проявление

    Нглиш: Перевод проявление для говорящих на испанском языке

    Britannica English: Перевод проявление для1 говорящих на арабском языке

    Последнее обновление: — Обновлены примеры предложений

    Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!

    Merriam-Webster без сокращений

    гамбит

    См. Определения и примеры »

    Получайте ежедневно по электронной почте Слово дня!


    Сложные слова, которые вы должны знать

    • Часто используется для описания «хода времени», что означает неумолимое ?
    • Медленный Непредсказуемый
    • Стриж Безжалостный

    Проверьте свои знания и, возможно, узнаете что-нибудь по ходу дела.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts