Как решить конфликт между детьми: Конфликт в классе между детьми что делать

Конфликт в классе между детьми что делать

Конфликт – это естественное явление, которое происходит во время контактирования в процессе обучения. Спорные ситуации в школе неизбежны и являются частью адаптации в социуме. Инциденты случаются в коллективе учеников, а также с учителями, у родителей.

Причины и виды конфликтов в школе

Конфликт между детьми в школе бывает конструктивным и деструктивным. В первом случае результатом становится решение проблемы и удовлетворенность сторон, когда участники спора приняли мнение друг друга, сохраняют доброжелательность. Решение разногласия помогает осознать поведение, понять, как вести себя с окружающими. При деструктивном конфликте спор остается нерешенным, сторонники копят обиду, негатив. Это провоцирует новые стычки. Опасность деструктивных конфликтов состоит в том, что они могут привести к буллингу, или травле. В таком случае последствия непредсказуемы. Затравленные сверстниками дети получают психологические и даже физические травмы. Спорные ситуации между учениками происходят по нескольким причинам:

  1. Уровень успеваемости. Отличников в классе обычно немного. Большую часть класса составляют троечники. Часто они объединяются и затравливают тех, кто хорошо учится. Причиной является зависть, особенно если учитель постоянно хвалит ученика, ставит его в пример другим. Вероятность инцидента увеличивается, когда отличник не дает списывать одноклассникам, не хочет помочь в учебе. Аналогичная ситуация происходит с отстающими в обучении. Хорошо успевающие ученики могут смеяться над одноклассником, дразнить его. Это неизбежно приведет к конфликту.
  2. Особенности внешнего вида. Одноклассники могут высмеивать за физические недостатки, дразнить из-за ношения очков, лишнего веса. В начальной школе такое наблюдается редко. В старших классах особенности внешности становятся основной причиной конфликтов, даже травли. Дети откровенно унижают одноклассников, что приводит к психологическим травмам.
  3. Социальное положение. Чаще всего инциденты случаются в классах, где есть ученики из обеспеченных семей. Они объединяются и унижают детей из неблагополучных семей с небольшим достатком.
  4. Появление в классе новичка. В уже сложившемся, сплоченном коллективе тяжело воспринимают новых учеников.
  5. Адаптация. Ребенок вступает в конфликтные ситуации при поступлении в начальную школу. Особенно трудно адаптироваться после детского сада, где он привык к определенному коллективу, а в школе попадает в другой. В таком случае случаются ссоры, драки, пока ученики не привыкнут друг к другу.
  6. Поведение ученика. Если школьник ведет себя плохо, обижает других, не слушает учителя, срывает дисциплину на уроке, одноклассники могут объединиться против него. Причиной инцидента может стать ябедничество. Дети не терпят тех, кто готов нажаловаться учителю.
  7. Ревность. К примеру, одноклассницы дружат между собой. Затем одна из них начинает дружбу с другой девочкой. Это становится причиной обиды, последующей ссоры. Если двоим девочкам нравится один мальчик, это также может привести к размолвке.

В начальной школе конфликты между учениками безобидны. Дети могут поскандалить, подраться, а уже через несколько минут забыть обиду и нормально общаться. В старших классах конфликты становятся серьезнее, приводят к дракам и травле. Помимо напряженных ситуаций между учениками, в школе возникают разногласия между другими участниками учебного процесса.

Ребенок и учитель

Конфликт между учеником и учителем возникает тогда, когда ребенок считает, что педагог незаслуженно занижает ему оценки, относится предвзято. Это может быть вполне обоснованно. Многие учителя выделяют любимчиков, хвалят их, а других детей в классе не замечают. Бывают ситуации, когда ребенок не слушает педагога, хамит на уроках, нарушает дисциплину, а дома ведет себя совершенно по-другому. В таком случае учитель должен вести себя строго, но не кричать на школьника. Нужно поговорить с родителями и попытаться совместными усилиями исправить поведение ученика, оказать свою поддержку.

Конфликт учителя с родителями

Основная причина спорной ситуации между учителем и родителями – это недовольство методами обучения. Виновниками конфликта могут быть обе стороны. Многие мамы и папы считают, что педагоги недостаточно оценивают знания ребенка, ведут себя по отношению к нему несправедливо. В таком случае учитель должен найти контакт с родителями, рассказать о слабых сторонах в учебе. Совместными усилиями получится преодолеть конфликт и создать ребенку комфортную среду обучения.

Конфликт между родителями

Основной причиной споров между родителями является финансовая сторона. К примеру, необходимо сдать определенную сумму на ремонт, нужды класса. Кто-то спокойно соглашается и отдает деньги, кто-то начинает спорить и ругаться, жалуясь на материальное положение. Сейчас контактирование между родителями происходит в основном в соцсетях, но негатив переносится и на очное общение. Стоит соблюдать нейтральную позицию, а при наличии претензий не писать в общий чат, а связаться лично, спокойно аргументировать свою позицию. Конфликт родителей негативно сказывается на отношениях детей и может привести к вражде между ними. Причиной разногласий может также стать личная неприязнь между взрослыми.

Плюсы и минусы школьных конфликтов

Конфликтные ситуации имеют положительные и отрицательные стороны. К позитивным относятся:

  • выход негативных эмоций. После ссоры, спора ребенок чувствует облегчение, сбрасывает напряжение;
  • укрепление отношений в школьном коллективе. Если в классе появляется ребенок, который обижает других, нарушает учебную дисциплину, остальные дети могут сплотиться, чтобы дать ему отпор. Мальчики заступаются за девочек, которых обижают. Также встречаются ситуации, когда старшеклассники защищают тех, кто младше;
  • конструктивно решенный конфликт способствует самосовершенствованию;
  • самостоятельный выход из конфликта учит решать проблемы, что пригодится в дальнейшей жизни;
  • участник инцидента, который был не прав, пересматривает свое мнение, поведение. В будущем это предупреждает новый конфликт.

К негативным сторонам конфликта относятся нарушение учебной дисциплины и взаимоотношений в классе. После инцидента дети получают отрицательные эмоции, что плохо сказывается на успеваемости. Если ребенок постоянно попадает в конфликтную ситуацию, у него пропадает желание посещать учебное заведение. Он может плакать, притворяться больным, только бы не идти в школу. Такая ситуация характерна для учеников младших классов. Ребенок может отказываться идти на уроки, если в школе его кто-то бьет, отнимает или портит вещи. Нужно поговорить с ребенком, расспросить о причине конфликта. Не стоит стесняться, нужно решать проблему совместно с преподавателем. Учитель не всегда успевает следить за ситуацией в классе, особенно если в нем много учащихся.

Как решить школьные конфликты между учениками

Важно правильно действовать при возникновении конфликта. Учителя и родители могут разобраться в спорной ситуации самостоятельно. Детям в большинстве случаев потребуется помощь взрослых. Вот несколько советов родителям и учителям, как вести себя при конфликте, чтобы не допустить негативных последствий.

Участие учителя

Педагог при конфликте должен проявить доброжелательность, участие, но не навязывать свое мнение, не давить на ребенка. Учителю нужно помочь школьнику самостоятельно найти выход из спорной ситуации. Причиной конфликта могут быть не сложившиеся с одноклассниками отношения, отсутствие увлечений. В таком случае педагогу лучше поговорить с родителями, посоветовать посещать ребенку кружок, где он сможет найти новых товарищей. Расширение круга общения поможет улучшить отношения с одноклассниками. Если у них окажутся общие интересы, это также поспособствует налаживанию дружбы.

Обсуждение конфликта с ребенком

Ни в коем случае нельзя навязывать свое мнение сыну, дочке, пытаться самостоятельно решать возникший конфликт. Стоит обсудить ситуацию с ребенком, подсказать пути урегулирования. Если навязывать собственное мнение, ребенок никогда не научится решать проблемы самостоятельно, а отношения в коллективе только ухудшатся.

Поддержка и доверие

Родители должны поддерживать детей в любом конфликте. Даже если ребенок не прав, нельзя ругать его при посторонних, чтобы не унизить. Воспитанием лучше заняться дома, наедине. Так ребенок будет чувствовать поддержку и доверие. В дальнейшем это поможет предотвратить конфликты.

Диалог

В спорной ситуации нужно выслушать обе стороны конфликта, чтобы разобраться, кто прав. В инциденте не бывает невиновных. Дети должны научиться слушать друг друга, ставить себя на место оппонента. Это поможет конструктивно разрешить конфликт и избежать ссоры в будущем. Противоречие с учителями, одноклассниками может быть настолько серьезным, что ребенок не способен находиться в коллективе. В таком случае приходится сменить школу. Если в другом учебном заведении ситуация повторяется, нужно посетить психолога. Скорее всего, причина конфликта не в педагогах и одноклассниках, а в ребенке.

Конфликт – это противостояние, которое возникает из-за определенных разногласий, несоответствия мнений. Любой инцидент в школе приводит к нарушению отношений в классе, негативно сказывается на успеваемости. Самое важное при конфликте – найти пути его решения. Для этого нужно участие всех сторон учебного процесса – школьников, родителей, педагогов. Если не разрешить конфликтную ситуацию своевременно, она может привести к необратимым последствиям.

ССОРЫ МЕЖДУ ДЕТЬМИ: 10 ШАГОВ ДЛЯ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА

 

Ссорам нет, дружбе быть! Специалисты программы «Сиротству – нет!» Фонда Рината Ахметова  считают, что каждый родитель должен знать, как научить детей разрешать конфликты самостоятельно. 

Умение разрешать конфликты — наверное, главный навык, которым стоит овладеть ребёнку в раннем детстве. Получить опыт взаимодействия с другими людьми, столкнуться с конфликтами и научиться решать проблемы таким образом, чтобы никому не навредить. Вступая в конфликт, ребёнок может приобрести навыки, которые останутся на всю жизнь, в том числе уверенность, независимость и умение договариваться.  

Детям необходим конфликт 

При этом некоторые взрослые хотели бы конфликтов избежать, возможно, потому что боятся или конфликты неприятны. Но мир не будет долговечным, если избегать конфликтов, и неразрешённые проблемы всплывают снова и снова. Мир – это не отсутствие конфликта, это его разрешение, основанное на уважении.  

Я предпочитаю рассматривать конфликт как столкновение двух разных идей. Тогда возникает не только возможность агрессии и обиды, но также шанс для развития, сотрудничества и творчества. Думаем ли мы об этом, когда дети ссорятся из-за того, кому достанется синяя чашка? 

Даже двухлетние дети способны научиться мирному разрешению конфликтов. Малыши могут защищать свои права, бросать вызов другим людям и заявлять о своих чувствах – это первые шаги в решении проблемы. Дети постарше могут стать настоящими дипломатами: иногда они договариваются сами, вырабатывая взаимовыгодное решение и придерживаясь его. 

Для усвоения любого навыка детям требуется практика – снова и снова «сталкиваться» с другими детьми во время игры и вступать с ними в конфликт.

«Я тут сидела! Она заняла моё место! У него машинка, я её хочу!» Каждое из этих мелких столкновений – прекрасная возможность развития навыка урегулирования конфликта. С вашей помощью дети научатся отстаивать свои права, защищать других и приобретут социальные навыки переговорщиков. 

Детям может потребоваться несколько лет, чтобы научиться понимать причину конфликтов. По мнению психологов, такая последовательность навыков формируется примерно к одиннадцати годам. Большинство дошкольников не видят конфликта до тех пор, пока сами не почувствуют дискомфорт. 

Многие специалисты в области дошкольного воспитания подчёркивают важность вовлечения самих детей в разрешение конфликтов, в которых они участвуют. Дать понять малышам, что это их задача, а не взрослого, и что нужно напрямую вступить в переговоры с другим ребёнком. Вы обеспечиваете только моральную поддержку. Всемирно известные эксперты в области общения с детьми Адель Фабер и Элейн Мазлиш говорят, что наша поддержка вселяет в детей уверенность, и это зачастую приводит к самым оптимальным и оригинальным решениям.

 

Десять шагов для разрешения конфликтов между детьми 

1. Помогите детям остановиться. Укажите, что вы видите. Интерпретируйте слова и язык тела. Задавайте вопросы. 

2. Сведите детей вместе. Дети должны находиться достаточно близко, чтобы видеть и слышать друг друга. Спуститесь на уровень детей. Обнимите их, выслушайте, посмотрите в глаза. Поддержите всех детей. 

3. Признайте чувства. Проявите сочувствие. Покажите, что понимаете чувства каждого ребёнка. Спросите, что чувствует ребёнок. Констатируйте факты. 

4. Помогите детям обратиться напрямую друг к другу. 

5. Слушать сверстников. Отдайте инициативу детям. Убедитесь, что каждый ребёнок слушает и слышит другую сторону. Направляйте и поддерживайте детей во время переговоров. 

6. Обозначьте проблему. Помогите детям сформулировать конкретику. 

7. Повторите сказанное ребёнком. Это подкрепляет и усиливает сообщение. При необходимости помогите ребёнку остановиться и слушать. 

8. Спросите, что можно сделать для решения проблемы? Есть ли идеи у детей? Предложите варианты.  

9. Попросите детей вслух выразить согласие или составьте письменное соглашение. 

10. Реализуйте найденное решение. Если не поможет, возвращайтесь к шагу решения проблемы и попробуйте новый вариант. 

Разговоры о том, что нужно жить мирно, для детей не имеют смысла. Как и требование «быть хорошими». Необходима возможность переживать конфликты и учиться находить приемлемые решения. Что я буду делать, если возникнет конфликт? Что я скажу? Как установить границы поведения другого ребёнка? Когда дети знают ответы на эти вопросы, они необыкновенно успешно сами решают свои конфликты. 

Неструктурированная игра — один из лучших способов обучения детей искусству мирного взаимодействия. Относитесь к конфликту как к возможности. 

Не спасайте детей (не вините, не читайте нотации). Предложите им инструмент и совет. Конечно, у нас не всегда находится время и желание помогать в разрешении каждого конфликта. Но чем чаще мы это делаем, тем быстрее учатся дети. Крик: «Мама!» слышится всё реже и реже.  

Источник: vospitaj.com

Поделиться советом:

6 способов научить детей разрешать конфликты

За 15 лет нашего брака мы с женой упорно трудились, чтобы хорошо общаться и разрешать конфликты. Мы узнали о важности хорошего общения и о том, почему нам нужно следить за тем, чтобы неразрешенный конфликт не стал препятствием в нашем браке. Мы также научились применять те же принципы разрешения конфликтов в воспитании детей, когда воспитываем наших четырех мальчиков. Как вы знаете, дети предоставляют множество возможностей для разрешения конфликтов со своими братьями и сестрами, а также с нами как с родителями.

Например, за последние 24 часа я могу привести несколько примеров, когда нам приходилось обучать наших мальчиков тому, как разрешать конфликты. Что вы делаете, когда один называет другого «идиотом»? Или как вы справляетесь с тем, что ваш 12-летний ребенок бросает ракетку на землю, потому что не может победить своего старика в пинг-понге? И, может быть, тот, который меня больше всего расстраивает: что вы делаете, когда ваши дети не уважают вашу жену? Правило номер один в нашем доме: «Уважай свою маму!»

Вот шесть способов, которыми мы намеренно воспитываем наших мальчиков, когда речь идет о способах разрешения конфликтов.

1. Научитесь извиняться.

Брак и воспитание детей предоставляют массу возможностей причинить боль и обидеть друг друга. Мы пытаемся научить наших мальчиков владеть своей ролью и распознавать, когда они сделали что-то не так. Вместо того, чтобы указывать пальцем и обвинять других, мы хотим, чтобы наши мальчики признавали, когда они сделали что-то не так.

Это не заканчивается простым извинением. Просьба о прощении требует определенного уровня смирения, потому что вы вынуждены признать, что сделали что-то не так, и вы должны продемонстрировать смирение по отношению к тем, кого обидели.

Несколько лет назад я видел, как один из наших мальчиков пнул одного из своих братьев между ног. Он думал, что ему это сходит с рук, но, к его огорчению, я наблюдал, как все это рушилось. Я попросил его не только извиниться, но и попросить прощения у своего брата. «Я прошу прощения за все, что я сделал» не работает. Скорее, мы хотим, чтобы наши мальчики извинились и попросили прощения за конкретные ошибки, которые они сделали.

3. Будьте честны и всегда говорите правду.

Этот принцип должен быть достаточно простым, но по своей сути наши дети будут лгать, жульничать и воровать. Они сделают все, что им нужно, чтобы что-то сойти с рук, скрыть это и обвинить своих братьев вместо того, чтобы признать свои ошибки. На практике это означает, что мы спрашиваем наших детей, как они себя чувствуют, когда им кто-то лжет. Или мы призываем их всегда говорить «всю правду и ничего, кроме правды». Мы с женой всю жизнь молились, чтобы наши мальчики стали мужчинами, которые не прячутся и не лгут. Конфликт никогда не может быть полностью разрешен, если он основан на лжи или полуправде.

4. Помните, с кем вы сражаетесь.

Моя тётя говорила мне хорошо относиться к моему брату, потому что он — всё, что у меня когда-либо будет. В то время я не понимал, что она имела в виду, но теперь, наблюдая, как растут мои мальчики, я понимаю, что она имела в виду. Когда-нибудь нас с женой не станет, но мои мальчики всегда будут друг у друга, поэтому они должны относиться к ним с уважением, добротой и заботой.

5. Будьте добры. Практикуйте золотое правило.

Относись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе. Если вы хотите, чтобы ваши братья пинали вас и высмеивали, то, во что бы то ни стало, сделайте то же самое. Но лучший способ — признать, что мы должны относиться к другим так, как хотим, чтобы относились к нам.

6. Моделируйте здоровое разрешение конфликтов, когда вы ошибаетесь.

Иногда хорошее разрешение конфликтов ловят, а не учат. Иногда я говорю своим детям «заткнуться», а иногда я повышаю голос и кричу. В такие моменты я практикую то, что проповедую. Я извиняюсь перед ними и прошу у них прощения. То же самое происходит, когда мы с Кристен плохо общаемся или конфликтуем. Иногда хорошее разрешение конфликтов ловят, а не учат.

Ваша роль как родителя — помогать своим детям. Они не научатся хорошим навыкам разрешения конфликтов самостоятельно. Задавайте хорошие вопросы, чтобы помочь им понять, что они сделали не так, и напомните им о важности правильного разрешения конфликтов.

Как разрешать конфликты между детьми

Конфликты являются естественной частью любого социального контекста. Конфликт возникает, когда дети не согласны друг с другом, выступают против или мстят друг другу, что может привести к сложным и эмоционально заряженным взаимодействиям. Однако конфликты не должны ассоциироваться с агрессией и восприниматься как негатив. Это означает, что их не нужно быстро решать, но их можно использовать в качестве контекста для изучения ряда социальных и эмоциональных навыков, таких как эмпатия, общение, переговоры, эмоциональная регуляция и мышление. Хотя конфликт не следует избегать или быстро останавливать взрослыми, навязывая решения, слишком много конфликтов может быть стрессом для всех в условиях раннего детства, поэтому важны профилактические меры, такие как четкое понимание рутины и поведенческих ожиданий. Дети могут быть переполнены сильными эмоциями во время конфликтных ситуаций, и им может быть трудно запоминать и использовать стратегии, такие как решение проблем, до тех пор, пока им не будет оказана поддержка в регулировании своих эмоций.

Помощь детям в извлечении уроков из конфликта:
  • Будьте внимательны к ситуациям, которые могут привести к конфликту , например, переполненность территории, нехватка ресурсов или просто предпочтения детей в отношении особых предметов или пространства вокруг них в качестве они играют.
  • Найдите минутку, чтобы подумать, понаблюдать и успокоиться , прежде чем ответить, чтобы помочь вам в профессиональном плане. принятие решений. Руководствуйтесь своими знаниями и отношениями с детьми и сосредоточиться на содействии детской эмоциональной регуляции, общению и рассмотрение перспективы и поощрение максимального участия детей в процесс.
  • Намеренное принятие решения о вмешательстве в конфликты или предоставлении детям возможности для самостоятельного упражняться. Исследования показывают, что дети в возрасте до трех лет способны к самостоятельной жизни. разрешения конфликтов с использованием таких стратегий, как уход или отступление, предоставление без боя или используя невербальные стратегии, такие как улыбка или предложение игрушки, особенно если они до конфликта занимались совместной игрой. Исследовать с детьми старшего возраста показывает, что дети могут сами разрешать конфликты, используя такие стратегии, как рассуждения, извинения или предложение совместных идей для играть. Наблюдайте за успехами детей, чтобы вы могли поддержать детей, если необходимый.
  • Содействие возможностям обучения детей в рамках разрешения конфликтов, а не указание детей, повторение правил, отвлечение детей от конфликта или другие стратегии, направленные на восстановление гармонии ради управления классом, как они исключают участие детей в процессе. Не зацикливайтесь на идеях честности или справедливости, что приведет вас к непосредственному разрешению конфликта обрабатывать и выбирать решения для детей, а не слушать идеи для решения. Открытое общение оказывается более успешным помочь детям освоить навыки разрешения конфликтов, чем направлять детей в как разрешить конфликт.
  • Опрос получить разъяснения о том, что происходит, и о точке зрения каждого ребенка. Анкетирование побуждает детей к общению друг с другом, а также дает детям сообщение о том, что ответственность за разрешение конфликта лежит им. Убедитесь, что каждому ребенку дается шанс выразить свою точку зрения и чувства, а также признать и подтвердить те чувства. Объяснение точки зрения других детей детям, что помогает детям в развитии познавательных гибкость или способность принимать различные перспективы. Умелые вопросы могут подтолкнуть детей к успешному развитию решения.
  • Утешение, поощрение и поддержка детей , что увеличивает участие детей в решение проблем и обмен мнениями со сверстниками. Дарим детям тепло в периоды сильных эмоций может помочь детям регулировать эти эмоции и стать восприимчивым к изучению стратегий решения проблем. негативные эмоции, такие как гнев или тревога, в частности, связаны со снижением способности к решение проблем путем нарушения когнитивных процессов, таких как рабочая память и когнитивная гибкость.
  • Переформулировать проблему ясно возвращаться к детям с утверждениями типа «О, я вижу, там только один грузовик», к поощрять участие детей в решении собственной конфликтной проблемы.
  • Предлагайте детям несколько слов, чтобы сказать («пожалуйста, можно мне очередь?» или «я сейчас с этим играю» или «это меня раздражает!»), чтобы помочь детям учиться социальные навыки и соответствующий язык. Обратите внимание на невербальные общение, особенно для детей с формирующимися языковыми навыками, как малыши и маленькие дети могут использовать шаблонные фразы (например, «прекрати — я не нравится») без глубокого понимания.
  • Оставаться ориентированным на детей. Например, в случае детей, за исключением сверстников от их игры, учителя должны быть готовы помочь исключенному ребенку принять отсутствие возможности присоединиться к группе и найти что-то альтернативное делать, а не настаивать на включении. Положительно подтвердите идею каждого ребенка для разрешения, а также стремясь найти решение, приемлемое для всех путем переговоров и компромиссов.

Дополнительная литература

Кларк, Л. , Маклафлин, Т.В., и Аспден, К. (2019). Содействие обучению во время конфликтов со сверстниками у малышей: взгляды учителей. Ранние годы, 39 (4), 426-440. doi: 10.1080/09575146.2017.1384919

де Хаан, Д., и Сингер, Э. (2003). «Используй свои слова»: социокультурный подход к роли учителя в переход от физических к вербальным стратегиям разрешения конфликтов между сверстниками малыши. Journal of Early Childhood Research, 1 (1) , 95-109.

Глеклер, Л. Р., Кассел, Дж. М., и Малкус, AJ (2014). Анализ работы учителей с детьми раннего возраста. во время социальных конфликтов. Ранний ребенок Развитие и уход, 184 (5) , 749-765. doi: 10.1080/03004430.2013.818988


 

ПОДГОТОВЛЕНО ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА

Доктор Вики Харгрейвс

Вик Ки руководит серией вебинаров по раннему детству, а также отвечает за создание многих наших обзоров исследований по раннему детству. Вики — учительница, мать, писатель и исследователь, живущая в Мальборо.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts