Как вести себя с детьми? Советы психолога
Когда происходят тревожащие, пугающие события или возникает ситуация неопределённости, родителей часто тревожат вопросы: как правильно вести себя с ребенком, как рассказывать ему о происходящем и рассказывать ли вообще, что в поведении ребенка должно насторожить, а что, напротив, является нормальным.
В детской психологии принято выделять несколько возрастных периодов. Рассмотрим особенности взаимодействия с детьми дошкольного (3-7 лет) и младшего школьного (7-11 лет) возрастов.
Несколько рекомендаций:
Самое большое влияние на ребенка оказывает даже не сама ситуация, а реакция на нее близких взрослых, которые его окружают. Для дошкольника такими взрослыми будут родители и те взрослые члены семьи, общение с которыми происходит каждый день; для младшего школьника значимую роль играет еще и учитель:
- Дети очень чувствительны к эмоциональному состоянию близких, значимых взрослых.
Пример: Вы расстроены и Вам нужно немного времени, чтобы прийти в себя. Ребенок чувствует это и настойчиво задает вопрос «Что случилось?»
Неверный ответ: «Ничего не случилось, иди, поиграй (порисуй, делай уроки)»
Верный ответ: «Я сейчас немного расстроена (встревожена, мне грустно), потому что…, давай ты сейчас нарисуешь робота (сделаешь домашнюю работу по математике), а потом мы пойдем гулять (будем ужинать)».
- Разговаривая с ребенком, используйте простые, понятные для ребенка фразы и выражения.
- Интересуйтесь точкой зрения ребенка. Это поможет понять, что его волнует, пугает или тревожит, и вы сможете оказать необходимую психологическую поддержку.
- Постарайтесь, чтобы позиции взрослых не противоречили друг другу. Ставя ребенка в ситуацию выбора, вы возлагаете на него непосильный груз.
- Дети очень быстро адаптируются к ситуации, НО! Лишь при условии, что поведение взрослых дает им такую возможность.
Уделите внимание информационной гигиене:
- Обращайте внимание на то, что Вы смотрите или о чем разговариваете с родными, друзьями, знакомыми. Постарайтесь, чтобы ребенок не видел и не слышал того, что для него не предназначается: эмоциональных споров с красочными примерами, выпусков новостей с пугающими подробностями. Иногда возникает ощущение, что ребенок не обращает на происходящее внимания – это иллюзия! На основе полученной таким образом информации дети часто делают свои выводы о происходящем, которые нередко являются причиной детских страхов.
- В младшем школьном возрасте информационное поле ребенка расширяется, в него включаются школьные друзья, одноклассники, многие в этом возрасте осваивают общение в интернете. Проявляйте интерес к этой сфере, спрашивайте о его друзьях и увлечениях. Доверительные отношения помогут вам заметить неблагополучие или опасность.
- Разговаривайте с детьми на волнующие их темы, не ограничивайтесь фразами «все будет хорошо», «это взрослая тема, ты не поймешь» и т.д. Если взрослые не дают ответа на интересующий ребенка вопрос, он найдет ответ в другом источнике, который может оказаться ненадежным и даже опасным.
Обратите внимание на поведение и режим жизни ребенка:
- Взрослые переживают сложные моменты, осознавая, обдумывая и обсуждая происходящее. У детей есть другие способы. Дошкольнику проще справиться с происходящим проигрывая или рисуя его. Поэтому пугающие ребенка сюжеты могут встречаться в игре или рисунках. Для младших школьников важным делом является учеба, освоение новых знаний, поэтому часто дети этого возраста стараются больше узнать о том, волнует, пугает или тревожит. Не запрещайте детям эти действия и не обвиняйте их. Лучшая стратегия – обсуждение и сотрудничество. А если поведение ребенка настораживает – обратитесь за консультацией к детскому психологу.
- Организуйте жизнь ребенка максимально сохраняя привычный режим дня. Привычный ход жизни, повседневные дела, наличие плана на ближайший день, неделю, месяц позволяют преодолеть ощущение беспомощности и тревоги, позволяют почувствовать уверенность.
Не пренебрегайте спортом, общением, увлечениями сами и не лишайте этого ребенка. Если что-то из прежних возможностей оказалось недоступным, постарайтесь найти замену. Эти занятия позволяют восполнить потраченные на переживания ресурсы и энергию.
При необходимости обратитесь за профессиональной помощью. Консультация детского психолога может понадобиться если:
- Поведение ребенка резко изменилось, эти изменения имеют стойкий характер – длятся несколько недель и дольше.
- Ребенок утратил интерес к важным для него ранее вещам: игре, учебе, спорту.
- Существенно изменился характер общения с окружающими: стал замкнутым, перестал общаться с друзьями, отказывается ходить в школу или детский сад.
- Появились такие симптомы как: заикание, ночные кошмары и трудности с засыпанием, сильный страх.
Вы чувствуете потребность в психологической помощи, даже если нет признаков, перечисленных выше.
Напоминаем, что Минпросвещения организовало круглосуточную горячую линию психологической помощи для детей и родителей на базе ресурсного центра Московского государственного психолого-педагогического университета. Помощь детям окажут по телефону: 8-495-624-60-01, взрослым — по номеру 8-800-600-31-14.
Как вести себя с чужими детьми
Главная
Родителям
Как воспитывать ребенка?
Как вести себя с чужими детьми
- Теги:
- Рекомендации специалистов
- ребенок в обществе
- безопасность ребенка
- нормы и правила
- замечания
Современные дети менее вежливы, чем те, которые росли пару десятилетий назад, поэтому взрослые люди, сталкиваясь с откровенно хамским поведением чужих детей, не знают, как себя вести.
Позиция и правила
У каждого взрослого человека выработана четкая позиция в отношении своих детей. Нормы поведения одной семьи в корне могут отличаться от правил другой. То, что нам кажется неприемлемым, спокойно воспринимается чужими мамами и папами, и тогда поведение чужого ребенка вызывает у нас протест. Что же делать? Есть четкое правило: чужих детей воспитывать нельзя. Все воздействия нужно осуществлять через родителей невоспитанных детей. Но любые правила имеют исключения.
Итак, рассмотрим случаи, когда замечание сделать можно, а иногда и нужно.
- Если рядом с ребенком нет взрослых, а его поведение требует незамедлительного вмешательства.
- Если действия ребенка могут нанести вред окружающим или самому ребенку, а родители по каким-то причинам не вмешиваются
- Если поведение ребенка нарушает личные границы и комфорт других людей.
Важно помнить, что есть ситуации, которые связаны с возрастной потребностью детей. Дети носятся по коридору поликлиники, потому что не могут долго сидеть на месте.
Совсем другое дело, когда дети ведут себя плохо намеренно, а взрослые стараются не замечать этого.
Адекватные родители четко понимают, что рамки ограничения нужны и важны. За некоторыми ограничениями стоит элементарное уважение к окружающим. Ребенок должен это понимать. Правда, порицание и наказание – дело родителей.
Правила общения с чужими детьми
Существует целый ряд ситуаций, которые вынуждают вступить в диалог с чужими детьми. Если это необходимо, то помните, что это общение требует особого подхода.
Правило 1. Определите необходимость вмешательства. Если в этом есть экстренная потребность, то возражений нет. Но если диалога можно избежать – не вмешивайтесь. Иногда стоит поставить себя на место родителей. Возможно, малыш просто ведет себя в соответствии с возрастом, а родители все контролируют, и вмешательство постороннего подрывает их авторитет.
Правило 2. Не стоит оказывать воздействие напрямую. Если родители рядом, то претензии нужно предъявлять им, а не ребенку.
Правило 3. Будьте предельно вежливы. Агрессия, крики и оскорбления недопустимы. Физический контакт с чужим ребенком запрещен, за исключением случаев, когда это необходимо для сохранения жизни и здоровья самого ребенка или окружающих. Например, драка детей, ребенок пытается спрыгнуть с высокой поверхности, бежит в сторону дороги и т.д.
Читайте также
Учим детей культуре поведения в общественных местах
Как поведение родителей становится причиной детского непослушания
Правило 4. Это не ваш ребенок. Не пытайтесь доводить требования до конца. Вы сделали все, что могли, а воспитание маленького «нахала» – дело родителей.
Правило 5. Не давайте оценку личности. Оценки заслуживает только поступок ребенка. При этом важно демонстрировать, что вам или окружающим это неприятно.
Правило 6. Объясните ребенку, в чем именно он не прав. Простое «нельзя» не принесет результата. А вот объяснение последствий принесет гораздо больше пользы. (Меня не смущает, что ты болтаешь ногами, но у тебя грязная обувь, которой ты можешь испачкать мою одежду, а это неприятно).
Правило 7. Держите себя в руках,
Помните, что вежливость и доброта – главные принципы общения с детьми.
Как обратиться к родителям чужого ребенка
Конечно, очень неприятно, когда родители не воспитывают в детях уважение к другим или не следят за своим ребенком. Но мы должны обратиться именно к ним. Их реакция может быть агрессивной, и к этому надо быть готовым. Многим родителям кажется, что люди делают замечания их детям из вредности, но чаще всего они обоснованы.
И все же, давайте попробуем:
- Не могли бы вы придержать ноги вашей дочки, чтобы они не касались моей одежды.
- Мама и папа мальчика в синей куртке, между нашими детьми назревает конфликт, давайте вместе поможем разобраться.
- Если на горке ваш сын, то вмешательство просто необходимо.
- На площадке ссорятся дети, там случайно нет вашего ребенка?
- Стеллажи закреплены непрочно, а ребенок их раскачивает, объясните ему, что это опасно.
Если, несмотря на вашу вежливость, вам нахамили, то не утруждайте себя объяснениями: родители вас не услышат. Чужие дети – все-таки дети. Они не виноваты в плохом воспитании, поэтому не срывайтесь на них.
Светлана Садовникова
Фото с сайта mamafm.ru
Какое животное подходит вашему ребенку?
Если после настойчивых просьб вашего ребенка завести домашнее животное вы приняли решение сделать это, следующий вопрос – какое именно животное? Я-родитель предлагает вам пройти тест и узнать, с каким питомцем ребенку будет комфортнее.
Пройти тест
Еще по теме
Дети мужа: правила взаимодействия
Проблемы поздних детей и возрастных родителей
Воскресный папа: как остаться ребенку близким человеком
Как лучше всего дисциплинировать моего ребенка?
Авторизоваться | регистр
Семейная жизнь
Семейная жизнь
Слушать
Español
Размер текста
Как родитель, одна из ваших задач — научить ребенка вести себя правильно. Это работа, которая требует времени и терпения. Но это помогает изучить эффективные и здоровые стратегии дисциплины.
Вот несколько советов Американской академии педиатрии (AAP) о том, как лучше всего помочь вашему ребенку научиться приемлемому поведению по мере его взросления.
10 стратегий здоровой дисциплины, которые работают
AAP рекомендует стратегии позитивной дисциплины, которые эффективно учат детей управлять своим поведением и уберегают их от вреда, способствуя здоровому развитию. К ним относятся:
Покажи и расскажи. Учите детей правильному и неправильному с помощью спокойных слов и действий. Образцовое поведение, которое вы хотели бы видеть в своих детях.
Установить ограничения. Разработайте четкие и последовательные правила, которым могут следовать ваши дети. Обязательно объясните эти правила в терминах, соответствующих возрасту, которые они могут понять.
Дайте последствия. Спокойно и твердо объясните последствия, если они не будут себя вести. Например, скажите ей, что если она не соберет свои игрушки, вы уберете их до конца дня. Будьте готовы выполнить его прямо сейчас. Не сдавайтесь, возвращая их через несколько минут. Но помните, никогда не отбирайте у ребенка то, в чем он действительно нуждается, например еду.
Выслушайте их. Важно уметь слушать. Пусть ваш ребенок закончит рассказ, прежде чем помогать решать проблему. Обратите внимание на моменты, когда плохое поведение имеет закономерность, например, если ваш ребенок ревнует. Поговорите со своим ребенком об этом, а не просто давайте последствия.
Уделите им внимание. Самый мощный инструмент эффективной дисциплины — это внимание, чтобы поощрять хорошее поведение и препятствовать другим. Помните, что все дети хотят внимания своих родителей.
Поймай их хорошо. Дети должны знать, когда они делают что-то плохое и когда делают что-то хорошее. Замечайте хорошее поведение и указывайте на него, хваля за успехи и хорошие попытки. Будьте конкретны (например, «Вау, ты молодец, что убрал игрушку!» ).
Знайте, когда не отвечать. Пока ваш ребенок не делает ничего опасного и получает много внимания за хорошее поведение, игнорирование плохого поведения может быть эффективным способом остановить его. Игнорирование плохого поведения также может научить детей естественным последствиям их действий. Например, если ваш ребенок намеренно роняет печенье, скоро у него не останется печенья. Если она бросит и сломает игрушку, она не сможет с ней играть. Вскоре она научится не ронять печенье и осторожно играть со своими игрушками.
Будь готов к неприятностям . Заранее планируйте ситуации, когда у вашего ребенка могут возникнуть проблемы с поведением. Подготовьте их к предстоящим действиям и тому, как вы хотите, чтобы они вели себя.
Плохое поведение перенаправления. Иногда дети плохо себя ведут, потому что им скучно или они не знают, как лучше. Найдите для ребенка другое занятие.
Тайм-аут . А тайм-аут может быть особенно полезен, когда нарушается определенное правило. Этот инструмент дисциплины работает лучше всего, предупреждая детей, что они получат тайм-аут, если они не остановятся, напоминая им, что они сделали неправильно, в нескольких словах и с минимальными эмоциями, насколько это возможно, и выводя их из ситуации на предварительное предупреждение. — установить продолжительность времени (1 минута на год — хорошее практическое правило). С детьми, которым не менее 3 лет, вы можете попробовать позволить их детям самостоятельно вести тайм-аут вместо того, чтобы устанавливать таймер. Вы можете просто сказать, «Возьмите тайм-аут и вернитесь, когда почувствуете, что готовы и держите себя в руках». Эта стратегия, которая может помочь ребенку научиться и практиковать навыки самоуправления, также хорошо работает для детей старшего возраста и подростков.
Шлепки и грубые слова вредны и не действуют. И вот почему:
Заявление о политике AAP «Эффективная дисциплина для воспитания здоровых детей» подчеркивает, почему важно сосредоточиться на обучении хорошему поведению, а не на наказании за плохое поведение. Исследования показывают, что шлепки, пощечины и другие формы физического наказания не помогают корректировать поведение ребенка. То же самое относится и к крику или позору ребенка. Жесткие физические и словесные наказания не только неэффективны, но и могут нанести долгосрочный ущерб физическому и психическому здоровью ребенка.
- Нездоровый цикл порки. AAP рекомендует родителям и опекунам не шлепать и не бить детей. Вместо того, чтобы учить ответственности и самоконтролю, шлепки часто усиливают агрессию и гнев у детей. А исследование детей, родившихся в 20 крупных городах США, показало, что семьи, которые применяли физические наказания, попали в негативный цикл: чем больше детей шлепали, тем больше они впоследствии плохо себя вели, что вызывало больше ответных шлепков. Эффект шлепков также может ощущаться за пределами отношений между родителями и детьми. Потому что он учит, что причинять кому-то боль — это нормально, если вы расстроены — даже с теми, кого любите. Дети, которых шлепают, с большей вероятностью будут бить других, когда не получат того, чего хотят.
- Прочные знаки. Физические наказания повышают риск получения травм, особенно у детей в возрасте до 18 месяцев, и могут оставлять другие измеримые следы на мозге и теле. У детей, которых шлепают, наблюдается более высокий уровень гормонов, связанных с токсический стресс. Физические наказания также могут повлиять на развитие мозга. Одно исследование показало, что у молодых людей, которых неоднократно шлепали, было меньше серого вещества, части мозга, отвечающей за самоконтроль, и результаты тестов IQ в молодости были ниже, чем у контрольной группы.
- Словесные оскорбления: Как больно от слов. Кричать на детей и использовать слова, чтобы вызвать эмоциональную боль или стыд, также оказалось неэффективным и вредным. Жесткая словесная дисциплина, даже со стороны родителей, которые в остальном доброжелательны и любящи, может привести к еще большему плохому поведению и проблемам с психическим здоровьем у детей.
Исследования показывают, что жесткая словесная дисциплина, которая становится все более распространенной по мере взросления детей, может привести к большему количеству проблем с поведением и симптомам депрессии у подростков.
Учитесь на ошибках, включая свои собственные
Помните, что как родитель вы можете дать себе тайм-аут, если чувствуете, что потеряли контроль. Просто убедитесь, что ваш ребенок находится в безопасном месте, а затем дайте себе несколько минут, чтобы сделать несколько глубоких вдохов, расслабиться или позвонить другу. Когда вы почувствуете себя лучше, вернитесь к своему ребенку, обнимите друг друга и начните сначала.
Если вы не справляетесь с ситуацией с первого раза, постарайтесь не беспокоиться об этом. Подумайте, что вы могли бы сделать по-другому, и попытайтесь сделать это в следующий раз. Если вы чувствуете, что совершили настоящую ошибку в запале, подождите, чтобы остыть, извинитесь перед ребенком и объясните, как вы будете справляться с ситуацией в будущем. Обязательно сдержите свое обещание. Это дает вашему ребенку хорошую модель того, как оправиться от ошибок.
Советы по здоровой и эффективной дисциплине в зависимости от возраста/этапа
Младенцы |
|
---|---|
Малыши |
|
Дошкольный возраст |
|
Дети младшего школьного возраста |
|
Подростки и подростки |
|
Дополнительная информация
- 15 советов, как выжить в Terrible 3’s
- Как формировать поведение вашего маленького ребенка и управлять им
- Наказание детей старшего возраста
- Как дать тайм-аут
- Эффективная дисциплина для воспитания здоровых детей (Политическое заявление AAP)
- Последнее обновление
- 05.11.2018
- Источник
- Американская академия педиатрии (Авторское право © 2018)
Информация, содержащаяся на этом веб-сайте, не должна использоваться в качестве замены медицинской помощи и рекомендаций вашего педиатра. Могут быть варианты лечения, которые ваш педиатр может порекомендовать в зависимости от индивидуальных фактов и обстоятельств.
Поощрение хорошего поведения у детей: советы
Как поощрять хорошее поведение у вашего ребенка
Дети быстро учатся правильно себя вести, когда они получают от вас позитивные и последовательные указания. Это означает уделять внимание ребенку, когда он ведет себя хорошо , а не просто применять меры наказания, когда ваш ребенок делает что-то, что вам не нравится.
Вот несколько практических советов по воплощению этого позитивного подхода в жизнь.
Советы по хорошему поведению
1. Будьте образцом для подражания
Используйте собственное поведение, чтобы направлять своего ребенка. Ваш ребенок наблюдает за вами, чтобы получить подсказки о том, как себя вести, и то, что вы делаете, часто гораздо важнее, чем то, что вы говорите. Например, если вы хотите, чтобы ваш ребенок сказал «пожалуйста», скажите это сами. Если вы не хотите, чтобы ваш ребенок повышал голос, говорите тихо и нежно сами.
2. Покажите ребенку, что вы чувствуете
Если честно рассказать ребенку о том, как его поведение влияет на вас, вы поможете ребенку увидеть свои собственные чувства в ваших. И если вы начинаете предложения с «я», это дает вашему ребенку возможность увидеть вещи с вашей точки зрения. Например: «Я расстроен, потому что вокруг так много шума, и я не могу говорить по телефону».
3. Заметьте, что ваш ребенок «хороший»
Когда ваш ребенок ведет себя так, как вам нравится, дайте ему положительный отзыв. Например: «Вау, ты так хорошо играешь. Мне очень нравится, как ты держишь все блоки на столе». Это работает лучше, чем ждать, пока блоки упадут на пол, прежде чем вы заметите это и скажете: «Эй, перестань».
Эту положительную обратную связь иногда называют описательной похвалой, потому что она говорит детям, что именно они делают хорошо. Попробуйте сделать пять положительных комментариев на каждый отрицательный комментарий. И помните, что если у детей есть выбор между отсутствием внимания или отрицательным вниманием, они часто будут искать отрицательное внимание.
4. Дойдите до уровня вашего ребенка
Когда вы приблизитесь к своему ребенку, вы сможете настроиться на то, что он может чувствовать или думать. Близость также помогает вашему ребенку сосредоточиться на том, что вы говорите об его поведении. Если вы находитесь рядом со своим ребенком и привлекаете его внимание, вам не нужно заставлять его смотреть на вас.
5. Активно слушайте
Чтобы активно слушать, вы можете кивать, пока ваш ребенок говорит, и повторять в ответ то, что, по вашему мнению, чувствует ваш ребенок. Например: «Похоже, вам очень грустно из-за того, что ваши кубики упали». Когда вы делаете это, это может помочь маленьким детям справиться с напряжением и сильными эмоциями, такими как разочарование, которые иногда приводят к нежелательному поведению. Это также заставляет их чувствовать уважение и утешение. Это может даже рассеять потенциальные приступы гнева.
6. Выполняйте обещания
Когда вы выполняете свои обещания, хорошие или плохие, ваш ребенок учится доверять вам и уважать вас. Ваш ребенок узнает, что вы не подведете его, если пообещаете что-то хорошее, и ваш ребенок также научится не пытаться изменить свое мнение, когда вы объясните последствия. Поэтому, когда вы обещаете пойти на прогулку после того, как ваш ребенок соберет свои игрушки, убедитесь, что у вас под рукой есть обувь для ходьбы. Когда вы говорите, что уйдете из библиотеки, если ваш ребенок не перестанет бегать, будьте готовы уйти сразу же.
7. Создайте среду для хорошего поведения
Окружающая среда вашего ребенка может влиять на его поведение, поэтому вы можете формировать среду, чтобы помочь вашему ребенку вести себя хорошо. Это может быть так же просто, как убедиться, что в пространстве вашего ребенка есть много безопасных, стимулирующих вещей, с которыми ваш ребенок может играть. Также убедитесь, что ваш ребенок не может дотянуться до вещей, которые он может сломать или причинить им боль.
8. Выбирайте свои битвы
Прежде чем вовлекаться во что-либо, что делает ваш ребенок, особенно в слова «нет» или «стоп», спросите себя, действительно ли это имеет значение. Сводя инструкции, просьбы и негативные отзывы к минимуму, вы создаете меньше возможностей для конфликтов и плохих чувств. Вы можете использовать семейные правила, чтобы все знали, что действительно важно в вашей семье.
9. Будьте тверды в отношении нытья
Если вы уступите, когда ваш ребенок о чем-то хнычет, вы можете случайно научить его хныкать еще больше. «Нет» означает «нет», а не «может быть», поэтому не говорите этого, если не имеете в виду.
10. Будьте проще и позитивнее
Инструкции должны быть четкими, краткими и соответствовать возрасту вашего ребенка, чтобы ваш ребенок мог их понять и запомнить. И положительные правила обычно лучше отрицательных, потому что они направляют поведение вашего ребенка в положительную сторону. Например, «Пожалуйста, закройте ворота» лучше, чем «Не оставляйте ворота открытыми».
11. Дайте детям ответственность – и последствия
По мере того, как ваш ребенок становится старше, вы можете дать ему больше ответственности за свое поведение. Вы также можете дать ребенку возможность испытать на себе естественные последствия такого поведения. Например, если в обязанности вашего ребенка входит сбор вещей для ночевки, и он забывает свою любимую подушку, естественным последствием будет то, что вашему ребенку придется обходиться без подушки всю ночь.
В других случаях вам может понадобиться указать последствия ненадлежащего или неприемлемого поведения. На этот раз убедитесь, что вы объяснили последствия, и ваш ребенок согласился с ними заранее.
12. Скажите это один раз и двигайтесь дальше
Если вы говорите своему ребенку, что делать или чего не делать, слишком часто, ваш ребенок может просто отключиться. Если вы хотите дать своему ребенку последний шанс сотрудничать, напомните ему о последствиях отказа от сотрудничества. Затем начните считать до трех.
13. Дайте ребенку шанс добиться успеха
Научите ребенка вести себя хорошо, а затем похвалите его за это. Например, дайте ребенку несколько простых работ по дому или то, что он может сделать, чтобы помочь семье. Похвала за поведение и усилия вашего ребенка побудит вашего ребенка продолжать. А многократная практика вашего ребенка в выполнении работы по дому поможет ему лучше справляться с ней, чувствовать себя хорошо, выполняя ее, и хотеть продолжать делать это.
14. Будьте готовы к трудным ситуациям
Бывают моменты, когда удовлетворить потребности вашего ребенка и сделать то, что вам нужно, будет сложно, например, когда вы ходите по магазинам, в машине или на приеме. Если вы заранее подумаете об этих сложных ситуациях, вы сможете планировать с учетом потребностей вашего ребенка. Предупредите ребенка за пять минут, прежде чем вам нужно будет сменить занятие. Поговорите с ребенком о том, почему вам нужно его сотрудничество.