Как ставить звук р: Постановка звука р: поэтапная постановка и упражнения

Развитие речи: когда нужна помощь логопеда

Неправильное произношение звуков не так безобидно, как кажется на первый взгляд. Ошибки на этапе формирования речи в дальнейшем могут привести к проблемам с чтением и письмом. Нарушенная речь нередко влияет и на социализацию ребёнка. Сонорные звуки [р] и [л] чаще всего устанавливаются в детской речи последними и считаются одними из самых сложных. Далеко не все языковые культуры способны их различать.

Когда начинать бить тревогу, если сложные звуки никак «не ставятся»? Разобраться в этом вопросе «О!» поможет речевой терапевт и ведущий логопед Центра реабилитации «Тоша & Cо» Анна Рябчикова.

Анна Рябчикова, речевой терапевт, ведущий логопед Центра реабилитации «Тоша & Cо»

Процесс усвоения звуков у каждого ребёнка индивидуален. По статистике, звуки [л] и [л’] закрепляются в речи к 4,5−5 годам, звуки [р] и [р’] — к 5−6 годам. До этого момента звук [р] проходит сложную эволюцию от [й] к [л’]-[л]-[р’] и уже потом превращается в полноценный [р].

Причины неправильного произношения звуков

Самая распространённая причина — ограниченная подвижность мышц артикуляционного аппарата, иногда связанная с укороченной уздечкой, большим языком или высоким нёбом. Это не является патологией, но усложняет задачу малышу.

[Р] и [л] — звуки, для которых необходимо верхнее положение языка, а точнее кончика языка за верхними зубами, и ротовой выдох. В образовании этих звуков обязательно участвует голос. Воздух может проходить между боковыми краями щёк и языка. Тогда получаются сонорные звуки [л], [л’]. Если кончик языка поднимается за верхние зубы к альвеолам и «дрожит» под влиянием воздушной струи, возникают сонорные звуки [р], [р’].

Возможны органические причины, такие как травмы и болезненные процессы, поражающие различные звенья речевого аппарата и отделы нервной системы, имеющие отношение к речевой функции. На произношение звуков [р] и [л] также могут повлиять слабый выдох и нарушение переключения (дифференциации) носового и ротового вдоха и выдоха.

Звук [р] — вибрант. Чтобы правильно артикулировать этот звук, помимо верхнего положения, необходим сильный направленный выдох (воздушная струя, которая проходит через «середину рта»). Для звука [л] необходим острый кончик языка и плавный, направленный выдох через рот. Для его произнесения не требуется сильный выдох.

Когда обращаться за помощью

Скорректировать звуки можно в любом возрасте. Но в 5 лет это займёт несколько месяцев, а в 7−8 лет — год и дольше. Каждое неправильное произнесение звука как насечка на коре головного мозга: ребёнок запоминает и привыкает говорить так. Если он уже 8 лет говорит звук [р] используя корень языка и мягкое нёбо, перевести звук на кончик языка гораздо сложнее, чем когда он только начал так говорить.

Если ребёнок произносит горловой звук [р], на французский манер, скорее всего, без помощи логопеда звук уже не встанет и не будет произноситься правильно. В таком случае лучше обратиться к специалисту как можно раньше, потому что горловое произношение очень быстро «застревает в речи».

Со звуком [л] история схожая, но в случае пропуска или отсутствия данный звук достаточно прост в постановке. Иногда маме достаточно пару раз посмотреть, как работает логопед и дальше повторять упражнения дома.

Что делать родителям

Много читать

Заведите привычку обязательно, хотя бы раз в день по 10−20 минут, читать с ребёнком стихи или сказки. Это поможет значительно расширить словарный запас и познакомить ребёнка с красотой и благозвучием русского языка. Он будет слушать, как произносятся слова, и стремиться их воспроизводить.

Чаще разговаривать с ребёнком

Стимулируйте и поощряйте собственную речевую активность ребёнка. Обсуждайте интересные события и явления, вечером вспоминайте прошедший день и просите ребёнка рассказать о том, что запомнилось и понравилось больше всего. Дети не сразу начинают говорить правильно, но частые тренировки с языком быстрее дадут положительный результат.

Развивать мелкую моторику

Банальный, но очень действенный совет! Мелкие движения пальцев запускают работу коры головного мозга. Прямое влияние мелкой моторики на развитие речи доказал в своих работах В. М. Бехтерев.

Делать артикуляционную гимнастику

Для звука [р] необходим направленный ротовой выдох, поэтому необходимо делать дыхательные и артикуляционные упражнения:

  • «Свеча» — тренировка ровного, медленного выдоха. Пусть малыш постарается задуть воображаемое или реальное пламя свечи (вдох через рот). При этом необходимо следить, чтобы не надувались щеки, для этого их можно слегка придержать пальцами. Можно сдувать шарики для пин-понга, салфетки, дуть в свистки и дудки.
  • «Забей гол в ворота». Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик и поиграйте с ребёнком в футбол. Он должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и посоревноваться, кто быстрее.
  • Для постановки звука [л] малышу понадобится тянуть острый язык вверх (за верхние зубы), дышать ртом, зажимая кончик языка между зубами (чтобы не было вместо [л] — [н]): попросите ребёнка зажать кончик языка между зубами, улыбаться и дышать через рот.
  • «Пароход гудит». Цель — вырабатывать подъём языка вверх. Ребёнок должен приоткрыть рот и длительно произносить звук «ы-ы-ы» (как гудит пароход). При этом надо следить, чтобы кончик языка упирался в верхние резцы или был зажат между зубами. Это наиболее близкое к произнесению звука [л] положение.

Читайте также:

Развиваем речь ребёнка: от звука — к слову и предложению

30 лучших упражнений для развития дикции по мнению логопеда

5 логопедических проблем, которые нельзя запускать

Записала: Надежда Фадеева.

Фото: Tatyana Vyc, Sofi photo, Yuganov Konstantin/Shutterstock.com

развитиепсихологияполезные советы

Постановка звука [р]

В русском языке звук [р] никогда не произносится раскатисто, а, напротив, звучит сглажено и часто одноударно. Поэтому не нужно до­биваться от ребенка усиленной вибрации кончика языка.

Если же у него появилось такое избыточное произношение (чаще всего оно возникает при постановке звука последним способом), его следует устранить. Пусть ребенок при верхнем положении языка тянет звук [з], вер­хние резцы должны находиться над нижними, между ними мо­жет быть очень небольшая щель.

При этом он должен чувствовать, как воздушная струя проходит между языком и верхними зубами. Звук должен произноситься максимально звонко. На кончике языка должен как будто «зве­неть и дрожать» воздух.

138

Во время такого произнесения нужно продвинуть кончик языка в глубь рта, так чтобы тот прикасался к передней поверхности аль­веол, почти к самой их верхушке.

Для наглядности предварительно можно ощупать это место паль­цем.

Все время нужно продолжать тянуть звук [з]. Когда язык достиг­нет альвеол послышится фрикативный звук [р] (длительный глу­ховато «жужжащий» звук, по звучанию напоминающий звук [р], но без вибрации). Воздух с трением должен проходить между кон­чиком языка и альвеолами, воздушная струя должна ощущаться на кончике языка и на подставленной ко рту ладони. Для усиления четкости произнесения нужно немного выдвинуть вперед нижнюю челюсть (так, чтобы нижние резцы оказались впе­реди верхних).

Обратите на этот звук внимание ребенка н скажите ему, что он напоминает «жужжание мухи, которая бьется о стекло». Затем нужно прерывать длительное произношение фрикативного

[р] произнесением звука [т] («как будто муху на мгновение прижал языком к альвеолам и тут же отпустил, и она дальше жужжит»). У ребенка будет получаться такое произношение: [г т г т г т] (зна­чок [г] обозначает фрикативный звук [р]). Между звуками [г] и [т] не должно прокрадываться никакого гласного звука. Ребенок дол­жен чувствовать, как «муха жужжит» у него между кончиком языка и альвеолами (то есть постоянно ощущать в этом месте воз­душную струю).

Такое произношение будет вынуждать ребенка несколько задер­живать дыхание, поэтому время от времени давайте ему отды­шаться (пусть делает глубокий вдох и затем полный выдох). В дальнейшем нужно произносить звук [г] кратко, так чтобы зву­ки [г]

и [т] сменяли друг друга как можно быстрее. В результате к фрикативному звуку [р] добавится вибрация и у ребенка будет получаться звукосочетание [тр тр тр].

Обратите внимание ребенка на следующий за звуком [т] «вибри­рующий» звук, сообщите ему, что именно этот звук вы с ним и учитесь произносить.

Пусть прерывает произношение [тр — тр тр] все более и более удлиняющимися паузами. Делать это нужно по вашему сигналу (например, знаку рукой).

В результате ребенок будет произносить изолированные звукосо­четания [тр] ([тр], [тр], [тр]).

В заключение предложите ему произнести звукосочетание [тр] однократно.

Затем «обучайте муху» произносить слоги ([тра] и др.). Делать это нужно с использованием картинок.

139

^ В дальнейшем работайте с ребенком так, как это описано в преды­дущем способе. При вертикальном прикусе, можно использовать любой способ постановки звука [р]. Но его звучание, возможно, будет более точ­ным, если кончик языка ребенка будет немного сдвинут к верх­ним резцам (как и в предыдущем случае).

145

Это же правило относится и к ситуации, когда у ребенка высокое

нёбо.

Если у ребенка нет коренных зубов (особенно — верхних), нужно

будет поставить ему произношение временного (одноударного) звука

[р] третьим способом.

Когда зубы вырастут, произношение звука нужно будет уточнить

любым из приведенных способов.

/r/

Top

/r/ в словах
/r/ в предложениях

Запишите свой голос:

Чтобы произнести звук /r/:
Ключ к созданию /r/ не позволяя кончику языка коснуться нёба. Если вы прикоснетесь, слушатели могут вместо этого услышать звук /l/. Оттяните язык назад, чтобы его кончик оказался вокруг центра рта. Направьте кончик немного вверх. Теперь повибрируйте голосовыми связками и позвольте воздуху обтекать язык.

Используйте кнопки запись и воспроизведение выше, чтобы сравнить ваше произношение со словами ниже:

сохранить третий трек start

Проблемы с воспроизведением могут быть решены путем обновления страницы.

In Words

Звук /r/ играет важную роль в различии между приведенными ниже парными словами.

Прослушайте каждую пару, обращая внимание на то, чем первое слово отличается от второго.
свет | правильное падение | далеко отбеливатель | сломать челюсть | банка

Запишите себя, повторяя слова, обращая внимание на произношение /r/. Затем сравните его с записью модели. Если вам нужна помощь, посмотрите анимационное видео, чтобы узнать, как именно произносится звук.

Повторяйте это упражнение несколько раз в день. Как и в случае с любым другим навыком, улучшение требует повторения и практики.


Вот несколько общих слов, которые включают /r/. Это хорошая идея, чтобы чувствовать себя комфортно с их произношением.

Прослушайте , как произносится каждое слово, обращая внимание на /r/. Обратите внимание, как /r/ может стоять в начале, середине или конце слова.
реальный напишите честный заказ маркетинговый контракт юрист

Запишите себя, повторяя слова, обращая внимание на произношение / r /. Сравните свою запись с записью модели.

Повторяйте это упражнение несколько раз в день.

См. «Что дальше?» Раздел ниже содержит дополнительные практические советы.

В предложениях

Когда вы практикуете звуки в английском языке, важно не ограничиваться отдельными словами. Скороговорки (труднопроизносимые предложения) — отличный способ научить свой язык произносить /r/ в потоке речи.

Послушайте как произносится каждая скороговорка. Обязательно отметьте звуки или слова, которые могут быть для вас трудными, и то, сколько раз вы будете произносить /r/.
Робби редко делился своим снаряжением.

Запишите себя, повторяя каждую скороговорку. Попробуйте сначала медленно, а затем постепенно увеличьте до плавного, естественного темпа.

Повторяйте это упражнение несколько раз в день. Вы также можете попробовать создать свои собственные скороговорки!


Практика произношения еще более эффективна в осмысленном контексте. Вот несколько предложений с /r/, которые вы можете часто повторять.

Послушайте как произносится каждое предложение. Какие слова включают / r /?
Я изучаю маркетинг в Колледже Баруха.
Я разработал несколько решений ключевых проблем.

Запишите себя, повторяя каждое предложение, обращая внимание на произношение /r/.

Повторяйте это упражнение несколько раз в день.

См. «Что дальше?» Раздел ниже содержит дополнительные практические советы.

Что дальше?

Запланируйте индивидуальную сессию, чтобы узнать больше об этом звуке и о том, как его освоить. Получение прямой, персонализированной обратной связи о вашем произношении — отличный способ определить свои сильные стороны и области для улучшения.
Кроме того, вот несколько отличных способов сделать практику произношения более эффективной и подходящей для вас:

• Соберите важные словарные запасы с /r/ из вашей области обучения, резюме и других интересов. Практикуйте эти слова, записывая их произношение и записывая аутентичные предложения, в которых они используются в контексте.

• Подумайте о сценариях, с которыми вы, вероятно, столкнетесь в своей повседневной жизни (например, разговор с однокурсником или коллегой, собеседование при приеме на работу) и напишите ролевые игры, в которые можно включить слова с /r/. Это подготовит вас к их спонтанному использованию.

• Посетите час разговоров, чтобы сосредоточиться на своем произношении /r/.

• Ознакомьтесь с полезными ссылками и ресурсами, которые TfCS рекомендует для дополнительной практики, особенно с английским языком Рэйчел.

 

◀ Вернуться к разделу Согласные и гласные

Как научить звуку R — Сообщение в блоге

Как научить звуку R — Сообщение в блоге — Peachie Speechie — | / Сохранить до %Сохранить %Сохранить до Сохранить РаспродажаРаспроданоВ наличии

предыдущий | Следующие

«Р — один из самых угрожающих звуков. Вот почему они называют это убийство , а не мукдук »
-Дуайт Шрут

Дуайт прав. Звук Р может быть угрожающим! Но поверьте мне, вы можете научиться любить задачу обработки ошибок R так же сильно, как и я! В этой записи блога я поделюсь своим общим планом R-терапии и некоторыми ресурсами, которые вы можете использовать, чтобы сделать ее успешной.

В первую очередь:

Когда следует начинать лечить звук Р? Возраст 5. Да, я знаю, что это детский сад. Да, я знаю, что они очень молоды. Да, я по-прежнему считаю, что сейчас самое время начать работать над звуком R, и исследования показывают, что большинство детей усваивают его к этому возрасту (McLeod & Crowe, 2018).

Итак, поехали! Вы провели тщательное обследование, включая осмотр устного аппарата, и готовы начать терапию. Вот шаги, которые я предпринимаю, чтобы успешно вызвать звук Р. Это только общие шаги.

Если вам нужна исчерпывающая рабочая тетрадь по R-терапии, ознакомьтесь с I Can Say the R Sound .

Уроки анатомии. Не пролистывайте это. Обычно я трачу на анатомию не менее двух полных занятий. Расскажите о частях рта, включая зубы, альвеолярный отросток, мягкое небо, твердое небо, язык (кончик, лезвие, спинку и боковые стороны) и челюсть. Используйте несколько различных визуальных эффектов.

Пришло время поговорить о НАПРЯЖЕНИИ!

Недостаточно приставить язык к нужному месту. Вам нужно, чтобы оно было напряженным. Мне нравится использовать воздушные шарики, наполненные мукой, для обучения напряжению. Нажмите, чтобы посмотреть мое видео о том, как это сделать. Другие способы проиллюстрировать напряжение — потянуть за резинку, схватиться за сиденье стула, когда вы сидите, и потянуть его вверх, или сжимать мягкую игрушку во время тренировки.

Выявление . Теперь, когда ваш ученик знает свою анатомию и знает, как должен двигаться язык, пришло время начать работать над извлечением этого R! Если словесные инструкции по размещению с моделированием и подсказками не помогают, не волнуйтесь. Есть масса трюков, чтобы вызвать R. Честно говоря, это моя любимая часть процесса. Работаем над тем, чтобы получить первый чистый, четкий, идеальный звук R. Вы можете использовать такие инструменты, как зубная нить, леденцы или депрессоры для языка, чтобы обеспечить дополнительную поддержку. Вы можете формировать из других звуков. Вы можете использовать тактильные сигналы.

Подробные объяснения и инструкции по всем этим методам извлечения информации можно найти в моей рабочей тетради 9.0011 Я могу произнести звук Р .

Сверло Сверло Сверло. Как только вы услышите букву R, начинайте сверлить! Может быть, есть одно слово или контекст, в котором они могут получить четкую букву R. Дерзайте! Практикуйте это снова и снова, а затем используйте их точную постановку, чтобы помочь им попасть в другие контексты. Например, если у него довольно хорошая начальная R, используйте коартикуляцию, чтобы помочь ему добиться четкого финального вокального R!

Продолжаем . Как только вы перейдете от слов к фразам и предложениям, настало время сосредоточиться на навыках переноса! Устное чтение, устные презентации и связанные речевые действия, которые также касаются языковых навыков, таких как сравнение и противопоставление, описание и творческое письмо/рисование, — мои любимые занятия для повторной практики.

Если у вас есть ученик, который какое-то время безуспешно работал над звуком R, попробуйте вернуться к основам.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts