Как связаны мышление и речь и деятельность: Как связаны мышление, речь и деятельность человека?

Мышление и речь — Психологос

01 января 2000 г., 05:52

​​​​​​​Когда-то мышление и речь могут существовать раздельно друг от друга. Так, у маленького ребенка может быть как речь (болтовня) без мышления, так и наглядно-действенное мышление без опоры на речь. Когда-то и взрослые люди болтают, не включая голову, а некоторые сложнейшие задачи ученые решают с помощью в первую очередь мышления, только позже оформляя уже найденное решение в речь — бывает все… Тем не менее, в своей развитой форме у взрослых и думающих людей речь осмысленна, а мышление опирается в первую очередь на речь. Мышление​ рождается с помощью языка, развивается с помощью языка и выражается в речи. Мышление и речь взаимно поддерживают друг друга.

Благодаря формулированию и закреплению в слове мысль не исчезает и не угасает, едва успев возникнуть. Она прочно фиксируется в речевой формулировке — устной или даже письменной. Поэтому всегда существует возможность снова вернуться к этой мысли, еще глубже ее продумать, проверить и в ходе рассуждения соотнести с другими мыслями.

Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражается в словах, в устной и письменной речи: кто ясно мыслит, тот ясно излагает, четко выражает свои мысли в речи. И наоборот, чем больше совершенствуется, оттачивается словесная формулировка какой-то мысли, тем отчетливее и понятнее становится сама эта мысль.


Речь — помощник мышления


Когда ситуация для человека простая, когда его мышление с ней справляется легко, речь для мышления не нужна, мышление протекает без речи. «Подумал — сказал», «Взглянул — сформулировал» — речь оформляет только итоги мышления и в речевом сопровождении не нуждается. В более трудных ситуациях мышлению бывают нужны помощники, и одним из таких помощников является речь: внешняя или внутренняя.

Иногда речь сопровождает мышление не потому, что перед человеком встала трудная задача, а вследствие не вполне развитости самого процесса мышления. Менее развитое мышление течет вместе с речью, нуждаясь в ней как в необходимом средстве.

Для детей, для людей невысокого уровня культуры и для многих женщин характерно, что их мышление без речи невозможно, точнее — в сопровождении речи оно происходит более легко и привычно. Например, в процессе обычной жизни женщина начинает говорить только для того, чтобы понять саму себя, свои мысли и что она хочет сказать. Ей затруднительно сформулировать коротко тезис заранее: главную свою мысль она понимает только тогда, когда проговорила все, что в ней было.

Впрочем, мужчины также используют рассказ своих мыслей вслух, кому-либо, чтобы уточнить свои мысли и формулировки. Речь помогает самопониманию: пониманию выражаемого смысла. Формулируя свои размышления вслух, для других, человек тем самым формулирует их и для себя. Такое формулирование, закрепление, фиксирование мысли в словах означает членение мысли, помогает задержать внимание на различных моментах и частях этой мысли и способствует более глубокому пониманию. Благодаря этому и становится возможным развернутое, последовательное, систематическое рассуждение, т.

е. четкое и правильное сопоставление друг с другом всех основных мыслей, возникающих в процессе мышления.

Кроме того, речь помогает выстраиванию правильного размышления и решению задач. Проговаривание (вначале проговаривание вслух, потом про себя, во внутренней речи) — распространенный прием для помощи мышлению, для его правильного выстраивания. Некоторые школьники и даже взрослые часто испытывают трудности в процессе решения задачи, пока не сформулируют свои рассуждения вслух. Четкое проговаривание, формулирование вслух определений, правил и производимых шагов облегчает решение задач.

Речь помогает и запоминанию мысли. Чтобы запомнить пришедшую мысль, очень полезно ее проговорить вслух. Когда вы ее проговорите и услышите от себя сами, вспомнить ее суть и основные формулировки будет проще.

  • Мышление
  • Речь
  • Автор Н.И. Козлов
  • +

Комментарии (8):

Гость, 11 ноября 2013 г., 20:48

Спасибо, помогло очень.

Гость, 05 января 2014 г. , 15:24

Спасибо, очень правильная статья, она мне помогла.

Гость, 18 октября 2016 г., 16:27

Здравствуйте. Спасибо за информацию, содержащуюся в статье. Тем не менее, возник один вопрос: в статье написано, что «для людей невысокого уровня культуры характерно, что их мышление без речи невозможно». Но ведь на самом деле так и получается, что мышление без речи не может существовать. Просто кто-то проговаривает мысли про себя, а кто-то вслух (как, например, женщины). И если человек думает молча, то это ещё не значит, что он при этом ничего про себя не говорит, потому что, по определению, мышление невозможно без слов. В таком случае, почему тогда «словесное мышление» характерно для людей невысокого уровня культуры? Спасибо.

Гость, 27 октября 2016 г., 14:23

На мой взгляд, автор комментария от «18 октября 2016 20:27:28» неверно понял содержание статьи и в связи с этим задал нелогичный вопрос. Я считаю, что в статье всё написано правильно, потому что подчёркивается, что не само по себе «словесное мышление» характерно для людей невысокого уровня культуры, а его постоянство и неразрывность с самим процессом мышления. По общему правилу, «словесное мышление» используют в своей жизни все люди независимо от уровня культуры. Однако не все люди постоянно думают словами, так как развитый в достаточной степени ум человека способен переходить от словесного мышления к абстрактному, то есть несловесному. Люди с более развитым мышлением, имеющие высокий жизненный опыт и уровень знаний, способны понимать многие вещи без слов. [Продолжение в другом сообщении].

Гость, 28 октября 2016 г., 12:45

[Продолжение предыдущего сообщения] Но есть люди, которые обладают недостаточным жизненным опытом, знаниями и навыками, то есть для них любая задача является новой и поэтому они как будто бы изучают вопрос с нуля, таким образом проговаривая про себя каждое действие, чтобы не ошибиться. Также есть такие люди, которые не могут думать без слов не из-за отсутствия достаточных знаний, а из-за неразвитости мышления как такового, неспособного переходить на более высокий, абстрактный, «бессловесный» уровень понимая, поэтому таким людям всё время приходится проговаривать про себя всё то, что другому человеку понятно и без дополнительных комментариев. По этой причине, мне кажется, в статье справедливо замечено, что «менее развитое мышление течет вместе с речью, нуждаясь в ней как в необходимом средстве». На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что статья во всех аспектах верная, не содержит неясностей и не должна вызывать каких-либо вопросов у здравомыслящего человека-читателя.

1

ответ

Гость, 16 июня 2017 г., 15:56

Спасибо большое, очень много важных моментов. Благодарю!

Гость, 02 июня 2018 г., 11:36

БЛАГОДАРЮ СЕРДЕЧНО!

Гость, 07 апреля 2019 г., 11:53

Очень интересная и полезная статья. И очень простая.

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.

Допонятийное мышление

В своем становлении мышление проходит две стадии: допонятийную и понятийную. Допонятийное мышление — это начальная стадия, когда формируются свойства, поз­воляющие преодолеть ряд временных и пространственных ограничений. На этом этапе мышление у детей имеет другую, чем у взрослых, логику и организацию. Логика не является врожденной изначально, а развивается посте­пенно в процессе оперирования с предметами.

0Подробнее

01 янв. 2006 г.

Мышление

Мышление нередко определяют как способность к решению новых, экстренно возникающих задач в ситуациях, где прежние, уже известные решения не срабатывают. Творческое и конструктивное, развитое мышление действительно способно справляться с такими задачами, но это не значит, что если кто-то не нашел творческого решения в новой для него ситуации, у него мышление отсутствовало. В своих простейших формах мышление, как процесс, это всего лишь переработка информации в потоке течения мыслей, образов и ощущений.

7Подробнее

01 окт. 2022 г.

Мысль

Мысль — упакованный смысл, переданный сознанию (всплывший в сознании) в процессе мышления. Мысль (смысл?) — интересная, имеющая значение связь понятий, связь образа цели и элементов ситуации. «Я понял, как это связано!» «Я понял, что можно сделать!»

6Подробнее

01 окт. 2022 г.

Понятийное мышление

Понятийное мышление — вид мышления, где используются понятия и логические конструкции. Понятийное мышление нередко называют также отвлеченным, или абстрактным мышлением, хотя это не совсем так: абстрактный (отвлеченный) характер может иметь не только понятное, но и образное мышление. Понятийное мышление в сравнении с наглядно-действенным и наглядно-образным мышлением — более поздний этап развития мышления как в истории человечества (в филогенезе), так и в процессе развития конкретного человека (в его онтогенезе).

2Подробнее

01 окт. 2022 г.

Женское мышление происходит в процессе говорения

Для большинства женщин мышление как самостоятельная внутренняя деятельность не свойственна. Женщине затруднительно вначале думать, а после этого говорить: чтобы думать, женщина начинает говорить. Женское мышление без речи невозможно, точнее — в сопровождении речи оно происходит более легко и привычно. Мужской способ мышления: сначала сформулировал свою мысль внутри себя, потом сказал — для женщин возможен, но затруднителен.

0Подробнее

Как развивать речевое мышление?


  • Что такое речевое мышление? 

  • Схема речевого мышления и его составляющие
  • Как формируется речевое мышление?
  • Что может стать препятствием для развития речевого мышления?

  • Особенности мышления при речевых нарушениях
  • Что поможет развить речевое мышление?

Правильная артикуляция и произношение, правильное построение предложений и их интонационное оформление, умение грамотно формулировать свои мысли, выражать свои чувства, эмоции – все это возможно, если у человека своевременно формируются речевые навыки и развиваются мыслительные процессы. 

Речь и мышление тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Уровень их развития влияет на все психические процессы – внимание, память, восприятие и др. Поэтому так важно не пускать на самотек формирование речевого мышления. 

Что мешает нормальному развитию речевого мышления, какими могут быть последствия речевых нарушений и что поможет исправить дефекты – разберем в нашей статье.

 

Что такое речевое мышление?


Чтобы дать определение речевому мышлению, вспомним, что такое речь и мышление. 

Речь – это средство и форма выражения человеком своих мыслей и эмоций, их материализация с помощью языковых конструкций (слов, словосочетаний, фраз, предложений). Это сложная психическая деятельность, которая включает создание мысли, ее формулировку и восприятие высказанного, его понимание. Речь выполняет две основные функции – коммуникативную (общения) и речемыслительную (мышления) и может принимать разные формы – устную (внешнюю), внутреннюю или письменную.

Мышление – это осознание и восприятие явлений, предметов, объектов окружающего мира, создание представлений о них, установление связей между ними, решение задач, умение абстрагироваться и генерировать новые идеи. Мышление – это инструмент, при помощи которого человек перерабатывает поступающую извне информацию, может прослеживать изменения объектов во времени, представлять их видимую внешнюю и невидимую внутреннюю стороны и т. д. Это познавательная деятельность, которая помогает получать опыт, обобщать его и применять в дальнейшем – в новых ситуациях. 

Речь и мышление взаимодействуют и влияют друг на друга. Психологическая основа речи – это мысли, поэтому, для речевого развития необходимо расширение понятийного запаса, обогащение мыслей. В свою очередь мышление не будет нормально развиваться без «поддержки» со стороны речи – если нет языкового материала и его речевого оформления, выражения. 

Речевое мышление – это способность так сформулировать, высказать свою мысль, чтобы ее устный или письменный вариант был понятен окружающим. Этот процесс можно представить как говорение во время мышления и мышление во время высказывания. 

Речь и мышление – не тождественные, но взаимосвязанные и взаимозависимые процессы, которые успешно развиваются и существуют только в тандеме.

 

Схема речевого мышления и его составляющие

Исследованием взаимосвязи мышления и речи и их влияния на развитие человека занимался советский психолог Лев Выготский. Одним из результатов изысканий ученого стала теория речевого мышления, которая сыграла большую роль в понимании речевой деятельности, ее структуры, этапов формирования. 

По Выготскому, процесс речевого мышления развивается по следующей схеме:

  1. Возникает мысль и в то же мгновение появляется мотив выразить ее. 

  2. Вырабатывается мнение, что одновременно становится попыткой передать мысль, придать ей форму внутреннего слова. 

  3. Далее рождается внутренняя речь, в которой реализуется стремление «одеть» мысль во внешние слова, у которых есть свое значение (этап перехода к синтаксису значений). 

  4. Следующий этап – семантический (или смысловой): мысль облекается в слова, от синтаксиса значений мы переходим к словесному синтаксису.

  5. Подготовленная мысль – сформулированная по правилам языка, «одетая» в определенные слова – выпускается наружу: ее высказывают, озвучивают, проговаривают (используя речь). 

Так работает речевое мышление взрослого. Ребенку же предстоит прежде расширить свой запас слов и понятий, овладеть объемом знаний, которого будет достаточно для организации внутренней и внешней речи.

Каковы же составляющие речевого мышления? 

Условной единицей измерения речи является слово, а условной единицей мышления – мысль. 

За единицу речевого мышления Выготский предложил принять значение слова. 

Каждое слово не просто называет определенный, отдельно взятый предмет (или явление), а обобщает предметы (или явления), относящиеся к какой-то группе (например, слово кот не ограничивается только конкретным животным по кличке Василий, а может быть применено к самым разным котам – черным, пушистым, с тяжелым характером).

А поскольку мы выбираем слова с определенным значением, релевантным нашим мыслям, которые мы хотим выразить, донести до собеседника, значение слова можно считать одновременно и единицей мышления, и единицей речи.

 

Как формируется речевое мышление?


Речевое мышление тесно связано с речью и мышлением, а потому и развитие его зависит от того, как проходит становление этих важных для человека процессов. 

Формирование речи начинается уже в младенческом возрасте и идет параллельно с физическим и умственным развитием малыша. Ребенок овладевает новыми движениями, познает мир, обогащается его словарный запас (как активный, так и пассивный). У ребенка накапливается опыт – речевой и мыслительный, и этот процесс продолжается, когда он становится взрослым. Учеными выделяется несколько ключевых этапов развития речи, с которыми можно соотнести стадии развития мышления:

  1. Пассивный или подготовительный (до 1 года). Первый крик, первые эмоциональные реакции на родителей и их слова, обращенные к ребенку, понимание того, откуда идет звук, и первые повороты головы в сторону источника этого звука, простейшие игровые действия. На этом этапе ребенок реагирует на слова, как на знаковые символы, у него появляются первые звуки, комплексы звуков, слоги. Поскольку речь пока отсутствует, мышления тоже нет. 

  2. Автономный или преддошкольный (от 1 года до 3 лет). Это время первых слов и фраз, возможно, корявых и неправильно сказанных. Ребенок учится произносить слова, следит за реакцией взрослых, повторяет за ними, начинает понимать смысл того, что он говорит, и это понимание использовать. Малышу пока недоступны переносные смыслы слов, бывают ошибки в произношении. Он активно познает мир на ощупь и пробует на вкус, поэтому важными источником информации являются двигательный и осязательный каналы восприятия – его пальчики и рот. Это стадия элементарного мышления, которое связано с манипулированием различными предметами, – стадия предметно-действенного (или наглядно-действенного) мышления. Главные вопросы, которые интересуют кроху, – что это такое и что с этим можно делать?

  3. Активный или дошкольный (от 3 до 7 лет). Активное развитие речи сопровождается пополнением словарного запаса и расширением кругозора. В это время хорошо поддается исправлению некорректное произношение звуков. Речь усложняется, становится более связной, со временем переходит в контекстную. Усложняются фразы и предложения, добавляются речевые конструкции. Ребенок может сочинять небольшие рассказы. 

    Ведущая деятельность дошкольника – игра. Важную роль в развитии мышления играет фантазия. Это стадия наглядно-образного мышления. Малыш уже накопил определенный опыт, на который может опираться (например, его мозг зафиксировал, что большой камень тяжелый, проверять это необязательно). От действий с предметами дети переходят к действиям с их образами, знакомятся с абстрактными понятиями, учатся обобщать. Очень важно, чтобы ребенок в этом возрасте фантазировал, генерировал собственные идеи и образы – это способствует развитию интеллектуальных способностей, умения мыслить.  

  4. Школьный (от 7 до 17 лет). На этом этапе формируются правильные речевые навыки, причем все происходит осознанно: в школе ребенок осваивает основы грамматики, учится писать, развивает устную речь. Речь совершенствуется, становится эмоциональной, выразительной. На смену образам приходят понятия. Ребенок может самостоятельно определить отличительные признаки явления или предмета и отнести его к конкретной категории, способен оценить реальные размеры объекта, найти причинно-следственные связи. Его мышление становится словесно-логическим. 

Своевременное правильное развитие речи позволяет ребенку постоянно усваивать новые слова и понятия, обогащает багаж знаний об окружающем мире. Развитие речевых навыков тесно связано с развитием мышления. Мышление, в свою очередь, находится под влиянием познавательной деятельности ребенка. В играх он накапливает чувственный опыт, знания об окружающем мире, решает практические задачи – все это создает базу, материал для будущих обобщений, для развития мыслительной деятельности. Именно собственный опыт, а вовсе не объяснения и наставления взрослых имеет ключевое значение. 

Что может стать препятствием для развития речевого мышления?



  1. Дефицит собственного опыта – чувственного и практического. Такое бывает, когда малышу из самых добрых побуждений не дают познавать окружающий мир, опасаясь, что этот мир может оказаться слишком враждебным. Например, когда каждый шаг, каждую попытку познакомиться с действительностью поближе переживательные родители (а особенно бабушки) сопровождают запретами: «туда не ходи!», «это не трогай!». 

  2. Попытки родителей сделать из своего ребенка вундеркинда, а конкретно – их увлечение всевозможными методиками раннего развития. Каждый малыш развивается в своем собственном темпе. Когда у него еще не сформировались уверенные навыки устной речи на родном языке, не стоит обучать его письму, чтению или иностранному языку (в котором и правила построения предложений, и произношение, и слова совершенно другие).  

  3. Игнорирование так называемой «зоны ближайшего развития». Если ребенок развивается быстрее своих сверстников, ему может стать тесно и некомфортно в имеющихся рамках, и давно пора двигаться дальше. Гораздо лучше, если планка, к которой нужно стремиться, будет чуть выше уровня знаний и умений ребенка. 

  4. Проблемы с физическим или психическим здоровьем ребенка, которые своевременно не выявлены. Например, нарушения речи намного проще скорректировать, если обнаружить проблему на ранней стадии. 


    Особенности мышления при речевых нарушениях


    Поскольку мышление и речь тесно связаны, речевые расстройства могут привести к различным отклонениям, особенностям в развитии мыслительных процессов: 

    • При общем недоразвитии речи (ОНР) наблюдаются отставание в развитии наглядно-образного мышления; сложности с освоением анализа, синтеза, сравнений; неустойчивость внимания.  

    • При алалии (при нормальном слухе и достаточном уровне интеллекта речь полностью отсутствует или недоразвита) отмечаются отставание в развитии наглядно-образного мышления; замедленность мыслительных процессов; проблемы с переключением с одного вида деятельности на другой; отсутствие устойчивого интереса к заданиям; трудности с обобщением и сравнением, анализом и синтезом, классификацией понятий.

    • При заикании возникают нарушения внимания, памяти; склонность к сомнениям и детализации, к перебору вариантов; излишняя эмоциональность, импульсивность, торопливость; нарушение концентрации внимания.

    • При афазии (системные нарушения, которые вызваны поражениями участка коры головного мозга, отвечающего за понимание и воспроизведение слов) – нарушения фонематического слуха, слухоречевой и зрительной памяти, дефекты внутренней речи, сложности с установлением логических связей, с анализом и синтезом, сравнением и обобщением, абстрагированием, снижение темпа процессов мышления.

    • При дислалии (нарушения в звукопроизношении – замена, отсутствие, искажение или смешение звуков в устной речи) и дизартрии (проблемы с произношением – нарушение артикуляции, темпа и ритма речи, интонаций, которые выражаются в невнятности, смазанности речи) может наблюдаться ослабление, замедление мыслительной деятельности, снижение внимания, памяти. 

    • При брадилалии (патологическое замедление темпа речи) наблюдается замедление мыслительной деятельности; фиксация на каком-то одном предмете и сложности с переключением фокуса на другой; склонность к стереотипии; сложности с ориентацией в пространстве. 

    • При тахилалии (патологическое ускорение темпа речи) мысли бегут так быстро, что ребенок не успевает их правильно оформить с точки зрения артикуляции.


    Что поможет развить речевое мышление?


    1. Активная предметная деятельность. Ребенок должен выполнять свои обычные детские функциональные обязанности: совершать примитивные движения (хватать, бросать, брать), подражать действиям взрослых (катать машинку, копать землю или песок, вытирать пол). Таким образом он накапливает материал для развития речевых навыков и обобщений. 

    2. Развитие мелкой моторики. Тренировать, разрабатывать мелкие мышцы пальцев рук помогает рисование, лепка, игра с конструктором, создание коллажей и аппликаций. 

    3. Обучение самообслуживанию. Ребенок должен уметь самостоятельно умыться, одеться, обуться, убрать свои игрушки на место – все сообразно возрасту. 

    4. Знакомство с окружающим миром. Как называются птицы и животные, природные явления, деревья и цветы – информация об окружающем мире лучше усваивается на наглядных примерах. 

    5. Специальные вопросы. Важно задавать ребенку не только общие вопросы, на которые он может ответить «да» или «нет», но и те, которые требуют развернутых ответов, рассуждений. 

    6. Описание картинок. Кто изображен на картинке, что там происходит. 

    7. Имитация и узнавание разных звуков. Это могут быть, например, звуки природы – собачий лай, чириканье воробьев или карканье вороны, шелест листвы или песенки сверчка.

    И еще очень важно не помогать ребенку делать то, что он в состоянии сделать самостоятельно. 

    Специалисты рекомендуют выполнять следующие упражнения на развитие речевого мышления:

    • «Что лишнее?» Предложить ребенку выбрать из ряда картинок (можно взять карточки детского лото или сделать самостоятельно) лишний предмет, например, из категории съедобное-несъедобное, и объяснить свой выбор. 

    • «Что в мешке?» Положить в мешок предмет (например, мяч или картинку из детского лото с мячом) и описать его, не упоминая название. По характеристикам невидимого предмета ребенок должен догадаться, что в мешке.

    • «Что это?» Предложить ребенку несколько предметов одной категории (например, воробей, петух, синица, голубь или груша, яблоко, мандарин, банан) и предложить объяснить одним словом, что это такое (птицы или фрукты). 

    Подобные упражнения способствуют правильному формированию мыслительных функций и помогут скорректировать отклонения и несовершенства. 

    Нарушения речи возникают не только у детей, но и у взрослых – например, у пациентов, перенесших инсульт. Особенностям восстановления речи и речевого мышления в таких случаях посвящен курс «Восстановление речевого мышления у больных с последствиями инсульта» в нашей Академии.


    Как человеческий мозг обрабатывает мысли во время естественного общения — ScienceDaily

    Science News

    от исследовательских организаций


    Дата:
    20 июня 2014 г.
    Источник:
    Университет Альберта Людвига Фрайбург
    Резюме:
    Впервые нейробиологам удалось выяснить, как разные мысли отражаются в активности нейронов во время естественных разговоров. Они изучали связь между речью, мыслями и реакциями мозга.
    Поделиться:

    Фейсбук Твиттер Пинтерест LinkedIN Электронная почта

    ПОЛНАЯ ИСТОРИЯ


    Впервые нейробиологам удалось выяснить, как различные мысли отражаются в активности нейронов во время естественных разговоров. Йоханна Дерикс, Ольга Ильина и междисциплинарная команда доктора Тонио Болла из Cluster of Excellence BrainLinks-BrainTools Фрайбургского университета и Центра эпилепсии Университетского медицинского центра Фрайбурга (Фрайбург, Германия) сообщают о связи между речью, мыслями и ответы мозга в специальном выпуске Границы нейронауки человека.

    реклама


    «Мысли трудно исследовать, так как нельзя напрямую наблюдать, о чем думает человек. Язык, однако, отражает основные психические процессы, поэтому мы можем проводить лингвистический анализ речи субъектов. и использовать такую ​​информацию в качестве «моста» между нейронными процессами и мыслями испытуемого», — объясняет нейробиолог Джоанна Дерикс. экспериментальная установка. Вместо этого исследователи проанализировали повседневные разговоры и основную активность мозга, которая была записана непосредственно с поверхности коры. Это исследование стало возможным благодаря помощи больных эпилепсией, у которых необходимо было получать записи нейронной активности в течение нескольких дней с целью преднейрохирургической диагностики.

    Для начала нужно было определить границы между отдельными мыслями в непрерывных разговорах. Более ранние психолингвистические исследования показывают, что простое предложение является подходящей единицей для содержания одной мысли, поэтому исследователи выбрали лингвистическую сегментацию на простые предложения. Полученные единицы «идей» были отнесены к разным категориям. К ним относятся, например, то, выражает ли предложение содержание, связанное с памятью или самим собой. Затем исследователи проанализировали нейронные реакции, специфичные для контента, и наблюдали четко видимые закономерности мозговой активности.

    Таким образом, нейробиологи из Фрайбурга продемонстрировали осуществимость своего новаторского подхода к исследованию с помощью речи того, как человеческий мозг обрабатывает мысли в реальных условиях.

    реклама


    История Источник:

    Материалы предоставлены Albert-Ludwigs-Universität Freiburg . Примечание. Содержимое можно редактировать по стилю и длине.


    Номер журнала :

    1. Йоханна Дерикс, Ольга Ильина, Йоханна Вайске, Андреас Шульце-Бонхаге, Ад Артсен, Тонио Болл. От речи к мысли: нейронная основа когнитивных единиц в неэкспериментальном, реальном общении, изученная с использованием ЭКоГ . Frontiers in Human Neuroscience , 2014; 8 DOI: 10. 3389/fnhum.2014.00383

    Процитировать эту страницу :

    • MLA
    • АПА
    • Чикаго

    Университет Альберта Людвига во Фрайбурге. «Поиск мыслей в речи: как человеческий мозг обрабатывает мысли во время естественного общения». ScienceDaily. ScienceDaily, 20 июня 2014 г. .

    Университет Альберта Людвига во Фрайбурге. (2014, 20 июня). Поиск мыслей в речи: как человеческий мозг обрабатывает мысли во время естественного общения. ScienceDaily . Получено 7 марта 2023 г. с сайта www.sciencedaily.com/releases/2014/06/140620103127.htm

    Albert-Ludwigs-Universität Freiburg. «Поиск мыслей в речи: как человеческий мозг обрабатывает мысли во время естественного общения». ScienceDaily. www.sciencedaily.com/releases/2014/06/140620103127.htm (по состоянию на 7 марта 2023 г.).


    Координация движений, языка и мыслей? Расширенная роль мозжечка

    Каждый раз, когда мы используем нашу координацию — будь то удар в гольф или просто тянемся за кружкой кофе — мозжечок играет. Хорошо известно, что небольшая структура в основании мозга имеет решающее значение для координации наших движений, их точности и времени. Но, согласно растущему количеству исследований, те же предсказательные способности, которые мозжечок привносит в моторный контроль, также влияют на язык и обучение и даже могут дать представление о расстройствах мышления, связанных с шизофренией.

    Мозжечок «очень обманчив — он выглядит довольно маленьким, но он просто битком набит нейронами, на самом деле больше половины нейронов во всей центральной нервной системе», — сказал Ричард Иври, когнитивный нейробиолог из Калифорнийского университета в Беркли. , выступая на пленарном заседании ежегодного собрания Американской психологической ассоциации (АПА) в начале этого месяца в Вашингтоне, округ Колумбия. снова и снова в самых разных контекстах. И, утверждал он, эти контексты выходят за рамки двигательных и сенсорных навыков, что делает его более влиятельной структурой, чем считалось ранее.

    Недавнее исследование показало, что нарушение функции мозжечка может способствовать нарушению когнитивных функций. Пациенты с дегенерацией или поражениями мозжечка демонстрируют легкие нарушения ряда нейропсихологических тестов, особенно тех, которые связаны с рабочей памятью и беглостью речи. Кроме того, сотни исследований изображений показали активность в мозжечке, которая не может быть связана с двигательными потребностями, намекая на дополнительные роли этой структуры.

    Координация движения

    Чтобы понять роль, которую мозжечок играет в общем познании и обучении, Иври сначала провел с аудиторией несколько классических экспериментов в области когнитивной нейробиологии, демонстрирующих двигательный контроль. Он держал ручку перед собой, а затем другой рукой просто указал и коснулся ручки. Для пациентов с дегенерацией мозжечка эта задача уже не так проста; их руки будут дрожать и дрожать, что является классическим признаком «дисметрии» или нарушения координации.

    В других экспериментах исследователи использовали призматические очки, которые смещают визуальный мир в поперечном направлении, чтобы проверить, как наш мозжечок калибруется и приспосабливается с течением времени. Надев призматические очки, Иври снова попытался выполнить задачу наведения пера, но промахнулся, так как очки изменили его восприятие того, где находится цель. Но, попробовав пару раз и получив обратную связь всякий раз, когда он промахивался или касался пера, он смог приспособиться и постоянно касаться пера. После снятия очков его цель снова была нарушена, но его мозжечок быстро адаптировался.

    «Пациенты с дегенерацией мозжечка плохо адаптируются, — сказал Иври. Но у здоровых взрослых мозжечок настолько хорошо адаптируется, что автоматически исправляет так называемые «сенсорные ошибки предсказания», даже если он неадаптирован. Таким образом, мозжечок «тупой», сказал он, поскольку ему не хватает информации о более высоком порядке, поступающей от коры. «Вы не можете отключить процесс обучения мозжечка», — сказал Иври.

    На самом деле, Иври и его коллеги обнаружили в серии экспериментов, что пациенты с повреждением мозжечка на самом деле могли лучше выполнять задачу по прицеливанию, чем здоровые группы населения, когда это требовало стратегического мышления. После последовательного вращения цели в течение суток у здоровых пациентов возникал автоматический дрейф руки, который они не могли отключить (как в демонстрации ручки с призматическими очками): даже когда им сообщали выигрышную стратегию достижения цели, они не могли добиться успеха. Однако участники с дегенерацией мозжечка могли реализовать эту стратегию без вмешательства «немого мозжечка».

    Они также попросили пациентов с префронтальными повреждениями выполнить задание, и эти участники не смогли исправить автоматический дрейф, что свидетельствует о том, что префронтальные нарушения нарушают стратегическую функцию коры, препятствуя автоматической сенсорно-моторной функции мозжечка. И все же, по словам Иври, все не так просто — утверждая, что между областями мозга может и не быть таких резких границ.

    Связи между мозжечком и префронтальной корой могут позволить мозжечку участвовать в когнитивной функции. Исследования показали, что «нео-мозжечок» — часть мозжечка, которая увеличилась у приматов и человека в частности — взаимодействует с префронтальной корой, и это может влиять на все, от языка до генерации мыслей.

    Координация языка

    Одной из областей, где эти связи могут проявиться, является генерация языка, которая требует семантического прогнозирования в реальном времени — способности предвидеть, что вы хотите сказать, и адаптироваться в соответствии с требованиями разговора, например, по очереди в речи. В работе с Торгейром Мобергетом и его коллегами Иври проверил, помогает ли мозжечок обрабатывать «предсказательные» предложения, когда контекст, обеспечиваемый начальной частью предложения, дает подсказки к тому, что будет в конце предложения.

    Используя фМРТ, исследователи изучили, как мозжечок участников реагировал на предложения, которые были либо прогнозирующими (например, «Вода в пруду замерзла»), либо содержали прогностическое семантическое нарушение (например, «Человек съел железную дорогу») по сравнению с предложениями. к бессмысленным предложениям. Большая активность мозжечка будет связана с вычислениями, необходимыми для создания прогнозов и обнаружения ошибок.

    Они обнаружили повышенную активность в мозжечке с предложениями-предсказателями и с нарушениями-предсказателями, в отличие от бессмысленных предложений. Данные свидетельствуют о том, что прогностическая функция мозжечка распространяется и на языковую область.

    Координация наших мыслей

    Эта работа поднимает дополнительные вопросы о том, могут ли эти дефициты прогнозирования быть частично ответственными за расстройства мышления при шизофрении – неспособность различать речь и мысли, производимые самим собой, и внешнюю речь и мысли.

    Другой пример того, как мозжечок может влиять на познание, взят из мира нейропсихиатрии. Неврологические исследования показали аномалии мозжечка у пациентов с аутизмом, СДВГ и шизофренией. А у некоторых людей с шизофренией обнаруживаются проблемы с координацией движений и даже обнаруживаются нарушения в задачах двигательного обучения, таких как адаптация призмы. Эти наблюдения привели к вопросу о том, видим ли мы признаки того, что больные шизофренией изо всех сил пытаются использовать прогностическую информацию.

    Основой для недавней работы в этой области послужило исследование, в ходе которого исследователи проверяли, как мозг пациентов с дегенерацией мозжечка реагирует на звуки, генерируемые извне, по сравнению с самими инициируемыми. Участники снова и снова нажимали кнопку, чтобы услышать звук, и исследователи сравнивали реакцию ЭЭГ участников с тем, когда они слышали звук, не нажимая кнопку. Когда звуку предшествовало нажатие кнопки — прогностическое условие — ЭЭГ показала подавление реакции мозга у здоровых пациентов, отсутствовавшее у пациентов с дегенерацией мозжечка.

    Согласно результатам другого исследования, подавленный ЭЭГ-ответ головного мозга также отсутствует у пациентов с шизофренией. «Для них их мозг точно так же реагирует на тон, независимо от того, был ли он сгенерирован извне или если они нажали кнопку». Кажется, у них нет такой же прогнозирующей реакции.

    «Люди с шизофренией и люди с дегенерацией мозжечка демонстрируют очень похожую потерю этой предикативной способности», — пояснил он.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts