Как связаны понятия самореализация свобода и ответственность: Свобода как условие самореализации личности

Свобода как условие самореализации личности

Свобода как условие самореализации личности — фундамент для внутреннего роста и совершенствования. В современном мире для того чтобы достичь успеха, человеку необходимо не мечтать о чем-то большем, а действовать. Соответственно, чтобы предпринимать какие-либо шаги, необходимо ощущать себя зрелым и целостным человеком, находящимся в гармонии с окружающим миром.

Самореализация — это целенаправленный поиск и развитие своих талантов и возможностей в различных сферах деятельности. Иными словами, если человек чувствует, что реализовал свой потенциал, достиг максимальной планки, гордится своими достижениями и признан обществом, значит, можно сказать, что этот человек самореализовался. Понятие свободы трактуется менее однозначно. Большинство определений размыты, а те, что конкретизированы, могут сильно отличаться друг от друга. Однако чаще всего под свободой понимается полная независимость от внешних факторов, самостоятельность, возведенная в абсолют, а также воля поступать в соответствии со своими желаниями.

Первый шаг на пути к успеху — это всегда самореализация, которая невозможна без ощущения внутренней свободы как условия самореализации личности. Так, понятия «свобода» и «самореализация» неразрывно связаны между собой. От тренеров по личностному росту можно часто услышать выражение: «свобода — цель самореализации». Отсюда видно, что эти два понятия тесно связаны между собой.

Понимание свободы в современном мире

Еще несколько столетий назад свобода для большинства людей была недосягаемой мечтой. В России существовало крепостное право, в большинстве европейских стран — рабство. Раб не имел никаких прав, только обязанности — исполнение воли тех, кому он принадлежал. Логично, что думать о саморазвитии и самореализации рабам в то время не приходилось.

Осознание воли, выбора и независимости происходит в два этапа

Первый этап — это этап осознания. Человек начинает понимать, что для развития необходимо не стоять на месте, а двигаться в каком-то направлении. Он начинает задумываться о том, в каком направлении ему стоит работать над собой.

Следующий этап – способность выбора: человек уже определяется с целями и начинает задумываться о том, что ему нужно и какие шаги следует предпринять для осуществления желаемого.

Чем больше у человека опыта в различных сферах жизни, чем шире его кругозор, багаж знаний и умений, тем менее человек зависим от окружающих его людей и общества в целом, а значит, и более свободен. Расширение рамок и снятие внутренних ограничений позволяют максимально раскрыть свой потенциал и реализовать себя как личность.

Та степень свободы, которую общество позволит использовать человеку в полной мере, и будет его полем для самореализации. Кроме того, личность совершенствуется, используя те возможности, которые предоставляет ей общество. Человек будет развиваться гармонично и полноценно только при условии, что он сможет делать свой выбор самостоятельно, без оглядки на чужие мнения или иные внешние факторы, — иными словами, человек должен быть свободен. Для того чтобы развиваться максимально продуктивно, необходимо обеспечить подходящие условия. Одним из таких условий будет обеспечение внутренней свободы, которая также распространяется на любую творческую и интеллектуальную деятельность человека.

Роль воли при самосовершенствовании

Самосовершенствование — это целенаправленное развитие ценных качеств и способностей, а также личностный рост, согласующийся с целями человека. Воля играет решающую роль для благополучного саморазвития. Если человек усерден, порой через силу, и не поддается лени, значит, он готов развиваться. Кроме того, гармонично развивающийся человек должен иметь собственное мнение и не бояться его высказывать, даже если оно противоположно общественному. Для этого тоже необходимо иметь развитую силу воли

С детства ребенок привыкает к тому, что мнение родителей неоспоримо, его учат не перечить и во всем соглашаться со старшими. Ребенку приходится подстраиваться сначала под родителей, затем – под учителей и сверстников, и таким образом, его сила воли заглушается, собственное мнение сливается с чужим, и ребенок уже не может принимать решения самостоятельно.

Еще один часто встречающийся враг вставшего на путь самосовершенствования — внутренние сомнения и неуверенность. «Что о моих действиях подумают окружающие?», «Точно ли у меня получится?», «Правильно ли я поступаю, делая так, а не иначе?» — появление в голове всех этих вопросов логично и объяснимо. Однако их следует гнать прочь, так как чем больше вы будете тянуть с принятием решения, тем больше времени вы потеряете впустую. Лучше попробовать, пусть и безуспешно, чем не пробовать вовсе — так вы как минимум наберетесь опыта.

Ответственность за свой выбор

Какое бы решение вы не приняли, оно обязательно будет нести за собой последствия, ответственность за которые ляжет на ваши плечи. Необходимо понимать, что любой совершенный вами поступок, каждое слово, действие и даже взгляд имеет свой исход. Логично, что полученный исход может удовлетворять или не удовлетворять человека, то есть быть для него положительным или отрицательным. Умение нести ответственность за каждое свое решение — это еще один важный пункт, необходимый для благополучного самосовершенствования. Поэтому, прежде чем совершить какое-то действие, нужно сразу подумать, к каким последствиям оно может привести. Если результат не зависит от вас и ваши риски минимальны, то пробуйте и рискуйте, выходите из своей зоны комфорта. Однако если ситуация полностью находится под вашим контролем, то приложите максимум усилий, чтобы достичь нужного результата. Например, если вы даете обещание, значит, сдержите его. Только человек, который полностью осознает последствия своих действий и несет ответственность за свои решения, может считаться человеком, стоящим на пути к самореализации.

 

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК АТРИБУТ ЛИЧНОСТИ. ДИАЛЕКТИКА СВОБОДЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ.

ВВЕДЕНИЕ

Ответственность не является отрицанием свободы, а есть её естественное дополнение и условие реализации.

Ответственность отражает и выражает в основном нравственную необходимость субъекта давать самому себе отчет, а также другим людям, за свои действия и поступки, за их результаты и последствия. Ответственность в соотношении со свободой делает возможным справедливость и социальное равенство, исключает анархию и произвол.

ЕДИНСТВО СВОБОДЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ

ЛИЧНОСТИ

Прежде всего – свобода, это возможность вольно мыслить и поступать, как хочется. Это осознанный выбор поведения и мировоззрения. Однако общество ограничивает возможность выбора различными нормами и правилами, обусловленными намерением гармоничного

развития человека во всей социально- общественной системе. Отсюда и возникает ответственность, как обратная сторона свободы.

Существует несколько видов ответственности:

нравственная, историческая, политическая,

юридическая;

персональная (индивидуальная), коллективная, групповая.

ЕДИНСТВО СВОБОДЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

Свобода права и ответственность личности взаимосвязаны друг с другом. Ответственность выступает в качестве основы, внутреннего стержня человека. Она регулирует его нравственную позицию, а также мотивацию его поступков и поведения в целом. Когда человек регулирует свое поведение в соответствии с общественными установками речь идет о таком понятии как совесть. Однако,

сочетание свободы и ответственности больше противоречиво, чем гармонично. Эти понятия как взаимодополняют друг друга, так и взаимоисключают.

ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

Еще в 18 веке взаимосвязь этих двух понятий рассматривал Бенедикт Спиноза. Диалектика свободы и ответственности личности согласно его рассуждениям сводилась к тому, что ответственность – это необходимость, а там где есть необходимость свободы быть не может. Также Спиноза утверждал, что человек как часть природа всегда подчинен необходимости, но чтобы при этом оставаться свободным, человек как единственное мыслящее существо обязан познавать окружающий мир и осознавать свое существование. Таким образом, человек не может изменить законы природы и ход времени, но организовав свою деятельность, опираясь на них, он может стать выше этих законов, и обрести господство над окружающей действительностью. Однако такой подход к сочетанию свободы и ответственности личности приемлют далеко не все.

ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

Поэтому существует несколько моделей отношения человека и общества:

борьба за свободу – открытый и непримиримый конфликт человека с обществом;

адаптация к окружающему миру – человек добровольно подчиняется законам природы и окружающей действительности, жертвуя своим стремлением стать свободным;

бегство от мира – поведение, при котором человек, будучи не в силах обрести свободу в обществе уходит «в себя» или идет в монастырь.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Самореализация личности, свобода и ответственность гармонично взаимодействуют только в том случае, если человек осознает мотивы своей деятельности и не идет наперекор установленным в обществе правилам и нормам. Личность может реализоваться только в том случае, когда полноценно использует свободу как право выбора. Чем выше выбранная жизненная цель, тем лучше средства ее достижения будут соответствовать закономерностям развития окружающей действительности. Ответственность, в свою очередь связана с необходимостью выбора средств и способов, благодаря которым будет осуществляться цель. Таким образом, свобода способствует возникновению ответственности личности, а ответственность является направляющим стимулом свободы.

История, убеждения, использование и многое другое

Экзистенциальная теория основана на вере в то, что мы несем ответственность и имеем свободу создавать свой собственный смысл.

Какова цель моей жизни? Если вы когда-либо задавали себе этот вопрос, возможно, вам потребовалось много размышлений. Тем не менее, то, как мы придаем смысл своей жизни, может влиять на наш выбор в том, как мы ведем себя и взаимодействуем с другими.

Вы можете чувствовать себя перегруженным выбором и испытывать беспокойство. Но, с другой стороны, вы можете сделать выбор, который покажется вам целеустремленным и полезным. Экзистенциальная теория объясняет, как мы придаем смысл и применяем этот смысл в своей жизни.

Экзистенциальная теория основана на философской идее о том, что у людей есть свободный выбор, и благодаря этому свободному выбору мы можем создать цель и смысл своей жизни. Экзистенциальная теория предполагает, что у нас есть выбор, кем мы хотим быть.

Корни экзистенциальной теории восходят к началу 1800-х годов, и первым философом, исследовавшим идею экзистенциализма, был датский философ Сёрен Кьеркегор. Его часто называют отцом экзистенциализма.

Другие ключевые факторы, повлиявшие на экзистенциалистскую теорию, включают:

  • Фридрих Ницше
  • Доктор Карл Джасперс
  • Доктор Мартин Хайдеггер
  • Жан-Паул Сартр
  • Доктор Виктор Франкл
  • . вы придаете значение своей жизни.

    Экзистенциализм фокусируется на личном выборе и вопросе: что значит существовать?

    Есть много ключевых идей экзистенциализма.

    Существование предшествует сущности

    Это одна из важнейших концепций в понимании экзистенциалистской теории. Это исследует идею о том, что мы существуем и находим смысл позже. У нас есть свободный выбор, чтобы создавать свой смысл и развивать наши ценности. Концепция объясняет, что это является нашей целью в жизни: создать смысл.

    Экзистенциальные философы считают, что когда мы рождаемся, мы «ничто». Вместо этого, развивая смысл, мы становимся тем, что делаем из самих себя.

    Свобода

    Экзистенциализм подчеркивает важность неограниченной свободы для людей делать свой собственный выбор. Этот выбор, благодаря свободе, которой обладают люди, позволяет им:

    • создавать цели
    • делать что-то из себя
    • создавать значимые переживания в своей жизни

    абсурд

    жизнь к созданию смысла. Абсурд относится к идее, что в жизни много неизвестных обстоятельств, и с вами может случиться что угодно в любой момент.

    Идея объясняет, что события, которые могут произойти с вами, не следуют определенной схеме. Экзистенциальные теоретики считают жизнь «абсурдной» и не имеющей смысла, пока мы не придаем ей значения.

    Тревога

    Тревога часто возникает, когда вы осознаете абсурдность жизни. Экзистенциалисты предполагают, что осознание своей свободы и ответственности часто может привести к ощущению непреодолимого страха.

    Тем не менее, свободный выбор позволяет нам делать либо здоровый, либо разрушительный выбор благодаря этому осознанию. Цитируя Кьеркегора, «тревога — это головокружение свободы».

    Подлинность

    Подлинность — еще один важный элемент экзистенциалистской теории. Аутентичность заключается в том, чтобы быть искренним и делать выбор таким образом, который имеет основополагающее значение для того, кем вы являетесь, независимо от внешнего давления.

    Индивидуальность — важный аспект экзистенциальной теории, связанный с аутентичностью.

    Экзистенциальные теоретики считают, что не существует неотъемлемого состояния «человеческой природы», поэтому люди должны определить, на какие ценности или цели следует обращать внимание.

    Заброшенность

    Эта концепция экзистенциальной теории исходит из идеи, что люди являются их единственным источником ценности. Предпосылка предполагает, что это знание создает чувство одиночества и изоляции.

    Он предполагает, что свобода людей может заставить их чувствовать себя в ловушке.

    Преимущество экзистенциализма в том, что он помогает людям найти смысл в своей жизни. Осознавая свободу и выбор, люди могут уменьшить свою тревогу по поводу неизвестного.

    Полноценная жизнь может уменьшить страх перед неожиданными событиями и помочь нам справиться с непреодолимыми эмоциями, такими как страх.

    Одним из существенных ограничений экзистенциализма является идея ответственности. Экзистенциалисты утверждают концепцию личной свободы и ответственности.

    Но, как предполагают некоторые исследователи, давление общества ограничивает наши свободы, или у нас есть личные обязанности, необходимые для выживания, которые накладываются на свободу.

    Например, вы можете совмещать финансовое благополучие с созданием семьи. Эти две вещи могут конкурировать за ваши потребности и накладываться на понятие свободы.

    Экзистенциальная терапия помогает человеку принять и смириться с определенными жизненными данностями, такими как осознание своей смерти.

    Экзистенциальная терапия обращается к четырем первоочередным тревогам:

    1. свобода и ответственность
    2. изоляция
    3. смерть
    4. бессмысленность

    Экзистенциальные терапии обращаются к вопросам о природе нашего существования. Считается, что, преодолевая стресс, связанный с экзистенциальными темами, проблемы с психическим здоровьем, такие как тревога, будут уменьшены или предотвращены.

    Техники, используемые в экзистенциальной терапии

    Если вам интересно, чего ожидать от экзистенциального терапевта, есть несколько стандартных используемых техник.

    Первая техника, обычно используемая в экзистенциальной терапии, — это то, что Франкл назвал логотерапией.

    Логотерапия изучает страхи, которые вызывают симптомы тревоги или другие симптомы психического здоровья. В логотерапии основная предпосылка состоит в том, что существует упреждающая тревога, когда человек сталкивается с пугающей ситуацией или думает о ней.

    В логотерапии основное внимание уделяется провоцирующему событию, вызывающему симптомы. Иногда сеансы даже направлены на то, чтобы воспроизвести симптомы и противостоять им на более целенаправленном уровне, чем когда-либо прежде.

    Цель состоит в том, чтобы помочь отделить себя от симптомов, чтобы они потеряли над вами власть.

    Еще одна техника, широко используемая в экзистенциальной терапии, — сократовские вопросы. Сократические вопросы — это техника, которую экзистенциальные терапевты используют, чтобы помочь вам обрести новую перспективу.

    Сократовские вопросы представляют собой серию вопросов, которые помогают облегчить поведение и мысли для достижения терапевтических целей.

    Экзистенциальная теория фокусируется на важных вопросах жизни. Какова моя цель? Как мне создать смысл? Как мне справиться с собственной смертностью? Экзистенциализму уже много веков, и он до сих пор используется для решения глубоких вопросов.

    Основные идеи экзистенциализма вытекают из создания смысла и индивидуального выбора, который у вас есть. Тревога или страх часто могут возникать из-за осознания свободы и ответственности.

    Целью экзистенциальной терапии является создание осмысленной и целеустремленной жизни. Терапевт делает это посредством рефлексивного слушания и сократовского опроса. Экзистенциальная терапия может помочь людям работать над более целенаправленной жизнью.

    СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРИ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ППС

    Абульханова-Славская К. А. (1991). Стратегия жизни. Москва: Мысль.

    Базыл, Л. О. (2017). Реализация педагогической свободы учителя в условиях реформы образования. Получено с http://conf.kubg.edu.ua/index.php/courses/preschool/paper/view/140 [на украинском языке].

    Байлюк В.В. (2011). Человекознание. Самореализация личности: общие законы успеха. Самореализация личности: общие стратегии успеха. Екатеринбург: Урал. гос. пед. не-т. Получено с https://rucont.ru/file.ashx?guid=2d710068-17c0-4eac-aa0f-56bf415742b2.

    Болл, Х. О. (2003). Внутренняя свобода человека и особистность надиинист у контекста гуманизации освити. Практическая психология та социальная робота – Практическая психология и социальная работа, 9, 1-7 [на укр.].

    Бех И. Д. (1998). Личностно ориентированное воспитание. Киев: ИЗМН [на укр.].

    Бех И. Д. (2017). Самореализация личности как определяющий критерий ее жизнедеятельности. Бахатовымирнисть особенностей: теория, психодиагностика, коррекция. Зб. наук. Прац за материалы Всеукр. наук.-практ. семинару з мижнар. участию – Многомерность личности: теория, психодиагностика, психологическое лечение. (стр. 31-36). Полтава: ПНПУ имени В. Х. Короленко. Получено с http://dspace.pnpu.edu.ua/bitstream/123456789/7947/1/10.pdf [на украинском языке].

    Бусел, В. Т. (ред.). (2004). Большой одноязычный словарь современной украинской мовы. Киев; Ирпень: ВТФ «Перун».

    Дружинин В. Н. (2007). Психология семьи. Санкт-Петербург: Питер.

    Коваленко О.Г. (2015). Межличностное общение пожилых людей: психологический аспект. Киев: Институт обдарованной жизни [на украинском языке].

    Кузьмина Е.Ю. (2007). Психология свободы: теория и практика. Санкт-Петербург: Питер. Получено с https://cutt.ly/8enqU1H [на русском языке].

    Кузьмина Е.Ю. (2016). Свобода творчества и детерминизм. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития – Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Педагогическая акмеология. Психология развития, 1 (17), 21-34. Получено с https://cyberleninka.ru/article/n/svoboda-tvorchestva-i-determinizm.

    Леонтьев Д. А. (2010). Личность в непредсказуемом мире. Методология и история психологии – Методология и история психологии, 5, 120-140. Получено с http://mhp-journal.ru/rus/2010_v5_n3_08 [на русском языке].

    Лифарьева Н.В. (2003). Психология особенности. Киев: Центр навчальной литературы.

    Максименко С.Д., Осодло В.И. (2010). Структура и особенности детерминанты профессиональной самореализации субъекта / Максименко С.Д. Проблемы сучасной психологии: Збирник научных исследований Каменец-Подольского национального университета им.

    Г. С. Костюка АПН Украины – Проблемы современной психологии. (Том 8), (стр. 3-19)). Каменец-Подольский: Аксиома.

    Максименко С.Д. (ред.). (2013). Психологические факторы самоопределения личности в образовательном пространстве. Кировоград: Имекс-ЛТД [на укр.].

    Министерство просвещения и науки Украины. (2016). Новая украинская школа. Получено с https://mon.gov.ua/storage/app/media/zagalna%20serednya/nova-ukrainska-shkola-compressed.pdf [на украинском языке].

    Овчаренко Н.В. (2015). Особенности методологии анализа философско-освитного змисту понимания «самореализации особенности». Гилея: научный вестник – Гилея: Научный вестник, 92, 269-273. Получено с http://nbuv.gov.ua/UJRN/gileya_2015_92_67 [на украинском языке].

    Олпорт, Х.В. (1998). Личность в психологии. (Ю. Ю. Авидон, Пер.). Москва: «КСП+», Санкт-Петербург: «Ювента».

    Панок, В. Х. и Руд, Х. В. (2006). Психология жизненного пути личности. Киев: Ника-Центр [на укр.].

    Роменец В.А., Маноха И. П. (2003). История психологии. Киев: Лыбидь [на укр.].

    Самодрин А. П. (2019). Архитектоника профильного образования. Кременчуг: П.П. Щербатых О. В. [на украинском языке].

    Сахарова В.Х. (2003). Ответственность как личностный фактор и возможности ее диагностики. Автореферат диссертации. Хабаровск. Получено с http://irbis.gnpbu.ru/Aref_2003/Saharova_V_G_2003.pdf.

    Слободчиков В.И., Исаев Э.И. (1995). Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Психология человека: введение в психологию субъективности. Москва: Школа-Пресс.

    Степанов О. М. ((Ред.). (2006). Психологическая энциклопедия.

    Титаренко Т. М. (2014). Нарысы до социально-психологической теории особенного жизненного конструирования. Психологические науки: проблемы и здобутки – Психологические науки: проблемы и достижения, 5, 172-186.0003

    Франкл, В. (1990). Человек в поисках смысла. Л. Я. Хозмана и Д.А. Леонтьева (ред.). Москва: Прогресс.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts