Как выглядит модель социального развития человека в нашем обществе: Система социологических понятий в кратком изложении. Для учащихся старших классов и студентов младших курсов – Научно-образовательный портал IQ – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

ГУ — Этапы социального развития человека

Этапы социального развития человека.

Семья как школа любви.

 

Нет никакого другого счастья, кроме как в вашей семье.

Даже если весь мир пребывает в согласии, но есть

проблемы в семье, то в вашей душе не будет покоя.

Всё обусловлено семьёй. Это небесная сфера

(Сан-Мён Мун).

 

Социально зрелый человек это, прежде всего, зрелая личность, которая правильно понимает и осознаёт свое место в обществе, соблюдает нормы морали, труда, закона, занимает активную жизненную позицию, добросовестно относится к своим обязанностям, своему труду, заботится о себе и о своём здоровье. Чем более зрелым является человек, тем он более организован, более адаптирован к условиям современного мира, лучше контролирует свои порывы.

Человек не сразу становится взрослым и зрелым. Каждый из нас начинает жизнь младенцем, полностью зависимым от окружающих. Нами руководят, нас воспитывают, о нас заботятся. Без этой заботы младенец может прожить всего несколько часов, от силы несколько дней.

Проходят годы, человек становится более взрослым в физическом (готовность к повседневной физической деятельности, отсутствие физических недостатков), эмоциональном (чувство собственного достоинства, уверенность в себе) и интеллектуальном (умение думать и находить решение проблем) плане. Он начинает сам заботиться о себе, управлять своими поступками, полагаться на себя.

Становясь старше и набираясь зрелости, человек начинает отчётливо понимать, что для достижения намеченной цели, повышения эффективности своей деятельности, для постоянного движения вперёд, необходимо взаимодействовать с окружающими людьми.

Таким образом, продвигаясь по оси зрелости от младенчества к взрослой жизни, постоянно совершенствуясь, человек проходит через три вида взаимодействия с окружающим миром: зависимость, независимость и взаимозависимость.

Умение различать и осознавать эти основные понятия является важной частью социального развития человека, так как проблема зависимости — это вопрос личной зрелости каждого из нас.

Зависимые люди являются незрелыми, они зависимы от окружающих людей и постоянно нуждаются в их помощи, чтобы получить то, что им нужно.

Независимые люди являются более зрелыми, они не ждут, что кто-то что-то сделает за них — они могут получить все благодаря собственным усилиям и не зависят от обстоятельств и других людей.

Независимость, безусловно, является достойной целью, но не конечной, так как независимые люди являются всё-таки недостаточно зрелыми для того, чтобы думать и действовать взаимозависимо. Они могут хорошо работать индивидуально, но никогда не станут хорошими лидерами или членами команды, хорошими руководителями, успешными создателями семьи. Попытка все время оставаться независимым, это все равно, что все время одному играть в парные игры.

Взаимозависимые же люди объединяют свои усилия с усилиями других людей, чтобы достичь наибольшего результата. Таким образом, взаимозависимость – проявление гораздо большей зрелости, чем независимость.

К сожалению, в настоящее время «фишкой» молодёжи является независимость, она сейчас торжествует, являясь, по сути, реакцией на зависимость, на то состояние, когда другие управляли и руководили ими. В результате молодые люди начинают понемногу отдаляться от своей семьи, придавать большое значение отношениям с друзьями и осознавать себя как полунезависимую личность. Именно эта растущая независимость может представлять проблему для родителей и общества в целом, так как люди, которые «сбрасывают с себя оковы», становятся «свободными», «самоутверждаются» и занимаются «каждый своим делом», часто еще более зависимы. Это не внешняя, а внутренняя зависимость. Став взрослыми, они зачастую по эгоистичным мотивам, разводятся, бросают детей, тем самым снимая с себя социальную ответственность. И все это во имя независимости.

Таким образом, взаимозависимость является самой эффективной формой взаимодействия, это выбор, доступный только зрелым людям, которые способны взять на себя взаимную ответственность друг за друга и друг перед другом, сохраняя свою индивидуальность, поддерживая целостность своей личности и независимость своих взглядов, установок и оценок.

Где и как можно научить людей элементам взаимозависимости? Основной школой для каждого человека является семья. Собственно, социальная зрелость или незрелость человека – это не что иное, как отражение семейных отношений, тех ценностей, на которых строится воспитание в семье. Именно в семье люди учатся общаться и взаимодействовать друг с другом. Именно в семье формируются наш характер и личность, а также «мы — модель» поведения, то есть взаимозависимость, которая включает в себя следующие моменты:

— если я физически взаимозависим, я полагаюсь на себя и вполне дееспособен, но я также понимаю, что, работая вместе с кем-то, могу добиться гораздо большего, чем я сделаю один;

— если я эмоционально взаимозависим, я удовлетворен своим внутренним миром, но также признаю, как много вы можете в него привнести; как важно любить, делиться любовью и быть любимым другими;

— если я интеллектуально взаимозависим, я понимаю, как важно соединять свои идеи с идеями других людей; сотрудничая и объединяя наши таланты и способности, мы можем создать нечто большее и значительное.

Необходимым условием формирования в семье «мы-модели» поведения, то есть взаимозависимости, являются отношения, построенные на любви и уважении друг к другу, так как семья в первую очередь — это школа любви, благодаря которой поддерживаются связи между родственниками в течение всей жизни. Семья всегда служила и служит источником нравственных и этических принципов, в семье передаются от поколения к поколению основы веры, пути постижения мира, обычаи, традиции – всё то, что составляет жизнь человека. Именно в семье люди постигают ценность верности, преданности и бескорыстия. Семья определяет взаимоотношения, в семье каждый человек является частью целого.

Существуют четыре измерения (вида или формы) любви в семье:

любовь воспринимающая и отвечающая, любовь отклика к тем, к кому направлена вся способность любить и потребность чувствовать себя любимыми, каждое слово и поступок которых воспринимаются как истина, постепенно дополняясь чувством веры и доверия, послушания и благодарности – это любовь детей к своим родителям;

любовь людей примерно одного возраста и одинакового положения в семье, которых связывают между собой дружба и отношения доверия, привязанность и совместные переживания – это любовь братьев и сестёр друг к другу;

любовь, основанная на доверии и уважении друг к другу, предполагающая полную ответственность друг за друга, друг перед другом и за будущих детей, которая создаёт благоприятную почву для счастливой жизни детей и их успешного развития, для формирования у них правильных представлений о социальных предназначениях мужчин и женщин — любовь мужа и жены;

любовь бескорыстная, преданная и безусловная, то есть любовь без всяких условий, предполагающая определённую жертвенность и готовность удовлетворить их насущные потребности (в любви, образовании, дисциплине и др. ) — это любовь родителей к своим детям.

Чтобы стать социально зрелым, каждый из нас в своей жизни должен пройти через эти отношения. Будучи детьми, мы развиваем в себе чувство сыновнего и дочернего преклонения перед родителями и уважение к старшим. Как братья и сёстры мы постигаем значение дружбы, сотрудничества и взаимопомощи. Став супругами, люди учатся быть верными и заботливыми. Когда появляются дети, родители учатся жертвенности и бескорыстной любви. Социально зрелый человек должен различать эти отношения и уметь проявлять их.

К сожалению, не во всех семьях сформированы такие отношения, построенные на любви и доверии, уважении и взаимопомощи. В этой связи все усилия общества, социальных служб должны быть направлены, прежде всего, на повышение уровня грамотности населения в этих вопросах с целью создания в каждой семье здоровых семейных отношений и формирования «мы — модели» поведения как важного фактора воспитания социально зрелой личности из каждого ребёнка.

 

Врач-валеолог

отдела общественного здоровья

Брестского областного ЦГЭиОЗ                               В.С.Машенская

Коммунизм в XXI веке: нереализованная утопия или непонятое будущее — Дмитрий Шелест

Дмитрий Шелест, 26 февраля 2021, 10:04 — REGNUM «Манифест Коммунистической партии», по сути, это был программный идеологический документ, который стал итогом размышлений молодого Маркса ещё со времени «Экономическо-философских рукописей 1844 года» и «Принципов коммунизма» Энгельса 1847 года.

Карл Маркс

Иван Шилов © ИА REGNUM

Упомянутый термин до того времени больше соотносился с идеями утопического социализма, представляя из себя аморфный посыл «за всё хорошее, против всего плохого». Постепенно он наполнился внятным содержанием как теоретического, так и практического свойства. Вобрал в себя и полёт мысли, и заскорузлую догматику, и смерть на баррикадах, и попытки приспособить великую идею к интересам лавочников. А уже за полтора века коммунизм как понятие настолько перегрузился смыслами, настолько был заболтан — и сознательно, и по глупости, — что самое главное — модель коммунистического общества перестала существовать как ориентир для народов Земли. Так мы потеряли своё будущее, возможно, единственное, способное продлить существование человечества и дать развитие человеку.

Читайте также: Революция «плюс»: будущее переливание крови или кровопускание?

Если на время забыть похороненный под грудой домыслов термин, оставить его в покое, то появится возможность оттолкнуться от простого утверждения: так или иначе, люди всегда метались в пространстве между гуманизмом и жестокой прагматикой, альтруистичными порывами и эгоистическими страстями. И XXI век не привнёс ничего нового ни в области гуманитарных наук, ни в организации социального пространства в плане создания новых общественных моделей. При этом возможности человека созидать и разрушать достигли небывалых пределов, его присутствие на Земле стало повсеместным, а его осознание себя в мире, в обществе и в природе во многом осталось на уровне цивилизованного «дикаря» XIX столетия.

Советский плакат «Страну индустрии, державу науки построили наши рабочие руки»

Миры цифровых платформ, эпоха дигитализации, прорывы в биотехнологиях, коммуникационный взрыв по-прежнему вмещают в себя человечество, привыкшее мыслить общество как набор убогих операций «ты мне, я тебе» в планетарном масштабе. Индивидуумов, видящих свободу как тотальную возможность торговых операций, как бездумное потребление. Человеческое существо, ставшее придатком вещного мира, который, словно искусственный паразит, черпает силы из нашего душевного бессилия.

Возможно, в силу этого попытки заговорить об ином типе человеческих и общественных отношений рождают непонимание, неприятие, а то и прямую враждебность со стороны адептов свободного рынка. Такого рода персонажи наотрез отказываются понимать: нелепость — это утверждение о том, что люди слишком эгоистичны, жадны и устремлены к простейшим наслаждениям. Но если человек живёт среди воров и грабителей, он, скорее всего, придёт к преступному мировоззрению и соответствующему ремеслу.

И наоборот, если личность растёт в обществе, где царит взаимопонимание, стремление к образованию, то естественно, что человек имеет все возможности раскрыть свой потенциал и стать неким большим по отношению к себе. Поэтому не стоит удивляться словам Владимира Ленина, который утверждал о невозможности стать коммунистом, не вобрав в себя весь опыт мировой культуры. Только тогда личность начнёт не столько конкурировать с окружающими, сколько соревноваться, то есть не «озлокачествлять» состязательные отношения. Тогда население Земли задумается о сохранении окружающей среды и бережном природопользовании. Только в этом случае творческое созидание будет восприниматься как главная потребность человека, а вещь будет не столько знаком статуса, сколько синонимом целесообразности и не более.

Выступает Владимир Ленин

Читайте также: Революция «ноль»: зажиточное рабство и сытая бедность

Конечно, сложно говорить о подобном, когда «Беспрепятственные перевороты в производстве, непрерывное потрясение всех общественных отношений, вечная неуверенность и движение», о которых писали Маркс и Энгельс в 1848 году достигают своего апогея в первой половине 21 столетия. То, что постмарксист Зигмунт Бауман назвал «текучей современностью», рвёт и кромсает структуры цивилизации. В одних обществах этот процесс идёт более интенсивно, в других с меньшей скоростью, но в любом случае текущее ускорение становится всё разрушительнее с каждым годом.

Ускорение общественных процессов, помноженное на взрывное действие современных технологий, постепенно оставляет ограниченный вид производств и отношений — цифровые. «Идиотизм деревенской жизни» времён Маркса, сменился идиотизмом атомарных индивидов-потребителей. Мир со времени «Манифеста Коммунистической партии» разительно поменялся. Однако то, что мы видим сегодня, является квинтэссенцией утверждения основателей марксизма.

В. Поляков. Карл Маркс и Фридрих Энгельс за работой над «Манифестом Коммунистической партии»

«Производительные силы … не служат более развитию буржуазных отношений собственности; напротив, они стали непомерно велики для этих отношений, буржуазные отношения задерживают их развитие; и когда производительные силы начинают преодолевать эти преграды, они приводят в расстройство всё буржуазное общество, ставят под угрозу существование буржуазной собственности».

Читайте также: Революция «минус»: тотальность бездумия

Всё это подытоживают современные учёные-марксисты и социально ориентированные исследователи. Атонио Негри говорит об «империи», довлеющей над человеком, Джоди Дин — о «капиталистическом феодализме», Шошана Зубофф — о «надзирающем капитализме». Подобным концепциям несть числа. Но уже в настоящем они находят своё подтверждение и дают возможность представить черты ещё более мрачного будущего. Рассматривая современное американское общество, Роб Ури, автор левацкого журнала «Контрудар» (The Counterpunch), пишет в 2021 году следующее:

«Это фашизм. Милитаризация полиции, выстроенное надзирающее государство, богатейшие семьи и карцер для остального мира. Передача суверенных прав федерации корпоративному сектору».

Причём слова, написанные про США, зримо обретают реальность по всему миру. И Россия не обладает иммунитетом против этого бедствия.

Создатель советского государства Владимир Ленин в начале XX века без обиняков утверждал: «В дверь богатых можно достучаться только прикладами винтовок».

Александр Герасимов. Ленин. 1929

Но хочется верить, что опыт предыдущих революций не прошёл даром как для освободительных движений, так и для представителей крупного капитала. С одной стороны, существует широкая практика борьбы за права трудящихся, как бы их ни классифицировали в текущем столетии. С другой, операторы капитала отдают себе отчёт в следующем: то, что является для них издержками (прогрессивное налогообложение, ограничения монополизации рынков, налог на роскошь и прочее), может быть страховым полисом в условиях нарастающего социального расслоения и последующей радикализации общества. Отсюда постоянные разговоры в общественном пространстве о посткапитализме, капитализме «инклюзивном», капитализме платформ и других паллиативных формах, призванных оттенить социальное людоедство.

Читайте также: Гений Индии и Советская Россия: другие страны так не волновали воображение

Вероятно поэтому в настоящее время, говоря об изменении общества, активисты употребляют термин «социализм» и, как правило, избегают оперировать понятием «коммунизм». Последний многие безоговорочно относят к разряду утопий. Он «не моден» на уровне интеллектуального болота case study (тематических исследований). И это неудивительно, ведь любая половинчатая реформаторская деятельность выглядит чрезвычайно «реалистичной» в сравнении с глобальной перестройкой человечества. Даже среди представителей коммунистических партий муссируется неновая идея о том, что, мол, коммунизм, конечно, недостижим, но должно быть «стремление» к нему как к некому морально-ценностному ориентиру. Вполне естественно, что после деконструкции советского проекта коммунизм даже как утопия перестал быть предметом дискуссии среди политиков, представителей науки и гражданского общества.

Следствием этого стало постепенное уничтожение самой возможности иного грядущего.

Советский плакат «Моральный кодекс строителя коммунизма «Человек человеку — друг, товарищ и брат!»

И, соответственно, оглядываясь на последние десятилетия, уместно задаться вопросом: «Не пора ли вернуть это будущее?».

Конечно, на его пути стоят различного рода квазиулучшатели, сторонники механистического переноса ретроидей типа Союза 2.0 в абсолютно иной мир и, естественно, сами держатели капиталов и их прислуга. Тем не менее построение нового общества возможно. Причём его построение необходимо начинать с себя. Для начала стоит задуматься о том, чтобы не перенимать воровские привычки, отказаться от лакейства перед теми, кого называют «элитами» в современном мире, не вгонять себя в скудоумие фантомами визуализации, открыть в себе новое осознание реальности и найти единомышленников. В этом ключе следует вспомнить, что ленинская фраза «учиться коммунизму» предполагает и понимание революционной теории, и развитие культуры и социальную борьбу.

Следует увидеть возможности справедливого общества уже в сегодняшнем дне. Те или иные социальные практики — от каршеринга до сетевых платформ, от волонтёрских движений до гражданской активности — так или иначе, рождаются как вероятностные альтернативы уходящему миру в виде буйства капитала, в котором свобода не для всех и неравенство для большинства, а также приходящему миру воинствующей архаики, неоварварства и нового рабства.

Читайте также: Обновления ждёт народ России от государства и Путин от общества

Движение в сторону распада цивилизационной общности является очевидным настолько же, насколько существуют тенденции для осознанного развития гуманистических путей развития общества. Распад человечности — это лишь одна сторона нашего социального движения. Идеи для разрешения кризиса явно должны превосходить по своим масштабам «17 целей устойчивого развития» (17 Goals of Sustainable Development), предлагаемых ООН и апологетами «капитализма с человеческим лицом». Те, кто осмысленно или бездумно повторяют мантру о том, что Sustainable Development — безальтернативный рецепт для разрешения накопившихся проблем, забывает о главном. О том, о чём афористично утверждал Эйнштейн:

«Невозможно решить проблему на том же уровне, на котором она возникла. Нужно стать выше этой проблемы, поднявшись на следующий уровень».

Альберт Эйнштейн. 1920-е

Коммунистическая идея, предложенная в «Манифесте Коммунистической партии», и её дальнейшее развитие, как раз и становятся тем самым «следующим уровнем» и, возможно, последней надеждой человечества.

Читайте также: К полудню XXI века, или Мир ртути — рассыпанная цивилизация?

Достижение нового состояния общества — это огромная работа. Само появление коммунистического общества сравнимо с разумной жизнью на Земле. В нашей галактике существуют миллионы планет. Меньшая часть из них имеет условия, сопоставимые с земными, для того, чтобы на них появились живые организмы. И, очевидно, на единицах из всего множества небесных тел жизнь имеет возможность развиться до разумного состояния: необходимо сочетание достаточно многих факторов. В случае с социальным прогрессом ситуация схожая, кроме самого главного: выстроить общественную среду, основанную на иных принципах взаимодействия, способно только единое человечество.

Серия

Developmental Domain: Социальное развитие

Наш блог: 7 ноября th , 2018

В этом месяце давайте подробнее рассмотрим социально-эмоциональную сферу, сосредоточив внимание на социальном развитии.

Социальное развитие — это процесс, посредством которого дети учатся строить отношения. Это включает в себя изучение ценностей, знаний и навыков, необходимых для понимания того, как ладить с другими.

Повседневная жизнь дома способствует развитию у детей социальных навыков. Семья дает детям первые возможности для общения и построения отношений. Как взрослый член семьи, вы также показываете своему ребенку, как эффективно и уважительно взаимодействовать с окружающими вас людьми.

Вот несколько отличных способов продвижения Социальное развитие дома:

Младенцы:

  • При общении с младенцем опускайтесь на его уровень, чтобы вы могли установить зрительный контакт. Визуальное соединение является важной частью осмысленного взаимодействия.
  • Болтайте и разговаривайте со своим малышом. Не забудьте сделать паузу, чтобы ваш ребенок мог ответить улыбкой или воркованием!
  • Вовлекайте ребенка в свои повседневные дела. Это позволяет вам смоделировать, как взаимодействовать с другими уважительно и позитивно.

Малыши/двойки:

  • Организуйте игровые встречи, чтобы ваш ребенок мог общаться с другими детьми. Поощряйте ребенка обращаться к другим по имени.
  • Поощряйте ребенка, когда он уважительно играет с другими детьми.
  • Поощряйте ребенка использовать такие слова, как «стоп» или «нет», когда кто-то делает что-то, что ему не нравится. Поговорите с ребенком о том, что лучше использовать слова, чем бить.

Дошкольное/Pre-K:

  • Моделируйте и поощряйте совместное поведение, когда вы играете и взаимодействуете со своим ребенком.
  • Продемонстрируйте заботливое и чуткое поведение, которому вы хотите научить своего ребенка. Например, обнимите кого-нибудь, если ему грустно, и расскажите, почему это хороший поступок.
  • Дайте вашему ребенку слова, которые он может использовать, когда захочет присоединиться к групповой игре. Например: «Я вижу, ты хочешь поиграть в пятнашки со своими двоюродными братьями. Вы можете попросить присоединиться к игре».

Школьный возраст: 9 лет0005

  • Поощряйте ребенка первым приветствовать друга, когда он его увидит. Дайте положительную обратную связь, когда ваш ребенок демонстрирует такое поведение.
  • Поговорите с ребенком о его друзьях. Задавайте им вопросы о личностях и интересах их друзей. Подчеркните, что когда вы дружите с кем-то, важно узнать о нем и принять участие в его интересах.
  • Если у вашего ребенка возник конфликт со сверстником или братом или сестрой, дайте ему возможность разрешить его самостоятельно. Если проблема не устранена, спросите ребенка, можете ли вы чем-нибудь помочь.

Вот отличный ресурс о том, как поддержать социально-эмоциональное развитие дома:
https://www.naeyc.org/our-work/families/building-social-emotional-skills-at-home

В следующем месяце мы сосредоточимся на физическом развитии.

Пропустили самую последнюю статью из нашей серии? Прочитайте это здесь.

Об авторе

Доктор Сьюзан Канисарес

Доктор Сьюзан Канисарес — главный академический директор Learning Care Group, отвечающая за руководство всеми аспектами образовательной миссии. Доктор Канисарес получила докторскую степень. по развитию языка и грамотности в Университете Фордхэма и степень магистра в области специального образования со специализацией в раннем детстве в Нью-Йоркском университете. Она является автором более 100 научно-популярных фотографий для начинающих читателей. Некоторые из ее опубликованных работ включают серию «Бок о бок: маленький енот простужается» и «Сад писателя».

На связи!

Категории

  • Рецепты
  • Развитие ребенка
  • Раннее образование и грамотность
  • Познакомьтесь с нашим персоналом
  • Идеи
  • Питание
  • Праздничные мероприятия
  • Учебная деятельность
  • Бесплатные печатные формы
  • Охрана и безопасность
  • Подготовка к детскому саду
  • Баланс между работой и личной жизнью
  • Пресс-релизы
  • Наши друзья
  • Детское время
  • Для учителей
  • Общий
  • Искусство и ремесла для детей

Архив

  • Декабрь 2022
  • ноябрь, 2022
  • Октябрь 2022
  • Сентябрь, 2022
  • август 2022 г.
  • июль 2022 г.
  • июнь 2022 г.
  • май 2022 г.
  • Апрель, 2022
  • март 2022 г.
  • Февраль 2022 г.
  • Январь, 2022
  • декабрь 2021 г.
  • ноябрь, 2021
  • октябрь 2021 г.
  • Сентябрь, 2021
  • август 2021 г.
  • июль 2021 г.
  • июнь 2021 г.
  • май 2021 г.
  • Апрель, 2021
  • март 2021 г.
  • Февраль 2021 г.
  • Январь, 2021

21 Примеры социального развития – от раннего детства до взрослых (2022)

Социальное развитие относится к росту социальных навыков человека по мере его взросления. В детстве примеры социального развития включают в себя возникающие способности сотрудничать, видеть точки зрения других и развивать социальную ответственность.

Существует несколько известных теорий социального развития, в том числе теория социального научения Бандуры (1977), теория психосоциального развития Эриксона (1993) и работа Боулби (1958) и Эйнсворта (Эйнсворт и др. , 1978) по теория привязанности:

  • Бандура теория социального обучения подчеркивает роль наблюдения, указывая, что дети узнают о социальных отношениях, наблюдая за образцами для подражания в своей жизни.
  • Психосоциальная теория Эриксона сосредоточена на роли личности и на том, как эго учится справляться с различными требованиями в социальном мире.
  • Теория привязанности Боулби и Эйнсворт определила различные типы социальных и эмоциональных связей между младенцем и опекуном и то, как это влияет на социальное и личностное развитие.
  • Стадии морального развития Кольберга , которые исследуют развитие социальной ответственности.

Хотя существует несколько точек зрения на социальное развитие, теоретики развития склонны считать, что все дети проходят определенные стадии социального развития; в то время как социокультурные теоретики, такие как Бандура, Выготский и Рогофф, утверждают, что путь развития зависит от вашего социального и культурного контекста больше, чем от заранее установленных этапов.

Примеры социального развития

  • Социальная улыбка (с рождения): Младенец отвечает на объятия матери улыбкой и протянутыми руками.
  • Сигнал о помощи (с рождения): Ребенок плачет, когда хочет, чтобы его обняли или покормили, потому что это его единственная форма общения в этом возрасте.
  • Доконвенциональная мораль (от рождения до 9 лет): Понимание ребенком добра или зла связано с тем, есть ли награда или наказание за поведение. В школьные годы ребенок также начинает понимать, что правила могут быть изменены, если они взаимовыгодны для себя и других.
  • Следование социальным нормам (от 3 лет и старше): Молодые люди начинают понимать, что их общество ожидает от них определенного поведения, которое оно определяет как «нормальное». Участвуя в нормативном поведении, молодые люди могут добиться общественного уважения
  • Формирование невербального общения (от 4 до 10 месяцев): Ребенок указывает на игрушку в другом конце комнаты, пока его держат на руках, указывая, куда он хочет пойти, используя указательный жест для общения.
  • Подражание опекунам и образцам для подражания (от 24 месяцев): Воспитатель внимательно наблюдает за тем, как папа готовит завтрак, а затем повторяет эти действия в школе во время свободной игры; дети учатся, подражая родителям.
  • Независимость (от 24 месяцев): Дошкольник отказывается отпускать маму, когда его утром отвозят в школу. Через шесть недель, по мере того, как он развивает уверенность в себе, он начинает входить в новые ситуации, не оглядываясь на свою мать.
  • Развивающаяся параллельная игра (4 года и старше): Один малыш сидит рядом со своим старшим братом и тихо играет, но не взаимодействует и не общается с ним, демонстрируя параллельную игру.
  • Развивающаяся способность по очереди (4 года и старше): Учитель должен разделить двух дошкольников, потому что они дерутся из-за игрушек. Шесть месяцев спустя они по очереди берут игрушки.
  • Ассоциативная игра (от 4 лет и старше): Примерно в возрасте 4 лет дети, играющие рядом друг с другом, могут начать болтать и подражать друг другу во время игры, но, как правило, пока не играют совместно.
  • Навыки совместной игры (от 4 ½ лет и старше): Примерно в возрасте от 4 с половиной лет и до совершеннолетия люди демонстрируют навыки сотрудничества во время игры. Они могут брать на себя роли во время игры и, когда становятся старше, играть в командные виды спорта по согласованным правилам.
  • Учимся грациозно проигрывать (5 и выше): Билли любит сравнивать скорость своего бега со своими одноклассниками. Когда он быстрее, он чувствует себя гордым, но когда он проигрывает, он может немного надуться. После долгих тренировок и некоторого взросления он все еще плохо себя чувствует, когда проигрывает, но внешне этого не показывает.
  • Новые лидерские качества (от 6 лет): Дженна любит давать указания своим одноклассникам, когда они играют в дом или участвуют в ролевых играх.
  • Преодоление эгоцентризма (от 7 лет): В возрасте от 7 лет и до совершеннолетия у детей постепенно развивается способность сопереживать другим, что помогает им легче понимать других.
  • Развивающаяся эмоциональная саморегуляция (7 и выше): Процесс обучения выявлению и регулированию собственных эмоций.
  • Возникающая общепринятая мораль (от 9 лет и старше): Примерно с 9 лет дети начинают рассматривать правила с точки зрения социального порядка. У них развивается чувство, что правильное и неправильное касается не их лично, а поддержания общественного порядка на благо всех.
  • Развитие личности (от 10 лет и старше): В подростковом возрасте молодые люди примеряют разные социальные идентичности и начинают выяснять, в каких субкультурных группах они чувствуют себя наиболее комфортно. Эрик Эриксон утверждает, что в этом возрасте ключевым кризисом является то, как чтобы развить связную идентичность и выяснить, где вы вписываетесь в социальный порядок.
  • Учимся давать и принимать конструктивную обратную связь (от 12 лет): В подростковом возрасте мы узнаем о конструктивной критике и о том, как она полезна для нашего развития. Мы перестаем обижаться на людей, которые дают нам обратную связь, но начинаем понимать, что это может быть для нашего же блага.
  • Социальная ответственность (от 12 лет): В подростковом возрасте у многих молодых людей появляется чувство ответственности перед маргинализованными, бедными, угнетенными и даже перед окружающей средой.
  • Зарождение постконвенциональной морали (от 15 лет): Во взрослом возрасте социальное развитие продолжается. Мы понимаем, что мораль и ценности зависят от социального контекста, но все же можем прийти к выводу, что существуют идеи о правах человека, которые пересекают все культуры — то, что мы называем культурными универсалиями.
  • Развитие стиля лидерства (от 15 лет): По мере того, как мы становимся лидерами во взрослом возрасте, мы вырабатываем свой собственный стиль лидерства, который может быть любым, от авторитарного до демократического.
  • Принимать участие в битвах (от 15 лет и старше): В рамках развития навыков разрешения конфликтов Джон понимает, что не стоит спорить со своей девушкой из-за такой незначительной вещи, как какое ароматизированное мороженое купить.
  • Зарождающийся альтруизм (от 15 лет): Продвинутый социальный навык, альтруизм противоречит нескольким теориям социальных взаимодействий, демонстрируя, как люди могут пожертвовать собственным благополучием ради благополучия незнакомцев.

Теории социального развития

Существует целый ряд теорий социального развития, которые приводят примеры того, как люди развиваются как социальные существа. Как правило, мы можем разделить их на лагеря «природы» и «воспитания».

Теории природы утверждают, что люди развивают свои социальные навыки в общем фиксированном наборе стадий.

Теории воспитания не рассматривают этапы развития в зависимости от возраста. Скорее, они смотрят на то, как социальные навыки развиваются в результате социальных взаимодействий.

Природа: теории социального развития, основанные на стадиях

Следующие теории объясняют социальное развитие (иногда вместе с другими типами развития, такими как эмоции и мораль) как серию фиксированных линейных стадий:

1.
Теория привязанности

Теория привязанности исследует, как дети развивают свои социальные навыки в четыре этапа, которые охватывают первые два года их жизни.

Каждый этап раскрывает развитие самостоятельности ребенка и изменение зависимости от родителя:

  • Предварительная привязанность (от новорожденных до 6 недель): Младенцы полностью полагаются на опекунов в вопросах своего благополучия, но не склонны отдавать предпочтение одному из родителей другому.
  • Формирование привязанности (от 6 недель до 6-8 месяцев): Ребенок и родитель сближаются, и ребенок все больше привязывается к своему основному опекуну.
  • Четкая привязанность (от 6-8 месяцев до 18-24 месяцев): Между родителями и ребенком возникает такая сильная связь, что независимое социальное взаимодействие сводится к минимуму. Ребенок очень зависит от родителя в социальном и эмоциональном плане.
  • Формирование взаимных отношений (от 24 месяцев): Малыши постепенно преодолевают страх разлуки, приобретая больше опыта самостоятельности и самоэффективности.
2. Психосоциальная теория

Эриксон предлагает ряд стадий психосоциального развития. На каждом этапе возникает основной социальный и психологический конфликт, который необходимо преодолеть.

  • Стадия 1 (0–1 год): доверие или недоверие. Ребенок учится доверять своим родителям, иначе ему будет трудно доверять людям на протяжении всей жизни.
  • Стадия 2 (1–3 года): Автономия против стыда и сомнений. Младенцам необходимо развивать автономию. Родители должны поощрять их, иначе у них может развиться чувство неуверенности в себе.
  • Стадия 3 (3-6 лет): Инициатива vs чувство вины. Детей следует поощрять проявлять инициативу во время игры, иначе у них может развиться чувство вины.
  • Стадия 4 (6-12 лет): Трудолюбие против неполноценности. Если их унижают или дразнят за их творчество, у них может развиться чувство социальной неполноценности.
  • Стадия 5 (12–19 лет): Идентичность и смешение ролей. Подростки пытаются создать социальную идентичность. Они примеряют разные личности. Если они не найдут комфортного самоощущения, им будет сложно сформировать четкую идентичность на протяжении всей жизни.
  • Стадия 6 (20-25 лет): Близость против изоляции. Молодые люди сосредотачиваются на развитии интимных отношений. Если им не удастся наладить здоровые отношения, они почувствуют чувство социальной изоляции.
  • Стадия 7 (26-64 года): Генерация против стагнации. Во взрослой жизни основное внимание уделяется таким жизненным проектам, как воспитание детей. Если они чувствуют себя успешными, они будут чувствовать себя выполненными.
  • Стадия 8 (65 лет — смерть): Эго-идентичность против отчаяния. В последние десятилетия мы размышляем о своей жизни. Основная проблема на этом этапе заключается в том, чувствуем ли мы удовлетворение своей жизнью или чувство отчаяния.
3. Теория нравственного развития

Теория нравственного развития Кольберга включает в себя множество элементов социального развития.

Шесть стадий теории описаны ниже:

Стадия 1: Ориентация на послушание/наказание Для маленьких детей мораль заключается не в социальном сознании, а в вознаграждении и наказании.
Стадия 2: Индивидуализм Дети знают о других и их конкурирующих интересах, но по-прежнему смотрят на мир с эгоцентрической точки зрения.
Этап 3: Установление межличностных отношений Моральные решения принимаются на основе социальных норм и желания приспособиться.
Этап 4: Поддержание общественного порядка Учащиеся лучше понимают потребности общества. Они рассматривают мораль как вопрос поддержания общественного порядка.
Стадия 5: Общественный договор и права личности Человек понимает, что у каждого есть права, которые следует уважать.
Этап 6: Универсальные принципы У людей, достигших Стадии 6, формируются сложные моральные рамки с пониманием того, что мораль трудно определить и что она меняется в зависимости от контекста. Тем не менее, они развивают чувство универсальных прав, выходящих за рамки культур.

Примечание. Стадии 1 и 2 считаются стадиями доконвенциональной морали. Стадии 3 и 4 представляют конвенциональную мораль, а стадии 5 и 6 представляют собой постконвенциональную мораль.

Воспитание: развитие социальных навыков посредством социального взаимодействия

Следующие теории оспаривают идею о том, что социальное развитие происходит в виде четких стадий. Вместо этого они утверждают, что на социальное развитие больше всего влияют социальные и культурные контексты.

1. Теория социального обучения

Бандура утверждает, что социальные навыки в первую очередь развиваются посредством наблюдения за окружающими их людьми.

Чтобы проверить это, Бандура провел исследование куклы бонобо. В этом ныне известном исследовании изучались две группы детей.

Первая группа наблюдала, как взрослый бьет куклу. Вторая группа наблюдала, как взрослый обнимал куклу.

Затем группы играли с куклой, и, как и следовало ожидать, группа, которая наблюдала, как взрослый бьет куклу, была груба с ней. Группа, наблюдавшая, как взрослый обнимает куклу, относилась к ней бережно.

Это, по мнению Бандуры, ставит под сомнение представление о том, что социальное развитие развивается четко и поэтапно. Вместо этого, возможно, на наше социальное развитие больше влияет просто то, за кем мы наблюдаем в нашей повседневной жизни.

2. Теория экологических систем

Как и Бандура, Бронфенбреннер считает, что идентичность формируется в социальном и культурном контексте.

Чтобы описать формирование идентификации, Бронфенбреннер использует рисунок концентрических кругов, отходящих от человека посередине.

Ближайшие родственники и сверстники человека имеют сильное влияние во внутреннем кругу. Внешние круги представляют собой более отдаленные отношения, такие как сообщества, и, дальше, экономические условия, а также национальные и глобальные культуры.

Все эти факторы могут влиять на развитие ребенка — не только на его социальное, но и на когнитивное и эмоциональное развитие.

Другие области развития

Психологи развития обычно исследуют развитие в следующих областях:

  • Физическое развитие – Обычно мы рассматриваем физическое развитие, исследуя совершенствование мелкой и крупной моторики, например, в процессе проксимодистального развития.
  • Социальное развитие – Возникающая способность взаимодействовать с другими людьми, достигать независимости и позитивной взаимозависимости, а также понимать, как жить в сообществе.
  • Когнитивное развитие – Развитие мозга, включая (но не ограничиваясь) способность развивать сложные навыки мышления и заниматься метапознанием.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts