Как учить стихи с ребенком. Методические рекомендации быстрого запоминания информации
Приятно, когда ребенок с удовольствием сначала учит и потом декламирует стихи перед любой аудиторией. Но что делать, когда надо выучить стихотворение обязательно (задали в садике, в музыкальной школе и т. д.), а ребенок не соглашается на это «ни за что на свете»?
Ребенок может отказываться под разными предлогами: «Я не смогу», «Я не хочу», или просто без объяснений взять и уйти заниматься своими делами. При этом причина нежелания, как правило, одна: слишком большой объем новой информации, которую надо запомнить. Мозг маленького человечка просто пытается защититься от информационной перегрузки.
Помогаем ребенку учить стихи: маленькие хитрости
В первую очередь, если ваше чадо сопротивляется, надо успокоить ребенка (усыпить его бдительность). «Хорошо, — соглашаемся мы, — учить стихотворение мы не будем. Давай просто я буду рассказывать, а ты за мной повторяй». Обязательное условие, которое надо помнить: рассказывать можно только по одной строчке стихотворения. В таком случае ребенку будет легко за вами повторять, и он не будет чувствовать информационного стресса.
Следующий шаг — выяснить, есть ли в стихотворение слова или фразы, которые непонятны ребенку. Выясняется это довольно просто: при повторении малыш будет либо путать непонятное слово, либо вообще откажется повторять строчку, где есть непонятная для него фраза. Следовательно, надо объяснить ребенку, что значит это слово или фраза, и привести побольше примеров, где и как еще можно употребить это слово (фразу).
Когда все непонятные слова разъяснены, начинается сам процесс заучивания. Сначала повторяется первая строчка стихотворения. И до тех пор, пока ребенок не начнет рассказывать эту строчку без запинки, ко второй приступать не следует. Когда одна строчка запомнилась, можно начинать учить вторую. Когда и вторая строчка повторяется легко и без запинки, соединяем две строчки. И теперь рассказываем сразу две строчки, опять же до тех пор, пока ребенок не начнет сам рассказывать эти две строчки. Затем можно приступать к третьей и так далее. Таким образом, незаметно для себя, ребенок сможет выучить все стихотворение.
Ну а если и такой способ не помогает и ребенок продолжает противиться, то придется идти на крайнюю меру: надо взять ребенка так, как берет нас реклама — бесконечным повторением. Начинайте декламировать стихотворение в присутствии ребенка сами для себя. Сначала повторите его полностью три раза (большее количество раз будет уже лишним), а затем начинайте бесконечно бубнить по одной-две строчки, в зависимости от их объема. Очень важно, чтобы вам самим это нравилось. Читайте с выражением, передавая интонациями настроение стиха.
Можно брать игрушки и устраивать представления: сажаете их в круг, одну игрушку берете на «сцену» — пусть она расскажет стихотворение для остальных. А потом каждая игрушка будет повторять одну-две строчки своим, отличным от остальных, голосом. В конце концов ребенок включится в игру. Многократное повторение — оружие мощное. Запомнишь, даже если совсем этого не желаешь. Поэтому для ребенка весь процесс запоминания пройдет незаметно для него самого.
Тут есть одна очень важная рекомендация. Не стоит учить с ребенком больше двух строчек в один день. Неделя — вполне нормальный срок, чтобы выучить к празднику нужное стихотворение.
Кстати, этот метод заучивания известен с древних времен. Называется он «система накопления». Именно его использовали индусы и другие народы при передаче своих священных и философских учений. Ключ к секрету этого метода состоит в начинании с самого малого, постепенном прибавлении и частом повторении.
Повторение здесь очень важно, потому что заставляет пересматривать выученное и углублять с каждым разом впечатление. Такие частые повторения служат также и для сглаживания строчек, потому что каждая строчка скрепляется с предшествующей и последующей, а все вместе кажется выученным одновременно. Пользуясь этим методом, можно легко развить память ребенка, и он сможет запоминать сразу несколько строчек. Но индусские ученые предостерегают от преждевременного заучивания слишком большого числа строк в день, потому что память должна приучаться к работе постепенно.
Какие игры помогут запоминать стихотворения лучше?
- Чтобы ребенку учить стихи было легко и приятно, надо с рождения приучать его к ритмически организованной информации. Тут помогут потешки, стишки, загадки, скороговорки. Если с рождения мама периодически рассказывает разные стишки и потешки, они сами по себе запоминаются, и память ребенка развивается естественным путем. К тому же, если ребенку постоянно читают стихи, ему это становится привычным и понятным. Поэтому заставлять учить рифмы такого ребенка не надо, он сам с удовольствием будет их повторять.
- Чтобы стихотворение училось легко, отдайтесь его ритму. Делайте с ребенком движения под ритм стихотворения. Тут подойдут шаги, плавные движения руками, качание туловищем и так далее.
- Для заучивания стихотворения можно использовать мячик: Вы говорите строчку и бросаете мячик ребенку. Он повторяет строчку и бросает мяч вам обратно. Вы говорите следующую строчку и опять бросаете мяч и так далее. Когда ребенок познакомится со стихотворением поближе, можно бросать мяч на каждое слово. В этом случае ребенок не повторяет за вами слова, а каждый из вас говорит следующее слово в момент, когда мяч оказывается у него в руках.
- Можно нарисовать стихотворение вместе с ребенком. Это может быть одна картинка, а может быть целая серия небольших зарисовок, которые собираются в книжку.
- Чтобы для ребенка рифма была привычна и легка для заучивания, следует в быту почаще применять рифмованные словечки, например: кисуля-раскисуля, «ах, какое блюдо, понравится даже верблюду», Антошка-картошка, «иди на горшок — получишь семечек мешок», «кашка для Сашки» и т. д. Такие рифмы придумываются легко, и родители могут постоянно их использовать в общении с ребенком.
https://www.7ya.ru/Bauskas iela 58A — 7RīgaLV-1004
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Хороший матриал
А зачем вообще нужно произносить фазу «будем учить стих»?
Я просто иду и рассказываю во время прогулки, дома никогда с книжкой не учим — иногда вешаю текст на кроватку (и то скороее для себя 🙂 я медленнее запоминаю. Я точно знаю учить так всё сразу.
по 4-му пунку — согласна. Мы так кота на дубе нарисовали и выучили небольшой кусок из поэмы «Руслан и Людмила»
Вообще если учить всё время что-нибудь (иметь такую привычку, а не два раза в году) проблем не будет.
2007-11-24, Ануля
К такой статье следовало хоть пару стишков прикрепить
2007-11-25, Юлия
Всего 2 отзыва Прочитать все отзывы.
Поделитесь:
24.11.2007
Обновлено 17.12.2020
По Совету Всему Свету. Как быстро выучить стихотворение наизусть
Для многих школьников или мам с детьми помладше этот вопрос весьма актуален. Стихи в школах и детских садах задают учить довольно часто.
Это правильно, так как заучивание наизусть – отличный способ тренировки и развития памяти. Это следует делать не только детям, но и взрослым – прекрасный способ профилактики склероза и других проявлений старения мозга.Сделать это быстро, помогут ряд правил.
Приступая к изучению, стихотворения нужно несколько раз прочесть, делать это надо обязательно вслух, не спеша.
Во время чтения следует выстраивать цепочку логической связи. Ведь стих – это повествование, только рифмованное, и в нем, так же как и в любом рассказе, просматривается причинно-следственная связь развития событий.
Далее стих нужно переписать на бумагу, повторяя вслух то, что пишется, так срабатывает механическое запоминание.
Если стих большой, можно разбить его на отрывки и учить каждый кусок отдельно.
Сам процесс заучивания следует проводить, повторяя по одной строчке. Сначала нужно прочесть и повторить одну строчку, потом добавить к ней вторую строчку. Потом третью, и так далее. Накопив шесть-восемь строк, следует переходить к другому отрывку.
После такого изучения в целом стих уже запоминается, но бывают некоторые строки, на начале которых происходит запинание. В этом случае, следует записать начало проблемных строк на ладонь и подсматривать во время чтения.
Если учить не перед самой сдачей стиха, а за пару дней, то запоминание будет более эффективным. Лучше учить стих перед сном, ночью мозговые клетки продолжают перерабатывать полученную информацию, и таким образом происходит фиксирование изученного материала.
Приступая к изучению стихотворения с малышом, следует учесть, что восприятие у него не такое, как у взрослого человека. У дошколят и младших школьников развито образное мышление, на этом и нужно сделать акцент. Перечитав стих с ребенком следует пересказать ему историю своими словами. Пересказ нужно активно сопровождать жестами и выразительной мимикой.
Далее следует прочесть стих, сопровождая его теми же жестами и мимикой в нужных местах. Следует сделать так несколько раз.
После это делает ребенок, а взрослый ему подсказывает начало первых строчек и продолжает помогать, оживляя образы руками и лицом.
Теперь, когда ребенок, понял и запомнил о чем речь, ему остается запомнить только порядок слов.
Малыша следует подбадривать и хвалить, убеждая, что учить стихи просто и весело, таким образом, у него исчезнет страх перед заучиванием, и он станет это делать охотнее и результативнее.
Подобную методику можно использовать не только при изучении детских стихов и песен. Используя образное мышление, проще подготовится к отчету или докладу, заучивать большие отрывки текстов и при этом не тратить много времени. Запоминание происходит в два этапа. В процессе обучения и во время сна. Проснувшись, изучаемый текст следует повторить.
Так легко и почти без усилий можно заучивать материал наизусть.
1740
Десять причин запоминать большие куски Библии
Вы можете запоминать большие куски Библии, даже книги. Если вы не относитесь к очень небольшому проценту людей, страдающих от черепно-мозговой травмы, инсульта или инвалидности, вы действительно можете это сделать. И вы должны. Но почему вы должны?
1. Потому что у тебя плохая память.
Не говорите, что не можете запоминать, потому что у вас плохая память. Вот , почему нужно запоминать. У меня тоже плохая память. Я думаю, что это хуже среднего — серьезно. Я забываю имена людей, которых знаю и регулярно вижу! Мне приходится заставлять свой неисправный, неэффективный мозг загонять самые важные вещи в мою долговременную память. Это происходит только в процессе повторения (запоминания) каждый день в течение определенного периода времени. Вы удивитесь, сколько всего можно запомнить, если у вас есть простая система и вы приложили некоторые усилия. Я выучил наизусть пять книг Нового Завета и работаю над шестой. А все потому, что у меня плохая память.
2. Потому что вам нужно подпитывать свой разум.
Филиппийцам 4:8 говорит нам думать о том, что истинно, честно, справедливо, чисто, прекрасно, похвально, превосходно и достойно похвалы. Но как мы можем это сделать, если мы не можем помнить такие вещи? Общие позитивные библейские концепции не очень полезны. Нам нужны особые «драгоценные и великие обетования» в нашей памяти, чтобы опираться на них, когда мы одни и боремся с унынием, гневом, похотью или страхом (2 Петра 1:4).
3. Потому что Библия слишком доступна для вас.
Странно, как избыток чего-то может привести к тому, что мы этим пренебрежем. Если Библия всегда есть на наших столах, планшетах, телефонах и компьютерах, мы можем заглядывать в нее, читать разделы и искать ключевые слова, когда это необходимо, но не чувствуем необходимости действительно усвоить ее. Запоминание — один из способов борьбы с этим заблуждением.
4. Потому что у вас есть Интернет.
К сожалению, Интернет учит нас не читать. Мы становимся сканерами информации, быстро просматриваем, но не очень много перевариваем. Мы теряем терпение для более глубокого, более вдумчивого чтения. Заучивание более длинных отрывков из Писания заставляет нас глубоко размышлять о значении и применении.
5. Потому что вы не так хорошо знаете Библию, как вам кажется.
Был ли у вас когда-нибудь разговор с другом, которого вы знали какое-то время, который заставлял вас осознавать, что в них есть измерения, которых вы никогда не знали, и внезапно вы понимали их лучше и чувствовали себя ближе к ним? Вот что вам поможет заучивание более длинных отрывков и даже книг Библии. Вы обнаружите, что хорошие друзья по Библии станут искренними наперсниками и советчиками.
6. Потому что Слово Божье станет для вас дороже.
То, во что мы вкладываем больше всего, становится для нас самым ценным. Если вы проводите минимальное количество времени в Библии, не ожидайте, что она будет вам дорога. Но если вы потратите сотни часов, накапливая в своем сердце большие части Божьего слова, чтобы слово Христа обильно обитало в вас, оно станет драгоценной частью вашей основной жизни (Псалом 119:11; Колоссянам 3:16; Второзаконие). 32:47).
7. Потому что вы увидите больше славы Божьей.
Мы можем узнать о человеке лишь несколько вещей по тому, что он делает. Мы действительно можем хорошо узнать их по тому, что они говорят. Горы и микробы, галактики и козлы, каждый из них говорит о Боге удивительные вещи. Но чтобы по-настоящему познать Бога, по-настоящему увидеть и благоговеть перед тем, что в Нем наиболее славно, мы должны внимательно прислушиваться к тому, что Он говорит о Себе, потому что Бог открывает Себя прежде всего через Свое слово (1 Царств 3:21). Запоминание его слов помогает нам внимательно слушать и воспринимать больше славы.
8. Потому что это точно настроит вашу дурацкую шкалу.
Мир все время тебе лжет. Дьявол — отец лжи (Ин. 8:44), и мир лежит в его власти (1 Ин. 5:19). И твоя греховная природа лжет тебе. И ложные братья лгут вам. Чем лучше вы знаете слово Божье, тем искуснее вы становитесь обращаться с ним (2 Тимофею 2:15). Чем яснее вы будете представлять себе его слово, тем точнее вы будете различать демоническую чушь. Если у вас в голове будет много Божьего слова, это точно настроит вашу дурацкую шкалу.
9. Потому что ты будешь страдать.
Страдание приближается (или уже здесь), и оно сбивает с толку и дезориентирует. В такие моменты очень полезно заучивать наизусть большие куски Писания. Вам не только будут приходить в голову конкретные тексты, но даже когда из-за боли или страха вы с трудом их вспоминаете, вы будете знать, куда идти. Заучивание книг отпечатывает эти книги в вашем уме. Вы будете знать, какие главы и разделы будут говорить о ваших страданиях.
10. Потому что твои братья и сестры будут страдать.
То же самое можно сказать и о утешении и совете Евангелия вашему брату или сестре, которые страдают. Запоминание больших порций не только служит вам, но и является способом любить других, поскольку вы можете предоставить им поддерживающую веру истину, когда она больше всего нужна.
Как запоминать длинные отрывки из Писания
Повторять, читать, декламировать, повторять
Вы делаете это по одному или по два стиха за раз. Джон Пайпер и я вместе с несколькими другими используем очень простую технику, разработанную Эндрю Дэвисом. Давайте возьмем Иоанна 1:1–3 в качестве примера.
[1] В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
[2] Он был в начале с Богом.
[3] Все вещи были сделаны через него, и без него не было ничего, что было сделано.
День 1:
День 2:
Обновите Иоанна 1:1, а затем прочитайте его десять раз по памяти.
Прочтите Иоанна 1:2 десять раз.
Закройте Библию и прочтите ее десять раз.
День 3:
Прочитайте Иоанна 1:1 один раз на память.
Прочтите наизусть Иоанна 1:2 десять раз.
Прочтите Иоанна 1:3 десять раз.
Закройте Библию и прочтите ее десять раз.
И так далее и тому подобное. Просмотрите, прочитайте, процитируйте, повторите. Если вы повторяете стих по памяти один раз в день в течение ста дней, он останется в вашей постоянной долговременной памяти.
Если вы хотите узнать, как поддерживать привычку делать рецензии, у Эндрю Дэвиса есть 30-страничная книга о том, как это сделать (всего 0,99 доллара на Kindle!).
Ты можешь это сделать! Вы действительно можете! И вы должны. Запоминать большие куски Писания не так сложно, как вы думаете, и это будет одним из лучших вложений в вашу жизнь по десяти вышеперечисленным причинам и многим другим. Вы не пожалеете.
Сила запоминания Писания с помощью музыки
Попросите меня перечислить президентов Соединенных Штатов, и я могу сделать это без колебаний и не упустив ни одного. Каждый раз. Звучит как хвастовство? Это не так, я не могу принять кредит. Видите ли, когда мой старший сын учился во 2-м классе, его школа записала небольшую песенку на мелодию детского стишка, чтобы помочь в запоминании президентов. Мы давали ему играть все время, и знаете что, я тоже запомнил их, даже не пытаясь. И теперь эта маленькая мелодия крутится у меня на заднем плане, пока я с легкостью перечисляю президентов.
Большинство христиан считают важным заучивание Писания. Мы слышали Псалом 118:11 и знаем, что это правда, когда в нем говорится: «Я сокрыл слово Твое в сердце моем, чтобы не согрешить против Тебя». Желание есть, но многие борются с реализацией. Вот почему Seeds Family Worship создали песни для запоминания Писания. Они делают процесс запоминания Писания легким, почти без усилий. Просто регулярно играйте песню, и, прежде чем вы это узнаете, вы запомните куплет. С почти 200 стихами, которые Сидс начал петь, вы можете легко выучить наизусть довольно много мест Писания! Как удивительно было бы процитировать 200 библейских стихов? Для тех, кто просто слушает эти песни, это не составит труда.
Почему это? Почему музыка так сильна и эффективна, когда дело доходит до запоминания?
Эмоциональные связиНаш мозг цепляется за песни, потому что они часто привязываются к эмоциональным воспоминаниям. В отличие от обыденного перечня фактов, музыка и поэтические тексты призваны пробуждать эмоции и создавать воспоминания. Буквально на днях я был на собрании, где лидер сказал: «Мы на полпути». Хотя он просто хотел сообщить, что собрание наполовину закончилось, все, что я мог думать, было: «Вау-о, живу молитвой!» В одно мгновение я перенесся обратно в ленивый летний день в колледже, лежащий на берегу озера на гравийном пляже с друзьями. Я никогда не собирался запоминать текст этой песни, но через мгновение каждое слово стало быстро доходить до меня. Я встретился глазами с несколькими другими, и тонкие кивки передали общий опыт и признали, что мы были одинаково крутыми детьми. 80-х годов.
Истории запоминаютсяЗапоминать легче, когда вы связываете идеи с историей. Подумайте, сколько песен вы слышали, которые рассказывают мини-историю. Томми работал в доках, а Джина работала в закусочной, и они были бедны, но были влюблены и просто пытались выжить и честно зарабатывать на жизнь, понимаете? Но потом у них были проблемы и… так история продолжается. Или, может быть, вы также были вовлечены в поиски расчески Ларри, хотя Младший грубо заметил, что у него нет волос. Еще есть песня, которая напоминает мне, хотя я всегда жил в городе, что проселочная дорога ведет меня домой, особенно если ее громко петь во время перерыва на футбольном матче.
Задействуйте все органы чувствЭксперты по запоминанию подчеркивают важность задействования как можно большего количества органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния, движения, чем больше, тем лучше. Запишите это, произнесите вслух, станцуйте, сочините глупое высказывание, добавьте движения рук, соедините это с воспоминанием, спойте песню, сочините стихотворение. Я выжил в колледже, превращая вещи, которые мне нужно было запомнить, в маленькие мнемонические приемы или заставляя некоторые части рифмовать с чем-то знакомым.