Как выучить большой стих быстро и легко наизусть: Как учить стихи наизусть быстро. Советы учителя литературы — Преподавание в начальных классах — Преподавание — Образование, воспитание и обучение

Содержание

Как учить стихи с ребенком. Методические рекомендации быстрого запоминания информации

Приятно, когда ребенок с удовольствием сначала учит и потом декламирует стихи перед любой аудиторией. Но что делать, когда надо выучить стихотворение обязательно (задали в садике, в музыкальной школе и т. д.), а ребенок не соглашается на это «ни за что на свете»?

Ребенок может отказываться под разными предлогами: «Я не смогу», «Я не хочу», или просто без объяснений взять и уйти заниматься своими делами. При этом причина нежелания, как правило, одна: слишком большой объем новой информации, которую надо запомнить. Мозг маленького человечка просто пытается защититься от информационной перегрузки.

Помогаем ребенку учить стихи: маленькие хитрости

В первую очередь, если ваше чадо сопротивляется, надо успокоить ребенка (усыпить его бдительность). «Хорошо, — соглашаемся мы, — учить стихотворение мы не будем. Давай просто я буду рассказывать, а ты за мной повторяй». Обязательное условие, которое надо помнить: рассказывать можно только по одной строчке стихотворения. В таком случае ребенку будет легко за вами повторять, и он не будет чувствовать информационного стресса.

Следующий шаг — выяснить, есть ли в стихотворение слова или фразы, которые непонятны ребенку. Выясняется это довольно просто: при повторении малыш будет либо путать непонятное слово, либо вообще откажется повторять строчку, где есть непонятная для него фраза. Следовательно, надо объяснить ребенку, что значит это слово или фраза, и привести побольше примеров, где и как еще можно употребить это слово (фразу).

Когда все непонятные слова разъяснены, начинается сам процесс заучивания. Сначала повторяется первая строчка стихотворения. И до тех пор, пока ребенок не начнет рассказывать эту строчку без запинки, ко второй приступать не следует. Когда одна строчка запомнилась, можно начинать учить вторую. Когда и вторая строчка повторяется легко и без запинки, соединяем две строчки. И теперь рассказываем сразу две строчки, опять же до тех пор, пока ребенок не начнет сам рассказывать эти две строчки. Затем можно приступать к третьей и так далее. Таким образом, незаметно для себя, ребенок сможет выучить все стихотворение.

Ну а если и такой способ не помогает и ребенок продолжает противиться, то придется идти на крайнюю меру: надо взять ребенка так, как берет нас реклама — бесконечным повторением. Начинайте декламировать стихотворение в присутствии ребенка сами для себя. Сначала повторите его полностью три раза (большее количество раз будет уже лишним), а затем начинайте бесконечно бубнить по одной-две строчки, в зависимости от их объема. Очень важно, чтобы вам самим это нравилось. Читайте с выражением, передавая интонациями настроение стиха.

Можно брать игрушки и устраивать представления: сажаете их в круг, одну игрушку берете на «сцену» — пусть она расскажет стихотворение для остальных. А потом каждая игрушка будет повторять одну-две строчки своим, отличным от остальных, голосом. В конце концов ребенок включится в игру. Многократное повторение — оружие мощное. Запомнишь, даже если совсем этого не желаешь. Поэтому для ребенка весь процесс запоминания пройдет незаметно для него самого.

Тут есть одна очень важная рекомендация. Не стоит учить с ребенком больше двух строчек в один день. Неделя — вполне нормальный срок, чтобы выучить к празднику нужное стихотворение.

Кстати, этот метод заучивания известен с древних времен. Называется он «система накопления». Именно его использовали индусы и другие народы при передаче своих священных и философских учений. Ключ к секрету этого метода состоит в начинании с самого малого, постепенном прибавлении и частом повторении.

Повторение здесь очень важно, потому что заставляет пересматривать выученное и углублять с каждым разом впечатление. Такие частые повторения служат также и для сглаживания строчек, потому что каждая строчка скрепляется с предшествующей и последующей, а все вместе кажется выученным одновременно. Пользуясь этим методом, можно легко развить память ребенка, и он сможет запоминать сразу несколько строчек. Но индусские ученые предостерегают от преждевременного заучивания слишком большого числа строк в день, потому что память должна приучаться к работе постепенно.

Какие игры помогут запоминать стихотворения лучше?

  1. Чтобы ребенку учить стихи было легко и приятно, надо с рождения приучать его к ритмически организованной информации. Тут помогут потешки, стишки, загадки, скороговорки. Если с рождения мама периодически рассказывает разные стишки и потешки, они сами по себе запоминаются, и память ребенка развивается естественным путем. К тому же, если ребенку постоянно читают стихи, ему это становится привычным и понятным. Поэтому заставлять учить рифмы такого ребенка не надо, он сам с удовольствием будет их повторять.
  2. Чтобы стихотворение училось легко, отдайтесь его ритму. Делайте с ребенком движения под ритм стихотворения. Тут подойдут шаги, плавные движения руками, качание туловищем и так далее.
  3. Для заучивания стихотворения можно использовать мячик: Вы говорите строчку и бросаете мячик ребенку. Он повторяет строчку и бросает мяч вам обратно. Вы говорите следующую строчку и опять бросаете мяч и так далее. Когда ребенок познакомится со стихотворением поближе, можно бросать мяч на каждое слово. В этом случае ребенок не повторяет за вами слова, а каждый из вас говорит следующее слово в момент, когда мяч оказывается у него в руках.
  4. Можно нарисовать стихотворение вместе с ребенком. Это может быть одна картинка, а может быть целая серия небольших зарисовок, которые собираются в книжку.
  5. Чтобы для ребенка рифма была привычна и легка для заучивания, следует в быту почаще применять рифмованные словечки, например: кисуля-раскисуля, «ах, какое блюдо, понравится даже верблюду», Антошка-картошка, «иди на горшок — получишь семечек мешок», «кашка для Сашки» и т. д. Такие рифмы придумываются легко, и родители могут постоянно их использовать в общении с ребенком.

Авторская статья

https://www.7ya.ru/Bauskas iela 58A — 7RīgaLV-1004

Оцените статью

Полезность:

Интересность:

Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться

Читайте также

Хороший матриал
А зачем вообще нужно произносить фазу «будем учить стих»?
Я просто иду и рассказываю во время прогулки, дома никогда с книжкой не учим — иногда вешаю текст на кроватку (и то скороее для себя 🙂 я медленнее запоминаю. Я точно знаю учить так всё сразу.

Однажды выучили большой кусок, спустя пол года решили к нему ещё один прибавить ничего не вышло :))
по 4-му пунку — согласна. Мы так кота на дубе нарисовали и выучили небольшой кусок из поэмы «Руслан и Людмила»
Вообще если учить всё время что-нибудь (иметь такую привычку, а не два раза в году) проблем не будет.

2007-11-24, Ануля

К такой статье следовало хоть пару стишков прикрепить

2007-11-25, Юлия

Всего 2 отзыва Прочитать все отзывы.

Поделитесь:


24.11.2007

Обновлено 17.12.2020

По Совету Всему Свету. Как быстро выучить стихотворение наизусть

Для многих школьников или мам с детьми помладше этот вопрос весьма актуален. Стихи в школах и детских садах задают учить довольно часто.

Это правильно, так как заучивание наизусть – отличный способ тренировки и развития памяти. Это следует делать не только детям, но и взрослым – прекрасный способ профилактики склероза и других проявлений старения мозга.

Сделать это быстро, помогут ряд правил.

Приступая к изучению, стихотворения нужно несколько раз прочесть, делать это надо обязательно вслух, не спеша.

Во время чтения следует выстраивать цепочку логической связи. Ведь стих – это повествование, только рифмованное, и в нем, так же как и в любом рассказе, просматривается причинно-следственная связь развития событий.

Далее стих нужно переписать на бумагу, повторяя вслух то, что пишется, так срабатывает механическое запоминание.

Если стих большой, можно разбить его на отрывки и учить каждый кусок отдельно.

Сам процесс заучивания следует проводить, повторяя по одной строчке. Сначала нужно прочесть и повторить одну строчку, потом добавить к ней вторую строчку. Потом третью, и так далее. Накопив шесть-восемь строк, следует переходить к другому отрывку.

После такого изучения в целом стих уже запоминается, но бывают некоторые строки, на начале которых происходит запинание. В этом случае, следует записать начало проблемных строк на ладонь и подсматривать во время чтения.

Если учить не перед самой сдачей стиха, а за пару дней, то запоминание будет более эффективным.  Лучше учить стих перед сном, ночью мозговые клетки продолжают перерабатывать полученную информацию, и таким образом происходит фиксирование изученного материала.

Приступая к изучению стихотворения с малышом, следует учесть, что восприятие у него не такое, как у взрослого человека. У дошколят и младших школьников развито образное мышление, на  этом и нужно сделать акцент. Перечитав стих с ребенком следует пересказать ему историю своими словами. Пересказ нужно активно сопровождать жестами и выразительной мимикой.

Далее следует прочесть стих, сопровождая его теми же жестами и мимикой в нужных местах. Следует сделать так несколько раз.

После это делает ребенок, а взрослый ему подсказывает начало первых строчек и продолжает помогать, оживляя образы руками и лицом.

Теперь, когда ребенок, понял и запомнил о чем речь, ему остается запомнить только порядок слов.

Малыша следует подбадривать и хвалить, убеждая, что учить стихи просто и весело, таким образом, у него исчезнет страх перед заучиванием, и он станет это делать охотнее и результативнее.

Подобную методику можно использовать не только при изучении детских стихов и песен. Используя образное мышление, проще подготовится к отчету или докладу, заучивать большие отрывки текстов и при этом не тратить много времени. Запоминание происходит в два этапа. В процессе обучения и во время сна. Проснувшись, изучаемый текст следует повторить.

Так легко и почти без усилий можно заучивать материал наизусть.