Как выучить стих с ребёнком: 4 простых шага
Многие дети не любят учить стихи: им не нравится часами сидеть за книжкой и зубрить одни и те же строчки, в которых часто встречаются непонятные слова. Наш блогер Екатерина Бунеева рассказывает, как сделать запоминание стихов лёгким и, главное, интересным и для ребёнка, и для родителей.
Думаю, зачем учить тексты наизусть, все понимают: чтение и запоминание стихов и прозы развивает память и речь, обогащает духовно и эмоционально, создаёт культурный багаж человека.
А вот как именно нужно учить стихи? Кто-то многократно перечитывает текст или десять раз повторяет, пока не запомнится. Но такой способ — механический, а процесс запоминания сам по себе неинтересный, нудный. И полюбить стихи при таком подходе вряд ли получится. А можно ли так учить, чтобы было интересно, и полезно, и приятно?
Конечно, можно. Для этого стихотворение нужно правильно прочитать. То есть читая текст, нужно его эмоционально прожить (испытать собственные эмоции и почувствовать эмоции автора), включить воображение и увидеть картины, нарисованные словами, понять содержание (фактуальную и подтекстовую информацию, основные смыслы). И вот в процессе такого чтения текст уже почти запомнится, потом достаточно будет пару раз его повторить.
Приведу пример. Нам нужно выучить наизусть стихотворение Георгия Граубина «Сон».
1. Подумаем над названием
О каком сне может идти речь? Ребёнок предполагает: может быть, человек спит, взрослый или маленький, а может быть, щенок или кот… Или кому-то снится сон. Мы пока не знаем, надо прочитать.
2. Читаем стихотворение по смысловым частям и по строфам
Не нужно, чтобы сначала взрослый сам читал ребенку всё стихотворение вслух, потому что тогда он предложит своё собственное понимание, свои интонации и логическое ударение. И у ребёнка не будет возможности самому постепенно открыть для себя текст, его смыслы, эмоционально его прожить, уже не будет загадок и сюрпризов. Очень советую читать текст вместе, медленно, используя приёмы «комментированное чтение» и «диалог с автором», делать остановки там, где нужно что-то прокомментировать, представить картину или объяснить слово, несколько раз перечитывать строчки, но не механически. Вот так, например:
Между летом и зимой
Всё впадает в сон
(«Впадает в сон», то есть…? И ребёнок договаривает: «засыпает». А между летом и зимой — это когда? А это осенью, наверное. Осенью всё постепенно засыпает.)
Снова читаем первые две строки:
Между летом и зимой
Всё впадает в сон
(Что же это — всё? Вопрос задаём, но ответа он не требует, читаем дальше.)
Засыхает зверобой (это растение с маленькими жёлтыми цветами),
Опадает клён (Мы с тобой видели опавшие кленовые листья, вспомнил? Представил? Красиво?)
Дуб морозцем опалён, (Уже первый мороз был, несильный — морозец, но, как огнём, опалил листья дуба, и они стали какие? Тёмно-коричневые, почти чёрные… Увидел?)
Спать сурки идут… (Вот и животные готовятся заснуть. И правда, всё впадает в сон: и травы засыхают, и деревья сбрасывают листву. Посмотри, в конце предложения стоит многоточие — много всего ещё можно перечислять и представлять. )
Люди этот самый сон
Осенью зовут. (Значит, правильно мы догадались!)
Да, Сентябрь, Октябрь, Ноябрь —
Настоящий сон
(Это какие месяцы поэт перечисляет? Сентябрь, октябрь, ноябрь… Осенние. А интересно, почему сон «настоящий»? Вопрос задаём, но не отвечаем, читаем дальше, потому что ответ и «отгадка» будет в следующих строчках.)
В первых буквах этих слов
Зашифрован он.
(И правда, посмотри на первые буквы названий месяцев, прочитай сверху вниз — СОН! Вот какое открытие сделал автор! Настоящий сон ещё и потому что «в первых буквах этих слов зашифрован он».)
3. Подбираем интонацию, выделяем паузы
Просим ребёнка перечитать текст ещё раз про себя и решить, где нужно сделать паузы (например, после второй строчки), где нужна интонация перечисления (3 — 6 строки), где читать загадочным тоном, а где торжествующим: мы отгадали, почему сон настоящий! Вместе решаем, что читать вслух это стихотворение нужно медленно: ведь всё впадает в сон, засыпает.
4. Прислушиваемся к впечатлениям ребёнка
Теперь ребёнок прочитает стихотворение вслух выразительно, покажет своё понимание текста, передаст настроение. А дальше вслух прочитает взрослый и тоже покажет, как он понял текст, что почувствовал. То есть не взрослый сразу даёт «образец чтения», а потом задаёт вопросы, а два читателя на равных вместе открывают для себя текст!
Мы прочитали текст четыре раза, каждое перечитывание было естественным, мотивированным, нескучным. А в результате ребёнок текст запомнил. Всё, выучили!
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Иллюстрация: Shutterstock / Archv
Как выучить с ребёнком стихотворение?
Очень часто перед родителями встаёт задача подготовить с ребёнком какое-нибудь стихотворение на праздник в детском саду или просто, чтобы развлечь и порадовать гостей. Однако в планы ребёнка это может и не входить, и он наотрез отказывается запоминать нужный текст.
Объясняется это вполне логично, у маленького человечка возникает страх перед большим объёмом новой информации и мозг данной реакцией просто пытается защититься от перегрузки. Так как же быть в такой ситуации, как выучить с ребёнком стихотворение, чтобы у него впоследствии не появилось страха перед запоминанием нового объёма информации из-за мучительного процесса?
Необходимо пойти на маленькие хитрости. Прежде чем заучивать стихотворение с ребёнком, следует рассказать ему о цели, к которой вы вместе с ним стремитесь, к примеру: «Давай выучишь стихотворение, и выразительно расскажешь его на празднике (или дедушке с бабушкой)» Одним словом, дать ребёнку понять, что после процесса запоминания и воспроизведения нужного текста вы и близкие родственники будете им гордиться. Это некий подарок от него всем своим близким и любимым людям. Итак, разберём вопрос, как выучить с ребёнком стихотворение, по этапам.
Этап 1
Необходимо прочитать стихотворение с выражением от начала до конца. Затем в произвольной форме рассказать содержание и заострить внимание на непонятных словах для ребёнка, то есть, объяснить и привести примеры, где и как ещё могут использоваться эти слова или фразы.
Этап 2
Далее следует заинтересовать ребёнка и провести беседу вместе о содержании стихотворения, например: о главном герое стихотворения, кого он встретил на своём пути, что говорил и так далее. Это всё необходимо для того чтобы ребёнок составил полную картину данного текста.
Этап 3
После окончательного разбора стихотворения следует прочитать его ещё несколько раз, естественно заинтересовав ребёнка игрой по окончанию прочтения, но с условием, что он всё внимательно слушает и запоминает. Теперь следует проверить, насколько хорошо ребёнок запомнил стихотворение, подсказывая ему только первое слово в каждой строчке.
Этап 4
Следующим шагом можно предложить ребёнку поиграть, к примеру: вы – преподаватель, а он – ученик или вы режиссёр фильма, а он – актёр. Пусть он рассказывает стихотворение, а вы ставите ему отметку или утверждаете на главную роль в фильме, и ничего страшного, если вам всё ещё придётся подсказывать ему первое слово в строчке.
Этап 5
Через некоторое время, а лучше на следующий день необходимо повторить стихотворение ещё раз – вы читаете, а ребёнок рассказывает. И по окончанию обязательно похвалить его, выразив своё восхищение тому, как он рассказывает стихотворение, да ещё и такое большое.
Подключаем зрительную память
Некоторым детям совершенно не хочется сидеть на месте, разбирая и запоминая стихотворение. Ну, уж очень они подвижны и эмоциональны. Но и с ними можно всё-таки разобрать и выучить необходимое произведение, предложив поиграть в художников по содержанию стихотворения. Для этого потребуются карандаши и альбомные листы либо разноцветные мелки и доска. Совместно с ребёнком нужно рисовать картинки для каждой строчки стихотворения отдельно. В этом случае подключается ещё и зрительная память плюс ко всему, ребёнку не скучно и он полностью погружается в процесс запоминания, а в комплексе ему гораздо легче разобрать, выучить, а затем и рассказать стихотворение.
На самом деле, как бы это странно не звучало, на вопрос как выучить с ребёнком стихотворение может ответить сам ребёнок. Необходимо просто понаблюдать за ним, ведь все дети индивидуально воспринимают новую информацию, кому-то достаточно послушать стихотворение и он уже готов его полностью повторить. Кто-то воспринимает через зрительную память, тут нужно будет запастись альбомами для рисования и карандашами. Некоторым детям будет легче запоминать стихотворение, отдавшись его ритму, то есть, можно маршировать или пританцовывать под чтение. Можно даже добавить элементы спорта, к примеру, использовать мяч – на каждую строчку бросать его друг другу.
Каким бы способом вы не воспользовались, все они очень хорошо работают. Главное чтобы для ребёнка сам процесс был не в тягость, всё должно проходить с улыбкой и лёгким настроением. А польза для ребёнка от этого просто неоценимая, в нём развиваются многие личностные качества, такие как умение доводить начатое дело до конца, целеустремлённость и другие. Также тренируется и развивается речь и внимание. В общем, учить стихотворения с детьми просто необходимо.
Автор – Станислав Колесник
Посмотрите замечательный и позитивный видеоролик, в котором маленькая девочка по имени Алина, читает наизусть стихотворение:
Запоминание поэзии: методы и ресурсы
Как и другие классические преподаватели, мы предлагаем учащимся всех возрастов запоминать и рассказывать стихи. Запоминание и повторение создают два разных (но взаимодополняющих) набора навыков. Запоминание улучшает словарный запас; студенты, которые заучивают поэзию, учат широкий спектр описательных слов, с которыми они могут встречаться нечасто — или не встречаться вовсе! — в прозаическом чтении. Если учащийся читает слово в романе, он может запомнить или не запомнить его для дальнейшего использования. Но когда она запоминает его в надлежащем контексте (как того требует заучивание строк стиха), гораздо более вероятно, что он будет иметь его «на кончиках своих мысленных пальцев» для использования в своей речи и письме.
Заучивание также формирует у детей способность понимать и использовать сложный английский синтаксис. Учащийся, который запоминает стихи, усваивает ритмичные, красивые узоры английского языка. Эти шаблоны стали частью «языкового хранилища» ученика, тех колодцев языка, которые мы все используем каждый день в письменной и устной речи. Без заучивания в «языковом хранилище» учащегося будут только те фразы и обороты, которые он слышит снова и снова — языковые обороты, которые ваша семья использует каждый день. Но запоминание «заполняет» языковую базу совершенно новым набором языковых паттернов.
Чтение — обучение произнесению заученных произведений вслух, бегло и выразительно — помогает «закрепить» заученные произведения в памяти учащегося. Но чтение также развивает навыки презентации. Когда студент учится стоять на месте (не покачиваясь, не раскачиваясь взад-вперед, не ковыряя ногтями, не потирая нос и не накручивая волосы) и говорить, он овладевает всеми важными навыками, которые ему понадобятся для собеседований при приеме на работу (не говоря уже о том, приятное социальное взаимодействие). Когда он может стоять на месте даже под пристальным взглядом нескольких слушателей, он научился уравновешенности под наблюдением, которая будет служить ему в социальных ситуациях до конца его жизни.
Детский разум работает по-разному на трех этапах классического образования. У первоклассников цепкий ум; в 1-4 классах ученик может выучить стихотворение за неделю, просто читая его вслух три раза каждое утро. Когда произведение выучено наизусть, попросите ученика, изучающего грамматику, повторить его по памяти перед чем-то неодушевленным — плюшевой игрушкой, картинкой или любимой игрушкой. Когда он сможет это сделать, попросите его повторить это перед зеркалом. Когда он сможет это сделать (без хихиканья), попросите его прочитать это перед вами. Когда он сможет это сделать, попросите его прочитать ее сразу перед несколькими родственниками — отцом, матерью, братьями и сестрами, бабушками и дедушками, двоюродными братьями и сестрами.
На «логическом этапе» (5-8 классы) учащиеся по-прежнему должны каждое утро три раза вслух читать свои заметки. Но поскольку их ум начнет работать более аналитически, вы также можете попросить их разобрать стихотворение на части и определить такие вещи, как схема рифмовки, аллитерация и тип размера. Этот анализ поможет учащемуся запомнить стихотворение. Учащихся на этапе логики следует попросить рассказать перед друзьями семьи и взрослыми, не состоящими в родственных связях. Мы не обязательно рекомендуем чтение сверстников; учащиеся 5–8-х классов могут быть непреднамеренно жестокими (высмеивая жесты и интонации друг друга ради забавы), и вы не хотите смущать учащегося на уровне логики в то время, когда самооценка может быть огромной проблемой.
Учащиеся «Риторического этапа» (9-12 классы) могут запоминать как путем повторения, так и посредством анализа. Они также должны перейти к тщательной оценке идей стихотворения. Почему писатель выбрал те или иные слова? Что бы современная публика подумала о произведении; было бы это революционным или старомодным? Как слова и ритмы писателя манипулируют эмоциями аудитории? Привлекает ли повторение внимание к определенным словам или фразам? Почему? Является ли стихотворение или речь обращением к разуму или к эмоциям? Как это меняет способ доставки? Студенты, изучающие риторику, должны по возможности участвовать в публичных выступлениях или театральных постановках; в этом возрасте декламация должна иметь место для сверстников, а также для семьи и друзей.
Часто бывает легче найти литературу для старших школьников, чем для младших. Старшие школьники часто могут запоминать те произведения, которые они читают в литературе. Однако для младших школьников бывает трудно найти веселые, ритмичные, запоминающиеся стихи! Следующий список особенно полезен для учащихся 1–6 классов. Как всегда, родители должны проявлять осторожность; мы не читали каждое стихотворение в каждой отдельной книге! Но эти заголовки должны содержать множество привлекательных стихов, которые учащиеся с удовольствием заучивают и читают наизусть.
Феррис, Хелен, изд. Любимые стихи старые и новые, илл. Леонард Вайсгард (Даблдей, 1957).
Фрост, Роберт. Ты тоже приходишь: Любимые стихи читателей всех возрастов Юные читатели (Owlet в мягкой обложке, 2002).
Холл, Дональд, изд. Оксфордская иллюстрированная книга американских детских стихов (Oxford University Press, 2001).
Кеннеди, Кэролайн, изд. Стихи для заучивания наизусть, илл. Джон Дж. Мут (Disney-Hyperion Books, 2013).
Лир, Эдвард. Книга вздора (Библиотека обывателей, 1992).
Милн, А. А. Когда мы были очень молоды (Тупик, 1992) и Сейчас нам шесть лет (Тупик, 1992).
Нэш, Огден. Зоопарк Огдена Нэша (Стюард, Табори и Чанг, 1987).
Прелуцкий, Джек. Книга поэзии для детей Random House (Random House, 1983).
_____. Сокровищница детской поэзии двадцатого века (Кнопф, 1999).
_____. Тираннозавр был зверем, илл. Арнольд Лобель (Mulberry Books, 1992).
Стивенсон, Роберт Луи. Детский сад стихов, илл. Таша Тюдор (Simon & Schuster, 1999). Визуально привлекательный, но вы можете найти «Детский сад» (который теперь является общественным достоянием) в ряде дешевых изданий в мягкой обложке.
Элизабет Уилсон, книг, которые любят дети, rev. изд. (Crossway, 2002) есть полезный раздел поэтических ресурсов.
Почему я запоминаю поэзию — Slant Books
Первоначальная причина в том, что мисс Ирэн Эшли, моя учительница английского языка в девятом и десятом классах, сказала мне (и другим ее ученикам), что мы должны это сделать.
Ее задания: Подборка из Гайавата в девятом классе («У берегов Гитчи Гуми…») и из Королевские идиллии в десятом («И медленно ответил Артур с баржи…») вместе с Марком Панегирик Антония Цезарю («Друзья, римляне, соотечественники…»).
Вопреки нашим тогдашним жалобам, мисс Эшли не заставляла нас прыгать через эти обручи только для того, чтобы мучить нас. Женщина с очень твердой моральной повесткой дня, она громко, ясно и часто заявляла о своих причинах. Я до сих пор их помню. Было важно дисциплинировать свой ум актом закрепления слов в памяти. Кроме того, хорошо влияет на наше воображение наличие в наших пустых головах мощных образцов великой поэтической речи.
Я слышал эти бодрящие послания о дисциплине и красоте не только на английском, но и на уроках латыни, которые я брал с мисс Эшли на протяжении всей средней школы. Там тоже требуется запоминание! Не только склонения и спряжения, но и: « Quo usque tandem abutere, Catalina,patientiam nostram ?…» и « Arma virumque cano …». (Цицерон и Вергилий соответственно.)
Конечно, то, что мисс Эшли объясняет причины запоминания, не означает, что я полностью их понимаю. И это, конечно, не означало, что они стали значимы для меня в каком-то личном смысле. Но что я действительно знал, так это то, что мисс Эшли не только понимала их, но и придерживалась их как важных правил жизни. Как и любой другой подросток, я постоянно проверял искренность окружающих меня взрослых, особенно моих учителей. Мисс Эшли сдала этот тест на пятерки, и не только потому, что знала спряжения наизусть или могла сама цитировать длинные отрывки из стихов. Меня поразила ее искренняя страсть к языку. В результате, в то время как строки, которые она приказала мне запомнить, в основном исчезли, причины, по которым она их запоминала, не исчезли. Возможно, я не понимал этих причин, но в некотором смысле понял ее.
Тем не менее я больше не думал о запоминании, пока несколько лет спустя не оказался на курсе английского языка в Амхерст-колледже, где другой вызывающий благоговейный трепет учитель, Уильям Причард, убеждал класс выучить наизусть некоторые из стихотворений, которые мы изучали, У. Йейтс. Я, как и весь класс, был сбит с толку этим сильным предложением (никогда не являвшимся реальным заданием). Разве заучивание наизусть не было вопиющим примером «механического заучивания», которое в противном случае нас учили презирать и отвергать? Но нет: заучивание наизусть не подавляет творческого отклика на стихотворение, настаивал Причард.
Поэтому, когда я позже встретился со своим профессором классики Джоном Муром, я попросил его научить меня достаточно итальянскому языку, чтобы я мог прочитать первые строки Данте Inferno . Я уже был в восторге от выученных наизусть декламаций Гомера профессором Муром на греческом языке. Теперь, когда в моей еще менее пустой голове был маленький Данте и немного Гомера, я начал ощущать личную выгоду от более глубокой связи с великим поэтическим языком.
Однако прошло много лет, прежде чем эта связь стала спасательным кругом.
Да, на уроках английского в старших классах, которые я вел в те десятилетия, я задавал некоторые задания на заучивание, и время от времени я немного запоминал отрывки из любимых поэтов, но ничего целенаправленного или последовательного.
Затем, около десяти лет назад, моя жизнь радикально упростилась. Однажды утром после ангиограммы я узнал, что у меня прогрессирующее заболевание сердца и мне срочно требуется шунтирование.
Эта новость стала полной неожиданностью, даже оскорблением. Мало того, что я «все делал правильно» (много упражнений, здоровое питание, отказ от курения), так еще и мои врачи не обнаружили такой возможности после многих предыдущих анализов. Я чувствовал себя ужасно использованным ими и вселенной.
Но вот и я, операция назначена на следующий день. Как я собирался пройти через это?
Ответ пришел сразу. Заучивая великие стихи. Типа… Данте. Я попросил свою жену Пегги принести мне мою двуязычную копию, но не Inferno — хорошо для студента колледжа, но не поможет ему 50 лет спустя, накануне возможно фатальной или иным образом изменяющей жизнь операции — а
К тому времени, когда я выписался из больницы девять дней спустя, у меня было около 50 строк наизусть — и все это, может быть, через месяц. С тех пор я постоянно запоминаю стихи. Еще Данте. Гомер. сонеты Шекспира. Китс. Шелли. Еще много Йейтса, Уоллеса Стивенса, Фроста…
Я уже говорил, что плохие новости о необходимости операции упростили мою жизнь. Вот как: это заставило меня осознать, что я должен отбросить прежние заботы, амбиции и ожидания и сосредоточиться на исцелении души и тела. Исцеление моего тела, очевидно. Но и исцеление моего разума. Лежа в ту ночь на больничной койке перед завтрашней утренней операцией, я осознавал, что, если с этого момента я не сделаю своим главным делом сосредоточение своих мыслей на всем хорошем и прекрасном, я слишком легко могу раствориться. в панике и жалости к себе. И в какой-то момент я вспомнил кое-что, что сказала мисс Эшли, что-то, что применимо как к операции на сердце, так и к запоминанию. Каким-то образом беседа в классе скатилась к вопросам о молитве. — О чем нам молиться, мисс Эшли? кто-то (не я) спросил. Может быть, студентка думала, что она скажет: «Слава и богатство — и хорошие оценки по латыни».
Я вижу, как она делает паузу и улыбается, когда вместо этого говорит: «Для силы, конечно».Значит, для силы. Запоминание, безусловно, требовало этого. Поэтическим словам требуется много усилий, чтобы найти и сохранить свое место в запомненной последовательности. Но механическое заучивание, хотя и необходимо, — это только начало. Слова должны работать на уровне тона, а для этого должно появиться понимание всего высказывания. Ухо должно слышать голос, воплощенный в словах, интеллект должен разобраться в их двусмысленности, а воображение должно завершить дугу, соединяющую читателя и писателя, чтобы они стали единым целым в своем тесном обмене одними и теми же словами.
Пользу запоминания для внимательного чтения легко оценить. Но большую пользу для меня в течение девяти дней моего пребывания в больнице (и с тех пор) принес тот интимный обмен словами, о котором я только что говорил. Голос Данте в моей голове и сердце поставил на их место другие, меньшие голоса, и положил начало послеоперационному исцелению духа, которое продолжается и по сей день.