Как учить стихи и готовиться к публичным выступлениям
Боитесь публичных выступлений? Это абсолютно нормально. Страх уйдет, если вы сможете качественно подготовиться к ним. Не нужно учить все: дословно стоит помнить только стихи и цитаты. Зубрить остальной текст нет необходимости, главное — его понимать. Андрей Сафронов рассказывает об алгоритме запоминания текста в своей книге «Суперпамять за семь шагов». Т&Р публикуют отрывок, в котором вы узнаете, как готовить тезисы к публичным выступлениям и учить стихи и тексты.
Суперпамять за семь шагов: Книга-тренинг
Андрей Сафронов
Альпина Паблишер. 2019
Есть лишь несколько видов текстовой информации, которую нужно учить дословно, это:
Стихи. Их нельзя запомнить примерно, согласны?
Цитаты. Что еще?
Может, актерские роли (театральные роли).
Священное Писание. Здесь знание текста дословно и является целью.
Определения, термины, параграфы в учебниках, книги — здесь нужно уметь найти ключевые идеи/факты и запомнить их, а не все слова автора.
Тексты
Давайте разберем стратегию недословного запоминания текста. Пошаговый алгоритм:
Читаем текст целиком, понимаем и создаем скелет этого текста.
Находим факты / важную информацию и кодируем ее в образы.
Запоминаем информацию.
Воспроизводим по памяти и исправляем ошибки.
Используем систему интервальных повторений (СИП), если хотим сохранить информацию надолго (о ней подробно — в седьмой главе).
Предположим, нужно запомнить такой текст:
Дельфины
Несмотря на то что дельфины обитают в воде, они относятся вовсе не к рыбам, а к млекопитающим. Они, как и человек, дышат легкими, рожают детенышей и выкармливают их материнским молоком.
Тело дельфинов идеально приспособлено для движения в воде и позволяет им очень быстро плавать. Этому также помогает очень эластичная и гладкая кожа, благодаря маслянистым выделениям, облегчающим скольжение в воде.
Питаются рыбой, моллюсками, ракообразными.
Дельфины умеют «разговаривать». Общаясь между собой, они издают звуки, похожие на свист или щебетание. С помощью этих звуков они исследуют обстановку, сообщают друг другу о препятствиях и добыче. Дельфины способны к присваиванию и распознаванию имен.
Действуем по алгоритму:
Тут все понятно, текст про дельфинов, про их строение, питание и особенности.
Я выделил такие факты:
Дельфины
Несмотря на то что дельфины обитают в воде, они относятся вовсе не к рыбам, а к млекопитающим. Они, как и человек, дышат легкими, рожают детенышей и выкармливают их материнским молоком.
Тело дельфинов идеально приспособлено для движения в воде и позволяет им очень быстро плавать. Этому также помогает очень эластичная и гладкая кожа, благодаря маслянистым выделениям, облегчающим скольжение в воде.
Питаются рыбой, моллюсками, ракообразными.
Дельфины умеют «разговаривать». Общаясь между собой, они издают звуки, похожие на свист или щебетание.
Образы, которые подобрал: легкие, младенец с бутылкой молока, кусок кожи в масле, рыба + моллюски + раки, громкоговоритель, стенка из кирпичей и аквариум с рыбами, бейджик с именем.
Есть несколько способов запомнить этот текст, я выбрал самый любимый — дворцы памяти. И разместил все полученные образы на локациях.
По памяти пересказал своими словами текст и сравнил с оригиналом, чтобы посмотреть — не напутал ли я с фактами.
Интервальные повторения (важно! Пересказ делаем по образам) для сохранения этого текста на долгий промежуток времени.
Если вы хотите пересказать текст более детально, то просто сделайте больше образов.
Стихи
Пошаговый алгоритм для запоминания стихов:
Прочитываем стих один раз.
Читаем первую строчку и кодируем ее в образ.
Образ размещаем на локации.
Рассматривая образ на локации, проговариваем всю строчку целиком три–пять раз.
Читаем вторую строчку, кодируем ее в образ и проделы ваем пункты 3–4.
Проговариваем две строчки вместе по памяти три–пять раз.
То же проделываем с третьей и четвертой строчками, а затем повторяем все четверостишие три–пять раз по памяти.
Пример:
Шекспир. Сонет 130
Ее глаза на звезды не похожи,
Нельзя уста кораллами назвать,
Не белоснежна плеч открытых кожа,
И черной проволокой вьется прядь.
Читаем один раз все четверостишие целиком.
Кодируем первую строчку в образ (ы). Например, морская звезда с глазами.
Размещаем на выбранной локации. Например, на телевизоре сидит морская звезда с глазами.
Рассматриваем эту картинку и три–пять раз проговариваем первую строчку целиком.
Кодируем вторую строчку в образ (ы). Например, кораллы с ртом.
Размещаем на локации. Например, на столе много кораллов, и у всех есть рот. Рассматриваем эту картинку и три–пять раз проговариваем вторую строчку целиком.
По памяти проговариваем первую и вторую строчки.
То же самое делаем с третьей и четвертой строчками и затем четверостишие прогоняем целиком.
Вообще, стихи уже сами по себе запоминаются хорошо за счет рифмы. Забываются именно последовательности блоков.
Помните, как, стоя у доски на уроке литературы, когда мы не могли вспомнить продолжение стиха, кто-нибудь из одноклассников подсказывал первые слова другого четверостишия, и все сразу вспоминалось? Уверен, что такое было если не у каждого, то у большинства точно. По этому вот альтернативный вариант запоминания стихов:
Запоминаем привычным способом. За счет рифмы это делается просто.
Кодируем первую строчку первого четверостишия в образ.
Кодируем первую строчку второго и других четверостиший в образы.
Размещаем образы на локациях или соединяем методом «Цепочка».
Проговариваем стих по памяти три–пять раз.
У меня быстрее получается запоминать все-таки первым вариантом. Попробуйте два способа, засеките время и решите, какой стратегией будете пользоваться в дальнейшем.
Кстати, если решите запоминать другие виды текстов дословно, то вам нужно просто следовать алгоритму, который описан для стихов. […]
Публичные выступления
Если вас приглашают куда-то выступить, значит, вы являетесь экспертом в какой-то области и для выступления будете готовить только тезисы + какие-то точные данные. Поэтому тут все очень просто. Тезисы и данные кодируете в образы и размещаете их на локациях.
Все. Даже если вам будут во время выступления мешать или, отвечая на вопросы, вы собьетесь с плана выступления, то вам не нужно будет бежать за листком и смотреть — что же там у нас дальше по плану? Нет, вы, как профессионал высокого класса, просто продолжите выступление с того места, где остановились ранее. Почему? Потому что весь план у вас будет постоянно «перед глазами».
В рубрике «Открытое чтение» мы публикуем отрывки из книг в том виде, в котором их предоставляют издатели. Незначительные сокращения обозначены многоточием в квадратных скобках.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
Читайте нас в Facebook, VK, Twitter, Instagram, Telegram и Яндекс.Дзен.
Теории и практики
Теги
#запоминание
#память
Организатор
#Альпина Паблишер
8 165
Узнаем как побыстрее выучить стихотворение? Учить стихи наизусть. Тренировка памяти
Среди учеников и родителей широко распространено мнение, что стихи включены в школьную программу лишь для того, чтобы развивать память детей. Однако это не совсем так. Учеными доказано, что существует много упражнений, при выполнении которых происходит тренировка памяти. Стихи являются одним из таких средств. Но поэзия, обладающая огромной силой воздействия на внутренний мир человека, имеет все-таки другое предназначение.
Чего не следует допускать
Человек, лишенный возможности соприкасаться с поэзией, никогда не овладеет своим родным языком в полной мере. Он будет испытывать трудности при выражении мыслей, чувств, переживаний. Даже смысл речи, обращенной к такому человеку, может восприниматься им искаженно.
Что же нужно предпринять во избежание таких серьезных проблем? Оказывается, все очень просто: нужно слушать, читать и учить стихи наизусть.
Когда начинать учить стихи
Вопрос о том, когда с ребенком начинать учить стихи, вполне уместен. Психологи, например, утверждают, что наибольший интерес к чтению наизусть дети проявляют в возрасте 4–5 лет. Но это вовсе не означает, что до четырехлетнего возраста заучивание стихов противопоказано. Просто очень часто бывает так, что дети не испытывают воодушевления от подобных занятий, а иногда даже активно сопротивляются.
Если такое происходит, то взрослые могут пойти на «хитрость». Стихи надо читать вслух, как бы «для себя», специально не привлекая внимания ребенка. Чтение должно быть громким, чтобы малыш мог его слышать. Прием можно использовать с самых первых дней появления крохи на свет. Метод «начитывания стихов» с младенческого возраста в последующие годы непременно даст положительный результат, и запоминание текста (прозаического или стихотворного) никогда не будет для ребенка проблемой.
Влияние поэзии на развитие личности
В детской литературе есть очень много стихотворений, предназначенных для игры. Это всевозможные заклички, приговорки, считалки, дразнилки, прибаутки, шутки. Без такого стишка, выученного наизусть, игра не состоится, так как литературное произведение в этом случае является частью забавы или самой игрой.
К положительным моментам можно отнести еще и то, что дети заучивают рифмованные строки самостоятельно, со сверстниками или детьми старшего возраста, которые уже могут знать секреты того, как побыстрее выучить стихотворение. Привлечения взрослых не требуется, и это хорошо. Так лучше развиваются коммуникативные навыки, эмоционально-волевая сфера ребенка.
Интерес малыша к чтению и заучиванию стихов может перерасти в увлечение поэзией, что, возможно, станет началом собственного творчества.
Как задействовать память
Взрослые, давая ребенку совет о том, как выучить стих по литературе, должны иметь представление о стадиях памяти, и о том, какое значение имеет каждая из них в выполнении задания.
После первичного ознакомления с содержанием стихотворения срабатывает память чувственного восприятия. Она играет свою роль в процессе запоминания, так как благодаря ей возникают определенные образы, чувства. Процесс протекает непроизвольно, без какого-либо напряжения.
Кратковременная память начинает действовать, когда человек проявляет усилия воли. В данном случае ученик старается удерживать текст стихотворения в уме, повторяя его. Мысленно фиксирует слова, фразы.
Долговременная память – главная составная часть всей системы. Это своеобразное хранилище информации о том, что составляет жизнь человека, его культурный багаж.
Чтобы стихотворение надежно отложилось в «голове», оно должно пройти через все три стадии.
Обогащение словарного запаса
Регулярная работа с поэтическими текстами позволяет значительно обогатить активный словарный запас ребенка. На это направлены, например, задания такого вида, где взрослый просит найти в тексте стихотворения сравнения. Например, с чем поэт сравнивает березу, закат, снег, небо… Нужно просить ребенка находить слова, которыми автор рисует то или иное явление природы, событие и т. д.
Выполнение подобных заданий ускорит процесс запоминания текста наизусть.
Мыслеобразы способны «раскрасить» внутренний мир человека, сделав его живым, ярким и отзывчивым. Создавать широкие просторы и живописные пейзажи в воображении можно при помощи поэтического слова.
Если перед ребенком постоянно встает вопрос «как побыстрее выучить стихотворение», то совет о тренировке воображения будет очень полезен для него. Пусть он сделает своей привычкой не только слышать поэтический текст, но и видеть все, что описано в нем, ощущать запахи, прикосновения, звуки.
Во время заучивания предложите ученику встать перед зеркалом или на воображаемую сцену. Пусть он «увидит» зрителей, которые пришли послушать его. Исполнение стихотворения должно быть таким, чтобы внутренние чувства зрителей всколыхнулись, стали более живыми. При этом у исполнителя должны быть аналогичные ощущения.
Как читать стихи
Существует по меньшей мере два типа чтения – для развлечения и ради познания. Каждый из них имеет свои цели и задачи. Если человек знает, зачем он читает, то ему будет легче решить, как надо это делать.
Когда перед ребенком стоит конкретная цель — как побыстрее выучить стихотворение — то здесь надо учитывать, с каким настроением он берется за чтение. Чаще всего такое задание у детей восторга не вызывает. Поэтому задача взрослых заключается в том, чтобы чтение стихов было для ребенка все-таки развлечением, а не досадной необходимостью.
Для достижения цели нужно максимально задействовать воображение ребенка, попросить его во всех деталях представлять то, о чем он читает. «Поместите» малыша в обстановку, которая описана в тексте. Сделайте его героем стихотворения, или пусть он вообразит себя другом поэта, написавшего стихи.
Поддавшись игре, ребенок незаметно для себя увлечется чтением, и задание будет выполнено с легкостью.
Как учить стихи
Советов о том, как побыстрее выучить стихотворение, существует много. Но сразу нужно сделать оговорку. Каждый человек индивидуален, поэтому прием, понравившийся одному, может совершенно не сгодиться другому. Из многообразия методов и приемов, которые нацеливают на то, как выучить стих по-быстрому, нужно выбрать именно свои.
- Озвучивание стихотворения с разной скоростью. Сначала попросите ребенка прочитать произведение так, как того требуют правила выразительного чтения. Затем текст воспроизводится быстрее. При третьей попытке темп увеличивается еще в два раза. Но слова не должны «наскакивать» друг на друга, засчитывается только отчетливое произношение. Затем скорость чтения надо преднамеренно растягивать, обращая внимание на работу мысли. В конце выполнения упражнения нужно вернуться к тому темпу речи, с которого начинали.
- Чтение стихотворения с различной степенью громкости. Попросите ребенка прочитать текст с громкостью взлетающего самолета или симфонического оркестра. Следующее прочтение должно быть таким тихим, чтобы ребенок сам себя мог едва слышать. Повторив упражнение несколько раз, попросите ребенка в итоге прочитать стихотворение с учетом его смысла.
- Чтение текста со сменой логического ударения. Таким приемом можно воспользоваться для заучивания отрывка, который особенно труден для запоминания. Читая предложение или строчку, ребенок поочередно ставит логическое ударение на каждом из слов. Важно при этом сосредоточить внимание на смысловом содержании получившейся фразы.
- Озвучивание стихотворения различными голосами. Предложите ребенку рассказать стихотворение не своим голосом. Например, как мама или папа, как телеведущий, как маленький братик.
- Воспроизведение стихотворения в разных местах квартиры, комнаты – на диване, в ванной, за письменным столом, на балконе. Пусть это место будет совершенно неожиданным для чтеца, например, сидя на плечах у папы.
- Мысленное прочтение стихотворения. Попросите малыша прочитать стихотворение так, чтобы его не слышал никто, даже он сам. При этом губы ребенка не должны двигаться, их можно придерживать пальчиками.
Чтение стихов наизусть является одним из требований программы по литературе. В документе имеются рекомендательные списки произведений, которые будут предложены детям для заучивания наизусть в течение учебного года. Если действительно у ребенка существует большая проблема с запоминанием текстов, то можно познакомить ученика с перечнем и предложить ему заучивать стихи заранее, небольшими отрывками.
детей | Фонд поэзии
повестка дняугол-внизугол-влевоуголвправострелка-внизстрелкавправобаршкаламасштабndarcaret-внизкорзинадетивыделяютобучениесписокресурсовкартамаркерopenBookp1pinпоэзия-журналраспечататьцитаталеваяцитатаправослайдышоутэгаудиотегвидеоteenstrash-oПоиск
Дети
Учебная деятельность
-
Учебная подсказка
Автор Ernest O. Ògúnyẹmí 10 октября 2022 г.
Присутствовать и дано, вот что такое молитва, вот чем должно быть хорошее стихотворение: присутствие, которое активно осознает,…
Читать далее
-
Видео
От исследователей поэзии
Сегодня мы будем делать ткацкий станок, очень старый инструмент, который ткачи используют для изготовления красивых тканей и тканей, и сплетем историю. ..
Читать далее
Просмотрите эссе, ежемесячные подборки книг и другой контент лауреата премии «Молодой поэт» Элизабет Асеведо.
Читать далее
Book Pick
Выбрано Наоми Шихаб Най Сентябрь 2022 г.
Это большая роскошь — в любое время сосредоточиться на работе только одного писателя. Мы живем в эпоху…
Читать далее
Детские видео
Video
From Poetry Events
Специальное чтение и вопросы и ответы для подростков с лауреатом премии «Молодой народный поэт» Наоми Шихаб Най.
Читать далее
Видео
From Ours Poetica
Хосе Оливарес читает «Como Tú» («Как ты»)
Читать далее
Просмотреть все детские видео
Изучайте поэзию с помощью онлайн-курсов, занятий и уроков
Улучшите свои навыки написания стихов с помощью бесплатных онлайн-курсов от ведущих университетов. Узнайте об искусстве написания стихов, советах по написанию стихов, хайку, схемах рифм, свободном стихе, аллитерации, фигуративном языке, куплетах и многом другом уже сегодня!
Просмотреть все курсы edX
Смежные темы-Композиция|Письменное творчество|Грамматика|Греческие герои|Изучение английского языка как английского языка|Итальянская опера|Журналистика|Литература|Мифология|Шекспир
научиться поэзии
Зачем учиться писать стихи?
Поэзия использует ритмичность языка для исследования смысла. На протяжении веков люди использовали поэтические понятия для исследования, описания и понимания понятий, которые не поддаются простому объяснению простым языком. Многие люди думают о любовных стихах исключительно как о поэзии, но на самом деле объем поэтической работы охватывает множество тем. Поэты исследовали концепции Бога, добра и зла, прошлого и будущего. Простые стихи о мгновениях дня стоят рядом с эпическими стихами о падении ангелов. Что бы вы ни испытали и что бы вы ни чувствовали, поэты исследовали это.
Курсы поэзии и сертификаты
edX сотрудничает с уважаемыми учреждениями, чтобы предложить множество курсов, специально посвященных поэзии, а также классы, на которых поэзия является частью обсуждения. Вы можете узнать о современных поэтах с помощью гарвардского издания Poetry in America: Modernism, исследования американских поэтов, таких как Т.С. Элиот, Марианна Мур, Дороти Паркер и Уильям Карлос Уильямс. Гарвард предлагает и другие курсы, призванные погрузить вас в мир поэзии в разные периоды жизни США. Вы можете изучать Уолта Уитмена, понимать таких поэтов, как Роберт Фрост или Дилан Томас, и исследовать поэтические чтения из старых и новых стихов. Если вы хотите получить более широкий взгляд на поэзию, вы можете записаться на AP English Literature and Composition Беркли, всеобъемлющий курс по литературе с влиянием британской литературы и европейской литературы. Другие культуры с устойчивой историей поэтических достижений также можно найти в каталоге. Поэзия из Китая как часть культурологического исследования является частью Гарвардской истории Китая: от бронзового века до последних династий. Вы даже можете изучить одно из самых известных поэтических произведений всех времен, «Божественную комедию», уходящую корнями в греческий и латинский языки, и «Потерянный рай» Мильтона, произведение, в котором исследуются самые большие вопросы человечества, уходящие корнями также в греческий и латинский языки.
Узнайте о человеческом опыте с помощью поэзии
Такие организации, как Poetry Foundation, считают, что поэзия принадлежит общественному сознанию и может объединить нас в нашем общем человеческом опыте. Поэты-лауреаты на протяжении поколений искали такую же связь, пытаясь объединить людей из всех слоев общества для обмена знаниями и эмоциями. Поэзия — это защита от того, что нас разделяет. Изучение поэзии разных культур, от французской до южноафриканской, может показать вам, что то, что вы испытываете, не отделено от других. Это также может принести чувство сопереживания и понимания между культурами. Зажгите свое исследование того, что значит быть человеком, с помощью каталога поэтических курсов edX.