Как запомнить стихотворение быстро наизусть: Как учить стихи наизусть быстро. Советы учителя литературы — Преподавание в начальных классах — Преподавание — Образование, воспитание и обучение

Как быстро выучить стихотворение: 13 шагов

В этой статье:

Метрическое стихотворение

Стихотворение, написанное свободным стихом

Дополнительные статьи

Источники

Выучить стихотворение наизусть — типичное школьное задание по литературе. Однако не всем легко дается запомнить и красиво прочесть произведение Пушкина, Есенина или Шекспира. Наша методика может показаться на первый взгляд сложной, требующей многих знаний, но если вы будете следовать ей и совершенствоваться с каждым шагом, то со временем сможете быстро и качественно заучивать самые разные стихотворения.

Шаги

  1. 1

    Прочитайте стихотворение вслух несколько раз. Важно помнить, что любые стихи, рифмованные или нет, восходят к устной традиции и предполагают восприятие на слух.[1] X Источник информации Поэзия была развлечением и способом рассказать историю задолго до телевидения.

    В те времена, когда многие были неграмотны, поэзия обрела определенные характеристики, включая рифму и стихотворный метр, которые помогали запомнить стихотворение тем, кто не мог прочитать его с листа.

    • Прежде чем вы начнете учить стихотворение наизусть, прочтите его вслух несколько раз. Попробуйте его переписать или перепечатать.
    • Не проговаривайте слова механически; постарайтесь читать с выражением, как будто рассказываете слушателям историю. Понижайте голос там, где требуется спокойное повествование, и выделяйте интонацией эмоциональные моменты. Помогайте себе жестами, чтобы подчеркнуть самое важное. Призовите на помощь театральное мастерство.
    • Очень важно читать стихотворение вслух, а не только про себя. Если вы его услышите, то сможете лучше уловить рифму и ритм, и это поможет его запомнить.
  2. 2

    Найдите слова, которые вам непонятны. Язык поэзии очень богат, и поэты часто используют незнакомые вам слова.

    Если вам нужно выучить старинное стихотворение, наверняка в нем встретятся устаревшие слова или грамматические обороты, а также незнакомые имена или названия. Для примера возьмем стихотворение А. С. Пушкина «Пророк».[2] X Источник информации

    • В этом стихотворении множество архаизмов: «персты» (пальцы), «зеницы» (глаза), «отверзлись» (открылись), «уста» (рот), «горний» (находящийся в вышине), «десница» (правая рука). Незнакомым может показаться и слово «серафим», означающее ангела высшего чина.
    • Если пересказать своими словами, к примеру, первые восемь строк, получится: «В пустыне я встретил ангела. Своими легкими пальцами он коснулся моих глаз, и они открылись, как у орлицы».
    • Иногда затруднение вызывают не сами значения слов, а метафоры, к которым прибегает поэт. Пройдемся еще раз по тексту «Пророка». Теперь вы нашли значения всех незнакомых слов по отдельности, но, возможно, вам трудно понять суть отдельных фраз или текста в целом.
    • «И внял я неба содроганье, / И горний ангелов полет, / И гад морских подводный ход» — когда серафим коснулся ушей пророка, тот обрел дар слышать все, от полета ангелов в небесах до движения рыб в море.
    • Мы видим преображение человека: он обретает «жало мудрыя змеи» вместо языка, «угль, пылающий огнем» вместо сердца. С одной стороны, этот текст перекликается с Книгой пророка Исайи и темой очищения, необходимого для служения Богу; с другой — пушкинский пророк воплощает идеал поэта и свободной поэзии. Он все видит, все слышит, говорит правду, и в душе его горит огонь.
    • Заключительные строки говорят о предназначении истинного поэта и пророка — «глаголом жги сердца людей»: его слова должны быть такими, чтобы проникать прямо в сердце и не оставлять людей равнодушными.
    • Если вам трудно понять стихотворение, найдите, что о нем говорится в учебнике или на сайтах, посвященных изучению литературы.[3] X Источник информации [4] X Источник информации [5] X Источник информации
  3. 3

    Поймите и прочувствуйте историю, рассказанную в стихотворении. Когда вы разберетесь со всеми сложными словами, выражениями и образами, вам нужно уяснить для себя его тему и сюжет. Если вам непонятно, о чем идет речь в стихотворении, вам будет тяжело его выучить, так как очень трудно запомнить слова, за которыми не видишь ни связи, ни смысла. Перед тем как учить текст наизусть, вы должны быть в состоянии рассказать по памяти, о чем оно. На этом этапе не старайтесь воспроизвести стихотворение дословно — только краткое содержание.

    • Некоторые стихотворения носят повествовательный характер, то есть от начала к концу в них развивается история. Хорошим примером может послужит «Анчар» А. С. Пушкина.[6] X Источник информации
    • В начале стихотворения описана пустыня и зловещее ядовитое дерево. Ни птица, ни зверь не приближаются к нему. Но затем, рассказывает нам поэт, человек посылает за ядом другого человека, своего раба; раб покорно отправляется в путь, наутро приносит царю яд и умирает; царь же пропитывает ядом стрелы, и они несут смерть в соседние владения.
  4. 4

    Найдите связь между строфами. Не во всех стихах рассказывается подобным образом: вначале случилось то, потом другое. Однако во всех речь идет о чем-то, и в лучших примерах — какие обычно и изучают в школе — происходит развитие от начала к концу даже при отсутствии истории. Если сюжета как такового в стихотворении нет, постарайтесь понять его смысл и связь между строфами или частями. Для примера возьмем «В Рождество все немного волхвы…» Иосифа Бродского.

    [7] X Источник информации

    • Стихотворение начинается со слов «В Рождество все немного волхвы». Тема и время действия, таким образом, обозначены в самой первой строчке.
    • Большая часть этого произведения не подчинена строгой хронологии; события библейских времен и современные поэту реалии переплетены, скорее, ассоциативно, нежели в соответствии с формальной логикой.
    • Итак, волхвы в стихотворении — самые обычные люди, покупающие еду и подарки к праздникам. Поэт рисует картину хаоса и столпотворения в магазине, и в следующей строке неожиданно говорит о том, что за хаосом не видно дороги в Вифлеем. Но люди несут дары, садятся с ними в транспорт, расходятся по домам и дворам, даже зная, что в пещере никого нет (следует понимать реалии — речь идет об атеистическом Советском Союзе).
    • Мысль о пустоте вызывает внезапное ощущение света. Чудо все неизбежнее — и в этом состоит «основной механизм Рождества». Люди чувствуют это и празднуют, даже не веруя, но испытывая потребность верить, и уподобляются пастухам, разжегшим в ночи костры.
    • Образ зимней ночи и напряженного ожидания продолжается в следующей строфе: валит снег, дымят трубы, люди не понимают, кто грядет, и боятся не узнать его.
    • В заключительной строфе на пороге возникает неясная фигура в платке (мы можем предположить здесь ассоциацию с Богородицей) — и человек ощущает Святой Дух в самом себе. Тогда он смотрит в небо и видит появившуюся звезду.
    • Это стихотворение может быть трудно запомнить по порядку, так как строфы не связаны между собой хронологически.
      Однако постарайтесь выстроить ассоциативный ряд, объединяющий их, и вам будет проще выучить: в Рождество все становятся волхвами → покупки, давка в магазине, и за хаосом не видно тропы в Вифлеем → но «волхвы» возвращаются с дарами, даже зная, что в пещере пока никого нет → мысль о пустоте вызывает мысль о чуде → чудо — это суть Рождества, и люди празднуют его, даже не сознавая этого → зима, валит снег, растет чувство тревожного ожидания → человек приходит к ощущению Бога в себе и видит звезду.
  5. 5

    Поймите, каким метром написано стихотворение. Метр — это ритм поэтической строки, ее структура, характеризующаяся количеством слогов и ударений.[8] X Источник информации

    Самым употребительным считается ямб. Это двусложный размер — первый слог безударный (слабый), второй ударный (сильный). Ритм звучит как та-ТА, например, «мой ДЯдя САмых ЧЕСТных ПРАвил».[9] X Источник информации

    • Другие распространенные в русской поэзии стихотворные метры — это двусложный хорей (ТА-та; «БУря МГЛОю НЕбо КРОоет») и трехсложные дактиль (ТА-та-та; «ТУчки неБЕСные, ВЕЧные СТРАНники»), амфибрахий (та-ТА-та; «не ВЕтер буШУет над БОром») и анапест (та-та-ТА; «ШагаНЭ ты моЯ, ШагаНЭ»). [10] X Источник информации
    • Многие стихи на русском языке написаны ямбом, при этом размер может различаться из-за разного количества стоп, то есть повторов сочетания сильных и слабых слогов. Это также важная характеристика стихотворения, на которую следует обратить внимание.
    • Стихотворная строка обычно ограничена размером. Например, размер, называемый пятистопным ямбом, означает, что строка имеет схему та-ТА-та-ТА-та-ТА-та-ТА-та-ТА, то есть ямбическая стопа повторяется пять раз. Примером такого размера может служить строка «сравНЮ ли с ЛЕТним ДНЕМ твоИ черТЫ» (18-й сонет Шекспира в переводе С. Я. Маршака).
    • Трехстопный ямб означает три ямбических стопы в каждой строке, четырехстопный — четыре, шестистопный — шесть. Крайне редко вам встретится строка длиннее семи стоп.
    • Найдите ударные слоги и посчитайте количество стоп в каждой строке, тем самым определив размер стихотворения. Это поможет вам запомнить его ритм.
    • Например, вы сразу услышите различие между четырехстопным ямбом «Мороз и солнце; день чудесный!..» А. С. Пушкина и трехстопным анапестом «На заре ты ее не буди…» А. А. Фета.
    • Как в самом начале, прочитайте стихотворение вслух несколько раз, но теперь обращайте особое внимание на его музыкальность и ритм. Читайте его, пока мелодия стихотворения, включая его размер, не станет для вас такой же близкой и предсказуемой, как мелодия любимой песни.
  6. 6

    Запомните структуру стихотворения. Метрическое стихотворение имеет определенный размер, длину строфы и сочетание рифмованных строк.[11] X Источник информации Теперь вы уже знаете размер, так что нужно разобраться с ритмическим рисунком и количеством строк в каждой строфе. Существуют твердые поэтические формы, подчиняющиеся определенным правилам — например, сонеты, секстины или рондо. Посмотрите, относится ли стихотворение, которое вы учите, к одной из таких форм, или же его структура придумана самим поэтом.

    • Вы можете почитать в интернете о том, какие бывают твердые поэтические формы и как их отличать.[12] X Источник информации [13] X Источник информации [14] X Источник информации
    • Запомнив структуру стихотворения, вы скорее сможете вспомнить, что дальше, если при чтении наизусть вдруг споткнетесь.
    • Например, если вы читаете наизусть «Белеет парус одинокий» М. Ю. Лермонтова и вдруг собьетесь, вы можете вспомнить, что первая строка каждой строфы рифмуется с третьей, а вторая — с четвертой.[15] X Источник информации
    • Например, в последней строфе первая строка оканчивается на «лазури», а вторая на «золотой»; значит, окончание третьей будет рифмоваться с «лазури» («бури»), а четвертой — с «золотой» («покой»).
    • Вы также можете опираться на ритм стихотворения, чтобы вспомнить забытую строку. Даже если вам трудно отличить ямб от хорея, запоминайте просто мелодию (как в песне, если напевать ее без слов): «Та-ТА, та-ТА-та, та-та-ТА-та».
  7. 7

    Прочитайте стихотворение вслух еще несколько раз. Теперь вы читаете его намного более осознанно, чем поначалу, так как понимаете тему стихотворения, его смысл, ритм, мелодику и структуру.

    • Прочтите стихотворение медленно и с выражением. Пользуйтесь всеми новыми познаниями, чтобы улучшить качество чтения. Чем больше понимания и эмоций вы вкладываете в декламацию, тем лучше стихотворение закрепится у вас в памяти.
    • Когда строки стихотворения начнут сами всплывать в памяти, читайте все больше наизусть и все меньше смотрите в текст.
    • Не бойтесь, однако, подглядывать в книгу, если вам нужно. Опирайтесь на текст столько, сколько вам потребуется.
    • Продолжайте читать стихотворение вслух снова и снова, и вы увидите, что все больше и больше строк вспоминаются сами собой.
    • Постепенно вы без усилия перейдете от чтения по книге к чтению наизусть.
    • Когда вы смогли прочитать наизусть все стихотворение, повторите его не менее пяти-шести раз, чтобы закрепить в памяти и читать без запинки.

    Реклама

  1. 1

    Будьте готовы, что свободный стих запоминается труднее, чем метрический. Свободный стих, или верлибр, стал популярен в начале двадцатого века, когда некоторые поэты-авангардисты (например, Эзра Паунд) объявили, что рифма, стихотворный метр и разделение на строфы, доминировавшие в поэзии на протяжении всей ее истории, придуманы искусственно и не в состоянии отразить истину и реальность.[16] X Источник информации В результате в поэзии последнего столетия часто отсутствует рифма, заданный ритм или длина строфы, и такие стихи гораздо сложнее запомнить. Следует, впрочем, отметить, что верлибр распространился на Западе намного шире, чем в России, поэтому вряд ли вам придется учить его наизусть, если вы не изучаете углубленно зарубежную литературу.

    • Даже если вы всегда успешно учили стихи наизусть, не ждите, что свободный стих дастся вам так же легко.
    • Будьте готовы приложить больше усилий.
    • Если у вас есть выбор, какое стихотворение выучить к уроку, а времени мало, то выберите традиционную форму, а не верлибр.
  2. 2

    Прочитайте стихотворение вслух несколько раз. Для начала вам нужно, как и в случае метрических стихов, почувствовать ритм. Хотя у свободных стихов и нет формальных свойств, благодаря которым их было бы легче запоминать, но, как отметил Т. С. Элиот, «автор верлибра свободен во всем, если не считать необходимости создавать хорошие стихи».[17] X Источник информации . Он имел в виду, что в любом языке, даже в обычном разговорном, можно выявить метрический ритм и схемы, заложенные в него на бессознательном уровне, и хороший поэт сделает строку музыкальной даже без соблюдения жесткой структуры. Согласно ему, нельзя представить строку, которая не зазвучала бы как стих.[18] X Источник информации

    • Когда вы читаете стихотворение вслух, постарайтесь уловить интонацию поэта. Использовал ли он множество запятых, которые замедлили темп стихотворения, или позволил словам литься непрерывным потоком?
    • Верлибр старается максимально передать естественный ритм речи, так что стихотворение, вероятно, будет напоминать ямбический метр, который ближе всего к естественному звучанию русского, а также английского языка. Относится ли это к стихотворению, которое вы учите?
    • Или ритм стихотворения неожиданно отличается от ямба? Например, среди англоязычных поэтов Джеймс Дикки известен строками трехстопного анапеста, разбросанными по его верлибрам.[19] X Источник информации [20] X Источник информации Ramsey, Paul. “James Dickey: Meter and Structure. ” Modern Critical Views: James Dickey. Ed. Harold Bloom. New York: Chelsea House Publishers, 1987. 63-76. Print. Подобное переплетение размеров можно встретить и у А. А. Блока — «оНА приШЛА с моРОза / РаскрасНЕвшаясЯ».[21] X Источник информации
    • Читайте стихотворение вслух раз за разом, пока не почувствуете голос поэта и не впитаете музыкальный ритм.
  3. 3

    Найдите слова и отсылки, которых вы не понимаете. Так как свободные стихи — сравнительно молодой жанр поэзии, в них вряд ли попадутся архаизмы. Некоторые поэты, пишущие в этом жанре, специально стремились приблизиться к обычной разговорной речи, а не к изысканной поэтической. По словам Уильяма Водсворта, одного из заметных предшественников свободного стихосложения, поэт — это просто человек, говорящий с людьми.[22] X Источник информации Однако поэты раздвигают границы языка и потому в художественных целях иногда прибегают к довольно редким словам. Пользуйтесь словарем.

    • В авангардной и современной поэзии также присутствует множество аллюзий, так что обращайте внимание на непонятные отсылки. Весьма распространены классические отсылки к греческой, римской и египетской мифологии, а также к Библии. Изучите их, чтобы понять глубинное значение строк.
    • Например, поэма Т. С. Элиота «Бесплодная земля» настолько полна аллюзий, что без примечаний ее почти невозможно понять[23] X Источник информации (и даже с примечаниями это трудно!).
    • И вновь напоминаем: ваша цель состоит в том, чтобы понять стихотворение, прежде чем учить его наизусть. Понятное проще запоминается.
  4. 4

    Найдите в стихотворении запоминающиеся моменты. Так как ритм или рифма не смогут послужить вам подсказкой, в стихотворении нужно выбрать ключевые точки, на которые вы будете опираться. Найдите такие моменты, которые вам понравились или удивили вас. Пусть их будет несколько на протяжении всего произведения, так что оно окажется разделенным на фрагменты, в каждом из которых у вас будет особая, запоминающаяся строчка или фраза. Даже если стихотворение не разделено на строфы, вы можете выбрать по одному яркому образу или словосочетанию на каждые четыре строки или на каждое предложение, вне зависимости от того, сколько строк оно занимает.

    • В качестве примера вернемся к упомянутому выше «Она пришла с мороза…» А. А. Блока.[24] X Источник информации Перечислим по порядку запоминающиеся образы в этом стихотворении.
    • Она пришла с мороза; ароматом воздуха и духов; болтовней; толстый том художественного журнала; в моей большой комнате очень мало места; довольно нелепо; она захотела, чтобы я читал ей вслух Макбета; до пузырей земли; внимательно смотрит в окно; большой пестрый кот; целующихся голубей; рассердился; прошли времена Паоло и Франчески.
    • Заметьте, как каждое из этих словосочетаний или фраз хорошо запоминается и одновременно указывает точку развития событий в стихотворении.
    • Запомнив эти ключевые фразы перед тем, как пытаться заучить все стихотворение наизусть, вы наметите своего рода вехи, которые в будущем помогут вам, если вы собьетесь.
    • Запоминайте фразы дословно и именно в том порядке, в каком они появляются в тексте. У вас получится сжатое изложение стихотворения, которое пригодится вам на следующем шаге.
  5. 5

    Встройте ключевые фразы в краткое содержание стихотворения. Как и в случае метрического стихотворения, прежде чем пытаться его запомнить, вы должны полностью понять содержание и смысл. Тогда, дойдя при чтении до знакомой фразы, вы должны вспомнить, что следует за ней. Сосредоточьтесь на том, чтобы встроить «вехи» из предыдущего шага в краткое содержание стихотворения: вы должны быть в состоянии пересказать его своими словами, опираясь на них.

    • Если стихотворение носит повествовательный характер, попробуйте представить его в виде пьесы, чтобы запомнить последовательность событий. Например, в «Домашних похоронах» Роберта Фроста присутствует настолько четкое повествование, мизансцена и диалоги, что это стихотворение действительно ставили на сцене.[25] X Источник информации [26] X Источник информации Правда, в остальном его выучить трудно, хотя оно написано и не верлибром, а белым стихом — нерифмованным пятистопным ямбом.[27] X Источник информации
  6. 6

    Прочитайте стихотворение вслух еще несколько раз. К этому моменту вы уже должны начать запоминать его благодаря списку ключевых фраз и краткому содержанию. Продолжайте читать стихотворение вслух, и при каждом последующем прочтении старайтесь совершать путь от одной «вехи» до другой, не заглядывая в книгу.

    • Не огорчайтесь, если с первого раза ваше прочтение будет неидеальным. Если вы расстроены, расслабьтесь и прервитесь на пять минут, чтобы мозг отдохнул.
    • Не забывайте пользоваться своими «вехами» и кратким содержанием, чтобы запомнить все строки стихотворения по порядку.

    Реклама

Источники

Об этой статье

На других языках

Как быстро выучить стихотворение — Wiki How Русский

Выучить стихотворение наизусть — типичное школьное задание по литературе. Однако не всем легко дается запомнить и красиво прочесть произведение Пушкина, Есенина или Шекспира. Наша методика может показаться на первый взгляд сложной, требующей многих знаний, но если вы будете следовать ей и совершенствоваться с каждым шагом, то со временем сможете быстро и качественно заучивать самые разные стихотворения.

Эту страницу просматривали 289 345 раз.

Реклама



советов по улучшению памяти с помощью поэзии

Автор Михаил Голласт

Медицинское освидетельствование в январе 2020 г.

Обновлено 1 марта 2021 г.

Как я тебя помню? Позвольте мне сосчитать способы… 

Упражнения для вашего мозга помогают сохранить его молодым, а отличный способ натренировать свои умственные способности – это читать, писать и запоминать стихи. Исследования показывают, что запоминание ваших любимых стихов может не только сохранить умственную деятельность, но и улучшить вашу память.

Начните с поэзии, которая вас интересует и увлекает. Вас могут привлечь стихи Роберта Фроста или Майи Энджелоу, или вы можете предпочесть неоперившиеся произведения ваших детей или внуков.

Затем используйте этот план из 10 этапов, чтобы запомнить эти стихи:

  1. При первом чтении читайте медленно, впитывая каждое слово. Вам важно понять стихотворение. Смысл помогает создавать воспоминания.
  2. Затем быстро прочитайте стихотворение несколько раз, чувствуя ритм и интонацию языка. Этот дополнительный опыт стихотворения обеспечит больше слоев значения и памяти.
  3. Перепишите стихотворение вниз — многие люди считают, что процесс написания помогает им запоминать вещи.
  4. Теперь прочитайте стихотворение вслух. Услышав, как звучит стихотворение, вы сможете лучше его запомнить.
  5. Для аудиалов может быть полезно записать чтение стихотворения и часто воспроизводить его.
  6. Разбейте стихотворение на части, по строкам или разделам.
  7. Запоминайте по одной строке или разделу за раз. Придерживайтесь этой части, пока не почувствуете себя уверенно, повторяя ее по памяти. Потренируйтесь повторять два выученных раздела вместе, прежде чем переходить к новому разделу. Вы можете запоминать по одному разделу каждый день, если хотите поддерживать темп.
  8. Поспи немного. После того, как вы выучили стихотворение наизусть, хороший ночной сон может помочь вам лучше его запомнить.
  9. Всегда держите при себе копию стихотворения. Часто читайте его в течение дня.
  10. Чтобы проверить свою память на стихотворение, прочитайте его тому, у кого есть копия, или запишите его по памяти и сравните свое произведение с оригиналом.

В конце концов, придайте своим поэтическим упражнениям изюминку, сочинив собственные оды. Чтобы получить поток идей, попробуйте открыть книгу, указать на случайное слово и использовать его в стихе. Или возьмите любимое стихотворение и измените его, включив в него свою тему и смысл.

Чтобы сохранить остроту ума, нужно приложить немного творческих усилий. Но кто знает? Вы можете написать следующую классическую рифму. В любом случае, ваш мозг будет лучше для этого.

видео

Распространенная жалоба на память — это запоминание имен; связывание — это мозговое упражнение, которое вы можете использовать, чтобы связать то, что вы видели, с именем человека. Смотреть Нил Барна…

статья

Принимал ли я сегодня таблетки? Возможно, вы сможете четко ответить на вопрос, если проявите немного творчества. Пример: Примите лекарство по-другому…

видео

Расписание серьезной операции? Спросите своего врача о послеоперационном мозговом тумане, также известном как POCD. В этом видеоролике Health Smarts Кевин Соден, доктор медицины, объясняет, как…

видео

Многие люди испытывают серьезные изменения в состоянии здоровья после выхода на пенсию. В этом видео HealthMaker Уильям Мобли, доктор медицинских наук, перечисляет возможн…

видео

Если у вас есть пара действительно близких лучших друзей, вам повезло. В этом видеоролике Health Smarts д-р Кевин Соден говорит, что проводите время с вашими лучшими подругами, защищая…

Забудьте о Google, запомните стихи Питера Вуда

Первоначально эта статья была опубликована в The Huffington Post 7 мая 2014 года. Одно последствие: не так много нужно запоминать.

На самом деле забывание заучивать было в моде задолго до того, как Google, Википедия и плеяда поисковых инструментов и почти универсальных онлайн-библиотек, которыми мы все пользуемся, дали нам простой выход. Интернет только укрепил культурную предрасположенность, зародившуюся в начале 20-го века, когда педагоги, которые сами выросли, трудились над мрачными латинскими текстами и вбивали в свои головы ярды «Песни о Гайавате» Лонгфелло —

У берега Гитче-Гуми,
У сияющей Большой Морской Воды

— решил, что с него хватит, и изобрел «прогрессивное образование», которое, в его бесчисленных вариациях, почти все, что мы имеем сегодня.

С тех пор берега Гитче Гуми (Верхнее озеро) никогда не были прежними. Вообще говоря, мы перешли от понятия образования 19-го века как комбинации дисциплины ума и наполнения его знаниями к современному представлению об образовании как исследовании, открытии и практике. То, что раньше называлось «искусством памяти», отошло на второй план.

Действительно, в наши дни трудно найти учителя, который автоматически не ссылался бы на работу по активному запоминанию с предварительной записью: просто заучивание, механическое запоминание . Нас призывают прорваться через эту интеллектуально бесплодную территорию, чтобы достичь пышных Мауи «критического мышления» или Гранд-Титонов «творческого самовыражения».

Ничего против Мауи или Гранд-Титонов, но в погоне за памятью мы упускаем некоторые прекрасные вещи. Тяжелая работа, связанная с заучиванием длинного стихотворения, например, часто с лихвой окупается. Стихотворение впоследствии там, когда вам это нужно. Это может кристаллизовать чувство, которое вы не могли до конца вывести на поверхность. Оно может вылететь как фраза друга, раскрывающая тайную общность.

Предыдущие поколения говорили о том, что заучивание литературы — это «обеспечение ума», и это именно то, на что это похоже. В конечном итоге мы получаем не только слова, связанные вместе, но и готовые способы видеть и чувствовать, которые побуждают нас смотреть внимательнее, лучше слушать и, возможно, говорить более четко.

Я не рекомендую людям, которые запоминают стихи, рассказывать их другим. Это изнашивает его прием довольно быстро. Но наличие нескольких стихов в голове еще никому не повредило. На самом деле, есть удивительное количество американцев, которые проскользнули мимо охранников «не запоминать» у дверей класса и сделали личную практику заучивания стихов и других якобы бесполезных вещей. Мы прячемся на виду и узнаём друг друга по знакам и контрпризнакам. Если кто-то незаметно бросит в разговор половину строки из стихотворения, а через мгновение встретится с другой половиной, вставленной как бы случайно, заговор запущен.

Как и во всех заговорах, участники затаились. Они не выходят друг за друга.

Однако у движения есть активные сторонники. Гаррисон Кейллор, когда он не приносит новости с озера Вобегон или не ведет хронику неудач Гая Нуара, заметно участвует в деле. Один из стандартов Кейлора для стихов, которые он читает в своем радиосериале «Альманах писателей» и помещает в свои антологии ( «Хорошие стихи» , « «Хорошие стихи для трудных времен» , Good Poems, American Places ) заключается в том, что они должны быть «запоминающимися». Почти 20 лет назад поэт Джон Холландер возглавил комиссию, назначенную Академией американских поэтов, которая выпустила антологию , посвященную памяти , которая стала текущим проектом. Появился жанр антологий ( Whisper and Shout ) и веб-сайтов (Poems to Memorize), предлагающих помощь новичкам.

Выбрать стихотворение для заучивания немного похоже на решение сделать татуировку. В обоих случаях используются чернила, и результаты близки к перманентным, поэтому рекомендуется тщательно выбирать.

Татуировка и заучивание наизусть также могут иметь общий элемент тщеславия. Конечно, сторонники заучивания стихов могут придумать несколько причудливых объяснений того, почему это полезно для нас. В недавней литературной работе Мередит Мартин « Взлет и падение метра: поэзия и английская национальная культура , 1860–1930» цитируются педагоги, такие как Мэтью Арнольд, которые считали, что заучивание наизусть английских стихов формирует характер. ударов сердца Кэтрин Робсон: повседневная жизнь и заученное стихотворение глубже погружается в то, как заучивание стихов формировало как личный характер, так и общественную культуру в 1950-х годах. Книга Робсона получила широкую и восторженную рецензию и послужила поводом для красноречивого эссе поэта Брэда Лейтхаузера «Почему мы должны запоминать поэзию» в The New Yorker . Он предлагает резюмировать старые причины: «воспитать пожизненную любовь к литературе; сохранить лучшие языковые достижения из поколения в поколение; повысить уверенность в себе за счет мастерства красноречия; помочь очиститься от идиом и акцентов более низкого уровня». — классная речь; [и] укреплять мозг с помощью упражнений».

Лейтхаузер полностью признает проблему Google: нам не нужно запоминать стихотворение, чтобы увидеть текст за несколько секунд. Но он отвечает так же, как и я, и многие другие нео-запоминатели. Стихотворение, которое вы запоминаете, качественно отличается от того, которое вы просто читаете. Вы «берете стихотворение внутрь себя» и делаете его частью «химии вашего мозга, если не вашей крови, и вы знаете его на более глубоком, телесном уровне, чем если бы вы просто читали его с экрана».

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts