Экзаменационные вопросы
к итоговому занятию
для студентов по курсу «Основы общей психологии»
(Общая психология)
Предмет психологии. Основные этапы истории психологии.
Психология на современном этапе и ее связь с другими науками.
Задача и структура современной психологии.
Методы психологического исследования.
Мозг и психика. Психика как свойство нервной системы.
Рефлекторная природа психической деятельности. Понятие о рефлекторном кольце.
Развитие психики в животном мире.
Сознательное и бессознательное. В психике человека.
Факторы возникновения сознания. Общественно-историческая природа сознания.
Структура сознания и его основные психологические характеристики.
Общее понятие о личности в психологии, сущность различий понятий индивид, личность, индивидуальность.
Основные теории развития личности.
Психологическая структура личности.
Факторы и движущие силы психического развития личности.
Формирование личности. Потребности как источник активности личности.
Самооценка и се роль для становления самосознания личности. Уровень притязаний.
Понятие о группах. Виды групп.
Личность и группа. Влияние личности на группу. Конформность личности.
Понятие о языке и речи. Виды речи.
- Общение и его функции.
Средства общения. Вербальная и невербальная коммуникация.
Уровни общения. Качества личности, необходимые для успешного общения.
Психологические механизмы восприятия человека человеком.
Понятие о темпераменте и его типах.
Физиологические основы темперамента.. Тип высшей нервной деятельности и темперамент.
Общее понятие о характере и его формирование.
Возрастные особенности развития характера.
Структура характера и его формирование.
Понятие о способностях.
Физиологические основы развития способностей.
Структура способностей. Урони способностей.
Общее понятие о деятельности. Основные виды деятельности.
Понятие о внимании. Физиологические механизмы внимания.
Виды внимания и их сравнительная характеристика.
Основные свойства (качества) внимания. Методики изучения внимания.
Общее понятие об ощущениях. Физиологические механизмы ощущений.
Классификация и основные виды ощущений.
Общие свойства ощущений (чувствительность, адаптация, синестезия, сенсибилизация).
Характеристика восприятия, его физиологические основы.
Виды восприятия, их характеристика.
- Сходство и отличие между восприятием и ощущениями.
Основные особенности процесса восприятия (предметность, структурность, целостность, осмысленность, контактность).
Иллюзии и апперцепция при восприятии.
Наблюдение и условие его развития.
Понятие о памяти.
Физиологический, биохимический, психологический подходы к раскрытию механизмов памяти.
Процессы памяти. Запоминание и условие его эффективности.
Виды памяти, их характеристика.
Индивидуальные, особенности и типы памяти.
Зависимость памяти человека от направленности личности. Методы изучения памяти.
Развитие памяти у детей.
Мышление как высшая форма познавательной деятельности.
Логические формы мышления.
Характеристика мыслительных операций.
Виды мышления. Индивидуальные особенности мыслительной деятельности.
Этапы решения мыслительных задач.
Общая характеристика воображения, его физиологические механизмы.
Виды воображения.
Общая характеристика чувств и эмоций. Их физиологические основы.
Формы переживания чувств.
Виды чувств и эмоций.
Общее понятие о воле.
Волевой акт, его структура.
Волевые качества личности и их формирование.
Понятие об интеллекте, его природа.
Структура интеллекта, его уровни. Факторы интеллектуального развития.
Задания для зачетов по темам учебника
(для самостоятельной работы студентов: может быть использовано преподавателем в качестве контрольного варианта обязательной составляющей перед итоговым занятием)
Тема I Предмет психологии
Задание I.Проработайте материал по учебнику
(часть первая, Введение в психологию)
Задание II. Раскройте содержание следующих понятий:
— психический факт
— психическая закономерность
— механизм психики
— психический процесс
— психическое свойство
— психическое состояние
— анимистический взгляд на «душу»
— внематериальная природа души
— идеалистический взгляд на «душу»
— дуализм в психологии
— ассоциации психических явлений
— сознание
— интроскеционизм
— рефлекс
— эпифеноменализм
— принцип детерменизма
— перцепция
— апперцепция
— рационализм
— эмпиризм и сенсуализм
— ассоцианизм
— психология способностей
— рефлекторная дуга
— рефлекторность психики
— сигнальная система
— обратная связь
— личностный характер поведения
Задание III. Ответьте на вопросы:
От чего зависит понимание психических явлений?
Что входит в содержание понятия «донаучные психологические знания»?
Что составляет предмет научного изучения в психологии?
В чём суть анимистических представлений о «душе»?
Как объясняли понятие «душа» ионийские натурфилософы?
Кто из древнегреческих атомистов является последователями гилозоизма?
В чём заключается различие взглядов Платона и Аристотеля на природу «души»?
Какому знанию о «душе» дали начало римляне – Гален, Плотин, Августин?
Какое открытие, сделанное французом Декартом дало развитие дуализму?
Кто является родоначальником эпифеноменализма в психологической науке?
Какой вклад в развитие психологии сделал голландец Спиноза?
Как разводил понятия «перцепция» и «апперцепция» немец Лейбниц?
Почему Д. Локка принято считать родоначальником эмпирической психологии?
Что позволяет говорить о том, что ассоциативная психология была перспективой в развитии психологической науки?
В чём заключалась суть психологии способностей?
Какую роль в развитии психологии сыграли работы русского ученого И.М.Сеченова?
В чём заслуга русского ученого И.П.Павлова в развитии психологической науки?
Какая связь между двумя понятиями «мозг» и «психика»?
Как характеризовали сознание немцы К.Маркс и Ф.Энгельс?
Задание IY. Напишите реферат по одному из следующих источников:
1.Выготский Л.С. Вопросы теории и истории психологии. – Собр.соч.,т.1.М., Педагогика, 1982.
2.Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., МГУ,1972.
3. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., Наука,1984.
4.Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., АН СССР,1957.
5.Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М., Педагогика,1966.
6.Ярошевский М.Г. История психологии. М., Мысль,1985.
Задание Y. Выполните тестовую работу:
1. Что такое психологический факт, психологическое явление:
отражение действительности;
часть реальной действительности;
то и другое.
2. В чем выражается форма существования психического:
в жизни и деятельности;
в сознании;
в том и другом.
3. Первая систематизация знаний о психике была осуществлена:
Аристотелем;
Платоном;
Сократом.
4. В какой исторический период понятие «душа» приобретает религиозное содержание:
античная эпоха;
древневосточная;
средневековье.
5.Кто произвел переворот в мистически-религиозном понимании души, трактуя её, как внешне детерминированный религиозный механизм:
Г. Лейбниц;
Р. Декарт;
Д. Гартен.
6.Кто впервые связал эволюцию человека с развитием его психики:
Ч. Дарвин;
Г. Гельмгольц;
Г. Спенсер.
7. Кому принадлежит авторство термина «поток сознания»:
У. Догимс;
Лангет;
В.Вундт;
8.Кто соединил психологическую теорию с психотерапевтической практикой и
ввел ряд новых категорий:
Адлер Ю.;
Юнг К.;
Фрейд З.
9.Какая психологическая школа в качестве единственного объекта изучения
признавала поведение:
а) гештальт – психология;
b) бихевиоризм;
с) аналитическая.
10. Суть концепции интериоризации состоит в переводе:
внешних, предметных действий во внутренние;
внутренних действий во внешние;
или то и другое.
11. Кем открыты закономерности высшей, нервной деятельности:
Павлов И.П.;
Сеченов И.M.;
Бехтерев В.М.
12. Основной постулат И.М. Сеченова: «Психическое, внутреннее детерминируется внешним» при условии:
наличия силы воздействия;
времени воздействия;
значимости явления или события.
13. В каких взаимозависимостях находятся предметное действие и общение:
закономерно сменяют друг друга;
взаимно исключают друг друга;
неотделимы одно от другого.
14.Что относится к биологическим факторам психического развития личности:
индивидуальные анатомо-физиологические особенности мозга и ЦНС;
генотип и постнатальное формирование мозга;
а и b, вместе взятые.
15. Что относится к социальным факторам психического развития личности:
духовный мир социальной среды;
материальный мир;
материальный и духовный мир социума, исключая семью.
Школы психологии. Кратко
Психоанализ — психологическая теория, разработанная в конце XIX — начале XX в. австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом, а также чрезвычайно успешный метод лечения психических расстройств, основанный на этой теории. Это едва ли не самая известная школа.
История возникновения психоанализа началась с того, что Фрейд и его коллега Й. Брейер вылечили «Анну О.» от невроза. Изучая феномен постгипнотического внушения, Фрейд пришел к выводу о бессознательной природе мотивации у человека. Для проникновения в бессознательное он использовал главным образом толкование сновидений. Страхи и желания, которые в обычном бодрствующем сознании подавляются, выходят на поверхность в снах. Но даже здесь эмоции принимают замаскированную форму, которая должна быть разгадана, подобно ребусу, чтобы скрытые смыслы стали явными. Таким образом, сны сами имеют бессознательную структуру.
Фрейд рассматривал психопатологию как движение от нормального к невротическому и далее к психотическому состоянию. Однако и норма, по Фрейду, не более чем абстрактный идеал, ибо никто не свободен от психологических конфликтов и тем самым от вытеснения и бессознательной мотивации. Следовательно, никого нельзя назвать абсолютно разумным. Такая пессимистическая точка зрения на человека противоречила представлениям, бытовавшим в западной культуре на протяжении более двух столетий.
Швейцарский психиатр К. Юнг, ученик Фрейда, расширил концепцию бессознательного. Кроме индивидуального бессознательного, продукта индивидуальной истории, Юнг ввел понятие коллективного бессознательного, которое присуще всему человечеству. В таком коллективном, или социальном, бессознательном действуют особые мотивационные факторы, названные Юнгом архетипами (т. е. первичными образами). Например, один из архетипов — анима, персонификация идеала женственности в сознании мужчины — определяет, какие типы женщин нравятся данному представителю мужского пола.
Юнг исследовал бессознательное не только посредством интерпретации снов, но и через речевые ассоциации. Данный прием широко применяется в настоящее время в форме теста, использующего сотню простых слов. Испытуемый должен быстро отреагировать на каждое из них. Задержка ответа, неспособность дать ответ вообще или повторение слов свидетельствует о существовании так называемого комплекса — совокупности эмоционально окрашенных бессознательных идей и представлений.
Другой последователь Фрейда, А. Адлер, рассматривал невроз как следствие комплекса неполноценности. Вместо того чтобы изучать сны, Адлер обратился к исследованию ранних воспоминаний, которые считал ключом к пониманию поведения, мотивации и личности. Личностные проблемы, с его точки зрения, возникают из ощущения социальной бесполезности, а социальные чувства и интересы представляют собой необходимую составную часть полноценной психической жизни.
Логотерапия — один из видов экзистенциальной психотерапии, основанный на анализе смыслов существования. Эта психологическая школа была основана в 1940-х гг. В. Франклом. Согласно логотерапии, движущей силой человеческого поведения является стремление найти и реализовать существующий во внешнем мире смысл жизни. Одним из ключевых сугубо человеческих атрибутов является воля к смыслу, которую Франкл фактически противопоставил адлерианской воле к власти и фрейдовскому принципу удовольствия.
Стремление к смыслу — фундаментальная мотивационная сила в людях. Люди нуждаются не в лишенном напряжения состоянии, а в напряженном стремлении к некоему смыслу, который достоин их. Когда фру- стрировано стремление к смыслу, возникает апатия, скука. Подчеркивалось, что внесение в человеческую жизнь смысла само по себе производит психотерапевтический эффект, а утрата его ведет к экзистенциальным неврозам с характерным для них чувством тоски и бессмысленности существования. Главное в лечении неврозов — убедить пациента в том, что смысл есть во всем, даже в страданиях, и если личные неурядицы порой невозможно устранить, само отношение к ним может быть изменено.
Гуманистическая психология — направление в западной (главным образом американской) психологии, признающее своим важнейшим предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку.
В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Идеи Адлера о важности социального контекста увели психоанализ от изучения индивидуальных факторов развития (связанных прежде всего с ранним детством) в направлении социокультурного объяснения личности. Американский психиатр К. Хорни утверждала, что именно культура ответственна за возникновение неврозов. Другой американский психиатр X. Салливан считал, что не только неврозы, но и психозы имеют происхождение из социума. Основоположник гуманистической психологии Э. Фромм утверждал, что v человек обладает особыми потребностями, которые отсутствуют у животных и которые должны быть удовлетворены, чтобы человек был душевно здоров.
К 1960-м гг. среди представителей школы гуманистической психологии были такие влиятельные психологи, как К. Роджерс, А. Маслоу и Г. Олпорт. Гуманистическая психология настаивает прежде всего на важности самоактуализации как условия становления личности. Другой важный принцип — необходимость анализа личности как целого (холизм). Гуманистические психологи отрицают редукционизм, т. е. описание собственно человеческих свойств на языке естественных наук (используемый ими пример — сведение любви к «сексуальной химии» или к биологическим инстинктам).
Гештальтпсихология — школа психологии начала XX в. Основана Максом Вертгеймером в 1912 г. Сторонники гештальтпсихологии взяли на вооружение целостный (холистический) подход задолго до того, как гуманистическая психология заявила о себе как о новом направлении. История гештальтпсихологии (нем. «Gestalt» — «структура, форма») берет начало в Германии в 1912 г., когда М. Вертгеймер исследовал так называемый «фи-феномен» — иллюзию движения, которая возникает, когда неподвижные объекты видны в быстрой последовательности смены различных позиций. Такой эффект движущейся картинки создает, например, последовательное включение/ выключение неоновых или электрических ламп в обрамлении неподвижной рамки.
Этот феномен хорошо иллюстрирует положение о том, что целое больше своих частей и в нем присутствуют качества, которые нельзя найти в его составляющих. Так, в приведенном примере движение характеризует феномен в целом, но, если исследовать его составные части, никакого движения в них заметить нельзя. К Вертгеймеру вскоре присоединились В. Кёлер и К. Коффка, благодаря которым гештальт-подход проник во все области психологии. К. Гольдштейн применил его к проблемам патопсихологии, Ф. Перлз — к психотерапии, А. Маслоу — к теории личности. К. Левин объяснял множество психологических феноменов в терминах разработанной им на основе принципа целостности теории поля. Гештальт-подход был с успехом использован и в таких областях, как психология научения, психология восприятия и социальная психология.
Бихевиоризм — направление в психологии человека и животных, буквально — наука о поведении. Это направление в психологии, определявшее облик американской психологии в начале XX в., радикально преобразовавшее всю систему представлений о психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. Поскольку тогда было принято ставить знак равенства между психикой и сознанием (психическими считались процессы, которые начинаются и заканчиваются в сознании), возникла версия, будто, устраняя сознание, бихевиоризм тем самым ликвидирует психику. Основателем данного направления в психологии был американский психолог Джон Уотсон.
В США психология с самого своего возникновения (в 1880-х гг.) имела в основном функционалистскую и поведенческую ориентацию — в отличие от Германии, где преобладающим направлением был структурализм. Если последний уделял главное внимание осознаваемому внутреннему опыту (например, ощущениям), то функционализм интересовался не структурой психики, а ее функционированием. Бихевиоризм пошел дальше функционализма и уничтожил все упоминания о психике и механизмах ее функционирования.
В 1913 г. один из основателей бихевиоризма Д. Уотсон заявлял, что может взять любого человека и, используя лишь метод обусловливания, сделать его врачом, адвокатом, художником, нищим или вором независимо от его талантов, склонностей, способностей, образования, а также этнической принадлежности. Такие последовательные бихевиористы, как К. Халл, Б. Скиннер и Н. Миллер, утверждали, что нет принципиальных различий между процессом обучения у крыс и людей: и те и другие находятся под влиянием процесса обусловливания — подкрепления поведения с помощью награды или наказания.
Когнитивизм — направление в психологии, изучающее процессы познания, работу памяти и роль познания в мотивации и поведении. Когнитивизм в наибольшей степени подорвал позиции бихевиоризма. К 1930 г. психологи, работавшие в традиции когнитивизма Э. Толмена, убедительно показали, что психика существует и у животных. В одном из экспериментов было выявлено, что крысы в лабиринте действуют на основе когнитивных карт, т. е. психических образов знакомой им структуры лабиринта, а не просто двигательного обусловливания. Аналогичные эксперименты продемонстрировали, что бихевиоризм Уотсона рисует чрезвычайно упрощенную картину, так как на самом деле значительную часть деятельности составляет то, что происходит внутри организма. Для описания таких внутренних феноменов и процессов необихевиористы начали использовать понятие промежуточных переменных.
Серьезным достижением когнитивизма стала гипотеза об избирательной готовности, суть которой в следующем: у животных могут возникать только те поведенческие реакции, к которым они психологически подготовлены и которые соответствуют уровню их психической организации. Другими словами, речь идет о значении видоспецифичных свойств в формировании поведения. С позиций данного принципа становится очевидной концепция Уотсона о безграничных возможностях бихевиоризма — ни одному экспериментатору не удалось, например, научить свиней бросать монетки в копилку, поскольку естественное поведение этих животных состоит в том, что они роют и разбрасывают, а не подбирают и складывают.
Поделиться ссылкой
Карьера, которая имеет значение
Школьные психологи могут изменить жизнь детей к лучшему и надолго. Они являются жизненно важной частью усилий по раскрытию потенциала успеха каждого ребенка. Школьная психология – идеальная профессия для тех, кто интересуется:
- Непосредственной работой с детьми и подростками
- Поддержка учащихся с проблемами психического здоровья путем предоставления консультаций, обучения навыкам, а также планов обучения и поддержки
- Оценка индивидуальных различий для определения стратегии вмешательства
- Совместная работа с родителями и учителями для поддержки успеха детей
- Изменение практики и политики для улучшения успеваемости в школе
- Участие в сложной и разнообразной деятельности, которая меняется изо дня в день
- Использование исследований для информирования практик
- Развитие навыков сильного члена команды и лидерства
- Содействие признанию и поддержке человеческого разнообразия
- Демонстрация высочайших стандартов этического и профессионального поведения
- Помощь учащимся в достижении успеха дома, в школе и в жизни
Чем занимаются школьные психологи?
Школьные психологи применяют знания в области психического здоровья, обучения и поведения, чтобы помочь детям и молодежи добиться успехов в учебе, обществе, поведении и эмоциональном состоянии. Они предоставляют студентам услуги по оценке, поддержке и вмешательству; сотрудничать с семьями, учителями и другими специалистами для создания безопасной, здоровой и благоприятной среды обучения; работать со школьной администрацией над улучшением общешкольной политики; и сотрудничать с поставщиками услуг сообщества для координации услуг для студентов.
Где работают школьные психологи?
Подавляющее большинство школьных психологов работают в государственных школах K–12. Они также предоставляют услуги в различных других учреждениях, в том числе:
- Частные и чартерные школы
- Дошкольные учреждения и другие учреждения раннего детства
- Администрация школьного округа
- Колледжи и университеты
- Школьные центры здоровья и психического здоровья
- Амбулаторные дневные стационары или стационарные клиники и больницы
- Программы ювенальной юстиции
- Независимая частная практика
Какое образование необходимо, чтобы стать школьным психологом?
В штатах обычно требуется ученая степень и опыт работы в школьной психологии для работы школьным психологом. Конкретные критерии приема и процедуры подачи заявок на программы магистратуры по школьной психологии различаются, хотя часто требуется степень бакалавра по специальности психология, развитие ребенка, социология или образование. Как минимум, полезно иметь вводные курсы по одному или нескольким из следующих предметов:
- Развитие ребенка
- Общая и детская психология
- Статистика, измерения и методы исследования
- Философия и теории образования
- Инструкция и учебная программа
- Специальное образование
Программы школьной психологии также могут отдавать предпочтение кандидатам, имевшим предыдущий опыт работы с молодежью в условиях, включающих оздоровительные лагеря, учебные классы, программы наставничества, детские сады или внешкольные программы. Хотя это редко требуется, степень преподавателя или опыт иногда могут повысить вероятность поступления. Кандидаты, заинтересованные в переспециализации (например, действующий специалист в области психического здоровья или педагог, желающий сменить карьеру), должны обратиться за информацией в интересующие программы для выпускников.
Какие степени предлагаются?
Школьные психологи обычно заканчивают либо программу получения степени специалиста (не менее 60 академических часов в семестр и обычно три года), либо докторскую степень (не менее 90 академических часов в семестр и часто от пяти до шести лет). Обе степени завершаются годовой стажировкой под наблюдением продолжительностью от 1200 до 1500 часов. Степень специалиста является национальным стандартом для входа в область и позволяет всестороннюю практику и продвижение по службе в школах. Докторская степень также подходит для практики в школах и необходима для работы в академических кругах и для проведения определенных исследовательских интересов. Некоторые университеты предлагают обе степени, что позволяет студентам программы уровня специалиста перейти в докторантуру в течение первых двух лет курсовой работы. Для получения дополнительной информации просмотрите Обзор различий между степенями школьной психологии.
Какую подготовку получают школьные психологи?
В обучении школьных психологов особое внимание уделяется использованию методов, основанных на исследованиях, пониманию как индивидуальных факторов, так и факторов окружающей среды, влияющих на обучение и поведение, а также вмешательству на индивидуальном и системном уровне. В частности, школьные психологи развивают знания и навыки в таких областях, как:
- Сбор и анализ данных
- Оценка
- Устойчивость и факторы риска
- Консультации и сотрудничество
- Академические/обучающие вмешательства
- Психическое и поведенческое здоровье
- Учебная поддержка
- Услуги по профилактике и вмешательству
- Услуги специального образования
- Готовность к кризисам, реагирование и восстановление
- Сотрудничество семьи, школы и сообщества
- Разнообразие в развитии и обучении
- Культурная компетентность
- Исследования и оценка программы
- Профессиональная этика и школьное право
На что обратить внимание при выборе программы для выпускников?
Кандидатам следует подавать заявки на программы со специальным названием «Школьная психология». В США существует более 300 таких программ. Некоторые факторы, которые следует учитывать, включают:
- Программа докторантуры по сравнению с программой получения степени специалиста
- Статус утверждения/аккредитации программы
- Квалификация преподавателей, специализации и интересы
- Размер программы
- Местоположение (регион, тип населенного пункта)
- Возможность прохождения практики и стажировки
- Исследовательские возможности
- Наличие финансовой поддержки
- Уровень трудоустройства выпускников программы
Найдите дополнительную информацию о выборе программы для выпускников и получите доступ к нашей базе данных программ.
Что такое программа, одобренная NASP?
Национальная ассоциация школьных психологов (NASP) устанавливает стандарты подготовки выпускников, сертификации, профессиональной практики и этики. NASP утверждает как программы уровня специалиста, так и программы докторантуры, которые соответствуют стандартам подготовки выпускников. Выпускники программ, одобренных NASP, получают качественную подготовку во всех областях практики и могут пройти упрощенный процесс подачи заявки на получение сертификата национального сертифицированного школьного психолога (NCSP).
Также доступен полный список программ, одобренных NASP.
Какие полномочия необходимы для практики?
Чтобы заниматься школьным психологом в любом штате или на территории, необходимо иметь надлежащее удостоверение государственного образца. Конкретные требования различаются в зависимости от штата. Обязательно ознакомьтесь с требованиями к аттестации для штатов, в которых вы хотите работать, и используйте ресурс NASP для получения информации о аттестации штатов. Кроме того, посетите часто задаваемые вопросы о государственной аттестации и информационный бюллетень о аттестации школьного психолога, чтобы узнать больше о аттестации школьной психологии.
NASP также поддерживает учетные данные NCSP. В настоящее время большинство штатов признают, что NCSP частично или полностью соответствует требованиям государственной аттестации.
Нет лучшего времени, чтобы подумать о карьере школьного психолога!
Спрос на школьных психологов исключительно велик и постоянно растет. Школьная психология неизменно входит в число 100 лучших профессий в US News and World Report. Осознание необходимости обеспечения психического здоровья и учебной поддержки детей и молодежи в школах продолжает расти. Кроме того, профессия в настоящее время сталкивается с нехваткой квалифицированных школьных психологов для заполнения вакансий по всей стране. Существует особая потребность в специалистах из разных культур и языков. Школьная психология обеспечивает стабильную карьеру с возможностями роста, хорошее здоровье и пенсионные пособия, а также возможность положительно влиять на молодежь и семьи.
Я считаю привилегией быть школьным психологом каждый божий день… Я искренне верю, что у меня лучшая работа в мире. Мне очень повезло, что я могу выступать от имени студентов и их семей, работая над обеспечением справедливости и содействием росту.
Нина Л. Тибери, EdS, NCSP
Версия для печати
Загрузите версию для печати, чтобы поделиться информацией о карьере в школьной психологии.
Скачать .PDF
Презентация PowerPoint
Загрузите презентацию PowerPoint, чтобы поделиться информацией о карьере школьного психолога.
Скачать .PPTX
NASP Exposure Project
Доступ к ресурсам (доступным на английском и испанском языках) для продвижения профессии среди старшеклассников и студентов, особенно из разных слоев общества.
Учить больше
Связанные ресурсы
Кто такие школьные психологи?
Стать школьным психологом
Аттестационные требования психолога государственной школы
Зачем становиться NCSP?
Список программ, одобренных NASP
12 Популярные профессии в области психологии
Психологи диагностируют расстройства поведения, исследуют поведение человека и проводят эксперименты. И это только одна из многих профессий в области психологии. Имея степень психолога, вы также можете работать терапевтом, социальным работником, консультантом или специалистом по поведению.
Думаете о степени психолога? Интересуетесь карьерой психолога? Откройте для себя информацию о зарплате и степени, необходимую для принятия обоснованного решения о своем будущем.
Знаете ли вы?
- По данным Бюро трудовой статистики (BLS), в мае 2021 года средняя зарплата психологов составляла 81 040 долларов в год.
- Ежегодно около 120 000 студентов получают степень бакалавра психологии.
- Психологи получат выгоду от прогнозируемых 14 100 вакансий каждый год в период с 2021 по 2031 год.
- Американская психологическая ассоциация признает более 50 областей психологии.
Как стать психологом
Для многих профессий психолога требуется степень доктора психологии. Клиническим психологам, например, нужна степень доктора философии. и лицензию на практику.
Тем не менее, для некоторых профессий в области психологии требуется только степень бакалавра или магистра.
При поиске работы в области психологии учитывайте требования к степени. Консультантам по психическому здоровью, брачным и семейным терапевтам, а также промышленным и организационным психологам, как правило, не нужна докторская степень.
Другие популярные карьерные пути со степенью психолога включают роли в консультировании, социальной работе, социальных услугах, образовании и бизнесе.
Собираетесь работать психологом? Get Your Degree First
12 Популярные вакансии и специализации в области психологии
Какие виды психологической работы наиболее популярны? Имея высшее психологическое образование, вы можете работать психологом-консультантом, школьным психологом, терапевтом или консультантом.
Степень магистра психологии также может подготовить вас к востребованной работе или докторским программам.
Приведенный ниже список профессий в области психологии включает данные о заработной плате и карьерном росте, а также минимальную степень, необходимую для различных специализаций.
1 Клинический психолог
- Средняя годовая зарплата (май 2021 г.): $82 510
- Темпы роста занятости (2021-2031 гг.): 10%
- Минимальная требуемая степень: Докторская степень
Клинические психологи оказывают психологическую и поведенческую помощь отдельным лицам и семьям. На этой должности у вас будут широкие возможности карьерного роста: от работы с различными пациентами до сосредоточения внимания на исследованиях.
2 Психолог-консультант
- Средняя годовая зарплата (май 2021 г.): $82 510
- Темпы роста занятости (2021-2031 гг.): 10%
- Минимальная требуемая степень: Докторская степень
Психологи-консультанты оценивают, диагностируют и лечат пациентов с эмоциональными, социальными и физическими проблемами, которые влияют на их психическое здоровье. Многие работают в частной практике и в государственных организациях здравоохранения.
3 Детский психолог
- Средняя годовая зарплата (октябрь 2022 г.): 63 280 долларов США
- Скорость роста занятости (2021-2031): 3% (все остальные психологи)
- Минимальная требуемая степень: Докторская степень
Детские психологи оказывают психологические услуги младенцам, малышам, детям и подросткам — другими словами, пациентам, чьи потребности со временем меняются.
4 Школьный психолог
- Средняя годовая зарплата (май 2021 г.): 78 780 долларов США
- Темпы роста занятости (2021-2031): 6%
- Минимальная требуемая степень: Докторская степень
Школьные психологи помогают учащимся с семейными проблемами, трудностями в обучении и другими эмоциональными и психологическими проблемами. Во многих школьных округах США на полную ставку работают школьные психологи.
5 Брачный и семейный терапевт
- Средняя годовая зарплата (май 2021 г.): $49 880
- Темпы роста занятости (2021-2031): 14%
- Минимальная степень: Магистр
Эти специалисты изучают семейные системы и поведение людей, уделяя особое внимание психологическому здоровью людей в контексте семей. Многие работают в частной практике, в больницах или в адвокатуре.
6 Судебный психолог
- Среднегодовая зарплата (октябрь 2022 г.): 73 150 долларов США
- Скорость роста занятости (2021-2031): 3% (все остальные психологи)
- Минимальная требуемая степень: Докторская степень
Судебная психология — идеальная специализация, если вас интересуют отношения между психологией и преступностью. Эти психологи изучают человеческое поведение с точки зрения закона и могут даже давать экспертные показания в определенных случаях.
Вы должны отлично разбираться в правовой системе, психических заболеваниях и семейных системах.
7 Промышленно-организационный психолог
- Средняя годовая зарплата (май 2021 г.): 105 310 долларов США
- Темпы роста занятости (2021-2031): 4%
- Минимальная требуемая степень: Степень магистра или доктора/li>
Эти психологи сосредоточены на улучшении качества трудовой жизни, чтобы повысить производительность и поддерживать здоровую атмосферу. Промышленно-организационные психологи часто работают в компаниях в качестве консультантов по вопросам управления и специалистов по кадрам.
8 Психолог по вопросам здоровья
- Среднегодовая заработная плата (май 2021 г.): 83 100 долларов США
- Скорость роста занятости (2021-2031): 3% (все остальные психологи)
- Минимальная требуемая степень: Докторская степень
Медицинские психологи работают над тем, чтобы понять, как биологические, психологические и социальные факторы могут влиять на здоровье и благополучие. Они могут изучать, как люди реагируют на болезнь, и вместе с другими медицинскими работниками разрабатывать планы по сокращению времени выздоровления.
Большинство медицинских психологов работают в больницах или в частной практике.
9 Нейропсихолог
- Среднегодовая заработная плата (октябрь 2022 г.): $96 970
- Скорость роста занятости (2021-2031): 3% (все остальные психологи)
- Минимальная требуемая степень: Докторская степень
Эти специалисты исследуют, как мозг влияет на поведение. Они изучают память, восприятие и поведение, а также влияние травмы на мозг. Некоторые нейропсихологи помогают пациентам определить долгосрочный уход.
Большинство нейропсихологов работают в сфере исследований и разработок, в больницах или университетах.
10 Консультант по реабилитации
- Средняя годовая зарплата (май 2021 г.): 38 560 долл. США
- Темпы роста занятости (2021-2031): 11%
- Минимальная степень: Магистр
Консультанты по реабилитации улучшают жизнь людей с психическими и физическими недостатками или травмами. Эти специалисты часто работают в больницах и реабилитационных центрах. Они также могут участвовать в разработке политики, чтобы отстаивать заботу о пациентах.
11 Консультант по психическому здоровью
- Средняя годовая зарплата (май 2021 г.): 48 520 долларов США
- Темпы роста занятости (2021-2031): 22%
- Требуемая минимальная степень: Бакалавр
Консультанты по психическому здоровью помогают клиентам улучшить отношения, эмоциональное и психическое здоровье. Некоторые специализируются на лечении детей, пар или людей с тревогой или депрессией.
Смежные специальности включают консультирование по зависимостям и консультирование по поведенческим расстройствам. Для некоторых ролей требуется лицензия и степень магистра.
12 Психолог-консультант
- Среднегодовая зарплата (октябрь 2022 г.): 82 770 долларов США
- Скорость роста занятости (2021-2031): 3% (все остальные психологи)
- Минимальная требуемая степень: Докторская степень
Психологи-консультанты проводят индивидуальные оценки, проводят групповые консультации и помогают организациям благодаря своим знаниям в области психологии.
Они могут создавать психологические оценки для найма сотрудников, консультировать руководителей по организационным изменениям или консультировать по организационным вопросам.
Дополнительные профессии в области психологии для рассмотрения
- Педагог-психолог
- Когнитивный психолог
- Психолог развития
- Инженер-психолог
- Биопсихолог
- Психолог-эколог
- Эволюционный психолог
- Психолог-экспериментатор
- Геропсихолог
- Психолог, занимающийся количественными анализами и измерениями
- Социальный психолог
- Спортивный психолог
Вакансии в области психологии, консультирования и терапии: как они соотносятся?
В чем разница между психологией, консультированием и терапией? Если вы интересуетесь психологией, вы, вероятно, рассматривали роли терапевта и консультанта.
Узнайте больше о различиях в таблице ниже.
Работа | Описание | Требуемая минимальная степень | Лицензия |
---|---|---|---|
Психолог |
| Докторантура | Обязательное государственное лицензирование |
Советник |
| Магистр | Зависит от штата |
Терапевт |
| Магистр | Обязательная лицензия в штатах, где термин «терапевт» защищен |
Психологическая степень Карьерный рост Помимо специальности «Психолог»
Не все специалисты по психологии поступают в аспирантуру, чтобы стать психологами. На самом деле, во многих областях ценятся профессионалы, которые понимают, как люди думают и действуют.
Если вас не интересует долгий путь к карьере психолога, вы можете подумать о карьере психолога в других областях, таких как здравоохранение, маркетинг и уголовное правосудие.
Работа | Требуется минимальная степень | Средняя годовая зарплата (май 2021 г.) | Темпы роста занятости (2021-2031 гг.) |
---|---|---|---|
Менеджер по маркетингу | Бакалавриат | $135 030 | 10% |
Менеджер по продажам | Бакалавриат | $127 490 | 5% |
Менеджер по обучению | Бакалавриат | $120 130 | 7% |
Менеджеры социальных и общественных служб | Бакалавриат | 74 000 долларов | 12% |
Специалист по связям с общественностью | Бакалавриат | 62 800 долл. США | 8% |
Специалист по кадрам | Бакалавриат | 62 290 долл. США | 8% |
Учитель средней школы | Бакалавриат | 61 820 долл. США | 5% |
Социальный работник | Бакалавр или магистр | 50 390 долларов США | 9% |
Ресурсы для работы в области психологии
Эта организация является домом для тысяч психиатров. Преимущества для участников включают сетевые возможности, непрерывное образование, годовую подписку и скидки на публикации. На этом сайте представлена информация как для профессионалов в области психологии, включая викторины для сертификации и ежегодные конференции, так и для тех, кто ищет сертифицированного нейропсихолога. Здесь психологи всех специальностей могут получить информацию о карьерном росте, дополнительном образовании и возможностях наставничества. Как ресурс для тех, кто хочет узнать больше об этой области, так и членский сайт для профессионалов, APSA предлагает непрерывное образование и преимущества для участников. APA является одним из основных источников информации об общем психологическом образовании, профессиональном лидерстве и исследованиях. Эта группа для чернокожих психологов, основанная на членстве, предлагает членские льготы и полезную информацию для профессионалов и тех, кто хочет стать психологом. Центр ресурсов и членская группа NASP предоставляет преимущества, информацию о сертификации и исследовательские возможности для практикующих школьных психологов. SIOP, профессиональная ассоциация промышленно-организационных психологов, публикует исследования, проводит мероприятия и предоставляет ресурсы для профессионального развития. В обществе также есть центр карьеры с информацией о вакансиях.Часто задаваемые вопросы о психологии Карьерный рост
Какие профессии в психологии самые высокооплачиваемые?
По данным BLS, самые высокооплачиваемые психологи зарабатывают более 133 000 долларов в год.
К наиболее высокооплачиваемым специальностям относятся производственно-организационная психология и нейропсихология. Самые высокооплачиваемые отрасли для психологов включают работу в государственном секторе и в больницах.
Какие виды работ вы можете получить со степенью бакалавра в области психологии?
Имея степень бакалавра психологии, вы можете претендовать на работу в сфере социальных услуг, бизнеса, управления персоналом и уголовного правосудия. Вы также можете работать в государственном и некоммерческом секторах.
Изучение человеческого поведения приносит пользу психологам во многих областях. Вы привнесете сильные аналитические, исследовательские и письменные навыки в любую роль, которую вы выберете.
Если вас интересуют более специализированные профессии в области психологии, вы также можете подать заявление в аспирантуру.
Стоит ли получать степень по психологии?
Изучение психологии может открыть новые возможности в бизнесе, здравоохранении, образовании и некоммерческом секторе.