Какие бывают конфликты: Конфликт и пути его решения

Содержание

Конфликт и пути его решения

Американский психолог Кеннет Томас выделил пять основных подходов к разрешению конфликтной ситуации: соперничество, компромисс, сотрудничество, уход, приспособление. Рассмотрим каждый более детально.

Соперничество. Главная цель – навязать свою точку зрения, выгодное для себя решение противной стороне. Применимо в том случае, если ваше решение является конструктивным и несет в себе пользу для коллектива, организации. Либо тогда, когда времени, чтобы договариваться, просто нет.

Компромисс. Обе стороны идут на уступки друг другу, частично отказываясь от своих условий и претензий. Подходит к ситуации, когда противники находятся в равных условиях, когда допустимо принятие временного решения или есть опасность потерять все.

Приспособление. Отказ от своих требований в вынужденной или добровольной форме. Часто это происходит из-за того, что одна из сторон осознает свою неправоту, хочет сохранить хорошие отношения с оппонентом или попросту из-за пустяковости спора. Принудить принять такое решение может осознание неизбежности поражения или вмешательство третьей стороны.

Уход. Избегание конфликта, попытка выйти из него при минимальных потерях. Правда в итоге противостояние никак не разрешается. В лучшем случае — оно просто угаснет. В худшем – претензии будут накапливаться в скрытом режиме и затем выплеснуться в еще более сильный конфликт.

Сотрудничество. Наиболее эффективный метод разрешения конфликтной ситуации. Заключается в конструктивном разборе проблемы, отношении ко второй стороне не как к сопернику, а как к коллеге. Совместный поиск лучшего решения.

Согласно статистике, примерно 30% конфликтов между руководителем и подчиненным заканчиваются компромиссом. 15% — приспособлением (в основном со стороны подчиненного) и лишь 1-2% — сотрудничеством. В связи с тем, что чаще прав именно руководитель, эффективно работает стратегия соперничества. В таком случае работник понимает свои ошибки и старается их исправить. Узнать еще больше об управлении персоналом вы сможете из нашей статьи «Что составляет основу управления персоналом».

При выборе стратегии разрешения конфликта, стоит руководствоваться следующими принципами:

  • Отделение личного отношения к человеку от проблемы. Для этого просто представьте себя на месте оппонента в сложившейся ситуации. На дайте субъективным впечатлениям повлиять на решение;
  • Приоритетным должен быть интерес, а не позиция. Почаще задавайте вопросы «Почему?», «Почему нет?». Выслушайте толкование интересов второй стороны, аргументируйте свои;
  • Поиск взаимовыгодных вариантов. Необходимо учитывать не только свои претензии, а и претензии оппонента, стараясь найти удобное решение;
  • Максимально объективная оценка ситуации. Выслушайте доводы второй стороны, но не поддавайтесь давлению и эмоциям. Оценивая ситуацию используйте объективные, справедливые критерии.

Виды конфликтов — типы и формы

Все люди рано или поздно становятся участниками конфликта. При этом они могут быть его инициаторами или жертвами обстоятельств. Умение разрешать спорные ситуации помогает человеку избегать ненужных споров и скандалов.

В данной статье мы рассмотрим разные виды конфликтов, узнаем причины их возникновения и разберем эффективные методики, помогающие их предотвратить и уладить разногласия. Любителям психологии будет интересно.

Итак, перед вами виды конфликтов.

Что такое конфликт?

Конфликт – наиболее острый вид решения проблем, происходящих в самых разных областях. Обычно сопровождается негативными эмоциями, выходящими за рамки правил и норм.

В нем могут участвовать, как отдельные люди, так и целые группы людей. Изучением конфликтов занимается наука – конфликтология.

Отношение к понятию «конфликт»

Чаще всего конфликт является весьма негативным явлением, вызывающим отрицательные эмоции. До недавнего времени считалось, что любой вид конфликта не приводит ни к чему хорошему.

Однако современные представители менеджмента все чаще убеждаются, что определенные виды конфликтов весьма уместны даже в передовых компаниях, где отношения сотрудников достойны высших оценок.

Главное – научиться управлять конфликтом.

Признаки конфликта

У любого конфликта имеются свои собственные признаки. Рассмотрим самые явные из них.

  1. Биполярность

Под биполярностью (оппозицией), принято понимать параллельное противостояние и взаимосвязанность, где содержится внутренний потенциал имеющегося конфликта. Однако наличие биполярности еще не говорит о каких-либо формах разногласий.

  1. Активность

Активность здесь воспринимается в качестве борьбы. Для ее появления нужен «толчок», исходящий от одной из сторон конфликта.

  1. Субъекты конфликта

Субъект конфликта выступает в роли активной стороны, заинтересованной в выяснении отношений. Чаще всего субъектам инцидента присуще конфликтное мышление.

Два вида конфликтов

По воздействию на работу группы или организации конфликты разделяют на:

  • конструктивные,
  • деструктивные.

Конструктивные конфликты – инциденты, приводящие в итоге к положительным последствиям. Ниже приведены их отличительные признаки.

  • Разногласие разрешается способом, который всецело устраивает его участников. Каждая из сторон чувствует свою заслугу в урегулировании возникшего конфликта.
  • Совместное решение приводится в действие быстро и просто.
  • Участники инцидента находят взаимопонимание, благодаря чему в будущем они могут избегать подобных проблем.
  • При возникновении разногласия между шефом и подчиненным, у последнего появляется возможность высказывать без страха свою точку зрения, отличающуюся от руководителя.
  • Отношения между сотрудниками становятся теплее.
  • Обе стороны смотрят на раздоры, как на вполне нормальные вещи.

Пример конструктивного конфликта: представим, что простой работник не может найти общего языка с начальником, по поводу какого-либо вопроса. После открытого разговора им удается найти компромисс и улучшить взаимоотношения.

Деструктивные конфликты – инциденты, приводящие к негативным последствиям. В таких случаях обе стороны не в состоянии найти какой-либо компромисс, чтобы решить проблему.

Более того, участники конфликта начинают испытывать враждебность друг к другу. К последствиям подобного вида конфликта можно отнести:

  • сопернические взаимоотношения между субъектами;
  • нежелание идти на контакт;
  • рассматривание другого объекта в качестве противника, чужие взгляды – неверны, а свои – всегда правильны;
  • желание к снижению или прекращению любой совместной работы с враждующей стороной;
  • уверенность, что выигрыш в споре важнее, чем нахождение общих точек соприкосновения;
  • пессимизм, отрицательные эмоции, ворчливость.

Примеров деструктивных конфликтов довольно много: военные противостояния, преступления, драки и т.п.

Классификация конфликтов по содержанию

По своему содержанию конфликты делятся на:

  • реалистические,
  • нереалистические.

Реалистические конфликты вызваны неудовлетворением некоторых требований участников или несправедливым разделением между ними каких-либо преимуществ.

Пример: работодатель на незаконных основаниях отказывается выплачивать заработную плату своим работникам, вследствие чего возмущенные сотрудники требуют справедливости.

Нереалистические конфликты выражены откровенной демонстрацией негативных эмоций и враждебности. По сути, потребность в конфликте нужна не столько для разрешения проблемы, сколько ради самого процесса.

Пример: убийство человека только по той причине, что он является виновником всех бед в жизни убийцы.

Классификация конфликтов по характеру участников

Подобные виды конфликтов бывают:

  1. Внутриличностные.
  2. Межличностные.
  3. Конфликты между человеком и группой.
  4. Межгрупповые конфликты.

Рассмотрим их подробнее.

Внутриличностный конфликт наступает тогда, когда в сознании человека происходит дисгармония различных факторов его психологического характера. Это может касаться его эмоций, чувств, действий и т. д.

Пример: Главе семейства нужно своевременно возвращаться домой после работы, чтобы уделять внимание своей семье. Но из-за постоянных задержек человек не может этого сделать. Внутриличнсотный конфликт тут возникает вследствие расхождения между его семейными потребностями и работой.

Межличностный конфликт считается самым популярным видом конфликта. Интересен факт, что он может возникнуть, как по субъективным, так и объективным причинам.

Пример: частой причиной подобного вида конфликта является дефицит каких-либо ресурсов (людей, денег, различных благ). К примеру, один сотрудник уверен, что он нуждается в чем-то больше, чем его коллеги, тогда как его сослуживцы думают иначе.

Конфликт между человеком и группой возникает, когда кто-то из участников коллектива не соблюдает общепринятые правила поведения в социуме.

Пример: один из товарищей начинает «тянуть одеяло на себя». Тем самым он демонстрирует над приятелями свое превосходство, которое может проявляться разными способами.

Межгрупповой конфликт возникает между группами лиц, принадлежащими к обществу или организации. Любопытно, что в момент выяснения отношений люди способны объединяться в разные сплоченные сообщества.

Пример: конфликт может наступить между рядовыми сотрудниками и руководством компании вследствие сокращения штата или понижением оплаты труда.

Классификация конфликтов

Теперь давайте рассмотрим классификацию конфликтов по специфике противоборствующих сторон и условиям развития конфликта.

Подобные виды конфликтов делятся на:

  1. Внутренние.
  2. Внешние.
  3. Антагонистические.

Внутренние конфликты обуславливаются конфронтацией 2-х или более субъектов в какой-либо социальной группе. Этот вид конфликта хорошо прослеживается в желании занять лидирующие позиции в чем-либо.

Внешние конфликты происходят при взаимодействии противоположностей, относящихся к различным объектам (борьба человека со стихийными бедствиями или эпидемиями).

Антагонистические конфликты происходят между социальными группами, и считаются наиболее тяжелыми и продолжительными. Это и военные столкновения, и госперевороты, и спортивные соревнования и т.д.

Однако в полном объеме осознать вышеописанные виды конфликтов невозможно без типологизации, т. е. без выделения главных особенностей инцидента на базе определений их сходств и отличий.

Чтобы понять, как разрешить или управлять ходом конфликта, стоит выяснить его вид, разновидность, область проявления, уровень напряженности и численность участников.

Таким образом, каждому виду конфликта присущи свои особенности.

Типы конфликтов по способу разрешения

Подобные виды конфликтов разделяют на:

  1. Насильственные.
  2. Ненасильственные.

Насильственными конфликтами считаются разногласия, при которых разрешение проблем происходит посредством разрушения структур всех субъектов конфликта или же отказ всех субъектов, кроме одного, от участия в конфликте. В итоге побеждает та сторона, которая осталась. Такой вид конфликта хорошо прослеживается в ходе спора или политических дебатов.

Ненасильственные конфликты позволяют уладить ситуацию благодаря нахождению компромисса. Например, курьер пообещал доставить вам товар в оговоренные сроки, но не смог этого сделать по ряду независящих от него причин (поломка транспорта, погодные условия, получение травмы).

Заказчик вправе требовать компенсацию за простой, однако взаимная заинтересованность побуждает их прийти к договоренности.

Виды конфликтов по областям проявления

Типы конфликтов определяются областями их проявления, в основе которых выделяют:

  1. Политические.
  2. Социальные.
  3. Экономические.
  4. Организационные.

Политические конфликты наступают в ходе борьбы за власть, в малых или крупных масштабах. Подобный вид конфликта происходит при конфронтации 2-х и более политических союзов.

Социальный конфликт возникает на фоне человеческих разногласий, проявляющихся в разных областях: митинги, стачки, вооруженные противостояния.

Экономические конфликты происходят в случае появления противоречий в экономическом плане: борьба за раздел имущества, льгот или ресурсов.

Организационные конфликты рассматриваются в качестве следствия иерархических отношений и регламентирования человеческой деятельности, а также применения принципа распределения человеческих взаимоотношений. К такому виду конфликта относят выполнение установленных правил, закрепление за сотрудником ряда обязанностей и т.п.

Виды конфликтов по направленности воздействия

Подобные типы конфликтов разделяют на:

  1. Вертикальные.
  2. Горизонтальные.

При вертикальных конфликтах объем действительной власти снижается по вертикальной оси сверху вниз, определяя разные стартовые условия для обеих сторон разногласия (выяснение отношений между менеджером и рядовыми работниками или учителем и школьником).

Горизонтальные конфликты возникают, когда в инциденте принимают участие равные силы: соседи, военнослужащие в одном звании, студенты.

Типы конфликтов по выраженности конфликтного противостояния

Такого рода конфликты могут быть:

  1. Скрытые.
  2. Открытые.

Скрытые конфликты происходят, когда люди не проявляют открытую неприязнь друг к другу. Подобные ситуации зачастую можно наблюдать, когда кто-то боится своего оппонента, либо не может вступить с ним в открытую конфронтацию. В ходе скрытого конфликта люди могут дискутировать на какие-нибудь темы, понимая под объектом дискуссии совершенно другие ценности. Таким образом, каждый из участников скрытого разногласия пытается достичь определенной цели.

При открытых конфликтах враждующие стороны не скрывают взаимной враждебности. Они могут скандалить, спорить или прибегать к оскорблениям. К такому виду конфликта можно отнести войны, ссоры, драки.

Типы конфликтов в зависимости от нарушенных потребностей

Подобные виды конфликтов делятся на:

  1. Конфликты интересов.
  2. Когнитивные конфликты.

В конфликтах интересов участвуют люди, между которыми происходят разногласия на почве каких-нибудь интересов (двое детей не могут поделить игрушку; супруги, имея в доме 1 планшет или компьютер, хотят пользоваться им в один и тот же момент).

Когнитивные конфликты представляют собой конфликты знаний или мнений. Нередко каждая из сторон пытается убедить своего оппонента в том, что только его взгляды единственно верные: споры или обсуждения, в ходе которых субъекты стараются навязать людям свои взгляды или идеи.

Что еще нужно знать о конфликтах

Все люди периодически оказываются втянутыми в конфликты. Когда человеку хочется достичь каких-либо высот, он зачастую попадает в конфликтные ситуации.

В результате цель, к которой он стремился, оказывается трудновыполнимой. Интересен факт, что индивид начинает винить в собственных бедах других, а не себя.

В свою очередь окружающие вправе полагать, что человек сам виновен в собственных неудачах. Таким образом может возникнуть один из видов конфликта, о котором говорилось выше. При этом стоит учитывать, что человек по своей натуре может быть скептиком или просто негативно относиться к окружению.

Если человек не сможет научиться подавлять в себе конфликтность с социумом, тогда ему придется часто выяснять отношения со своими оппонентами. Как говорилось выше, было бы неправильно относиться к любому инциденту отрицательно. Иногда конфликты способны побудить человека измениться в лучшую сторону.

Важно уметь предугадывать возможные конфликтные ситуации и уметь избегать ненужных споров или бессмысленных дискуссий. Во многом это зависит от того, насколько человек способен культурно общаться, находить компромисс, владеть собой и уважать собеседника, каким бы он ни был.

Если вы попали в трудную ситуацию, главное – держать под контролем свои эмоции и придерживаться общепринятых правил этикета. Само собой разумеется, это весьма непросто, однако только так, можно выйти победителем практически из любой конфликтной ситуации.

Надеемся, что эта статья поможет вам избежать многих потенциальных конфликтов, а в случае их возникновения – научит выходить из них в конструктивном русле.

Если же вам нравятся интересные факты вообще и психология в частности, – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org.

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Как их использовать (с примерами)

«Ничто не движется вперед в истории, кроме как через конфликт».

Это то, что Роберт Макки, автор книги «История : содержание, структура, стиль и принципы написания сценариев» , называет законом конфликта, и повествование управляется им.

Более тонкие детали, такие как место действия, характер и сюжетные события, дают читателю контекст и понимание, но конфликт , по словам Макки, является «душой» истории. Это требуется для любого вида рассказа, любого жанра — романа, рассказа, научной фантастики, мелодрамы, мистики, истории, романов для подростков и т. д.

В своей книге « Написание художественной литературы » Джанет Берроуэй говорит, что в литературе «интересны только проблемы ». Немного иронично, что в реальной жизни мы сопротивляемся неприятностям; мы избегаем конфликтов. И все же читатели жаждут этого в художественной литературе.

Авторы-новички часто расстраиваются, когда их персонажи вступают в конфликт. Точно так же, как они хотят избежать конфликтов в своей жизни, они не хотят помещать своих персонажей в неудобные, конфликтные ситуации. Они сосредоточатся на красноречивом описании обстановки или сложном развитии персонажа, но затем не дадут главному герою разрешения конфликта. Не делайте этой ошибки.

Почему конфликт является ключевым

Проще говоря, конфликт делает вашу историю интересной. Конфликт – это противостояние – внутреннее или внешнее (об этом ниже). Конфликт — это то, что возникает из-за проблем, которые ваш главный герой должен решить или решить на пути к достижению своей цели. Он предлагает дразнящий пряник неуверенности в том, достигнет ли ваш главный герой этой цели, удерживая ваших читателей и переворачивая страницы, чтобы узнать, разрешен (или нет) конфликт.

А это то, чего хочет каждый автор, верно? Пронести читателя до самого КОНЦА?

Без конфликта ваш главный герой просто переживает серию неинтересных жизненных моментов. Без конфликта нет истории.

7 типов конфликтов в художественной литературе

Существует два основных вида конфликта: внешний и внутренний, которые с течением времени были далее классифицированы и систематизированы множеством различных способов. Вот семь различных типов для рассмотрения.

Внешние конфликты

Внешний конфликт противопоставляет персонажа какой-то внешней силе или мировоззрению и происходит вне тела персонажа. Пять из семи типов конфликтов относятся к внешнему типу.

1. Человек против человека

Также называется человек против человека и главный герой против антагониста , это наиболее распространенный тип внешнего конфликта. Она понятна и общепонятна как история добра и зла, в которой главному герою противостоит недвусмысленный претендент.

В центре истории этого типа два персонажа с противоположными взглядами, мнениями или целями. История станет богаче, когда оба персонажа будут считать себя правыми или когда между их различиями не будет ясного правильного или неправильного.

  • В Голодные игры Китнисс Эвердин должна выжить против других участников – она против них
  • В Волшебник страны Оз Дороти противостоит Злой Ведьме
  • Загадки убийства со следователем против убийцы также являются историями человека против человека

2. Человек против природы

Этот тип конфликта противостоит персонажу какой-либо силе природы, например, животному или погоде.

  • Классический пример — « Старик и море» Эрнеста Хемингуэя
  • В Жизнь Пи главный герой должен встретиться с тигром, пойманным в ловушку вместе с ним в лодке
  • Засуха — грозная оппозиция в 9-м романе Джона Стейнбека. 0007 Гроздья гнева , как и сеттинг в фильме Кормака Маккарти «Дорога» (подробнее об использовании сеттинга читайте здесь)

3. Человек против общества

Когда в романе персонаж противостоит традиции, институту, закону или какой-либо другой социальной конструкции, это история «Человек против общества».

  • Аттикус Финч выступил против своего расистского сообщества в фильме Харпер Ли «, чтобы убить пересмешника»
  • Уилбур борется за свое выживание против общества, которое ест свиней в Паутина Шарлотты
  • В « Рассказе служанки» Маргарет Этвуд общество обращается с женщинами как с собственностью государства; Этвуд делает историю еще более интересной, добавляя экологические катастрофы (Человек против природы), чтобы усилить конфликт
  • .

4. Человек против технологии

Когда наука выходит из-под контроля человека, возникают конфликты между Человеком и Технологией. Истории в этом типе конфликта включают:

  • 2001: Космическая одиссея
  • Мэри Шелли Франкенштейн
  • I, Робот
  • Аполлон 13

Гуру грамматики, редактор стиля и наставник в одном пакете.
Попробуйте бесплатно!

5. Человек против сверхъестественного

Вампиры, оборотни, инопланетяне и призраки — любые обычно невероятные, сверхъестественные или необъяснимые явления — обеспечивают конфликты «Человек против сверхъестественного». Примеры таких историй:

  • Сияние Стивена Кинга
  • Призраки дома на холме , Ширли Джексон
  • Война миров , Герберт Уэллс
  • Экзорцист
  • Серия Джеффа Вандермеера Southern Reach
  • Почти все, Эдгар Аллан По

Внутренние конфликты

Два оставшихся типа конфликтов являются внутренними — те, которые происходят внутри разума или сердца персонажа. Когда у вашего главного героя возникают внутренние потрясения, вызывающие эмоциональную боль, это увеличивает напряжение истории.

6. Человек против себя

Персонаж, борющийся с внутренними демонами, тот, у кого есть внутренний моральный конфликт (например, Гамлет ), или просто стремящийся стать лучше, находится в конфликте Личность против Я.

  • Китнисс Эвердин в Голодные игры (снова!) должна примирить свою потребность выжить на боевой арене с желанием не убивать другого человека
  • Рассказ Дэниела Скотта Киза Цветы для Элджернона 9В 0008 главный герой борется с потерей интеллекта из-за врожденной умственной отсталости, при этом основное внимание уделяется чувствам персонажа по поводу его обстоятельств: конфликт между его интеллектом и эмоциями занимает центральное место

7. Человек против Судьбы (Судьба/Удача/Бог)

Это неоднозначный тип конфликта. Иногда его аспекты разделяются и анализируются среди других категорий. Например, поскольку принятие судьбы можно рассматривать как внутреннюю личную борьбу, некоторые вместо этого определяют ее как Личность против Я. Или кто-то мог бы переформулировать Личность против Бога как противопоставление личности религии и, следовательно, поместить его во внешний тип конфликта Личность против общества. Категории на самом деле не имеют значения, если вы понимаете концепцию.

Примеры конфликтов этого типа включают Звездные войны , Одиссея и Властелин колец .

  • Хотя «Звездные войны » содержит множество внешних конфликтов, основная часть сюжетной линии — судьба Люка стать мастером-джедаем
  • В Одиссея Одиссей сталкивается со всевозможными мистическими существами
  • Судьба сделала Фродо хранителем колец в Властелин колец

Как создать конфликт в романе

Когда у персонажа есть желание или цель, и он сталкивается с препятствием, результатом становится конфликт. С препятствием должен столкнуться персонаж, который волнует читателей. Кроме того, препятствие должно противостоять желанию или цели, значимой для этого персонажа. Результат? Конфликт.

Конфликт может различаться по степени или интенсивности, но каждый конфликт должен иметь несколько ключевых характеристик.

  • Конфликт должен быть четким, конкретным и актуальным для персонажа; это не должно быть абстрактной или тривиальной проблемой ни для персонажа, ни для читателя
  • Он должен существовать в царстве персонажа, а не отдельно или далеко от его мира
  • Конфликт не должен разрешаться слишком легко
  • Наконец, конфликт должен случиться с персонажем (персонажами), которые читателю небезразличны (не обязательно «любят», но к которым испытывают некоторое сострадание)

Таким образом, конфликт возникает, когда достойный сострадания персонаж, который сильно чего-то хочет, сталкивается со значительным препятствием. Добавьте соответствующие действия, и у вас будет история.

Многоуровневый конфликт делает захватывающую фантастику

В каждом романе должен быть крупный конфликт. Более сложные истории имеют несколько конфликтов, как отмечалось выше для Этвуда «Рассказ служанки» , в котором есть конфликты между Человеком и обществом и Человеком и природой. Кроме того, историю, содержащую внешний конфликт, можно сделать более сложной, многослойной и интересной, включив в нее персонажей, у которых также есть внутренний конфликт (см. «Голодные игры» в приведенных выше примерах).

Джеймс Скотт Белл, в Искусство войны для писателей , проводит различие между внутренним конфликтом и внутренней борьбой:

внутренний конфликт сюжетоцентричен; это внутреннее препятствие, вызванное или как-то напрямую связанное с историей — сюжетом. В то время как внутренняя борьба — это то, что играет против сильных сторон персонажа; это что-то, что персонаж переносит с на сюжет, обычно из своего прошлого, либо давнего, либо недавнего прошлого (но до первой страницы). Сюжет поставит главную героиню в ситуации, когда ей придется иметь дело с этой внутренней борьбой, и она будет нести эту борьбу с собой на протяжении всей истории. Если персонаж находится в сериале, он будет проходить на протяжении всей книжной серии.

Для иллюстрации предположим, что вы хотите, чтобы главная героиня была напористой . Два качества, которые могут бороться с напористостью, — это застенчивость и нерешительность . Затем подумайте, что в прошлом главной героини может быть причиной ее борьбы между напористостью и застенчивостью или нерешительностью . Может быть, кто-то важный в ее жизни сказал ей, что она никогда ничего не добьется. Может быть, у нее было трудное, бедное детство, из которого она отчаянно хотела вырваться, но в детстве она видела, как слишком много взрослых вокруг нее терпели неудачу в каждой попытке сделать это самостоятельно. Вы поняли идею?

Лауреат Пулитцеровской премии писатель Роберт Олен Батлер говорит, что внутренний конфликт является определяющим признаком литературного произведения. Книга может также обладать характеристиками определенного жанра, но внутренний конфликт может придать роману ощущение того, что он литературный.

Независимо от того, стремитесь ли вы к литературному произведению или нет, если вы используете два или более из семи типов конфликта, указанных выше, убедившись, что хотя бы один из них является внутренним, ваше письмо будет убедительным.

Как вы относитесь к использованию конфликта в своем письме? Дайте нам знать об этом в комментариях!


Вы умеете создавать запоминающихся и привлекательных персонажей? Загрузите эту бесплатную книгу сейчас:

Создание легенд: как создавать персонажей, которых читатели обожают… или презирают!

Это руководство предназначено для всех писателей, которые хотят создать неотразимых, привлекательных, узнаваемых персонажей, которых читатели будут обожать… или презирать.

Научитесь придумывать персонажей на основе действий, мотивов и их прошлого.

7 Типы конфликтов в литературе (и как их применять)

В литературе конфликт — это любая борьба, которую персонажи должны преодолеть, чтобы достичь своей цели. Это может быть препятствие или антагонист «реального мира» (внешний конфликт) или какая-то внутренняя суматоха, с которой наши герои должны столкнуться, прежде чем получить то, что они хотят или в чем нуждаются (внутренний конфликт).

Как мы упоминали в предыдущем разделе, все хорошие истории основаны на конфликте. Поняв, что стоит между персонажами и их целями, мы можем начать понимать, о чем их истории. Семь наиболее распространенных типов конфликтов в литературе: 

  • 1. Персонаж против персонажа(ей)
  • 2. Характер против общества
  • 3. Характер против природы
  • 4. Характер против технологии
  • 5. Персонаж против сверхъестественного
  • 6. Персонаж против Судьбы
  • 7. Персонаж против себя

В этом посте мы проанализируем эти типы конфликтов и приведем примеры из мира популярной фантастики.

Прежде чем мы перейдем к более абстрактным типам, давайте сначала посмотрим, что думает большинство читателей, когда они представляют себе «конфликт».

1. Персонаж против персонажа(ей)

Надоедливые люди: они создают проблемы, куда бы они ни пошли! В этом суть такого типа внешнего конфликта, который вы найдете во многих, если не в большинстве историй. «Персонаж против персонажа» может означать как черно-белую борьбу (полицейские против грабителя, герой против злодея и т. д.), так и более тонкие виды личных столкновений: например, романтические запутывания и семейные споры.

Конфликт персонажа с персонажем обычно изображается как традиционная установка «главный герой против антагониста», где эти два центральных персонажа обычно имеют диаметрально противоположные цели. Например, главный герой может быть грабителем кошек, который хочет украсть бесценную картину, а антагонист — коррумпированный владелец галереи — хочет только остановить их.

Примеры конфликта между персонажами

Отверженные: Бывший заключенный Жан Вальжан начинает новую жизнь с новой личностью, стремясь создать более справедливое общество для низших классов. Его обнаруживает и преследует инспектор Жавер, чья фанатичная преданность закону ослепила его от реальных несправедливостей, совершаемых системой.

Больше похоже на характер, а не на мелодию, amirite? (изображение: Universal Pictures)

Великий Гэтсби: Сделавший себя миллионером Джей Гэтсби не хочет ничего, кроме как завоевать любовь своего детства, Дейзи Бьюкенен. На пути к цели Гэтсби стоит муж Дейзи, Том Бьюкенен, старый денежный хам с подлой полосой длиной в милю.

Не знаете, как сплести двух замечательных персонажей в сильное повествование? Ознакомьтесь с нашим бесплатным курсом по написанию романов.

БЕСПЛАТНЫЙ КУРС

Как написать роман

Автор бестселлеров Бен Гэлли проведет вас от первой страницы до финишной черты.

2. Персонаж против общества

Этот тип внешней борьбы, особенно распространенный в наши дни в художественной литературе, противопоставляет личность коллективу. В этом случае «коллектив» может принимать форму чего-то вроде:

  • репрессивное правительство,
  • взрослых (с точки зрения подростка), или
  • системная коррупция.

В этом типе конфликта общество будет оказывать давление на наш характер, чтобы он изменился и пришел в порядок. С другой стороны, наш главный герой будет сопротивляться этим изменениям и, в крайних случаях, попытается подчинить общество своему видению . Как и в истории о Давиде и Голиафе, нашему герою предстоит тяжелая битва, но читатель питает надежду, что «маленький парень» сможет преодолеть, казалось бы, невыполнимое испытание.

Примеры конфликта характера и общества

The Hate U Give: Когда полицейский застрелил ее подругу, афроамериканский подросток Старр ищет справедливости, но сталкивается с системой структурного расизма, которая простирается от полиции и СМИ до нее самой. частная школа и внутренний расизм.

«Я боролся с законом, и закон победил.» (изображение: Fox)

Дьявол носит Prada : Идеалистичная выпускница университета Андреа «Энди» Сакс переезжает в Нью-Йорк и вскоре получает очень желанную должность младшего помощника Миранды Пристли, деспотичного редактора модного журнала. журнал. Как рыба в воде, Энди попадает в мир, прямо противоречащий ее принципам, но вынуждена подчиняться беспощадному миру модной журналистики, чтобы ускорить свою карьеру.

3. Характер против природы

Как вы оцениваете свои шансы в борьбе с Матерью-Землей? В этом типе конфликта именно с этим сталкиваются наши главные герои. Будь то дикая природа ( Челюсти ), стихийные бедствия ( Послезавтра ), погода ( Идеальный шторм ) или постапокалиптический пейзаж ( Дорога ), антагонисты в этом типе конфликта нельзя аргументировать.

Истории, в которых присутствует конфликт «персонаж против природы», обычно сосредоточены на выживании персонажа. В отсутствие человеческого антагониста наши герои часто обнаруживают, что конфликт «персонаж против себя» (которого мы коснемся позже) лежит в основе их повествовательной дуги.

Примеры конфликта характера и природы

Марсианин: Оказавшись на Красной планете, астронавт Марк Уотни должен преодолеть неумолимые условия и выжить достаточно долго, чтобы его спасли. Используя свою находчивость, он должен преодолеть препятствия, которые создает Марс, выращивая пищу, и найти способ общаться с Землей.

Человек против Марса (изображение: Фокс)

Моби Дик: Ахав, капитан корабля Pequod, , отправляется в путешествие на поиски белого кита, который ранее отнял у него ногу. Экипаж сталкивается со многими естественными проблемами в этом злополучном путешествии, в том числе со штормами, суровыми водами и титулованным китом Моби Диком.

Конфликты против больших сил лучше всего описываются показом, а не рассказом. Пройдите наш курс ниже, чтобы освоить это фундаментальное правило письма.

БЕСПЛАТНЫЙ КУРС

Покажи, не говори

Овладейте золотым правилом письма за 10 пятиминутных уроков.

4. Характер против технологии

С самого начала индустриальной эпохи у человечества были бурные отношения с технологиями. Некоторые видят в научном прогрессе вызов Богу и природе, в то время как другие используют его, чтобы поставить под сомнение пределы нашей морали, терпения и жадности. В то время как идея «персонаж против технологии» может вызвать образ апокалипсиса роботов, подобного терминатору, этот тип конфликта также может быть таким же скромным, как кто-то, пытающийся научить свою бабушку Милли, как использовать смайлики!

Примеры персонажей и технологий

Франкенштейн : Ученый оживляет существо, сделанное из запасных человеческих частей. Этот «монстр» быстро становится разумным и превосходит самые смелые ожидания своего создателя, что приводит к гибели доктора Франкенштейна в тундре. В подзаголовке своей книги «Современный Прометей» Мэри Шелли сравнила своего героя с мифическим греческим персонажем, похитившим огонь у Зевса, подчеркнув идею о том, что люди осмеливаются играть в Бога.

«Оно живо!» (Изображение: Universal Pictures)

Мечтают ли андроиды об электрических овцах?: В далеком будущем 1999 года охотнику за головами Рику Декарду дается задание уволить (читай: убить) группу андроидов, недавно сбежавших с Марса. колония. Единственная проблема? Эти синтетические существа практически неотличимы от настоящих людей. Когда Декард влюбляется в одного из этих андроидов, он начинает сомневаться в самой природе человечества.

5. Персонаж против сверхъестественного

Когда ваш герой сталкивается с чем-то, что не может быть объяснено ни логикой, ни наукой, вероятно, он вступает в конфликт со сверхъестественными силами! В то время как некоторые писатели используют этот тип конфликта, чтобы рассказывать душераздирающие истории, сверхъестественные истории могут также исследовать человеческие страхи и необъяснимые повседневные события.

На практике в конфликтах между персонажами и сверхъестественными силами главный герой часто сталкивается лицом к лицу с силами судьбы, религии, призраков, богов, демонов или инопланетян.

Примеры персонажей против сверхъестественных

Охотники за привидениями: Три опальных ученых (и парень, которого они нашли на Craigslist) открыли магазин в качестве сверхъестественных борцов с вредителями, избавляя Нью-Йорк от голодных призраков и призрачных библиотекарей. Но когда прибывает шумерский бог, стремящийся поработить мир, наши четыре героя должны ответить на извечный вопрос: приносит ли им удовольствие от разорения?

Вас беспокоят странные звуки посреди ночи? (изображение: Колумбия)

Странная история доктора Джекила и мистера Хайда: Врач из викторианского Лондона создает сыворотку, благодаря которой он становится своим злым альтер-эго, Эдвардом Хайдом. Вдохновленный реальным случаем дьякона Броуди, честного гражданина Эдинбурга днем ​​и грабителя ночью, автор Роберт Луи Стивенсон использует эту сверхъестественную историю, чтобы изобразить борьбу одного человека со своими внутренними демонами.

Борьба со сверхъестественным может потребовать подробного построения мира, о котором вы можете узнать в нашем окончательном руководстве ниже.

БЕСПЛАТНЫЙ РЕСУРС

Окончательный шаблон построения мира

130 вопросов, которые помогут читателям создать мир, в который хочется возвращаться снова и снова.

6. Персонаж против Судьбы

Подобно конфликту между персонажем и сверхъестественным, этот конфликт заслуживает отдельного описания — хотя бы из-за его исторической значимости. «Характер против судьбы» может включать в себя отношения с Богом или богами и их пророчествами, где наши главные герои отчаянно пытаются отстаивать свою свободную волю. Это обычный образ в греческих трагедиях, где персонажи ничего не могут делать, кроме как терпеть выпавшие на их долю судьбы.

Примеры характера и сверхъестественного

Макбет: В «Шотландской пьесе» Шекспира тан Гламиса получает пророчество от трех ведьм, которое предсказывает его восхождение на трон Шотландии. Однако ведьмы также сообщают, что его приятель Банко станет отцом линии королей, что очень беспокоит Макбета. В борьбе с этой судьбой Макбет идет на крайние меры, которые его губят.

Тоширо Мифунэ в Throne of Blood , самурайская экранизация «Макбета» (изображение: Toho Studios)

Царь Эдип: Мальчик встречает оракула. Оракул говорит мальчику, что он женится на своей матери и убьет своего отца. Пытаясь бросить вызов пророчеству, мальчик убивает незнакомца (который оказывается его биологическим отцом) и женится на женщине (которая оказывается его биологической матерью). Мальчик вырывает глаза в порыве разочарования. Это сказка стара как мир.

Если эти истории нас чему-то и учат, так это тому, что трагедии почти всегда происходят сами по себе!

До сих пор в подобных конфликтах наши герои сталкивались с внешними силами. Для нашей последней записи в этом списке давайте рассмотрим, пожалуй, самый важный конфликт из всех.

7.

Персонаж против себя

Писатель Максвелл Андерсон однажды сказал, что «история должна быть конфликтом, и особенно конфликтом между силами добра и зла внутри одного человека». Хотя это может быть чрезмерным упрощением, каждая интересная история действительно в какой-то момент связана с внутренней дилеммой персонажа. Это потому, что, как отмечает Джеймс Н. Фрей в Как написать чертовски хороший роман , читатель испытывает наибольшее сочувствие к персонажу, когда этот персонаж находится в центре интенсивной внутренней борьбы.

Внутренние раздоры происходят из споров внутри персонажа. Оно может исходить из любой комбинации ожиданий, желаний, обязанностей и страхов персонажа. Чтобы получить то, что они хотят, они должны сделать выбор, который угрожает изменить саму структуру их личности.

Примеры персонажа против себя

Голодные игры : Добросердечная девочка-подросток Китнисс Эвердин выбрана участницей смертоносного реалити-шоу, организованного тоталитарным правительством. По правилам игры в итоге может быть только одно — чтобы выжить, похоже, Китнисс должна преодолеть свое нежелание убивать. Будет ли она придерживаться своих принципов, даже если это в конечном итоге приведет к ее смерти?

Огонь, который горит внутри… (изображение: Lionsgate)

Большое ожидание : Пип, мальчик бедного кузнеца, вырывается из безвестности таинственным благодетелем и позволяет ему стать лондонским джентльменом. Видя в этом свой единственный шанс «сделать себя лучше» и завоевать сердце своей детской любви, Пип разрывается между получением всего, чего он когда-либо хотел, и защитой своих идеалов. Посвятит ли он себя тому, чтобы стать бессердечным членом верхушки среднего слоя, или останется верным своей семье и подлинному себе?


Теперь, когда вы увидели множество граней конфликта в рассказе, остается только один вопрос: как писатель использует это знание для пользы своего собственного письма? В последнем разделе этого руководства мы ответим именно на этот вопрос, показав вам, как определить и подчеркнуть конфликт в истории.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts