Узнайте как формируется характер у ребенка
Что такое характер у ребёнка?
Как бы сильно дети не походили друг на друга, каждый их них обладает своим собственным, уникальным характером. Самые яркие особенности его появляются уже в первые годы жизни.
С момента рождения границы мира для ребёнка с каждым днём постоянно расширяются. Возможности растут, а с ними и потребности осознавать мир и свое место в нем. Характер ребёнка формируется постепенно, в течение нескольких лет.
Виды характеров у детей
Известный психолог Ю.Б.Гиппенрейтер в книге «У нас разные характеры… Как быть?» описывает следующие типы характеров:
- Гипертимы – подвижные, энергичные, обращенные к миру люди.
- Демонстративные – любят быть в центре внимания, умеют манипулировать с помощью своих эмоций.
- Замкнутые – закрыты от внешнего мира, испытывают трудности в общении, плохо понимают настроение и чувства других людей.
- Напряженно-аффективные – свойственны мрачность и гневливость, хуже всего переносят ситуации, где ущемляют их интересы, амбициозны и упорны.
- Неустойчивые – непослушные, неорганизованные, им свойственны легкость и беззаботность; легко попадают под дурное влияние.
- Тревожные – характерны повышенная чувствительность и нервно-психическая слабость.
- Эмоционально-лабильные – очень эмоциональны, привязчивы, увлечения непостоянны.
- Конформные – стремятся жить как все, боятся перемен.
- Смешанные типы: человеку от рождения достаются основы двух разных типов характера, либо в течение жизни черты одного типа характера накладываются на основу другого.
Рассмотрим данные типы характеров подробнее.
- Гипертимы.
Общительные, инициативные, очень подвижные. У них обычно хорошее настроение, острый и пытливый ум, желание свободы и самостоятельности. Они быстро могут сориентироваться в новой среде, легко находят новых знакомых. Дети-гипертимы не переносят монотонную работу или дела, где необходимы усидчивость и терпение. Вместо этого они найдут себе занятие поинтересней. Для родителей рекомендуется помогать ребёнку в организации самого себя, однако следует быть внимательным и не лишать ребёнка самостоятельности.
Положительные черты характера ребёнка – гипертима:
Открытость, прямота, простота, инициативность, гибкость, подвижность, находчивость.Однако возможны и отрицательные свойства, которые проявляются не у всех: бестактность, авантюристичность, ненадежность, опрометчивость.
- Замкнутые.
Характеризуются в отсутствии желания к общению. Они избегают шумных или коллективных игр, стремятся большую часть времени проводить в одиночестве или с очень близкими людьми. Они, как правило, беспокойны, эмоционально неустойчивы, боятся быть брошенными или ненужными. Родители должны быть предельно аккуратными с такими детьми. Желание «исправить» такого ребёнка скорее возымеет обратный эффект, и малыш еще больше закроется в себе.
- Напряженно-аффективные.
Формирование характера младшего школьного возраста происходит не сразу. В зависимости от нереализованных потребностей ребёнка, его скрытых переживаний, они пытаются сохранить свою самооценку путем непринятия неуспехов. Все негативные обстоятельства, возникающие вокруг, они приписывают и винят в них кого угодно, только не себя. Как следствие – формируется агрессивное поведение, заносчивость.
Возможно и другое поведение, когда в ребёнке накапливается обида, неуверенность, опасение в том, что всё пойдет не так. Родителям рекомендуется помочь ребёнку разобраться с его внутренними конфликтами, привести в баланс его самооценку и действительные возможности.
- Тревожные.
Индивидуальные особенности дошкольника, относящиеся к данному типу характера, проявляют себя в постоянном сомнении и беспокойности. Они нерешительны, часто бывают робкими, постоянно оценивают свои силы и ждут неудачи. Как правило, они очень обязательны, ответственны, но зачастую безынициативны.
Они не идут на конфликт первыми и часто соглашаются с несправедливостью. Друзей не так много, но если они есть, то отношения между ними достаточно крепкие.- Демонстративные.
Отношение ребёнка к окружению в дошкольном возрасте сильно меняется. Если для ребёнка 3-4 лет было важно просто поиграть в игрушки, то для того же ребёнка 4-5 лет начинает проявляться сильная потребность в признании, он желает привлечь к себе внимание окружающих людей и это для него важно. Зачастую этот тип проявляется и у детей с другим типом характера, но как этап развития. Для ребёнка 5-6 лет важно для понимания себя в этом мире противопоставлять себя сверстникам. Так он понимает и формирует свою личность. Такие дети, как правило, активны в общении и желают сделать все возможное, чтобы на них обратили внимание. И не важно, как будет получено признание окружающих: будь то покупка дорогих вещей или отличающаяся от всех внешность и черты поведения.
- Эмоционально-лабильные.
Из названия можно определить, что главенствующую роль в поведении ребёнка с таким типом характера занимают эмоции. Настроение таких ребят изменяется постоянно. Они очень зависимы от знаков внимания, благодарности различного рода. Но при этом это не показатель самолюбия или заносчивости. Просто это необходимо детям для жизни, чтобы не впасть в уныние. Им свойственны тёплые отношения с окружающими, крепкая дружба. Это люди, которые даже когда вырастут – остаются в глубине души светлыми и любящими окружающий мир детьми, которые умеют находить прекрасное в мелочах.
- Неустойчивые.
Поверхностны, безответственны, непослушны. Подобный тип можно понять с раннего детства.
Они с неохотой помогают родителям, заботы и хлопоты по дому их будто не касаются. Они живут здесь и сейчас. И поведение часто определяется той атмосферой, в которой они оказались. Очень любят удовольствия, но при этом ничего не хотят делать. Родителям необходимо установить контроль такого ребёнка, т.
к. без правил и контроля такой ребёнок сразу начинает творить невообразимые вещи.- Конформные.
Они спокойные, уравновешенные, желающие быть как все и не привлекать к себе излишнего внимания. Такие дети не любят изменений, тревог и их устраивает текущий уклад жизни. В будущем они вырастают хорошими и заботливыми семьянинами, они хранят традиции.
- Смешанные типы.
Возможно, что формирование характера у детей дошкольного возраста не соответствует какому-либо определённому типу, а включает в себя особенности сразу нескольких типов, тем самым образуя свой, особенный, смешанный тип.
Как определить характер ребёнка?
Но как понять характер ребёнка? Никто не сможет заранее ответить какой будет характер у вашего ребёнка в будущем. Но определить черты, присущие именно вашему малышу, можно. Из них вы сможете составлять полноценную картину развития характера своего ребёнка и помочь ему так, чтобы ему было комфортно развивать свою личность.
Формирование характера у ребёнка
Родителям нужно понять все особенности характера ребёнка, если они хотят помочь ему вырасти сформированной и целостной личностью. Вы не измените полностью характер, но можете заранее увидеть негативные предрасположенности и не дать им раскрыться. Важно уважать и любить своего ребёнка, поддерживать его в любой ситуации. В таком случае, какой бы ни был тип характера вашего ребёнка, он вырастет хорошим человеком. Знание сильных и слабых сторон характера своего ребёнка позволит избежать множества ошибок в его воспитании.
Разные психотипы детей | Семейный доктор
Не за горами один из трогательных моментов в жизни семьи – 1 сентября. Праздничное настроение, красивая школьная форма, ранец, букет цветов, первый звонок. Все ждут этот день с особенным трепетом, ведь с этого дня начинается самостоятельная, можно сказать взрослая жизнь ребенка. Нашему школьнику придется столкнуться с колоссальным количеством трудностей. Он должен будет жить в жестком режиме школьного графика, приспосабливаться к своему учителю, к совершенно разным одноклассникам, должен уметь переключиться с одного предмета на другой, удерживать внимание на уроке в течение 40-45 минут 3-4 раза в день, контролировать свои эмоции. Согласитесь, это очень большая нагрузка, и она ложится на неокрепшую психику маленького человека.
Задача родителей – максимально смягчить ожидаемый стресс.
После того как в вашей семье появился малыш, вы должны помнить об этом! И готовить, ваше драгоценное чадо, надо начинать уже с пеленок!
- До 1 года малыш должен научиться быть самостоятельным, то есть какое-то непродолжительное время (5-15 мин.) поиграть с предложенными игрушками без помощи взрослого.
- После 1 года, неплохо бы выполнять одно простое правило: «все что ребенок умеет делать сам – он должен делать сам»! Конечно, если ребенок устал или болеет, помогите ему, но если здоров и силён, пусть справляется самостоятельно, а вы обязательно похвалите его!
-
Малыш, не имеющий жизненного опыта и знаний, не может быть главным в семье! Вы должны обучить ребенка иерархии! Без этого не сформируется адекватной личности и человек не сможет построить правильные отношения в социуме, в котором он будет находиться.
- После годика, гуляя на улице, старайтесь общаться со сверстниками – это легкая подготовка к детскому саду.
- Обязательно, до школы посещайте детский садик или развивающие центры. Я отдаю предпочтение детским садам – лучшая дошкольная социальная адаптация. Там есть все, что потом повстречается в школе, но в более мягком режиме.
- Посещайте кружки или спортивные секции, где ребенок сможет себя проявить. Обязательное условие: вашему сыну или дочери это должно нравиться!
Если ребенок знает, что его любят и понимают дома, что его не осудят, он не будет испытывать стресс при учебе в школе.
Мы перечислили основные общие правила, которые подходят всем дошколятам.
Однако не стоит забывать о том, что дети совершенно разные и к каждому необходимы, иногда, абсолютно разные подходы. Все дело в психотипах, их восемь и выстраивание отношений с каждым индивидуальное.
1. Гипертимный тип – очень общительный и энергичный. У него множество интересов и друзей. Правила и однообразие для него скучны.
Особенности воспитания:
- Контроль, но не жесткий.
- Ругать, но не за мелочи.
- Идите с ним за его увлечениями, так больше вероятности найти и остановиться на том, что интереснее.
- Учите сдерживать свои эмоции.
2. Эмоционально-лабильный тип – частые смены настроения по самым разным причинам, а вместе с настроением тут же меняется вера в себя, работоспособность, аппетит, взгляд на будущее. Это не артистичность, это настоящие искренние переживания. Этот тип отличается чуткостью и сопереживанием, благодаря чему часто становится любимцем в коллективе.
Особенности воспитания:
- Любовь и ласка дают такому ребенку раскрыться и расцвести с бесконечным стремлением радовать своих родителей. В ответ на холодность и давление – замкнется и впадет в уныние.
- Не подавляйте малыша своим авторитетом, он не сможет бороться за себя и может погрузиться в депрессию.
- Стремитесь к стабильности в жизни ребенка, любые изменения могут сильно выбить его из колеи.
3. Конформный тип – он как все. Подчиняется большинству. живет по шаблону и очень консервативен. У него все обыденно и банально. Очень привержен традициям.
Особенности воспитания:
- Семья у такого ребенка должна быть очень дружная.
- Старайтесь не менять жизненный уклад малыша.
- Следите за тем, с кем общается ваш ребенок, он очень подвержен влиянию окружающих, зависит от чужого мнения и может выбрать не совсем правильную компанию. А если выбрал хороших друзей, поддерживайте их дружбу всеми силами.
4. Замкнутый тип – весь в себе и всё про себя. Его собственный внутренний мир намного интереснее, чем мир друзей и компаний. Он нестандартно мыслит и часто предлагает очень интересные решения. Малословен, необщителен, последователен.
Особенности воспитания:
- Не настаивайте на знакомстве с большим количеством детей.
- Не будьте настойчивы в расспросах. Достаточно спросить один раз.
- Если ребенок все же поделился сокровенным, берегите эту тайну от всех.
- Чтобы заслужить его доверие нужно быть крайне деликатным.
- Если ребенок хочет пригласить друзей, приглашайте, но организатором должен стать родитель, так вы сможете постепенно прививать навыки общения.
5. Напряженно взрывной – очень настойчивый и основательный, напористый и дисциплинированный. У него всё по букве закона. Заботится только о своих интересах, что часто приводит к конфликтам, но помогает в карьере. Может надолго «застрять» в своих переживаниях, копить их, с последующим взрывом эмоций. Он кажется плаксивым, агрессивным и очень упрямым. Задача родителей смягчить характер ребенка, иначе вырастет эгоцентрик и родители от этого будут страдать.
Особенности воспитания:
- Чтобы не самоутверждался за счет окружающих, приучайте малыша заботиться о ком-то, делайте добрые дела, повышайте его значимость и обязательно хвалите за все хорошие поступки.
- Научите его сочувствовать другим, а еще лучше помогать им.
- Помогайте ему достичь успех в любом начинании, поощряйте его трудолюбие, неплохо, если удастся достичь успехов в спорте.
6. Тревожный тип – боится всего. Он тихий, застенчивый и послушный. Не уверен в своем выборе, переживает по любой мелочи, требователен к себе, часто занижает свою самооценку. В отличие от замкнутых, тревожный тип, делится своими сомнениями и эмоциональной теплотой. Очень быстро истощается, не выдерживая длительные эмоциональные и умственные нагрузки. Но, одновременно это очень ответственный, мягкий и отзывчивый человек.
Особенности воспитания:
- Заранее ознакомьте такого ребенка с правилами нахождения в общественных местах.
- Не предъявляйте к нему завышенные для него, требования, он может не справиться с ними и изведет себя до паники.
- Всегда возвышайте и хвалите его, занижать самооценку такому ребенку категорически нельзя. Вы его не перехвалите – это такой тип.
- Спокойно относитесь к неудачам, дайте понять, что он дорог вам любой и вы всегда рядом и готовы поддержать.
7. Неустойчивый тип – лентяй. Не организован, ориентиры морали и ответственности снижены или отсутствуют. Легкий, бесшабашный, не критичен ни к себе ни к окружающим. Часто асоциален. Стремится к сиюминутному удовольствию, переживания близких не интересны. Плохую компанию найдет везде.
Особенности воспитания
- Дисциплина и постоянный контроль с «пеленок»!
- Родитель – непререкаемый авторитет!
- Находите для него мотивацию.
8. Демонстративный тип – артисты, эгоцентристы. Общительны, веселы, обаятельны. Отсутствие внимания для них смертельно.
Особенности воспитания:
- Хвалите, только тогда когда ребенок заслужил похвалу (если приложил усилия, старался). За похвалу он готов на всё, вот и направляйте в нужную сторону.
- Не обращайте никакого внимания на неприятные выходки.
Вот такие мы разные. Воспитывайте своих детей и готовьте их в школу с рождения, тогда школьная адаптация для ребенка пройдет практически незаметно.
Родители часто не уверены в готовности ребенка идти в 1-й класс. Для этого есть психологи, детские неврологи, детские психиатры, которые смогут объективно оценить и эмоционально-волевые качества вашего ребенка и его интеллект. Лучше обращаться к специалистам за 1-2 года до предполагаемого поступления в школу, ведь если у ребенка обнаружатся выраженные проблемы, у вас будет время провести лечение и «подтянуть» ваше чадо до адекватного уровня.
Определите психологический тип вашего ребенка. Если это замкнутый, напряженно-взрывной, тревожный, эмоционально-лабильный, неустойчивый или конформный, то с 27 августа и по 14 сентября можно смягчить предстоящий стресс глицином 100мг по 1(2) таблетки 3 раза в день, присоединить пустырник 14мг по 1/3т 3 раза в день. Можно заменить жидкой формой седативного препарата «Зайчонок», он себя прекрасно зарекомендовал, как мягкое успокоительное средство, принимать его по 10мл х 3 раза в день, курс 2-3 недели.
Вечером перед первым походом в школу, покормите ребенка, желательно продуктами содержащими триптофан (творог, орехи, сыр, бананы, мясо (любое), яркие овощи) он поможет ребенку спокойно уснуть и выспаться. А утром не отпускайте своего школьника без завтрака. Легкий завтрак обязателен, заправьтесь углеводами, это может быть творожная запеканка, сырники со сметанкой и вареньем, сладкая молочная каша, компот или чай.
Разина Елена Евгеньевна, детский врач невролог-эпилептолог, ведущий специалист медицинской клиники «Семейный доктор».
Дети, которые чувствуют связь с природой, счастливее и ведут себя лучше Исследователи могут измерить эти чувства с помощью стандартной анкеты, и они обнаружили интересные связи. Любящие природу дети счастливее. У них меньше проблем с поведением. И они более склонны относиться к другим с добротой.
Что происходит, когда мы проводим время на природе?
Хорошие вещи!
Исследования показывают, что отдых на природе может снять токсический стресс и укрепить здоровье. Они могут улучшить наше настроение и возобновить нашу способность концентрироваться. Они могут даже защитить нас от развития психических проблем.
(Подробнее об этом читайте в этой статье о воспитании детей. )
Но одинаковы ли последствия для всех? Возможно, нет.
Ведь люди по-разному относятся к природе. Некоторые чувствуют эмоциональную или духовную связь с природой. Другие нет. Влияют ли эти чувства на наше самочувствие?
Похоже на то. Чувство связи с природой связано с лучшими психологическими результатами.
Например, исследователи в Канаде опросили 30 000 подростков, испытывают ли они эмоциональные проблемы или симптомы стресса (Piccininni et al 2018).
Дети ответили на вопросы о раздражительности, нервозности, депрессии, нарушении сна, частых головных болях. Кроме того, дети оценили свои чувства по отношению к миру природы.
И исследователи обнаружили говорящую связь:
По сравнению с детьми, которые были относительно равнодушны, подростки, которые оценили свою связь с природой как «важную», имели на 25% меньше симптомов, связанных со стрессом.
В небольшом исследовании, в котором приняли участие примерно 300 учеников начальной школы в Мексике, исследователи обнаружили, что дети с сильным чувством связи с природой, как правило, сообщают о более высоком уровне счастья (Barrera-Hernandez et al 2020).
И аналогичные результаты были получены в широком диапазоне опросов взрослых. В 30 опубликованных исследованиях благополучия взрослых связь с природой была связана с более сильным ощущением счастья и жизненной силы (Capaldi et al 2015).
Неудивительно, что связь с природой также связана с большей ответственностью перед окружающей средой.
Взрослые, которые чувствуют связь с природой, предпринимают больше действий для ее защиты и сохранения (Geng et al 2015), и вполне вероятно, что дети испытывают аналогичный эффект.
В этом опросе мексиканских детей чувство связи с природой тесно связано с проэкологическим поведением (например, с сохранением домашних ресурсов).
Шведское исследование показало, что у 10-летних детей появилось более сильное чувство ответственности и заботы о дикой природе после того, как они помогли спасти местный вид амфибий от антропогенной опасности.
Два года спустя эти дети по-прежнему сообщали о том, что испытывают повышенную симпатию и заботу о существах (Bartel et al 2018).
Но, вероятно, есть и многое другое. Дети, которые любят природу, не просто счастливее и больше инвестируют в защиту окружающей среды. Они также кажутся лучше и более заботливыми по отношению к своим собратьям.
В качестве доказательства рассмотрим исследование Тани Собко и ее коллег — исследование семей, живущих в Гонконге.
Гонконг интенсивно застроен городом, но он усеян множеством парков и зеленых насаждений. На самом деле 90% населения проживает в пределах 400 метров от одной из этих небольших «природных зон».
Так что есть много возможностей для активного отдыха и отдыха на природе. Играет ли природа важную роль в жизни детей? И если да, то предсказывают ли чувства ребенка по отношению к природе его или ее поведение по отношению к другим людям?
Чтобы ответить, Собко и его коллеги набрали более 200 родителей маленьких детей — детей в возрасте от 2 до 5 лет. Исследователи попросили родителей заполнить две разные анкеты.
Одним из них был стандартный инструмент проверки под названием «Опросник сильных сторон и трудностей». Он измеряет поведенческую и эмоциональную адаптацию. Родителей спрашивали, испытывали ли их дети
- проблемы с поведением (например, драки или обман)
- проблемы со сверстниками (например, неприятие сверстников или отсутствие друзей)
- эмоциональные проблемы (например, частые страхи или вспышки гнева) и
- проблемы с вниманием (например, трудности с концентрацией внимания и выполнением задач).
Кроме того, родителей попросили оценить, в какой степени их дети вели себя просоциально, т. е. были ли их дети
- внимательными к чувствам других людей
- полезными, если другой ребенок обижен, расстроен или плохо себя чувствует
- добр к другим; и
- готовы поделиться с другими детьми.
Во втором вопроснике под названием «Индекс связи с природой для родителей детей дошкольного возраста» или CNI-PPC родителей просили оценить свое согласие с утверждениями о
- наслаждение природой,
- сочувствие к природе,
- ответственность перед природой и
- осознание природы.
Например, родители читали утверждения вроде «Нахождение на природе успокаивает моего ребенка» (показатель «наслаждения природой») и указывали, были ли эти утверждения верными, только частично верными, или нет вообще верно.
Я скопировал несколько дополнительных образцов в поле ниже. Они помогут вам лучше понять, что искали исследователи. Они также предлагают вам несколько наводящих на размышления вопросов о собственном ребенке.
Примеры пунктов из
Индекса связи с природой для родителей детей дошкольного возрастаВерны ли эти утверждения, верны лишь отчасти или совсем неверны?
НАСЛАЖДЕНИЕ ПРИРОДОЙ:
- Мой ребенок любит слушать разные звуки природы.
- Мой ребенок любит смотреть на полевые цветы в природе.
- Мой ребенок любит сад и растения.
- Мой ребенок любит собирать камни и растения.
ЭМПАТИЯ К ПРИРОДЕ:
- Моему ребенку грустно, когда дикие животные страдают.
- Мой ребенок огорчается, когда видит, как причиняют боль животным.
- У моего ребенка разбито сердце, когда умирают животные.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРИРОДУ:
- Мой ребенок считает, что сбор мусора может помочь природе.
- Мой ребенок бережно относится к растениям, животным и насекомым.
- Мой ребенок любит перерабатывать бумагу и бутылки.
ПОНИМАНИЕ ПРИРОДЫ:
- Мой ребенок замечает дикую природу, где бы он ни находился.
- Мой ребенок замечает птиц и другие звуки в природе.
- Мой ребенок предпочитает читать о растениях и животных.
Итак, каковы были результаты исследования? Что обнаружили исследователи?
Три фактора «связности» — наслаждение природой , ответственность за природу и осведомленность о природе — были напрямую связаны с поведением дошкольников, и некоторые из эффектов были значительными.
Например, ответственность по отношению к природе объяснила около 70% различий в проблемах поведения и просоциального поведения. Он объяснил примерно 60 % различий в проблемах сверстников и 40 % различий в детской склонности к гиперактивности или невнимательности.
Наслаждение природой оказало широкое влияние на весь спектр социальных и эмоциональных функций, объясняя около 50% вариаций среди детей.
И осознание природы объяснили примерно 50% наблюдаемых различий в эмоциональных проблемах детей.
Как насчет сочувствия к природе ?
Это тоже было сильно связано с социальными и поведенческими проблемами, но путь был косвенным.
Дети с высокими показателями эмпатии к природе, как правило, отличались высокими показателями ответственности по отношению к природе, и именно ответственность — фактор, подчеркивающий действия ребенка — лучше всего предсказывала поведение ребенка и его социально-эмоциональный статус.
Чем объясняются эти ссылки?
Почему связь с природой связана с лучшими результатами для детей?
Исследователи предупреждают, что они не собирали информацию о социально-экономическом статусе родителей и стилях воспитания. Они не спрашивали родителей об их собственном, личном отношении к природе.
И можно с уверенностью сказать, что родительские характеристики объясняют, по крайней мере, некоторые результаты здесь.
Например, дети, которые связаны с природой, с большей вероятностью будут иметь родителей, которые активно поддерживают развитие просоциального поведения. Их родители могли бы лучше использовать стратегии, помогающие маленьким детям оттачивать социальные навыки (советы по развитию социальных навыков в дошкольном возрасте см. в этой статье «Наука о воспитании»).
Также вероятно, что семейный стресс (включая экономический стресс) играет определенную роль.
У родителей, испытывающих стресс, больше шансов иметь детей с проблемами поведения. И если вы испытываете стресс, собираетесь ли вы тратить столько же времени и энергии на то, чтобы помочь вашему ребенку почувствовать связь с природой? Возможно, нет.
Кроме того, мы не должны забывать, что это исследование не оценивало детей напрямую. Исследователи полагаются на отчеты родителей.
Родители много знают о своих детях, но они несовершенные свидетели и могут что-то понять неправильно.
Еще одно исследование, в котором были опрошены дети
непосредственно , показывает, что дети, любящие природу, с большей вероятностью будут относиться к людям с добротой и уважением.В своем исследовании мексиканских школьников — в возрасте от 9 до 12 лет — Лаура Баррера-Эрнандес и ее коллеги обнаружили, что «связь с природой» имеет тенденцию предсказывать альтруизм и справедливость, о которых они сообщают сами.
Дети, набравшие высокие баллы за связность, чаще соглашались с такими утверждениями, как
- «Я помогаю тому, кто упал или получил травму»,
- «Я отношусь ко всем своим одноклассникам как к равным» и
- «Я объясняю или помогаю одноклассникам с их домашним заданием или заданиями, которые они не понимают».
В этом исследовании, как и в исследовании в Гонконге, не учитывались характеристики родителей или социально-экономический статус, поэтому мы до сих пор не знаем, как эти факторы могли повлиять на результаты.
Но несмотря ни на что, у нас остались ссылки.
В исследовании, проведенном в Гонконге, родители, которые видели в своих дошкольниках большую связь с природой, также сообщали о лучших результатах своих детей.
В исследовании мексиканских школьников дети, получившие высокие баллы по связности и , выражали более дружелюбное, эгалитарное и просоциальное отношение.
Как минимум, у нас есть доказательства того, что «связь с природой» является предиктором лучшего поведения. Это хороший знак.
Учитывая то, что мы уже знаем о пользе зеленых насаждений, у нас есть все основания воспитывать в наших детях позитивное отношение к миру природы.
Если дети вырастут, чувствуя связь с природой, они с большей вероятностью будут искать приключения на природе. И, как я объяснял в другом месте, эксперименты показывают, что общение с природой может уменьшить стресс, развеять плохое настроение, восстановить концентрацию.
Что происходит, когда все эти хорошие вещи идут нам на пользу?
Мы склонны быть более приятными, тактичными, внимательными.
Поэтому вполне логично, что общение с природой может привести к тому, что мы станем более просоциальными — с большей вероятностью будем помогать, делиться друг с другом и дружить.
Что мы можем сделать, чтобы помочь детям почувствовать связь с природой?
Детям нужно знакомиться с природой, это очевидно. Но вы не должны чувствовать себя беспомощными, если живете в городе или у вас нет собственной зеленой зоны.
Дошкольники, участвовавшие в исследовании в Гонконге, росли в одном из самых густонаселенных мест на земле, и все дети жили в квартирах. Тем не менее, они все еще развивали сильное чувство связи с природой.
- Так что посетите местные парки и любые уголки природы, которые сможете найти. Даже вид из окна — или время, потраченное на уход за собственным скромным контейнерным садом — полезен. То же самое относится и к виртуальным посещениям природы: познакомьте вашего ребенка с величием природы с помощью захватывающих документальных фильмов и фотографий о природе.
- Помогите детям настроиться на природу, предлагая им целевые занятия. Попросите детей найти интересных насекомых, семена или камни. Поощряйте маленьких детей замечать признаки дикой природы с помощью этих действий по отслеживанию.
- Поощряйте детей рассказывать о своих впечатлениях от природы с помощью письма, рисунков или фотографий. Как я объясню в следующем посте, есть доказательства того, что творческие проекты могут углубить связь ребенка с природой.
- Примите меры, чтобы противодействовать негативным культурным представлениям о дикой природе, с которыми сталкивается ваш ребенок. Исследования подтверждают, что отношение людей к определенным существам (например, «жабы отвратительны») может настроить нас против диких животных (Brom et al 2020; Ceríaco 2012). Так что проявляйте любопытство, уважение и энтузиазм, а не негатив.
- Узнайте больше о дикой природе и примите участие в защите местной дикой природы. Люди чувствуют себя более связанными с природой, когда могут идентифицировать вид, который видят. А помните тех детей в Швеции, которые помогли спасти местный вид земноводных? Участие в охране дикой природы помогает нам углубить чувство связи.
Подробнее читайте в моей статье «Как соединиться с природой: советы по настройке на мир природы».
Дополнительное чтение
Хотите узнать больше о науке в пользу зеленых насаждений? См. мою статью «Зеленые насаждения полезны для психического здоровья».
Кроме того, ознакомьтесь с этой статьей Parenting Science о многих преимуществах игр на свежем воздухе, а также с моим научно обоснованным руководством «Обучение на свежем воздухе и зеленое время: какую пользу дети получают от обучения и игр на природе».
Ссылки: Дети, связанные с природой
Амиконе Г. , Петруччелли И., Де Доминикис С., Герардини А., Костантино В., Перуччини П., Бонайуто М. 2018. Зеленые перерывы: восстановительное влияние зеленых зон школьной среды на когнитивные способности детей Спектакль. Фронт Псих. 9:1579
Баррэбл А. и Бут Д. 2020. Укрепление связи с природой у детей: мини-обзор вмешательств. Фронт Псих. 11:492.
Баррера-Эрнандес Л.Ф., Сотело-Кастильо М.А., Эчеверрия-Кастро С.Б., Тапиа-Фонлем Колорадо. 2020. Связь с природой: ее влияние на устойчивое поведение и счастье детей. Фронт Псих. 11:276.
Бартель С., Белтон С., Рэймонд С.М., Джусти М. 2018. Содействие установлению связи детей с природой через аутентичные ситуации: пример спасения саламандр в школе. Фронт Псих. 9:928.
Бром П., Андерсон П., Ченнинг А., Андерхилл Л.Г. 2020. Роль культурных норм в формировании отношения к амфибиям в Кейптауне, ЮАР. ПЛОС Один. 15(2):e0219331.
Бруни, К.М., Винтер, П.Л., Шульц, П.В., Омото, А.М., и Табанико, Дж.Дж. (2017). Знакомство с природой: оценка влияния программы «Познакомься» на связь детей с природой. Исследования в области экологического образования, 23 (1), 43–62.
Capaldi CA, Допко Р.Л., Зеленский Ю.М. 2014. Взаимосвязь между природой и счастьем: метаанализ. Фронт Псих. 5:976.
Сериако ЛМ. 2012. Отношение человека к герпетофауне: влияние фольклора и негативных ценностей на сохранение земноводных и рептилий в Португалии. J Этнобиол Этномед. 8:8.
Кокс Д.Т. и Гастон К.Дж. 2016. Кормление городских птиц: соединение людей с природой. ПЛОС Один. 11(7):e0158717.
Кокс Д.Т. и Гастон К.Дж. 2015. Привлекательность садовых птиц: важность знания и разнообразия видов для связи людей с природой. ПЛОС Один. 10(11):e0141505.
Джой Ю. и Болдердайк Дж. В. 2015. Исследовательское исследование влияния экстраординарной природы на эмоции, настроение и просоциальность. Фронт Псих. 5:1577.
Ламбер Р., Ричардсон М., Шеффилд Д. 2017. Помимо познания природы: контакт, эмоции, сострадание, смысл и красота — это пути к связи с природой. ПЛОС Один. 12(5):e0177186.
Марчак М. и Сороковски П. 2018. Эмоциональная связь с природой значимо связана с модернизацией. Свидетельства Меру в Кении. Фронт Псих. 9: 1789.
Mayer FS и Frantz, CM. 2004. Шкала связи с природой: мера чувства человека в единстве с природой. Дж. Окружающая среда. Психол. 24, 503–515.
Ng HKS, Hong YL, Chow TS, Leung ANM. 2019. Природа не всегда протягивает вам руку помощи: сравнение просоциальных эффектов природы на разных уровнях ресурсов и безопасности. Pers Soc Psychol Bull. 45(4):616-633.
Оливос-Хара П., Сегура-Фернандес Р., Рубио-Перес С., Фелипе-Гарсия Б. 2020. Биофилия и биофобия как эмоциональная атрибуция природы у детей 5 лет. Фронт Псих. 11:511.
Ричардсон М., Хуссейн З. и Гриффитс, доктор медицины. 2018. Проблемное использование смартфона, привязанность к природе и тревога. Джей Бихав Наркоман. 7(1): 109–116.
Rosa CD, Profice CC, Collado S. 2018. Опыт природы и самооценка поведения взрослых в защиту окружающей среды: роль связи с природой и детские впечатления от природы. Фронт Псих. 9:1055.
Собко Т., Цзя З. и Браун Г. 2018. Измерение связи с природой у детей дошкольного возраста в городских условиях и ее связь с психологическим функционированием. ПЛОС Один. 13(11):e0207057.
Уэллс Н. и Лекис К. 2006. Природа и жизненный путь: пути от детского опыта природы к взрослому энвайронментализму. Ребенок. Молодежная среда. 16: 2–25.
Уайт Р.Л., Эберштейн К., Скотт Д.М. 2018. Птицы на детской площадке: оценка эффективности городского экологического образовательного проекта в повышении осведомленности, знаний и отношения школьников к местной дикой природе. ПЛОС Один. 13(3):e0193993.
Авторы изображений для «Дети, которые чувствуют связь с природой»:
Заглавное изображение детей под деревьями от jacoblund/istock
изображение парка в Гонконге от lavendertme / istock
изображение старшей сестры, обнимающей младшего брата от mmg1design / istock
Содержимое последнее изменение 01.07.2020 Имеет ли значение воспитание детей для развития ребенка?
Мы вкладываем столько сил в то, чтобы сделать из наших детей счастливых и успешных взрослых. Но есть ли разница? Наука говорит: вероятно, не так много, как вы думаете.
В 1980, популярная новость охватила американские СМИ. Речь шла о трех мальчиках студенческого возраста — Эдди, Дэвиде и Бобби, — которые в результате ряда совпадений обнаружили, что они идентичные тройняшки, которые были разлучены при рождении и усыновлены.
Радостно воссоединившись, красивые, приветливые подростки оказались в вихре общественного внимания. Они участвовали в дневных ток-шоу и смеялись, когда интервьюеры удивлялись их сходству: все они курили одну и ту же марку сигарет, имели одинаковый любимый цвет и даже любили похожих женщин. Во многих отношениях они казались неразличимыми, несмотря на то, что выросли в совершенно разных семьях в разных концах страны.
Но, как показывает недавний документальный фильм « Три одинаковых незнакомца », в основе этой приятной истории лежит леденящий кровь секрет. Мальчиков использовали в качестве испытуемых в социологическом эксперименте, направленном на проверку извечного вопроса: что важнее: природа или воспитание?
Вы когда-нибудь мучились над тем, стоит ли вам даже беспокоить немузыкального ребенка, чтобы он занимался на фортепиано? Или задавались вопросом, почему два брата и сестры , выросшие в одном доме, могут оказаться такими совершенно разными? Возможно, вы начинаете подозревать, что все эти часы, которые вы провели, процеживая органический пастернак, посещая уроки пения и жестов и улыбаясь над карточками, на самом деле не имели большого значения для человека, которым стал ваш ребенок. Если это так, у вас есть природа против воспитания в мозгу.
Как современные родители, большинство из нас считает, что в значительной степени мы можем контролировать то, кем станут наши дети, и, следовательно, их будущие успехи или неудачи во многом зависят от нас. Вот почему мы обсуждаем плюсы и минусы грудного молока по сравнению с бутылочкой, беспокоимся о когнитивных эффектах экранного времени и задаемся вопросом, кем нам быть больше свободным выгулом , вертолетом или мамой-тигрицей. Но что, если это просто неправда? Что, если бы самое эффективное, что мы могли бы сделать как любящие и ответственные родители, — это просто сесть и расслабиться?
Новый массив новаторских генетических исследований указывает на очевидную истину: как родители, мы не так важны, как мы думаем.
Роль генетики
То, как люди становятся теми, кто они есть, уже много лет является предметом исследования психолога и генетика Роберта Пломина. Профессор Королевского колледжа в Лондоне, Пломин — один из ведущих мировых экспертов по изучению однояйцевых близнецов, и его книга Blueprint исследует, как ДНК формирует человеческий характер. На недавних публичных дебатах в Лондоне он был недвусмыслен: «Воспитание имеет значение, — сказал он, — но не с точки зрения определения психологического результата ребенка».
Пломин имеет в виду, что хотя очень важно, чтобы мы любили наших детей и заботились о них, другие вещи имеют гораздо меньшее значение. По словам Пломина, новые данные показывают, в какую школу ходит ваш ребенок, путешествует ли он, сколько книг вы читаете ему, когда он маленький, и как сильно (или если) вы подталкиваете его к определенным занятиям, вряд ли имеют большое влияние, если вообще влияют на то, кем они являются сейчас или кем станут. Иными словами: если ваш ребенок непокорный и волевой, он почти наверняка проведет всю жизнь, бросая вызов властям, независимо от того, ведете ли вы свое домашнее хозяйство по строгому военному графику или обучаете его в юрте.
Эта мысль бросает вызов практически каждому совету по воспитанию, который вы, вероятно, когда-либо слышали, но исследования Пломина в области поведенческой генетики и близнецов были широкомасштабными и в значительной степени убедительными. В настоящее время он проводит исследование раннего развития близнецов, в котором приняли участие 26 000 детей, родившихся в Англии и Уэльсе в период с 1994 по 1996 год. До этого он работал в Университете штата Пенсильвания, изучая пожилых близнецов, воспитанных вместе и порознь. За десятилетия исследований он пришел к выводу, что многие черты характера, которые, как принято считать, являются результатом факторов окружающей среды и социальных условий, — например, любознательность, трудолюбие, интеллект, привередливость, склонность к учебе и целеустремленность, — на самом деле в значительной степени передаются по наследству. На протяжении десятилетий, пишет Пломин, социологи ошибочно приписывали такие факторы окружающей среде, но сегодня прорывы в области генетики доказывают, что это не так.
Возьми мою семью. Как писатель, женатый на редакторе, я воспитываю сына в доме, полном книг, в окружении людей, которые много читают и для работы, и для удовольствия. Если мой сын проявляет способности к чтению, это связано с его окружением или его генами? Как показали бесчисленные исследования однояйцевых близнецов, почти наверняка последние. Если бы он был тайно усыновлен при рождении семьей профессиональных борцов, ненавидящих книги, вероятно, мой сын был бы заперт в своей спальне с романом из библиотеки, недоумевая, почему он так отличается от своих братьев и сестер. Точно так же все исследования, которые предполагают, что «грудь лучше» или что экранное время приводит к когнитивным задержкам или то, что занятия на фортепиано полезны для развития моторики, неубедительны, по мнению Пломина, по одной простой причине: вы не можете эффективно контролировать генетику, а генетика является ключевым определяющим фактором всего, чем мы являемся. Исследования, которые показывают, например, что младенцы, которые едят органический пастернак, становятся умнее, здоровее и богаче благодаря своему питанию, в значительной степени игнорируют тот факт, что их родители, от которых младенцы наследуют их гены, вероятно, умнее, здоровее и богаче с самого начала.
Влияние наших заботливых инстинктов
Сама по себе свобода, мысль о том, что все внимание, которое вы уделяете воспитанию своего ребенка, не имеет большого влияния, также глубоко тревожит. Как мать, я инстинктивно придерживаюсь мнения, что мои усилия, направленные на то, чтобы побудить моего сына сделать домашнюю работу и заправить постель, должны чего-то стоить. В противном случае материнство кажется бесконечным и унылым списком хлопот. Генетики и биологи-эволюционисты предположили, что как родители мы естественным образом предрасположены к тому, чтобы наполнять наши усилия более глубоким смыслом, потому что это побуждает нас стремиться передать свои гены следующему поколению, но, по правде говоря, действительно ли мы просто прославленные шоферы, домработницы и повара? ?
К счастью, нет. Исследования показывают, что, хотя «дополнительные услуги» воспитания (например, уроки музыки) могут не иметь решающего значения, основной уход, который мы обеспечиваем, на самом деле имеет большое значение. Энн Плешетт Мерфи, терапевт и консультант по воспитанию детей, которая противостояла Пломину на тех же публичных дебатах, говорит, что, хотя она не оспаривает роль генетики, окружающая среда также имеет огромное значение, и ее нельзя сбрасывать со счетов. Она отмечает, что в последние годы несколько ключевых неврологических исследований показали, что архитектура мозга младенцев явно зависит от часто кажущихся незаметными способов воспитания.
Исследователи из Центра развития ребенка Гарвардского университета подчеркивают важность игры между младенцами и опекунами по принципу «подай и верни», заявив, что «когда младенец или маленький ребенок бормочет, жестикулирует или плачет, а взрослый отвечает При зрительном контакте, словах или объятиях в мозгу ребенка создаются и укрепляются нейронные связи, поддерживающие развитие коммуникативных и социальных навыков».
Аналогичным образом, исследование Университета Британской Колумбии, проведенное в 2017 году, показало, что объятия детей в младенчестве могут фактически изменить их генетический состав на молекулярном уровне и привести к повышению устойчивости в более позднем возрасте. Существует также множество доказательств того, что шлепки и другие формы насильственных телесных наказаний могут оказывать пагубное влияние на психологическое состояние детей в будущем.
«Гены имеют значение, — говорит Плешетт Мерфи, — но дом должен строиться на любви. Даже если мы признаем, что ДНК определяет 70 % черт нашего характера, оставшиеся 30 % могут составить 100 % разницы».
Расцвет воспитания детей, ориентированного на ребенка
Итак, если любовь имеет значение, а все остальное второстепенно, то как же мы дошли до того, что каждый день нас бомбардируют сообщениями о том, что если бы мы воспитывали детей немного усерднее, немного лучше или мало ли иначе, отправим ли мы наших детей по пути приспособления, счастья и процветания? Это было долгое путешествие. Родительский акт в том смысле, в котором он ориентирован на ребенка, на самом деле не существовал как рыночная концепция до середины прошлого века, когда доктор Бенджамин Спок опубликовал свою книгу 9.0388 Книга здравого смысла по уходу за младенцем и ребенком , первый бестселлер на эту тему. В конце 1960-х этот жанр распространился, и новая группа самопровозглашенных экспертов начала штамповать книги, предназначенные для удовлетворения потребностей встревоженных родителей бэби-бумеров, которые жаждали советов по воспитанию детей.
До этого большинство людей просто воспитывали своих детей на собственном примере, и уникальные эмоциональные потребности детей, по большому счету, считались подчиненными потребностям взрослых. (Вероятно, вы слышали старую поговорку о том, что детей «видят, но не слышат».) С ростом молодежной культуры в 50-х и 60-х годах многие бэби-бумеры из среднего класса решили, что они хотят делать что-то по-другому, когда у них уже было время. их собственные семьи. Мои родители, например, выросли в то время, когда телесные наказания были широко распространены, а школьные учителя били учеников как само собой разумеющееся. Однако, как и многие представители их поколения, они решили не продолжать традицию. И хотя мне было кричала в детстве на , я ни разу не повышала голос с момента рождения. (Шучу — иногда я кричу на своих детей, но, по крайней мере, я не делаю этого, когда курю в машине без ремней безопасности.)
Наш коллективный интерес к благополучию детей как в частной, так и в общественной жизни , привело к огромным положительным социальным изменениям. Сегодня дети во всем мире защищены Конвенцией ООН о правах ребенка (ратифицированной в 1990 г.), которая признает и направлена на защиту их универсальных прав человека. До того, как он вступил в силу, дети в большинстве стран мира, включая Канаду, считались как с культурной, так и с юридической точки зрения исключительной собственностью своих родителей. Во многих местах по всему миру они все еще в значительной степени существуют.
Хотя переход к государственной политике и воспитанию детей, ориентированных на ребенка, был полезен для детей на социальном уровне, это также означает, что мы существенно преувеличиваем последствия (положительные, отрицательные или иные) воспитания в семье. В то время как наши собственные родители были в основном одни со Споком, мамы и папы сегодня ошеломлены цунами непрошеных родительских советов. Одни только наши ленты в Facebook предлагают постоянный поток откровений, мнений и жарких споров о мелочах ухода за ребенком. Как следствие, легко поддаться идее, что каждый маленький выбор имеет огромное значение для нового родителя, но множество данных свидетельствует об обратном. Возьмем пример грудного вскармливания. Сегодняшняя коллективная мудрость (и политика общественного здравоохранения Северной Америки) предполагает, что это крайне важно, и что матери, которые не могут или предпочитают не кормить грудью, потенциально подвергают своих детей риску в будущем.
Но исчерпывающее знаменательное исследование, проведенное исследователями из Университета штата Огайо и опубликованное в журнале Social Science & Medicine в 2014 году, рассмотрело тысячи американских семей на протяжении многих лет и впервые в истории всесторонне измерило долгосрочное влияние искусственного вскармливания по сравнению с грудным . Это исследование было беспрецедентным, поскольку оно включало выборку из более чем 1700 семей, в которых один ребенок находился исключительно на грудном вскармливании, а другой — исключительно на искусственном вскармливании. При сравнении внутри семей исследователи обнаружили, что расширенные преимущества грудного вскармливания практически отсутствуют. Это открытие фактически перевернуло десятилетия исследований, которые предполагали, что грудное вскармливание связано с лучшими будущими результатами в отношении здоровья и интеллекта. Фактически, это исследование показало, что именно сочетание генетики и окружающей среды, а не волшебного эликсира грудного молока, определяет долгосрочный результат для ребенка.
Избавление от чувства вины и беспокойства
Воспитание, ориентированное на ребенка, кажется прекрасным в теории, но как насчет ненужного чувства вины и беспокойства, которое оно вызвало у родителей, которые «не смогли» соответствовать его строгим стандартам? Недавнее исследование Корнельского университета показало, что подавляющее большинство из 3600 респондентов, независимо от расы или дохода, считали, что практический подход к воспитанию лучше, чем подход «естественного роста», когда родители устанавливают правила, но у детей больше свободы. Это своего рода палка о двух концах для неблагополучных семей, которые могут бороться за достижение этого идеала, учитывая преобладание экономических и социальных проблем. Если вы мать-одиночка с тремя детьми и работаете на низкооплачиваемой работе, у вас остается меньше времени и пространства для беспокойства о таких вещах, как грудное вскармливание, экранное время или домашние задания. Дело в том, что подход, ориентированный на ребенка, гораздо проще для богатых семьи , у которых есть время и деньги, чтобы посвятить этому.
Даже для тех, у кого есть средства, чтобы воспитать своего ребенка в детском мире уроков пения и жестов и йоги для малышей, давление, чтобы сделать «правильные» вещи для своих детей, может быть парализующим. Как и многие молодые матери, когда мои дети были маленькими, я ежедневно боролась с чувством неадекватности и вины. Мельчайшие детали приобретали огромное эмоциональное значение — мнение, которое, в свою очередь, усугублялось последствиями лишения сна .0023 . Я помню, как залилась слезами отвращения к себе, когда впервые купила детскую смесь, чтобы мой муж мог кормить меня ночью и позволить мне спать всю ночь — чего я не делала шесть месяцев. О чем это было?
Опасность воспитания, ориентированного на ребенка, заключается в том, что оно поощряет заботу (особенно среди молодых матерей) как перформативный акт — способ показать окружающим, что вы «делаете это правильно» и, следовательно, являетесь хорошим родителем. . Новые родители, как правило, строги к себе, а культура, в которой мы живем, только подливает масла в огонь. Конкурентная тревога; зависание детской площадки; вид безосновательной, евангельской настойчивости, с которой мы советуем беременным женщинам и молодым матерям, как лучше рожать и ухаживать за их детьми: это пагубные недостатки того, что в противном случае было бы положительной тенденцией для детей.
Воспитание имеет значение — конечно, имеет — но не в том чрезмерно сложном, соревновательном и беспокойном смысле, как многие из нас привыкли верить. «Наши дети рождаются такими, какие они есть», — говорит Пломин. Наша работа как родителей состоит в том, чтобы любить, поддерживать, принимать и радоваться им.