Какие этапы проходит личность в процессе: Какие этапы проходит личность в процессе становления???

Основные этапы становления личности профессионала

Общая психология, психология личности, история психологии | Мир педагогики и психологии №2(7) Февраль, 2017

УДК 740

Дата публикации 28.02.2017

Шойимова Шохиста Санакуловна
Shoyimova Shoxista Sanakulovna
Пулатхонова Дильдора Тураходжаевна
Pulatxonova Dildora Turaxodjaevna

Аннотация: В статье рассматривается понятие профессиональное становление, раскрываются этапы профессионального становления личности, определенные стадии развития в сходные возрастные периоды.
Ключевые слова: профессиональное становление личности, стадии профессионального развития, профессионал, уровень становления

The main stages of formation of professional personality

Ташкентский педиатрический медицинский институт, Узбекистан, г. Ташкент
Tashkent pediatric medical Institute, Uzbekistan, Tashkent

Abstract: The article discusses the concept of professional development, stages of professional formation of the personality, certain stages of development at similar ages.
Keywords: professional formation of the personality, stage of professional development, professional level of development

Современный этап развития общества характеризуется, тем что профессиональный и деловой мир нуждается в специалистах, способных успешно и эффективно находить и реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических условиях в связи с планированием и устройством своей карьеры. Таким образом, проблема профессионального становления личности относится к числу активно разрабатываемых психологических проблем.

В психолого-педагогической литературе широко используется термин «профессиональное становление» личности. Современные исследователи рассматривают его с различных позиций. Например, Т.В. Зеер рассматривает «профессиональное становление» как формообразование личности, адекватное требованиям профессиональной деятельности [2, c.35]. К.М.Левитан исследует этот термин как решение профессионально значимых,  всё более усложняющихся задач – познавательных, морально-нравственных и коммуникативных, в процессе чего профессионал овладевает необходимым комплексом, связанным с его профессией деловых и нравственных качеств [4. c.34]. Профессиональное становление личности нельзя искусственно оторвать от жизненного пути человека в целом. Большинство людей проходит через определенные стадии развития в сходные возрастные периоды, причем им соответствуют и стадии профессионального развития.

Разработано несколько периодизаций профессионального пути человека (например, Д. Сьюпера, Е.А. Климова, Т.В. Кудрявцева и др.) Профессиональное развитие личности большинство авторов рассматривают как интеграцию по сути двух процессов: развитие личности в онтогенезе, то есть на всем жизненном пути, и профессионализация личности с периода начала профессионального самоопределения до завершения активной трудовой деятельности.  В несколько обобщенном виде это может быть изложено следующим образом:

           I.Допрофессиональное развитие:

1. Стадия предыгры («эпоха раннего детства», по Б.Д. Эльконину) – от рождения до 3-х лет, когда происходит освоение функций восприятия, движения, речи, простейшие правила поведения и моральные оценки, которые становятся основой дальнейшего развития и приобщения человека к труду. 2. Стадия игры (период дошкольного детства) – с 3 до 6– 8 лет. Овладение «основными смыслами» человеческой деятельности, а также знакомство с конкретными профессиями (игры в шофера, во врача, в продавца, в учителя…). 3.  Стадия овладения учебной деятельностью (период младшего школьного возраста) – с 6–8 до 11 – 12 лет. Интенсивно развиваются функции самоконтроля, самоанализа, способности планировать свою деятельность и т.п. Особенно важно, когда ребенок самостоятельно планирует свое время при выполнении домашнего задания, преодолевая свое желание погулять и расслабиться после школы.

           II. Развитие в период выбора профессии
4. Стадия оптации (подготовка к жизни и труду, выбор профессии) – с 11 –12 до 14–18 лет. Это стадия подготовки к жизни, к труду, сознательного и ответственного планирования и выбора профессионального пути; соответственно, человек, находящийся в ситуации профессионального самоопределения называется «оптантом». Парадоксальность этой стадии заключается в том, что в ситуации «оптанта» вполне может оказаться и взрослый человек, например, безработный; как отмечал сам Е. А. Климов, «оптация — это не столько указание на возраст», сколько на ситуацию выбора профессии.
III. Развитие в период профессиональной подготовки и
дальнейшего становления профессионала

5.  Стадия профессионального обучения – с 15–18 до 19– 23 лет. это профессиональная подготовка, которую проходит большинство выпускников школ. 6.  Стадия профессиональной адаптации – с 19–21 до 24–27 лет. Приспособление к социальным и профессиональным нормам, условиям, процессам трудовой деятельности. Это вхождение в профессию после завершения профессионального обучения, продолжающаяся от нескольких месяцев до 2-3 лет. 7. Стадия развития профессионала – с 21–27 до 45—50 лет. Совершенствование личностной структуры профессионала, развитие операционных качеств, формирование методов и способов психологического обеспечения трудового процесса, развитие приемов самооценки, саморегуляции, самосовершенствования и т. д.
Это влечет за собой перестройку требований к личности профессионала и сопровождается такими особенностями его развития и становления, которые в определенной степени характерны для 6-й или даже 5-й стадии.
8.  Стадия реализации профессионала – с 45–50 до 60–65 лет. Полная или частичная реализация профессионального потенциала, стабилизация основных операционных структур, личностные черты носят, как правило, устойчивый характер, облик личности построен, достаточно хорошо выражена компенсация некоторых психических функций, намечаются признаки снижения активности, корректируются жизненные цели.
9.Стадия спада – с 61–66 и более лет. Прогрессивное снижение профессиональной активности или сужение ее сферы, угасание многих профессиональных интересов, перестройка жизненных установок, изменение ценностных ориентации, возникновение противоречий между функциональными возможностями личности и намерениями, желаниями, ближайшими целями, ухудшение функционального состояния (болезни, расстройства), резко меняющее жизненную направленность. [1, с.130-132].

К.М.Левитан выделяет три основные стадии: подготовительная (довузовская) стадия, связанная с выбором профессии; начальная (вузовская) стадия, во время которой формируются основы профессионально важных умений и свойств личности профессионала; основная (послевузовская) стадия. Это период развития всех сущностных сил личности с целью её полной самореализации в профессиональной деятельности. Именно на этом этапе происходит становление личности профессионала [4, с.37].

В вузовский период профессионального становления личности мы выделяем несколько уровней. А именно (по концепции В.А.Сластенина):

  1. Уровень становления – адаптивный. Приспособленческая стадия в профессиональную деятельность:

— адаптация к новым жизненным социокультурным реалиям;

— профессиональная деятельность происходит по отработанной схеме, творческая активность слабая, на бытовом уровне;

— стимулирование различных форм самостоятельности и активности;

-формирование навыков самообладания эмоциональной саморегуляции;

— принятие субъект-субъектных взаимоотношений;

— нахождение прямых и альтернативных способов решения жизненных и профессиональных проблем.

  1. Уровень становления – профессионально-репродуктивный.  Стадия освоения профессиональных знаний и умений:

— развитие потребности в профессиональной реализации;

— актуализация познавательной рефлексии;

— овладение ценностями и смыслами профессиональной деятельности;

— развитие первоначальных умений создавать проекты жизненного пути;

— развитие мышления, понимания.

  1. Уровень становления – личностно-продуктивный. Стадия принятия личностного смысла профессиональной деятельности:

— развитие регулятивных механизмов деятельности, общения, творчества;

— поиск и стимулирование индивидуального стиля профессиональной деятельности;

— готовность к профессиональному решению теоретических и практических проблем;

— выработка адекватного коммуникативного поведения будущего специалиста в профессиональной деятельности жизненном пути.

  1. Уровень становления – субъектно-креативно-профессиональный. Практическая реализация профессионального становления будущего специалиста:

— субъектная реализация личностно-профессионального становления специалиста;

— умение осуществлять необходимую коррекцию на основе самоанализа профессиональной и жизненной деятельности;

— усиление роли профессиональных знаний в личностном, жизненном и профессиональном плане;

— систематизация взглядов и установок в отношении жизненного и профессионального путей;

— нахождение своего собственного индивидуального стиля профессиональной деятельности;

— полная готовность к профессиональной деятельности [5, с. 59].

Т.В.Кудрявцев, Т.В. Зеер выделяют четыре стадии профессионального становления личности профессионала:

  1. Формирование профессиональных намерений: осознанный выбор личностью профессии на основе учёта своих индивидуально-психологических особенностей. Профессиональное становление начинается с формирования профессиональных намерений, которые являются равнодействующей многих факторов: престижа профессии, потребности общества, влияния семьи, средств информации и т.д. Важную роль в выборе профессии играет направленность личности на определённый предмет труда, которая обнаруживается в интересах, увлечениях.
  2. Профессиональная подготовка или обучение: освоение системы профессиональных знаний, умений и навыков, формирование профессионально важных качеств личности, склонность и интересы к будущей профессии. Вторая стадия – это прежде всего обучение в высшем учебном заведении. Основными психологическими новообразованиями на этом этапе являются профессиональная направленность, профессионально-этические ценностные ориентации, духовная зрелость, готовность к профессиональной деятельности.
  3. Профессионализация или профессиональная адаптация: вхождение и освоение профессии, профессиональное самоопределение, приобретение профессионального опыта, развитие свойств и качеств личности, необходимых для квалифицированного выполнения профессиональной деятельности.
  4. Мастерство, частичная или полная реализация личности в профессиональной деятельности: качественное, творческое выполнение профессиональной деятельности, интеграция сформированных профессионально важных качеств личности в индивидуальный стиль деятельности. По мере овладения профессиональным мастерством всё большую привлекательность приобретает сама деятельность [2, с.16].

Анализ использованной  психологической литературы доказывает неравномерность этапов профессионального становления личности, обозначая ее как индивидуальную траекторию профессионального роста. Таким образом, можно сделать вывод,  что   успешность профессионального становления определяется следующими показателями:

— активность личности;

— фактор осознанности себя как профессионала;

— способность к саморазвитию;

— наличие профессионально важных качеств и способностей;

— ценностно-смысловые отношения к профессиональной деятельности;

-творческий подход к осуществлению профессиональной деятельности;

— профессиональная компетентность;

— готовность преодоления напряженной ситуации, успешного выполнения поставленной задачи.


Список литературы

1. Бодров В.А.. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов – М.. ПЕР СЭ – 511 с – (Современное образование).. 2001
2. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Кризисы профессионального становления личности// Психологический журнал. 1997. № 6. с.35 – 44.
3. Климов А.Е. Введение в психологию труда. – М., 1998.
4. Левитан К.М. Личность педагога: становление и развитие. Саратов,1991.135с.
5. Психология и педагогика / Под ред.: К.А. Абульханова – Славская, Н.В. Василина, Л.Г. Лаптев, В.А. Сластенин. М., 1988. 305 с.

← Предыдущая статьяВлияние особенностей темперамента студентов на поведение в конфликтных ситуациях

Следующая статья →Психологические барьеры в профессионально – педагогическом общении

Расскажите о нас своим друзьям:

Формирование личности человека — этапы, особенности становления личности

Каждый человек является личностью. С разных точек зрения и ракурсов восприятия действительности человек может рассматриваться по-разному. Он может быть охарактеризован как единица труда, боеспособная единица, потребитель и так далее. Но в первую очередь человек – это личность.

  • Необходимые критерии сформированности личности
  • Формирование личности
    • Опыт
    • Переживание
  • Этапы
    • Основные этапы становления личности по А. Н. Леонтьеву
    • Фазы становления личности по Л. И. Божовичу

Возможно, некоторые полагают, что личность человека, его состояние и характер формируются сразу же. То есть, человек еще при рождении уже наделен определенными чертами характера, которые впоследствии развиваются. В пользу такого утверждения адепты данной точки зрения могут привести следующие аргументы:

черты родителей формируют будущую личность ребенка, так звезды на небе сошлись, назвали конкретным именем, так решил Господь и так далее.

На самом деле личность человека переживает определенные фазы своего становления. Процесс формирования человеческой личности – сложный и весьма интересный алгоритм создания единой конструкции из различных материалов с использованием самых разных инструментов и рычагов воздействия на общее состояние личностной композиции индивидуума.

Именно об этом и пойдет речь далее. Будут рассмотрены основные этапы формирования личности человека, а также отдельные факторы, влияющие на процесс личностного становления индивида.

Необходимые критерии сформированности личности

Для начала стоит обозначить два критерия сформированности

человеческой личности, которые были выделены Л. И. Божовичем:

  1. Первый критерий выделяет роль наличия иерархии в одном определенном смысле в мотивах человека. Буквально это означает способность человека отказаться от собственных непосредственных побуждений в пользу чего-то другого. В данном случае, рассматривая этот критерий, можно сказать, что индивид обладает опосредованным поведением. При этом стоит отметить, что мотивы, по которым непосредственные побуждения преодолеваются, являются социально значимыми. Также эти мотивы являются социальными по своему происхождению, что подразумевает следующее: мотивы появились и сформировались в условиях существования, воздействующего на развитие человека общества;
  2. Второй критерий обозначает способность сознательно руководить своим поведением. Фундаментом сознательно принятых решений является понимание собственных принципов, мотивов и целей.

Можно сказать, что второй критерий отличается от первого тем, что он предполагает непосредственно сознательное подчинение определенных мотивов. Первый критерий отмечает опосредованное поведение человека, которое имеет особенность, заключающуюся в вероятности наличия в основе принятых решений, и стихийно сложившуюся мотивационную иерархию. Может также рассматриваться и стихийная нравственность – явление, означающее осуществление действия или принятие того или иного решения без наличия обоснования причины совершения поступка именно таким образом. Но при этом поведение человека не является безнравственным или неадекватным.

Второй признак также является своеобразным определением опосредованного поведения, но в то же время тут подчеркивается наличие самосознания в качестве особой личностной инстанции.

Формирование личности

Теперь стоит рассказать более подробно об этапах становления личности индивидуума. Для начала стоит обозначить общую картину всего рассматриваемого процесса. Личность, как утверждается в психологии, формируется в результате присвоения или же усвоения человеком опыта, выработанного обществом. Стоит сразу же отметить, какую весомую роль в процессе становления личности играет социум.

Опыт

Получаемый опыт играет важную роль в процессе формирования личности. Воздействие общества на индивида предоставляет ему новые знания и навыки, которые являются рычагами для последующего появления или изменения определенных личностных качеств. Опыт, оказывающий непосредственное влияние на личность индивида, – это целые системы представлений о жизненных ценностях и нормах существования в обществе. Такие представления могут быть почерпнуты из самых разных источников – философские и научные работы специалистов, медиапространство, общественное мнение, а также произведения искусства и другие. Также не стоит забывать и о канонических истинах, которые индивид получает в детстве от своих родителей.

Конечно, нельзя забывать о том, что все вышеупомянутые системы представления в разное время и в различных культурах отличались друг от друга. Стоит подчеркнуть, что отличия в некоторых случаях могут быть колоссальны. Но смысл, в принципе, остается неизменным. Его можно выразить с помощью следующих понятий:

«социальные планы» или «объективное предбытие».

Общество не является статичной средой для существования индивида. Вышеуказанные социальные планы могут быть реализованы именно с помощью социума, так как именно общество осуществляет организацию специальной активности, которая может быть использована для реализации своих планов. Ни один индивид в данной ситуации не является пассивным существом. Активность общества в любом случае пересекается с активностью субъекта. При пересечении этих активностей происходят процессы, которые становятся определяющими в процессе формирования личности индивида.

Как уже было сказано, важную роль в процессе становления личности играет получаемый опыт. Но не стоит рассматривать опыт как закономерный итог усвоения определенных навыков в результате воздействия общества. Процесс формирования личности намного более сложен, чем просто процесс запоминания и применения новых навыков. Опыт в данном случае рассматривается в плане получаемых навыков, впоследствии формирующих новые мотивы и социальные планы, которые будут присвоены индивидом в результате различных процессов, происходящих с ним в жизни.

Переживание

В то же время было бы некорректно утверждать, что исключительно процессы и явления, затрагивающие индивида в реальной жизни, могут активно влиять на появление новых мотивов и планов. Получение и усвоение новых навыков несет в себе лишь пользу для их последующего применения в похожих жизненных ситуациях, но формирование личности обязательно происходит только в случае переживания, которое ощущается в процессе получения нового опыта. Процесс проживания часто может быть сугубо творческим, эмоционально насыщенным.

Этапы

Теперь стоит перейти к описанию имеющихся этапов в формировании личности индивида. Будут рассмотрены главные и существенные фазы становления личности.

Основные этапы становления личности по А. Н. Леонтьеву

Для начала стоит обратиться к разделению по А. Н. Леонтьеву, согласно которому человеческая личность в процессе своего становления переживает два рождения:

  1. Первое рождение личности происходит в период дошкольного возраста индивида.
    Он знаменуется появлением первых иерархических отношений. В этот период социальные нормы впервые подчиняют себе непосредственное побуждение. Психолог и философ А. Н. Леонтьев приводит пример, который очень хорошо описывает процесс, происходящий в данном случае. Называется это «эффектом горькой конфеты». Ситуация такова: ребенок дошкольного возраста получает следующее задание экспериментатора – взять со стола конфету, но при этом не вставая со стула. Конечно, задание является по сути невыполнимым, но при этом демонстрирует весьма важный момент в процессе формирования личности. Ребенок садится на стул, который находится напротив стола с лежащей на нем конфетой. Экспериментатор на время покидает помещение, но имеет возможность при этом наблюдать за испытуемым удаленно. Ребенок не имеет возможности покинуть свое место, но при этом, когда взрослый выходит из помещения, получает свободу, встает и берет конфету, затем спокойно садится обратно на стул. В этот момент возвращается экспериментатор.
    Он обязательно хвалит ребенка за проявленное терпение и послушание, а затем предлагает ему в качестве приза конфету. Ребенок, чувствуя свою вину, сразу же отказывается, а потом, после предложений взять призовую конфету, начинает плакать. Взятая им конфета стала для него «горькой». Теперь стоит детально проанализировать ситуацию. Ребенок был помещен в довольно сложную для него ситуацию. Задача и условие ее выполнения создали в детской голове конфликт мотивов. То есть, ребенок одновременно хочет взять конфету со стола (непосредственное побуждение), но в то же время и выполнить указ взрослого (социальный мотив). Когда взрослый вышел из помещения, то непосредственное побуждение взяло верх в этом конфликте мотивов. Но когда экспериментатор вернулся, а затем похвалил и предложил конфету, в сознании ребенка актуализировался социальный мотив. Конфликт мотивов спровоцировал
    переживание ребенка
    , что уже свидетельствует о формировании в его мышлении определенных личностных качеств.
  2. Второе рождение личности по А. Н. Леонтьеву происходит уже в подростковом возрасте. На этом этапе человек активно пытается осознать свои мотивы, переосмыслить цели и задачи, а также прикладывает усилия по подчинению и переподчинению мотивов. Второй критерий сформированности личности, который был указан в начале статьи, как раз обозначает склонность индивида к самопознанию и самосовершенствованию. В этот период подросток проявляет высокую активность в обществе, пытаясь в нем реализоваться. Организованные социумом специальные активности все чаще пересекаются с активностью индивида.

Фазы становления личности по Л. И. Божовичу

Л. И. Божович предлагает другую точку зрения на процесс формирования личности индивида. По его мнению, переломные фазы в процессе развития человеческой личности представляют собой кризисы, возникающие на стыке двух возрастов. Анализ этих кризисов позволяет лучше исследовать психологическую сущность процесса личностного формирования. Каждый возраст несет в себе центральное системное новообразование. Такие новообразования возникают в ответ на потребности ребенка. Следует отметить тот факт, что они несут побудительную силу из-за наличия в себе аффективного компонента.

Л. И. Божович выделил следующие основные этапы:

  1. Новорожденный ребенок не может называться личностью и развиваться в этом направлении, поскольку просто не имеет такой возможности. В этот период своей жизни ребенок представляет собой просто организм, имеющий свои обычные биологические потребности;
  2. Уже на втором году жизни у ребенка формируется первое личностное новообразование. Заключается оно в появлении мотивирующих представлений, которые обозначают способность ребенка действовать уже в соответствии с имеющимися у него внутренними побуждениями. Становление на путь формирования личности можно проследить по поведению ребенку в ситуациях, когда делают не так, как он этого хочет. Стремление все делать согласно своим внутренним побуждениям могут вызвать у ребенка протест;
  3. Кризис трех лет знаменует собой появление у ребенка стремления воздействовать на процессы, происходящие вокруг. В этом возрасте ребенок пытается совершать некоторые действия самостоятельно, что свидетельствует о формировании у него стремления влиять на окружающую действительность для удовлетворения своих потребностей и желаний;
  4. Третий этап и кризис семи лет характеризуется возникновением у ребенка сознания себя как части общества. Тут ребенок пытается оценить свое место в системе общественных отношений. На этом этапе формирования личности наблюдается становление внутренней позиции ребенка. Также имеет место протест, возникающий в том случае, если ребенок не получает того, чего хочет;
  5. Подростковый возраст является самым насыщенным периодом, влияющим на формирование личности индивида. Подросток погружается в сложный мир переживаний, проходит через «жернова» общества. У него формируется самосознание, появляется сильное стремление к самореализации, самоутверждению и самовоспитанию.

7 стадий процесса • Наставник-консультант

Фелтам и Драйден (1993: 181) называют семь стадий процесса одной моделью стадий изменений:

«отмеченные фазы, на которых изменение) пройти через… «стадии процесса» Роджерса (1961) варьируются от 1 («удаленность от переживания») до 7 («переживание эффективного выбора новых способов существования)».

Происхождение термина

Семь этапов процесса один из трех столпов личностно-ориентированного подхода , два других:

  • 19 положений (теория личности Карла Роджерса) и
  • шесть необходимых и достаточных условий для терапевтического изменения личности.

В своей книге О становлении личностью Роджерс (1961: 131) пишет: действительно возможно. Но гораздо важнее континуум от неподвижности к изменчивости, от жесткой структуры к течению, от застоя к процессу.

Как мы можем использовать эту теорию?

Эта теория обеспечивает ценный общий язык для обсуждения клиентов как в супервизии, так и в тематических исследованиях.

Они описывают органический процесс и не должны использоваться в качестве основы для «подталкивания» клиентов:

«Нет прямых вмешательств, которые могут быть сделаны или должны быть сделаны в попытке перевести клиента с одной стадии на другую. следующий, чтобы ускорить процесс» (Merry, 2014: 59)

Стадия 1

Люди не будут открыто говорить о чувствах и склонны обвинять других в том, что они причиняют им боль, вместо того, чтобы брать на себя ответственность за себя: «Если бы только мой друг прекратил это делать, мне было бы лучше».

Редко можно увидеть клиента на этой стадии : «Человек на этой стадии фиксированности и отдаленности опыта вряд ли придет добровольно за консультацией» (Rogers, 1961: 132).

Стадия 2

Немного меньше ригидности, с небольшим движением к размышлению о том, следует ли брать на себя ответственность, но на самом деле не делать этого: «Это не моя вина; это их — не так ли?»

На этом этапе можно начать работу с клиентом, предложив основные условия, доверившись процессу клиента и тем самым позволив клиенту найти собственный путь вперед.

Стадия 3

Человек начинает задумываться о том, чтобы взять на себя ответственность за себя, но обобщает и сосредотачивается больше на прошлых, чем на настоящих чувствах: «Я злился, но потом все злятся, не так ли?»

Это вполне общий этап для ввода терапии ; важно использовать безусловное положительное отношение принимать клиента таким, какой он есть, помогая ему чувствовать себя в безопасности, чтобы исследовать свои чувства.

Стадия 4

Клиент начинает описывать свои чувства здесь-и-сейчас, но склонен критиковать себя за эти чувства: «Я чувствую себя виноватым из-за этого, но на самом деле я не должен этого делать».

Хотя клиент хочет и активно стремится к участию в терапевтических отношениях, он может не доверять консультанту.

Консультант также должен позаботиться о том, чтобы не вступить в сговор с использованием юмора клиентом, чтобы дистанцироваться от полного воздействия чувств здесь и сейчас.

На Стадии 6 клиент осознает свой собственный и чужой процесс самореализации.

Стадия 5

Клиенты говорят, что видят вещи более ясно, и берут на себя ответственность за свою ситуацию , будучи готовыми действовать: «Я не удивлен, что я зол на своего босса после того, что я сделал через. Поэтому я уволился с работы».

Это очень продуктивный этап терапии , так как клиент может выражать текущие эмоции и начинает полагаться на свои собственные способности принимать решения. Консультант, скорее всего, увидит, как клиент предпринимает действия в своей жизни.

Стадия 6

Клиент осознает свой собственный и чужой процесс самореализации: «Я принимаю эту боль внутри себя и то, что я и другие сделали. Я чувствую теплоту и сострадание к себе и к ним за то, где я нахожусь».

Однажды на этом этапе, клиент вряд ли регрессирует . Они могут принять решение не продолжать терапию, поскольку теперь могут относиться к себе с заботой о себе и любовью.

Стадия 7

Мы, скорее всего, увидим подвижного, принимающего себя человека, который открыт изменениям, которые преподносит жизнь:

«После глубоких и необратимых переживаний шестой стадии будет только рост , и маловероятно, что клиент почувствует, что ему нужен консультант, чтобы облегчить это» (Kelly, 2017: 72)

Движение между этапами

Роджерс определил, что путь между этапами нелинейный (люди движутся в обоих направлениях):

один «этап» за раз. В некоторых моментах консультанту может даже показаться, что клиент «откатился назад». (Tolan, 2003: 112)

К стадии 6 прогресс становится более безопасным, и саморазвитие может продолжаться без консультанта .

Скачать бесплатный раздаточный материал

7 стадий терапевтического роста Роджерса