Тесты. Педагогика и психология. | Тест по теме:
Тест по педагогике
- Какие из мотивов не относятся к познавательным:
- мотивы самообразования;
- учебно-познавательные;
- социального сотрудничества
- Развитие ориентировки в пространстве, во времени, точности и тонкости различения эталонов относится к:
- развитию сенсорной сферы;
- моторной сферы;
- познавательной сферы.
- Какому этапу урока соответствуют следующие задачи: организация внимания, организация учителем процесса восприятия, осознания, осмысления и систематизации нового учебного материала?
- этапу подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала;
- этапу усвоения новых знаний;
- этапу закрепления новых знаний
- Какому типу урока соответствует следующая структура урока: организационный этап, проверка домашнего задания, всесторонняя проверка знаний, подготовка учащихся к активному усвоению нового материала, усвоение новых знаний, этап их закрепления, домашнее задание?
- урок повторения;
- урок освоения новых знаний;
- комбинированный урок;
- систематизации и обобщения нового материала
- Обязательным условием развития мышления ребенка является:
- личный опыт ребенка
- получение знаний
- умение читать
- все ответы неверны
- Наука, изучающая психологические закономерности обучения и воспитания, называется:
- общая психология
- возрастная психология
- педагогическая психология
- все ответы верны
- С именем какого педагога связано выделение педагогики из философии и оформление её в научную систему?
- Иоганна Фридриха Гербарта;
- Яна Амоса Коменского;
- Константина Дмитриевича Ушинского;
- Джона Дьюи
- Кто из учёных 70- х годов 20 века возглавил разработку идей оптимизации учебно-воспитательного процесса?
- И. П. Подласый;
- Ю.К. Бабанский;
- А.М. Моисеев;
- М.М. Поташник
- Назовите главную функцию учителя?
- оценочная;
- целеполагание;
- планирование;
- управление процессами обучения, воспитания, развития, формирования личности
- Кто написал «Великую дидактику», вышедшую в Амстердаме в 1654 году?
- Ян Амос Коменский;
- Дени Дидро;
- Сократ;
- Платон
- Кому принадлежит работа «Человек как предмет воспитания»?
- Н.Г. Чернышевскому;
- К. Гельвецию;
- Ж.Ж. Руссо;
- К.Д. Ушинскому
- Кому принадлежат слова: «Учитель должен быть свободным творцом, а не рабом чужой указки. Воспитание является искусством, а не ремеслом,- в этом корень учительского дела»?
- Л.П. Блонскому;
- Л.Н. Толстому;
- В.Ф. Шаталову;
- И. П. Подласому
- Кому принадлежат слова: «Воспитание может все»?
- Л. С.Выготскому;
- С.Л.Рубинштейну;
- А.Дистервегу;
- Гельвецию
- Как называется педагогика, занимающаяся обучением и воспитанием глухонемых и глухих?
- тифлопедагогика;
- сурдопедагогика;
- олигофренопедагогика;
- педагогика
- Как называется психолого-педагогическая концепция технократического воспитания, под которым понимается воспитание, базирующееся на новейших достижениях науки о человеке, использовании современных методов исследования его интересов, потребностей, способностей, факторов, детерминирующих поведение?
- неотомизм;
- неопозитивизм;
- бихевиоризм;
- экзистенциализм
- Какой из методов устного изложения дает обратную связь:
- рассказ
- объяснение
- лекция
- беседа
- В какой стране был принят первый законопроект о введении обязательного обучения?
- в Англии
- во Франции
- в России
- в Японии
- Какова 1-ая ступень познавательной деятельности учащихся?
- запоминание
- осмысление
- восприятие
- ощущение
- Какой принцип положен в основу педагогической системы Я. А.Коменского?
- природосообразности
- целесообразности
- доступности
- гуманности
- Восприятие часто принято называть:
- осязанием
- апперцепцией
- перцепцией
- наблюдательностью
- Динамика реакций и переживаний личности это:
- характер
- темперамент
- способности
- все ответы верны
- Вид мышления, при котором мыслительный процесс непосредственно связан с восприятием окружающей действительности и без него совершаться не может:
- абстрактно-логическое
- наглядно-образное
- наглядно-действенное
- теоретически-образное
- Отражение отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств – это:
- ощущения
- восприятие
- эмоции
- все ответы верны
- Преодоление внутренних и внешних трудностей — необходимый компонент:
- восприятия
- внимания
- воли
- воображения
- Совокупность устойчивых свойств личности, проявляющихся в отношениях, это:
- темперамент
- способности
- характер
- задатки
- Выработка конкретных рекомендаций, вытекающих из результатов психодиагностического обследования, является специализацией:
- психодиагностики
- психокоррекции
- психологического консультирования
- психопрофилактики
- Основное требование к коррекционным программам это:
- занимательность
- универсальность
- соответствие выявленным нарушениям
- все ответы верны
- Основными условиями развития личности ребенка являются:
- формирование мотивов поведения
- развитие чувств
- развитие воли
- все ответы верны
29. Какие задачи ставятся перед педагогической наукой?
— Воспитание, обучение подрастающего поколения.
— Познание законов воспитания, вооружение педагогов-практиков знанием теории учебно-воспитательного процесса.
— Изучение проблем образования как фактора духовного развития людей.
— Исследование человеческой природы.
30. Что называется обучением? Выберите правильный ответ:
— Обучение — это передача знаний от учителя к ученикам с целью подготовки их к жизни.
— Обучение предполагает организацию самостоятельной учебной работы учеников с целью овладения знаниями, умениями и навыками.
— Обучение — процесс деятельности учителя, направленный на передачу ученикам знаний, умений и навыков, подготовку к жизни.
— Обучение — это двусторонний процесс деятельности учителя и учеников, направленный на сознательное и прочное овладение системой знаний, умений и навыков, в ходе которого осуществляется развитие умственных способностей и познавательных интересов, овладение методами познавательной деятельности, формируется научное мировоззрение.
— Обучение — это общение учителя с учениками, в ходе которого происходят передача и усвоение знаний, умений и навыков.
31. Развитие — это (выберите правильный ответ)
— Накопление количественных изменений в организме человека.
— Уничтожение старого и возникновение нового.
— Количественные и качественные изменения в организме человека, происходящие во времени под воздействием различных факторов.
— Целенаправленный процесс формирования у людей заданных качеств.
32. Что такое акселерация? Выберите более точный, полный ответ.
— Процесс активной деятельности личности.
— Ускорение формирование интеллектуальных сил личности.
— Ускорение индивидуального развития человека.
— Ускоренное физическое и психическое развитие личности в детском и подростковом возрасте.
33. В чем заключается целостность педагогического процесса?
— В подчинении всех процессов, его образующих, главной, общей и единой цели — формированию всесторонне и гармонически развитой личности.
— В том, что процессы, образующие педагогический процесс, имеют много общего между собой.
— В том, что педагогический процесс не делиться на составные части.
— В том, что между процессами, образующими педагогический процесс, нет различий: все они ведут к одной цели, но различными путями.
34. Что такое педагогические инновации?
— Это все изменения, направленные на изменение педагогической системы.
— Это нововведения учебно-воспитательным процессе с целью повышения его эффективности.
— Это замена некоторых элементов педагогической системы новыми, дающими больший эффект.
— Все ответы правильные.
35. Гуманистическая педагогика…
— Стремится изменить воспитанника.
— Исходит из приоритетности знаний педагога.
— Принимает воспитанника таким, каким он есть.
— Не требует от учителя переориентации внутренних установок.
36. Для запуска инновационного процесса оптимизации требуется:
— Значительные инвестиции.
— Желание, инициатива, понимание «узких мест» педагогической системы, ведение перспектив улучшения.
— Согласие учителей и родителей.
— Административный нажим.
37. Какая функция педагога является главной?
— Оценочная.
— Организаторская.
— Планирование
— Управления.
38.Что называется дидактикой? Из приведенных ответов выберите один правильный.
— Дидактика — это отдельная наука о закономерностях развития личности.
— Дидактикой называется раздел педагогики об образовании и воспитании подрастающего поколения.
— Дидактика — это отрасль педагогики, разрабатывающая теорию обучения и образования.
— Дидактика изучает процесс воспитывающего обучения.
39. Что такое соревнование?
— Соревнование — это игра, в которой определяется победитель.
— Соревнование — это путь, к закреплению достигнутых результатов.
— Соревнование — метод формирования и закрепления необходимых качеств личности в процессе сравнения собственных результатов с достижением других участников.
— Соревнование — это стремление к приоритету любыми путями.
40. Что такое наказание? Из приведенных ответов выберите один.
— Наказание — метод воспитания, проявляющийся в форме требования.
— Наказание — это решающий фактор торможения отрицательных действий воспитанников с целью формирования у них боязни за совершенные действия.
— Наказание — способ воздействия на воспитанника с позиции интересов коллектива с целью прекратить его отрицательные действия.
41. Общественное воспитание — это (выберите ответ)
— Негосударственная организация воспитательных процессов, происходящих в обществе в системе «человек — человеку».
— Государственная система общественного просвещения.
— Семейное воспитание.
— Государственное учреждение, занимающиеся делами незащищенных слоев населения.
42. Причины снижения воспитательного влияния семьи следующие:
— Снижение уровня жизни.
— Упадок морали.
— Обострение конфликта поколений.
— Все ответы правильные.
43. Какие из приведенных ниже бесед можно назвать методом научно-педагогического исследования?
— Беседа классного руководителя с родителями о воспитании детей в семье.
— Беседа учителя с опоздавшими на урок учениками.
— Беседа с учениками о правилах поведения в общественных местах.
— Беседа с учителем, в процессе которой выявляются эффективные приемы стимулирования интереса школьников к изучаемому материалу.
44. Синтезируя приведенные определения, установите сущность учебного процесса.
— Процесс обучения заключается в передаче знаний учащимися.
— Процесс обучения заключается в усвоении знаний учащимися.
— Учебный процесс — двусторонний управляемый процесс совместной деятельности учителей и учащихся, направленный на интеллектуальное развитие, формирование знаний и способов умственной деятельности обучаемых, развитие их способностей и наклонностей.
— Сущность учебного процесса состоят в организации учения.
— Главная цель учебного процесса — управление умственной деятельностью учащихся.
45. Что представляет собой учебная программа?
— Учебная программа определяет порядок изучения учебных дисциплин и количество часов, отведенное на них.
— В учебной программе определены содержание и объем знаний по учебному предмету, количество часов, которое отводиться на изучение определенных тем, вопросов курса.
— Под учебной программой следует понимать такой документ, в котором перечислены те предметы, которые будут изучаться в определенном классе.
1.2. Тест по основам педагогической психологии
1. Экспериментальная педагогика и педагогическая психология первоначально трактовались как:
— различные названия одной и той же области знания
— различные области знания
— экспериментальная педагогика как отрасль педагогической психологии
— педагогическая психология как отрасль экспериментальной педагогики
2. В наибольшей мере обеспечивает соединение психологических исследований с педагогическим поиском и проектированием наиболее эффективных форм учебно-воспитательного процесса:
— наблюдение
— формирующий эксперимент
— лабораторный эксперимент
— метод анализа продуктов деятельности
3. Учение как фактор социализации, как условие связи индивидуального и общественного сознания рассматривается в:
— физиологии
— социологии
— биологии
— психологии
— педагогике
4. Процесс учения как преобразования личного опыта ребенка рассматривается в разрезе:
— функциональной психологии
— бихевиоризме
— гештальтпсихологии
— когнитивной психологии
5. Действия, направленные на анализ условий ситуации, на соотнесение ее со своими возможностями и приводящие к постановке учебной задачи называются:
— ориентировочными
— исполнительскими
— контрольными
— оценочными
6. Мысленное предвидение результата и способа его достижения по отношению к цели учения выступает как:
— ее вид
— ее уровень
— этап ее реализации
— форма ее проявления
7. Мотивы самообразования — это:
— форма проявления учебных мотивов
— этап усвоения учебных мотивов
— уровень познавательных мотивов
— качественная характеристика учебных мотивов
8. Умение перегруппировывать и преобразовать материал, творчески применить описание явлений, законов, проявляется как:
— глубина знаний
— гибкость знаний
— системность знаний
— осознанность
9. Действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля, есть:
— навык
— умение
— операция
— деятельность
10. Если известны цели выполнения действия, но пути достижения цели представляются недостаточно четко, то этот этап формирования навыка характеризуется как:
— осмысление
— осознание
— автоматизация
— высокая автоматизация
11. Знания, умения и навыки приобретаются по так называемому методу проб и ошибок при:
— импринтинге
— условно-рефлекторном научении
— оперантном научении
— вербальном научении
— викарном научении
12. Процесс изменения личности ребенка в процессе ее взаимодействия с реальной действительностью, появление физических и социально-психологических новообразований в структуре личности понимается как:
— становление
— формирование
— социализация
— воспитание
13. Понятие «задатки» характеризует:
— индивидуальные свойства
— субъектные свойства
— личностные свойства
— свойства индивидуальности
14. Изучение воспитывающих возможностей содержания образования отражает следующий подход к целостности педагогического процесса:
— единство процессов обучения и воспитания
— воспитание как единство «частных» воспитательных дел
— характер взаимодействия педагогов и учащихся
— деятельность педагога
15. Тенденция к сохранению однажды созданного представления о ребенке составляет суть:
— эффекта ореола
— эффекта последовательности
— эффекта инерционности
В переводе с греческого педагогика означает, Учебное пособие
метки:Педагогический, Процесс, Педагогика, Исследование, Материал, Учитель, Метод, Формирование
А) повторение
B) воспроизведение
С) управление
Д) закрепление
Е) детовождение
Развитие педагогики как науки определяет
А) необходимость передачи социального опыта
В) управление работой педагогов-практиков
С) уровень научно-технического прогресса
D) наследие предшествующих цивилизаций
Е)повышение роли личности в общественной жизни
Задачи педагогической науки
А) изучение способностей учащихся
В) контроль и оценка знаний учащихся
С) сотрудничество учителя с родителями
D) вскрытие закономерностей обучения и воспитания
Е) формирование детского коллектива
Система педагогических наук включает
А) межнаучные коммуникации философии и психологии
В) принципы обучения и воспитания
С) отрасли наук о воспитании и образовании детей и взрослых
D) результаты социологических исследований
Е) систему методов педагогического исследования
Объектом педагогики является
А) психологические особенности личности
В) методы педагогического исследования
С) педагогический процесс
D) учение о принципах построения теории
Е) междисциплинарные связи человекознания
Перед общей педагогикой ставятся задачи
А) изучение проблем миграции населения
В) анализ зарубежного педагогического опыта
С) исследование закономерностей восприятия
D) освещение истории развития педагогических теории
Е) воспитание, обучение подрастающего поколения
8.
Анкетирование – этоВ) наблюдение за поведением детей на экскурсии
С) активизация познавательной деятельности учащихся
D) прием обучения использованный учителем
Е) метод массового сбора материала при помощи опросников
Методы педагогического исследования это
А) способы усвоения новых знаний
В) способы закрепления изученного материала
С) способы решения проблемных задач
D) способы формирования личностных качеств
21 стр., 10265 слов
Изучение психолого-педагогических условий эффективности обучения …
… практики воспитания и обучения подрастающего поколения имела педагогическая … учащихся начальных классов»), количественный и качественный анализ обработки данных. Глава I . Теоретические основы обучения шестилеток 1. Исследования … способам учебной деятельности. Пластичность природного механизма усвоения речи позволяет шестилетним детям легко овладеть вторым языком. Содержание первого года обучения . ..
Е) способы познания объективной реальности
Необходимость передачи социального опыта возникла
А) одновременно с появлением общества
В) с появлением технических средств обучения
С) в ходе разработки содержания образования
D) с развитием педагогики как науки
Е) в результате создания классно-урочной системы
Литература:
1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учебное пособие. – СПб: Питер, 2009
2. Волынкин В.И. Педагогика в схемах и таблицах: учебное пособие. – Ростов-н/Д: Феникс, 2008
3. История педагогики.: Учебное пособие для педагогических университетов в 2-х частях/ Под ред. Академика РАО А.И.Пискунова. – М.: ТЦ «Сфера», 1997
4. История дошкольной зарубежной педагогики. Хрестоматия.\ Сост.
Мчелидзе, Лебеденко, Гребенщикова.- М.: «Просвещение», 1974.
5. История дошкольной педагогики в России. Хретсоматия.\ Сост. Мчелидзе, Лебеденко, Гребенщикова. — М.: «Просвещение», 1974.
Тема 3. Педагогический процесс
Основные понятия:
Многие века процесс передачи социального опыта протекал как естественный для человеческого существования и не являлся предметом специального изучения. На определенном этапе развития человечества был накоплен такой объем опыта, который невозможно освоить в ходе естественного существования. Взрослые стали специально обучать младших отдельным элементам своего опыта. С этого момента процесс передачи социального опыта выделился и стал целенаправленным. Осуществлялся он в ходе взаимодействия старшего с младшим. Это взаимодействие получило название педагогический процесс. Сегодня это понятие признается ключевым в педагогике.
Задание 1.
Изучите тему«Педагогический процесс» по предложенной литературе, заполните таблицу 6.
Таблица 6.
Педагогический процесс
Автор | Определение понятия | Функции педагогического процесса | Закономерности педагогического процесса | Этапы педагогического процесса |
Ю. К. Бабанский | ||||
П.И.Пидкасистый | ||||
Ш.А.Амонашвили |
Вывод: (В выводе отметьте общие и специфические представления авторов о педагогическом процессе)
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Литература:
1.
Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике.- М., 1995.2. Педагогика. / Под ред. Ю.Ш. Бабанского.- М., 1988.
3. Педагогика. / Под ред. П.И. Пидкасистого.- М., 1996.
4. Краевский В.В. Общие основы педагогики: Учеб.для высш.пед.учеб.заведений. – М.: «Академия», 2003
5. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учеб.для высш.учеб.заведений: в 2 кн. – М.: ВЛАДОС, 2004
6. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учеб. Пособие для студентов педколледжей: – М.: ВЛАДОС, 2000
7. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений/ В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; Под ред. В.А.Сластенина. – М.: «Академия», 2002
Задание 2.
Проведите наблюдение за организацией педагогического процесса в детском саду. Составьте его модель.
Таблица 7
Цель педагогического процесса в ДОУ | Задачи | Условия | Формы организации | Методы воспитания и обучения | Результат | |
Всестороннее воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста |
В выводе отметьте, какими характеристиками обладает педагогический процесс.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3.
Для самопровекрки выполните тестовые задания:
Тестовые задания для самопроверки:
1. Подберите ключевое слово к содержанию понятий:
· Специально организованное взаимодействие старшего поколения с младшим, в ходе которого осуществляется воспитание и обучение, называется …………………………………………………………………………………………
· Целенаправленный, систематический, специально организованный педагогический процесс, процесс взаимодействия учителя и ученика, направленный на формирование, у учащихся системы знаний, умений, навыков, способов познавательной деятельности называется …………………………………………………………………………………………
· Целенаправленный, систематический, специально организованный педагогический процесс, процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемого, направленный на формирование свойств и качеств личности, системы ценностей, принятых в обществе, называется …………………………………………………………………………………………
· Целенаправленный в специальный организованный систематический педагогический процесс (или результат), освоения определенных обществом уровней культурного наследия и связанный с ним уровень индивидуального развития называется ……………………………………………………….
2. Дополните понятия:
А) Объектом педагогики как науки является ……………………………………………………………………………………………………..
Б) Предметом педагогики как науки является ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
3. Дополните понятия:
Задачами педагогики как науки являются:
А) разработка теоретических проблем воспитания, обучения и образования;
Б) обновление всех звеньев образования;
В) изучение и обобщение опыта педагогической деятельности, внедрение результатов исследования в практику;
Г) улучшение подготовки и повышения квалификации педагогических кадров;
Д) разработка государственных стандартов в области образования.
………………………………………………………………………………
2. Установите соответствие между понятием и его содержанием:
Принципы целостного педагогического процесса | Сущность принципов |
А) Принцип научности. | А) В основании принципа внесли существенный вклад Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Л.В. Занков. Эффективность обучения и воспитания зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем более разнообразно чувственное восприятие материала, тем более прочно оно усваивается. |
Б) Принцип наглядности | Б) Обучение и воспитание должно строиться на уровне возможностей учеников, без интеллектуальных, физических и материальных перегрузок. Вместе с тем содержание обучения и воспитания ни в коей мере не должно быть упрощенным, предельно элементарным. Содержание знаний для детей должно находиться в зоне их ближайшего развития, т.е. требовать от раздумий, мышления, но таких, которые они могут реально осуществить под руководством и при соответствующей помощи взрослого, учителя. Возрастной подход предусматривает, прежде всего, изучение уровня воспитанности и социальной зрелости детей. Индивидуальный подход требует глубокого изучения сложного внутреннего мира ребенка и анализа сложившегося у него опыта, а также тех условий, в которых происходило формирование его личности. |
В) Принцип доступности, учета возрастных и индивидуальных особенностей детей. | В) Реализуется прежде всего при разработке программ, учебных пособий, учебников. В соответствии с рассматриваемым в процессе обучения и воспитания надо формировать у детей не разрозненные сведения, а систематизированный круг знаний, отражающие существенные связи и зависимости в той или иной области действительности; развивать умения и навыки научного поиска. Этому поможет внедрение в педагогический процесс элементов проблемности, ТРИЗа, обеспечение умению наблюдать явления, фиксировать и анализировать результаты наблюдений и т.п. |
А-_______________________Б-___________________________В-______________________
Педагогика-это наука о
А) подготовке учителя к работе в школе
В) способах научного познания
С) психологических особенностях личности
Д) физиологических закономерностях развития личности
Е) воспитании человека в современном обществе
2.
Выберите правильный ответ:В переводе с греческого педагогика означает
А) повторение
B) воспроизведение
С) управление
Д) закрепление
Е) детовождение
3. Выберите правильный ответ:
Развитие педагогики как науки определяет
А) необходимость передачи социального опыта
В) управление работой педагогов-практиков
С) уровень научно-технического прогресса
D) наследие предшествующих цивилизаций
Е) повышение роли личности в общественной жизни
4. Выберите правильный ответ:
Задачи педагогической науки
А) изучение способностей учащихся
В) контроль и оценка знаний учащихся
С) сотрудничество учителя с родителями
D) вскрытие закономерностей обучения и воспитания
Е) формирование детского коллектива
5. Выберите правильный ответ:
Система педагогических наук включает
А) межнаучные коммуникации философии и психологии
В) принципы обучения и воспитания
С) отрасли наук о воспитании и образовании детей и взрослых
D) результаты социологических исследований
Е) систему методов педагогического исследования
6.
Выберите правильный ответ:
Объектом педагогики является
А) психологические особенности личности
В) методы педагогического исследования
С) педагогический процесс
D) учение о принципах построения теории
Е) междисциплинарные связи человекознания
7. Выберите правильный ответ:
Перед общей педагогикой ставятся задачи
А) изучение проблем миграции населения
В) анализ зарубежного педагогического опыта
С) исследование закономерностей восприятия
D) освещение истории развития педагогических теории
Е) воспитание, обучение подрастающего поколения
8. Выберите правильный ответ:
Анкетирование – это
А) средство воспитания личности в коллективе
В) наблюдение за поведением детей на экскурсии
С) активизация познавательной деятельности учащихся
D) прием обучения использованный учителем
Е) метод массового сбора материала при помощи опросников
9.
Выберите правильный ответ:Методы педагогического исследования это
А) способы усвоения новых знаний
В) способы закрепления изученного материала
С) способы решения проблемных задач
D) способы формирования личностных качеств
Е) способы познания объективной реальности
10. Выберите правильный ответ:
Необходимость передачи социального опыта возникла
А) одновременно с появлением общества
В) с появлением технических средств обучения
С) в ходе разработки содержания образования
D) с развитием педагогики как науки
Е) в результате создания классно-урочной системы
Самые большие проблемы, стоящие перед клиническими психологами в 2018 году
Те, кто выбрал карьеру психолога, сделали правильный выбор. По данным Бюро трудовой статистики, с 2016 по 2026 год количество занятых психологов вырастет на 14% или быстрее, чем в среднем. Средняя годовая заработная плата психологов в 2017 году составляла 77 030 долларов США.
Однако, несмотря на преимущества карьеры психолога, клинические психологи сталкиваются со многими проблемами, которые не входят в должностную инструкцию. Психологи должны не только наблюдать за клиентами и обучать их новым моделям мышления и поведения, но они также должны быть легко адаптируемыми и готовы адаптировать свои услуги для удовлетворения уникальных потребностей клиентов. Каждый день многое меняется в системе здравоохранения и в том, какие люди больше всего нуждаются в лечении.
Например, несмотря на большую концентрацию специалистов в области психического здоровья в городских или пригородных районах, сельские общины испытывают острую нехватку центров лечения психических заболеваний. Хотя конкуренция в процветающем сообществе может быть высокой, психологов не хватает, чтобы удовлетворить потребности более бедных слоев населения.
Во всех сообществах люди не обращаются за лечением, в котором они нуждаются. Согласно отчету о состоянии психического здоровья, опубликованному организацией Mental Health America (MHA) в 2018 году, 43 миллиона американцев страдают психическим заболеванием. Однако 57 процентов взрослых американцев не получали лечения в области психического здоровья. Перед психологами стоит задача найти клиентов, которым нужна помощь, и удержать клиентуру достаточно долго, чтобы лечение было эффективным.
Многие американцы не обращаются за лечением по разным причинам, например, из-за отсутствия медицинской страховки. Многие не хотят платить за психиатрическую помощь или не имеют средств, чтобы платить из своего кармана. Таким образом, нынешняя система здравоохранения добавила еще один уровень проблем для отрасли психического здоровья.
Как психологи могут преодолеть проблемы, с которыми они сталкиваются каждый день, помогая клиентам улучшить свое психическое здоровье? Как специалисты в области психического здоровья могут получить справедливую компенсацию за свои знания, образование и высокий уровень ответственности, несмотря на расходы на здравоохранение? В этом посте мы рассмотрим некоторые из самых серьезных проблем, с которыми клиническим психологам приходится сталкиваться в современном мире, тенденции индустрии поведенческого здоровья и возможные решения распространенных проблем.
Общие проблемы, с которыми сталкиваются специалисты по охране психического здоровья
В каждой карьере есть свой набор препятствий. Большинство специалистов в области поведенческого здоровья знают, чего ожидать, выбирая карьеру в области психологии. Тем не менее, это не делает работу менее разочаровывающей или пугающей время от времени. Следующие проблемы часто встречаются у современных специалистов в области охраны психического здоровья, и вы можете обнаружить некоторые из них в своей практике.
1. Финансирование
Одной из основных причин, по которой американцы не обращаются за лечением психических расстройств, является то, что они не могут позволить себе услуги психиатрического лечения или у них нет медицинской страховки. На сегодняшний день федеральная политика в области здравоохранения окружает много путаницы и неопределенности. Если штаты лишатся финансирования Medicaid и Medicare, миллионы американцев почувствуют на себе последствия. Например, согласно отчету за 2018 год, 67 562 271 человек были зарегистрированы в программе Medicaid. Если человек не может позволить себе посещение врача по поводу простуды, маловероятно, что он будет вкладывать средства в регулярные сеансы терапии.
Клинические психологи ощущают влияние непоследовательной и запутанной системы здравоохранения. Согласно Отчету о состоянии психического здоровья, 14,7% взрослых с психическими заболеваниями остаются незастрахованными. Каждый пятый взрослый с психическим заболеванием сообщил, что не может получить необходимое лечение по следующим причинам:
- Отсутствие надлежащей страховки
- Отсутствие доступных поставщиков услуг
- Отсутствие доступных вариантов лечения
- Недостаток средств для покрытия расходов, таких как доплаты или непокрываемое лечение
Проблема финансирования остро стоит и перед молодыми людьми. Шестьдесят три процента молодых людей с большой депрессией не получают никакого лечения. Без пациентов, готовых платить за лечение, психологи сталкиваются с проблемой охвата нуждающихся, получая при этом справедливую компенсацию.
Как выглядит будущее здравоохранения? Текущие приоритеты администрации, отраженные в бюджете на 2019 год, следующие:
- Планы по выделению более 10 миллиардов долларов в течение пяти лет на борьбу с опиоидной эпидемией и серьезными психическими заболеваниями
- Планы по сокращению Medicaid на 1,4 триллиона долларов и Medicare примерно на 500 миллиардов долларов с серьезным психическим заболеванием
Бюджет включает важное финансирование, но также существенно сокращает финансирование двух крупнейших плательщиков лечения психических заболеваний в стране — Medicaid и Medicare. Трудно предсказать, что ждет в будущем медицинских работников и американцев, нуждающихся в лечении.
Нынешняя администрация также отменила сокращение доли участия в расходах (CSR) или скидки на отчисления и доплаты плательщикам, продающим индивидуальные планы медицинского страхования, и ожидается, что страховые взносы вырастут на 20 процентов для индивидуальных планов медицинского страхования. Кроме того, больше нет штрафа за отсутствие страховки, как это было в Законе о доступном медицинском обслуживании (ACA), также известном как Obamacare. По данным опроса Gallup, число незастрахованных увеличилось примерно на 3,2 миллиона американцев с 2016 по 2017 год.
2. Наем рабочих
Специалисты по охране психического здоровья борются не только за то, чтобы удержать клиентов, но и за то, чтобы удержать своих работников. Заработная плата специалистов по охране психического здоровья ниже, чем на других должностях в здравоохранении или бизнесе, что приводит к нехватке психологов в областях, где они больше всего нужны. Многие специалисты в области поведенческого здоровья вообще уходят из этой профессии, в то время как другие доктора философии даже не рассматривают возможность заняться поведенческим здоровьем из-за более низкой заработной платы.
Коалиция Аннаполиса по охране психического здоровья разработала план борьбы со следующими распространенными проблемами, наблюдаемыми у американских специалистов по охране психического здоровья:
- Проблемы с поиском или наймом заинтересованных или квалифицированных сотрудников
- Трудности с удержанием работников
- Старение рабочей силы
- Нехватка поставщиков медицинских услуг, квалифицированных для обслуживания детей и пожилых людей обучение управлению и лидерству для следующего поколения лидеров
С момента разработки плана Коалиция Аннаполиса помогла укрепить рабочую силу, реализуя стратегии найма и удержания, увеличивая соответствующее обучение и способствуя развитию лидерских навыков.
Тем не менее, специалисты по охране психического здоровья в большей степени сконцентрированы в городских и пригородных районах, а в сельской местности сохраняется их нехватка. Например, согласно отчету Американской ассоциации больниц (AHA) за 2015 год, в сельских и недостаточно обслуживаемых районах не хватает 2 800 психиатров .
2. Вовлечение клиентов
В 2018 году каждый бизнес, в том числе медицинские учреждения, должен взаимодействовать со своими клиентами таким образом, чтобы они оставались вовлеченными и чувствовали себя комфортно. В районах, где есть много вариантов лечения, клиенты, не колеблясь, ходят по магазинам и находят психолога, который отвечает их потребностям. Чтобы победить в конкурентной борьбе, психологи должны идти в ногу со временем.
Клиенты хотят и ожидают легкого общения, доступа к напоминаниям о встречах, общего приятного опыта и высококачественного обслуживания. Чтобы клиенты были лояльными, психологи должны удовлетворять все требования своих клиентов. Некоторые психологи могут чувствовать давление присутствия в Интернете, которое оказывает влияние, а также обеспечивает наилучший уход.
3. Снижение стигмы
Многие американцы сопротивляются обращению за лечением из-за стигмы, связанной с психическим заболеванием. Миф о том, что психически больные склонны к насилию, сохраняется, особенно потому, что многие люди винят в массовых расстрелах психические заболевания. Дело в том, что на массовые расстрелы людей с серьезными психическими заболеваниями приходится менее одного процента всех ежегодных убийств с применением огнестрельного оружия. В целом, только около трех процентов насильственных преступлений можно отнести к лицам с тяжелыми психическими заболеваниями.
Согласно опросу, проведенному One Medical и Ipsos в 2017 году, 69% американцев заявляют, что по крайней мере одна проблема с психическим здоровьем влияет на их благополучие. Однако 29% говорят, что стесняются говорить о своем психическом здоровье даже с профессионалами.
Психологи сталкиваются с проблемой привлечения новых клиентов и удержания клиентов, когда стигма существует и продолжает процветать.
Как двигаться вперед
Несмотря на тяжесть проблем, с которыми сталкиваются современные психологи, надежда есть. Будучи гибкими и непредубежденными, специалисты по охране психического здоровья могут адаптироваться к потребностям клиентов. Рассмотрите следующие способы преодоления распространенных проблем на рабочем месте в области поведенческого здоровья.
1. Предложите поддержку равных
Если вам нужна помощь в общении с клиентами и создании условий для их комфорта, рассмотрите возможность использования служб поддержки равных. Поддержка сверстников очень эффективна и рентабельна, особенно при лечении зависимости. Поддержка сверстников также помогает клиентам чувствовать себя более непринужденно и доверять лечебному центру. Обычно обученные специалисты по поддержке равных находятся в процессе выздоровления или имеют психические расстройства и могут общаться с клиентами на глубоком уровне понимания.
2. Рассмотрите возможность интегрированной поведенческой и физической медицинской помощи
Растущая тенденция в индустрии поведенческого здоровья – объединение поведенческой медицинской помощи с физическим здоровьем для создания полностью комплексной медицинской помощи. Этот тип ухода направлен на устранение связанных со стрессом физических симптомов и поведения, которые способствуют хроническим заболеваниям в дополнение к проблемам психического здоровья и злоупотреблению психоактивными веществами. В поведенческой и физической практике клиенты могут насладиться удобством и преимуществами полного пакета.
Психологи проходят подготовку в области первичной медико-санитарной помощи через интернатуру и постдокторскую подготовку. Психологи также должны учитывать важность практики в местных медицинских центрах. Общины с низким доходом остро нуждаются во всесторонней помощи.
3. Найдите финансовую поддержку
Компенсация работникам за их уровень образования и ответственность может быть затруднена, когда многие клиенты не могут оплатить свои медицинские счета. Как можно обеспечить бесперебойную работу практики при таком количестве финансовых проблем? К счастью, может быть доступна помощь, чтобы поддержать финансовую структуру вашей практики. Вот несколько примеров:
A. Программа DIAMOND
Программа улучшения депрессии в штате Миннесота, предлагающая новое направление (DIAMOND) была разработана в штате Миннесота в 2008 году как модель комплексных платежей для поддержки лечения хронических заболеваний при лечении депрессии. Программа сотрудничала с коммерческими планами медицинского страхования, Министерством социальных служб Миннесоты и другими поставщиками медицинских услуг в штате, предоставляя поставщикам первичной медико-санитарной помощи ежемесячную комплексную оплату от шести крупных страховых компаний за каждого пациента, нуждающегося в лечении депрессии.
B. SAMHSA-HRSA Center for Integrated Health Solutions
Управление по борьбе со злоупотреблением психоактивными веществами и психиатрическими услугами (SAMHSA) и Управление ресурсов и услуг здравоохранения (HRSA) создают финансовую структуру для поддержки образования и практики в интегрированных практики первичной медико-санитарной помощи в области поведенческого здоровья. С 2014 по 2018 год будет присуждено более 700 наград за программы интеграции поведенческого здоровья и борьбы со злоупотреблением психоактивными веществами с максимальной суммой 250 000 долларов США за награду.
Многие люди не получают лечения просто потому, что оно недоступно. Подумайте о том, чтобы изучить местные программы, чтобы найти способы сделать свои услуги более доступными, не жертвуя знаниями и энтузиазмом компетентной команды медицинских работников.
4. Создайте более сильную рабочую силу
Сильная рабочая сила имеет решающее значение для успеха вашей практики. Вот стратегии создания надежной рабочей силы, на которую вы можете положиться:
- Оцените свою рабочую силу: Во-первых, оцените свою текущую рабочую силу и клиентуру. Ищите сильные стороны и области, которые нуждаются в улучшении.
- Подумайте о сообществе: Убедитесь, что ваши сотрудники осведомлены о проблемах, с которыми сталкивается ваше сообщество. Убедитесь, что они могут эффективно взаимодействовать с клиентами.
- Обучение персонала: Обучение персонала методам скрининга поведенческого здоровья, например скринингу риска самоубийства. Научите работников учитывать тенденции психического здоровья, такие как повышенная тревожность из-за использования мобильных устройств или опиоидный кризис.
- Установить процедуру оценки: Предлагайте оценку, лечение и направления, чтобы все потребности в поведенческой медицинской помощи удовлетворялись на месте.
- Используйте межпрофессиональное обучение: Используйте доступное образование и обучение, чтобы начать интеграцию первичной и поведенческой медицинской помощи, чтобы сотрудники были готовы предлагать комплексные услуги.
- Создавайте партнерские отношения: Свяжитесь с программами высшего образования, чтобы создать партнерские отношения, отвечающие потребностям сообщества, и помочь вам нанять специалистов по поведенческому здоровью.
5. Выйдите из зоны комфорта
Чтобы получить максимальное количество возможностей, рассмотрите возможность работы в среде с общими электронными медицинскими картами и другими медицинскими работниками. Возможно, вам придется адаптироваться к меняющейся среде здравоохранения путем интеграции с остальной системой здравоохранения.
6. Обслуживание малообеспеченных слоев населения
Если у вас слишком много свободного времени в вашем графике, подумайте о том, чтобы предлагать свои услуги сельским общинам, центральным городам, детям, пожилым людям или программам злоупотребления психоактивными веществами либо через телемедицинские услуги, либо на условиях неполного рабочего дня. консультация или полная занятость. Телемедицина позволяет виртуально оказывать помощь пациентам, например, с помощью видео в реальном времени.
Дети и пожилые люди особенно нуждаются во внимании. Слишком часто не хватает финансирования или лечения для всех детей, которые в нем нуждаются. Дети могут переносить проблемы с психическим здоровьем во взрослую жизнь без надлежащего лечения.
Точно так же растущее пожилое население нуждается в психиатрической помощи. Согласно Национальному демографическому прогнозу Бюро переписи населения США на 2017 год, к 2030 году каждый пятый житель достигнет пенсионного возраста.
7. Поощряйте участие сообщества
Психологи, студенты и другие специалисты в области поведенческого здоровья должны проводить время в обществе и участвовать в собраниях комитетов. Специалисты в области поведенческого здоровья могут развивать отношения с лицами, принимающими решения, и влиять на формирование политики. Поощряйте студентов и новичков в этой области брать на себя роль лидеров и становиться защитниками психического здоровья.
8. Борьба со стигмой
Все работники психиатрической службы могут помочь уменьшить стигму, получая лечение и поощряя открытое обсуждение проблем психического здоровья. Стигмы существуют на рабочем месте так же, как и в обществе в целом. Чтобы ваша рабочая сила была сильной и здоровой, поощряйте специалистов по охране психического здоровья заниматься самообслуживанием. Продвигайте знания, рост и сострадание к проблемам психического здоровья, где бы вы ни находились, и всегда помните о языке.
9. Улучшить общение с клиентами
Практикам, как большим, так и малым, необходимо взаимодействовать с клиентами онлайн и через мобильные платформы, чтобы не отставать от конкурентов и заставлять клиентов чувствовать, что их ценят. Например, многие практики отправляют оповещения о назначении через текстовые сообщения, и вы не хотите отставать.
Онлайн-общение предназначено не только для молодых пациентов. Клиенты всех возрастов хотят чувствовать, что о них действительно заботятся. Если вы относитесь к ним как к хорошему другу, они будут более склонны доверять вам и заботе, которую вы оказываете. Они также будут более открыты для обмена своим опытом, мыслями и чувствами, что приведет к более эффективному лечению. Кроме того, клиенты знают, что у них есть много других вариантов, если они не удовлетворены своим текущим поставщиком медицинских услуг. Сделайте своим приоритетом то, чтобы клиенты чувствовали себя комфортно и ценились.
Чем может помочь ПО Behavioral Health EHR
Жизнь психолога или специалиста в области поведенческого здоровья становится все более сложной в 2018 году из-за изменений в системе здравоохранения, отсутствия финансирования, новых технологий и необходимости интеграции с другими системами здравоохранения. Кроме того, психологи вынуждены адаптировать свои услуги к требованиям клиентов. Понятно, что специалисты в области поведенческого здоровья чувствуют себя подавленными современными тенденциями в области здравоохранения, но, к счастью, есть полезные инструменты, которые помогут снять напряжение на рабочем месте.
ICANotes — это программное обеспечение EHR для поведенческого здоровья, предназначенное для улучшения рабочего процесса в интегрированных настройках, упрощения и ускорения выставления счетов, а также организации и доступности информации о клиентах. С ICANotes ваша практика может пользоваться исчерпывающей документацией, которая избавит вас от стресса и времени, связанных с бумажной работой и ведением заметок. Ваши клиенты также оценят услуги напоминаний о встречах, которые предлагает ICANotes.
Практики поведенческого здоровья лечат больше состояний, чем когда-либо прежде. ICANotes способствует эффективности команды и гарантирует, что все работники находятся на одной волне, поэтому вы можете обеспечить наилучший уход за пациентами и у вас будет время перевести дух. Свяжитесь с ICANotes сегодня, чтобы получить дополнительную информацию, посмотреть нашу демонстрацию в реальном времени или запросить бесплатную пробную версию, чтобы начать работу.
Похожие сообщения:
Одинаковы ли рекомендации по составлению записей о психическом здоровье для всех штатов?
Как электронные медицинские карты улучшают уход за пациентами
Обновления 2018 г. в программе поощрения электронных медицинских карт
Как предоставить пациентам доступ к их психиатрическим картам
Преимущества безбумажной терапевтической практики
Советы по обеспечению безопасности медицинских карт
3
3
3 Октябрь Бойлз, MSN, BSN, RN
Клинический директор Октябрь работает дипломированной медсестрой более 15 лет. Она сертифицирована в области психического здоровья и психиатрического ухода. Она имеет степень бакалавра искусств Университета Северной Каролины в Гринсборо. Она также получила степень бакалавра и магистра в области сестринского дела в Университете Вестерн-Говернорс.
Борьба психолога: 10 проблем, с которыми сталкивается клинический психолог
Борьба психолога . Несмотря на то, что работа в психологии дает много преимуществ, клинические психологи сталкиваются со многими проблемами, которые не вписываются в их должностные обязанности. От психологов ждут не только встречи со своими клиентами и передачи им новых моделей мышления и поведения. Они также должны быть гибкими и готовыми адаптировать решения в соответствии с индивидуальными требованиями клиентов.
Хотя работа психологом в Индии — очень полезная и приносящая удовлетворение карьера, есть некоторые возможные недостатки, о которых должен знать каждый студент-психолог. Когда вы оцениваете свои возможности в этой области, подумайте о своей личности, потребностях и интересах. Некоторые люди могут справиться с проблемами, в то время как другие найдут их более трудными.
10 Борьба психолога
1.
Создание собственной практики может быть труднымСоздание компании с нуля может оказаться непосильной задачей. Важно учитывать фундаментальные задачи, такие как получение офисного помещения, покупка оборудования, закупка расходных материалов и создание клиентской базы. Другие аспекты, о которых вам нужно подумать, включают медицинское страхование, страхование от врачебной ошибки, управление платежными документами и налоговые обязательства.
2.
Ежедневная работа с клиентами эмоционально истощаетОдним из многих преимуществ профессии психолога является способность помогать людям; Ежедневное давление, связанное с решением сложных проблем, с которыми сталкиваются ваши клиенты, может быть эмоционально изматывающим.
Чтобы уменьшить вероятность эмоционального выгорания, необходимо найти способы справиться со стрессом. Поиск способов разграничить профессиональную и личную жизнь — важный первый шаг. Внедрение эффективных стратегий управления стрессом также очень полезно.
3.
Усталость от состраданияУсталость от сострадания — худшая борьба психолога . Это форма расстройства, связанного со стрессом, которое возникает из-за чувства эмпатии и способности идентифицировать себя с теми, кто переживает эмоциональную травму и смятение. Клинические психологи подвергаются целому ряду психологических и эмоциональных давлений, таких как управление стрессом клиентов, а также тревогой, травмой и депрессией.
4.
Профессиональная изоляцияПрофессиональная изоляция – одна из проблем, с которой сталкиваются клинические психологи. Частнопрактикующие психологи могут быть не в состоянии взаимодействовать с другими профессионалами в рутине своего рабочего дня. Профессиональная изоляция может быть источником разочарования и лишить вас доступа к достижениям в этой области, особенно если психологи не ищут возможности обсудить свои дела с коллегами и посетить конференции для профессионалов.
5.
Потребность в практикеПомимо ухода за пациентами, еще одной проблемой, с которой сталкиваются психологи, является стресс, связанный с деловым аспектом ведения бизнеса. В зависимости от области знаний и своего местоположения психологи могут испытывать стресс из-за слишком большого количества пациентов и отказа от направлений, в то время как другие могут испытывать трудности с поиском направлений или работой с небольшим количеством пациентов.
6.
Временами ваш рабочий график может быть нестабильнымНесмотря на то, что у вас может быть обычный рабочий день в качестве психолога, вы можете обнаружить, что вам приходится решать проблемы клиентов в незапланированное время. Некоторые клиенты не могут посетить вас в рабочее время из-за плотного графика. Это означает, что вам нужно изменить свой график, чтобы приспособить людей. В других ситуациях вас могут вызвать в нерабочее время или на выходных, чтобы поговорить с клиентами, нуждающимися в помощи или находящимися в кризисной ситуации. В связи с этим способность к адаптации является ключевой способностью для любого психолога.
Борьба психолога7.
Вам нужно будет посвятить время поиску новых клиентовМногие индийцы не хотят обращаться за помощью к психотерапевту из-за стигмы, связанной с психическими заболеваниями. Представление о том, что психически больные склонны к насилию, является устойчивым мифом.
Около трети психологов работают не по найму и имеют частную практику. Хотя это может быть идеальным сценарием для тех, кто предпочитает быть независимым, это также может означать, что для поиска новых клиентов требуется много времени, денег и ресурсов.
Один из способов добиться этого — наладить отношения с медицинскими работниками, а также другими специалистами в области психического здоровья, чтобы они могли рекомендовать потенциальным клиентам вашу клинику. Организация бесплатных встреч группы поддержки и реклама в местной газете — это дополнительные способы популяризации вашей практики. Профессионалам может нравиться процесс ведения бизнеса, но другие считают это пустой тратой времени, которое можно посвятить терапевтической работе.
8.
Баланс между профессиональной и личной жизньюЭто еще одна проблема, с которой сталкиваются клинические психологи. У них есть жизнь за пределами их профессиональной практики. Они сталкиваются с личными проблемами, такими как проблемы в отношениях, потери и стресс, как и все остальные. Одной из основных проблем, с которыми сталкиваются клинические психологи, является стресс, который они испытывают, когда им приходится сталкиваться с взаимодействием личных проблем и профессиональной работы. Ярким примером является стресс, вызванный пандемией COVID-19. Вам может быть сложно отложить в сторону свои личные проблемы, сосредоточившись на потребностях ваших клиентов.
9.
Привлечение клиентовКаждый бизнес, включая медицинские учреждения, должен взаимодействовать со своими клиентами таким образом, чтобы они развлекались и чувствовали себя комфортно. Пациенты, не колеблясь, ищут подходящего психолога, отвечающего их требованиям, в областях с множеством вариантов лечения. Психологи должны быть в курсе последних тенденций, чтобы конкурировать с лучшими.
Клиенты хотят и ожидают быстрой связи, доступа к напоминаниям о встречах, приятного общего впечатления и высококачественного обслуживания. Чтобы клиенты оставались лояльными к своим психологам, они должны удовлетворять их потребности. Некоторые психологи могут испытывать давление, связанное с необходимостью присутствия в Интернете, которое производит впечатление и в то же время оказывает максимально возможную помощь.
10.
Чувство беспомощностиКогда вы являетесь аккредитованным психологом, у вас за плечами много лет обучения и практики.