Каким должно быть воспитание в семье: «Каким должно быть воспитание детей в семье.» | Методическая разработка по теме:

Воспитание ребенка в семье | Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад №128 г.Сочи

Семья. В ней человек начинает свою жизнь, в ней делит ее с другими людьми, в ней продолжает себя в детях. Семья может быть спасательным кругом в бушующем жизненном море и роковым подводным рифом. Семья способна украсить жизнь и искалечить её.

Счастлива семья, в которой созданы нравственно ценные взаимоотношения между взрослыми, взрослыми и детьми, где жизнь семейного коллектива так организована, что каждый может в меру своих сил, умений оказывать помощь друг другу, проявлять разностороннюю заботу. Семья для ребенка-дошкольника — первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. И это очень важно. Современная семья не может существовать вне связи с окружающим, жить только своей внутренней уединенной жизнью. Общественные интересы взрослых, любовь к труду, доброе отношение к людям — залог того, что ребенок уже в раннем возрасте начинает приобщаться к целям, идеалам, принципам социалистического общества; стремится и дома, и в детском саду следовать тем нормам поведения, правилам взаимоотношений, которые усваивает от взрослых; думать не только о себе, но и о других людях, дружить с братьями, сестрами и товарищами, помогать взрослым, быть дисциплинированным,честным и т. д.

— Уже в самом раннем возрасте необходимы два условия для того, чтобы энергия ребенка и его нервная система укреплялись: спокойная жизнерадостность и чувство уверенности. Эти условия зависят от характера влияния ближайшего окружения и социальной среды.

— Уважение к ребенку в семье, родительское тепло и доброжелательность воспитывают в нем откровенность, нежность и признательность.

— Уважение к ребенку проявляется в доверии к его возможностям (я сам!), его относительной независимости от взрослых, к его праву на самостоятельную жизнь (например, в разнообразных играх вместе с друзьями), к признанию его человеческого достоинства.

— Воспитанность вашего ребенка будут и ваш дом – пусть скромно обставленный, но аккуратный и чистый; и яркая чашка, из которой малыш пьет молоко; и ваше доброжелательное отношение к его бабушке и дедушке – вашим родителям. Но основой любой системы воспитания должна быть любовь.

— Именно в семье начинают формироваться те качества, чувства, привычки и навыки общественного поведения, от которых зависит, каким вырастет человек: будет он трусливым, безвольным, озлобленным или духовно богатым, физически красивым, высоконравственным и добрым.

УКЛАД ЖИЗНИ СЕМЬИ

Важную роль в воспитании детей играет общий уклад жизни семьи: равенство супругов, организация семейной жизни, правильные взаимоотношения между членами семьи, общий тон доброжелательности, взаимного уважения и заботы, атмосфера патриотизма, трудолюбия, общий порядок и семейные традиции, единство требований взрослых к ребенку. Жизнь семьи должна быть организована таким образом, чтобы полнее удовлетворялись и развивались не только материальные нужды (в еде, одежде, тепле и т. п.), но и духовные потребности.
Родители должны иметь авторитет в глазах ребенка, без этого воспитание невозможно. Наиболее авторитетны те родители, которые успешно сочетают трудовую и общественную деятельность с семейными обязанностями, проявляют интерес и внимание к жизни своих детей, умело и тактично руководят их жизнью и развитием — все это относится в равной мере и к матери, и к отцу.

Чувства и эмоции

Характер эмоционального благополучия или неблагополучия ребёнка определяется его эмоциональными отношениями с взрослыми в семье. Общение с взрослыми является одним из важнейших факторов, которые влияют на развитие ребёнка. Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребёнком. Именно в семье ребёнок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей.

— Следует помнить, что у детей дошкольного возраста не развита нервная система, они не умеют управлять своими эмоциями. Ребенок может проявлять агрессию вследствие обиды или из боязни быть оскорбленным.

— Агрессивные дети требуют больше внимания со стороны взрослых. Необходимо использовать отвлекающие факторы, виде развлечений, игр, поощрений, привлекать к самостоятельной художественной деятельности и т. д.

Дети подражают своим родителям.

Каждый ребенок невольно и неосознанно повторяет своих родителей, подражает папам и мамам, бабушкам и дедушкам. Поэтому родители должны заботиться о культуре повседневных взаимоотношений, быть образцом для подражания. Для ребенка дошкольного возраста авторитет родителей существует как бы изначально и непререкаем. Папа и мама для него «самые, самые» — красивые, умные, смелые и т.д. В спорах дошкольников наиболее веский аргумент — «мой папа так сказал», «моя мама так делает». Поступки и суждения родителей не подлежат критике. Но ребенок взрослеет, наблюдает, анализирует, сравнивает и порой бывает вынужден признать, что его папа и мама не столь безупречны, как ему казалось ранее.

Требования взрослых к ребенку

— Требования взрослых должны быть целесообразными, понятными ребенку и постоянными. Не рекомендуется надоедать постоянными объяснениями, напоминаниями, почему надо выполнять то или иное правило, лучше следить и укреплять ребенка в его правильных поступках.

— Учитывая желания ребенка, надо все-таки постепенно приучать его к установленным в семье правилам. С первых лет жизни он должен усвоить, что кроме слова «хочу» есть слова «надо», «нельзя», «можно». Систематически контролируемые, единодушно предложенные ребенку всеми членами семьи, такие правила вырабатывают привычки культуры поведения. И приучать к этому надо спокойно, ласково, но вместе с тем настойчиво и убедительно.

— Не следует злоупотреблять слишком частыми поощрениями за выполнение правил поведения, это может привести к снижению родительского авторитета. Положительный пример родителей — лучший способ воспитания положительных качеств ребенка.

— Помните, что именно в семейном кругу закладываются и начинают развиваться моральные и этические качества ребенка. Любовь к людям, чувство дружбы, забота и уважение к старшим, стремление помогать более слабым и меньшим, доброта, честность – все это рождается в семье. 

Детский уголок в квартире

— Большое значение для правильного воспитания ребенка имеет организация обстановки в семье, которая предусматривает обеспечение определенных условий для активной деятельности ребенка. Если нет детской комнаты, нужно выделить хотя бы детский уголок, где был бы столик, стул, цветок на окне, ящик с полочками, отведенными для книжек, рисунков, карандашей, бумаги для рисования, игрушек. Когда ребенок повзрослеет, там могут быть краски, клей для аппликации, пластилин, настольные игры, «строительный» материал, кубики, словом, все для игровой и трудовой деятельности. Все должно отвечать возрасту ребенка.

— Наличие своего уголка воспитывает элементы самостоятельности. Ребенок приучается поддерживать порядок, класть все на место. Родителям не стоит забывать о важности похвалы, следует сопоставлять порядок в комнате и детском уголке. Ребенок получает положительные эмоции от восприятия окружающей чистоты, аккуратности.

Труд – естественная форма активности ребенка .

— Трудовое воспитание дошкольника имеет большое значение для всестороннего развития. Постепенно все большее значение в его жизни приобретает трудовая деятельность, оттесняя приоритетность игры.

— Основным принципом трудового воспитания ребенка уже в младшем возрасте должен быть такой: не делать за него то, что он может делать сам. При этом начинает развиваться настойчивость, формируются важные привычки, обогащается речь. Более взрослым детям необходимы самостоятельность, умственная и волевая активность.

— Самообслуживание – это начало трудового воспитания дошкольника. Ребенок 4-7 лет уже умеет ухаживать за собой, но необходимо. В пятилетнем возрасте без напоминаний заправляет постель, расстилает и застилает ее, поддерживает в порядке свою одежду, обувь, прическу.

— Одна из форм организации трудовой деятельности ребенка – поручение. С помощью взрослых ребенок может покормить рыбок в аквариуме, полить цветы, посадить лук, собрать овощи. У ребенка постепенно воспитывается одно из важнейших человеческих качеств – чувство долга.

— Наблюдая за работой родных, слушая рассказы о работе, малыш должен усвоить, что все люди работают: строят дома, делают машины, продают хлеб, молоко в магазинах. Для эмоционального восприятия и более глубокого осмысления почитайте ребенку стихи, которые побуждают его к труду.

Народная мудрость:

— Где любовь и совет, там и горя нет

— Добрая семья прибавит разума-ума

  — Дерево держится корнями, а человек семьей

 — Дом согревает не печь, а любовь и согласие

— Если в семье живёт старец, значит, в семье есть драгоценность

— Нет такого дружка, как родная матушка, да родимый батюшка

— Родители трудолюбивы — и дети не ленивы

— Счастье родителей — честность и трудолюбие детей

 — У милого дитяти много ласковых имен

 — Дитятко – словно тесто: что замесил, то и выросло

 

Мать и отец должны хорошо понимать, что их дитя – это что-то особое, своеобразное, возможно, очень похожее на них, однако иное существо.

Родительская любовь – одна из самых больших человеческих ценностей. Правильная, разумная любовь матери и отца помогают ребенку раскрыть свои способности, найти свое место в обществе, стать личностью.

Главные условия воспитания детей в семье

Семейный климат

Как надо воспитывать своего ребенка? Как правило, родители ждут конкретного ответа на этот вопрос: воспитывать строго или снисходительно? наказывать или не наказывать? воспитывать авторитетно или по-товарищески? чувством или разумом? Эти и другие подобные вопросы, конечно, имеют право на существование, однако в настоящее время становится ясно, что вопросы эти не являются главными. Кроме того, с этими вопросами связано возникновение у родителей опасения, что воспитывать они не умеют, что что-то делают плохо, что-то уже неисправимо испортили, а сама эта неуверенность плохо отражается на воспитании детей.

Воспитание в широком смысле этого слова — это не только умышленное воздействие на ребенка в моменты, когда мы его поучаем, делаем замечания, поощряем, браним или наказываем. Часто значительно больше действует на ребенка пример родителей, хотя те свое влияние могут и не осознавать. Несколько слов, которыми машинально перебросятся между собой родители, могут оставить в ребенке значительно больший след, чем долгие поучения, которые часто не вызывают в нем ничего, кроме отвращения; точно такое же действие может оказать и понимающая улыбка, брошенное мимоходом слово и т. п.

Результаты исследований показали, что между детьми, которых воспитывали в строгости (с наказаниями) с детьми, воспитывавшимися более мягко (без наказаний) — если не брать крайние случаи — нет большой разницы. Следовательно, воспитательное воздействие семьи — это не только ряд целенаправленных воспитательных моментов, оно состоит в чем-то более существенном.

Что, собственно, остается в нашей памяти от детства, когда мы уже стали взрослыми, когда уже забываются отдельные случаи, происходившие с нами в этот период? Очевидно, в памяти остается что-то, что нас формировало прежде всего: какая-то особая атмосфера родного дома, связанная со многими ежедневными незначительными событиями, или страх, который мы переживали в связи со многими, непонятными для нас событиями. Именно такая спокойная и радостная или напряженная, полная опасения и страха атмосфера больше всего действует на ребенка, на его рост и становление, накладывает глубокий отпечаток на все его последующее развитие.

Сегодня мы знаем, что характер этой семейной атмосферы определяется прежде всего тем, как члены семьи общаются друг с другом. Есть дружные семьи, в которых никто не остается в стороне, где нет тех, кто подавляет инициативу и активность других. В семье царит атмосфера эмоционального тепла, здесь делятся друг с другом мыслями и переживаниями. Здесь царит согласие, противоречия не скрывают, а пытаются их разрешить. Говорить в семье принято открыто: здесь что говорят, то и думают, ничто не скрывается, никому не надо изворачиваться и лгать. Каждый здесь говорит не только о своих собственных переживаниях, но умеет и выслушать другого. В таких семьях любят смех и юмор, нет злого колючего сарказма, не услышать огульного осуждения всего и всех. Родители здесь уважают и поддерживают друг друга — не очерняют друг друга в глазах ребенка, не подрывают авторитет. И что важно — в этих семьях принято правдиво рассказывать о своих переживаниях вне семьи. Семья, таким образом, превращается в мир, в котором отражается вся жизнь и где все трудности преодолеваются с помощью всех членов семьи.

Само собой разумеется, что семейный климат меняется; на нем отражаются трудности, с которыми люди встречаются, что здесь не все время стоят солнечные дни. Многое меняется по мере того, как дети подрастают, а силы родителей убывают, они стареют. Как в природе, например, меняется погода, так меняется и семейная атмосфера — один день может быть ясным и солнечным, а другой — пасмурным, иногда может разразиться и гроза. И все-таки можно говорить о существовании определенного климата, характерного для той или иной семьи, он и составляет то главное, что в большей мере определяет эмоциональное, социальное и другие виды развития ребенка.

Методы воспитания

Мы уже говорили, что в воспитании ребенка решающую роль играет семейный климат, обусловленный взаимоотношениями членов семьи. Однако нельзя полностью отрицать значения воспитательных методов и приемов, с помощью которых родители целенаправленно воздействуют на ребенка. Разные позиции, с которых взрослые подходят к воспитанию своих детей, можно охарактеризовать следующим образом: прежде всего — это различная степень эмоционального участия, авторитетности и контроля за воспитанием детей, и, наконец, — это степень участия родителей в переживаниях детей.

Холодное, эмоционально нейтральное отношение к ребенку неблагоприятным образом отражается на его развитии, оно тормозит его, обедняет, ослабляет. В то же время эмоциональное тепло, в котором ребенок нуждается так же, как и в пище, не следует выдавать в избыточном количестве, заваливая малыша массой эмоциональных впечатлений, привязывая его к родителям в такой мере, что он становится неспособным оторваться от семьи и начать жить самостоятельной жизнью. Воспитание не должно стать идолом разума, куда чувствам, эмоциям вход запрещен. Здесь важен комплексный подход.

Следует подробнее остановиться на вопросах авторитета в воспитании детей. Еще в начале прошлого века воспитание ребенка сводилось к тому, что малыш должен был научиться, прежде всего, слушаться родителей, слушаться беспрекословно, ему следовало слушаться точно так же своих учителей, мастера, начальника, беспрекословно соблюдать законы, действовавшие в его обществе. Этот дух абсолютного слепого послушания сейчас полностью или частично исчез из наших семей. Сегодня мы являемся свидетелями уважительного отношения родителей к своим детям, большей демократичности их взаимоотношений. Демократизация общественных отношений, естественно, способствовала и развитию демократизации внутри семьи.

Однако не следует забывать, что семья является особым общественным институтом, где между родителями и детьми не может быть такого равенства, как между взрослыми членами общества. И хотя мы считаем, что сегодня следует предоставлять ребенку больше свободы, чтобы он был более самостоятельным, мог действовать с большей ответственностью, все-таки не следует забывать, что жизненный опыт ребенка еще слишком ограничен. Поэтому он должен знать, что есть определенная область, где он волен действовать свободно, но есть и другая, где он должен подчиниться. В тех семьях, где отсутствует контроль за поведением ребенка и он не знает, что правильно, а что — нет, из этой неуверенности вытекает и его собственная нетвердость, а иногда даже и страх.

В социальном плане ребенок лучше всего развивается таким образом, что ставит себя на место того, кого он считает авторитетным, мудрым, сильным, нежным и, любящим. Ребенок отождествляет себя с родителями, имеющими эти ценные качества, старается подражать им. Лишь родители, пользующиеся авторитетом у своих детей, могут стать для них таким примером. Важно, правда, чтобы это был естественный авторитет, основанный на большом опыте, мудрости, силе и доброте, чтобы послушание ребенка было добровольным и сознательным. Для малыша, который большую часть времени проводит с матерью, она является естественным и необходимым авторитетом. Ребенок постарше уже понимает структуру семьи и способен понимать дополняющие друг друга роли родителей. Итак, самое главное в семейных отношениях — отношения между супругами, их взаимодополняемые роли и их единая линия в воспитании ребенка, когда ни один из них не подрывает ни авторитета, ни любви другого.

Из сказанного вытекает и наш взгляд на роль наказаний в воспитании детей. Ребенок учится многое понимать таким образом, что ему ясно дают знать, что является правильным, а что — нет: он нуждается в поощрении, признании, похвале или иной форме одобрения в случае, если он поступает правильно, и в критике, несогласии и наказании в случае неправильных поступков. Дети, которых хвалят за хорошее поведение, но которых не наказывают при неправильных действиях, обычно учатся всему более медленно и с трудом. Такой подход к наказанию имеет свою обоснованность и является вполне резонной составной частью воспитательных мер.

При этом не следует забывать, что положительные эмоциональные переживания должны преобладать над отрицательными в процессе воспитания детей, поэтому ребенка следует чаще хвалить и поощрять, чем бранить и наказывать. Об этом родители часто забывают. Им иногда кажется, что они могут испортить ребенка, если лишний раз похвалят его за что-то хорошее; хорошие поступки они считают чем-то обычным и не видят того, с каким трудом дались они малышу. И родители наказывают ребенка за каждую, плохую отметку или замечание, принесенные им из школы, тогда как успеха (хотя бы относительного) они не замечают или намеренно недооценивают. На самом же деле им бы следовало поступать наоборот: за каждый успех ребенка надо похвалить и постараться не заметить его неудач, которые случаются с ним не так уж часто.

Далее в вопросе о наказании не следует забывать о том, что оно должно следовать сразу же за проступком. Если ребенок не знает, за что его наказывают, то и наказание не имеет никакого смысла и даже может принести ребенку вред.

Естественно, наказание никогда не должно быть таким, чтобы оно нарушало контакты между ребенком и родителями. Физические наказания, кроме скорее символических шлепков совсем маленького ребенка, не должны применяться, чаще всего они свидетельствуют о бессилии воспитателя. Физические наказания вызывают в детях чувство унижения, стыда и не способствуют развитию самодисциплины: дети, которых наказывают подобным образом, как правило, бывают послушными лишь под надзором взрослых, и ведут себя совсем по-другому, когда рядом с ними их нет.

Развитию сознательности скорее способствуют наказания «психологические»: если мы дадим ребенку понять, что не согласны с ним, что хотя бы на какой-то момент он не может рассчитывать на нашу симпатию, что мы на него сердимся и т. п. Чувство вины, пробужденное нами в ребенке, является сильным регулятором его поведения и тогда, когда ребенок остается без надзора взрослых. Необходимо помнить, что и чувство вины может быть слишком сильным, отчего начинает страдать любая активность ребенка. Каким бы ни было наказание, оно не должно вызывать в ребенке чувство, что он потерял родителей, что его личность унижена и отвергнута. Итак, можно сказать, что хотя наказание и играет определенную роль в воспитании детей, к нему следует прибегать с большой осторожностью.

Кроме любви и авторитета, успех воспитания определяется и мерой сопереживания родителей по отношению к детским поступкам. Родители по-разному разделяют с детьми все пережитое, их радости и горести. Некоторые родители знают много о своих детях, другие же — почти ничего. Есть и такие родители, для которых остаются незаметными тяжелые душевные потрясения их детей, а в случае неожиданной для них трагедии они не перестают удивляться. С другой стороны, некоторые родители чуть ли не принуждают ребенка к доверию, а если ребенок что-то утаивает от них, они считают это неблагодарностью и обижаются на него. Ребенок, понуждаемый таким образом полностью открыть свой внутренний мир, начинает чувствовать себя лишенным права иметь что-то свое, личное, сокровенное, принадлежащее только ему. Это чувство хорошо выразила одна девочка, когда на предложение нарисовать свою семью она в качестве сюжета своего рисунка выбрала мать, стоящую на коленях в комнате девочки и роющуюся в ее письменном столе, под рисунком девочка написала: «Как мама роется в моих личных вещах».

Дети вообще очень верно изображают поведение своих родителей и весь семейный климат с помощью типичных ситуаций каждодневной семейной жизни. Некоторые ребята на предложенную тему: «Отдых семьи в воскресенье» рисуют сценку отдыха семьи, где все довольны и держатся за руки. Другие дети изображают семью, дружно сидящую за столом, где все вместе заняты чем-то интересным. Темой же иных детских рисунков становятся проявления взаимной грубости членов семьи, битье и угрозы. Не являются редкостью и рисунки, на которых ребенок изображает себя одиноким, изолированным от всех людей, или рисунки, где люди вообще отсутствуют, где родной дом пуст, похож на какую-то ночлежку, куда люди приходят лишь переночевать.

Отношения между братьями и сестрами

Семья с одним ребенком была раньше исключением, сегодня таких семей очень много. В некотором роде одного ребенка воспитывать легче, родители могут уделить ему больше времени и сил; ребенку также не приходится с кем-то делить любовь родителей, у него не возникает повода для ревности. Но, с другой стороны, положение единственного ребенка незавидное: ему не хватает важной жизненной школы, опыт которой лишь частично может восполнить его общение с другими детьми, но которую в полной мере нельзя заменить.

В семье, где имеется несколько детей, ситуация бывает обычно более сложной, чем в семьях с одним ребенком. Однако эта сложность взаимоотношений в больших семьях имеет очень важное значение для социального созревания детей, а при определенных обстоятельствах способствует росту чувства удовлетворенности у родителей, благоприятно влияет на развитие их личности. Вырастая вместе со своими братьями и сестрами, ребенок приобретает много ценного для жизни: он учится взаимопомощи в процессе общения с существами, такими же слабыми и зависимыми, как и он сам, он привыкает не только брать, но и давать, учится учить других — тех, кто меньше и слабее его, он познает выгоды сотрудничества по сравнению с постоянным соперничеством и ссорами, он пользуется не только словом «я», но знает и слово «мы», учится делиться не только игрушками, а и вниманием со стороны взрослых, которое, несмотря на их любовь, не принадлежит теперь ему одному. Школа большой семьи — это отличная школа, где дети учатся не быть эгоистами.

Однако влияние братьев и сестер на развитие ребенка не столь сильно, чтобы можно было утверждать, что единственный ребенок в своем социальном развитии обязательно должен отставать от ребенка из большой семьи. Дело в том, что жизнь в большой семье несет с собой ряд конфликтных ситуаций, которые не всегда удается правильно решить детям и их родителям. Прежде всего это взаимная ревность детей: наблюдения показали, что в больших семьях это обычное явление, что просто нет таких братьев и сестер, которые бы не ревновали друг друга. Однако большинство детей умеет преодолеть это чувство, найти путь к урегулированию своих взаимоотношений, хотя, может быть и не сразу.

Проблемы, обычно, возникают там, где родители неразумно сравнивают детей друг с другом и говорят, что один из детей лучше, умнее, милее и т. п. Очень часто ссоры между братьями и сестрами родители пытаются решить так, что ответственность за них обычно сваливают на старшего ребенка, который, с их точки зрения, должен быть разумнее, который во всем, что бы ни случилось, бывает виноват. Если ребенка все время и не в его пользу сравнивают с его братом или сестрой, если вину постоянно сваливают на него, у него возникает чувство несправедливости, горечи, гнева против того, кто к нему так относится.

Иногда родители считают, что ревности между братьями и сестрами не будет, если они справедливо разделят все между детьми и каждому из них дадут одинаковую долю вкусных вещей, игрушек, подарков и т. д. Однако вещи и предметы — это скорее повод для спора и зависти, чем их прямая причина. Очевидно, не так важно справедливо делить вещи, как сделать то же самое в отношении симпатии, похвал, — признания и восхищения, точно так же, как и брани и наказаний. Невыгодное положение старшего и младшего ребенка в семье также несет с собой ряд проблем. Конечно, у старшего ребенка должно быть больше обязанностей, но взрослым не следует забывать похвалить его, признавать его авторитет, что укрепит в нем чувство собственной значимости.

Однако надо следить и за тем, чтобы обязанности, которые возлагаются на старших детей, были им под силу и не в ущерб занятиям другими интересными делами. Старшие дети, сравнивая себя со своими товарищами, часто таят обиду на своего младшего братишку или сестренку, которых им приходится «таскать за собой», а оставшись с ним наедине, они могут и обидеть их. Младшие дети в таком случае в отместку начинают реветь громче обычного, жаловаться по каждому пустяку.

Родители, которым приходится решать мелкие детские споры, должны вести себя дипломатично. Им следует обращать внимание детей и на то, что какие-то невыгодные стороны, связанные с существованием братьев и сестер, компенсируются многими выгодными моментами. Хуже всего, конечно, если споры между детьми перерастают в конфликт между родителями, которые начинают упрекать друг друга в неумении воспитывать, в слишком снисходительном отношении к ребенку, в результате внутри семьи возникают враждебные группировки. Обвинять человека в том, что он плохо что-то делает — это значит вызвать чувство горечи или резкую реакцию с его стороны, что обычно не приводит ни к чему хорошему. Родители, умеющие жить в мире и согласии, являются лучшей моделью хороших отношений между детьми. Итак, семейные отношения учат ребенка умению найти путь к сосуществованию с другими людьми в духе дружбы и сотрудничества.

Роль бабушек и дедушек в воспитании детей

Семья — это не только родители и дети. Большую или меньшую роль в ней часто играют бабушки и дедушки, а иногда и другие родственники. Независимо от того, живут они вместе с семьей или нет, их влияние на детей нельзя упускать из виду.

Прежде всего следует сказать о помощи, которую оказывают сегодня бабушки и дедушки в уходе за детьми. Они заботятся о них, пока родители на работе, ухаживают за ними во время болезней, сидят с ними, когда родители по вечерам уходят в кино, театр или в гости, тем самым в какой-то мере облегчая родителям их труд, помогая им снять напряжение и перегрузки. Бабушки и дедушки расширяют социальный кругозор ребенка, который благодаря им выходит из тесных семейных рамок и приобретает непосредственный опыт общения со старшими людьми.

Дедушки и бабушки всегда отличались способностью дать детям какую-то долю своего эмоционального богатства, чего не успевают иногда сделать родители ребенка или из-за недостатка времени, или из-за своей незрелости. Говорят, что между старыми людьми и детьми существует какая-то «мистическая связь»: сказка, которую рассказывает дедушка, намного интереснее, чем та же самая, рассказанная отцом. Дедушка и бабушка занимают в жизни ребенка и потому такое важное место, что они ничего не требуют от него, не наказывают его и не бранят, но постоянно делятся с ним своим душевным богатством. Следовательно, роль их в воспитании малыша бесспорно важна и довольно значительна. Однако не всегда она положительна.

Нередко многие бабушки и дедушки портят детей излишней снисходительностью, чрезмерным вниманием, тем, что исполняют каждое желание ребенка, задаривают его подарками и чуть ли не покупают его любовь, перетягивая на свою сторону. В отношениях бабушек и дедушек со своими внуками есть и другие «подводные рифы». Дело в том, что они подрывают авторитет родителей, когда разрешают ребенку делать то, что они запретили. Случается, что бабушки берут на себя роль матери, заслоняя собой настоящую мать ребенка. Иногда бабушки и дедушки требуют, чтобы все с ними делились, хотят быть в курсе всех семейных дел, все решать сами, во все вмешиваются и т. п. Главная трудность здесь в том, что они оказывают иногда решающее воздействие на ребенка, однако ответственности за него уже не несут, и когда в воспитании что-то идет не так, они обвиняют в этом родителей.

Трудности, связанные с влиянием на детей бабушек и дедушек, конечно, в каждой семье бывают разными, многое зависит от близости отношений (совместное или отдельное проживание), от периода жизни семьи (самым серьезным является период начального приспособления), от того, чьи это родители (матери или отца), от социальной зрелости семьи и от многий других обстоятельств. Для молодых и старых сегодня, идеальной представляется модель «близкие отношения на известном расстоянии»: молодая семья живет отдельно, но ходит в гости и пользуется услугами старых родителей, в свою очередь, молодые помогают старикам пережить болезни и одиночество.

Однако в любом случае совместное сосуществование поколений является школой личной зрелости, иногда суровой и трагической, а иногда — приносящей радость, обогащающей взаимоотношения людей. Больше, где бы то ни было, люди здесь учатся взаимопониманию, взаимной терпимости, уважению и любви. И та семья, которой удалось преодолеть все трудности отношений со старшим поколением, дает детям много ценного для их общественного, эмоционального, нравственного и психического развития.

Современная семья

Не только сам ребенок, но и семья как социальная единица в своем развитии проходит через какие-то трудности, иногда переживая и серьезные кризисные моменты. В некоторых случаях трудности, наблюдаемые в развитии ребенка, являются отражением проблем семьи, признаком нарушения нормальных семейных отношений. И чтобы помочь ребенку, надо прежде всего помочь его семье.

Современная семья во многом отличается от семьи прошлого. Много сегодня говорится о ее шаткости, ранимости, кризисном положении. Слишком часто сегодняшние семьи распадаются, а среди тех, которые все-таки сохраняются, многие переживают внутренние коллизии и конфликты. Конечно, влияние семейных коллизий, распада семей на ребенка может быть очень сильным, особенно в том случае, если родители не смогут уберечь ребенка от ссор и взаимных обид. Нередко можно слышать, что сегодняшняя семья уже изжила себя и что ее следовало бы чем-то заменить.

Но, несмотря на потери и кризисные ситуации, которые приходится, переживать и преодолевать семье, приспосабливаясь к новым общественным условиям, значение ее не исчезает, а скорее даже возрастает. Нет никаких сомнений в том, что семья, как правило, является лучшей средой для воспитания детей, а часто и прочным эмоциональным «убежищем» для взрослых. Усилия помочь семье в решении ее экономических, социальных и других проблем являются в настоящее время более уместными, чем разговоры, осуждающие семью как изживший себя и устаревший институт.

Однако нельзя проходить мимо тяжелого нравственного ущерба, наносимого ребенку постоянными ссорами, грубостью, упреками, взаимными обвинениями родителей. Любой ценой сохранить семью ради ребенка — это не всегда лучшее решение для детей. Развод с договоренностью о взаимных контактах родителей с ребенком может стать разумным выходом из сложной ситуации, часто и ребенок в таких случаях становится более спокойным. Перед неполной семьей или семьей, претерпевшей изменения, в вопросах воспитания стоят более трудные задачи, многие проблемы здесь как бы возводятся в степень. Но если ей удастся создать для ребенка спокойную обстановку, удовлетворить его самые элементарные эмоциональные потребности, то и эта семья может обеспечить ему не только счастливое детство, но и явится хорошим примером правильного выполнения родительских обязанностей, что пригодится ему в будущей жизни.

В настоящее время задачи воспитания стали более сложными. Дело в том, что во всех областях жизни происходят сегодня резкие изменения. В течение жизни одного поколения полностью изменился образ жизни людей. Если раньше родители готовили своих детей для вступления в мир, который они хорошо знали, который был таким же, как и тот, в котором они жили сами, где действовали те же самые законы и требования, то сегодняшние родители готовят своих детей для вступления в жизнь, которой они не могут знать, о требованиях которой они не имеют понятия. Недостаточно сегодня дать детям одни лишь готовые знания: через двадцать-тридцать лет они, возможно, не будут иметь никакой цены; привитые навыки и умение их тоже вряд ли выручат, т.к. в корне изменится все производство и весь образ жизни; едва ли им поможет и послушание — кого они будут слушать, став взрослыми?

Думается, что здесь есть только один выход: учить ребенка с малых лет самостоятельному, творческому мышлению, помогающему находить новые решения в новых ситуациях, учить его критически относиться к чужим взглядам и мнениям, быть терпимым к мнению других, но принципиальным и требовательным к себе самому. Воспитание ребенка сегодня должно стать чем-то большим, чем простой передачей готовых знаний, умений, навыков и стиля поведения. Подлинное воспитание сегодня — это постоянный диалог воспитателя с ребенком, в процессе которого ребенок все в большей мере осваивает способность к принятию самостоятельных решений, что поможет ему стать полноправным членом общества, наполнит его жизнь смыслом.

Статья о семье+воспитании из The Free Dictionary

Семья+воспитание | Статья о семье+воспитании от The Free Dictionary

Семья+воспитание | Статья о семье+воспитании The Free Dictionary


Слово, не найденное в Словаре и Энциклопедии.

Возможно, Вы имели в виду:

Пожалуйста, попробуйте слова по отдельности:

семья воспитание

Некоторые статьи, соответствующие вашему запросу:

  • Анна Гарлин Спенсер
  • Эудженио Гарса Сада
  • Ремикс молитв
  • Арчи Роуч
  • Идрис Шах
  • Ответственное отцовство
  • Рассвет (роман Эндрюса)
  • Джозеф Куклински
  • Ричард Куклински
  • Патриций
  • Природа против воспитания
  • Как девочки Гарсия потеряли свой акцент
  • На пороге эпохи
  • Ребенок проповедника
  • Старый добрый мальчик
Не можете найти то, что ищете? Попробуйте выполнить поиск по сайту Google или помогите нам улучшить его, отправив свое определение.

Полный браузер ?

  • семейство Xenosauridae
  • семейство Xenosauridae
  • семейство Xiphiidae
  • семейство Xiphiidae
  • семейство Xylariaceae
  • семейство Xylariaceae
  • семейство Xyridaceae
  • семейство Xyridaceae
  • Семейная служба по делам молодежи и детей Мускоки
  • Семейные молодежные общественные связи
  • семейство Zamiaceae
  • семейство Zamiaceae
  • семейство Zannichelliaceae
  • семейство Zannichelliaceae
  • семейство Zapodidae
  • семейство Zapodidae
  • семейство Zeidae
  • семейство Zeidae
  • семейство Zingiberaceae
  • семейство Zingiberaceae
  • семейство Ziphiidae
  • семейство Ziphiidae
  • семейство Zoarcidae
  • семейство Zoarcidae
  • семейство Zosteraceae
  • семейство Zosteraceae
  • семейство Zygnemataceae
  • семейство Zygnemataceae
  • семейство Zygophyllaceae
  • семейство Zygophyllaceae
  • семья+воспитание
  • Семья, взрослое и общественное обучение
  • Грамотность для семьи, взрослых и на рабочем месте
  • Семейные, карьерные и общественные лидеры Америки
  • Семейные, потребительские и карьерные лидеры Америки
  • Семейные, потребительские и диетологические науки
  • Семья, друг, сосед
  • Семья, друзья и партнеры
  • Семья, дом и социальные науки
  • Проект «Семья, младенец и малыш»
  • Семья, питание и физические упражнения
  • Семья, занятие, отдых, мечты
  • Семья, занятие, отдых, сообщение
  • Семья, молодежь и общественные службы
  • Тест семейных ассоциаций
  • Самая ранняя дата родов по семейным обстоятельствам
  • Семейный заказ в порядке живой очереди
  • Семейное вмешательство
  • Семейный наименьший резерв
  • Кратчайшее оставшееся время процесса для всей семьи
  • Алгоритм отправки шагового двигателя на основе семейства
  • Ассоциация семейной терапии
  • Шкала семейно-ориентированного поведения
  • Семейный уход
  • Семейный уход
  • Семейный уход
  • Семейный уход
  • Семейный уход
  • Семейная инициатива для инвалидов
  • Семейно-ориентированный институт, Inc.
  • охрана материнства, ориентированная на семью

Сайт: Следовать:

Делиться:

Открыть / Закрыть

 

Нормально функционирующая семья — HealthyChildren.org

Авторизоваться | регистр

 

Семейная жизнь

Семейная жизнь

Есть ли способ узнать, нормально ли работает моя семья?

Многие родители задают себе этот вопрос, но однозначного ответа нет, так как могут быть такие широкие определения термина «нормальный».

Тем не менее, есть несколько характеристик, которые обычно отождествляют с благополучной семьей. Некоторые включают: поддержку; любовь и забота о других членах семьи; обеспечение безопасности и чувства принадлежности; открытое общение; чтобы каждый человек в семье чувствовал себя важным, ценным, уважаемым и уважаемым.

Вот некоторые другие качества, которые следует учитывать при оценке того, насколько хорошо функционирует ваша собственная семья.

  • Достаточно ли юмора и веселья в вашей семье, несмотря на вполне реальные требования повседневной жизни?
  • Есть ли в вашей семье правила, которые были четко сформулированы и одинаково применяются, но при этом гибки и реагируют на новые ситуации и изменения в семье?
  • Являются ли ожидания семьи в отношении каждого человека разумными, реалистичными, взаимно согласованными и в целом реализуемыми?
  • Достигают ли члены семьи большинства своих индивидуальных целей и удовлетворяются ли их личные потребности?
  • Уважают ли родители и дети друг друга, проявляют ли они любовь, заботу, доверие и заботу, даже когда возникают разногласия?
  • Способна ли ваша семья повзрослеть и измениться без того, чтобы все были расстроены или несчастны?

Поддержание здоровой семьи

Чтобы создать благоприятную, эмоционально здоровую семейную среду, вам необходимо уделить внимание следующим вопросам:

  • Вы относитесь к каждому ребенку индивидуально? У каждого ребенка свой темперамент, свой взгляд на окружающий мир и взаимодействие с ним. Родители могут одинаково любить своих детей, но, естественно, у них будут разные отношения с каждым из них. Индивидуализируйте свои отношения с каждым из ваших детей, укрепляя их сильные стороны и таланты и избегая нелестных сравнений с их братьями, сестрами или друзьями.
  • Есть ли в вашей семье регулярные занятия? Детям и родителям полезно иметь предсказуемый распорядок дня. Утренний график, время приема пищи и время сна легче для всех, когда они следуют шаблону. Дети также ценят семейные ритуалы и традиции, связанные с днями рождения, праздниками и каникулами.
  • Является ли ваша семья активным участником вашей расширенной семьи и сообщества?
    Семьи работают лучше, когда они чувствуют связь и поддержку со стороны друзей и родственников. Обычно такие отношения требуют, чтобы родители приложили активные усилия, чтобы собраться вместе с другими людьми для участия в общественных или гражданских проектах.
  • Реалистичны ли ваши ожидания в отношении себя и других членов семьи? Самосознание, знания и навыки вашего ребенка постоянно меняются. Наблюдайте, читайте и разговаривайте с другими, чтобы узнать, чего разумно ожидать от вашего ребенка на каждом этапе развития. У родителей тоже есть ограничения в том, что они могут сделать, учитывая их ресурсы и доступное время. Нет никаких «суперродителей», просто люди делают все возможное.
  • Способствует ли время, которое вы проводите с членами вашей семьи, хорошим отношениям между вами? Большую часть времени, которое вы, ваш ребенок и ваш супруг проводите вместе, должно быть весело, непринужденно, осмысленно и относительно бесконфликтно.
  • Как родитель, в одиночку или в паре, заботитесь ли вы о своих собственных потребностях? Вы должны вести здоровую личную жизнь (включая правильное питание, физические упражнения и режим сна). Выделите время, пусть даже короткое, на то, что вам нравится. Ваши дети будут процветать, когда ваши собственные эмоциональные потребности будут удовлетворены. Лучше всего они развиваются, когда их воспитывают родители, которые находятся в гармоничных отношениях друг с другом.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts