Какие цели важно ставить на жизненном пути — аргументы для итогового сочинения
Наверх
Тезисы
- На протяжении всей своей жизни люди ставят цели, за достижениями которых скрывается определенная выгода или мечта.
- Каждый человек неустанно идет по своему тернистому пути, чтобы добиться определенного результата, который может оправдать или не оправдать его ожидания.
- Не исключено, что цели могут быть как благородными, так и противоречащими всем устоям общества, поэтому важно правильно их формулировать, чтобы не принести вред людям вокруг себя.
- Имей цель для всей жизни, цель для известного времени, цель для года, для месяца, для недели, для дня и для часу, и для минуты, жертвуя низшие цели высшим. (Л.Н. Толстой)
- Целью должно быть счастье, иначе огонь не будет гореть достаточно ярко, движущая сила не будет достаточно мощной — и успех не будет полным. (Т. Драйзер)
- Великие умы ставят перед собой цели; остальные люди следуют своим желаниям.
- Работая только ради материальных благ, мы сами себе строим тюрьму. И запираемся в одиночестве, и все наши богатства — прах и пепел, они бессильны доставить нам то, ради чего стоит жить. (Антуан де Сент-Экзюпери)
- Найти свою дорогу, узнать своё место — в этом всё для человека, это для него значит сделаться самим собою. (В. Белинский)
- Пусть твоя цель будет больше твоей возможности; тогда твое сегодняшнее дело будет лучше вчерашнего, а завтрашнее лучше сегодняшнего. (Амин Рейхани)
Аргументы
Положительные примеры
- Р. Брэдбери «Зеленое утро». Многие люди ставят перед собой практически неосуществимые цели, чтобы из результата извлечь пользу как для самого себя, так и для окружающих людей. Такую цель можно по праву назвать благородной. Именно такой мечтой обладал Бенджамин Дрисколл. Мужчина надеялся увидеть Марс зеленым, чтобы атмосфера вокруг наполнилась кислородом. И он прилагал все усилия для этого: герой на протяжении 30 дней работал над тем, чтобы высадить как можно больше деревьев. Он никогда не думал над тем, чтобы остановиться или передумать, потому что поставленная цель была важнее всего вокруг, только она смогла бы осчастливить его. В одну из ночей пошел долгожданный дождь, который разбудил Бенджамина и заставил поверить в успех. Так, на следующий день вырастает тысяча деревьев. Таким образом, цель должна быть полезна как самому человеку, так и людям вокруг него. Ее достижение обязательно должно принести удовольствие и удовлетворение, ведь иначе не будет мотивации добиваться новых высот.
- И. А. Гончаров «Обломов». Цели должны быть реальными и достижимыми – именно этот факт отражается в мыслях после знакомства с Андреем Ивановичем Штольцем, лучшим другом главного героя произведения «Обломов». Мужчина еще в детстве воспитывался в строгой и требовательной атмосфере семьи, что внесло в характер героя волю и целеустремленность. Однако это не стало определяющим фактором в достижении целей Штольца. Герой всегда ставил себе цели, которых он мог добиться: не было тех воздушных замков, как в случае с Обломовым.
- М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита». Часто люди не добиваются целей, так как не имеют должного желания или средств. В основном это связано в несвоевременностью и неготовностью к каким-либо действиям. Поэтому при формулировке цели важно трезво оценивать результат и пути к его достижению. Так, Маргарита, потеряв своего любимого, получает шанс спасти Мастера: на улице она встречает Азазелло, который дает ей волшебный крем. Девушка долго обдумывает появившуюся возможность и, так как других вариантов нет, ставит перед собой благородную цель: ценой своей жизни спасти жизнь мастера. Тогда героиня решается на ужасную вещь: становится ведьмой. Казалось бы, она могла спокойно смириться с пропажей мастера и благополучно жить со своим мужем, однако желание быть с любимым и жить для него сбивает все рамки в голове девушки. Она понимала, на что идет, поэтому была уверена в успехе. Таким образом, цель должна быть обдуманной и взвешенной. Нельзя просто полагаться на ветреные мысли – нужно рассмотреть все риски и ценность результата, чтобы точно быть уверенным в правильности решения.
- Н.В. Гоголя «Мертвые души». Цель должна быть толчком к развитию личности и мотиватором для будущих свершений. На примере Чичикова мы можем рассмотреть данное утверждение как нельзя точно и ясно. Герой неустанно находится в движении: при достижении одной цели мужчина ставит перед собой новую. Однако за этой цепочкой мы можем заметить наличие одной крупной цели — заработать денег и приобрети статус. Да, герой использовал совсем не благородные средства, однако его цель имеет практическое значение в жизни мужчины. Он грамотно выстроил свой путь: все маленькие задачи являются шажками к достижению чего-то большего и более существенного. Данная система показывает, что бывший чиновник очень умело распоряжается своей жизнью, развиваясь и общаясь с различными людьми. Его бы усилия — да в мирное русло! Его жизненная позиция является наиболее продуктивной и эффективной. Возможно, поэтому автор собирался написать продолжение книги, где его персонаж подбирает более подходящие средства для получения желаемого. Таким образом, цели должны быть полезны для самого человека и его будущей жизни. Обязательным является и последовательная расстановка: после покорения одной планки необходимо ставить следующую, чтобы развиваться как личность и «не стоять на месте».
- А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Цель не должна противоречить жизненным ценностям, иначе крахом может обернуться как результат, так и всё восприятие мира. Например, у Петра Гринева ценностью были присяга и благополучие любимой девушки, которые он ставил выше всего остального. Тогда у героя и появилась цель, которую он пронес с собой до конца жизни: защищать свою честь и жизнь Марьи, несмотря ни на что. Никакие временные обстоятельства или увлечения не сбивали его с выбранного пути. Петр никогда не боялся трудностей, поэтому у него всегда получалось дать отпор обстоятельствам, придерживаясь верного пути в жизни. Данная черта и привела его к успеху: герой стал настоящим офицером, который обрел своё счастье в лице любящей и верной супруги. Таким образом, цель человека должна идти в ногу с его образом жизни, идеалами и ценностями, чтобы достижение и путь к ней не были вынужденной мерой и не причиняли дискомфорта.
- Л.Н. Толстой «Война и мир». Достижение цели, её результат, к которому стремится человек, всегда должны приносить счастье, несмотря на все испытания и сложности, встречающиеся на пути. Так, Наташа Ростова мечтала о простом женском счастье — большой и любящей семье. Девушку никогда не влекли сплетни, интриги, богатство и власть. Она хотела реализовать себя в качестве любящей и верной супруги, хорошей матери. Именно этой целью жила Наташа, глубоко в душе уже представляя свою спокойную и мирную жизнь с прекрасным мужем. Упорство и вера привели ее к тому, что она связала себя узами брака с Пьером Безуховым, добрым и нежным человеком, который любил Ростову так же сильно, как и она его. Именно с ним она исполнила свою небольшую мечту и достигла цели всей жизни. И не пожалела, ведь была счастлива и любима, чего так сильно хотела. Таким образом, предвкушение от достижения цели толкает человека вперед, помогая пройти через сложности и испытания на пути к гармонии и реализации своего потенциала.
Отрицательные примеры
- А.П. Чехов «Крыжовник». Ни в коем случае нельзя ставить только свое эгоистическое благополучие во главе всей своей жизни – это всегда заканчивается очень и очень плохо.
- М.Ф. Достоевский «Преступление и наказание». Достижение цели ни в коем случае не должно привести к страданиям окружающих людей, а тем более к смерти этих самых людей. Так, Родион Раскольников разработал теорию о том, что люди делятся на два разряда: «низшие» лишь существуют и производят себе подобных, а «высшие» ради благой цели и счастливого будущего могут убить человека и не быть за это осужденными. Однако героя преследует и вопрос о том, к какому разряду относится он сам: к «тварям дрожащим» или к «право имеющим»? Данная мысль долго сидит в голове Родиона, и он ставит перед собой цель ее проверить, при этом решаясь и на убийство, и на кражу. В итоге действия Раскольникова приводят к смерти сразу двух персонажей: старухи процентщицы и ее сестры Лизаветы. Муки совести, презрение к самому себе и признание себя в разряде «низших» доводят героя до крайней точки отчаяния – он отправляется в участок, где признается в убийстве. Таким образом, цель должна быть нравственной и не противоречащей устоям общества.
- Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Человек никогда не должен навязывать свою цель другим людям: она должна быть его личной, единственной. Именно этого условия не учел Тарас Бульба – главный герой произведения Гоголя. Смыслом его жизни была борьба за независимость Родины. Домашнюю жизнь и другие занятия, не относящиеся к военной службе, он презирал, так как считал, что все люди должны вносить свой вклад в военное дело. И сыновей своих он приобщил именно к этой мысли, отправив в академию в возрасте 12 лет. Остапу было очень тяжело в учебном заведении, он даже сбегал 4 раза, однако из-за страха быть наказанным отцом решил взяться за учебу. По возвращении домой юношам пришлось вновь покинуть дом, так как Тарас решил отвезти их в Запорожскую Сечь. Мужчина и не подумал о том, чтобы дать детям время провести время с матерью, по которой они очень скучали. Все его мысли занимало то, что возмужавшие сыновья так же, как и он, посветят свою жизнь борьбе. Однако этому не суждено было сбыться: младший сын оказался предателем (юноша примкнул к противникам из-за своей возлюбленной), а старшего убили в плену. Тарас собственноручно убил Андрия за его предательство, которое мужчина был не в силах простить. Таким образом, навязанная цель стала ключевым звеном в смерти обоих сыновей Тараса Бульбы, жизнь которых была выстроена и предрешена отцом. Поэтому вместо того, чтобы принуждать людей следовать за собой, стоит демонстрировать собственный путь к достижению цели, чтобы люди, если и захотели бы присоединиться к «борьбе», сделали это добровольно.
- Дж. Лондон «Мартин Иден». Иногда цель, а именно путь к ней, забирает слишком много сил и эмоций, от чего счастье и удовлетворение заменяют тоска и разочарование. Это напрямую связано с ресурсами человека и его возможностями. Некоторые люди ставят перед собой непосильные задачи, которые не в состоянии потянуть, из-за чего от результата, которого добивается меньшинство, нет никакой пользы. Такая ситуация произошла с главным героем произведения. Его цель – стать знаменитым писателем и с помощью приобретенных средств построить семейное счастье с любимой девушкой. Никто не верит в Мартина, однако это не останавливает мужчину. На работу и самообразование уходит вагон ментального здоровья героя, из-за чего достижение цели не приносит ему наслаждения. Вроде всё идёт как нельзя лучше: он становится известным писателем, появляется море поклонников, все хотят печатать его произведения. Однако разочарование и тоска разъедают мужчину, от чего он совершает самоубийство. Таким образом, нужно здраво оценивать свои ресурсы и возможности при постановке целей. Не все люди способны справиться с нагрузкой, которая ожидает на пути к желаемому результату. Да, можно в любой момент остановиться, однако, если не сделать этого вовремя, можно столкнуться с серьезными проблемами. Ведь, возможно, результат не стоит таких титанических усилий.
Найти:
«Нравственный человек, кто он? Важно ли для нашего общества воспитать нравственного человека?» — Яндекс Кью
Семейное образование
Популярное
Сообщества
ОбществоНравственность
Людмила Гапиенко
Семейное образование783Z»>28 сентября 2021 ·
2,9 K
ОтветитьУточнитьЕвгения Здановская
196
— практический психолог-теософ. Пропагандирую воспитание и образование подрастающего… · 9 окт 2021
Нравственный человек тот, у которого есть совесть и стыд. На этом можно было бы и поставить точку, если б понятие «нравственность» в наше время не стало «камнем преткновения» на пути дальнейшей эволюции человека.
«С того момента, как развилась частная собственность…для всех обществ…должна была стать общей моральная заповедь: Не кради!»
/Ф.Энгельс/
«Нравственность — это разум сердца»/Г.Гейне/
«Нравственность — это разум воли» /Гегель /
«Нравственность — это цветение истин»/В.Гюго/
«Нравственность — это повиновение в свободе…» /Гегель
«Главное условие нравственности — желание стать нравственным»
/Сенека/
«Главный фундамент нравственного есть добрая воля» /И. Кант/
«Нравственность и жизнь — единое целое.Этика — опора жизни, а нравственный человек — истинный гражданин»/Т.Манн/
«Само бытие без нравственного бытия — проклятие, и чем значительнее это бытие. тем значительнее это проклятие» /Ф.Бекон/
«Созидается общество началами нравственными» /Ф.Достоевский/
«Чем соедините вы людей для достижения ваших гражданских целей, если нет у вас основы в первоначальной великой идее нравственной»
/Ф.Достоевский/
«Нравственность — это направление воли на цели общие, всемирные. Безнравственен тот, кто действует для частной цели. Нравственен тот, чья цель может быть поставлена целью всех разумных существ»
/Р.Эмерсон/
«Самая губительная ошибка, которая когда-либо была сделана в мире — это отделение политической науки от нравственной» /П.Шелли/
«В конечном счете основой всех человеческих ценностей служит нравственность. …Важнейшее из человеческих усилий — стремление к нравственности. От него зависит наша внутренняя устойчивость и само наше существование. Только НРАВСТВЕННОСТЬ в наших поступках придает красоту и достоинство нашей жизни. Сделать ее «ЖИВОЙ СИЛОЙ»и помочь ясно осознать ее значение — «ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА ОБРАЗОВАНИЯ…!!!!» /А.Эйнштейн/
Если бы люди были немного разумнее, то вероятно прислушались к словам величайших ученых, на научных открытиях которых осуществляется технический прогресс. Без «качественного» изменения человека этот «прогресс»является «регрессом», т.к. человечество оказалось в ситуации абсурда: «Хотели как лучше. а получилось как всегда…» /В.Черномырдин/
Передовые люди из нашего советского прошлого, отстоявшие право на жизнь нашим потомкам, оставили нам не только духовные ориентиры развития, но и практические методики по выходу из создавшегося нравственного. экономического и политического тупика. На кого равняться, если не на тех, кто всю свою жизнь положил на ОБЩЕЕ БЛАГО.
Смотрите в Яндексе и Ютубе: Генрих Когосович Эльберт, Евгения Здановская. Желающим поближе познакомиться с «миром нравственности» рекомендую книгу «Разум сердца. Мир нравственности в высказываниях и афоризмах»
В книге четыре главных главы:
- «Тайна» нравственности,
- Нравственность и духовная жизнь общества. Этика и культура,
- Ценностные ориентиры жизни: во сласти нравственных сил,
- Нравственные начала общественной и природной жизни.
l
Анатолий
21 октября 2021
Та нравственность, о которой говорят многие— не совершенна, она может быть воспитана только с помощью свыше… Читать дальше
Комментировать ответ…Комментировать…
Роман Титов
6
Эксперт в сфере этики, социологии, философии https://t.me/fractal_ethic · 2 янв 2022
Нравственный человек — тот, у кого твердая воля, кто способен преодолевать трудности. Волевые качества — это способность напрягать усилия. Это установка. Необходимость воспитывать нравственного человека — вопрос риторический. Каковы должны быть методы? Прежде всего — направлять человека на преодоление трудностей. Раньше было проще. Трудности давала сама жизнь. Сейчас… Читать далее
Комментировать ответ…Комментировать…
Михаил Яковлев
37
Потомственный Терский казак. Зам. Атамана по связи с общественностью. ДОСААФ Санкт-Петербу… · 19 окт 2021
Нравственный от слова нравиться. Человек обладающий нравственностью умеет понравится окружающему обществу. Нравственный человек без морали, может понравится извращенному обществу и извращенцам. Толерантность к Геям и Лесбиянкам это одно из проявлений нравственного человека. Для Общества важно воспитать в человеке оба качества, мораль и нравственность, тогда этого… Читать далее
Дмитрий Беликов
19 октября 2021
Мысль интересная, но систематизация должна быть другая. Мораль — штука религиозная, фактически исключительно. .. Читать дальше
Комментировать ответ…Комментировать…
Дмитрий Беликов
155
Шпенглерьянец. Убежденный сторонник цивилизационной теории. физик, финансист, к.т.н…. · 19 окт 2021
Давайте сначала определимся, что именно мы называем нравственностью. Вот, к примеру, цитата из моего любимого «Заката Европы» О.Шпенглера: «Нравы насквозь историчны и признают все ранговые различия и преимущества как фактически данные. Честь это всегда сословная честь: чести сразу всего человечества в природе нет. Кто не свободен, не может участвовать в поединке. Всякий… Читать далее
Комментировать ответ…Комментировать…
Константин Малинин
1,0 K
Человек как человек. Служил, работаю, дети, охота, спорт. · 5 мая 2022
Нравственное поведение — поведение, соответствующее принятой Обществом Морали, где Мораль — единственное что делает Общество единым, поскольку единое понимание рамок поведения делает Общество безопасным внутри, а поведение каждого члена Общества всегда предсказуемым для всех прочих. Нравственно — безнравственно — сугубо общественное отношение к действиям/бездействию… Читать далее
Комментарий был удалён за нарушение правил
Комментировать ответ…Комментировать…
Вы знаете ответ на этот вопрос?
Поделитесь своим опытом и знаниями
Войти и ответить на вопрос
3 ответа скрыто(Почему?)
О сообществе
Семейное образование
Сообщество родителей, дающих среднее образование самостоятельно, с минимальным привлечением учителей и репетиторов со стороны, но с ежегодной или полугодовыми аттестациями в средне образовательной государственной школе. Делимся опытом как обучения, так и общего воспитания наших детей.
E M C I: Нравственное воспитание и постановка целей/Рефлексивное мышление
Лекция 2
Принципы этичного бизнес-лидера
В этой лекции мы рассмотрим ряд принципов этичные люди. Эти принципы взяты из работы Эла Эрисмана, редактор журнала «Этика». Доктор Эрисман — профессор бизнеса. в Тихоокеанском университете Сиэтла. Ранее он служил в исполнительной мощностей для Boeing Aircraft Company. Идеи доктора Эрисмана о этическое поведение можно дополнительно изучить на сайте www.ethix.org
Доктор Эрисман определил десять принципов высокоэтичных людей. Здесь они представлены в несколько адаптированном виде.
Принцип №1. Относитесь к другим как к уникальным, ценным личностям. Относиться к другим как к уникальным личностям означает, что вы признаете особенности, интересы и потребности каждого человек. Нет двух одинаковых людей. Каждый человек должен быть рассмотрен как ценный. Это означает, что каждый человек имеет ценность и к ним следует относиться с уважением и достоинством.
Принцип №2. Поддерживайте свободу каждого человека, рост, и развитие. Каждый из нас находится в процессе роста и развития. Люди меняются со временем. Мы становимся взрослее, более способный. Делайте все возможное, чтобы помочь тем, с кем вы работаете, получить опыт свобода и возможности.
Принцип №3. Проявите уважение к другим, используя их имя, когда ты говоришь с ними. Это особенно важно, если вы на руководящем посту. Если вы учитель или вы вы менеджер, вы должны называть людей по имени, когда вы обращаетесь к ним. Люди ценят это и чувствуют, что вы обращаете на них внимание.
Принцип №4. Моделируйте и поощряйте сбалансированную и добрую жизнь работа и отдых. Ведите жизнь, в которой вы балансируете свою работу с отдыхом, отдыхом и общением. Поощряйте других вас работать с сделать то же самое. Старайтесь каждый день находить время для размышлений о смысле вашей жизни. Научитесь совмещать работу и отдых потому что оба важны.
Принцип №5. Почитай и уважай чужие семьи. Это очень важно для учителей и для тех, кто работает тесно с другими. Всегда помните, что каждый человек тоже принадлежит семье. Думайте о семье каждого человека, когда вы работаете с ним или с ней. Помогите другим чувствовать себя хорошо их семьи. Используйте возможности для поощрения семейной жизни.
Наверх
Принцип № 6. Защита жизни, безопасность, и здоровье других. Делайте все возможное, чтобы сделать это место вы работаете здоровым, безопасным место. Проявите заботу о безопасности и здоровье другие. Рабочее место должно быть физически здоровым и эмоционально здоровый. Люди счастливее и продуктивнее, когда они чувствовать себя в безопасности.
Принцип №7. Внесите свой вклад, чтобы внести свой вклад на рабочее место, свободное от сексуальных домогательств. Женщины и дети часто использовать в школе и на работе. Это неуместно запугивать других, пользоваться своим власти и поставить в невыгодное положение тех, кто может зависят от вас в работе или учебе.
Принцип №8. Будь честным и справедливым во всем имеет значение. Каждый человек, с которым вы работаете, заслуживает справедливого отношения. Это неправильно проявлять фаворитизм к одним, отказывая в услугах другим. Это особенно важно, если вы находитесь в положении власть. Демократия не может работать в большом обществе, если она не практикуется нами в повседневной жизни, когда мы работаем и играем с другими.
Принцип № 9. Общайтесь честно и правдиво. Во всех ситуациях будьте добры, тверды и честны. Говорить правду к тем с кем вы работаете. Сделайте своей практикой образец честности другим. Ведите себя честно даже в сложных ситуациях где может возникнуть соблазн не говорить правду. Ожидать другие к быть честными в своих отношениях с вами.
Принцип №10. Развивайте позитивный настрой по отношению к другим. Когда другие люди делают хорошую работу, поддержите их. Поощрять их. Не пытайтесь присвоить себе хорошую работу других. Научитесь ценить работу своих коллег или учеников. Всегда думайте о других лучше. Не поддавайтесь зависти. Будьте командным игроком, который хочет лучшего для всех.
Резюме :
В этих принципах нет ничего волшебного. На самом деле, они довольно практичны. Люди, которые их используют, более успешны в своей работе и в жизни в целом. Применять их — это материя сознания и практики. Практикуйте их. Думать о них. Обсудите их с друзьями. Ты найдешь что со временем эти принципы станут привычками. Помнить что мы можем улучшить только с практикой. Сделайте это своей целью изучить принципы и применять их при каждом удобном случае получать.
Вопросы для обсуждения с другими :
- Какой из принципов вам легче всего начать подать заявку сразу?
- Какой из принципов, по вашему мнению, может быть проблемой для тебя?
- Можете ли вы вспомнить человека, которого вы уважаете, который использует многие из этих
принципы в его/ее повседневной жизни? В частности, как бы
ты описываешь это
человек?
Наверх
Какова цель морали?
19 июня 2010 г.Рональд А. Линдсей
Нет ценности веры
Спрашивая, какой цели служит нравственность, я не задаю вопрос, знакомый любому, кто когда-либо изучал философию, а именно: «Почему я должен быть нравственным?» Этот вопрос поднимает совершенно другой набор проблем, чем те, которые я хочу обсудить. Среди прочего, вопрос «Почему я должен быть нравственным?» ставится на фоне принятых моральных институтов и практик. Вместо этого я спрашиваю: зачем нужны моральные институты и практики? В чем их смысл?
Я задаю этот вопрос отчасти из-за некоторой неудовлетворенности гуманистической этикой, которую я часто вижу на практике. Было бесчисленное множество статей, манифестов и памфлетов, в которых излагался некий набор гуманистических ценностей и принципов, которые мы должны принять. У меня не обязательно есть проблемы с содержанием этих списков ценностей и принципов, но меня беспокоит то, что обычно нет объяснения, почему гуманист или кто-либо еще должен принимать эти ценности и принципы. Другими словами, мало кто пытается предложить метод решения этических проблем. Конечно, часто упоминается использование нашего разума, но, хотя использование наших способностей к рассуждению — это хорошо, само по себе оно далеко не продвинется. Если мы серьезно относимся к развитию гуманистической морали, мне кажется, что мы обязаны объяснить, почему мы считаем, что люди должны придерживаться тех ценностей и принципов, которые мы отстаиваем.
Я не предлагаю разработать процедуру принятия решений, которая даст один правильный ответ на все наши этические вопросы. Такая мечтательная цель не может быть достигнута, отчасти потому, что существует значительное количество этических споров, на которые может не быть одного правильного ответа. Но мы можем разработать процесс анализа и размышлений, который обеспечит некоторое моральное руководство, ограничив диапазон этически приемлемых ответов, что само по себе было бы значительным достижением.
Одним из важных элементов нашей методологии должно быть определение целей морали. Если мы сможем прийти к единому мнению о том, что такое мораль вместо , тогда будет немного легче решать этические дилеммы. Можно критически изучить предлагаемый курс действий, определив, будет ли он способствовать достижению целей морали.
Но как определить цели морали? Что ж, для начала следует рассмотреть, как мораль функционировала в человеческих обществах. Заметьте, я не совершаю необоснованного скачка от «есть» к «должен». Я просто рекомендую, чтобы отправной точкой в определении того, что мы должны делать с нашими моральными институтами, было понимание того, что мы делали с ними в прошлом.
Естественно, никто не проводил семинар по философии в эпоху неолита, приглашая членов племени подумать, какие моральные правила должно принять племя. Человеческие склонности вести себя определенным образом развивались и развивались без какого-либо явного рассмотрения желательности или цели наличия определенных склонностей. Но тот факт, что наши моральные нормы не были разработаны сознательно, не мешает нам рассмотреть их функцию.
Сильно упрощая, мне кажется, что мораль помогает обеспечить безопасность членов сообщества, создать стабильность, улучшить вредные условия, укрепить доверие и облегчить сотрудничество в достижении общих или дополнительных целей. Короче говоря, это позволяет нам жить вместе и при этом улучшать условия, в которых мы живем.
Конечно, моральные институты не всегда достигают этих целей. Кроме того, моральные институты могут использоваться и использовались для угнетения определенных групп — обычно путем исключения их из сферы действия морального сообщества. (Как заметили Питер Сингер и другие, самые важные изменения в нравственной практике произошли не в содержании наших моральных норм — ложь осуждалась в древней Месопотамии так же, как и сегодня, — но в масштабах групп, к которым мы относимся. применялись моральные нормы.) Тем не менее, я считаю, что мое приблизительное описание целей морали в том виде, в каком она практиковалась исторически, более или менее верно.
Но даже если таковы были цели морали, должны ли они быть целями морали? Должны ли мы пытаться развивать склонности, которые позволили бы нам использовать моральные институты и практики для других целей? Ну — какие еще цели могут быть у морали? Служить Богу? Чтобы максимизировать счастье? Увеличить производство сыра? (Вспомните судебный запрет из «Жизнь Брайана» — «Блаженны сыроделы». ) Все это теоретические возможности, но со всеми этими предлагаемыми целями есть серьезные проблемы, которые будут знакомы и очевидны для многих из вас. Мне не кажется, что мы можем значительно улучшить цели морали, как я их описал, по крайней мере, учитывая обстоятельства, в которых мы живем. (Как заметил Юм, если бы люди были неуязвимы и полностью самодостаточны, наши представления о справедливости были бы радикально другими.)
Кроме того, мне кажется, что цели морали, как я их описал, обеспечивают цели, достижимые для групп людей с широким диапазоном эмоциональных и когнитивных способностей. Это немаловажное соображение. Моральные нормы отчасти достигают своих целей благодаря своей способности внедряться почти во всех людей. Мы можем понять важность укрепления доверия и сотрудничества и можем внушить нашим детям правила, такие как «не лги», которые имеют очевидную связь с этими целями. Столь плохо определенная и расплывчатая цель, как «счастье», с трудом поддается переводу в конкретные моральные нормы.