Какими качествами должен обладать педагог психолог: Личностные качества важные для психолога

Качества, необходимые профессиональному психологу //Психологическая газета

«Человек может жить своей профессией только тогда,
Когда он стремится познать ее через самого себя,
И именно таким путем он может принести наибольшую пользу обществу»
Ш. А. Амонашвили

Психология – это профессия, которая очень быстро развивается. Для того, чтобы быть настоящим профессионалом и добиться успеха в области психологии, нужно обладать определенными качествами. Сразу хочу отметить, что вся дальнейшая информация – это мое личное мнение, с которым вы, безусловно, можете не соглашаться. В этой статье я описала личные и профессиональные качества, а также умения и навыки психолога, которые на мой взгляд, настоящий психолог профессионал просто обязан иметь.

Мое представление о настоящем психологе формировалось годами. Я много читаю профессиональной литературы, в том числе научной, как на русском, так и на английском языке, читаю результаты различных исследований, всевозможные статьи из междисциплинарных областей.

Также, время от времени, я принимаю участие в профессиональных научно-практических конференциях, где есть возможность увидеть и услышать лучших профессионалов.

1. Иметь интерес к непрерывному образованию.

Настоящий психолог должен учиться, должен много читать качественной литературы, чтобы быть в курсе новых исследований и других разработок в мире психологии. Причем, учиться нужно не всему подряд, а только тому, что интересно вам лично, что может быть полезно, для того, чтобы потом применять на практике. Здесь важно отметить, что если во время обучения или сразу после него вы не начали применять новые знания в своей работе, скорее всего, вы уже не начнете это практиковать. Так копятся сертификаты, а полученные знания ложатся на дальнюю полку.

2.Иметь представление о своей целевой аудитории.

Когда психолог в очередной раз думает «Куда бы пойти поучиться теперь», важно вспомнить: с кем я работаю? Кто моя целевая аудитория? Если психолог говорит, что работает со всеми темами и в разных направлениях и абсолютно с любыми клиентами, для меня, это как минимум странно.

Первое, про что я думаю, когда слышу это: психолог еще не определился, с кем ему интереснее всего работать и какие компетенции у него для этого есть. И, второе — человек имеет очень общее и поверхностное представление о большом количестве проблем, направлений работы, но при этом, у него ни в чем нет «глубокого» понимания. Обычно у такого психолога много сертификатов, но очень мало знаний. У такого психолога обычно нет клиентов в длительной работе. Он просто не знает, что с ним делать после того, как он «вскроет» проблему. А клиенты довольно быстро понимают, что имеют дело не с профи.

3. Иметь качественное образование.

Начну с того, что высшее базовое образование у психолога должно быть. Не переподготовка, а именно очное полноценное образование в хорошем ВУЗе, с хорошим преподавательским составом. Почему именно очное? Потому что настоящее образование, в моем понимании, не может быть без реального и живого общения. Ведь образование нужно не для того, чтобы сдать экзамены и получить заветную «корочку», а для того, чтобы у человека сложился образ своей будущей профессии, себя в профессии, людей этой профессии, их личностных качеств, того, как они общаются между собой в той или иной ситуации. В том числе и на их примере взаимодействия со студентами, коллегами, будущие психологи понимают, каким должен быть настоящий психолог.

После базового образования или во время его получения, можно определиться с психологической Школой, в которой вам интересно было бы работать. Выбрать направление, Школу не очень просто, ведь выбор сейчас большой. Для того, чтобы было легче определиться, я бы рекомендовала посетить открытые работы специалистов, которые работают в конкретных подходах, дни открытых дверей в институте, ознакомительные, семинары.

Далее время от времени очень желательно посещать курсы повышения квалификации, научно-практические конференции, семинары и тренинги. Чтобы не изобретать велосипед бесконечно в работе с клиентами, все же надо иметь представление о том, как с этим работают коллеги из других Школ. Поэтому, важным, считаю посещать мероприятия не только в рамках ранее выбранного подхода, но и новых для вас направлений.

Также, перед тем, как записаться на очередные курсы и семинары, задайте себе несколько вопросов: Зачем это обучение нужно мне именно сейчас? Что это даст мне? Что это даст моим клиентам?

4.

Обладать аналитическими навыками.

Для того чтобы психолог мог эффективно помогать своим клиентам, он должен уметь делать выводы, анализировать и изучать собранную информацию. Быть психологом – это больше, чем просто выслушивать проблемы людей. Психолог должен собирать все необходимые данные о человеке или семье, обращающихся за помощью, и использовать эту информацию для создания решений, для изменений. При этом очень важно уметь отделять важную информацию от второстепенной, формулировать для себя несколько гипотез о происхождении проблемы, видеть и понимать причинно-следственные связи.

5. Обладать навыками общения и быть наблюдательным.

Одним из важнейших навыков, которыми должен обладать психолог, являются хорошие коммуникативные навыки. Он должен уметь грамотно излагать свои мысли как своим клиентам, так и коллегам.

Так как большая часть психологической практики выходит за рамки беседы, настоящий психолог должен уметь собирать информацию о человеке или семье просто наблюдая за их взаимодействием.

Такие вещи, как язык тела, мимика и манеры могут рассказать гораздо большую историю, чем слова. Даже то, как человек вошел к вам в кабинет, уже может быть диагностичным и информативным.

6. Быть зрелой личностью.

Зрелая личность психолога – это, в первую очередь, про осознанное принятие своего реального внутреннего мира, открытость собственному опыту, чувство эмпатии к другим и принятие личной ответственности. Также психологу очень важно иметь такие качества как сочувствие, уважение, хорошая интуиция, очень важно быть надежным. Если клиент чувствует, что он не может доверять своему психологу, между ними никогда не будет хорошего взаимопонимания. Построение раппорта между клиентом и психологом — единственный способ построить доверительные и эффективные терапевтические отношения.

Для того чтобы развивать все эти качества в себе, каждому психологу необходимо своевременно проходить личную тераприю и супервизию. Даже, если у вас пока нет клиентов и вам кажется, что у вас нет личных проблем, это необходимо. Для того чтобы строить с клиентами качественные и безопасные терапевтические отношения, психолог должен очень хорошо знать самого себя. Именно для этого нужна личная психотерапия. Важно уметь встречаться со своими болезненными эмоциями, уметь контактировать с ними в присутствии другого. Наконец, для того, чтобы понимать, что может чувствовать клиент, необходимо побывать неоднократно в роли клиента, «посидеть» в кресле клиента и узнать, как работает психологическое консультирование и психотерапия изнутри. Психолог должен знать границы своей компетенции и уметь вовремя остановиться в работе с клиентом, грамотно завершить эту работу и направить его другому специалисту.

7. Уметь работать над ошибками и недочетами, просить о помощи коллег.

Говоря об этом, в первую очередь, я имею ввиду, супервизии и интервизии. Прохождение супервизий, тоже важная часть зрелой личности психолога. Очень важно отметить, что чем больше психолог практикует, тем чаще нужно обращаться за супервизией. Взгляд психолога со временем «замыливается», может появиться опасное ощущения «всемогущества» (я могу работать с любыми запросами; я могу консультировать каждый день и много клиентов; я уверен, что помогу всем, кто мне обратился и т. д.). В таких случаях своевременная супервизия может помочь психологу вернуться в реальность.

На мой взгляд, супервизия для практикующего психолога может быть даже важнее, чем личная терапия (хотя, это тоже очень важно).

Почему это так для меня? Дело в том, что на супервизии, детально разбирая работу психолога с клиентом, можно увидеть довольно много «слепых зон» и «ловушек», в которые попадает психолог в процессе работы с клиентскими запросами. Также исходя из этого можно сформировать гипотезы происхождения этих «слепых зон» и «ловушек», а затем порекомендовать коллеге проработать именно эти вопросы в личной терапии.

На личную терапию психолог в качестве клиента не всегда «принесет» то, что скрыто в «слепых зонах», на то они и слепые. Это как раз то, к чему должны прийти психолог и терапевт в своей работе. Но, дорога может быть не быстрой, а все это время психолог продолжает работу с клиентами, попадая в «ловушки» собственного бессознательного.

Так или иначе, супервизия всегда идет с личной терапией рука об руку: я считаю, что это стороны одной медали.

P.S. Я долго думала писать ли о профессиональной этике и решила, что если у психолога качественное образование, он регулярно посещает личную терапию и супервизию, читает «правильные» книги, он не будет нарушать этику. Он будет работать над собой и своими ошибками, будет уметь признавать их. Важно, не только на рабочем столе иметь этический кодекс психолога и читать его иногда. Важно, быть профессионалом, который будет знать и понимать, почему в этическом кодексе написано именно так, а не иначе.

Личностные качества психолога | Psylist.net

Психотерапия ↓

Профессиональное и личностное в деятельности психолога очень часто бывают тесно связаны. Трудно быть в личностном плане одним, а в профессиональной деятельности совершенно другим. Поэтому личностные качества составляют важный фундамент профессиональной успешности психолога. Как сказал один студент, «у тех людей, которых я считаю по-настоящему профессиональными психологами, я всегда замечал необыкновенное слияние профессии и жизни, включенность внутренних переживаний и напряженного духовного поиска в контекст профессиональной деятельности и, наоборот, включенность профессиональной деятельности в общий контекст всей жизни. Это для меня идеальная ситуация – чтобы все, что я делаю как профессионал, становилось частью моего духовного поиска».

Трудно найти личностные качества, одинаково важные для таких разных сфер деятельности психолога как научная психология, практическая психология, преподавание психологии. Каждая из них предъявляет к личности психолога целый ряд специфических требований.

Как считает К.А. Рамуль, для каждого ученого, в том числе и психолога необходимы следующие черты личности:

  1. энтузиазм по отношению к работе и ее задачам,
  2. прилежание – способности и наклонности к продолжительному и усидчивому труду,
  3. дисциплинированность,
  4. способность к критике и самокритике,
  5. беспристрастие,
  6. умение ладить с людьми.

Важными нравственными качествами психолога считаются доброжелательность, уважительное отношение к людям, чуткость, отзывчивость, альтруистичность, гуманность, интеллигентность.

Большое знание для практического психолога имеют коммуникативные качества его личности: умение понимать других людей и психологически корректно воздействовать на них. Психолог должен уметь работать с людьми, разбираться в характерах, обладать не только психологическими знаниями, но и психологической интуицией. Коммуникативными качествами психолога, важными для его профессиональной деятельности, можно считать привлекательность, общительность, тактичность, вежливость, умение слушать и понять другого человека. В целом комплекс этих качеств часто называют «талантом общения».

Общее отношение к жизни и деятельности проявляется в таких значимых для психолога личностных качествах как ответственность, организованность, оптимизм, открытость, любознательность, наблюдательность, самостоятельность суждений, креативность, гибкость поведения, способность к рефлексии своих переживаний.

Для психолога важны такие эмоциональные проявления личности как непринужденность, естественность и искренность в общении, устойчивость к стрессу, эмоциональная стабильность, способность к сопереживанию.

К необходимым волевым качествам психолога относятся настойчивость, терпеливость, самообладание.

К числу необходимых личностных свойств практического психолога относят способность к эмпатии (сопереживанию), умение понять состояние клиента. Однако важно и умение сохранять некоторую дистанцию. При несоблюдении этого психогигиенического правила у психолога может возникнуть синдром сгорания и коммуникативной перегрузки.

Необходимое качество практического психолога – уверенность в поведении с клиентом. В противном случае он не заслужит доверия клиента.

В то же время важным оказывается отсутствие чрезмерной самоуверенности и веры в непогрешимость своих психологических выводов. Нетактичность психолога проявляется в его склонности приписывать своей профессии сверхзначимость и исключительность. Демонстративность поведения и самолюбование психолога отталкивает клиента.

Профессиональному психологу важно иметь адекватную самооценку, понимать индивидуальные особенности своей личности, свои способности, сильные и слабые стороны характера. При этом полезно знать способы компенсации собственных личностных недостатков.

В профессиональной деятельности психолог не может быть успешным во всем. Не все методы и приемы работы получаются одинаково хорошо. Не ко всем видам деятельности проявляется интерес и склонность. Поэтому психологу важно формировать индивидуальный стиль профессиональной деятельности с учетом своих индивидуальных личностных особенностей.

Перечисленные выше характеристики отражают мнения авторитетных ученых и практиков о том, какими личностными свойствами должен обладать профессиональный психолог. Эмпирических исследований, посвященных этой теме, еще очень мало. Особого интереса заслуживает работа Т.А. Верняевой, в которой она изучила мнения психологов по этому вопросу.

Похожие материалы в разделе Психотерапия:

  • Пять мифов о психотерапии
  • Цена молчания
  • Основные аспекты проблемы тревожности в психологии
  • Неприкосновенность вещей и чувств
  • Советы известных практических психологов начинающим психологам-консультантам
  • Классический психоанализ
  • Избавление от взаимозависимости, восстановление связи с собственной личностью
  • Три девицы под окном…
  • Что делать, если терапевт неожиданно вынужден отменить прием
  • Участвовать ли в игре ребенка?

5 качеств психолога-педагога

  • Эмпатия
  • Хорошие навыки слушания
  • Хорошие навыки решения проблем
  • Этический
  • Хорошо с детьми

Наиболее важными характеристиками психолога-педагога являются те, которые помогают психологу устанавливать отношения и общаться с другими, анализировать и вносить вклад, который улучшит поле и жизнь студентов. Педагоги-психологи могут изучать проблемы с обучаемостью, результаты учащихся, то, как учащиеся учатся, и многое другое. В то время как большинство педагогических психологов работают с детьми или подростками, некоторые области педагогической психологии сосредоточены на когнитивных процессах на протяжении всей жизни.

  1. Университет Дейтона

    Магистр прикладного анализа поведения
    Обладатели степени бакалавра, получите степень магистра в области ABA всего за 21 месяц с онлайн-программой Дейтонского университета без сдачи GRE. Благодаря последовательности курсов, проверенной ABAI, вы пройдете практические занятия в полевых условиях и будете готовы сдать экзамен BCBA® и продвинуться по карьерной лестнице. Узнать больше.
    Посетите сайт

  2. Университет Симмонса

    Онлайн-магистр Университета Симмонса по анализу поведения
    GRE не требуется для подачи заявки на уважаемую, проверенную ABAI программу Simmons MS in Behavior Analysis. Получите высшее образование через 20 месяцев со всеми необходимыми полевыми часами под наблюдением и знаниями, чтобы сдать экзамен BCBA® и взять на себя руководящие роли в растущей области прикладного анализа поведения.
    Посетите сайт

  3. Университет Пеппердайн

    Магистр наук в области прикладного анализа поведения
    OnlinePsychology@Pepperdine
    Получите степень магистра в области прикладного анализа поведения менее чем за 2 года онлайн в Pepperdine. Пройдите клиническое обучение и подготовьтесь к экзамену на сертифицированного поведенческого аналитика. ГРЭ не требуется.
    Посетите сайт

Спонсируется

Эмпатия

Эмпатия является важной характеристикой для педагога-психолога, потому что он должен быть в состоянии понять, что другие чувствуют и реагировать в нюансах. Эта эмпатия должна иметь соответствующие границы, которые позволяют психологу отождествлять себя с тем, что чувствует другой человек, не принимая на себя эти эмоции. То, что иногда называют «интуицией», часто представляет собой хорошие наблюдательные навыки, смешанные со знаниями, и сильное чувство сочувствия к другим людям важно для развития этой интуиции.

Хорошие навыки слушания

Это необходимая характеристика для педагога-психолога, потому что он должен иметь точную информацию, чтобы приступить к исследованию или лечению. Слушать — это не просто сидеть и слушать, что говорит человек, хотя это один из элементов слушания. Быть хорошим слушателем также означает улавливать язык тела, замечать, когда человек колеблется или борется, и даже быть в состоянии определить, когда человек не совсем правдив. Кроме того, хорошие слушатели должны четко показывать, что они слышат и понимают, посредством языка тела, комментариев и дополнительных вопросов, если это необходимо.

Хорошие навыки решения проблем

Как указывает Бюро трудовой статистики, наличие хороших навыков решения проблем является еще одной важной характеристикой для всех психологов. Решение проблем, по сути, является сутью того, что делает педагог-психолог, собирая и анализируя информацию и применяя ее к ситуации. Примеры проблем, которые может решить психолог-педагог, включают в себя, почему учащийся борется с определенной концепцией или стилем обучения, какой уровень образования подходит на определенных этапах развития или как лучше обслуживать учащихся с определенной неспособностью к обучению.

Этический

Строгий этический кодекс необходим педагогу-психологу. Они работают с конфиденциальной информацией и принимают решения, которые могут оказать глубокое влияние на жизнь человека. В результате важно, чтобы они придерживались этики своей профессии, а также своего собственного этического кодекса и стремились помогать, а не вредить человеку, с которым они работают.

Хорошо ладит с детьми

Это, пожалуй, самая важная характеристика из всех, поскольку вышеперечисленные качества мало что принесут педагогу-психологу, если психолог не может эффективно работать с наиболее вероятной целевой группой. Работа с детьми коренным образом отличается от работы со взрослыми, и она требует от психолога уважения к детям и предоставления им некоторой автономии, а также признания того, что они находятся на совершенно иной стадии развития, чем взрослые и другие дети разного возраста. Педагог-психолог должен быть в состоянии построить доверие и взаимопонимание с детьми, чтобы быть эффективным.

Педагогическая психология — молодая, но развивающаяся область в более широкой области психологии. Педагогические психологи могут работать над улучшением результатов тестов в школе, консультировать учащихся и родителей или работать с персоналом и учителями среди других обязанностей и специализаций. Обладая вышеуказанными характеристиками, педагоги-психологи могут эффективно работать в своей области и улучшать результаты учащихся на всех уровнях образования.

Связанные ресурсы:

  • 20 лучших онлайн-магистров педагогической психологии
  • 5 подкастов для педагогов-психологов
  • 5 отличных книг для педагогов-психологов
  • 5 Онлайн-ресурсы для педагогов-психологов
  • Что я могу сделать со степенью магистра педагогической психологии?
  • Как мне стать исследователем в области образования?
  • Какую работу я могу получить со степенью магистра педагогической психологии?
  • Пять техник медитации, используемых специалистами в области психического здоровья
  • Пять самых распространенных психических заболеваний в Америке
  • Пять наиболее распространенных расстройств личности
  • 5 характеристик успешного школьного консультанта
  • 5 ролей школьного советника

5 замечательных качеств школьных психологов – высшее образование

Ушли

Ключевые характеристики школьных психологов различаются, но, безусловно, некоторые из них должны обязательно присутствовать. Выбирая образовательный спектр психологии, выпускники должны обладать определенными навыками, которые помогут им в те годы, когда они будут на практике. Они не только должны иметь страсть к помощи другим, глубокое понимание человеческого состояния и годы образования за плечами, они также должны обладать каждой из следующих черт, отражающих характер настоящего профессионала в своей области.

1. Желание учиться

Школьные психологи всегда должны быть готовы продолжать свое образование и подходить к проблемам непредвзято, согласно данным Американской психологической ассоциации. Сохранение непредубежденности имеет решающее значение не только для того, чтобы быть уважаемым профессионалом в выбранной ими области образовательной терапии, но также имеет основополагающее значение для роста любого человека. Как только кто-либо на позиции «наставника» или «руководителя» считает, что ему больше нечему учиться, то, в конце концов, те знания, которыми он обладает, в конечном итоге устареют. Мало того, что хороший школьный психолог должен иметь желание учиться на своей практике, он также должен быть открыт для продолжения своего образования на случайных занятиях, чтобы быть в курсе последних изменений в своей области.

2. Терпение

Одной из самых необходимых характеристик школьного психолога должно быть терпение. Способность сохранять хладнокровие и спокойствие ума также связана с этим. При работе с отдельными пациентами, наряду с проведением исследований в выбранной ими области, терпение имеет большое значение для решения проблем. Высокий уровень терпимости и понимания — вот что делает выигрышную комбинацию в области психологии. Некоторые проблемы, с которыми они столкнутся при работе со своими клиентами, займут больше времени, чем несколько сеансов. Нередко требуются годы и годы работы с одним и тем же человеком, прежде чем начнут проявляться прорывы в личном развитии.

3. Уважение к конфиденциальности

Как работающий психолог, который будет общаться со студентами лицом к лицу, вы должны соблюдать обязательное соглашение о конфиденциальности, которое является синонимом должности. Быть заслуживающим доверия с личной информацией — одна из самых важных характеристик школьных психологов. Как доверенный профессионал, вы обязаны уметь различать то, что известно как возможную опасность, которой следует избегать, доверившись властям, и то, что подпадает под действие этого соглашения о конфиденциальности.

4. Этика

Сильное чувство этики является очень необходимой характеристикой школьного психолога. Без этического кодекса, по которому нужно жить и работать, ранее упомянутое уважение к конфиденциальности и прочее не может восприниматься так серьезно. Полное осознание серьезности, с которой ваши работы и действия могут повлиять на жизнь ваших пациентов, абсолютно необходимо при работе в социальной сфере, такой как школьная психология.

5. Сильные навыки межличностного общения

Обладание сильными навыками межличностного общения является необходимой характеристикой школьного психолога. Под навыками межличностного общения это означает, что вы, как профессионал, занимающийся практической работой в области человеческого поведения, должны знать, как хорошо взаимодействовать с самыми разными людьми.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts