Какими качествами должен обладать руководитель?
Современные тренды управления
Одна из наиболее соответствующих современному миру ассоциаций — это “скорость”: все отрасли жизни и бизнеса движутся и изменяются с нарастающей скоростью, чему как никогда ранее способствует развитие технологий. Вместе с преображением рынка и общемировых тенденций меняются и превалирующие черты в управлении, набор актуальных навыков и эффективно работающих систем управления.
Общую картину весьма наглядно демонстрируют опросы ведущих экспертов и бизнес-лидеров: порядка половины из них не берется прогнозировать положение дел далее, чем на три года — настолько быстро все видоизменяется. Это достаточно четко дает понять: в эпоху быстрых перемен важны не “абсолютные” знания, а способность “быстро схватывать”, то есть учиться новому, определять закономерности и верно на них реагировать, развивать в себе независимое и критическое мышление, эмпатию.
Многие эксперты (в том числе доктор экономических наук и директор программы DBA ИБДА РАНХиГС Александр Гапоненко) отмечают первоочередную важность soft-skills среди компетенций успешного управленца: гибкость, умение “чувствовать” своих сотрудников и искренне вовлекать их в процесс, воспитание в себе системного мышления и быстрого выявления закономерностей, эмоциональный интеллект, умение выстроить конструктивную обратную связь.
Кто такой руководитель?
Как известно, лидерами в основной своей массе не рождаются, а именно становятся (хотя ребенок в первые годы жизни более чем успешно управляет своими родителями, однако сейчас мы ведем речь несколько о другом). После первого назначения на руководящую должность, далеко не сразу приходит полное понимание, какими качествами должен обладать руководитель. И соответственно, многие собирают свою личную коллекцию “грабель”, на которые случилось наступить размашистым шагом в первые месяцы (а для кого-то и годы) работы управленцем. Какая бы ни была на старте карьеры теоретическая подготовка, ошибки на этом пути совершают все, идеального руководителя “с рождения” не бывает. Важно лишь, чтобы полученный опыт постепенно систематизировался, а каждая ошибка отражалась образной записью в личном своде правил и далее не повторялась.
У кого-то это получается с большим успехом, а у кого-то, к сожалению, с меньшим. За степень прогресса управленческих навыков и за способности конкретного человека к управлению отвечают вполне определенные характеристики и качества, которые мы и разберем в данной статье.
Качества бизнесмена, как и качества любого управленца делятся на основные три основные категории: личностные, профессиональные и деловые. Коснемся каждой из них подробнее и рассмотрим, какие факторы можно отнести к сильным сторонам руководителя.
Личные качества руководителя
Исходя из того, что должность управленца — это далеко не просто “занятая иерархическая ступень” и набор функций, стоит сказать, что это в первую очередь определенный алгоритм и механизм мышления прежде всего со стратегическим и системным уклоном).
Личные качества, помноженные на опыт, во многом отражают все более актуальные как в современном управлении, так и для рядовых сотрудников soft skills. Для руководителя этот блок характеристик во многом выражается в различных “способностях” и “умениях”: способность выстроить с коллективом здоровые и способствующие развитию отношения, умение развивать свой нетворкинг, переговорные навыки, способность вычленять из огромного потока информации суть и гибко подходить к решениям на фоне меняющихся условий и т. д.
Это также и наличие определенных личных качеств (и их соотношение), которое позволяет выстраивать эффективную коммуникацию между своими подчиненными, между смежными отделами и конечно, между самим собой и сотрудниками. Ведь согласитесь, что ситуация не выглядит здоровой, когда между собой и другими отделами у сотрудников взаимоотношения отличные, вместе с тем поручения непосредственного руководителя выполняются с переменным успехом либо просто для галочки. Эту ситуацию мы намеренно указываем в блоке личных характеристик, так как еще Сунь Цзы в “Искусстве войны” говорил: “Управляй из любой точки”. То есть степень выполнения поставленных задач подчиненными (и не только ими) определяется не кипой регламентов, а в большей части способностями руководителя к невербальному воздействию, наличию у него определенной харизмы.
Одним словом, важные личностные качества руководителя (это же касается и качеств предпринимателя) — это определенный комплекс из особенностей личности, его моральных и психологических характеристик, во многом определяющих стиль управления.
- Эмоциональная стабильность и стрессоустойчивость. Если определять наиболее важные качества, то невозмутимость будет одним из них. Ежедневно объем задач будет приносить все новые вызовы, и первый человек, который задает собой пример для остальных — это руководитель. Он должен иметь способность оставаться невозмутимым и с холодной головой подходить к задачам и обладать выдержкой.
- Амбициозность. Если бы в свое время Стив Джобс как предприниматель не ставил высокие цели, он не создал бы существующую сегодня империю. Все мы знаем десятки примеров успешных бизнесменов, на старте бизнеса которых их миссия звучала слишком футуристично и сказочно, однако же они добились успеха. Мы не говорим о том, что нужно ставить нереальные цели, однако подвешивать “морковку перед носом” всегда стоит на шаг выше, чем пока видится возможным допрыгнуть.
- Решительность и даже смелость. Это неотъемлемые качества для принятия нестандартных решений. А в эпоху постоянных перемен успешный руководитель должен быть готов отступать от “протоптанной тропы” в пользу эффективных стратегических решений.
- Объективность. Не секрет, что “математику не обманешь”. Для успеха в любом деле, как и для принятия решений жизненно важно видеть картину мира, не искаженную эмоциями, оценивать каждую конкретную ситуацию максимально объективно. К этому же блоку качеств относится равное отношение к подчиненным (способность отказаться от выбора “любимчиков”), а также корректный взгляд “со стороны” на свои действия, способность к ретроспективе и самоанализу. К этому же блоку качеств.относится так называемый “социальный интеллект”, или проще говоря, эмпатические способности.
- Требовательность (контроль полученного результата). Когда не выполняется поставленная маленькая задача, следом не будет выполнена и большая. Управление процессом важно на всех этапах — и при постановке, и в процессе, и когда пришло время “собирать урожай”. Во многом именно от личных характеристик будет зависеть, насколько серьезно сотрудники будут относиться к задаче, выполнят ли ее в срок и в ожидаемом ли качестве.
Когда мы говорим о личных качествах, то стоит также отметить, что данный блок в определенной степени находит отражение во всех прочих аспектах руководства: будь то стиль управления конкретного руководителя, или прогресс его профессиональных характеристик. Однако хорошей новостью будет являться тот факт, что над личными качествами можно и нужно работать, причем на любом этапе (как будучи начинающим руководителем, так и генеральным директором).
Профессиональные качества руководителя (hard skills)
Профессиональные качества характеризуют то, насколько руководитель (или любой сотрудник) разбирается в той предметной области, с которой он работает. Также весьма полезно, когда за руководителем есть определенный авторитет как профессионала, когда он точно знает, о чем говорит. И именно в этом вопросе довольно часто проходит тонкая грань.
С одной стороны, безусловно, будет довольно странным, если предприниматель совсем не понимает и не знает принципиальных черт, скажем, производства. Тогда он элементарно не сможет отсеять правдивость сообщаемой ему информации. В то же время стоит помнить, что необходимый и первоочередной набор управленческих компетенций — это планирование, делегирование и контроль. Это базовые качества хорошего руководителя, и то, от чего необходимо отталкиваться в построении системы управления. Многие неосознанно склоняются к избеганию первых двух составляющих, особенно делегирования, в то время как работать (“производить результат”, согласно формулировке Ицхака Адизеса, признанного гуру менеджмента, научного руководителя программ МВА ИБДА РАНХиГС) — в состав основных управленческих функций не входит. Все это даже при желании невозможно выполнять руководителю, так как по мере приближения к ТОП-менеджменту и директорскому креслу, руководитель все более отдаляется от непосредственного выполнения задач (однако остается важным понимать общие принципы и тенденции).
Проще говоря — помните, что каждый должен заниматься своей работой. Рядовые сотрудники должны быть непосредственно “в бою”, в то время как основная задача руководителя — грамотно распределять их ресурс и заниматься стратегическими вопросами.
Можно отметить следующие важные профессиональные качества управленца:
- Уровень образования, опыт работы (в целом и в конкретной сфере, а также на позиции руководителя)
- Критическое мышление и способность учиться новому, готовность менять процессы. В качестве позитивного примера реализации данного качества — кейсы, когда руководитель (особенно когда речь идет о ТОП-менеджменте и директорах) был принят из другой, порой даже не смежной отрасли бизнеса, однако обладая высоким уровнем профессиональных управленческих качеств, привносит те новшества, которые позволяли бизнесу выйти на новый уровень развития.
- Системность мышления
Для принятия эффективных стратегических решений необходима определенная парадигма мышления, позволяющая взглянуть на совокупность окружающих факторов и имеющуюся информацию системно.
- Стремление к изучению новых методов и подходов к работе Иными словами, руководитель всегда “держит руку на пульсе” новшеств в своей области.
Деловые качества руководителя
Так часто упоминаемая “системность мышления” во многом находит отражение именно в деловых качествах, взгляните сами:
- Умение в сжатые сроки получать, оценивать информацию и анализировать ее
- Способность не слишком много “думать” и начинать действовать
- Быстро ориентироваться в ситуации неопределенности и недостаточности информации
- Умение распределять ресурсы и приоритеты (так, пожалуй, более корректно определять “режим многозадачности”)
- Грамотная и четкая постановка задач подчиненным (чтобы сотрудник детально осознал саму задачу и сроки и выполнил ее)
- Умение оптимизировать рабочий процесс, определять и избавлять от излишних рутинных задач себя и своих подчиненных
Успешный управленец сочетает в себе все перечисленные выше профессиональные качества руководителя, при этом они должны сочетаться достаточно гармонично. Ведь как только начинается перекос в один из блоков в ущерб другим, то эффективность управления неизбежно снижается (например, на одних только личных амбициях без профессиональных и деловых качеств не вытянуть бизнес на новый уровень, и даже не удержать на текущих показателях). А потому всегда важно не только иметь “базовый набор”, но и продолжать гармоничное развитие своих качеств.
Жесткое и мягкое лидерство
Каждому из руководителей приходится делать выбор в сторону одного из стилей управления (иногда это происходит осознанно, однако зачастую наблюдается интуитивное тяготение к более свойственному личности стилю лидерства). Также данный выбор может быть обусловлен общей политикой компании. Разберем детальнее отличия в мягком и жестком стилях:
Мягкое лидерство
“Мягкий” стиль подразумевает либо отсутствие регламентов, либо их минимальное количество, а управление в основном имеет либеральный оттенок. Политика в отношении сотрудников во многом направлена на их развитие и поощрение, а основной ориентир направлен на так называемые “человеческие ценности”. При всем этом важно учитывать, что в силу размытости границ и определений в построении рабочего процесса обратной стороной “мягкого” управления является высокий уровень неопределенности, а также сложность мобилизации в условиях кризиса или возросшей активности компаний-конкурентов. «Мягкие» модели управления — это также модели с изменяющимися целями, KPI и их значениями (а соответственно, у персонала довольно часто возникает соблазн объяснить невыполнение показателей внешними факторами и обратиться, например, к директору с просьбой скорректировать целевой показатель).
Практика показывает, что “мягкий” стиль лидерства управленческого состава присущ небольшим бизнесам (до 30 человек), и по мере роста компании происходит закономерный и необходимый для устойчивости на рынке переход к более жестким моделям лидерства и политики управлениям персоналом.
Жесткое лидерство
Название стиля управления обусловлено в первую очередь четкостью, измеримостью и однозначностью (или “жесткостью”) поставленных целей. То есть “жесткое” лидерство — это модель управления, ориентированная на конкретный результат: поставленные цели и KPI в отведенный период не подлежат изменению. Задачи вышестоящего руководства принимаются к исполнению, а не трактуются в “вольном стиле” (однако и управленцу необходимо максимально точно формулировать задачу и ожидаемый результат, для чего чаще всего применяется SMART-система). Также именно жесткому стилю управления гораздо более присуща системность.
В период резких перемен на рынке, различного рода кризисов или вспышек активности конкурирующих бизнесов (представляющих реальную или потенциальную угрозу) быстро мобилизоваться позволяет именно жесткое лидерство. И чем более критическое положение дел, тем более авторитарной должна быть система управления для удачного выхода из сложившегося “пике”. Также, исходя из практики российского бизнеса, более свойственным стилем выступает жесткое управление с вполне четкими иерархическими гранями и целями.
Стоит учитывать, что нередко в компаниях встречается в различных пропорциях смешанный стиль, в то время как в “абсолютных ипостасях” стиль встречается скорее в формате исключения. Также стиль управления может меняться внутри одной и той же компании, с одним и тем же составом сотрудников в зависимости от конкретной сложившейся ситуации. Или же руководитель применяет разные стили управления к разным сотрудникам, что также зачастую оправдано результатами и при верном применении характеризует высокие лидерские качества руководителя.
Чтобы обеспечивать эффективность любого из стилей, руководитель должен иметь системное мышление для корректного определения как стратегических, так и тактических задач. А ответом на вопрос “как именно эти задачи ставить и как контролировать” как раз выступает один из стилей лидерства. Если размышлять, какими качествами должен обладать предприниматель, то способность применять по необходимости различные стили управления определенно будет одним из них.
Отношения с коллективом
При любом стиле управления и лидерства руководителю необходимо работать с людьми, а это означает все вытекающие из этого нюансы: как положительные, так и требующие внимания. Среди качеств лидера и профессионального руководителя совершенно точно находится выстраивание взаимоотношений со своими сотрудниками. И речь здесь идет, конечно же, не о дружеском общении, а о четкой настройке управленческого взаимодействия, похожем в чем-то на настройку музыкального инструмента. Особенно этот процесс важен для руководителей, недавно принявших свои полномочия на новом посту или в новой компании. Рассмотрим основные аспекты взаимодействия с подчиненными сотрудниками:
1. Обратная связь
Согласно некоторым опросам, именно качественной и конструктивной, содержательной обратной связи чаще всего не хватает подчиненным (это касается как рядовых сотрудников, так и управления руководителями подразделений). Не секрет, что обратная связь, помимо регулярной основы, должна отвечать базовым правилам:
- Если вопросы касаются линии поведения конкретного сотрудника, или же подразумевает критику действий сотрудника, то делать это необходимо наедине, “без лишних глаз и ушей”.
- Четко разъяснить суть своих пожеланий к конкретным аспектам работы
- Оценивать не саму личность сотрудника, а его работу или результат
- Предоставлять возможность сотрудникам инициировать получение обратной связи от непосредственного руководителя
- Направлять сотрудника на повышение его навыков и умений
2. Предоставление права принятия решений
Руководитель должен быть открыт к инициативам и предложениям сотрудников касаемо решения рабочих задач (однако право “вето”, или конечное решение — всегда за руководителем). А также, разумеется, подобные инициативы не должны выступать в качестве оспаривания решения руководителя. В данном пункте речь идет именно о развитии в сотрудниках эффективной проактивности и поощрении за подобные предложения сотрудников, принесшие положительный результат.
3. Личное поведение — пример для подчиненных
Сотрудники неосознанно являются своеобразным отражением своего руководителя. Поэтому одно из негласных правил — требовать от подчиненных то, что можешь выполнить сам (это касается также многих, казалось бы, мелочей, но которые крайне заметны. Например, своевременное появление на рабочем месте, выполнение обещаний, фактически проявляемое отношение к клиенту и т.п.)
4. Переговорные навыки
На более чем 70% важно то, как руководитель ведет себя и доносит информацию сотрудникам, чем то, что именно он произносит. И для этого как нельзя кстати подходит фраза Игоря Рызова: “Вы живете ровно так, как умеете вести переговоры”. Ее чаще ассоциируют со взаимоотношениями с клиентами, однако фраза справедлива для всего спектра отношений между людьми, в том числе (и даже особенно) между руководителем и подчиненными. Не менее важно уметь вести переговоры с вышестоящим руководителем, собственником, инвесторами бизнеса, партнерами и т.д.
5.
Моральные принципы и справедливостьВозможно, заголовок прозвучит несколько “сентиментально”, однако сотрудник даже с выраженной финансовой мотивацией обладает определенным ассоциированием себя с компанией-работодателем. И сотрудник с подорванным в отношении компании доверием уже не проработает долго (или по крайней мере так эффективно, как мог бы). Для соблюдения этих принципов руководителю необходима способность оценивать любую ситуацию объективно и без примеси эмоций.
Как повысить навыки руководителя?
На старте и до определенного момента набирать управленческую квалификацию позволяет сам по себе процесс получения руководящего опыта при относительно небольших вводных данных. Однако при среднем темпе развития после ориентировочно 3-5 лет руководитель начинает ощущать либо приближение “потолка”, либо очевидное его наличие. Причем необходимость в повышении уровня компетенций может возникнуть как у руководителя отдела, так и у генерального директора, предпринимателя, собственника бизнеса. На этом этапе для тех, кто рассматривает для себя продвижение по карьерной лестнице и увеличение дохода вполне очевидно чувствует потребность в новых знаниях, навыках, технологиях и инструментах, а когда-то и в необходимых связях для дальнейшего “прыжка”.
Определенным эволюционным шагом и самым эффективным решением в этой ситуации выступает обучение по программе MBA в хорошей аккредитованной бизнес-школе. Об этом свидетельствуют как “живые” отзывы выпускников (отмечающих получение ожидаемых навыков, должности и дохода), так и наличие имен этих выпускников в сводках различных отраслевых рейтингов бизнес-сообщества.
Дополнительным бонусом выступает возможность подбора графика обучения, позволяющего совмещать обучение с основной работой: например, вечерний или weekend-формат (рекомендуем отказаться от выбора школ, предлагающих полностью дистанционный формат, так как элементарно часть навыков просто невозможно усвоить без живого обсуждения и контролируемой отработки на практике).
Среди критериев определения качества бизнес-школы наиболее важные — это наличие международных аккредитаций и хорошие отзывы выпускников, что удобно отслеживать по независимым рейтингам. По данным параметрам на сегодняшний день на первом месте среди российских бизнес-школ находится ИБДА РАНХиГС. Подробнее с ее программами обучения можно познакомиться на странице MBA, EMBA и DBA. К слову, для руководителей, имеющих высшее управленческое или экономическое образование, есть специальная программа MBA с возможностью перезачета части дисциплин.
Что важно и является большим плюсом: ИБДА не учит набору “правильных шагов”, не дает “универсальные отмычки ко всем замкам”. Главная цель программ MBA — “дать руководителю удочку, а не рыбу”, и поэтому самый ценный груз, который выпускник забирает с собой — это совершенно иной подход к решению задач. Это в первую очередь soft-skills, позволяющие в любой ситуации находить закономерности и выстраивать системный подход. Имея такой компас, менеджер всегда найдет путь к наилучшим решениям для своего бизнеса в любых обстоятельствах.
HR-Академия | Эмоциональное лидерство
По мотивам прочтения книги Эмоциональное лидерство.
Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта
(Primal Leadership: Realizing the Power of Emotional Intelligence)
Daniel Goleman © 2002
Авторы этой книги, опираясь на результаты исследований в области психологии и нейрофизиологии, показывают, что секрет выдающегося лидерства кроется в высокоразвитом эмоциональном интеллекте лидера. Авторы убеждены, что с помощью целенаправленных и систематических тренировок любой человек способен развить в себе важнейшие с точки зрения лидерства навыки – самосознание, способность к самоконтролю, социальную компетентность и умение налаживать отношения с окружающими.
В начале были эмоции
Лидерство тесно связано с эмоциональной сферой человека и его подсознанием. Выдающийся лидер умеет зажечь огонь в сердцах других. Нет никаких сомнений в том, что управление эмоциональным состоянием людей играет главную роль в лидерском успехе. Можно выделить две разновидности эмоционального воздействия лидера на окружающих – “резонанс” и “диссонанс”. Резонанс – это положительное воздействие, при котором эмоциональное состояние подчиненных становится созвучным эмоциям лидера. Обратный эффект называется диссонансом: в этом случае лидер утрачивает эмоциональную связь со своей аудиторией. Эмоциональная сфера человека – это открытая система: эмоции одновременно являются и реакцией на переживания других, и стимулом, вызывающим ответную эмоциональную реакцию. Хорошо известно, что наши эмоции заразительны. Даже незнакомые люди способны без всяких слов передавать друг другу свое эмоциональное состояние.
Основная задача подлинного лидера – научиться управлять своими эмоциями, чтобы нужным образом воздействовать на эмоции других и заражать их оптимизмом. Положительно настроенные сотрудники в свою очередь подсознательно передают свое психологическое состояние клиентам и коллегам. В результате укрепляется трудовая дисциплина, растет удовлетворенность клиентов, производительность труда и прибыль.
Резонанс и диссонанс
Диссонанс вреден для психического и физического здоровья человека. Наиболее распространенные типы лидеров, вызывающих диссонанс своими действиями: деспот, запугивающий и унижающий подчиненных; лицемер, у которого слова постоянно расходятся с делом и которого волнует только собственная карьера; нечуткий руководитель, который пытается вызвать у подчиненных положительный эмоциональный резонанс, не замечая, что те находятся во власти негативных эмоций.
Умение повести людей за собой обусловлено самыми древними функциями человеческого мозга. В первобытную эпоху высокая эмоциональная чуткость была необходима человеку для выживания, однако с развитием общества на первый план вышла способность контролировать свои чувства. Талантливые лидеры помогают людям направить эмоции в конструктивное русло.
Индивидуальные и социальные составляющие лидерства
Основу лидерства составляют четыре компонента, охватывающих две сферы – индивидуальную и социальную. К первой относятся саморегуляция и самосознание, ко второй – социальная компетентность и управление взаимоотношениями.
Способность к саморегуляции предполагает обладание следующими навыками и качествами:
-
Самоконтроль. Это умение сдерживать негативные эмоции и направлять их в конструктивное русло. Лидеры, обладающие этим навыком, спокойно реагируют на критику и сохраняют ясность ума даже в самой напряженной ситуации, излучая спокойствие и уверенность, которые передаются подчиненным.
-
Открытость. Слова подлинного лидера никогда не расходятся с делом. Его поступки лишены двусмысленности, он всегда искренен и готов признать свои ошибки.
-
Высокая адаптивность. Настоящий лидер реагирует на перемены, не впадая в панику. Он понимает, что бизнес – это постоянная непредсказуемость. Он отличается психологической гибкостью, умеет сохранять внутреннее равновесие и держать удар. Когда обстоятельства меняются, он меняется вместе с ними.
-
Воля к победе. Волевые лидеры неустанно стремятся к покорению новых вершин. Это стремление не мешает им быть реалистами: взвешивая риски и выгоды, они исключительно прагматично подходят к постановке целей.
-
Инициативность. Лидеры не ждут подарков от судьбы, а используют любую возможность, чтобы достичь своих целей. Они не допускают, чтобы реализация планов зависела от внешних обстоятельств, и легко меняют правила игры – или вообще пренебрегают ими, если те противоречат здравому смыслу.
-
Оптимизм. Лидеру нужно пребывать в неизменно хорошем расположении духа и уметь видеть позитив в любой ситуации.
Самосознание предполагает следующие качества:
- Осознание своих эмоций. Научитесь видеть, как ваши эмоции влияют на поведение и работоспособность. Лидеры, разбирающиеся в своем внутреннем мире, хорошо представляют, какими ценностями нужно руководствоваться, и могут интуитивно находить наилучший выход из ситуации. Они откровенны в общении, не боятся рассказывать о своих переживаниях и всегда верят в то, о чем говорят.
-
Точная самооценка. Истинные лидеры знают свои слабые и сильные стороны. Они обладают чувством юмора, приветствуют конструктивную критику, готовы учиться на своих ошибках и не боятся просить помощи.
-
Уверенность в себе. Настоящий лидер точно знает, на что он способен. Он не избегает решения сложных проблем, а воспринимает их как проверку своих способностей.
Социальная компетентность состоит из следующих компонентов:
-
Эмпатия. Это качество позволяет лидеру настраиваться на эмоциональную волну другого человека. Он слушает, наблюдает и находит правильный подход к людям любой социальной или этнической принадлежности.
-
Организационная осведомленность. Обладающие этим качеством лидеры хорошо разбираются в тонкостях корпоративной политики. Они чувствуют, какие силы противостоят друг другу, а также знают сильные и слабые стороны каждого игрока.
-
Предупредительность. Лидер должен создавать в коллективе атмосферу взаимопомощи и благожелательности.
В основе умения управлять отношениями лежат следующие элементы:
-
Вдохновение. Талантливые лидеры вызывают в подчиненных эмоциональный резонанс, заражая их своим энтузиазмом и передавая им свое видение будущего. Они воодушевляют людей собственным примером.
-
Влияние. Авторитетные лидеры знают, что нужно говорить и делать, чтобы убедить людей последовать за собой. Они умеют уговаривать, пробуждать интерес, заручаться поддержкой нужных лиц, заводить и использовать нужные связи.
-
Помощь другим в самосовершенствовании. Настоящие лидеры помогают людям развиваться. Из них получаются хорошие наставники.
-
Содействие переменам. Стратегически мыслящие лидеры понимают, какие преобразования необходимы организации, и не боятся “раскачивать лодку”. Они отстаивают свою точку зрения и говорят правду, даже если она не нравится начальству.
-
Разрешение конфликтов. Опытные лидеры быстро понимают позиции сторон. Чтобы достичь компромисса, они разъясняют сторонам их общие интересы.
-
Командная работа и сотрудничество. Талантливые лидеры создают в коллективе атмосферу сотрудничества и всегда готовы прийти на помощь.
Стили лидерства
Можно выделить шесть стилей лидерства: четыре положительных, вызывающих резонанс, и два отрицательных, порождающих диссонанс. К положительным относятся:
1. “Мечтатель”. Побуждает людей работать на достижение общей цели. Такой стиль наиболее эффективен в ситуации, когда требуется пересмотр приоритетов и четкая постановка новой задачи.
2. “Наставник”. Такой руководитель умеет связать цели организации с индивидуальными целями сотрудников, он никогда не теряет позитивного настроя и знает, как повысить производительность труда своих подчиненных.
3. “Товарищ”. Лидер этого типа сплачивает людей, а его умения особенно востребованны, когда между сотрудниками возникают разногласия или когда в стрессовой ситуации испытывают на прочность отношения в коллективе.
4. “Демократ”. Сразу дает понять, что самое важное для него – это сотрудничество и открытость в общении. Он принимает решения на основе консенсуса и действует с помощью убеждения. Такой стиль особенно уместен, когда успех компании зависит от того, налажен ли обмен информацией между начальником и подчиненными.
Отрицательные стили лидерства:
1. “Педант”. Управление с помощью личного примера часто бывает эффективным, однако некоторые лидеры начинают жестко требовать от сотрудников выполнения строгих стандартов, воплощением которых являются они сами. Чрезмерное психологическое давление вызывает у людей тревогу и даже страх. Даже добившись улучшения результатов (обычно кратковременного), такой лидер позже обязательно столкнется с потерей хороших специалистов.
2. “Диктатор”. Авторитарный лидер все вопросы решает сам, не терпя возражений. Такой подход может оказаться как нельзя кстати в кризисной ситуации или во время проведения крупной реорганизации, однако он создает почву для злоупотребления властью. Руководители-деспоты – пережиток прошлого; под их началом сегодня не согласится работать никто. Успех современного предприятия зависит от наличия в его штате высококлассных специалистов, поэтому авторитарный стиль управления ставит под удар жизнеспособность всей организации.
Пять открытий положительного лидерства
Навыки лидера, умеющего вызывать положительный резонанс в подчиненных, можно развить в себе самостоятельно. Эти навыки позволят вам:
1. Найти свое идеальное “я”. Каким человеком вы хотели бы стать? Представление о своих жизненных ценностях – главный ориентир в поиске идеального “я”. Сформулируйте те из них, которые считаете самыми важными, но помните, что следование им должно быть искренним, а не формальным. Не уподобляйтесь человеку, который причисляет семью к своим главным ценностям, но при этом пять дней в неделю практически не видится с женой и детьми. Выявите ценности, на которые вы действительно ориентируетесь. Кто вы – прагматик, индивидуалист или человек, которому в первую очередь интересно общение с другими людьми?
2. Понять свое реальное “я”. Каким человеком вы являетесь в данный момент? Чтобы выяснить о себе всю правду, расспросите других. Лидеру особенно трудно получить, но исключительно важно иметь точные сведения о самом себе.
3. Составить программу самообучения. Как можно ликвидировать разрыв между тем, кем вы являетесь сейчас, и тем, кем хотите быть? От того, насколько сильно вы стремитесь к своему идеальному “я”, зависит и то, с какой охотой вы возьметесь за самообучение. Поставьте перед собой задачи, которые помогут вам развить свои достоинства и будут сочетаться с вашим индивидуальным темпом усвоения знаний.
4. Найти способы измениться. Постоянно испытывайте на практике новые модели мышления и поведения. Приучая себя к новому образу мыслей и действий, вы перестраиваете свою привычную реакцию на стимулы. Устоявшиеся реакции вырабатываются годами, поэтому для их изменения требуется нечто большее, чем простое осознание такой необходимости, а именно постоянная практика. Проанализируйте свое поведение в ситуациях, когда ваш нынешний стиль лидерства оказался неэффективным, и мысленно представьте, как нужно было бы действовать.
5. Наладить взаимоотношения с подчиненными. Основой отношений с другими должны стать доверие и взаимопомощь. Без поддержки окружающих вам не удастся измениться. Наверху всегда одиноко, и лидерам нужны те, кто может им помочь.
Коллективный эмоциональный интеллект
Не только сам лидер, но и организация в целом должна развивать компетенции, составляющие эмоциональный интеллект. Процесс развития организационного эмоционального интеллекта аналогичен развитию его у отдельного человека. Иными словами, лидеры должны для этого определить идеальное и реальное “я” организации, составить программу обучения, отказаться от непродуктивных моделей работы и наладить продуктивные взаимоотношения. Для осуществления этого плана нужны лидеры, которые сами обладают развитым эмоциональным интеллектом. В управлении этим процессом придерживайтесь следующих правил:
-
Уважайте других. Лидер должен хорошо понимать, какие процессы и ценности составляют ядро организации. Самое сложное – определить, что можно и нужно изменить, не нанеся ущерба этому ядру. Лидер возведет прочный организационный фундамент, лишь проявляя искреннее уважение к сотрудникам.
-
Торопитесь медленно. Не рубите с плеча, слушайте и анализируйте. Культура, благоприятствующая радикальным преобразованиям, формируется постепенно.
-
Изучайте себя. Загляните внутрь себя, чтобы понять, к чему вы стремитесь на самом деле. Прислушивайтесь к интуиции.
-
Занимайтесь эмоциональной настройкой коллектива. В отличие от простой согласованности действий коллективная психологическая настройка идет от чистого сердца, а стимулом для нее служит стремление к общей цели.
-
Олицетворяйте свои принципы. Не говорите, а показывайте на личном примере.
-
Особое внимание уделяйте системным процессам. Изменения, которые вы собираетесь осуществить, не должны идти вразрез с существующими в организации правилами, процедурами и процессами.
-
Помните о власти мифов. Научитесь правильно использовать корпоративные мифы, легенды и символы.
Об авторах
Дэниел Гоулман – один из директоров Консорциума по исследованию эмоционального интеллекта в организациях при Университете Ратджерса (штат Нью-Джерси). Ричард Бояцис возглавляет кафедру организационного поведения в Школе менеджмента имени Уэзерхеда при Университете Кейс Вестерн Резерв (Кливленд, штат Огайо). Энни Макки — преподаватель Высшей школы педагогики Пенсильванского университета.
Что такое лидерские качества? 15 навыков, которыми должен владеть каждый лидер
ИТ-директорК
- Кинза Ясар, Технический писатель
- Эмили Маклафлин, Коравин
Лидерские качества — это сильные стороны и способности, демонстрируемые людьми, которые помогают контролировать процессы, направлять инициативы и направлять своих сотрудников к достижению целей.
Лидерские навыки являются важным компонентом, позволяющим руководителям принимать взвешенные решения относительно миссии и целей своей организации и правильно распределять ресурсы для достижения этих указаний. Ценные лидерские качества включают способность делегировать полномочия, вдохновлять и эффективно общаться. Другие лидерские черты включают честность, уверенность, приверженность делу и творческий подход.
В ИТ от руководителей часто требуется быть мастерами на все руки. Помимо возможности стратегического планирования, их лидерские качества также должны быть направлены на управление рисками, аварийное восстановление, соблюдение нормативных требований и другие аспекты управления данными.
15 основных лидерских качеств, которые делают хорошего лидераЧтобы быть эффективным лидером, человек должен обладать определенными навыками, которые могут направлять и мотивировать членов команды к успеху.
В следующем списке рассматриваются 15 важных лидерских навыков:
- Открытая связь. Хороший лидер поддерживает открытую линию связи с членами команды и может кратко объяснить организационные цели и задачи, используя различные каналы связи, такие как сеансы один на один, электронная почта, видео, чат, телефонные звонки и социальные сети. Эффективный лидер также делится четкими сообщениями и делает сложные идеи понятными для всех.
- Эмпатия. Эмпатическое лидерство направлено на отождествление себя с другими и понимание их точки зрения. Лидеры, которые проявляют эмпатию, успешны, потому что они могут лучше понять, как сотрудники относятся к своей рабочей среде. Это позволяет руководителям вносить позитивные изменения в рабочую силу.
- Стратегическое мышление. Руководителям необходимы навыки стратегического и критического мышления, поскольку перед ними стоит задача принятия сложных решений. Сильный лидер принимает тщательно проработанные и объективно проверенные решения, которые могут привести организацию к достижению ее целей.
- Творчество. Креативный лидер может проводить мозговой штурм новых идей и вдохновлять других на творчество и инновации. Например, успешный лидер всегда признает и вознаграждает сотрудников за их творческий вклад.
- Позитив. Великий лидер приносит позитив в рабочую среду, что, в свою очередь, вдохновляет сотрудников и побуждает их работать лучше. Позитивный настрой можно культивировать, проявляя заботу, уважение, дипломатичность и сопереживание по отношению к команде.
- Гибкость. Лучшие лидеры выходят из своей зоны комфорта и быстро адаптируются к изменяющимся условиям работы. Они носят несколько шляп и могут решать проблемы и импровизировать на лету. Успешный лидер также способствует вовлечению сотрудников и готов принять конструктивную обратную связь от команды.
- Разрешение конфликтов. Великий лидер не только знает, как избежать конфликтов на рабочем месте, но и может решить их эффективно и своевременно. При разрешении конфликтов лидер остается хладнокровным и принимает решения аналитически.
- Управление временем. Это важный навык для лидеров, поскольку им необходимо делегировать задачи, расставлять приоритеты в обязательствах, ставить достижимые цели и работать в режиме многозадачности. Успешные лидеры практикуют навыки тайм-менеджмента, устанавливая SMART-цели для себя и членов своей команды.
- Надежность. Сильный лидер надежен и на него можно положиться в выполнении обязательств и соблюдении сроков. Это побуждает команду ценить решения лидера и следовать по его стопам.
- Наставничество. Великие лидеры всегда готовы наставлять и учить, чтобы выявить лучшее в своих сотрудниках. Они прикладывают много усилий, чтобы сделать команду успешной, используя положительное подкрепление, ясность, мотивацию и поощрение достижений.
- Распознавание потенциала. Великие лидеры умеют распознавать потенциальные таланты и компетенции на рабочем месте. Они также не уклоняются от признания способностей и достижений своих сотрудников.
- Ответственность. Успех и неудача команды лежат на плечах лидера. Поэтому лидеры должны нести ответственность за свои действия и быть готовыми взять на себя вину, когда случаются неудачи. Великие лидеры берут на себя ответственность и разрабатывают стратегии для улучшения вместо того, чтобы обвинять других.
- Организация. Лидерские должности во многом зависят от организационных навыков. Успешный лидер может заниматься множеством различных проектов, уделять каждому достаточно времени, расставлять приоритеты и следить за соблюдением сроков выполнения всех проектов.
- Делегация. Иногда руководителям трудно отказаться от проектов, которыми они увлечены. Тем не менее, хороший лидер знает сильные стороны и ключевые навыки каждого сотрудника и соответственно делегирует полномочия в соответствии с требованиями проекта. Это также помогает в построении отношений внутри команды, поскольку сотрудники чувствуют, что их ценят, уважают и им доверяют.
- Обратная связь. Эффективные лидеры никогда не упускают возможности дать членам команды конструктивный отзыв об их работе. Без обратной связи сотрудники не могут оценить, где они находятся и в каких областях им нужно улучшиться.
Лидерство — это приобретенное поведение, которое имеет множество атрибутов. Согласно исследованию, проведенному Центром творческого лидерства, от 38% до более 50% новых лидеров терпят неудачу в течение первых 18 месяцев.
Следующие лидерские качества могут вдохновить любого стать лучшим лидером:
Хорошие значения. Чтобы быть эффективным лидером, нужно быть честным и приверженным своей роли лидера и всегда помнить, что их команда отражает ценности, которые они поддерживают. Хороший лидер проявляет уважение ко всем и их мнению.
Видение. Нельзя быть эффективным лидером, не имея четкого видения текущего и будущего роста, потому что большая часть работы лидера заключается в том, чтобы связать группу людей с помощью общего видения. Успешный лидер без колебаний вносит изменения и раздвигает границы достижимого с помощью своего интеллекта.
Творчество. Нестандартное мышление обязательно для успешных лидеров, потому что оно позволяет им превращать проблемы в возможности. Лидерство и креативность работают вместе, чтобы создать динамичное рабочее пространство, изобилующее инновационными идеями и методами решения проблем. Это может дать любой организации преимущество над конкурентами.
Уверенность со смирением. Одно только великое видение не может привести к результатам, если у лидера нет уверенности в своих действиях. Завоевание доверия лидера — это постепенный процесс. Например, люди, стремящиеся стать эффективными лидерами, могут начать с перечисления пяти качеств, которыми они восхищаются в себе каждый день, чтобы повысить уровень своей самооценки и самосознания. Наряду с уверенностью эффективный лидер должен выявлять хорошие черты в других и фокусироваться на конечной цели, а не на себе как на проводнике успеха.
Навыки межличностного общения. Активное слушание и социальные навыки имеют большое значение на пути лидера к успеху. Наряду с умением слушать, лидер должен создавать рабочее пространство, которое способствует открытому общению, делегированию задач и быстрому разрешению конфликтов. Благодаря навыкам межличностного общения лидера целые команды и проекты могут работать вместе и разделять одно и то же видение достижения целей.
Приоритет непрерывного образования. Чтобы оставаться в курсе последних отраслевых инноваций, успешные лидеры должны постоянно осваивать новые навыки. Великий лидер не только принимает участие в непрерывном образовании, чтобы улучшить свой карьерный путь, но и оценивает свои лидерские качества на предмет областей для улучшения. Например, лидер, желающий улучшить свои коммуникативные навыки, может получить степень лидера, посвященную коммуникации.
Развитие последователей. За успешным лидером следуют другие. Предоставляя членам команды информацию, инструменты, навыки и возможности профессионального развития, лидер может успешно помочь сотрудникам достичь их карьерных целей. Сочувствие и забота также могут завоевать доверие лидеров их команды.
Черты эффективного лидера Реальные примеры лидеров с ценными лидерскими качествамиЕсли подумать о великих бизнес-лидерах, могут всплыть некоторые имена — Стив Джобс, Индра Нуйи, Билл Гейтс — и можно задаться вопросом, как они добились успеха. Хотя большинство людей не рождаются лидерами, они, безусловно, могут развить навыки, чтобы стать ими.
Ниже приведены реальные примеры известных лидеров и их стилей руководства:
Индра Нуйи, бывший председатель и главный исполнительный директор PepsiCo
Индра Нуйи — дальновидный бизнес-лидер. Как успешный лидер, она придерживается пяти принципов хорошего лидерства: ясности, связности, полноты, краткости и конкретности. Она твердо верит, что другие лидерские качества могут быть омрачены, если человек не обладает сильными коммуникативными навыками. Чтобы следовать этой мантре, Индра сама прошла формальное обучение, чтобы отточить свои коммуникативные навыки. Она также вела блог в Pepsi, где регулярно общалась со своими сотрудниками через посты. Это доказывает, что общение чрезвычайно ценно для нее и является одним из ключевых компонентов ее успеха.
«Лидерство трудно определить, а хорошее лидерство еще сложнее. Но если вы можете заставить людей следовать за вами на край света, вы великий лидер.»
—Индра Нуйи
Билл Гейтс, соучредитель Microsoft
Билл Гейтс — бизнес-магнат, разработчик программного обеспечения, инвестор и соучредитель Microsoft. Он считает, что успех не приходит в одночасье, и придерживается философии упорного труда. Его страсть и видение программирования привели к созданию языка программирования BASIC, MS-DOS для IBM и, наконец, запуску Microsoft. Он трансформационный лидер, который постоянно развивается и поощряет такой же творческий подход со стороны своих подчиненных. Его долгосрочное видение успеха всегда вдохновлялось его страстью к программированию.
«Глядя в следующее столетие, лидерами будут те, кто расширяет возможности других.»
—Билл Гейтс
Тим Кук, генеральный директор Apple Inc.
Тим Кук — коммерческий директор, лидер, инженер и нынешний генеральный директор Apple. Он следует демократическому стилю руководства, который позволяет всем сотрудникам вносить свой вклад в успех организации. Секрет его успеха кроется в открытом общении, прозрачности и обмене мнениями, благодаря которым под его руководством акции Apple на рынке взлетели до небес.
«Работа приобретает новый смысл, когда вы чувствуете, что вам указывают в правильном направлении.»
—Тим Кук
Мэри Барра, председатель и генеральный директор General Motors
Мэри Барра — успешный предприниматель, ставшая первой женщиной-руководителем популярного автопроизводителя в США, когда она была назначена председателем правления и генеральным директором General Motors в 2014 году. Стиль руководства Барры расширяет возможности ее сотрудников и отдает должное там, где это необходимо. Среди ее выдающихся лидерских качеств — ее способность справляться с различными проблемами и кризисами, такими как Кризис переключателя — неисправность замка зажигания в автомобилях GM, унесшая более 100 жизней.
«Важно окружить себя людьми, которые бросят вам вызов и скажут, когда и почему вы неправы.»
—Мэри Барра
Говард Шульц, генеральный директор Starbucks Coffee Company
Говард Шульц превратил Starbucks в известный и уважаемый во всем мире бренд. Он практикует трансформационный стиль руководства, поощряя своих сотрудников расти как личности и становиться частью коллективной команды, которая работает для достижения целей. Уважение, доверие и честность — его главные качества, и он следит за тем, чтобы каждый в компании симулировал эти качества.
«Бизнес-лидеры не могут быть сторонними наблюдателями».
—Говард Шульц
Креативность и инновации — краеугольные камни эффективного лидерства. Узнайте о важности инновационного лидерства на рабочем месте и о главных качествах, которыми обладают инновационные лидеры.
Последнее обновление: август 2022 г.
Продолжить чтение О лидерских качествах- Как эффективно управлять ИТ-командой, работающей из дома
- Как мотивировать удаленных сотрудников: 5 ключей к успеху
- Руководство по построению эффективной стратегии повышения квалификации сотрудников
- 12 основных навыков управления рисками и зачем они вам нужны
- 10 ключевых навыков, необходимых современным ИТ-директорам и ИТ-руководителям
Развитие технических талантов зависит от DEI, повышения квалификации, командной работы
Автор: Дайан Дэниел
Советы по развитию лидерских качеств в сфере кибербезопасности
транзакционное лидерство
Автор: Бен Луткевич
Лидеры данных должны преодолеть свои страхи и раскрыть свой творческий потенциал
Облачные вычисления
- 6 разработчиков вариантов PaaS с открытым исходным кодом, о которых следует знать в 2023 году
PaaS с открытым исходным кодом — хороший вариант для разработчиков, которым нужен контроль над хостингом приложений и упрощенное развертывание приложений, но не. ..
- 10 лучших провайдеров PaaS 2023 года и что они вам предлагают
PaaS — хороший вариант для разработчиков, которым нужен контроль над хостингом приложений и упрощенное развертывание приложений, но не все PaaS …
- Интерпретация и применение рекомендаций AWS Compute Optimizer
Трудно найти правильный баланс между производительностью, доступностью и стоимостью. Узнайте, как включить и применить AWS Compute…
Мобильные вычисления
- Поиск лучших тарифных планов мобильных телефонов для малого бизнеса
Мобильный бизнес-план распространен на предприятиях, но для малого и среднего бизнеса картина не столь ясна. Если малый и средний бизнес решит приобрести телефон…
- 5 функций и платформ MDM для малого бизнеса
Когда предприятия малого и среднего бизнеса развертывают мобильные устройства, им необходимо найти жизнеспособное MDM, которое может удовлетворить их потребности. Прочитайте о 5 ключевых функциях, на которые стоит обратить внимание…
- Как малому бизнесу выбрать подходящие мобильные устройства
Малому и среднему бизнесу, испытывающему нехватку денежных средств, развертывание мобильных устройств может показаться излишним. Тем не менее, мобильные устройства являются ценным инструментом для повышения …
Центр обработки данных
- Квантовые центры обработки данных могут быть способом будущего
Квантовые вычисления обладают большим потенциалом для высокопроизводительных вычислений. Но технология все еще находится на ранней стадии, так что возможно…
- Изучите различные варианты использования озера данных и хранилища данных
Озера данных и хранилища данных хранят большие данные. При выборе озера или склада учитывайте такие факторы, как стоимость и то, что…
- Классические и квантовые вычисления: в чем разница?
Классические и квантовые компьютеры имеют много различий в своих вычислительных возможностях и рабочих характеристиках. Знай их …
10 главных качеств великого лидера
Размышляя о концепции лидерства, многие люди предполагают, что это то же самое, что и управление. Это не может быть дальше от истины — лидером является любой, кто хочет быть, независимо от его положения в организации. Точно так же многие менеджеры на самом деле не обладают лидерскими качествами, которые сделали бы их настоящими лидерами.
Лидерство может означать многое для разных людей. Одним из хороших определений эффективного лидера является «человек, который делает следующее:
Создает вдохновляющее видение будущего.
Мотивирует и вдохновляет людей придерживаться этого видения.
Управляет доставкой видения.
Тренирует и формирует команду, чтобы она более эффективно реализовывала свое видение.»
При рассмотрении того, как выглядит сильное лидерство, есть несколько качеств великого лидера, которые, как правило, являются истинными во всех отношениях — это черты, которыми обладает каждый хороший лидер или к которым он должен стремиться.
10 главных качеств великого лидера
1. Видение
Возможно, самым важным качеством, которым может обладать любой лидер, является видение — способность видеть общую картину того, куда движется организация или команда, в которой он работает. на что он способен и что для этого потребуется.
2. Вдохновение
Не менее важным, чем наличие видения, является способность передавать это видение другим и воодушевлять их. Это означает поддержание позитивного, но реалистичного присутствия в организации, помогая членам команды оставаться мотивированными и вовлеченными, а также помнить, ради чего они работают.
3. Стратегическое и критическое мышление
Хороший лидер будет способен критически относиться к организации или команде, в которой он работает, и развить четкое понимание ее сильных и слабых сторон, возможностей и угроз (и того, как он как личность может работать, чтобы поддержать или преодолеть их). Они смогут скорректировать курс, когда это необходимо, и смогут оценить работу, которую они делают, чтобы определить, как она вписывается в общую стратегию и цели организации.
4. Межличностное общение
Хорошие лидеры должны уметь взаимодействовать с другими людьми так, чтобы это казалось искренним. Это не означает, что вы должны быть экстравертом или человеком, чтобы быть лидером — есть много превосходных лидеров, которые идентифицируют себя как интроверты! Скорее, это означает способность демонстрировать эмпатию, активно слушать и строить конструктивные рабочие отношения с окружающими, независимо от того, являются ли они коллегами или подчиненными.
Узнайте больше о MASTER’S IN Leadership
5. Подлинность и самосознание
Один из ключевых способов стать великим лидером — это достаточно осознавать себя, чтобы понимать свои сильные и слабые стороны и выстраивать подлинный стиль лидерства, который соответствует тому, кто вы есть, и как вы делаете свою лучшую работу. Вы хотите быть лучшим из возможных лидеров, а не пытаться вписаться в шаблон, заданный кем-то другим. Постарайтесь принять то, что делает вас тем, кто вы есть, и это естественным образом приведет к развитию подлинного стиля лидерства.
6. Непредубежденность и креативность
Быть хорошим лидером означает быть открытым для новых идей, возможностей и перспектив и понимать, что не существует «правильного» способа делать что-то. Лидерство включает в себя знание того, что успех приходит с готовностью изменить то, как все делается, и привнести свежий взгляд, чтобы вдохновить на новые идеи, в дополнение к попытке мыслить максимально нестандартно. Лидеры должны уметь слушать, наблюдать и быть готовыми изменить курс, когда это необходимо.
7. Гибкость
Лидерство также означает умение приспосабливаться и действовать быстро, когда того требует ситуация. Ничто никогда не идет по плану — столкнулись ли вы с небольшими препятствиями или большими препятствиями, вы должны быть готовы остановиться, переоценить и определить новый курс действий. Хорошие лидеры примут постоянно меняющийся характер бизнеса и будут решать проблемы с гибким отношением, а также смогут вдохновлять окружающих на ту же готовность адаптироваться.
8. Ответственность и надежность
Одним из самых важных качеств, которыми может обладать лидер, является чувство ответственности и надежности. Это означает демонстрировать эти черты в вашей индивидуальной работе, а также демонстрировать их во взаимодействии с другими. Члены вашей команды должны знать, что они могут рассчитывать на то, что вы возьмете на себя справедливую долю работы и доведете ее до конца, поддержите их в трудные времена и поможете им достичь как общих, так и индивидуальных целей.
9. Терпение и упорство
Хороший лидер умеет смотреть вдаль, будь то стратегия, ситуация или цель. Способность преодолевать любые препятствия на пути и не сдаваться, не разочаровываясь и не терпя поражений, является ключевым моментом — от небольших проектов до корпоративного видения. Терпение — это черта, необходимая для сильного лидерства.
10. Непрерывное совершенствование
Настоящие лидеры знают, что совершенство — это миф: всегда есть возможности для совершенствования на всех уровнях, от личного до командного и общеорганизационного. Они всегда будут готовы помочь членам команды найти способы развить новые навыки или исправить слабые стороны, смогут определить и реализовать стратегии, помогающие организации в целом расти, и, что, возможно, самое главное, смогут заглянуть внутрь себя и определите области, над которыми они хотели бы работать, а затем действуйте в соответствии с ними.
Как развить лидерские качества и стать великим лидером
Даже самые младшие члены команды могут научиться быть хорошими лидерами, если они используют свои таланты, чтобы мотивировать и помогать своим командам двигаться вперед и, в конечном счете, достижение своих целей (индивидуально, в масштабе отдела и в масштабе всей организации). И в более широком смысле, человек может быть лидером во многих контекстах за пределами рабочего места, в любом сообществе, в которое вы можете быть вовлечены (например, в религиозное сообщество, волонтерское сообщество или сообщество по соседству). Даже если ваша сфера влияния относительно невелика, вы можете сыграть важную роль в том, чтобы привести организацию к успеху.
Лидерство не принадлежит тем, кто находится на вершине организационной иерархии, и не относится только к людям, которые обладают теми качествами, которые мы обычно считаем лидерскими качествами (например, открытость). Также важно отметить, что, хотя мы часто говорим о лидерстве как об отдельном навыке, на самом деле это совокупность навыков (большинство из которых можно развить с помощью опыта и обучения), на которые уникальным образом влияют личность и опыт человека. Подумайте о своем собственном опыте: из лидеров, с которыми вы взаимодействовали на протяжении всей своей жизни, скорее всего, было представлено несколько различных стилей лидерства. Однако большинство из них, вероятно, обладало схожим набором хороших лидерских качеств, которые они использовали для достижения успеха.
К счастью, в отличие от некоторых узкоспециализированных или технических навыков, лидерство — это компетенция, доступная каждому, независимо от того, где он находится в организационной структуре. самообразование и практика на рабочем месте.
Например, если вы являетесь относительно младшим сотрудником в вашей организации, вы можете рассмотреть перечисленные выше лидерские качества и оценить, как вы справляетесь с каждым из них. Может быть, вы узнаете некоторые из них как черты, которыми вы обладаете, и, возможно, некоторые из них станут местами, над развитием которых вы могли бы поработать. Это может означать умение активно слушать во время встреч с коллегами, активно предлагать новые идеи своей команде или обращаться за помощью к коллеге или руководителю в развитии одной из ваших слабых сторон.
Если вы хотите получить повышение или перейти на более высокую должность (или даже если вы уже занимаете руководящую должность и хотите отточить свои лидерские навыки, чтобы добиться максимального успеха), вы можете подумать о более формальном образовании или тренинге по лидерству. Существует множество программ, от краткосрочных семинаров по лидерству до программ на получение полной степени, которые могут помочь вам стать дальновидным, способным к преобразованиям лидером и достичь более высоких успехов в карьере.