Ответы МТИ по предмету «Философия» ☛ Helpstudent24.ru
Этот и другие тесты МТИ вы можете заказать пройдя по ссылке
В чем суть принципа бинаризма?
Философские понятия всегда парны и противоположны по своему смыслу
В чем главные особенности философского знания?
Оно носит предельно общий, теоретический характер
Что такое мировоззрение?
Система взглядов на мир в целом и место человека в нем
Философия – это:
гуманитарное знание
Какое из нижеприведенных определений более точно и полно раскрывает сущность философии?
Форма мировоззрения
Какие признаки присущи философскому мировоззрению?
Максимальная общность
Какое из перечисленных понятий можно отнести к философским?
Свобода
Как соотносятся философия и мировоззрение?
Мировоззрение – часть философии
Кому из философов принадлежат слова: «Что я могу знать? Что я должен знать? На что я могу надеяться»?
И. Канту
В чем отличие философских знаний от знаний религиозных?
Отличаются степенью обоснованности
К разделам философии не относится:
системотехника
Какие функции выполняет философия?
Мировоззренческие
Как называется мир, постигаемый разумом?
Интеллигибельный
Как называется мир, постигаемый органами чувств?
Сенсибельный
Кого из философов можно отнести к «наивным» материалистам?
Анаксагора
Чем в начале своего развития была философия?
Натурфилософией
Какому способу мышления присуще формирование парных, полярных категорий?
Диалектике
В чем сущность основного вопроса философии?
Соотношение материального и идеального
Как в мифах понималось пространство?
Как неоднородное
Кто является автором термина «философия»?
Пифагор
Какой смысл вкладывал Г. Гегель в утверждение о том, что «философия есть эпоха, схваченная мыслью»?
Философия призвана отражать особенности эпохи, выражать дух своего времени
Выберите суждение, которое относится именно к философии
Мир познаваем
Какой из перечисленных вопросов является философским?
Что такое истина?
Основателем какого философского направления является Платон?
Объективный идеализм
Как называется учение о Вселенной как о связном целом?
Космология
Какой смысл вкладывал Г. Гегель в утверждение о том, что «философия есть эпоха, схваченная мыслью»?
Философия призвана отражать особенности эпохи, выражать дух своего времени
Кого из философов можно отнести к «наивным» материалистам?
Анаксагора
Как в мифах понималось пространство?
Как неоднородное
Какому способу мышления присуще формирование парных, полярных категорий?
Диалектике
Какие функции выполняет философия?
Мировоззренческие
Какое из нижеприведенных определений более точно и полно раскрывает сущность философии?
Форма мировоззрения
Как называется мир, постигаемый разумом?
Интеллигибельный
Какие признаки присущи философскому мировоззрению?
Максимальная общность
В чем главные особенности философского знания?
Оно носит предельно общий, теоретический характер
Как соотносятся философия и мировоззрение?
Мировоззрение – часть философии
Как называется мир, постигаемый органами чувств?
Сенсибельный
Кто является автором термина «философия»?
Пифагор
Какое из названий апорий является неверным?
Слон и черепаха
Н. Бердяев утверждал, что в истории человечества существуют четыре состояния (стадии): варварство, культура, цивилизация и …». Какая стадия является последующей?
Религиозное возрождение
Как развивались в недрах зарождающихся философий два начала мифологического знания – мистическое и рациональное?
Мистическое убывало, рациональное нарастало
друг к другу в любой момент времени их развития
Основателем буддизма был:
Сидхартха Гаутама
Православие и католицизм выражают противостояние двух культурно-религиозных типов – иранского (идея любви и свободы, земледельческое начало) и кушитского (подчинение необходимости, завоевательное начало). Кто из русских славянофилов предложил такое деление?
А. Хомяков
Кто из русских философов является автором «философии всеединства»?
В. Соловьев
Сколько составляющих включала структура души согласно воззрениям Платона?
3
Когда и где возникла философия?
В Индии в начале 4 в. до н.э.
Кто из философов в качестве основы мира полагал огонь?
Гераклит
Укажите философскую школу эпохи эллинизма:
стоицизм
Кто из философов доказал наличие пустоты, смешав ведро золы и воды?
Выберите один ответ:
Демокрит
Что означает принцип «жень»?
Позицию «золотой середины»
Кто пытался отрицать наличие движения с помощью апорий?
Зенон
Что означает термин «дао»?
Абсолют, мировой путь
Что значит теория кармы?
Карму определяет преобладание доброго над злым в каждом человеке
Какая философская школа впервые поставила исходный философский вопрос «Откуда все?»
Милетская школа
Какая идея заложена в учении о сансаре?
Душа может переселяться из тела в тело
Сократ в молодости был учеником в школе:
софистов
Кто из философов стал родоначальником нескольких наук – физики, логики, психологии, биологии, политологии и др. ?
Аристотель
Кто из философов объявил акты сознания особым «миром идей»?
Платон
О том, что во главе государства должны стоять философы, говорил:
Платон
Кому принадлежат слова: «Люди, вы все – пьяные, один философ – трезвый»?
Сократу
Основателем даосизма в Китае был:
Лао-цзы
Назовите древнегреческого философа-атомиста:
Демокрит
Зачатки каких знаний присутствуют в мифах?
Математических
Почему европейская философия возникла в Греции?
Здесь была подходящая политическая атмосфера
Кто из русских философов является автором «философии всеединства»?
В. Соловьев
Какое из названий апорий является неверным?
Слон и черепаха
Укажите философскую школу эпохи эллинизма:
стоицизм
Кому принадлежат слова: «Люди, вы все – пьяные, один философ – трезвый»?
Сократу
Что означает принцип «жень»?
Позицию «золотой середины»
Что значит теория кармы?
Карму определяет преобладание доброго над злым в каждом человеке
Сколько составляющих включала структура души согласно воззрениям Платона?
3
Как развивались в недрах зарождающихся философий два начала мифологического знания – мистическое и рациональное?
Мистическое убывало, рациональное нарастало
Когда и где возникла философия?
В Индии в начале 4 в. до н.э.
Основателем даосизма в Китае был:
Лао-цзы
Назовите древнегреческого философа-атомиста:
Демокрит
Православие и католицизм выражают противостояние двух культурно-религиозных типов – иранского (идея любви и свободы, земледельческое начало) и кушитского (подчинение необходимости, завоевательное начало). Кто из русских славянофилов предложил такое деление?
А. Хомяков
Время – это:
форма бытия материи, выражающая последовательность и длительность
Какое понятие является противоположным понятию «природа»?
Культура
Какое из понятий является более широким?
Движение
Кто стал родоначальником монистического понимания бытия?
Милетцы
Какому из принципов следует материализм?
Принципу первичности материи
Какие понятия философии относятся к онтологии?
Никакие
Предложил и обосновал классификацию форм движения материи:
Ф. Энгельс
Какое из понятий философии является наиболее универсальным?
Движение
Что означает понятие «вещь в себе» у И. Канта?
Сущность
Что является способом существования материи?
Пространство и время
Какое философское направление признает тождество мышления и бытия?
Дуализм
Что характерно для понятий пространства и времени?
Находиться в единстве
Что является противоположностью истины?
Заблуждение
Источником нашего сознания для материалиста выступает:
объективный мир
Как в познании участвует интуиция?
Интуиция является одним из мощных источников новых знаний
Философское учение о познании – это:
гносеология
Кому принадлежит высказывание: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах?»
Локк
Что является критерием истинности для марксистской философии?
Практика
Спиритизм – это:
вера в послесмертное существование душ людей
По мнению этого философа, знание – высшая добродетель и путь к обретению других добродетелей – сдержанности, мужества и справедливости. Кто этот философ?
Сократ
Какие элементы обязательно присутствуют в познании?
Объект, субъект, их взаимодействие
Какие формы относятся к чувственному познанию?
Ощущение
Как называется учение в средневековой философии о том, что подлинной реальностью обладают лишь единичные вещи?
Номинализм
Кому принадлежит суждение: «Мир познаваем частично, причем только на уровне явлений»?
И. Канту
Гилозоизм – это:
наделение сознанием всей природы
Выделите форму, не относящуюся к чувственному познанию:
понятие
Какое отношение к миру в познании человека преобладает?
Практическое
Какая теория истины дает следующее ее определение: «Истина – это то, что мне полезно, во что я верю»
Прагматическая
К рациональному познанию относится:
понятие
Человеческое сознание является:
творческим
Представители какого направления отрицают возможность познания мира?
Агностицизма
Как называется учение о реальном существовании общих понятий в средневековой философии?
Реализм
Найдите ошибку в типологии познания:
детское
Что является критерием истины?
Практика
Определите общенаучный метод познания:
анализ
По своей сущности сознание является:
идеальным
Что такое истина?
Знание, соответствующее предмету действительности и своему понятию
Найдите ошибку в типологии познания:
детское
Спиритизм – это:
вера в послесмертное существование душ людей
Что является противоположностью истины?
Выберите один ответ:
Заблуждение
К рациональному познанию относится:
понятие
Выделите форму, не относящуюся к чувственному познанию:
понятие
Кому принадлежит высказывание: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах?»
Локк
Как называется учение о реальном существовании общих понятий в средневековой философии?
Реализм
Что такое истина?
Знание, соответствующее предмету действительности и своему понятию
Философское учение о познании – это:
гносеология
Гилозоизм – это:
наделение сознанием всей природы
Что является критерием истинности для марксистской философии?
Практика
Как в познании участвует интуиция?
Интуиция является одним из мощных источников новых знаний
Кому из средневековых философов принадлежит трактат «Исповедь»?
Августину Блаженному
Кто первым обратил философское внимание на проблему человека?
Сократ
Кому принадлежит определение человека как «политического животного, предназначенного для жизни в обществе»?
Аристотелю
Что такое филогенез?
Процесс формирования человека вообще (родового человека) – от первобытной эпохи до современности информации
Какая из философий делает упор на различении «внутреннего» и «внешнего» человека?
Русская
Философская антропология – это учение о:
человеке
Кому принадлежит высказывание: «Люди подобны часовым механизмам, которые заводятся и идут, не зная зачем»?
А. Шопенгауэр
Какому из философов принадлежит авторство учения под названием «гедонизм»?
Эпикуру
Какое представление о смысле жизни развивается в экзистенциализме?
Смысл жизни – в самореализации
Кому принадлежит телеологическая концепция поведения человека?
Аристотелю
Кому принадлежит высказывание о человеке «абсолютного в возможности и ничтожного в действительности»?
Е.Н.Трубецкому
Кто является автором высказывания: «Цель оправдывает средства»?
Н. Макиавелли
Какое качество утвердилось в человеке со времен Нового времени в виде его главной черты?
Рационализм
Антропология – это учение о(об):
эволюции человека
Кому принадлежит высказывание: «Любовь к временному можно изгнать только почувствовав сладость вечности»?
Августин Аврелий
В.И. Ленин утверждал: «Новейшая философия так же <…>, как и две тысячи лет тому назад». – Какое слово должно быть на месте многоточия?
Партийна
Определите, какая из перечисленных ценностей относится к такому виду духовности, как нравственность?
Добро
Основателем философской антропологии является:
М. Шелер
Кто автор знаменитых слов: «Кратчайший путь к богатству – через презрение к богатству»?
Сенека
Какое из высказываний принадлежит З. Фрейду?
«Самость человека определяется его бессознательным»
Какой фактор является решающим, с точки зрения философии, в процессе антропогенеза?
Труд
Назовите основное качество творческого мышления?
Воображение
Как в философии называется процесс формирования социальной сущности человека?
Социализация
Выберите наиболее правильную трактовку сущности человека:
человек – единство биологического, психического и социального
В чем пытался себя реализовать человек Возрождения?
В творчестве и мастерстве
Какой фактор является решающим, с точки зрения философии, в процессе антропогенеза?
Выберите один ответ:
Труд
Кто автор знаменитых слов: «Кратчайший путь к богатству – через презрение к богатству»?
Сенека
Кому принадлежит телеологическая концепция поведения человека?
Аристотелю
Философская антропология – это учение о:
Выберите один ответ:
человеке
Выберите наиболее правильную трактовку сущности человека:
человек – единство биологического, психического и социального
Назовите основное качество творческого мышления?
Воображение
В чем пытался себя реализовать человек Возрождения?
В творчестве и мастерстве
Какое из высказываний принадлежит З. Фрейду?
«Самость человека определяется его бессознательным»
Кто является автором высказывания: «Цель оправдывает средства»?
Н. Макиавелли
Определите, какая из перечисленных ценностей относится к такому виду духовности, как нравственность?
Добро
Какая из философий делает упор на различении «внутреннего» и «внешнего» человека?
Русская
Что такое филогенез?
Процесс формирования человека вообще (родового человека) – от первобытной эпохи до современности
Техногенная цивилизация базируется на идее:
покорения природы человеком
Что такое «глобалистика»?
Комплекс концепций о причинах и путях решения глобальных проблем развития человечества
Что обозначается понятием «антропосфера»?
Сфера жизни людей как биологических существ
Какую концепцию развития общества отстаивал Л.И. Мечников?
Географического детерминизма
Материализм во взглядах на общество – это:
принцип жизни, заключающийся в примате материальных благ в жизни человека
Какой тип динамики исторических процессов является наиболее универсальным?
Спиралевидный
Кто автор высказывания: «История – лишь внешнее проявление абсолютной идеи»?
Г. Гегель
Кто из философов считал важнейшим мотивом деятельности волю к власти?
Ф. Ницше
Как называется философское направление, утверждающее примат духовного начала в развитии общества?
Идею о том, что все развитие общества уже заранее предопределено, следует назвать:
фатализмом
Социальная философия – это:
наука о наиболее общих законах функционирования и развития общества
Кто автор фундаментального труда «Капитал»?
К. Маркс
Что обозначается понятием «социосфера»?
Область сложных общественных отношений людей
Какова главная цель политической активности людей в обществе?
Обладание властью
Идеализм во взглядах на общество – это:
признание первичности идеального начала в общественных процессах
Кого можно отнести к «почвенникам» в развитии социальных взглядов?
Ф. Достоевского
Что означает термин «космополит»?
Гражданин мира
Каков главный критерий структурирования общества на составляющие его элементы, согласно теории К. Маркса?
Характер общественных отношений
Кому принадлежит формула человеческого общежития: «Человек человеку волк»?
Т. Гоббсу
Какое объединение людей было первой формой человеческой общности?
Род
Кто автор «вечного» закона развития общества, согласно которому население мира растет в геометрической прогрессии, а средства к существованию – в арифметической?
Т. Мальтус
Какой критерий является основанием формационного подхода к общественному развитию?
Способ производства материальных благ
В сущности своей общество представляет собой:
целостную систему взаимного обмена деятельностью социальных субъектов
Кто является автором отечественной социальной утопии «Земля Офирская»?
М. Щербатов
Кому принадлежит формула человеческого общежития: «Не для себя, не для других, а со всеми и для всех»?
Н. Федорову
Кого можно отнести к «почвенникам» в развитии социальных взглядов?
Ф. Достоевского
Кто автор фундаментального труда «Капитал»?
К. Маркс
Что обозначается понятием «социосфера»?
Область сложных общественных отношений людей
Какой критерий является основанием формационного подхода к общественному развитию?
Способ производства материальных благ
Социальная философия – это:
наука о наиболее общих законах функционирования и развития общества
В сущности своей общество представляет собой:
целостную систему взаимного обмена деятельностью социальных субъектов
Что такое «глобалистика»?
Комплекс концепций о причинах и путях решения глобальных проблем развития человечества
Кому принадлежит формула человеческого общежития: «Человек человеку волк»?
Т. Гоббсу
Идеализм во взглядах на общество – это:
признание первичности идеального начала в общественных процессах
Кто из философов считал важнейшим мотивом деятельности волю к власти?
Ф. Ницше
Кто автор «вечного» закона развития общества, согласно которому население мира растет в геометрической прогрессии, а средства к существованию – в арифметической?
Т. Мальтус
Каков главный критерий структурирования общества на составляющие его элементы, согласно теории К. Маркса?
Характер общественных отношений
Кто из философов является автором программы «переоценки всех ценностей»?
Ф. Ницше
Какое мышление О. Конт характеризовал как разрушительное и отрицательное?
Метафизическое
Аксиология – это:
учение о ценности
Почему в наши дни на место этики свободы и справедливости все чаще ставится этика ответственности?
Этика свободы и справедливости имеют сугубо социальное содержание, а этика ответственности позволяет охватить все бытие человека; без этого будущего у человечества просто нет
Аксиология более всего связана по проблематике с:
гносеологией
Долг – это:
обязательство конкретного человека или же закон, навязанный кем-то
Ценность – это:
выдуманный людьми интерпретационный конструкт, посредством которого они истолковывают смысл своих поступков
Кто из философов связал в единый конструкт знание (смысл, сущее) и ценность (должное)?
А. Ритчль
Кто является основателем аксиологии?
П. Лапи
Кто из философов предложил следующий иерархический ряд ценностей: «Удовольствие – целесообразность – красота – нравственность – религиозность»?
Э. Гартман
Что, по мнению М. Шелера, обладает высшей ценностной модальностью?
Модальность «святого» и «несвятого»
Каков основной предмет исследования аксиологии?
Ценности
Кто из философов утверждал, что «величина ценности пропорциональна желательности»?
- Эренфельс
Что, по В. Виндельбанду, является истинным предметом философии?
Ценности
Какой философ не признал аксиологию?
М. Хайдеггер
Какой формулой Ф. Ницше определял суть жизни?
Жизнь есть воля к власти
Кому принадлежит утверждение: «В мире ценностей совсем бесполезен рассудок, который так же непригоден, как слух для различения различных цветов»?
М. Шелеру
Кто показал принципиально научный характер содержания ценностей, во многом поправив взгляды древнегреческих философов, жестко разделивших понятия «мнение» и «знание»?
Р. Лотце
Кто более всего обосновал в ценностях объективно-значимое начало?
М. Хайдеггер
Какая из исследовательских задач является одной из основных в аксиологии?
Определение структуры ценностей
Когда появилась аксиология как самостоятельный раздел философии?
Сто лет назад
Какова общая цель или смысл существования человечества, по мнению О. Шпенглера?
Нет цели и смысла существования
Какой вклад в развитие аксиологии внес Г. Мюнстерберг?
Предложил самую развернутую иерархию ценностей
Какое понятие долгое время соперничало с понятием «аксиология»?
Тимология
Что изучает «аксиологическая гносеология»?
Проблемы соотношения ценностей и познания
Что, по В. Виндельбанду, является истинным предметом философии?
Ценности
Какой философ не признал аксиологию?
М. Хайдеггер
Какой вклад в развитие аксиологии внес Г. Мюнстерберг?
Предложил самую развернутую иерархию ценностей
Когда появилась аксиология как самостоятельный раздел философии?
В античности
Каков основной предмет исследования аксиологии?
Ценности
Аксиология – это:
учение о ценности
Какое понятие долгое время соперничало с понятием «аксиология»?
Тимология
Кто из философов является автором программы «переоценки всех ценностей»?
Ф. Ницше
Кто более всего обосновал в ценностях объективно-значимое начало?
М. Хайдеггер
Что изучает «аксиологическая гносеология»?
Проблемы соотношения ценностей и познания
Кто является основателем аксиологии?
П. Лапи
Аксиология более всего связана по проблематике с:
антропологией
Другие предметы МТИ (МОИ):
- Инфокоммуникационные системы и сети- тесты Синергии
- История экономики- тесты МТИ (МОИ)
- Культура речи- тесты МТИ (МОИ)
- Математическая логика
- МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ- тесты МТИ
Аксиология как учение о ценностях
Оглавление
Аксиология как учение о ценностях.
Введение.
Аксиология (от axio — ценность, logos — слово, учение) — один из самых молодых разделов философии. Как самостоятельная философская наука аксиология появилась лишь в конце прошлого века. Разумеется, суждения о различных видах ценности — о благе, доброте, красоте, святости и т.
п. — встречаются и у классиков античной философии, и у теологов средневековья, и у ренессансных мыслителей, и у философов Нового времени, однако обобщающего представления о ценности как токовой и соответственно о закономерности её проявления в различных конкретных формах в философии не было до середины прошлого столетия.Чем же объясняется такое позднее рождение теории ценности? Вопрос этот тем более существен, что смежная с аксиологией отрасль философии — гносеология — давно уже обрела теоретическую самостоятельность, в XVII веке её проблематика находилась в центре философских дискуссий, а в учении Г. Гегеля само развитие человечества было определено как познавательный процесс — процесс “самопознание Абсолютного Духа”. Хотя представления о доброте, благе, красоте, величии и ряде других подобных явлений культуры уже были предметом размышления античных философов, анализировались явления эти разрозненно, ибо не осознавались как конкретные проявления единого начала.
Средневековая ментальность, утвердившая приоритет Веры по отношению к Разуму иррационалистичная по своей доминанте, должна была, привести теологическую мысль христианства к разработке теории ценности — ведь религиозное сознание по самой своей природе является формой ценностного сознания, и должно было себя таковой осознавать. Применительно к средневековью нельзя говорить о собственно аксиологических представлениях, ибо у средневековых философов и теологов, как и у античных мыслителей, встречаются лишь разрозненные высказывания о разных видах ценности, но отсутствует целостное представление о природе ценности как таковой, единой в множестве её конкретных модификаций, — отсутствует по той простой причине, что теологам известна лишь одна подлинная ценность — Бог.
Все другие ценности — нравственные, эстетические, политические, даже сама истина, — являются для религиозного сознания только эманациями Божества, манифестациями потустороннего мира, божественно-духовной энергии. Аксиология растворилась здесь в теологии.В религиозной философии, в теологии и вообще в религиозном сознании нет потребности сознания теории ценности, ибо ценность дана здесь только в религиозной форме как представление о священном, сверхчувственном, божественном, а различия между всеми конкретными модификациями ценности и ценностного сознания объявляются несущественными, поверхностными, чисто формальными.
Возрождение, суть которого — противопоставление теоцентризму средневековья натуроцентристских и гуманистических представлений нового социального слоя феодального общества — горожан, вернулось к тем идеям, которые начали складываться в нерелигиозной философии античного полиса. Возрождение возрождало, прежде всего, представление о земной, а не мистической природе нравственного, эстетического, правового, политического сознания, а тем самым стремилось понять своеобразие каждой из этих форм отношения человека к миру; но их связь как разных проявлений единого ценностного отношения ещё не осознавалось, и понятие “ценность” не приобрело, поэтому значения философской категории; все же подходы к решению такой задачи уже были намечены — у итальянских гуманистов встречаются рассуждения о нравственных ценностях (Л.
Единая теория ценности не сложилась и в XVII — XVIII веках, ибо представления о красоте, доброте, справедливости, социальном прогрессе оставались периферийными для того типа сознания, доминантой которого стало вместо религиозной веры познание природы и которое должно было поэтому опираться на илу Разума, на вытеснявшее мистику научное мышление, а прежде всего, на лежащее в основе естествознания безоценочное в принципе, математическое знание — mathesis universalis.
В середине XVIII века стала осознаваться односторонность рационалистически-
Так Романтизм впервые достиг Историю как закономерную смену одного типа культуры с его специфическими ценностями другим и одновременно признал в Востоке своеобразный тип культуры, отличный от Западного по воплощенным в нём ценностям, но равномерный европейскому, если не более возвышенный, благородный, прекрасный.
Эмотивизм Романтизма, историзм и релятивизм его миропонимания заставил философию выйти за пределы традиционного для неё конструирования онтологической и гносеологической концепций, смещая угол зрения на внепознавательное отношение субъекта к объекту, что и должно было, в конечном счете, привести к осознанию этого отношения как ценностного. Как прекрасно сформулировал это А. Уайтхед, “Романтическая реакция была протестом от лица ценностей”. Теоретически опиравшаяся на идеи И. Канта и И. Фихте, психологически подготовленная Романтизмом, идеологически обусловленная социальными метаморфозами, изменившими лик Европы в XVIII — XIX веках, аксиология теоретически осмыслила наступление новой эпохи.
Становление философской теории
ценности в конце XIX — начале XX веков.
Выявление своеобразия феномена Ценности, принципиально отличающегося от фактуальности объективного бытия, с его предметными формами (Gestalten), было осуществлено в 60-е годы XIX века немецким философом Г.
Лотце в его трактате “основания практической философии”; так преодолевалось одностороннее онтологическое представление просветителей об однородности предстоящей перед человеком реальности; к ценностям были отнесены благое, прекрасное, справедливое и другие проявления бытия, обращённые “к нашим чувствам, но совершенно не зависящие от нашего произвола”, и “приговором нашего чувства устанавливается определённая градация этих ценностей”. Вместе с тем нельзя не согласиться с М. Хайдеггером, который в курсе лекций, посвященном становлению теории ценности в немецкой философии, не без ехидства заметил, что “Лотце не удалось зрелое рассмотрение проблемы ценности”, потому что он “робел перед системой и в то же время к ней стремился”. Решающее же значение в утверждении места ценностного сознания в культуре имела философия Ф. Ницше: “Идея ценности в метафизике пришла к господству … решительно только через Ницше”, поскольку создатель образа Заратустры само бытие трактовал, в конечном счёте не как объективную реальность, а как ценность, тем самым растворяя онтологию в аксиологии. Роль Ф. Ницше в становлении аксиологии отмечал и В. Виндельбанд, и упоминавшийся ее историк А. Штерн, говоря, что творец Заратустры “взрыхлил почву” для разработки теоретических основ философии ценности.В начале XX века Г. Мюнстерберг дал своей книге “Философия ценностей” выразительный подзаголовок: “Основные принципы мировоззрения” и впервые в истории аксиологичекой мысли построил таблицу, призванную продемонстрировать закономерность строения всеохватывающего мировоззрения человека ценностного осмысления им мира:
Логические ценности
Эстетические ценности
Эстетические ценности
Метафизические ценности
Жизненные ценности
Внешнего мира
Ближайшего окружения
Внутреннего мира
Ценности наличного бытия (предметы непосредственного восприятия)
Вещи
Существа
Оценивание
Ценности единства (предмет радостного переживания)
Гармония
Любовь
Счастье
Ценности развития (предметы возвышающие) Рост Прогресс
Саморазвитие
Божественные ценности (предметы веры)
Творение
Откровение
Спасение
Культурные ценности
Внешнего мира
Ближайшего окружения
Внутреннего мира
Ценности взаимосвязи (предметы познания)
Природа
История
Разум
Ценности красоты (предметы увлечения)
Изобразительное искусство
Поэзия
Музыка
Ценности созидания (предметы признания)
Хозяйство
Право
Нравы
Основные ценности (предметы убеждения)
Вселенная
Человечество
Сверх-Я
Подобный подход продуктивный, ибо графическое представление системы ценностей лишь иллюстрирует наличие самой этой системы.
В начале XX века внимание философов к аксиологической проблематике становилось всё более и более широким, оттесняя ещё недавно господствовавшую эспистемологическую тематику.
Показательна характеристика этого времени, которую дал Г. Пикон в предисловии к одному из разделов составленной им хрестоматии “Панорама современных идей”, вышедшей в Пари-же в 1968 г. (ее сокращенный перевод на русский язык был опубликован в Нью-Йорке в 1982 г.): “Те изменения условий жизни и мысли, которые с конца XIX века происходили со все большим ускорением и сегодня представляются нам подлинной мутацией, неизбежно должны были поставить под вопрос ос-новные принципы, которые определяют наше существование, и во имя которых мы судим человеческие поступки. Под сомне-ние было поставлено также и то, что мы называем гуманизмом, этикой, цивилизацией, культурой, то есть те ценности, которыми мы руководствуемся и на основе которых оцениваем наше поведение”.
Философия не могла не реагировать на эту духовную ситуацию.
Основоположник философской антропологии М. Шелер фактически свел к ценностям всю духовную жизнь человека, признав высшей их формой религиозные ценности. Другой выдаю-щийся представитель европейской философии этого времени глава баденской школы неокантианства В. Виндельбанд ут-верждал в 1909 г. в работе, посвященной исследованию роли философии в духовной жизни Германии в XIX веке, что ныне философия становится вообще “учением об общезначимых цен-ностях”, ибо призыв Ф. Ницше к “переоценке всех ценностей” “стал лозунгом наших дней” и “то, чего мы в настоящее время ожидаем от философии, — это размышление о вечных ценнос-тях, которые, возвышаясь над меняющимися, временными ин-тересами людей, обоснованы высшей духовной действительностью” Философ объяснял это тем, что “интеллектуальные идеалы начала прошлого столетия поблекли, их место заступила дееспособность воли… Распад старых форм жизни и появление новых ценностных мотивов приводят в результате к возбужден-ному состоянию поиска и нащупывания, к интенсивному брожению, которое требует своего выражения”.Неудивительно, что такая “экспансия” аксиологических представлений привела к пониманию культуры как “мира воплощенных ценностей”, и ее изучение стало сводиться к описанию истории ценностей; так родилась новая наука — история культуры, и из этих же предпосылок выросла квазиисторическая теория “локальных цивилизаций” О. Шпенглера и его последователей.
В 1919 г. М. Хайдеггер говорил в университетском курсе лекций: “Фундаментальное убеждение в примате ценности стано-вится столь всеобщим, что выдерживает всевозможные влияния и проблемные направления”, — и назвал философию ценности “культурфилософией современности”. И действительно, уже в 20-е—30-е годы выдающийся французский философ Г. Мар-сель, идя по этому пути вслед за Ф. Ницше, “устранил, — как точно сформулировала это Л. Чухина, — различие между быти-ем и ценностью”, и аксиология пожрала не только культурологи, но и саму онтологию.
Вначале 30-х гг. О. Краус в предисловии к своей книге “Теории ценности: История и критика” писал: “Число работ по теории ценности в наше время необыкновенно выросло.
Бугле утверждал в своей книге «Лекции по социологической истории ценностей», вышедшей в Париже в 1922 г.: «Философия ценностей стала модной”. Это свидетельствует о радующем интересе к этой’ важнейшей проблеме”.В этом свете естественно стремление смежных с
Общие методологические предпосылки аксиологического исследования.
Пол века тому назад проницательный американский методолог У. Уивер выделил в истории научной мысли три этапа: методологическую установку первого, соответствующую представлениям о “классическом ” способе мышления, он охарактеризовал формулой “организационная простота”; установку второго — “неклассического”, сложившегося в начале ХХ века на основе открытия теории относительности и квантовой механики, — формулой “неорганизованная сложность”; установку третьего, складывающегося в середине века на основе открытий кибернетики, теории информации и теории систем, — синтетической (по гегелевскому пониманию диалектической эволюционной триады “тезис — антитезис — синтез”) формулой “организованная сложность”.
В разных областях современного знания нащупываются конкретные формы перехода к этой новой, синтетически-диалогической парадигме.ТРИ ОСНОВНЫХ ОБЛАСТИ ФИЛОСОФИИ
ТРИ ОСНОВНЫХ ОБЛАСТИ ФИЛОСОФИИТри области философии
Вещество против процесса
Примеры веществ
Процесс философов
Является ли реальность «органической» или «Атомный»?
Правильно ли древние рассматривали как общество, так и реальность подобна живому телу, или были правы современные философы, думая, что мы более как «социальные» атомы, прыгающие в пустом пространстве общества?
Иерархические и эгалитарные взгляды на общество.
Проблема разума и тела
Что такое человеческая природа?
Теория познания
Теория стоимости
Основные разделы философии
В этот момент можно задаться вопросом о точной разнице между философией и науками.[1] Следующий отрывок из статьи «Философия» в авторитетной Британской энциклопедии 1911 хорошо объясняет один аспект этого отношения и заслуживает внимательного прочтения:0003
Философия претендует на звание науки о целом; но если мы получаем знание частей из различных наук, что остается нам сказать философии? На это достаточно ответить в общем, что синтез частей есть нечто большее, чем то подробное знание частей в отдельности, которое приобретает человек науки. Окончательным синтезом занимается философия; он должен показать, что предмет, с которым мы все подробно имеем дело, действительно представляет собой целое, состоящее из членораздельных членов. Очевидно поэтому, что отношение, существующее между и науками, будет до некоторой степени отношением взаимного влияния.
Newton’s Philosophi Naturalis Principia Mathematics , титульный лист, страницы 354-355 , Государственная библиотека Виктории
Автор этой статьи указывает на объединение и систематизацию методов философии для других дисциплин. Согласованность целого возможна благодаря последовательным фундаментальным принципам. Статья продолжается:
Можно сказать, что науки снабжают философию своим материалом, но философская критика реагирует на таким образом предоставленный материал и преобразует его. Такая трансформация неизбежна, ибо части только существуют и могут быть только целиком, т.е. истинно, известные в их отношении к целому. Чистый специалист, если бы такое существо было возможно, был бы просто инструментом, результаты которого должны координироваться и использоваться другими. Теперь, хотя чистый специалист может быть абстракцией ума, специалисты в любой области, естественно, склонны упускать из виду целое, обращая внимание на частные категории или способы действия природы, которые могут быть продемонстрированы и плодотворно применены. в своей области исследования; и по мере того, как это имеет место, становится необходимым, чтобы их теории согласовывались с результатами других исследователей и устанавливались, так сказать, в свете целого.
Эта задача координации в самом широком смысле берется на себя философией; ибо философ есть, по существу, то, что Платон в свой счастливый момент назвал его, &sgr;&ugr;&ngr;&ogr;&pgr;&tgr;&igr;&kgr;&oacgr;&sgr;, человек, принимающий «синоптический» или всеобъемлющий взгляд на мир. вселенная в целом. Цель философии (полностью достижимая или нет) состоит в том, чтобы показать вселенную как рациональную систему в гармонии всех ее частей; и соответственно философ отказывается рассматривать части вне их отношения к целому, частями которого они являются. Таким образом, философия исправляет абстракции, которые неизбежно делает научный специалист, и поэтому может претендовать на то, чтобы быть единственной «конкретной» наукой, т. е. единственной наукой, учитывающей все элементы проблемы. и единственная наука, чьи результаты могут претендовать на истинность не только в предварительном смысле.[2]
Основополагающие и объединяющие аспекты философии формируют характеристики нашего начального изучения философского исследования в этом вводном наборе чтений. Однако важно отметить, что эти характеристики не являются «главным и конечным» философии.
Традиционно философские вопросы сгруппированы в три области, которые мы очень кратко опишем и предложим несколько примеров. Учитывая природу философского исследования, эти области взаимозависимы. Несомненно, вам придет в голову, что каждый приведенный ниже пример имеет особенности, относящиеся к другим областям философии, и действительно, философские проблемы редко ограничиваются только одной областью дисциплины.
(1) Эпистемология (теория познания): исследование того, что такое знание, что можно познать и что лежит за пределами нашего понимания; исследование происхождения, структуры, методов и достоверности обоснования и знания; изучение взаимосвязи разума, истины и опыта.
В качестве примера эпистемологической проблемы рассмотрим парадокс лотереи, аргумент, иногда используемый для поддержки скептицизма: учения о том, что подлинное знание невозможно. Некоторые люди верят, что ничто в этой жизни не может быть определено, все возможно и ничто не является «наверняка». убеждения с точки зрения их вероятности. С этой точки зрения мы можем иметь право верить во что-то истинное, если оно весьма вероятно, но мы не имеем права верить во что-то, если вероятность того, что оно истинно, очень мала. По общему признанию, такого рода обоснование не является уверенностью или знанием. Рассмотрим эти предположения более внимательно.
Допустим, мы. с тысячами других людей, примите участие в лотерее с честными билетами. Поскольку вероятность того, что мы выиграем в лотерею, довольно мала, исходя из вышеприведенного предположения, мы имели бы полное право полагать, что не выиграем.
Более того, поскольку у всех обладателей билетов есть такие же шансы на победу, как и у нас, при том же допущении у нас было бы полное право полагать, что каждый из этих людей также не выиграет. Таким образом, мы вправе заключить, что ни один билет не выиграет, так как вероятность выигрыша любого одного билета достаточно мала. [4]
Конечно, в то же время мы знаем, что это «разумное» мнение ошибочно, потому что мы знаем , что в честной лотерее один билет выиграет . «Парадокс лотереи», несомненно, указывает на то, что знание не может быть результатом непосредственного эмпирического исследования, поскольку любая вера может включать только вероятные выводы — выводы, которые могут быть ошибочными.
Еще один сбивающий с толку пример из эпистемологии — Гипотеза пятиминутного мира Бертрана Рассела: предположим, что Вселенная была внезапно создана пять минут назад, вместе с воспоминаниями, историческими и геологическими записями и так далее. То есть в момент создания Вселенная уже имела бы все доказательства того, что ей уже «упакованы» миллиарды лет. Откуда вообще могло быть известно, что сотворение Вселенной произошло не произошло пять минут назад?
Гипотеза изначально кажется неправдоподобной, но откуда мы можем знать, что Вселенная не была создана несколько минут назад? Конечно, гипотеза пятиминутного мира несовместима со многими другими нашими убеждениями. Если бы это было правдой, нам пришлось бы отказаться от этих других верований, если бы мы придерживались этого, но как мы могли бы без тени сомнения доказать, что дело обстоит именно так? С чисто эмпирической точки зрения нет никаких доказательств того, что Бог не создает вселенную постоянно, мгновение за мгновением. На самом деле, как мы увидим в Части III этого текста, некоторые люди, верящие в предопределение, избегают понятия причинности и верят, что Бог действительно создает вселенную момент за моментом.
Много раз в философии предлагаемые решения специально сформулированных проблем, подобных этим, приводили к удивительным сдвигам в перспективе, с помощью которых можно понять природу вселенной.
(2) Метафизика или Онтология (теория реальности): исследование того, что реально, в противоположность тому, что является видимостью, понимаемой либо как то, что предполагают методы науки, либо как то, с чем методы наука обеспокоена; исследование первых принципов природы; изучение самых фундаментальных обобщений того, что существует.
Типичным примером онтологической проблемы является известная трудность поиска «критерия индивидуации» для различения вещей. Предположим, нас просят рассортировать картошку по двум корзинам — одну для больших и одну для маленьких. По большей части, мы не ожидаем много проблем с такой простой задачей.
Очень крупный картофель будет помещен в корзину, выбранную для большого картофеля, а крошечный картофель будет помещен в корзину, выбранную для мелкого картофеля. Но, конечно, есть проблема. Что же делать с картофелем, о котором трудно судить, например, с картофелем размером где-то между большим и маленьким: напр. , короткий и широкий, длинный и тонкий или просто «средний»?
Мы могли бы установить критерий «картофельности» с помощью точного или операционального определения, которое четко различает «большой» и «маленький» — возможно, путем измерения объема, веса или длины, чтобы точно отметить разница. Но тогда влечет ли такой критерий, что среднего картофеля не существует?
Если мы допускаем существование среднего картофеля, то наш «критерий картофельности» должен быть пересмотрен с учетом «вновь открытой сущности» среднего картофеля. Однако, как вы уже, наверное, догадались, наши проблемы удвоились. Теперь нам нужны критерии, чтобы отличить большое от среднего и среднее от малого. Онтологически возникает новая проблема. Должны ли мы допустить существование средне-крупного и средне-мелкого картофеля? Если это так, то, к сожалению, наша проблема снова распространяется таким же образом.
Думаете ли вы, что виды вещей, существующих во Вселенной, не зависят от концепций, которые мы используем для их описания? Или наши понятия определяют виды вещей, о существовании которых мы можем знать? Ограничивают ли простые действия восприятия и мышления содержание наших идей? Что может быть реальностью за пределами наших представлений?
(3) Аксиология (теория стоимости): исследование природы, критериев и метафизического статуса стоимости. Аксиология, в свою очередь, делится на две основные части: этику и эстетику.
Хотя термин «аксиология» не получил широкого распространения за пределами философии, проблемы аксиологии включают (1) то, как переживаются ценности, (2) виды ценностей, (3) стандарты ценности и (4) в каком смысле можно сказать, что ценности существуют. Таким образом, аксиология является предметной областью, которая пытается ответить на такие проблемы:
Как ценности связаны с интересом, желанием, волей, опытом и средствами для достижения цели?
Как взаимосвязаны различные виды стоимости?
Можно ли сохранить различие между внутренними и инструментальными ценностями?
Являются ли ценности в конечном счете рациональными или объективными?
В чем разница между вопросом факта и вопросом ценности?
Аксиология состоит из двух основных разделов: этики и эстетики. Этика включает в себя теоретическое изучение моральной оценки человеческих действий, а не только изучение принципов поведения. эстетика включает в себя концептуальные проблемы, связанные с описанием отношений между нашими чувствами и чувствами по отношению к опыту искусства и природы. Каждое из этих подразделений кратко охарактеризовано ниже.
(a) эстетика : исследование чувств, суждений или стандартов, касающихся природы красоты и связанных с ней понятий, таких как трагическое, возвышенное или трогательное, особенно в искусстве; анализ значений чувственного опыта и связанных с ним чувств или отношений в искусстве и природе; теории, разработанные в Les Beaux Arts .
Прямоугольники Фехнера: Какой прямоугольник наиболее эстетичен?
Густав Фехнер, один из первых психологов, спросил 228 мужчин и 119 женщин, какой из следующих прямоугольников эстетически наиболее приятен. Взгляните на следующие цифры. Какую фигуру вы бы выбрали?
Эксперимент Фехнера неоднократно повторялся с вариациями методологии, и иногда его результаты подтверждались. В целом предпочтение отдавалось прямоугольнику с соотношением сторон 21:34, также высоко оценивались прямоугольники, соседние с ним на картинке. Соотношение 21:34 — это так называемый «золотой прямоугольник», потому что он основан на золотом сечении или «божественной пропорции». это прямоугольник D выше. Евклид определяет золотую пропорцию как
. Говорят, что прямая линия разрезана в крайнем и среднем отношении, если вся линия относится к большему отрезку, а больший — к меньшему.
Золотое сечение, Галактика Водоворот; Воздушные потоки от дымохода и подсолнечника
Обратите внимание на прилагаемый рисунок золотого сечения и сопутствующие примеры, как обратное этому отношению включает ту же последовательность цифр после запятой. Это соотношение является золотым сечением и повсеместно встречается в искусстве и природе. Исследователи открыли золотую пропорцию как основополагающее пространственное отношение Леонардо да Винчи. 0008 Мона Лиза , Таинство Тайной вечери Сальвадора Дали и множество других картин. Это число проявляется в росте растений и животных и имеет интригующие отношения с архитектурой и скульптурой. Золотое сечение напрямую связано с числами Фибоначчи и основанием спирали. Разумно ли тогда заключить, что красота — это просто математическое отношение?
Или более вероятно, что повсеместное появление золотого сечения является просто результатом какой-то прозаической нумерологии и является примером нашей способности производить то, что мы хотим найти, манипулируя бесчисленными числовыми отношениями, которые мы сами же и создаем? Более того, как эти математические наблюдения могут быть связаны с широко распространенным мнением о том, что по-настоящему выдающимися художниками являются те, кто нарушает правила или законы художественных произведений прошлого?
(b) Этика : исследование природы и концепций морали, включая важные проблемы добра, права, долга, добродетели и выбора; изучение принципов хорошей жизни и благополучия человека; моральные принципы, заложенные в нравах, религии или философии.
В качестве философской проблемы этики рассмотрим этот пример, проанализированный Дж. О. Урмсоном в его известном эссе «Святые и герои»:
Мы можем представить отряд солдат, тренирующихся в метании боевых ручных гранат; граната выскальзывает из руки одного из них и катится по земле рядом с отделением; один из них жертвует своей жизнью, бросаясь на гранату и защищая товарищей своим телом. Совершенно неразумно предполагать, что таким человеком должны двигать эмоции, которыми он мог бы руководствоваться, если бы его лучший друг был в отряде.
Правильно ли поступил солдат, который бросился на гранату? Если бы он не прикрыл гранату, вероятно, погибло бы несколько солдат. Его действия, несомненно, спасли жизни; безусловно, действие, которое спасает жизни, является нравственно правильным действием. Можно даже предположить, что спасение жизней — это долг. Но если бы это было так, то не имел бы каждый солдат моральный долг или обязанность спасти своих товарищей?
Конечно, это не может быть правильной оценкой ситуации, потому что если бы это было морально обязательным для каждый один из них упадет на гранату, каждый затем должен будет отбиться от остальных, чтобы выполнить свой моральный долг добраться до гранаты первым.