Как наш язык обнаруживает нарушения в мозге. Интервью с директором Центра языка и мозга ВШЭ Ольгой Драгой
Человеческий мозг — сложнейшая система во Вселенной, обладающая уникальной способностью к языку и речи. Язык позволяет обозначать абстрактные явления, которые существуют вне связи с реальными образами или фактами, поэтому мы так сложны. Но как происходит организация мыслительных процессов, результат которых — живая речь? Если вскрыть мозг, мы увидим лишь ткани — не будет никаких существительных, деепричастий, сложных или простых предложений. Каким образом фиксируют процессы, происходящие в мозге у человека, когда он говорит, слушает, воспринимает сложные образы и воспроизводит их? Об этом корреспонденту «Научной России» рассказала директор Центра языка и мозга НИУ ВШЭ доктор филологических наук Ольга Драгой.
— Давайте поговорим про мультидисциплинарную область, которая затрагивает самую сложную систему во Вселенной — человеческий мозг. Расскажите, что такое нейролингвистика и почему нам интересно изучать взаимосвязь языка и мозга?
— Нейролингвистика — наука о соотношении языка и мозга, о том, как язык становится возможным на мозговом субстрате, как он усваивается детьми вместе с развитием мозга, как взрослые носители языка обрабатывают язык, понимают и порождают тексты, как нарушается язык и из-за каких языковых поражений. Вот весь этот комплекс вопросов интересует нейролингвистов.
— Информация о том, какие нарушения происходят в мозге, нужна, чтобы их корректировать?
— Да, клиническая лингвистика — это огромная отрасль нейролингвистики, и даже исторически у нас в стране нейролингвистикой называли именно клиническую лингвистику. Это подраздел нейропсихологии, связанный с речевыми нарушениями — в частности, со стойкими нарушениями языка, так называемыми афазиями, которые, как правило, возникают после инсульта.
— Какие существуют методы анализа мозга? Что мы видим при картировании?
— К сожалению, мы еще далеки от полного понимания, какие именно мозговые нарушения вызывают конкретные речевые нарушения. Пока наука и медицина находятся на той стадии, когда понимания, в какой части языковой сети в мозге возникает определенный тип афазии, недостаточно, чтобы полностью скорректировать речевой дефицит.
Картирование мозга. Центр языка и мозга НИУ ВШЭ
Фото: Елена Либрик / «Научная Россия»
— Есть врожденные нарушения, а есть приобретенные, полученные вследствие какого-либо заболевания. Врожденные нарушения наподобие дислексии сегодня поддаются лечению?
— Я бы не назвала их врожденными. Это скорее нарушение развития, когда речевая функция или функция освоения чтения не развивается и не усваивается ребенком в нужное время в нужном объеме. Даже если ребенок в раннем возрасте получает мозговое нарушение, например вследствие инсульта или эпилепсии, при которых требуется пресечь взаимодействие между полушариями, провести сложные операции с серьезным воздействием на мозг, в большинстве случаев происходит компенсация. У младенца может произойти инсульт в левое полушарие, отвечающее у подавляющего большинства людей за речь; тем не менее речь будет усвоена в полном объеме за счет структур правого полушария, не предназначенного для языковой обработки. Если повреждение мозга привязано к рождению, то, скорее всего, произойдет полная компенсация.
Другой вопрос, когда нарушение развивается постепенно, ровно в этот критический период усвоения определенной функции. Есть временнóе окно, когда дети должны усвоить язык. К двум годам ребенок владеет большим словарным запасом, к трем годам — синтаксисом. В русском языке дети уже не путают падежи или делают это в сложных случаях. Они могут составлять длинные фразы. То есть в три года человек довольно неплохо разговаривает.
Если в этот период по мере усвоения функций происходит какой-то патологический процесс в мозге, препятствующий их усвоению, это называется нарушением развития. Коррекция таких нарушений очень сильно отличается от ситуации, когда нарушение и повреждение мозга приобретенные, как у взрослого человека со сформированным головным мозгом. Когда языковая функция полностью сформирована и происходит их выпадение, тогда коррекция идет по другому пути.
— По какому?
— Есть гипотезы, которые описывают нарушение сформированных функций и функций в развитии. Например, у нас с вами функция полностью сформирована, и если произойдет нарушение, то прежде всего выпадут самые верхние этажи.
Если нарушения более серьезные, рушатся базовые уровни языка. При различных видах афазии страдает лексический уровень и люди неправильно употребляют слова. Или при нарушениях лобных долей и левого полушария возникает аграмматизм, когда пациенты не согласуют слова в предложении и опускают глаголы, поскольку это более сложная часть речи. Они могут говорить набором существительных в именительном падеже.
У взрослого человека нарушения происходят сверху вниз, у ребенка ситуация обратная, так как развитие идет снизу вверх. Чтобы скорректировать детский дефицит, надо начинать с нижних этажей. Например, чтение — это высокоорганизованный процесс. Если мы фиксируем трудности чтения у ребенка, нам нужно начинать коррекцию с базовых уровней. Одно из наиболее частых нарушений при дислексии — нарушение фонологического восприятия, восприятия фонем, звуков речи. Из-за того, что фонологический слух нарушен, все остальные надстройки наслаиваются друг на друга и начинают страдать другие лингвистические этажи. Дети с дислексией плохо слышат разницу между близкими фонемами, затем на это наслаивается плохое сопоставление «фонема — графема», а в результате ребенок плохо читает целые тексты.
— То есть надо это вовремя отследить?
— Обязательно. В случае детей необходимы самые ранние скрининги базовых функций. Кроме фундаментальных исследований в нашем центре мы уделяем много внимания созданию диагностических инструментов — и в случае фонологического дефицита, и при чтении на базовом уровне. У нас есть диагностические тесты, которые мы можем использовать в детском саду, когда дети еще не читают тексты, но могут читать настоящие и псевдослова.
— Такая диагностика сейчас проводится в садах или только в специализированных учреждениях, которые сотрудничают с центрами?
— Пока мы находимся на этапе апробации диагностических тестов в партнерских садах, но наша цель — распространить их по всей стране.
— Когда родители приходят с какими-либо детскими отклонениями, в какой фазе находятся нарушения? Когда замечают, что уже что-то не так? На что следует обратить внимание в первую очередь, чтобы предотвратить развитие языковых нарушений в дальнейшем?
— На все. Потому что очень важные этапы происходят в первый год жизни. Ребенок должен вовремя залепетать, вовремя начать реагировать на голос матери и на речь на родном языке. Потому что в первые месяцы жизни ребенок рождается открытым для любого языка. Он может быть помещен в любую языковую среду и усвоить его.
Когда дети играют со звуками, они зачастую произносят звуки, нехарактерные для родного языка. Так они пробуют свой артикуляционный аппарат, чтобы быть готовыми ко всему. За несколько месяцев возникает «тюнинг» среды, в которой ребенок находится. Он теряет способность различать фонематические противопоставления, не присущие его языку. Это этапы, о которых многие родители знают. Понятно, что если ребенок вообще не реагирует на обращенную речь, то это уже повод забить тревогу.
Дети-участники исследований. Центр языка и мозга НИУ ВШЭ
Изображение предоставлено Ольгой Драгой
Есть более скрытые этапы. Сложно сказать, как их использовать родителям в ежедневной практике, но они очень интересны с точки зрения механизмов развития языка. Например, около семи месяцев дети проявляют способность к статистическому научению — и это ровно тот период, когда происходит «тюнинг» на свой язык. То есть ребенок вычленяет закономерности, начинает понимать отдельные слова, границы между ними, определенные сочетания звуков и слогов, которые встречаются чаще, начинает воспринимать ударения, помогающие членить речевой поток.
Когда заточка на свой конкретный язык завершена, эта способность уже не так нужна. Конечно, она сохраняется и у взрослых, как в экспериментах с искусственным языком: если нам давать прослушивать несуществующие слова, но подобранные определенным образом, мы тоже будем вычленять закономерности. Но в жизни мы это мало используем, потому что усвоили язык.
У детей эта способность немного угасает к году, она становится не нужна. Конечно, родителям сложно отследить такие тонкости, но есть основные моменты — реакция на обращенную речь, нарастание словарного запаса к двум годам, становление синтаксиса к трем. Если этого не происходит, пора начинать беспокоиться.
Есть индивидуальная вариативность, половые различия, различия между монолингвами и билингвами. Бывает, в мультиязычных семьях речь детей задерживается в развитии.
— «Тюнинг» происходит позже?
— Да, они находятся в очень сложной ситуации. Им нужно разделить слова разных языков. Проще всего это сделать, когда один родитель говорит на одном языке, второй на другом.
— Это надо брать на заметку родителям, которые хотят сделать из своих детей билингвов.
— Нужно понимать, что ребенок довольно сильно загружается когнитивно, когда находится в сложной языковой среде. Помимо становления языковых процессов, ему нужно разобраться в социолингвистической ситуации, которая его окружает. Это, конечно, требует времени. Но каждый неврологически здоровый ребенок способен освоить одновременно несколько языков. В этом нет сомнения. Поэтому языковое развитие у детей-билингвов может быть немного отодвинуто во времени, но рано или поздно восполняется.
На европейской части России живет большинство монолингвов, и мы видим, что родители довольно поздно обращаются к специалистам. Мы не клиническое учреждение, но плотно работаем с профильными клиниками, больницами, в частности Москвы. Например, Центр патологии речи и нейрореабилитации располагает детским отделением, где мы проводим исследования с детьми. Часто родители начинают бить тревогу, когда ребенку три-четыре года, ссылаясь на индивидуальную вариативность.
Поэтому раннее вмешательство — залог успешной коррекции.
— Правда, что у билингвов при исследовании мозга видно, когда человек переключается между языками?
— Это преувеличение. Исследуя группы людей монолингвов и билингвов, давая им одно и то же задание, фиксируя их мозговую активность с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии, в большинстве исследований мы видим различия. И даже не только в функции, но и в структуре мозга. Это связывают с тем, что билингвы постоянно переходят с одного языка на другой, а это требует большего вовлечения управляющих функций. Соответственно, области мозга, на субстрате которых реализуется управляющая функция, получают большее развитие. Это видно, если использовать метод морфометрии и измерять толщину серого вещества: упомянутые области мозга у билингвов обладают большей толщиной серого вещества, чем у монолингвов.
Исследования показывают, что язык «А» и язык «Б» топографически расположены одинаково. Однако билингвам, чтобы переходить с одного языка на другой, нужно подключать зоны, реализующие управляющую функцию. Но топография самой языковой сети одинакова.
С другой стороны, в последние десятилетия этот вопрос стали изучать методологически более тщательно, чем это делали раньше. В частности, в Стране басков в Центре сознания, мозга и языка (The Basque Center on Cognition, Brain and Language) использовали разные методы и в результате на больших выборках не увидели различий между монолингвами и билингвами.
Эти исследования мотивированы полуромантической идеей, которая 30 лет назад главенствовала — считалось, что билингвы имеют когнитивное преимущество перед монолингвами. Было очень много работ на малых выборках, которые действительно показывали, что у них лучше развиты управляющие функции. А коллеги из Страны басков во многих работах последовательно показали отсутствие этого эффекта. И сейчас мы находимся в области неизвестного: мы понимаем, что, возможно, эти эффекты есть. Скорее всего, они очень небольшие и проявляются только в определенных условиях и далеко не у всех. А у кого и при каких условиях — это нам предстоит узнать.
— Билингвом можно только вырасти, им нельзя стать?
— И да и нет. Потому что билингвизм — это континуальное явление. Одно дело, когда ребенок с рождения в полной мере усваивает несколько языков: с папой говорит на одном, с мамой — на другом, в школе опять на первом, ходит к друзьям или бабушке — снова говорит на втором. Объем инпута на обоих языках и объем практики одинаковый.
Большая часть участников психолингвистических экспериментов оказываются в ситуации, когда, например, ребенок рождается в одной стране, семья эмигрирует и в возрасте детского сада или младшего школьного возраста ребенок попадает в другую языковую среду. Дома он общается с родителями на первом языке, а социум покрывается другим. У нас было такое исследование русско-немецких билингвов. Это дети, которые мигрировали в шесть-семь лет, для большинства из них немецкий стал основным языком. Если ты живешь в стране с языком «Б», ходишь в школу, затем в университет, все твои друзья говорят на немецком языке, то язык «А» становится субдоминантным, «домашним» языком.
Другая ситуация — выучивание иностранного языка во взрослом возрасте. Все зависит от того, в каком объеме вы его используете. Вы можете сейчас выучить новый язык, уехать в другую страну и больше никогда не говорить по-русски. А если вы выучите новый язык, останетесь жить в России и будете изредка читать книги, разговаривать с некоторыми друзьями — это совершенно другая ситуация. Возраст усвоения и объем использования языка — решающие факторы того, как организован этот второй язык в мозге по сравнению с первым.
— То есть это не просто владение, а тоже называется «билингвизм»?
— Да, в широком смысле билингвизм — это ситуация владения двумя и более языками в любом объеме.
— Говорят, что при переключении между языками происходит переключение между культурами. Когда человек даже тональность голоса подстраивает под особенности второго языка. Это действительно так? Или это индивидуальные особенности некоторых людей?
— Такой побочный эффект действительно есть. Но коллеги, занимающиеся изучением освоения второго языка, говорят, что даже желательно придерживаться культурной имитации, чтобы успешно выучить язык. Язык без культурного контекста — выдернутый феномен. Если к изучению языка подключить культурную составляющую, это поможет лучше усвоить язык. В особенности это относится к экзотическим языкам. У нас есть исследование, где мы уже второй год учим курсантов японскому языку с нуля и регистрируем, как уровень усвоения зависит, во-первых, от базовых когнитивных показателей, во-вторых, от погружения в культурный контекст, потому что многие языковые компоненты привязаны к культурным.
— Давайте поговорим про мозг взрослых людей. Считается, что у взрослых сложнее образуются новые нейронные связи и с возрастом труднее обучаться. В каком возрасте человек начинает терять способность к обучению? И есть ли способ натренировать мозг?
— Действительно, в детском возрасте обучение происходит гораздо эффективнее, вся природа головного мозга способствует этому. Но когда основные функции, в том числе язык, усваиваются, происходят так называемые сокращения нейронных связей.
Ольга Викторовна Драгой в стенах Центра языка и мозга НИУ ВШЭ
Фото: Елена Либрик / «Научная Россия»
Ребенок рождается с некоторым запасом. Усвоение речи происходит вплоть до пубертата, 11–12 лет. До этого возраста развиваются лобные доли, которые нужны для порождения и понимания текста. Субстрат готов воспринять бесконечно много, но окружающий мир ограничен и все, что нужно человеку, тоже имеет предел. Поэтому ребенок усваивает функции и нейрональный запас отбрасывается.
У взрослого человека действует принцип развития при тренировке. Тренировка в самом широком смысле — когнитивная, физическая. При физической тренировке развиваются моторные области мозга. Если тренировки не происходит, нет нагрузки на головной мозг, тогда связи тоже сворачиваются. Это не значит, что нейроны отмирают. За этим стоит другой механизм: когда нейрон работает активно, у него разрастаются дендриты за счет шипиков, через шипики происходят связи с другими нейронами. Когда нейрон меньше работает, шипики сворачиваются, но в любой момент можно повернуть этот процесс вспять.
Если человек лежит на диване и ни физически, ни когнитивно не работает, мозг находится в сберегающем режиме. Как только человек начинает тренироваться, он поворачивает этот механизм вспять. Если постоянно тренироваться, работа мозга налаживается и все больше активируется. Если был простой, требуется период на раскачку.
— Но в любом случае когнитивную активность можно восстановить?
— Функциональная пластичность не ограничена возрастом. Она в значительной степени присутствует в детском возрасте, но человек способен к обучению до конца жизни. Это значит, что мозг пластичен, потому что нет других механизмов для обучения.
— Мы уже говорили про нарушения. Есть ли основные показатели развития мозга через речевой аппарат? Считается, что словарный запас — показатель интеллекта, но в то же время мы знаем, что существуют дислексия, дисграфия и другие нарушения, которые на физиологическом уровне не дают развиваться, как условному большинству.
— Мозг — не единый орган. Показатель отдельной функции не может быть показателем развития всего мозга. Несмотря на то что современные представления о когнитивной функции соотносятся с определением сети, язык не расположен в каком-то конкретном отделе мозга. Это целая сеть отделов, которые постоянно взаимодействуют между собой. При этом есть функциональная специализация. То есть зрительные отделы — это не субстрат управляющих функций, и наоборот. Из-за функциональной специализации можно соотносить речевое развитие с развитием конкретных отделов, вовлеченных в речевую функцию.
Если говорить о том, насколько речь отражает общее когнитивное развитие на психическом уровне, ответ будет таков: скорее не отражает. Есть яркие примеры, когда у человека очень бедная речь, но при этом он гениален математически или таланлив как художник.
Это свидетельствует о том, что когнитивное развитие — комплексный феномен, который состоит из речевого развития, уровня развития памяти, управляющих функций и других талантов.
— Как полюбить учиться? Даже когда человек полжизни пролежал на диване, он может в какой-то момент начать развивать свой мозг? Что может этому способствовать?
— Насильно мил не будешь. Если не хочешь, то без внешней мотивации нет способа заставить себя развиваться. Но если человек чего-то не делает, ему это не нужно. Я, например, не умею кататься на параплане, мне это не нужно. Зачем заставлять себя? Есть навязанные обществом представления о том, что хорошо читать, нужно быть образованным. Но это не обязательно для счастья. Человек сам выбирает, что ему нужно.
Если вы сами понимаете, что вам нужно развить какую-то функцию, значит нужно найти такие мотиваторы, которые будут подталкивать вас к постоянной тренировке. Несмотря на существование эвристики и подходов к быстрому усвоению некоторых функций, к сожалению, ответ такой: тому, чтобы мозг работал на уровне автоматизма, ничего, кроме долгих последовательных тренировок, не поможет. Нужно постоянно заниматься, и тогда функция будет натренирована, мозг нейрофизиологически и анатомически будет предрасположен для ее реализации. Но как только перестанете этим заниматься, функция и шипики «скукожатся».
Яркий пример из области физической культуры. Если человек начинает заниматься спортом и делает это в большом объеме, моторные области начинают развиваться всего за несколько недель. Когда он перестает, все возвращается обратно. Те же самые механизмы реализуются в отношении других функций.
— Расскажите про Центр языка и мозга. Чем здесь занимаются, с какими нарушениями работают и какими методами?
— Наш центр был основан в 2013 г. В этом году мы будем праздновать десятилетие. Мы занимаемся психолингвистическими исследованиями с использованием различной методологии: и поведенческих методик, и регистрации движения глаз. Мы занимаемся также нейролингвистикой: с помощью современных методов нейровизуализации — функциональной магнитно-резонансной томографии, электроэнцефалографии, магнитоэнцефалографии — исследуем, как взрослые здоровые люди обрабатывают язык, как они понимают речь и порождают ее. Еще одно направление — клиническая лингвистика, где мы исследуем и взрослых, и детей.
Ольга Викторовна Драгой в шумоизоляционной комнате
Фото: Елена Либрик / «Научная Россия»
Огромная доля работы относится к исследованию постинсультных афазий. Мы выясняем, как связаны между собой речевое нарушение и объем мозговых поражений. В практическом смысле это нужно для предсказаний: когда пациент после инсульта находится в остром периоде, неизвестно, останется у него речевой дефицит или скорректируется сам собой через три месяца.
— Это можно предсказать?
— Мы пытаемся по расположению и объему очага инсульта предсказать, что ждет человека через три месяца.
Мы разрабатываем также диагностические инструменты для того, чтобы детально понять, на каком этаже находится лингвистическое нарушение, потому что на поведенческом уровне это способ указать логопеду, куда нужно направить его коррекционные усилия.
Мы много работаем с нейрохирургическими популяциями, пациентами с опухолями мозга и фармакорезистентной эпилепсией, которые должны пройти нейрохирургическое вмешательство, и сопровождаем операции. Вместе с нейрохирургом пробуждаем пациента и выполняем картирование речевой функции. У пациентов наблюдается пластичность речи, и мы заранее не знаем, где точно расположены речевые зоны. А хирургу это важно, чтобы не затронуть их во время резекции.
У детей мы исследуем феномен дислексии методом регистрации движения глаз. С помощью магнитной энцефалографии устанавливаем, как различаются мозговые сети, связанные с чтением, у типично развивающихся детей и детей с дислексией.
Много работы связано с изучением речи детей с аутизмом. Считается, что аутизм — скорее нарушение социального взаимодействия. У некоторых пациентов есть речевые проблемы, а у части нет. Было непонятно, у кого, при каких условиях и при каком аутизме они встречаются, поскольку аутизм — спектральное расстройство. И мы в больших когортах детей с расстройством аутистического спектра (РАС) тестировали речь в разных возрастах и определяли локусы речевого дефицита.
— Какие результаты?
— Во-первых, действительно, не у всех детей с РАС нарушена речь. Но когда она нарушена, это удивительным образом связывает РАС с дислексией, происходит нарушение на уровне слухового восприятия. Сначала мы это зафиксировали поведенчески, затем — с помощью метода энцефалографии и магнитоэнцефалографии на уровне мозга: работа височных отделов у детей с РАС и у типично развивающихся детей различается. Эта гипотеза была высказана довольно давно, в том числе некоторыми зарубежными коллегами и Татьяной Александровной Строгановой, известным отечественным нейроученым. Но мы в частных экспериментах последовательно подтвердили эту гипотезу: часто в основе высокоуровневых нарушений у детей с РАС лежат базовые сенсорные нарушения, которые возникают из-за нейромедиаторных нарушений работы височных долей.
— Какие перспективы у нейролингвистики? Что вы видите в обозримом будущем?
— Сейчас мы активно работаем над запуском регистрации непосредственной активности мозга для речепродукции. Есть ряд обездвиженных пациентов, в том числе с двигательным нарушением речевого аппарата, молчащие люди. При этом их дефицит находится на уровне проводящих путей между мозгом и артикуляторным аппаратом, то есть ядерные речевые зоны работают нормально. Если бы человек мог передать этот импульс на артикуляцию, он бы говорил. Но на разных этапах переключения сигнала происходят нарушения.
В последние годы нейролингвистический мир озабочен вопросом, можем ли мы с помощью электродов, вживленных в кору головного мозга, записывать электрическую активность и превращать ее в речь. Это стало бы ассистивным интерфейсом для таких пациентов.
Подобные решения открывают широкие прикладные возможности. Сначала мы можем вживлять электроды, затем — отходить от инвазивности или сделать ее не такой критичной. Трансляция непосредственной нейрональной активности в речь имеет широкие перспективы в плане управления девайсами, альтернативной коммуникации. А с фундаментальной точки зрения интересно, может ли нейрональная активность транслироваться напрямую.
Летние занятия в РГДБ: июль-2023
Летние месяцы в Российской государственной детской библиотеке всегда проходят ярко и насыщенно! Приглашаем ребят на интерактивные литературно-творческие занятия в Летнюю лабораторию чтения: мы будем слушать, смотреть, обсуждать, сочинять, играть и мастерить.
Игрушки оживут и превратятся в героев книг. Незнакомые сказки станут любимыми, любимые сказки – театрализованными, а героем сказки сможет стать любой читатель, заглянувший на сказочный огонек.
Все занятия проводятся бесплатно и без предварительной записи!
- Понедельник
3, 10, 17, 24 и 31 июля в 12:00 – «Лето с героями Беатрис Поттер» – литературные театрализованные занятия 3+
По понедельникам будем смотреть сказки и знакомиться с новыми героями книг английской писательницы.
Ведущая: Мария Володина
Комната Волшебный лес (№ 161)
10, 17, 24 и 31 июля в 15:00 – «Книги далёких стран» – литературное творческое занятие 8+
Каждая книга имеет свою родину — страну, где ее создал писатель. Или страну, о которой он думал, когда работал над книгой. Мы будем путешествовать по этим странам, знакомиться с авторами и художниками, читать книги и расширять свою литературную карту мира. А чтобы все это лучше запомнилось, по каждой книге мы сделаем творческую работу — рисунок или коллаж.
Ведущая: Надежда Графова
10 июля – «Сказание о Раме и Сите» 8+
Мы расскажем о книге, написанной Сахарновым по просьбе Индиры Ганди. Это адаптация индийского эпоса «Рамаяна», созданного более 2000 лет назад. В изложении Сахарнова получилась яркая история о любви, дружбе, бесстрашии, об отважном царевиче Раме, верной царевне Сите и летающей обезьяне Ханумане. На нашем занятии каждый участник не только увидит и услышит эту историю, но и сделает коллаж из ткани – наряд для царевны Ситы.
17 июля – «Старушки с зонтиками» 8+
В гуще леса, среди цветущих деревьев махагуа, стоит маленький домик. О его обитателях вы скоро узнаете – это семь старушек-сестер, и у каждой есть чудесное свойство. Автор этой сказки – кубинский писатель Мануэль Кофиньо Лопес. Сказку переводили на разные языки, но больше всего ее полюбили в России – благодаря иллюстрациям Виктора Пивоварова, и это действительно лучшее издание этой книги.
24 июля – «Сказки сельвы» 8+
В этот раз мы отправимся в далекую страну – Уругвай, побываем в тропических лесах вдоль реки Амазонки, познакомимся с писателем Орасио Кирогой и посмотрим диафильм по одной из его историй. А потом сделаем себе на память настоящую тропическую лиану.
31 июля – «Иссумбоси» 8+
В этот раз нашим героем будет японский мальчик Иссумбоси, что переводится как «мальчик-с-пальчик». Только в отличие от своего европейского собрата, он в конце вырастет, станет большим. И в этом ему поможет его собственная храбрость.
Комната № 314
- Вторник
4, 11, 18 и 25 июля в 10:30 и 12:00 – «Книжки-малышки» 3+
Летние творческие занятия для трехлеток и их родителей.
Любимые стихи и коротенькие сказки, потешки, заклички, хороводы, считалки, игры, диафильмы, мастерилки.
Ведущая: Надежда Потмальникова
Комната сказок
4, 11, 18 и 25 июля в 16:00 – Клуб настольных игр «Лабиринт» 7+
Играем в настольные игры, думаем, рассуждаем. Учимся общаться.
Можно приходить всей семьей.
Ведущая: Светлана Кукушкина и Евгения Армадерова
Комната № 312
18 и 25 июля в 15:00 – «Тайны волшебной сказки» 8+
Цикл интерактивных литературных занятий.
Узнаем о связи народной сказки с миром наших далёких предков, их обычаями, обрядами и верованиями; о глубоких исторических корнях наиболее распространённых сказочных сюжетов; о происхождении таких известных сказочных персонажей как Баба-Яга, Сивка-Бурка, Змей-Горыныч; об истории развития сказки от древнего бытового повествования до литературной сказки, и изменении её содержания и смысла. Перед занятием нужно прочесть сказки по теме занятия.
Ведущая: Лада Новофастовская
18 июля – Обсуждаем «Сказку о молодильных яблоках и живой воде». Сказки о путешествии в тридевятое царство и их связь с обрядом инициации юношей. Домашнее задание: перед занятием прочитать сказку.
25 июля – «Сказочная невеста». Образ премудрой красавицы в русских народных сказках. Обсуждаем сказку «Царевна-лягушка» (в обр. М.А. Булатова).
Комната № 305
4, 18 и 25 июля в 17:00 – Интерактивные чтения из цикла «Сказки цветочной феи» 6+
Читаем и обсуждаем сказки и легенды о цветах.
Ведущая: Ольга Климкина
Комната №311
- Среда
5, 12, 19 и 26 июля в 11:00 и 13:00 – «Волшебная страна одной книжки» литературные театрализованные занятия 5+
Весь июль по средам «Шлепка и Каролина» по мотивам повести Юхана Саара «Игра».
— Кто такая Каролина? — Это маленькая девочка, которой ужасно одиноко живётся, несмотря на любящих маму, папу и тётю.
— А кто такой Шлепка? — Это игрушечная собака, но для людей, которые умеют фантазировать, Шлепка — живой.
Так что, Шлепка и Каролина — самые лучшие друзья.
Чтение с элементами театрализации, игрой и творчеством.
Ведущая: Надежда Потмальникова
Комната сказок
12 июля в 19:00 – Парфюмерно-литературный вечер «Белеют в зелени жемчужные цветы» 12+
Читаем отрывки из произведений, в которых упоминаются жасмин, тубероза, нероли и гардения, знакомимся с «белоцветочными» духами из коллекции исследователя парфюмерии Натальи Дроздовой.
26 июня в 19:00 – Парфюмерно-литературный вечер «Пейте чай, мой друг старинный» 12+
Вспоминаем художественные произведения о чаепитии, знакомимся с духами с нотой чая из коллекции исследователя парфюмерии Натальи Дроздовой.
Ведущие: Ольга Климкина и Наталья Дроздова
Комната № 311
- Четверг
13, 20 и 27 июля в 12:00 – «Астрокурс» — познавательные занятия по астрономии 9+
«Я знаю, что ничего не знаю» — это изречение приписывают древнегреческому философу Сократу. 200 лет назад люди предполагали, что луна обитаема, а солнце — это огромный горящий уголь, а 100 лет назад ещё считалось, что вся Вселенная состоит только из нашей галактики! Так что же мы знаем о планетах, звёздах и галактиках сегодня? На занятиях нас ждет увлекательное путешествие на немыслимые расстояния навстречу явлениям и объектам космического масштаба. Сегодня мы знаем о Вселенной значительно больше, чем наши предки, но сколько открытий еще ждет нас впереди!
Ведущая: Анастасия Макарова
Комната № 311
20 и 27 июля в 12:00 – «Тридесятое царство» — литературные театрализованные занятия 3+
Мы будем путешествовать в тридесятое царство, где будем знакомиться с новыми сказками, играть в сказки, ну и, конечно же, мастерить.
Ведущая: Мария Володина
Комната сказок
6 и 20 июля в 15:00 – «Остров семи ветров» — познавательные занятия 7+
Отправляемся в путешествие по морям. Познакомимся с морской флорой и фауной и узнаем, какие народы живут на морских берегах.
Сделаем морскую поделку.
Ведущие: Светлана Илюхина и Марина Шуст
Комната № 313
6, 13, 20 и 27 июля в 17:00 – Интерактивные чтения их цикла «Вежливые книги» 6+
Читаем и обсуждаем книги о хорошем поведении.
Ведущая: Ольга Климкина
Комната № 311
- Пятница
7, 14 и 21 июля в 11:15 – Студия раннего развития «Сказки для малышей» 2-3 года
Встреча для самых маленьких «читателей».
Будем смотреть книги, играть в сказки, водить хороводы, играть в пальчиковые игры и, конечно же, мастерить (рисовать красками, клеить, лепить и многое другое).
Ведущая: Мария Володина
Комната сказок
7, 14 и 21 июля в 15:00 – Семейный клуб «Смотрим диафильмы и мастерим» 6+
Приглашаем вместе смотреть тёплые, душевные диафильмы из коллекции нашей библиотеки и мастерить героев волшебных историй из бумаги и природных материалов в различных техниках и стилях самостоятельно или с помощью родителей.
Ведущая: Анна Осипенко
Комната сказок
- Суббота
22 и 29 июля в 11:00 и 13:00 – «Академия детского творчества» 8+
Приглашаем на мастер-классы по работе с акварелью и карандашом.
Ведущая: Лада Новофастовская
Комната № 314
В программе возможны изменения, самая свежая информация о мероприятиях – в телеграм-канале Афиша РГДБ
Внимание! Это занятия для индивидуальных посетителей! Если вы хотите организовать занятия по заинтересовавшей вас теме для группы детей, пожалуйста, свяжитесь с нами, написав на Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript., мы обсудим условия и возможную дату проведения.
Летние занятия в РГДБ: июнь-2023 →
Telegram-каналы РГДБ:
- Афиша Российской государственной детской библиотеки
- Библиогид Российской государственной детской библиотеки
- Диафильм Онлайн.Российская государственная детская библиотека
- Национальная электронная детская библиотека
- Зал литературы на иностранных языках в РГДБ
42.500+ Школьная рутина Сток Фото, Ресимлер и Роялти-Фри Продавец
Просмотр- Просмотр
- Фото
- Иллюстрация
- Vektörler
- Видео
42.
565 Школьные рутины stok fotoğraf ve görselini inceleyin veya daha fazla stok fotograf ve görsel keşfetmek için yeni bir arama başlatın. Сирала:En popüler
eğitim okulu test kavramı: okul sınıfında birden fazla karbon kağıt bilgisayar kabul sınavı doldurmak almak için cevap levha veya egzersiz yazma test sınavları için hands öğrenci tutan kalem — школьная рутина stok fotoğraflar ve resimlerEğitim Okulu test kavramı: okul sınıfında birden fazla karbon kağı
geri okul kavramı — школьная рутина stok fotograflar ve resimlerGeri okul kavramı
kadın’ın el planlayı cısı günlük randevu yazma. — школьная рутина сток фотографлар ве resimlerKadın’ın эль planlayıcısı günlük randevu yazma.
öğrenci sınav cevap kağıdının cevaplarını kalemle doldurur. окул ве егитим. cevapları ile test puan tablosu — школьные рутинные иллюстрацииÖğrenci sınav cevap kağıdının cevaplarını kalemle doldurur. Окул…
минималистский planlayıcı sayfaları şablonları. organizatör sayfası, günlük ve günlük kontrol defteri. yaşam planlayıcıları, haftalık ve gün organizatörleri vektör seti — школьная рутина стоковые иллюстрацииМинималистский planlayıcı sayfaları şablonları. Organizatör sayfası,…
yeni bir şeyler öğrenmek — школьная рутина stok fotoğraflar ve resimlerYeni bir şeyler öğrenmek
рука женщины, пишущей встречи в дневнике, органайзере или расписании календаря с большим количеством красочных заметок для ее тайм-менеджмента на деревянный стол с кофе, цветами и стаканами, выбранный фокус — школьная рутина stok fotoğraflar ve resimlerРука женщины, пишущая о встречах в органайзере дневника или…
тест со сломанным карандашом — школьная рутина stok fotoğraflar ve resimlerтест со сломанным карандашом ğıt yaprak kazık — школа обычные стоковые иллюстрации
Yanıtlanan quiz denetim listesi ve başarılı sonuç değerlendirmesi
отец помогает сыну подготовиться к школе0003 i̇ş adamı masasında oturan ve ofiste ноутбук kullanarak — школьная рутина stok fotoğraflar ve resimlerİş adamı masasında oturan ve ofiste ноутбук kullanarak
лист ответов сканирования с карандашом и ответами в виде пузырей — школьная рутина stok fotoğra flar ve resimlerБланк ответов Scantron с карандаш и пузырьковые ответы
çocuklar öğle yemeği hazırlamak — школьная рутина Сток фото и resimlerÇocuklar öğle yemeği hazırlamak
kırmızı çalar Saat mavi arka planda izole. — школьные будни стоковые иллюстрацииКирмызы чалар саат мави арка планда изоле.
расходы, доход, ссуда, домашние расходы, коммунальные услуги, банк, финансы, семья, конец месяца, деньги, образование, значки линии строгания — школьные рутинные иллюстрацииРасходы, доход, ссуда, домашние расходы, коммунальные услуги, банк,. ..
okul için evden anne çocuk получение hazır — школьная рутина stok fotoğraflar ve resimlerokul için evden anne çocuk Получение hazır
i̇lkokul çocukları okulda okul otobüs geliyor. — школьная рутина stok fotograflar ve resimlerİlkokul çocukları okulda okul otobüs geliyor.
çalışma iş masaüstü вид сверху. — школьная рутина stok fotograflar ve resimlerÇalışma iş masaüstü TOPVIEW.
заботливые молодые афроамериканские родители учат маленькую дочь экономить деньги, — школьная рутина stok fotoğraflar ve resimlerзаботливые молодые афроамериканские родители учат маленькую дочь… медицинское училище. — школьная рутина stok fotograflar ve resimler
Отец и мать с маленькой дочерью в вестибюле в помещении. ..
Кадр неузнаваемой группы детей, сидящих в школьном классе и поднимающих руки, чтобы ответить на вопрос — школьная рутина stok fotoğraflar ve resimlerКадр неузнаваемой группы детей сидят в своих…
mutlu gülümseyen sarışın iş kadını holdig — школьная рутина ok fotograflar ve resimlerOkuldan Eve Yürümek
planlayıcısı. anımsatıcı, denetim listeleri, önemli tarih ve notlar içeren program listesi için haftalık ve gun düzenleyicileri. basit yaşam planlayıcıları günlük rutin organizasyon vektör minilist şablonlar — школьная рутина стоковые иллюстрацииPlanlayıcısı. Anımsatıcı, denetim listeleri, önemli tarih ve…
çocuklar için günlük ve haftalık planlayıcı — школьные рутинные иллюстрацииÇocuklar için Günlük ve Haftalık Planlayıcı
genç afrikalı kadın gri duvar stüdyosu rahat günlük yaşam tarzı öğrenci tutmak booklar gülümseyen — школьная рутина сток фото ве ресимлерGenç Afrikalı kadın gri duvar stüdyosu rahat günlük yaşam tarzı öğ
günlük planlama yuvarlak satırı simgesi — школьная рутина стоковые иллюстрацииGünlük planlama yuvarlak satırı simgesi 900 03 anne ve oğul — школьная рутина stok fotoğraflar ve resimler
anne ve oğul
молодая брюнетка с книгу в публичной библиотеке. — школьная рутина сток фото и фотоМолодая брюнетка женщина с книгой в публичной библиотеке.
bir üniversitede not alan veya sınava katılan odaklanmış öğrenci — yüz maskesi takmak — школьная рутина stok fotoğraflar ve resimlerBir üniversitede not alan veya sınava katılan odaklanmış öğrenci —
okul başarıya giden merdivenin ilk adımıdır — школьная рутина stok fotoğraflar ve resimlerOkul başarıya gi den merdivenin ilk adımıdır
рисованный элемент журнала пуль — школьная рутина фондовые иллюстрацииЖурнал пуль рисованный элемент
çıkartmalar ile takvim takvimi. okul planlaması veya planlama işi. векторная иллюстрация хачми. вектор şablonu öğrenciler ve öğrenciler için okul takvimi. okul malzemeleri el çizilmiş unsurları. — школьные будни стоковые иллюстрацииÇıkartmalar ile takvim takvimi. Okul planlaması veya planlama işi.
genç asyalı öğrenci portre kamera tutan dizüstü bilgisayar veya table tutan kamera bakarak portre kavramı geri gelmek veya okula dönmek, okul yeniden açılması ve covid veya коронавирус salgını sonra kilidini. — школьная рутина stok fotoğraflar ve resimlerGenç Asyalı öğrenci portre kamera tutan dizüstü bilgisayar veya…
küçük bir çocuk seti günlük rutin. uyanmak, sabah kahvaltı etmek, okula gitmek. — школьные будни стоковые иллюстрацииKüçük bir çocuk seti günlük rutin. Uyanmak, sabah kahvaltı etmek,
sevimli çocuk ile çocuklar için günlük rutin faaliyetleri — школьная рутина стоковые иллюстрации — школьная рутина stok fotoğraflar ve resimlerTakvim Kavramı
bilgisayarda haber ile günlükgazteler — школа обычный сток фотографлар ве resimlerbilgisayarda haber ile günlükgazetler
öğrenciler veya öğrenciler için şablon okul tarifesi. иллюстрация semboller ве каракули арка план okul malzemeleri тема birçok эль çizilmiş unsurları ile çıkartmalar üzerinde kağıt parçaları ile çizim. — школьные будни стоковые иллюстрацииÖğrenciler veya öğrenciler için şablon okul tarifesi….
оптическая форма экзамена с карандашом и ластиком — школьная рутина stok fotoğraflar ve resimlerоптическая форма экзамена с карандашом и ластиком
test sınavı — школьная рутина иллюстрацииTest s Инави
Kids Daily Routine Стоковые фотографии и изображения
Отец и сын укладывают новый деревянный ламинат на пол из теплой пленки. инфракрасная система обогрева пола под ламинатPREMIUM
Красивый мальчик делает домашнее задание на улице. ребенок работает с карандашом и ноутбуком дома после школы. малыш учится на террасе во время отдыха, пьет апельсиновый сок. кавказский мужчина работает с компьютеромPREMIUM
Концепция детства и образования — счастливая студентка готовится к школьным экзаменамPREMIUM
Девочка играет с машинками в кафеPREMIUM
Маленькая школьница с бумажным самолетикомPREMIUM
Дистанционное онлайн-образование, интернет-обучение. первоклассник учится дома с микроскопом, делает записи, онлайн-урок биологииПРЕМИУМ
Портрет симпатичного маленького мальчика, выражающего волнение, сидя дома на диване. ПРЕМИУМ
Тонированное изображение лучших подруг, которые смотрят в мобильный или смартфон, проводя свободное время в кафе или ресторане. две девушки за столом смотрят в свои телефоны. девочки-подростки в кафеPREMIUM
Вид сквозь руки мальчика на милую улыбающуюся девочку с зубастой улыбкой, которая смотрит в камеру и украшает пасхальное яйцо. PREMIUM
Концепция фитнеса. вид сверху фото розового спортивного бюстгальтера, бутылки воды, зеленого коврика для упражнений, рулетки и будильника на изолированном желтом фоне. ПРЕМИУМ
Снова в школу, концепция бизнес-офисного образования. ассортимент синих принадлежностей, мелков, часов, ручек на столе. копия космического фона, вид сверху, плоская планировка над головойPREMIUM
Кавказские школьники в наушниках показывают одобрение, например, большие пальцы вверх. счастливые и эмоциональные брат и сестра 9-11 лет в синих базовых футболках позируют на пастельном фоне в студииPREMIUM
Портрет удивленного мальчика, держащего и указывающего на красный будильник. концепция детей и управления временемPREMIUM
Милый афроамериканский мальчик с щетками возле цветной стены. ПРЕМИУМ
Дети и подружки мамы едят. ПРЕМИУМ
Милые маленькие девочки моют раковину и зеркало в ванной специальным чистящим средством. печенье на домашней кухнеPREMIUM
Семья дома. портрет счастливых детей, поющих караоке через микрофон дома. ПРЕМИУМ
Маленький азиатский мальчик в наушниках и счастливо улыбается, слушая музыку. ПРЕМИУМ
Азиатские дети используют наушники для прослушивания музыки с помощью смартфона на кровати в своей украшенной спальнеPREMIUM
Деловая женщина, работающая в офисеPREMIUM
Маленький мальчик и маленькая девочка играют в шахматы дома. Дети играют в шахматыPREMIUM
Концепция свободного времени. готов к первому уроку! портрет прекрасной, милой, очаровательной, красивой, хорошенькой, маленькой девочки, изолированной на ярко-желтом фоне, с большим будильником в руках. ПРЕМИУМ
Две школьницы смотрят в телескоп на уроке астрономии, снова в школу, детское образование. ПРЕМИУМ
Двое умных детей сидят вместе за столом и рисуют на планшете цифровым карандашом в современной гостиной.PREMIUM
Довольная сосредоточенная маленькая девочка развлекает своего щенкаPREMIUM
Милый маленький мальчик играет на полу с игрушечной машинкой в солнечный деньPREMIUM
Сладкий школьник, играющий с милыми маленькими новорожденными цыплятами в ведре и пасхальными домашними яйцами. ПРЕМИУМ
Счастливая азиатка пьет горячий кофе после пробуждения и использует ноутбук в спальне, расслабляется, крупным планом. ПРЕМИУМ
Маленький мальчик держит будильник на сером фоне. . дети читают книги. дети учатся. студент ребенок делает домашнее задание в солнечной спальне. красочное текстильное постельное белье для детской комнаты. умные студенты учатся и учатся домаPREMIUM
Селективный фокус 3-летней азиатской девочки, которая занимается письмом и рисованием дома со своей бабушкой из-за пандемии ковид-19. концепция обучения дома и тренировки мелких мышц.PREMIUM
Портрет милой девушки, делающей посуду.PREMIUM
Милый мальчик играет со своими игрушками дома. Этнический мальчик играет с игрушками-динозаврами, лежа на полу в своей игровой зоне.PREMIUM
Студентка держит будильник перед лицомPREMIUM
Азиатская девочка изучает солнечную систему на уроке географии. рассматриваю масштабную модель планетPREMIUM
Мать помогает дочери сесть на унитаз. ПРЕМИУМ
Красивая маленькая девочка в зеркале прихорашивается. маленькая девочка сидит за детским столом и носит детскую косметику. PREMIUM
Портрет афроамериканца, играющего с дочерью, сидящего на полу в уютном домашнем интерьере, вид сбоку. PREMIUM
Дочь помогает маме приготовить ужин дома . ребенок режет овощи на столе. семейная кухняPREMIUM
Концепция семьи. семьи занимаются рисованием дома. семья занимается счастливой деятельностью. родители учат детей рисовать.ПРЕМИУМ
Портрет маленькой девочки в кабинете дома, они весело играют с игрушечными поездами. PREMIUM
Малыш сидит на полу и играет на пластиковом игрушечном пианино. весело.PREMIUM
Мужчина злится на свою дочь во время работы в домашнем офисеPREMIUM
Мальчик завтракает утром в постели.PREMIUM
Маленькая девочка держит кисть, рисует акварельюPREMIUM
Отец и дочь весело рисуют кухня.ПРЕМИУМ
Мальчик учится онлайн дома с помощью планшета. глобальная пандемия covid19, коронавирус. ребенок в защитной медицинской маске сидит на подоконнике и играет в игру. остаться дома концепции. home learning.PREMIUM
Школьник с будильником в руках, изолированный на синем. пора идти.PREMIUM
Утренняя рутина мальчикаPREMIUM
Симпатичная веселая школьница кладет канцелярские принадлежности в рюкзак.PREMIUM
Дистанционное обучение онлайн-образование. мальчик учится дома, устал спать и лежит на тетради и делает домашнее задание в школе. ребенок сидит за столом с мобильным телефоном. снова в школу.ПРЕМИУМ
Ученица начальной школы собирает рюкзак для школы дома. выборочный фокус.PREMIUM
Найдите слово о работе на деревянном столеPREMIUM
Счастливая девочка-подросток в школьной форме с будильником, показывающим время и жестом вверх, времяPREMIUM
Мальчик использует различные гаджеты дома. маленькая модель с умными часами, смартфоном или планшетом и наушниками. делать селфи, общаться в чате, играть, смотреть видео. взаимодействие детей и современных технологий. PREMIUM
Азиатские девушки любят делать и чинить электрическую роботизированную машину и обучаться онлайн-курсу с репетиторомPREMIUM
Уборка стола на кухне после приготовления пищи, женщина в перчатках с тряпкой чистит кухонную столешницуPREMIUM
Девушка держит большие часыPREMIUM
Изумленный ребенок в школьной форме, указывающий пальцем на будильник, показывающий время, пунктуальность. ребенок-подросток с будильником, горизонтальный плакат. заголовок баннера, пространство для копирования.PREMIUM
Две сестры играют на яркой стильной кухне. красивый интерьер.ПРЕМИУМ
Дистанционное онлайн образование, интернет обучение. первоклассник учится дома, держит кучу книг, готовится к онлайн-урокуPREMIUM
Азиатский мальчик делает домашнее задание с намерением и есть мать, чтобы поддержать. ребенок мальчик держит карандаш, мальчик рисует на белой бумаге за столом, начальная школа и домашнее обучение. PREMIUM
Молодая студентка в концепции тайм-менеджментаPREMIUM
Слово сон из деревянных кубиков возле повязки на глаза, таблетки и будильник на белом фоне , плоская планировка. лечение бессонницыPREMIUM
Химическое образование и концепция изучения. крупный план мальчика и его отца, ученые наливают воду в стакан с химическими элементами, для экспериментов домаПРЕМИУМ
Студенты из Азии учатся дома кодировать роботизированные автомобили и кабели электронных плат в стволе, паре, математике, инженерии, науке, технологии, компьютерном коде в робототехнике для детей. ПРЕМИУМ
Семейная игра с собакой.
Семья на кухнеPREMIUM
Милые, милые малыши рисуют красивые картинки для родителейPREMIUM
Маленький мальчик красит пасхальные яйца красками дома. детское пасхальное творчество. ребенок украшает пасхальные яйца.ПРЕМИУМ
Чистота на первом месте среди детей. два очаровательных мальчика играют, пока их родители убирают за ними дома.PREMIUM
Материал Монтессори Структура цветка. веселый мальчик учится дома. дети изучают биологию с помощью игрушек.PREMIUM
Будильник тревожит расфокусированную спящую девочкуPREMIUM
Счастливое детство. маленькая девочка держит кубок чемпионата и теннисную ракетку. чемпион по игре в бадминтон. победа и победа. заслуженная награда. спортивные достижения. концепция спортивного успеха. с днем защиты детейPREMIUM
Восторженный мальчик смешанной расы в повседневной одежде веселится и прыгает на большой кровати с бело-розовыми постельными принадлежностями и подушками. фото сделано в воздушном движении с ребенком, играющим в помещенииPREMIUM
Блондинка 9-летнего мальчика в желтой футболке и больших очках сидит на диване, ест попкорн и играет дома с геймпадом во время онлайн-урока дома, социальная дистанция во время карантина, самоизоляции, концепции онлайн-образования, домашнего школьника. ПРЕМИУМ
Милый мальчик стучит деревянными палками по кастрюлям, которые устроены как барабанная установка. время карантинаПРЕМИУМ
С Днем матери! дочь и сын поздравляют маму и дарят ей цветы. ПРЕМИУМ
Отец с тремя маленькими детьми в ванной, концепция утренней рутины. ПРЕМИУМ
Напоминания о лекарствах. таблетки, лекарства работают перед сном, расписание. время принимать лекарства. цветные будильники, медицинские капсулы и блистерные упаковки с таблетками. PREMIUM
Снова в школу, новое нормальное образование. милая девушка в школьной форме приветствует кого-то по видеосвязи и показывает свой новый рюкзак. социальное дистанционное обучение и новое руководствоПРЕМИУМ
Японский отец держит своего сына и выбирает книгу для чтения. образ жизни и досуг людей. kids and baby conceptPREMIUM
Счастливый азиатский мальчик с мячом для регби кричит и смотрит спортивный матч дома на карантине.PREMIUM
Мать с сыном готовит свежевыжатый апельсиновый сок на кухне. здоровая еда. здоровая пища. Вегетарианская еда. Здоровая диета. фруктовый сок.PREMIUM
Девочка в костюме космонавта с игрушечной ракетой играет и мечтает стать космонавтом. портрет забавного пацана в спальне.ПРЕМИУМ
Маленькая девочка упаковывает синий рюкзак в детской комнате. маска для лица, бутылка дезинфицирующего средства, канцелярские принадлежности, ручки, разноцветные маркеры, блокноты. обратно в школу. гигиена мамы, меры предосторожности после коронавируса.PREMIUM
Забавный азиатский мальчик проснулся и потрясен, потому что уже слишком поздно, мальчик-студент беспокоится, увидев часы, ошеломленное выражение лицаPREMIUM
Часы и ребенок, играющий на смартфоне.PREMIUM
Портреты братьев, сидящих на пол наслаждается праздниками с игрушками, желтый фонPREMIUM
Ест из миски. две сестры с психическим расстройством играют с ноутбуком в окружении закусок. PREMIUM
Американская счастливая семья, состоящая из жены, мужа и трех мальчиков, отдыхающих и читающих книгу в гостиной отеля. с корнями, она это демонстрирует. в помещении.PREMIUM
Счастливая деревянная кукла сидит на будильнике на фиолетовом фонеPREMIUM
Красивая маленькая девочка играет с формочками для игрушек и строит пирамиду на полу дома или детского сада.