Катарсис | Понятия и категории
КАТАРСИС (греч. katharsis — очищение) — термин, который применялся Аристотелем в «Поэтике». Трагедия, вызывая страх, гнев, сострадание и другие чувства, заставляет зрителя переживать их. Вследствие этого процесса происходит «очищение» душевного состояния.
Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 123.
КАТАРСИС — состояние внутреннего очищения, наступающее после определённых переживаний и потрясений. В психотерапии катарсис выступает как специальный метод воздействия, направленный на выявление и разрядку бессознательных импульсов, а также как фаза лечения, в ходе крой больной вспоминает и воспроизводит забытые потрясающие сцены из своей жизни, послужившие ранее толчком к психоневротическому заболеванию. Так клиент очищает свою психику. В психоанализе катарсис — специальный приём терапевтического воздействия, заключающийся в разрядке, отреагировании аффекта, ранее вытесненного в подсознание и служащего причиной невротического конфликта.
Tags:
Психология
КАТАРСИС (катарзис) — первоначально — эмоциональное потрясение, состояние внутреннего очищения, вызванное у зрителя античной трагедии в результате переживания за судьбу героя, как правило, завершавшуюся смертью. Сильное эмоциональное потрясение, вызванное не реальными событиями жизни, но их символическим отображением — например, в произведении искусства. Вообще — состояние внутреннего очищения, наступающее после определенных переживаний и потрясений.
Tags:
Психология
КАТАРСИС (от греч. katharein — очищение). Форма эмоций, представленных сильным эмоциональным потрясением, которое вызвано не реальными событиями жизни, а их символическим отображением, например, в произведении искусства. Для целенаправленной проработки тех или иных конфликтных ситуаций он стал использоваться в психоанализе. Считается, что за счет этого индивид избавляется от болезненного аффекта и невротических симптомов.
Понятие введено Аристотелем в «Поэтике» для обозначения очищающего действия трагедии на зрителей. Еще до того как 3.Tags:
Психология
КАТАРСИС (от греч. κάθαρσις – очищение) – термин древнегреческой философии и эстетики, выражающий синкретический характер этического, эстетического и религиозно-мифологического сознания, а также существенные интенции и свойства эстетического переживания. Согласно Ямвлиху, катарсис как особый метод очищения души с помощью музыки был разработан Пифагором: «он сделал музыкальное воспитание главным, прибегая к некоторым мелодиям и ритмам, посредством которых излечиваются человеческие нравы и страсти и устанавливается изначальная гармония душевных сил» (Iamb. De vita Pyth. 15, 64, 2–7).
Tags:
Эстетика
КАТАРСИС (катарзис) (греч. kathatsis — очищение) — первоначально эмоциональное потрясение, состояние внутреннего очищения, вызванное у зрителя античной трагедии в результате переживания за судьбу героя, завершавшуюся, как правило, смертью. Вообще — состояние внутреннего очищения, наступающее после определенных переживаний и потрясений. В психотерапии — специальный метод воздействия, направленный на выявление и разрядку бессознательных импульсов, а также фаза лечения, в ходе которой больной вспоминает и воспроизводит забытые драматические сцены из своей жизни, послужившие толчком к психоневротическому заболеванию…
Tags:
Психология
Искусство
Литература
КАТАРСИС (греч. katharsis — очищение) — термин античной философии и эстетики, используемый для обозначения сущности эстетического переживания. Восходит к пифагореизму, представители которого считали музыку лучшим средством очищения души. В античной культуре того времени катарсис имел медицинское и религиозное значение. С медицинской точки зрения он означал очищение тела от ненужных элементов во время болезни, ведущее к выздоровлению. В религиозном смысле катарсис — это способ освобождения души от тела. В платоновской философии катарсис — очищение души от тела, наслаждений и страстей.
Tags:
Искусство
Литература
КАТАРСИС — духовное очищение, просветление, облагораживание чувств, освобождение от низменных помыслов и тяжелых переживаний в процессе сопереживания музыкальным, литературным, сценическим художественным образам, в процессе сострадания чужому горю, чужой трагедии. Идею о катарсисе с помощью театра впервые высказал Аристотель (384-322 гг. до н. э.).
Словарь терминов и понятий по обществознанию. Автор-составитель А.М. Лопухов. 7-е изд. переб. и доп. М., 2013, с. 150.
Tags:
Искусство
Литература
КАТАРСИС [греч. кадарач;, букв. — очищение] — термин древнегреческой философии и эстетики для обозначения сущности эстетического переживания. Восходит он еще к древнему пифагореизму, в котором рекомендовалась гимнастика для телесного развития и музыка для очищения души.
Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 158.
Tags:
Философия
Эстетика
КАТАРСИС (греч. katharsis — очищение) — понятие древнегреческой эстетики, характеризующее эстетическое воздействие искусства на человека. Слово «Катарсис» употреблялось греками многозначно: в религиозном, этическом, физиологическом и медицинском значении. Аристотель в «Поэтике» отмечал, что трагедия совершает путем сострадания и страха очищение страстей. В «Политике» он говорит, что благодаря музыке «люди получают некое очищение и облегчение, связанное с удовольствием». В обширной литературе, посвященной Катарсису, нет единого мнения о его сущности.Tags:
Философия
Религия
Литература
КАТАРСИС (CATHARSIS). В переводе с греческого катарсис означает очищение, освобождение путем удаления всего, что мешает или загрязняет. Так, по Аристотелю, трагедия есть катарсис страстей; по Мольеру, комедия есть катарсис наших слабостей, достойных насмешки; по мнению некоторых современных психоаналитиков, психоанализ есть катарсис наших эмоций или психологических травм.
Конт-Спонвиль Андре. Философский словарь / Пер. с фр. Е.В. Головиной. – М., 2012, с. 247.
Tags:
Искусство
Литература
Страницы
- 1
- 2
- следующая ›
- последняя »
eState — Катарсис
CATHARSIS
Катарсис (от греческого κάθαρσις , катарсис, что означает «очищение») относится к очищению эмоций — особенно жалости и страха — посредством искусства или любых крайних изменений эмоций, которые приводят к обновлению и восстановлению. Катарсис, как метафора, первоначально использован Аристотелем в «Поэтике», сравнивающий влияние трагедии на сознание зрителя с эффектом катарсиса на теле.
Первоначально этот термин использовался Аристотелем как метафора в « Поэтике » для объяснения влияния трагедии на аудиторию. Он полагал, что катарсис был конечной целью трагического художественного произведения, и что он отметил его качество.
Далее он сказал в «Поэтике»: «Трагедия — это имитация действия, которое является серьезным, полным и определенного масштаба; … Из-за жалости [элеоса] и страха [фобоса], влияющих на надлежащее очищение [катарсис] этих эмоций»(ок. 350 г. до н. Э., Книга 6.2).catharsis
Катарсис — это эмоциональный разряд, посредством которого можно достичь состояния морального или духовного обновления или состояния освобождения от беспокойства и стресса. В литературе он используется для очищения эмоций персонажей. Это также может быть любое другое радикальное изменение, которое приводит к эмоциональному омоложению человека. Катарсис — термин в драматическом искусстве, который описывает влияние трагедии (или комедии и, возможно, других художественных форм), главным образом, на аудиторию.
Катарсис — термин в драматическом искусстве, который описывает влияние трагедии (или комедии и, возможно, других художественных форм), главным образом, на аудиторию.
Нигде Аристотель не объясняет значение слова «катарсис», поскольку он использует этот термин в определении трагедии в « Поэтике» (1449b21-28). Г. Ф. Эльзе утверждает, что традиционные широко распространенные толкования катарсиса как «очищения» не имеют оснований в тексте « Поэтики», а основаны на использовании катарсиса в других аристотелевских и неаристотелевских контекстах. По этой причине возник целый ряд различных толкований значения этого термина. Термин часто обсуждается вместе с концепцией Аристотеля анагнориса .Примеры катарсиса из литературы
Пример № 1: Макбет (Уильям Шекспир)
Уильям Шекспир написал два известных примера катарсиса. Одним из таких примеров катарсиса является его трагическая драма Макбет . Зрители и читатели из Макбета обычно жалости трагической центральной фигура пьесы , потому что он был ослеплен своей разрушительной поглощенностью честолюбия.
В первом акте король Дункан сделал его Тавром Каудором, что делает его вундеркиндом, уважаемым за его доблесть и талант.
Однако эра его гибели начинается, когда он, как и большинство людей, увлекается амбициями, а также сверхъестественным миром. Впоследствии он теряет свою жену, свою правдивость и, в конечном итоге, свою жизнь. Искушение амбиций лишает его сути его существования как человека и не оставляет ничего, кроме недовольства и бесполезной жизни. В акте V Макбет собирает эту идею в своем монологе . Говоря о своей жизни, он говорит: «… Бедный игрок, который стоит и раздражает свой час на сцене, а потом уже не слышно. Это сказка, рассказанная идиотом, полная звука и ярости, ничего не значащая ».Что такое катарсис в литературе? Определение, примеры литературного катарсиса – Woodhead Publishing
Главная / Литературные приемы / Что такое катарсис в литературе? Определение, примеры литературного катарсиса
Катарсис — литературный прием, используемый для имитации высвобождения эмоций. Катарсис можно применить к любому виду искусства или средств массовой информации, которые заставляют аудиторию испытывать сильные эмоции, такие как боль или печаль, но в конечном итоге приводят к чувству освобождения.
Что такое катарсис?
Катарсис можно рассматривать как «выпуск пара», потому что в процессе катарсиса искусство вызывает сильные негативные эмоции. Однако после этого опыта зрители обычно чувствуют себя лучше.
Аристотель выдвинул эту идею, веря в то, что цель хорошей истории — очищать эмоции аудитории. Он считал, что катарсис необходим в финале трагических художественных произведений (в его время это, скорее всего, была бы пьеса).
Конечным результатом переживания катарсиса является нравственное или духовное чувство обновления, и зрители часто описывают ощущение «легкости» после крайне эмоциональных концовок истории. По сути, катарсис сводит зрителей с ума трагическим финалом, и тогда зрители чувствуют, что они смогли высвободить часть своей печали, тревог или страхов вместе с тем, что они почувствовали в результате истории.
Актуальные примеры катарсиса
Фильм 2000 года Реквием по мечте трагедия из трагедий. Финал, широко известный как один из самых грустных фильмов, показывает, как дела главных героев становились все хуже и хуже. Из-за концовки, которая далека от воодушевления, многие зрители оказываются в напряженных эмоциональных состояниях. Впоследствии, когда фильм закончится и зрители вернутся к нормальному функционированию, они могут обнаружить, что грусть, которую они испытывали к персонажам, помогла им высвободить часть их собственной боли или печали.
Гражданин Кейн — еще один фильм, в котором зрители испытывают катарсис. Фильм рассказывает об амбициозном и успешном восхождении Кейна к известности и славе. В конце концов, его борьба с собственными внутренними демонами приводит к тому, что он теряет все и умирает в одиночестве. Чувства печали и жалости побудили многих зрителей испытать катарсис в конце фильма.
Цель катарсиса
Когда Аристотель впервые приступил к исследованию феномена катарсиса, он спрашивал себя, почему зрителям так нравятся великие трагедии, если они просто оставляют нас грустными. В мире, где по разным причинам многим людям трудно выразить всю гамму своих эмоций, трагедии помогают нам в этом.
Такие чувства, как жалость или сочувствие к герою истории, сожаление в конце и разочарование обстоятельствами, могут помочь людям выразить сложные эмоции и улучшить их самочувствие. Частью человеческого состояния является то, что чувство эмоций является требованием жизни. Поэтому знакомство с искусством, которое помогает нам в этом, является положительным процессом очищения от негативных эмоций.
Примеры катарсиса в литературе
Ромео и Джульетта Уильям Шекспир — одна из самых любимых трагедий всех времен. Натыкаясь на такие понятия, как запретная любовь, потеря и горе, отвержение, многие зрители находят способы относиться к персонажам и к тому, что с этим происходит. Трагическое двойное самоубийство в финале помогает зрителям избавиться от некоторых собственных сложных чувств по таким тяжелым вопросам.
В незападной литературе катарсис в равной степени присутствует, указывая на идею, что в своей самой основной форме он является необходимым и универсальным человеческим опытом. Рассмотрим Чинуа Ачебе классический Вещи рушатся , в котором рассказывается история африканского деревенского вождя, чья гордость привела к его окончательному падению. Он теряет все и в конце концов убивает себя. Почти каждый может относиться к тому, что что-то идет не так, и даже если это не в одинаковой степени, они обнаруживают, что трагический финал этой истории помогает справиться с чувством потери, разочарования и неудачи.
Резюме: что такое катарсис в литературе?
Катарсис — это процесс, в котором трагический финал истории позволяет зрителям испытать глубокое эмоциональное освобождение. Это помогает объяснить, почему люди иногда ищут грустные истории, музыку и другие формы искусства — обработка тяжелых эмоций полезна для людей время от времени.
Примеры и определение катарсиса
Определение катарсиса
Катарсис — это эмоциональная разрядка, посредством которой можно достичь состояния нравственного или духовного обновления или достичь состояния освобождения от беспокойства и стресса. Катарсис — греческое слово, означающее «очищение». В литературе его используют для очищения эмоций персонажей. Также это может быть любое другое радикальное изменение, приводящее к эмоциональному омоложению человека.
Первоначально этот термин использовался как метафора в Поэтике Аристотеля, чтобы объяснить влияние трагедии на аудиторию. Он считал, что катарсис был окончательным концом трагического художественного произведения и определял его качество. Далее он сказал в Poetics :
«Трагедия есть имитация действия серьезного, законченного и определенного масштаба; …через жалость [eleos] и страх [phobos], производящие надлежащее очищение [катарсис] этих эмоций» (ок. 350 г. до н. э., Книга 6.2).
Примеры катарсиса из литературы
Пример №1:
Макбет (Уильям Шекспир)Уильям Шекспир написал два известных примера катарсиса. Одним из таких примеров катарсиса является его трагическая драма «Макбет ». Зрители и читатели « Макбет » обычно жалеют трагическую центральную фигуру пьесы, потому что он был ослеплен своей разрушительной озабоченностью честолюбием.
В Акте 1 он становится таном Кавдора королем Дунканом, что делает его вундеркиндом, уважаемым за доблесть и талант. Однако эпоха его гибели начинается, когда он, как и большинство людей, увлекается амбициями, а также сверхъестественным миром. Впоследствии он теряет свою жену, свою правдивость и, в конечном итоге, свою жизнь. Соблазн честолюбия лишает его сущности человеческого существования и не оставляет после себя ничего, кроме неудовлетворенности и бесполезной жизни. В акте V Макбет собирает эту идею в своем монологе. Он говорит, говоря о своей жизни:
«…плохой игрок
Который расхаживает свой час на сцене
А потом его больше не слышно. Это история
, рассказанная идиотом, полная шума и ярости,
ничего не значащая».
Пример №2:
Ромео и Джульетта (Уильям Шекспир)«Вот моя любовь! [Выпивает] О истинный аптекарь! Твои лекарства действуют быстро. Так с поцелуем я умираю. [Водопад]»
В Ромео и Джульетта Ромео совершает самоубийство, выпив яд, который, как он ошибочно полагает, пробовала и Джульетта. Зрители обычно плачут именно в этот момент по нескольким причинам. В первую очередь потому, что потеря близкого человека — это чувство, которое испытал каждый из нас. Просмотр или чтение такой сцены пробуждает воспоминания о ком-то, кого мы потеряли (из-за смерти или простой разлуки), и, поскольку мы можем относиться к этому, мы внезапно высвобождаем эмоции, которые подавляли.
Функция катарсиса: драматическое использование
В драматическом искусстве термин катарсис объясняет воздействие трагедии, комедии или любого другого вида искусства на публику, а в некоторых случаях даже на самих исполнителей.
Аристотель не уточнил значение слова «катарсис» и то, как он использовал его для определения трагедии в « Поэтике» .Согласно Г. Ф. Эльзе, общепринятое и наиболее распространенное объяснение катарсиса как «очищения» или «очищения» не имеет под собой основания в Поэтика . Скорее, это произошло из других неаристотелевских и аристотелевских контекстов. Такая путаница в отношении происхождения термина привела к различным интерпретациям его значения.
Авторитетная версия Poetics Д. В. Лукаса подробно описывает в приложении, посвященном «Жалости, страху и катарсису», различные оттенки значения и аспекты, присущие интерпретации слова (Аристотель: Poetics , Оксфорд, 1968, стр. 276–79). Лукас определяет, что существует вероятность того, что катарсис может иметь некоторые аспекты таких значений, как «очищение», «интеллектуальное прояснение» и «очищение».
Тем не менее, дискуссия, которую он ведет по этим терминам, не так точна, как хотелось бы другим ведущим ученым.