Основные классификации эмоций и чувств
Среди вопросов об эмоциях и чувствах, которые легче задать, чем ответить на них, есть, казалось бы, самые естественные и как будто простые: какие бывают эмоции, какие бывают чувства? Трудности здесь возникают, прежде всего, из-за огромного многообразия эмоциональных явлений. Ведь их можно классифицировать по-разному: по «знаку» (плюс — минус) — переживания приятные или неприятные; по характеру потребности, которая лежит в основе переживания, — биологическая или духовная; по предмету, по явлению окружающего мира, вызвавшему эмоцию или чувство; по их влиянию на деятельность человека — активизируют или тормозят; по степени выраженности — от легкого «нравится» до страстной любви и т. д. Но есть и еще одна трудность, связанная с необходимостью определить то или иное эмоциональное переживание словесно. Разнообразие классификаций эмоций велико. Вероятно, что универсальной классификации эмоций создать вообще невозможно и классификация, хорошо служившая для решения одного круга задач, неизбежно должна быть заменена на другую при решении иного круга задач.
Классификация эмоций и чувств по в. Вундту:
Основоположник научной психологии Вильгельм Вундт предложил характеризовать эмоции по трем направлениям:
удовольствие — неудовольствие;
напряжение — разряжение;
возбуждение — торможение.
Предложенная В. Вундтом классификация эмоций получила серьезную поддержку в экспериментальных исследованиях экспрессии и семантики эмоций, однако заметного распространения в психологии она не получила.
Классификация эмоций и чувств по Изарду:
Современный американский исследователь эмоций К. Изард считает ряд эмоций фундаментальными, а все остальные — производными. К фундаментальным относятся: интерес — волнение, радость, удивление, горе — страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Из соединения фундаментальных эмоций возникают, например, такие комплексные эмоциональные состояния, как тревожность, которая может сочетать в себе и страх, и гнев, и вину, и интерес — возбуждение.
К комплексным (сложным) эмоциональным переживаниям относят также любовь и враждебность.Классификация по н.Гроту:
Классификация Грота предлагает группировать эмоции опираясь на два ключевых душевных состояния — пессимизм и оптимизм. Ученый считал, что пессимизм и оптимизм характеризуются преобладанием неприятных или приятных чувств и соответствующим им строем мышления. Грот высказывал точку зрения, согласно которой, пессимистическое и оптимистическое настроения способны только снижать энергию деятельности личности. Пессимисты достигают этого результата, рисуя безнадежно мрачную картину своего будущего, а оптимисты ослабляют своей самоуверенностью и надеждой на внешние силы. Человек, находящийся во власти пессимистического или оптимистического настроения испытывает трудность в признании того «что есть, чего хотеть и ради чего действовать».
Классификация по в. Леонтьеву:
Леонтьев предложил выделять группы эмоций по источнику их происхождения:
Эмоции, связанные с удовлетворением-неудовлетворением личных потребностей человека;
Эмоции, возникающие в результате сравнения некоторого объекта, самого себя или своих действий со своими же нормами, стандартами, правилами, убеждениями;
Эмоции, возникающие в результате сравнения объекта с общественными правилами и нормами;
Эмоции, возникающие в связи с чужими потребностями;
Эмоции, возникающие на основе взаимных отношений с другими людьми;
Эмоции, возникающие на основе презрения.
Важно отметить, что люди могут весьма существенно отличаться друг от друга не только по характеру переживаемых эмоций, по их силе, но и по способности сочувствовать, сопереживать. Эта способность получила название эмпатии. По словам американского психолога Карла Роджерса, «быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения «как будто». Так, ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает… Быть эмпатичным трудно. Это означает быть ответственным, активным, сильным и в то же время — тонким и чутким».
В эмоциональной сфере человека особое место занимают высшие чувства. Они представляют собой отражение отношения к явлениям социальной действительности и их переживания. По содержанию высшие чувства подразделяют на
Моральные чувства — это чувства, в которых проявляется стойкое отношение человека к событиям, к другим людям, к самому себе. Их источник — совместная жизнь людей, их отношения, борьба за достижение значимых целей. Моральные чувства человека образовались в результате общественно-исторической жизни людей, в процессе их общения, и стали важным способом оценки поступков и поведения, регуляции отношений человека.
Эстетические чувства — это чувства красоты явлений природы, гармонии красок, звуков, движений и форм. Гармоническое согласование в предметах целого и частей, ритмов, консонанс, симметрия вызывают чувство приятного, наслаждение, которое глубоко переживается и облагораживает душу. Эти чувства вызывают произведения искусства. Не только в мышлении, а и чувствами человек утверждает себя в предметном мире.
Классификация эмоций и чувств.
Классификация эмоций и чувств.
Многообразие форм проявления эмоций и чувств потребовало объединения их в класс. Эмоции могут различаться по модальности, интенсивности, генетическому происхождению, на основе эмпирического описания и т.д. наиболее распространенной классификацией эмоций является их различение на собственно эмоции, аффекты, настроение, страсть и стресс. Собственно эмоции носят длительный характер и выражают оценочное отношение человека к наличной или возможной ситуации, к своей деятельности, к своим поступкам.
Аффекты – это сильные кратковременные эмоциональные переживания, возникающие в условиях резкого изменения важнейших для человека обстоятельств. Аффект развивается в экстремальных условиях, когда человек не способен найти адекватный способ поведения в опасной сложной ситуации.
Настроение – устойчивое слабовыраженное состояние человека, носящее личностный характер выражения. Размытое общее состояние, определяющееся в зависимости от того, как складываются взаимоотношения человека, как он относится к событиям в собственной жизни.
Страсть – сильное, глубокое. Абсолютно доминирующее эмоциональное переживание, выражающееся в сосредоточенности и собранности сил, их направленности на достижение цели.
Стресс представляет собой особую форму эмоциональных переживаний, требующих от человека мобилизации всех сил. Он возникает в ситуациях угрозы, опасности, приводит к изменениям протекания психических процессов, к эмоциональным сдвигам, к трансформации мотивационной структуры.
В современной психологии наиболее популярной является классификация эмоций, предложенная немецким ученым К. Изардом. Он выделяет и описывает 10 базовых эмоций: интересы, удивление, страдание, радость, гнев, отвращение, презрение, стыд, вина, страх.
Интерес определяется как состояние, способствующее приобретению знаний, навыков и умений, мотивирующих обучение.
Радость – состояние, обеспечивающее возможность удовлетворение актуальных потребностей.
Удивление обеспечивает подготовку субъекта к успешным действиям и к новым внезапным событиям.
Страдание – выражается в невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, характеризуется унынием, одиночеством, изоляцией и упадком духа.
Наиболее тяжелой формой страдания является горе.
Гнев характеризуется наличием отрицательной энергии, приводящей человека в состояние аффекта, и возникает в ответ на препятствие достижения страстно желаемых целей.
Отвращение возникает как переживание, связанное с рассогласование в сознании между значимыми для человека ценностями и теми предметами, которые этим ценностям не соответствуют.
Презрение тоже связано с рассогласованием между жизненными позициями и взглядами человека и позициями и взглядами объекта чувств. Презрение возникает в межличностных взаимодействиях.
Страх – это переживание, связанное с предчувствием беды, фарактеризуется неуверенностью, полной незащищенностью.
Стыд – состояние, выражающееся в осознании несоответствия помыслов и поступков, собственным представлением помыслов и поступков.
Вина – состояние, возникающее при совершении неадекватных действий и осознания того, что человек поступился собственными убеждениями.
Классификация чувств в психологии строится на отражении специфики отношений человека. Психологи выделяют три класса чувств: этический, интеллектуальный, эстетический.
Под этическими (нравственными) чувствами подразумевают те, которые испытывает человек при восприятии явлений действительности под углом зрения морали, выработанной либо человечеством, либо конкретным обществом. Объектом нравственных чувств являются отдельные люди, группы, коллективы. Чувства возникают в связи с тем, что в сознании реального человека все явления неотделимы от норм морали, правил и требований общества.
Высшей формой проявления чувств является любовь к добру, а основной функцией — регуляция поведения человека.
Интеллектуальные чувства порождаются познавательными отношениями человека к окружающей действительности. Предметом интеллектуальных чувств является как процесс приобретения знаний , так и результат. К интеллектуальным чувствам относится интерес, удивление, любознательность и т.д. Вершиной интеллектуальных чувств является обобщенное чувство любви к истине, которое становится движущей силой познания действительности. Эстетические чувства порождаются отношением человека к прекрасному и безобразному. Они проявляются в художественных оценках и вкусах при восприятии человеком окружающей действительности. При этом человек испытывает чувства диапазона, на одном полюсе которого находятся чувства наслаждения, восторга, а на другом – отвращения, безобразия.
Спектр чувств, к которым стремится человек, характеризует его индивидуальность, установки на определенные комплексы чувств являются важной составляющей направленности личности.
В отечественной психологии Додоновым В.И. были выделены десять таких комплексов чувств: 1) альтруистические – чувства, выраженные в потребности содействия, помощи, покровительства другим людям; 2) коммуникативные чувства – выражают стремление к общению; 3) глорические – связаны с потребностями в самоутверждении, славе; 4) праксические – с переживаемыми, вызываемыми успешностью или неуспешностью выполнения деятельности; 5) пугнические – с преодолением опасности, испытаниями в борьбе; 6) гностические – с получением информации; 7) эстетиеские – с гармонией во взаимоотношениях людей, с миром; 8) романтические – с необычными таинственными действиями; 9) гедонистические – с удовольствием и комфортом; 10) аккизитивные – с интересом к накоплению, коллекционированию.
Доминирующий комплекс определят тип личности.
Все с чем сталкивается человек в своей жизни, вызывает у него то или иное отношение. Определенное отношение человека проявляется даже к отдельным качествам и свойствам окружающих объектов. Сфера чувств включает в себя досаду и патриотизм, радость и страх, восторг и горе.
Чувства — это переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Человеческая жизнь невыносима без переживаний, если человек лишен возможности испытывать чувства, то наступает так называемый “эмоциональный голод”, который он стремится утолить, слушая любимую музыку, читая остросюжетную книгу и т.п. Причем для эмоционального насыщения нужны не только положительные чувства, но и чувства, связанные со страданием.
Самая развитая и сложная форма эмоциональных процессов у человека — это чувства, которые представляют собой не только эмоциональное, но и понятийное отражение.
Чувства формируются на протяжении жизни человека в условиях общества. Чувства, которые отвечают высшим социальным потребностям, называются высшими чувствами. Например, любовь к Родине, своему народу, своему городу, к другим людям. Они характеризуются сложностью строения, большой силой, продолжительностью, стабильностью, независимостью от конкретных ситуаций и от состояния организма. Таким примером является любовь матери к своему ребенку, мама может рассердится на ребенка, быть недовольной его поведением, наказать, но все это не влияет на ее чувство, которое остается сильным и относительно стабильным.
Сложность высших чувств определяется их комплексным строением. То есть они складываются из нескольких разных, а иногда и противоположных эмоций, которые как бы кристаллизуются на определенном предмете. Например, влюбленность — менее сложное чувство, нежели любовь, так как кроме влюбленности последняя предполагает нежность, дружбу, привязанность, ревность и другие эмоции, производящие не передаваемое словами чувство любви.
В зависимости от характера отношения человека к различным объектам социальной среды выделены основные виды высших чувств: моральные, праксические, интеллектуальные, эстетические.
Моральные чувства человек испытывает по отношению к обществу, другим людям, а также к самому себе, такие как чувство патриотизма, дружба, любовь, совесть, которые регулируют межличностные отношения.
Чувства, которые связаны с осуществлением человеком трудовой и других видов деятельности, называются праксическими. Они возникают в процессе деятельности в связи с ее успешностью или не успешностью. К позитивным праксическим чувствам относятся трудолюбие, приятная усталость, чувство увлеченности работой, удовлетворенность от выполненного дела. При преобладании негативных праксических чувств человек воспринимает труд как каторгу.
Определенные виды труда, учение, некоторые игры требуют интенсивной умственной деятельности. Процесс умственной деятельности сопровождается интеллектуальными эмоциями. Если они приобретают качества стабильности и устойчивости, они проявляются как интеллектуальные чувства: любознательность, радость открытия истины, удивление, сомнение.
Чувства, которые испытывает человек при восприятии и создании прекрасного в жизни и в искусстве, называются эстетическими. Эстетические чувства воспитываются через приобщение к природе, любование лесом, солнцем, рекой и т. п. Для того чтобы постичь законы красоты и гармонии детям полезно заниматься рисованием, танцами, музыкой и другими видами художественной деятельности.
На протяжении развития людей сформировалась особая форма психического отражения значимых объектов и событий — эмоции. Один и тот же объект или событие вызывает у разных людей различные эмоции, потому что у каждого свое, специфическое отношение.
Эмоции — это субъективные реакции человека на воздействия внешних и внутренних раздражителей, отражающие в форме переживаний их личную значимость для субъекта и проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия.
В узком значении слова эмоции — это непосредственное, временное переживание какого-нибудь чувства. Так, если рассмотреть чувства, испытываемые болельщиками, на трибуне стадиона и спорту вообще (чувство любви к футболу, хоккею, теннису), то эти переживания нельзя называть эмоцией. Эмоции здесь будут представлены состоянием наслаждения, восхищения, которые испытывает болельщик, наблюдая хорошую игру.
Функции и виды эмоций
За эмоциями была признана важная положительная роль в жизни людей, и с ними стали связывать следующие положительные функции: Мотивационно-регулирующую, коммуникативную, сигнальную и защитную.
Мотивационно-регулирующая функция заключается в том, что эмоции участвуют в мотивации поведения человека, могут побуждать, направлять и регулировать. Иногда эмоции могут заменять собой мышление в регуляции поведения.
Коммуникативная функция заключается в том, что эмоции, точнее, способы их внешнего выражения, несут в себе информацию о психическом и физическом состоянии человека. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга. Наблюдая за изменениями эмоциональных состояний, появляется возможность судить о том, что происходит в психике. Комментарий: люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать многие выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоции, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в прямых контактах друг с другом.
Сигнальная функция. Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительные движения (мимика, жесты, пантомимика) выполняют функцию сигналов о том, в каком состоянии находится система потребностей человека.
Защитная функция выражается в том, что, возникая как моментальная, быстрая реакция организма, может защитить человека от опасностей.
Установлено, что чем сложнее организовано живое существо, чем более высокую ступень на эволюционной лестнице оно занимает, тем богаче и разнообразнее гамма эмоций, которую оно способно переживать.
Характер переживания (удовольствие или неудовольствие) определяет знак эмоций — положительные и отрицательные. С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические. Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. Крылатое выражение: “готов горы свернуть”. И, наоборот, иногда переживания характеризуются своеобразной скованностью, пассивностью, тогда говорят об астенических эмоциях. Поэтому в зависимости от ситуации и индивидуальных особенностей эмоции могут по-разному влиять на поведение. Так, горе может вызвать апатию, бездеятельность у слабого человека, в то время как сильный человек удваивает свою энергию, находя утешение в работе и творчестве.
Модальность — основная качественная характеристика эмоций, определяющая их вид по специфике и особой окрашенности переживаний. По модальности выделяются три базовые эмоции: страх, гнев и радость. При всем многообразии практически любая эмоция является своеобразным выражением одной из этих эмоций. Тревожность, беспокойство, боязнь, ужас представляют собой различные проявления страха; злоба, раздражительность, ярость — гнева; веселье, ликование, торжество — радости.
К. Изард выделил следующие основные эмоции
Интерес (как эмоция) — положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний.
Радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или, во всяком случае, неопределенна.
Удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.
Страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.
Гнев — эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.
Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми (физическое взаимодействие, коммуникация в общении и пр.) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение, где нападение мотивируется гневом, а отвращение — желанием избавиться от кого-либо или чего-либо.
Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и эстетическим критериям.
Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от эмоции страдания, вызываемой прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого (часто недостаточно достоверного или преувеличенного прогноза).
Стыд — отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслом, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.
Эмоции характеризуются также силой, продолжительностью и осознанием. Диапазон различий по силе внутреннего переживания и внешних проявлений очень велик для эмоции любой модальности. Радость может проявляться как слабая по силе эмоция, например, когда человек испытывает чувство удовлетворения. Восторг — эмоция большей силы. Гнев проявляется в диапазоне от раздражительности и негодования до ненависти и ярости, страх — от легкого беспокойства до ужаса. По продолжительности эмоции длятся от нескольких секунд до многих лет. Степень осознанности эмоций также может быть различной. Порой человеку трудно понять, какую эмоцию он испытывает и почему она возникает.
Эмоциональные переживания носят неоднозначный характер. Один и тот же объект может вызвать несогласованные, противоречивые эмоции. Это явление получило название амбивалентность (двойственность) чувств. Например, можно уважать кого-то за работоспособность и одновременно осуждать за вспыльчивость.
Качества, характеризующие каждую конкретную эмоциональную реакцию, могут сочетаться различным образом, что создает многоликие формы их выражения. Основные формы проявления эмоций — чувственный тон, ситуативная эмоция, аффект, страсть, стресс, настроение и чувство.
Чувственный тон выражается в том, что многие ощущения человека имеют свою эмоциональную окраску. То есть люди, не просто ощущают какой-либо запах или вкус, а воспринимают его как приятный или неприятный. Образы восприятия, памяти, мышления, воображения также эмоционально окрашены. А. Н. Леонтьев считал одним из существенных качеств человеческого познания феномен, который называл “пристрастностью” отражения мира.
Ситуативные эмоции возникают в процессе жизнедеятельности человека чаще всех других эмоциональных реакций. Их главными характеристиками считают относительно малую силу, кратковременность, быструю смену эмоций, малую внешнюю наглядность.
Классификация эмоций
Существует много разных способов, которыми ученые разбили классификацию эмоций, но единого мнения до сих пор нет.
Психологам еще предстоит полностью ответить на вопрос «Сколько у нас эмоций?»
Часть трудностей заключается в том, что наш опыт настолько сложен и включает в себя так много различных факторов, что отличить одну эмоцию от другой очень похоже на рисование линий песка в пустыне. Бывает сложно определить, где заканчивается одна эмоция или начинается другая.
Хотя способность маркировать свои эмоции, как было доказано, улучшает психическое здоровье, мы также должны осознавать и принимать эмоциональную сложность нашей повседневной жизни.
Когда мы анализируем обыденную эмоцию, такую как «счастье» или «гнев», мы знаем из повседневного опыта, что эти эмоции бывают разных степеней, качеств и интенсивности.
Кроме того, наши переживания часто состоят из нескольких эмоций одновременно, что добавляет еще одно измерение глубины и сложности нашим эмоциональным переживаниям.
Несмотря на то, насколько трудными могут быть эти различия, многие психологи пытались классифицировать наши эмоции по разным категориям.
Ранняя философия разума постулировала, что все эмоции можно классифицировать как «удовольствие» или «боль», но с тех пор были выдвинуты более глубокие теории.
Вот основные теории категоризации эмоций, которые были исследованы до сих пор.
Список основных эмоций Экмана
Экман составил свой список основных эмоций после изучения множества различных культур. Он описывал ситуацию и просил людей выбрать наиболее подходящее выражение лица. Он также показывал фотографии различных выражений лица и просил людей определить эмоцию. Во всех изученных культурах Экман обнаружил 6 основных эмоций:
- Гнев
- Отвращение
- Страх
- Счастье
- Грусть
- Сюрприз
Вы узнаете, что 5 из них представлены в фильме Pixar «Головоломка» (Радость, Печаль, Страх, Гнев и Отвращение), который может стать отличным введением в эмоции для детей.
Экман добавил в этот список в 1990-х годах, но заявил, что не все из них можно закодировать с помощью выражений лица:
- Развлечение
- Презрение
- Довольство
- Смущение
- Волнение
- Вина
- Гордость за достижение
- Рельеф
- Удовлетворение
- Чувственное удовольствие
- Позор
Колесо эмоций Плутчика
Роберт Плутчик создал новую концепцию эмоций в 1980 году. Он назвал ее «колесом эмоций», потому что оно продемонстрировало, как разные эмоции могут смешиваться друг с другом и создавать новые эмоции. Плутчик впервые предложил 8 основных биполярных эмоций: радость против печали; гнев против страха; доверие против отвращения; и удивление против ожидания. Отсюда Плутчик идентифицировал более продвинутые эмоции, основываясь на их разнице в интенсивности. Если вы посмотрите на диаграмму ниже, вы увидите, как каждая эмоция связана с другой:
Классификация эмоций попугаев
На сегодняшний день наиболее тонкой классификацией эмоций является, вероятно, теория попугаев 2001 года. Parrot определил более 100 эмоций и представил их в виде древовидного списка:
Исследование эмоций в будущем
Как вы можете заметить, существует много различий в том, как исследователи группируют разные эмоции. Меня удивляет, что, несмотря на все технологические и научные достижения, которые мы сделали, у нас до сих пор нет четкого ответа на то, сколько эмоций способен испытывать человеческий разум.
Я предполагаю, что будущие исследования будут основываться на вышеупомянутых теориях и начнут определять нейронные корреляты между каждой эмоцией (измеряемые с помощью фМРТ-сканирования мозга). Нейронаука, вероятно, единственный способ определить «объективную» меру того, какие эмоции мы испытываем и как они связаны друг с другом.
К сожалению, предстоит еще много исследований, поэтому нам, вероятно, придется сидеть и ждать, пока мы не узнаем больше об эмоциональном диапазоне человеческого разума.
Будьте в курсе новых статей и ресурсов по психологии и самосовершенствованию:
Классификация эмоций | Психология Вики
Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Когнитивная психология: Внимание · Принятие решений · Обучение · Суждение · Объем памяти · Мотивация · Восприятие · Рассуждение · Думая — Когнитивные процессы Познание — Контур Индекс
Способы, с помощью которых мы отличаем одну эмоцию от другой, являются предметом горячих споров в исследованиях эмоций и аффективной науке. На этой странице кратко изложены некоторые из основных теорий.
Содержание
- 1 Основные и сложные эмоции
- 1.1 Социальное и несоциальное отличие
- 2-мерные модели эмоций
- 2.1 Модель Плутчика
- 3 Культурно-специфические эмоции
- 3.1 Культурно-специфические фобии или эмоциональные синдромы
- 4 Библиография
- 5 Примечания и ссылки
Основные и сложные эмоции
Многие теоретики определяют одни эмоции как основные, тогда как другие являются сложными. Утверждается, что базовые эмоции являются биологически фиксированными, врожденными и, как следствие, универсальными для всех людей, а также для многих животных. В этом случае сложные эмоции являются либо усовершенствованными версиями основных эмоций, культурно специфичными, либо идиосинкразическими. Основная проблема состоит в том, чтобы определить, какие эмоции являются основными, а какие сложными.
Одна из проблем заключается в том, что нет единого мнения о методе определения основных эмоций. Теоретики могут указать на универсалии в выражении лица (например, Экман), отличительные физиологические симптомы (например, румянец смущения) или ярлыки, общие для разных языков. Более того, должна быть какая-то правдоподобная история развития о том, как различные небазовые эмоции могут быть основаны на базовых.
- Ли Чи: Радость, гнев, печаль, страх, любовь, неприязнь и симпатия (Китайская энциклопедия 1-го века до н.э., цитируется в Russell 1991: 426).
- Стоики: Удовольствие/восторг, страдание, аппетит и страх (Цицерон, Тускуланские диспуты , IV: 13-15).
- Рене Декарт: Чудо, любовь, ненависть, желание, радость и печаль ( Страсти , 353).
- Барух Спиноза: Удовольствие, боль и желание ( Этика , ч. III, опора 59).
- Томас Гоббс: Аппетит, желание, любовь, отвращение, ненависть, радость и горе ( Левиафан , пт. я, гл. 6).
- Пол Экман (1972): Гнев, отвращение, страх, счастье, печаль и удивление.
- Пол Экман (1999): Развлечение, гнев, презрение, удовлетворение, отвращение, смущение, волнение, страх, вина, гордость за достижение, облегчение, печаль/страдание, удовлетворение, чувственное удовольствие и стыд.
- Джесси Принц (2004): Разочарование, паника, беспокойство, физическое отвращение, дистресс разлуки, отталкивающее самосознание, удовлетворение, стимуляция и привязанность. [1]
Социальные против несоциальных Различие
Эмоции также можно классифицировать в соответствии с теми, которые могут возникать, когда человек одинок и не думает о других, и теми, которые кажутся более социально направленными. Примеры предлагаемых социальных эмоций включают ревность, любовь, ненависть, вину и благодарность.
Объемные модели эмоций
Как по теоретическим, так и по практическим причинам некоторые исследователи определяют эмоции в соответствии с одним или несколькими измерениями. Популярная версия этого — версия Рассела (1979) размерная или циркумплексная модель, в которой используются модели возбуждения и валентности . Совсем недавно были предложены другие измерения, например, «потенция» или сила.
Модель Плутчика
Роберт Плутчик предлагает трехмерную модель, которая представляет собой гибрид базовых-комплексных категорий и размерных теорий. Он распределяет эмоции по концентрическим кругам, где внутренние круги являются более простыми, а внешние — более сложными. Примечательно, что внешние круги также образуются за счет смешения эмоций внутреннего круга.
Культурно-специфические эмоции
Одним из препятствий на пути установления таксономии эмоций является то, что разные культуры не всегда распознают одни и те же эмоции в своих языках. В некоторых случаях экспрессивное поведение, суждения или соответствующие реакции, связанные с эмоциональным термином, отличаются. Более того, в ряде культур есть термины для обозначения эмоций, не имеющие прямого эквивалента в английском языке. Ниже приводится список терминов для обозначения эмоций, которые считаются культурно специфичными в этом смысле:
- Gezellig (Нидерланды): То же значение, что и английское слово «уютный», но встречается в присутствии других людей (Harre, 1986, Doi, 1973, цитируется в Prinz 2004: 131). Очень похоже на немецкое слово Gemütlich .
- Амаэ (Япония): Чувство зависимости, подобное тому, которое младенцы испытывают по отношению к своим матерям. Важно для связи людей друг с другом и заветными учреждениями. (Принц 2004: 131).
- Иджираши (Япония): Возникает при виде того, как кто-то достойный похвалы преодолевает препятствие (Matsumoto 1994, цит. по Prinz 2004: 140).
- Лигет (люди илонготы): Возбужденные горем, но тесно связанные с гневом, могут вдохновлять на охоту за головами (Rosaldo 1980, цит. по Prinz 147).
- Schadenfreude (Германия): Чувство радости, вызванное восприятием чьего-то страдания.
- Acedia (Европа Средневековья и Возрождения): Духовная апатия или отвращение к религиозным образам, предположительно возникающие из-за скуки, вызванной повторяющимся характером поклонения (Harre 19).86, цитируется в Prinz 2004: 148).
- Малу (Дусун Багук, Малайзия): Сочетание стыда и смущения может быть вызвано присутствием человека более высокого ранга (Fessler 1999, цитируется в Prinz 2004: 156)
- Авумбук (Байнинг, Папуа-Новая Гвинея): Печаль, усталость или скука, вызванные отъездом гостей, друзей или родственников (Russell 1991: 432).
- Песня (народ ифалук, Микронезия): Близкая к гневу или увещеванию, с моралистическим подтекстом и отсутствием склонности к мести. (лутц 1988, цитируется в Prinz 2004: 147).
- Fago (Ifaluk): Сочетание любви, сострадания и печали (Lutz 1988, цитируется по Prinz 2004: 147).
- Кер (Ифалук): Приятный сюрприз (цитируется по Goldie 2000: 91).
- Рус (Ифалук): Неприятный сюрприз, цит. по Goldie 2000: 91).
- Nginyiwarrarringu (аборигены пинтупи пустыни Западной Австралии): Внезапный страх, который заставляет человека встать и посмотреть, что его вызвало (Russell 1991: 431).
- Срам (Россия): Позор, специально направленный на сексуальную непристойность, происходящую из религиозного дискурса. Также может использоваться как существительное, обозначающее половые органы, или как префикс названия места, в котором происходит сексуальная активность (например, район красных фонарей).
- Vergüenza Ajena (Испания): Также известен как «Испанский позор». Чувство стыда за другого человека, даже если этот человек сам не испытывает стыда. Например, съеживаться при просмотре очень плохого комикса. Эмоция, как правило, более интенсивна, когда другой человек вам хорошо известен, хотя ее вполне можно испытать, когда другой человек вам не нравится. Очень похоже на голландский термин plaatsvervangende schaamte .
Prinz 2004 также цитирует патриотизм как эмоцию, характерную для западных культур.
Культурно-специфические фобии или эмоциональные синдромы
- Witiko/Windigo (индейцы-алгонкины): Страх превращения в монстра-каннибала (Trimble, Monson, Dinges & Medicine 1984, цит. по Prinz 2004: 135) .
- Па-ленг (Китай): Болезненная боязнь холода даже в жаркую погоду, связанная с дисбалансом инь-ян (слишком мало ян), (Кляйнман 19).80, цитируется по Prinz 2004: 136).
- Лата (Малайзия): Поражает женщин среднего возраста, преувеличенный рефлекс испуга, вспышки ненормативной лексики и склонность повторять все, что они слышат. См. Мали-Мали на Филиппинах, юаней в Бирме, икота в Сибири, прыгучая мания во французских канадцах Майна (Simons 1996, цит. по Prinz 2004: 136).
- Pibloktoq (Greenland Intuits): Страх, заставляющий больных кричать, срывать с себя одежду, ломать вещи, есть фекалии перед тем, как упасть в обморок, сопровождаемый глубоким сном и потерей воспоминаний об инциденте (Яп 19). 74, цитируется по Prinz 2004: 135). См. amok в Малайзии и phii bod в Таиланде. (Simons and Hughes 1993, цит. по Prinz 2004: 136).
- Коро (Ассам и Южно-Китайский): Сильное беспокойство по поводу того, что пенис, грудь или вульва втянутся в тело (Yap 1965, цит. по Prinz 2004: 136).
- Синдром дикой свиньи (Гурурумба, Новая Гвинея): Считается, что этот синдром вызывается укусами призраков их предков. Этот синдром поражает молодых людей, достигших зрелости, которые в течение нескольких дней начинают сбегать с ума, воровать и стрелять из лука. Лечение заключается в том, что его держат над дымящимся огнем (Averill 19).80, Griffiths 1997, Newman 1965, цитируется по Prinz 2004: 136).
Prinz 2004 также называет нервную анорексию культурно-специфическим синдромом, встречающимся в западных культурах. См. также этот список фобий, некоторые из которых могут быть культурно специфичными.
Библиография
- Экман, П. (1972). Универсалии и культурные различия в выражении эмоций на лице. В изд. Дж. Коула. Небраска Симпозиум по мотивации . Линкольн, Небраска: University of Nebraska Press: 207–283.
- Экман, П. (1992). Аргумент в пользу базовых эмоций. Познание и эмоции , 6, 169-200.
- Экман, П. (1999). Основные эмоции. В Т. Далглиш и Т. Пауэр (ред.) The Handbook of Cognition and Emotion Pp. 45–60. Сассекс, Великобритания: John Wiley & Sons, Ltd.
- Фонтейн, Дж. и др. (2007). Мир эмоций не двухмерен. Психологические науки , 18(12), 1050-1057.
- Голди, П. (2000). Эмоции: философское исследование . Оксфорд: Кларендон Пресс.
- Принц, Дж. (2004). Внутренние реакции: Перцептивная теория эмоций . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- Рассел, Дж.А. (1979). Аффективное пространство биполярно. Журнал личности и социальной психологии , 37, 345-356.
- Рассел, Дж.А. (1991). Культура и категоризация эмоций, Психологический бюллетень , № 110: 426-450.