Виды мышления.
1. По типу решаемых задач (их связи с практикой) и вытекающих отсюда особенностей мыслительной деятельности различают практическое и теоретическое мышление.
Практическое мышление направлено на подготовку к физическому преобразованию действительности. К практическому мышлению можно отнести наглядно-образное и наглядно-действенное мышление.
Наглядно-действенное мышление характеризуется тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального физического преобразования ситуации, т. е. в процессе деятельности. Например, шимпанзе, чтобы достать высоко висящее яблоко, ставит несколько коробок одну на другую или маленький ребенок, выстраивая пирамидку, пробует по очереди надевать кольца различного диаметра, решая эту задачу при помощи действий, т.е. в наглядно действенном плане. Хотя, возможно, шимпанзе, прежде чем составлять коробки в действительности, совершает те же действия в своем воображении —
в этом случае это уже наглядно-образное мышление, при котором решение
задачи осуществляется путем представления или воображения ситуаций и
изменений в них. И животное, и ребенок переходят к этому способу мышления
лишь накопив определенный опыт после многократного решения задач в наглядно-действенном плане.
Теоретическое мышление направлено на выявление каких-либо закономерностей, правил, законов и опирается на научные понятия или ситуационные, житейские обобщения.
К теоретическому мышлению относят словесно-логическое или абстрактное мышление, осуществляемое с помощью логических операций с понятиями.
Разница между теоретическим и практическими видами мышления состоит в том что «они по разному связаны с практикой». Работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач, тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей.
Мышление поднимается на более высокий уровень вместе с развитием его научного мировоззрения, чувства ответственности, волевых качеств, профессиональной направленности личности, накоплением опыта деятельности в условиях, максимально приближенных к реальным – трудовым.2. В зависимости от степени оригинальности и новизны продукта (результата мыслительной деятельности) выделяют творческое и воссоздающее мышление. Творческое мышление характеризуется высокой новизной продукта, своеобразием процесса его получения. Воссоздающее мышление характеризуется меньшей продуктивностью.
3. В зависимости от структуры мыслительного процесса, степени его осознанности и временных характеристик выделяют аналитическое (логическое) и интуитивное мышление.
Логическое мышление в значительной степени осознанно, развернуто во времени и имеет четко выраженные этапы логического мышления: осмысление ситуации, определение задачи, формулирование гипотезы, поиск путей решения, процесс решения, основанный на логических рассуждениях, проверка результатов.
Интуитивное мышление начинается, как правило, с осмысления ситуации и желания решить задачу. На этом этапе человек знакомится с фактами, информацией по этой проблеме, формулирует гипотезу. Второй этап — процесс решения задачи — происходит не только на сознательном, но и на бессознательном уровне. Осуществляется внутренняя переработка информации. Всплывают какие-то предположения, предвосхищения способов решения задачи. Третий — озарение, понимание сути задачи и осознание результатов ее решения. Четвертый — этап проверки — заключается в развернутой разработке проблемы и ее результатов с помощью логических рассуждений. Оканчивается проверка суждением по данной проблеме.
Качества ума:
Самостоятельность характеризуется умением ставить новые задачи, творчески подходить к познанию действительности, находить новые пути и способы их решения.
Критичность — это способность не попадать под влияние чужого мнения, требовательно оценивать свое мнение, тщательно проверять решение, взвешивая все аргументы «за» и «против».
Гибкость ума выражается в свободе от сковывающего влияния приемов, способов решения аналогичных проблем, в готовности изменить тактику и стратегию решения, находить новые способы действий в меняющихся условиях.
Глубина выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов, видеть проблему там, где другие ее не видят, предусматривать возможные последствия развития событий или решения задач. Качеством, противоположным глубине ума, является поверхностность, неумение выделить главное.
Широта ума, как показатель эрудированности, интеллектуальной разносторонности, проявляется в способности привлекать к решению проблемы знания из разных отраслей, использовать различные виды мышления (образное, логическое и т. д.).
Оригинальность ума — способность нестандартно, нешаблонно решать мыслительные задачи.
7.5.3. Классификация видов мышления . Психология физической культуры.
УчебникВыделяют по функциональному признаку – практическое и теоретическое мышление.
Практическое (техническое, конструктивное) мышление – это процесс мышления, совершающийся в ходе практической деятельности и направленный на создание реальных предметов и явлений путем изменения окружающей действительности при помощи орудий. Оно связано с постановкой целей, выработкой планов, проектов, часто развертывается в условиях дефицита времени, что иногда делает его более сложным, чем теоретическое мышление.
На объяснение окружающих явлений направлено теоретическое (объяснительное) мышление, основными компонентами которого являются содержательные абстракции, обобщения, анализ, планирование и рефлексия. Иными словами, теоретическое мышление востребовано там, где необходимо вскрыть связи и отношения между отдельными понятиями, связать неизвестное с известным, определить возможность предвидения.
Кроме того, различают наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.
Наглядно-действенное
Наглядно-образное мышление непосредственно связано с окружающей действительностью, а субъект познания чаще всего при этом прибегает к образному ее представлению. Наглядно-образное мышление связано с решением мыслительных задач, основанных на образном материале. Здесь имеет место оперирование самыми разнообразными, но больше всего зрительными и слуховыми образами. Наглядно-образное мышление тесно связано с практическим мышлением.
Словесно-логическое мышление называют еще отвлеченным или теоретическим, или дискурсивным (абстрактно-понятийным) мышлением – это речевое мышление человека, опосредованное прошлым опытом. Данный вид мышления характеризуется тем, что оно выступает как процесс связного логического рассуждения, в котором каждая последующая мысль обусловлена предшествующей, и что, решая мыслительную задачу в вербальной форме, человек оперирует отвлеченными понятиями, логическими конструкциями. Оно представляет собой наиболее поздний этап исторического и генетического развития мышления, имеет форму отвлеченных понятий и суждений и связано с оперированием философскими, математическими, физическими и другими понятиями и суждениями. Это самый высокий уровень мышления, позволяющий проникать в сущность явлений, устанавливать законы развития природы, общественной жизни.
Среди видов мышления нельзя не упомянуть творческое
У разных людей тот или иной вид занимает ведущее положение. Какой именно, определяется условиями и требованиями деятельности. Например, у физика-теоретика или у философа – словесно-логическое мышление, у художника – наглядно-образное, а у спортсменов доминирующим является наглядно-действенное мышление.
Все виды мышления тесно взаимосвязаны. Взаимосвязь видов мышления характеризуется также их взаимопереходами. Они зависят от задач деятельности, требующих то одного, то другого, а то и совместного решения.Таксономия Блума | Центр обучения
Патриция Армстронг | Версия для печати |
Процитируйте это руководство: Armstrong, P. (2010). Таксономия Блума. Учебный центр Университета Вандербильта. Получено [сегодняшняя дата] с https://cft.vanderbilt.edu/guides-sub-pages/blooms-taxonomy/. |
Исходная информация | Исходная таксономия | Пересмотренная таксономия | Зачем использовать таксономию Блума? | Дополнительная информация
Приведенное выше изображение выпущено по лицензии Creative Commons Attribution. Вы можете свободно делиться, воспроизводить или использовать ее иным образом, если вы указываете, что она принадлежит Учебному центру Университета Вандербильта. Чтобы получить версию с более высоким разрешением, посетите нашу учетную запись Flickr и найдите значок «Загрузить эту фотографию».
Справочная информация
В 1956 году Бенджамин Блум с соавторами Максом Энглхартом, Эдвардом Ферстом, Уолтером Хиллом и Дэвидом Кратволем опубликовали схему классификации образовательных целей: Таксономия образовательных целей . Эта система, широко известная как таксономия Блума, применялась поколениями учителей K-12 и преподавателей колледжей в своем обучении.
Структура, разработанная Блумом и его сотрудниками, состояла из шести основных категорий: Знание, Понимание, Применение, Анализ, Синтез и Оценка. Категории после Знаний были представлены как «навыки и способности» с пониманием того, что знания являются необходимой предпосылкой для применения этих навыков и умений на практике.
В то время как каждая категория содержала подкатегории, лежащие вдоль континуума от простого к сложному и от конкретного к абстрактному, таксономия обычно запоминается в соответствии с шестью основными категориями.
Первоначальная таксономия (1956)
Вот краткие объяснения авторов этих основных категорий из приложения Таксономии образовательных целей ( Handbook One , стр. 201-207):
- Знание «включает в себя припоминание особенностей и универсалий, припоминание методов и процессов или припоминание паттерна, структуры или обстановки».
- Понимание «относится к такому типу понимания или понимания, при котором человек знает, что сообщается, и может использовать сообщаемый материал или идею, не обязательно связывая их с другим материалом или видя их наиболее полные последствия».
- Приложение относится к «использованию абстракций в конкретных и конкретных ситуациях».
- Анализ представляет собой «разбивку сообщения на составные элементы или части таким образом, чтобы относительная иерархия идей стала ясной и/или отношения между выраженными идеями стали явными».
- Синтез включает в себя «соединение элементов и частей таким образом, чтобы образовать целое».
- Оценка порождает «суждения о ценности материала и методов для данных целей».
Издание 1984 года Handbook One доступно в библиотеке CFT по адресу Calhoun 116. См. запись ACORN, чтобы узнать номер телефона и доступность.
Барбара Гросс Дэвис в главе «Задавать вопросы» книги Инструменты для обучения также приводит примеры вопросов, соответствующих шести категориям. Эта глава недоступна в онлайн-версии книги, но Инструменты для обучения доступны в библиотеке CFT. См. его запись ACORN для номера вызова и доступности.
Пересмотренная таксономия (2001 г.
)Группа когнитивных психологов, теоретиков учебных программ и исследователей в области обучения, а также специалистов по тестированию и оценке опубликовала в 2001 году пересмотренную версию Таксономии Блума под названием Таксономия для преподавания, обучения и оценки . Это название отвлекает внимание от несколько статичного понятия «образовательные цели» (в оригинальном названии Блума) и указывает на более динамичную концепцию классификации.
Авторы пересмотренной таксономии подчеркивают этот динамизм, используя глаголы и герундии для обозначения своих категорий и подкатегорий (вместо существительных исходной таксономии). Эти «слова действия» описывают когнитивные процессы, посредством которых мыслители сталкиваются со знаниями и работают со знаниями:
Запомнить
- Распознавание
- Отзыв
Понять
- Устный перевод
- Пример
- Классификация
- Подведение итогов
- Вывод
- Сравнение
- Объяснение
Применить
- Исполнение
- Реализация
Анализ
- Отличие
- Организация
- Атрибуция
Оценка
- Проверка
- Критика
Создать
- Генерация
- Планирование
- Производство
В пересмотренной таксономии знания лежат в основе этих шести когнитивных процессов, но ее авторы создали отдельную таксономию видов знаний, используемых в познании:
- Фактические знания
- Знание терминологии
- Знание конкретных деталей и элементов
- Концептуальные знания
- Знание классификаций и категорий
- Знание принципов и обобщений
- Знание теорий, моделей и структур
- Процедурные знания
- Знание предметных навыков и алгоритмов
- Знание предметных техник и методов
- Знание критериев для определения того, когда следует использовать соответствующие процедуры
- Метакогнитивное знание
- Стратегические знания
- Знание когнитивных задач, включая соответствующие контекстуальные и условные знания
- Самопознание
Мэри Форехэнд из Университета Джорджии предоставляет руководство по исправленной версии с кратким изложением пересмотренной таксономии и полезной таблицей шести когнитивных процессов и четырех типов знаний.
Зачем использовать таксономию Блума?
Авторы пересмотренной таксономии предлагают многоуровневый ответ на этот вопрос, к которому автор данного методического пособия добавил несколько уточняющих моментов:
- Задачи (цели обучения) важно установить при педагогическом обмене, чтобы и учителя, и учащиеся понимали цель этого обмена.
- Организация целей помогает прояснить цели для себя и для учащихся.
- Наличие организованного набора целей помогает учителям:
- «планировать и проводить соответствующие инструкции»;
- «Разработка действительных задач и стратегий оценивания» и
- «убедиться, что обучение и оценка соответствуют целям».
Цитаты взяты из Таксономия обучения, преподавания и оценки: пересмотр таксономии образовательных целей Блума.
Дополнительная информация
Раздел III таксономии для обучения, преподавания и оценки: пересмотр таксономии образовательных целей Блума , озаглавленный «Таксономия в использовании», содержит более 150 страниц примеров применения таксономии. Хотя эти примеры взяты из школы K-12, их легко адаптировать к университетской среде.
Раздел IV, «Таксономия в перспективе», предоставляет информацию о 19 альтернативных структурах таксономии Блума и обсуждает связь этих альтернативных структур с пересмотренной таксономией Блума.
Это учебное пособие находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.
Критическое мышление и другие навыки мышления высшего порядка
Критическое мышление — это навык мышления высшего порядка. Навыки мышления более высокого порядка выходят за рамки простого наблюдения за фактами и их запоминания. Это то, о чем мы говорим, когда хотим, чтобы наши ученики были оценочными, творческими и инновационными.
Когда большинство людей думают о критическом мышлении, они думают, что их слова (или слова других) должны подвергаться «критике» и разрываться на части в спорах, хотя на самом деле это означает только то, что они основаны на критериях. Эти критерии требуют, чтобы мы отличали факты от вымысла; синтезировать и оценивать информацию; и четко общаться, решать проблемы и узнавать правду.
Почему критическое мышление важно в обучении?
Согласно Полу и Элдеру (2007), «многое из нашего мышления, предоставленного самому себе, является предвзятым, искаженным, неполным, неосведомленным или откровенно предвзятым. Однако качество нашей жизни и того, что мы производим, изготавливаем или строим, зависит именно от качества нашей мысли». Таким образом, критическое мышление является основой хорошего образования.
Используя таксономию навыков мышления Блума, цель состоит в том, чтобы перевести учащихся от мышления низшего порядка к мышлению высшего порядка:
- от знаний (сбор информации) к пониманию (подтверждению)
- от применения (использование знаний) к анализу (разбор информации)
- от оценки (оценки результата) к синтезу (объединению информации) и творческому генерированию
Это дает учащимся навыки и мотивацию, чтобы стать инновационными производителями товаров, услуг и идей. Это не обязательно должен быть линейный процесс, но он может перемещаться вперед и назад и пропускать шаги.
Как включить критическое мышление в свой курс?
Начать следует с целей/результатов обучения учащихся и наиболее очевидных мест для включения критического мышления в учебный план. Хорошо разработанный курс согласовывает все остальное — все действия, задания и оценки — с этими основными результатами обучения.
Результаты обучения содержат действие (глагол) и объект (существительное) и часто начинаются с «Воля учащегося…». Таксономия Блума может помочь вам выбрать подходящие глаголы, чтобы четко указать, что вы хотите, чтобы учащиеся закончили курс делает, и на каком уровне.
Примеры:
- Учащиеся определят основные компоненты круговорота воды. (Это пример навыка мышления низшего порядка.)
- Учащиеся оценят, как повышение/понижение глобальной температуры повлияет на компоненты круговорота воды. (Это пример навыка мышления более высокого порядка. )
Оба приведенных выше примера относятся к круговороту воды, и оба требуют фундаментальных знаний, которые формируют «факты» о том, что составляет круговорот воды, но вторая цель выходит за рамки фактов к фактическому пониманию, применению и оценке водного цикла. цикл.
Использование такого инструмента, как таксономия Блума, для определения результатов обучения помогает предотвратить расплывчатые, неоценочные ожидания. Это заставляет нас задуматься о том, что мы имеем в виду, когда говорим: «Студенты будут учиться…». Что есть обучение; откуда мы знаем, что они учатся?
Лучшие ресурсы для помощи учителям в использовании таксономии Блума в классе Ларри Ферлаццо
Рассмотрите возможность разработки классных занятий, заданий и оценок, а также результатов обучения учащихся, используя таксономию Блума в качестве руководства.
Сократовский стиль постановки вопросов поощряет критическое мышление. Сократический опрос – это систематический метод дисциплинированного опроса, который можно использовать для исследования сложных идей, чтобы добраться до истины вещей, выявить вопросы и проблемы, выявить предположения, проанализировать концепции, отличить то, что мы знаем, от того, что мы не знаем. не знать и следовать логическим следствиям мысли» (Paul and Elder 2007).
Сократовские опросы чаще всего используются в форме запланированных обсуждений заданного материала, но их можно использовать и ежедневно, включив процесс опроса в ваши ежедневные взаимодействия со студентами.
В обучении Пол и Элдер (2007) определяют по крайней мере две основные цели сократовского вопрошания:
- Глубоко изучить мышление учащихся, помочь учащимся начать различать, что они делают, а чего не знают или понимают, а также развить интеллектуальное смирение. в процессе
- Развивать у учащихся способность задавать наводящие вопросы, помогая учащимся овладеть мощными инструментами диалога, чтобы они могли использовать эти инструменты в повседневной жизни (задавая вопросы себе и другим)
Как мне оценить развитие критического мышления у моих учеников?
Если курс тщательно разработан с учетом результатов обучения учащихся, и некоторые из этих результатов содержат сильный компонент критического мышления, то итоговая оценка успехов ваших учащихся в достижении результатов будет свидетельством их способности мыслить критически. Таким образом, экзамена с несколькими вариантами ответов может быть достаточно для оценки более низких уровней «знания», в то время как проект или демонстрация могут потребоваться для оценки синтеза знаний или создания нового понимания.
Советы
Критическое мышление — это не дополнение, а неотъемлемая часть курса.
- Сделайте критическое мышление преднамеренным и преднамеренным в своих курсах — помните об этом при разработке или изменении всех аспектов курса
- Многие учащиеся не знакомы с этим подходом и им удобнее просто искать правильные ответы, поэтому уделите некоторое время в классе, чтобы поговорить со учащимися о необходимости критического и творческого мышления в вашем курсе; определить, что влечет за собой критическое мышление, как оно выглядит и как оно будет оцениваться.
Дополнительные ресурсы
- Барелл, Джон. Преподавание вдумчивости: стратегии в классе для повышения интеллектуального развития .