Классификации потребностей человека: Потребности и их классификация — NovaInfo 44

Потребности и их классификация — NovaInfo 44

NovaInfo 44, с.263-266, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Философские науки
Просмотров за месяц: 144

Аннотация

В статье анализируются различные потребности человека, приводятся различные классификации потребностей. Обращается внимание на потребность самоактуализации личности.

Ключевые слова

МОТИВ, ИНТЕРЕС, ПОТРЕБНОСТЬ, КЛАССИФИКАЦИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ

Текст научной работы

Человек нуждается в определенных условиях существования. Вся деятельность людей направлена на то, чтобы удовлетворять их разнообразные потребности. Потребности человека могут быть различными на разных этапах его жизни, однако часть из них остается неизменной: это базовые физиологические потребности, без удовлетворения которых невозможно биологическое существование человека.

Структура социальных и культурных потребностей формируется и меняется на протяжении всей жизни индивида, превращая его в человеческую личность, субъекта духовной жизни. Эти потребности способствуют развитию подлинно человеческих качеств: разума, нравственности, стремления к истине, к созидательной деятельности на благо общества. Человек способен ограничивать свои потребности, опираясь на заключения разума и ориентируясь на социальные нормы. Далеко не всегда его потребности могут быть удовлетворены в полной мере. Кроме того, их удовлетворение может противоречить нравственным нормам общества и ущемлять интересы других людей.

Потребности человека – основа для его интересов. Интерес – это форма осознанной потребности, целенаправленное отношение человека к объекту, стремление действовать определенным образом, чтобы добиться желаемого. Потребности человека также проявляются в мотивах его деятельности. Неудовлетворенные потребности обладают побудительной силой, они вызывают активность человека, формируют и направляют его устремления к определенной цели.

Классификация потребностей

Во всем многообразии человеческих потребностей можно выделить две основные группы: первичные и вторичные потребности. Первичные (врожденные) потребности человека относятся к области физиологии и необходимы для выживания и воспроизводства организма: это потребности в еде, воде, сне, убежище, отдыхе, безопасности и т. п. Как правило, они возникают на уровне бессознательного и носят иррациональный характер [1, c. 45].

Вторичные (приобретенные) потребности относятся к области психологии: потребности в общении, социальных связях, внимании со стороны других людей, самоуважении, творческой самореализации и т. п. Вторичные потребности также называют приобретенными, потому что процесс духовного становления человека, формирования его личности связан с развитием его интереса и способностей к социальному взаимодействию и культурной деятельности. Таким образом, духовное взросление человека сопровождается возрастанием роли вторичных потребностей, удовлетворение которых превращает его в социальное существо и выделяет из мира живой природы. Например, в суфийской модели человека их относят к второму уровню и считают их «представителями» общества в человеке [2].

В науке существует и более дробная классификация потребностей человека. Первичные потребности подразделяются на:

  1. биологические, или материальные органические потребности (пища, дыхание, жилище и т. п.),
  2. экзистенциальные (связанные с чувством безопасности, уверенностью в будущем, гарантиями благополучного существования и обеспечения биологических потребностей).

Среди вторичных потребностей выделяют:

  1. социальные потребности (связанные с чувством принадлежности к обществу),
  2. престижные потребности (связанные с оценкой деятельности человека, уважением и самоуважением, общественным признанием его успехов в карьере и творчестве, достижением авторитета),
  3. духовные, или идеальные, познавательные потребности (познание мира, самовыражение, самореализация, творческая деятельность личности, направленная на создание прекрасного). К ним относятся и потребности, связанные с религиозной верой человека [3].

Также можно разделить потребности человека на три основные группы: естественные (биологические), социальные и духовные (культурные) потребности.

Иерархическая теория потребностей Абрахама Маслоу

Американский психолог А. Маслоу создал иерархическую теорию потребностей. Все потребности человека он расположил в восходящем порядке, от низших к высшим. Для наглядности можно расположить эти категории потребностей в виде пирамиды. Главный принцип этой иерархии: потребности каждого следующего уровня становятся актуальными, когда удовлетворены потребности предыдущей ступени. В основании пирамиды находятся физиологические потребности (голод, жажда), на следующем уровне – потребности самосохранения (безопасность, чувство защищенности), еще выше – социальные потребности (любовь, чувство духовной близости, принадлежности к группе), на следующем уровне – потребности в уважении (признание, авторитет, социальный статус), на вершине пирамиды – потребности в самоутверждении (творчество, самореализация).

Естественные потребности

Естественные потребности человека также называют врожденными, биологическими, физиологическими, материальными, органическими, природными, витальными. По своей сути это потребности в условиях существования, необходимых для жизни, развития и воспроизводства организма. Неудовлетворение потребностей такого рода может привести к смерти. В основе естественных потребностей лежат биологические инстинкты, присущие человеку как живому существу: пищевой инстинкт, инстинкты самосохранения и продолжения рода. К числу естественных потребностей относятся потребности в воздухе, воде, пище, жилище, одежде, сне, отдыхе, физических движениях, биологическом воспроизводстве людей, в возможности сохранить и защитить свою жизнь, обезопасить себя, свою семью и жилище. Удовлетворению этих потребностей служит хозяйственная деятельность человека, создание материальных благ, благоустройство бытовой стороны жизни [5].

Социальные потребности

Социальные потребности определяются принадлежностью человека к обществу (без этого формирование личности невозможно). К социальным потребностям относят потребности человека в трудовой деятельности, социальной активности, разнообразных контактах с другими людьми, признании его успехов и достижений. Удовлетворить эти потребности могут только явления общественной жизни. Социальные потребности, в свою очередь, подразделяются на три категории.

  1. Потребности для себя — это потребности в самоидентификации, самоутверждении в обществе, обретении власти, авторитета, признания.
  2. Потребности для других выражаются в разных формах альтруизма: родительская любовь, дружеская преданность, защита близких, помощь слабым.
  3. Потребности коллективного характера основаны на общих для человеческого коллектива нуждах: потребность в социальном мире, справедливости, свободе, безопасности, ограничении внешней агрессии.

Духовные потребности

Это внутренние побуждения человека к реализации своего творческого потенциала, к созданию и освоению культурных ценностей, этических и эстетических представлений и идеалов, к обретению разноплановых знаний о мире. Основа идеальных потребностей человека – стремление к познанию окружающего мира и смысла своего существования. Эта категория потребностей стимулирует развитие науки, искусства, философии, религиозных учений.

В иерархии потребностей, составленной А. Маслоу, высшую ступень занимает самоактуализация человека – осуществление его творческих способностей, реализация талантов через созидательную духовную деятельность [6]. Результаты самореализации нужны не только самому индивиду, который ее осуществляет, но и обществу. Профессиональное становление – один из результатов самореализации. Для общества самореализация индивидов означает развитие экономики, политических отношений, искусства, науки, спорта и т. д.

Читайте также

Список литературы

  1. Рахматуллин Р.Ю., Хидиятов Н.Б. Иррационалистическое направление в философии: учебное пособие. Уфа: Уфимская высшая школа МВД России, 1995. 99 с.
  2. Рахматуллин Р.Ю. Модель человека в суфизме // Вестник ВЭГУ. 2014. № 3 (71). С. 120-129.
  3. Рахматуллин Р.Ю. Кораническая антропология // Молодой ученый. 2014. № 10 (69). С. 561-563.
  4. Рахматуллин Р.Ю., Семенова Э.Р. Традиционализм и либерализм в свете философии права // Научный вестник Омской академии МВД России. 2014. № 1 (52). С. 41-44.
  5. Рахматуллин Р.Ю. Биологическое в структуре личности // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2015. № 14. С. 64-66.
  6. Макклелланд Д. Мотивация человека. СПб.: Питер, 2007. 672 с.

Цитировать

Галиева, М.О. Потребности и их классификация / М.О. Галиева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 44. — С. 263-266. — URL: https://novainfo.ru/article/5536 (дата обращения: 06.06.2023).

Поделиться

Классификация потребностей в отечественной психологии

13.06.2020

В отечественной психологии чаще всего потребности делятся на материальные (потребность в пище, одежде, жилище), духовные (потребность в познании окружающей среды и себя, потребность в творчестве, в эстеГйческих наслаждениях и т. п.) и социальные (потребность в общении, труде, общественной деятельности, признании другими людьми и т. д.).

Материальные потребности называют первичными. Они лежат в основе жизнедеятельности человека. Эти потребности сформировались в процессе филогенетического общественно-исторического развития человека и составляют его родовые свойства. Вся история борьбы людей с природой была прежде всего борьбой за удовлетворение материальных потребностей.

Духовные и социальные потребности отражают общественную природу человека, его социализацию. Надо, однако, заметить, что и материальные потребности тоже являются продуктом социализации человека. Даже потребность в пище у человека имеет социализированный вид: ведь человек употребляет пищу не сырой, как животные, а в результате сложного процесса ее приготовления.

П.В. Симонов (1987) считал, что потребности человека можно разделить на три группы:

  1. витальные;
  2. социальные;
  3. идеальные.

В каждой из этих групп выделяются потребности сохранения и развития, а в группе социальных — еще и потребности «для себя» (осознаваемые субъектом как принадлежащие ему права) и «для других» (осознаваемые как «обязанности»).

Удовлетворению любой из перечисленных потребностей способствуют исходно самостоятельные потребности в вооруженности (средствами, знаниями, умениями) и потребность преодоления препятствий на пути к цели, отождествляемая П.В. Симоновым с волей.

А.В. Петровский (1986) делит потребности по происхождению — на естественные и культурные, по предмету (объекту) — на материальные и духовные. Естественные потребности могут быть материальными, а культурные — материальными и духовными.

П.А. Рудик (1967) выделяет общественные и личные потребности, что вряд ли корректно: каждая потребность является личной. Другое дело, каким целям (общественным или личным) соответствует удовлетворение потребности человека. Но это уже будет характеризовать мотив, а не потребность.

У В.А Крутецкого (1980) потребности разделены на естественные, духовные, социальные потребности. С.Б. Каверин (1987) в зависимости от сферы реализации человеческих нужд предлагает разделять потребности на биогенные, психофизиологические, социальные и высшие (рис.

88).


И.А. Фурманов (1998), опираясь на идею взаимодействия индивида и среды как основу эффективной адаптации, предлагает следующую классификацию потребностей:

  • потребность в физическом совершенствовании. Доминирование данной потребности свидетельствует о направленности на приобретение жизненно необходимых физических качеств, развитие силы, ловкости, выносливости и т. д.;
  • потребность в духовном совершенствовании. Эта потребность может указывать на стремление человека к овладению культурными и общечеловеческими ценностями, на ориентацию на эстетические, этические и моральные стандарты;
  • потребность в трудовой деятельности. Доминирование этой потребности свидетельствует об активном стремлении участвовать в трудовой деятельности при условии справедливой оплаты ее результатов. Данная потребность может выступать мерилом профессиональной адаптированности человека, ибо материальная заинтересованность в своем труде и ощущение социальной справедливости при вознаграждении его результатов — основа сознательного отношения к трудовой деятельности;
  • потребность в дружбе. Указывает на стремление найти настоящих, отзывчивых друзей, способных прийти на помощь в трудную минуту;
  • потребность в эмоциональной близости. Свидетельствует о желании встретить человека, с которым можно поделиться сокровенными мыслями;
  • потребность в уважении и поддержке со стороны окружающих. Доминирование этой потребности свидетельствует о необходимости признания и получения уважения и поддержки от ближайшего окружения;
  • потребность в развлечениях. Является естественным стремлением человека снять психическое напряжение, расслабиться и получить положительные эмоции. Понятно, что желание весело проводить свободное время, найти развлечение по душе можно удовлетворить различными путями;
  • потребность в комфорте. Эта потребность указывает на стремление к благоприятному жизнеобеспечению, материалы ному благополучию и душевному спокойствию;
  • потребность в познании. По силе этой потребности можно судить об устремлениях к получению прочных знаний и образования. Основной характеристикой потребности в познании является любознательность. Обычно она выражается в интересе к определенному кругу предметов, склонности к глубокому изучению той или иной области знаний, любви к чтению книг и специальной литературы;
  • потребность в лидерстве. Свидетельствует о стремлении к первенству и доминированию. Может выражаться в попытках контролировать, оказывать влияние и направлять действия окружающих, а также подавлять и ограничивать активность других;
  • потребность в противоположном поле. Интерес к вопросам секса у большей части людей естествен и понятен. Однако доминирование данной потребности не следует оценивать однозначно и объяснять только биологически обусловленными устремлениями к установлению половых отношений. Стремление пользоваться популярностью, вниманием и благосклонностью у лиц противоположного пола часто имеет и более широкий, социальный смысл;
  • потребность в оказании помощи окружающим. Она лежит в основе стремлений к сопереживанию окружающим и проявлению милосердия. Доминирование этой потребности характеризует человека как всеобщего утешителя, друга страждущих, скорбящих и нуждающихся, а также свидетельствует о желании заботиться о других, оказывать моральную и материальную поддержку;
  • потребность в достижениях. Свидетельствует о желании преодолеть, побороть, опередить других, сделать что-то быстрее и лучше их, достичь высокого уровня в каком-либо деле, быть последовательным и целеустремленным. Необходимо отметить, что поведение, ориентированное на достижение, может побуждаться мотивами двух видов: достижение успеха и избегание неудачи. В принципе, нет таких людей, которых не волновали бы собственные успехи и не тревожили неудачи в зависимости от того, какие мотивы у них преобладают и как осуществляется ими выбор тактики действий;
  • потребность в автономии. Характеризуется как стремление к получению самостоятельности и независимости;
  • потребность в престиже. Доминирование этой потребности характеризуется стремлением подростка к получению признания окружающих, желанием покорить других, привлечь к себе внимание, удивить своими достижениями и личностными качествами. Отличительной особенностью также является жажда популярности, достижение высокого социального статуса. Кроме того, это может свидетельствовать и о высоком уровне притязаний.

Потребность в престиже следует рассматривать вместе с другими побуждениями, например, с потребностями в трудовой деятельности, духовном совершенствовании, познании, поскольку, как показывает практика, притязания учащихся в сфере образования, социального продвижения, трудовой деятельности и материального благополучия часто сильно завышены. Они хотят слишком многого и слишком быстро. При этом высокий уровень социальных и потребительских притязаний не подкрепляется столь же высоким уровнем знаний и умений. У многих подростков понятие «больше иметь и получать» не сочетается с психологической готовностью прилагать к достижению поставленной цели соответствующие адекватные усилия. Такое иждивенчество грозит большими жизненными разочарованиями, сильной степенью дезадаптации со всеми вытекающими последствиями: чувством неполноценности, потерянности, ненужности.

Очевидно, что рассмотренные классификации и деления потребностей на группы не отражают их разнообразие.

Ключевые слова: Потребности

Источник: Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем, шк., 2009.

Материалы по теме

Характеристика потребностей человека

Сербиновский Б.Ю., Управление персоналом

Иерархия потребностей

Кравченко А.И. — Психология и педагогика (Высшее образование) — 2008

Потребность, мотив, ценность и фрустрация

Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 1. Защитные психологические механизмы…

Классификации потребностей

Фридман Л.М., Кулагина И. Ю. — Психологический справочник учителя

Мотивы и потребности личности

Реан А. А., Психология личности. — СПб.: Питер, 2013. — 288 с.: ил. — (Серия «Мастера…

Фрустрация потребности в эмоциях и ее последствия

Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 1. Защитные психологические механизмы…

Трансформация потребностей

Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. — Психологический справочник учителя

Что такое социогенные потребности и как они формируются?

Лабунская В.А., Социальная психология личности в вопросах и ответах, 1999

404: Страница не найдена

Страница, которую вы пытались открыть по этому адресу, похоже, не существует. Обычно это результат плохой или устаревшей ссылки. Мы извиняемся за любые неудобства.

Что я могу сделать сейчас?

Если вы впервые посещаете TechTarget, добро пожаловать! Извините за обстоятельства, при которых мы встречаемся. Вот куда вы можете пойти отсюда:

Поиск
  • Пожалуйста, свяжитесь с нами, чтобы сообщить, что эта страница отсутствует, или используйте поле выше, чтобы продолжить поиск
  • Наша страница «О нас» содержит дополнительную информацию о сайте, на котором вы находитесь, WhatIs.com.
  • Посетите нашу домашнюю страницу и просмотрите наши технические темы

Просмотр по категории

Сеть

  • CAPWAP (Контроль и настройка точек беспроводного доступа)

    CAPWAP (управление и обеспечение точек беспроводного доступа) — это протокол, который позволяет контроллеру доступа управлять …

  • мониторинг производительности сети (NPM)

    Мониторинг производительности сети (NPM) — это процесс измерения и мониторинга качества обслуживания сети.

  • инфракрасное излучение (ИК)

    Инфракрасное излучение (ИК), иногда называемое просто инфракрасным, представляет собой область спектра электромагнитного излучения, в которой …

Безопасность

  • аналитика безопасности

    Аналитика безопасности — это подход к кибербезопасности, который использует инструменты сбора, агрегирования данных и анализа угроз …

  • NICE Framework (Национальная инициатива по обучению в области кибербезопасности Cybersecurity Workforce Framework)

    The NICE Framework (National Initiative for Cybersecurity Education Cybersecurity Workforce Framework) является справочным ресурсом …

  • черный список приложений (занесение приложений в черный список)

    Занесение приложений в черный список — все чаще называемое занесением в черный список приложений — представляет собой практику сетевого или компьютерного администрирования, используемую . ..

ИТ-директор

  • план закупок

    План закупок, также называемый планом управления закупками, представляет собой документ, который используется для управления процессом поиска …

  • Общепринятые принципы ведения учета (Принципы)

    Общепринятые принципы ведения документации — это основа для управления записями таким образом, чтобы поддерживать …

  • система управления обучением (LMS)

    Система управления обучением представляет собой программное приложение или веб-технологию, используемую для планирования, реализации и оценки конкретных …

HRSoftware

  • конвейер талантов

    Воронка талантов — это группа кандидатов, готовых занять вакансию.

  • аутсорсинг процесса подбора персонала (RPO)

    Аутсорсинг процесса найма (RPO) — это когда работодатель передает ответственность за поиск потенциальных кандидатов на работу . ..

  • специалист по кадрам (HR)

    Специалист по персоналу — это специалист по кадрам, который выполняет повседневные обязанности по управлению талантами, сотрудникам …

Обслуживание клиентов

  • скорость оттока

    Коэффициент оттока — это показатель количества клиентов или сотрудников, покидающих компанию в течение определенного периода времени.

  • управление маркетинговой кампанией

    Управление маркетинговыми кампаниями — это планирование, выполнение, отслеживание и анализ кампаний прямого маркетинга.

  • ведущий специалист по продажам (SQL)

    Квалифицированный потенциальный клиент (SQL) — это потенциальный клиент, который был изучен и проверен — сначала организацией …

Иерархия человеческих потребностей Маслоу

Абрахам Маслоу постулировал, что у людей есть восходящий порядок потребностей, и использовал иерархическую пирамиду для их приоритетности. На нижних уровнях пирамиды находятся наши физиологические потребности, такие как пища, кров и одежда, необходимые нам для выживания. По мере удовлетворения этих потребностей возникают все более высокие потребности: безопасность и защищенность, социальное взаимодействие и самооценка, и все это увенчано самоактуализацией — термином, который Маслоу использовал для описания конечной человеческой потребности учиться, расти и достигать своего полного совершенства. потенциал.

Физиологические потребности

Эти потребности можно разделить на две категории:

1. Первую категорию составляют гомеостатические потребности — потребность в поддержании внутреннего биологического баланса — и включают такие вещи, как концентрация соли , концентрация сахара и концентрация воды в крови. Если вещество выходит из равновесия, возникает желание потреблять продукты, которые возвращают эти уровни в равновесие.

2. Ко второй категории относятся потребности, не являющиеся гомеостатическими, такие как сон и секс.

Обе эти категории глубоко укоренены в биологических системах организма. Что еще более важно, если бы кто-то лишил человека материальных благ и психологической идентичности, физиологические потребности были бы основной движущей силой поведения этого человека. Все действия будут направлены на удовлетворение базовых потребностей, и человек будет искать среду для удовлетворения этих потребностей. Во время большого велопробега Wal-Mart заметил, что при температуре выше 88 градусов продажи пива падают, а продажи воды растут.

В современном обществе редко кто испытывает такой уровень физиологической мотивации. Было бы еще реже найти человека, который полностью неудовлетворен в течение длительного периода времени.

Потребности в безопасности

Когда физиологические потребности удовлетворены, появляются потребности в безопасности. К ним относятся потребность в безопасности и стабильности. Если бы вы лиши кого-то всего, кроме его или ее физиологических потребностей, потребность в безопасности стала бы основным мотиватором, но не с таким чувством безотлагательности, как физиологические потребности.

Как и в случае с физиологическими потребностями, современное общество обеспечивает достаточное удовлетворение потребностей безопасности для подавляющего большинства взрослых. Потребности в безопасности возникают в меньших масштабах и проявляются в стремлении людей к определенности: стабильность работы и страховые полисы — обычное предпочтение известного перед неизвестным.

Потребность в принадлежности и любви

Когда удовлетворены физиологические потребности и потребности в безопасности, возникает потребность в принадлежности. К ним относятся потребность в привязанности, отношениях и принадлежности к группе. В повседневной жизни люди проявляют эти потребности в своем желании вступить в брак, создать семью, быть частью общества, членом церкви, членом братства, членом банды или членом боулинг-клуба. . Принадлежность также является частью того, что они ищут в карьере.

Именно на этом уровне поддержка и социальная структура современного общества становятся недостаточными для удовлетворения потребностей человека. Современное общество показывает свою фрагментацию в распаде традиционных групп. Повышенная мобильность заставила многих чувствовать себя разъединенными и неудовлетворенными. Важность соседства и семьи для благополучия человека упускалась из виду. Более того, нет никаких признаков того, что эта фрагментация замедлится. Маслоу назвал эти неудовлетворенные потребности основной причиной психических расстройств. Он прокомментировал: «Мы в значительной степени забыли наши глубокие животные склонности к стаду, объединению, принадлежности». Эта потребность показывает, почему потребители предпочитают быть частью брендов, которые предлагают им связь и принадлежность, таких как Parrotheads Джимми Баффета или H.O.G Harley-Davidson.

Потребность в уважении

Маслоу разделил следующий уровень иерархии на две категории: потребность в уважении со стороны других и потребность в самоуважении. Потребность в уважении со стороны других удовлетворяется извне и включает стремление к статусу и господству, в то время как потребность в самоуважении удовлетворяется внутренне и включает в себя потребность в независимости и господстве.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts